Открытое служение отца Глеба Каледы Став священником, отец Глеб очень изменился. Он ушел в себя, он как бы во многом отделился от меня — ушел в свой храм, в свою комнату, и я вроде бы осталась одна. Я даже жаловалась: «Ты столько получил, а я теперь одна, потому что ты занят своими духовными делами, своими духовными детьми…» Но он говорил: «Подожди, подожди… я вернусь». Да, потом он, конечно, вернулся, но главным для него теперь стала Церковь. 21 июля, 2010 Став священником, отец Глеб очень изменился. Он ушел в себя, он как бы во многом отделился от меня — ушел в свой храм, в свою комнату, и я вроде бы осталась одна. Я даже жаловалась: «Ты столько получил, а я теперь одна, потому что ты занят своими духовными делами, своими духовными детьми…» Но он говорил: «Подожди, подожди… я вернусь». Да, потом он, конечно, вернулся, но главным для него теперь стала Церковь. Я уже говорила, что 2 октября 1990 года отец Глеб вышел на открытое служение, и первая его служба — чтение акафиста иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме Ильи Обыденного. А уже на Покров отец Глеб был приглашен на патриаршую службу в храм Василия Блаженного, исповедует во время вечерней и утренней службы, а потом участвует в крестном ходе вокруг храма. Он очень много служит в Обыденном, причем не в один день, скажем, утром и вечером, а по разным дням. Все это он нес очень терпеливо. Будучи младшим священником, он старался держаться скромно. Кроме того, его привлекают к работе в Высокопетровском монастыре, и в январе 1991 года он был зачислен на должность заведующего сектором религиозного просвещения и катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. Незадолго до этого он вместе с отцом Владимиром Воробьевым и другими московскими священниками организует катехизаторские курсы, преобразованные в дальнейшем в Православный Свято-Тихонов­ский богословский институт. Он считает, что они обязательно должны быть открыты в 1991 году к началу весеннего семестра — 4 февраля. Это было достигнуто, хотя и большими усилиями, потому что очень трудно было с помещением. Отец Глеб набрал на курсы преподавателей, в основном из московского духовенства, и был их первым ректором.

http://pravmir.ru/ogleb-pasxa/

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Пояснительная записка Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов обусловлено необходимостью качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Катехизация, как содействие уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения и образа жизни по Христовым заповедям, в сознательном и ответственном участии в литургической жизни Церкви, должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности катехизатора на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки катехизаторов (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18)). Первыми учреждениями, начавшими осуществлять систематическую подготовку катехизаторов, стали катехизаторские (богословско-педагогические) курсы. С начала 90х гг. курсы – наиболее распространенная форма образования в основном для мирян, желающих осуществлять духовно-просветительскую деятельность на приходах. Учащиеся курсов получают базовую богословскую подготовку, а также основы педагогической и катехизаторской работы. Многие выпускники курсов осуществляют служение в качестве преподавателей воскресных школ для детей и взрослых. Однако на настоящий момент в ряде епархий отсутствуют подобные центры подготовки катехизаторов, а имеющиеся работают по различным программам и предъявляют неодинаковые требования к выпускникам. Введение определенного стандарта призвано обобщить и систематизировать накопленный опыт подготовки катехизаторов с учетом современных задач, стоящих перед катехизацией, и, по возможности, распространить его во все епархии.

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

Слово Патриарха Алексия II об отце Глебе Каледе Вспоминая отца протоиерея Глеба Каледу, невольно думаешь о его жизненном пути. Ученый, профессор, доктор наук. Тайно рукоположенный в тяжелые для Церкви годы, создавший в своей квартире домовый храм, в котором воспитывалась вся семья 31 октября, 2009 Вспоминая отца протоиерея Глеба Каледу, невольно думаешь о его жизненном пути. Ученый, профессор, доктор наук. Тайно рукоположенный в тяжелые для Церкви годы, создавший в своей квартире домовый храм, в котором воспитывалась вся семья 1 ноября 2009 года исполняется 15 лет со дня кончины профессора протоиерея Глеба Каледы (1921-1994) Вспоминая отца протоиерея Глеба Каледу, невольно думаешь о его жизненном пути. Ученый, профессор, доктор наук. Тайно рукоположенный в тяжелые для Церкви годы, создавший в своей квартире домовый храм, в котором воспитывалась вся семья – с приходом религиозной свободы в нашей стране он явил себя миру как пастырь – ревностный, усердный, одаренный жизненным и духовным опытом. Будучи светским ученым, он занимался богословием и накопил богатый опыт духовных знаний, которые так накопились ему в будущем.  Он начал совершать богослужение сначала в храме Илии Пророка в Обыденном переулке, затем в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, потом в храме Преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре. Внешне отец Глеб, может быть, не производил впечатления человека, который осуществлял в жизни такую уникальную разностороннюю миссию как ученый, как пастырь. Как удивительный богослов-катехизатор, как человек. Который имел огромный талант просвещать, научать людей. И тогда, когда мы даже и не думали о возможности  создания православного богословского института, он провидел возможность этого, и катехизаторские курсы, одним из основателей которых он являлся, послужили основой Православного Свято-Тихоновского богословского института. Отец Глеб не только научал людей вере в Бога, не только указывал пути ко спасению, но он в своей семье воспитал шестерых детей.

http://pravmir.ru/slovo-patriarxa-aleksi...

Архив Пн Протоиерей Владимир Воробьев: «Воспитываем кадры для Церкви, работаем на всю страну» 21 ноября 2017 г. 15:23 Интервью ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева «Журналу Московской Патриархии» ( 11 за 2017 год ). От института к университету... и обратно — Ваше Высокопреподобие, многие источники, и официальный сайт вашего вуза не исключение, подробно вспоминают самые первые шаги Богословского института, в который благословением Патриарха Алексия II 25 лет назад были преобразованы Богословско-катехизаторские курсы, созданные годом ранее по инициативе московского духовенства. Не можете ли Вы вспомнить, кому персонально принадлежала идея присвоения институту имени святителя Московского Тихона? — Это случилось на одном из первых заседаний Ученого совета вуза, в который помимо меня входили протоиереи Валентин Асмус, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов, Андрей Ефимов и Александр Щелкачев (теперь тоже священник). Предлагались самые разные варианты. Имя святителя Тихона едва ли не одновременно произнесли несколько человек, и я в том числе. Можно сказать, это была коллективно высказанная идея, витавшая в воздухе. Первый после воссоздания Патриаршества Предстоятель, положивший жизнь свою за Церковь в период страшного гонения на веру, был только недавно канонизирован. Подавляющее большинство присутствовавших сразу же проголосовали за это предложение, Патриарх Алексий II утвердил его, и с тех пор Православный богословский институт официально стал называться Свято-Тихоновским. — Поначалу Вы открыли прием студентов на пять факультетов. В дальнейшем их число росло параллельно с освоением новых специальностей и направлений, по которым ПСТГУ готовил специалистов. Обрисуйте, пожалуйста, основные вехи этого процесса применительно как к развитию российских духовных школ, так и к совершенствованию всей системы высшего образования в стране. — Попробую, хотя кратко сделать это трудно.

http://patriarchia.ru/db/text/5067074.ht...

ЖМП 8 август 2022 /  15 августа 2022 г. 16:00 Говорить о слове Божием Библейские встречи, на которых прихожане изучают Священное Писание, все чаще становятся неотъемлемой частью приходской жизни православных храмов, причем не только в России, но и за рубежом. И все чаще их берутся вести миряне. Как получилось, что они стали заниматься этой непростой катехизаторской деятельностью, и что дает им этот опыт? Об этом корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали прихожане зарубежных и российских епархий.  PDF-bepcuя. Зародить интерес к библейским текстам Дмитрий Полюшкин ведет Евангельские группы на приходе собора святителя Николая в Вене уже больше пяти лет. По специальности он физик, закончил МФТИ. Будучи аспирантом, продолжил учебу в Англии. Дмитрий рассказывает, что он стал православным, живя вне родины. — Религией я интересовался с детства, даже читал Библию, но тогда Православие мне казалось непонятным, мне был ближе протестантизм. Когда же я приехал в Англию, то оказался в городе, где была единственная на десятки километров вокруг православная церковь с очень активной общиной. Я узнал о ней от знакомых протестантов, пришел на богослужение и был покорен глубиной и красотой Православия. Я почувствовал, что нашел свой Дом, стал активно воцерковляться. Понимая, что мне не хватает знаний, окончил православные курсы. Через несколько лет моя учебная программа в Англии завершилась, и вместе с супругой мы переехали в Австрию, где я стал прихожанином собора святителя Николая в Вене с большой и очень деятельной общиной, воскресной школой для детей и взрослых и Евангельскими группами. Мне тоже захотелось участвовать в этой разнообразной приходской жизни. В тот год я поступил на заочное обучение в ПСТГУ по специальности «Теология», чтобы получить хорошее богословское образование. На втором курсе мне предложили вести в нашем соборе занятия в воскресной школе для детей, а затем и библейские группы для взрослых. Я охотно откликнулся. Позже написал магистерскую работу в ПСТГУ по своей приходской педагогической деятельности.

http://e-vestnik.ru/analytics/bibleiskie...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождение православного вуза, или Жизнь священника в эпоху атеизма 16 мин., 03.12.2021 В этом году исполняется 30 лет Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Возникший на базе катехизаторских курсов, он сумел за относительно короткое время стать серьезным высшим учебным заведением, своего рода первенцем православного образования. Мы побеседовали с его ректором протоиереем Владимиром Воробьевым о том, как начинался ПСТГУ, какой в советское время, в эпоху господства атеизма была жизнь служителя Церкви. Корни университета — Отец Владимир, что для Вас как для ректора было самым сложным, когда только начинался Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет?  — Сначала у нас не было буквально ни одного рубля и ни одного метра площади. Все это казалось безумной авантюрой. Первые пять лет мы работали практически бесплатно. Преподавателям приходилось читать лекции по вечерам, после основной работы. Потом появились некоторые деньги, и мы стали преподавателям платить — очень немного, деньги были символические. Студенты наши тоже были подвижниками. Мы их кормили американским пюре из гуманитарной помощи. Некоторые иногородние студенты ночевали на вокзале. Все складывалось трудно, но дух был замечательный. Это время младенчества — очень чистое, светлое и радостное, хотя и очень бедное. Постепенно находились помещения. Очень помог ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Он в течение многих лет бесплатно пускал нас в университетские аудитории. В Первой градской больнице нам тоже давали помещения. А потом Господь послал нам благотворителей, которые стали финансировать нас уже более серьезно. Мы смогли выплачивать зарплату преподавателям — меньшую, чем в иных вузах, но все же соизмеримую с минимальными потребностями. Братство во имя Всемилостивого Спаса. Братство возникло в 1990 году, когда для Церкви открылись новые возможности для активной миссионерской, просветительской и социальной деятельности. Оно объединило духовные общины известных московских протоиереев Владимира Воробьева, Аркадия Шатова, Димитрия Смирнова и др. Братство активно строило и реставрировало храмы, готовило новых священников и просило об их рукоположении. Очень много внимания и сил уделялось делам милосердия и благотворительности: открытие Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, благотворительной столовой, работа в больницах, помощь многодетным семьям и сиротам и многое другое. Другим важнейшим направлением работы была просветительская деятельность братства. Им была создана православная Свято-Петровская школа (изначально называвшаяся Традиционной гимназией 1), которая сформировалась в недрах общеобразовательной школы 91 на Арбате. Священники братства читали лекции во дворцах культуры и клубах. Позже были созданы Катехизаторские курсы. Именно из Катехизаторских курсов, в свою очередь, вырос Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ныне ПСТГУ.

http://foma.ru/rozhdenie-pravoslavnogo-v...

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf V ГЛАВА.ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Под «духовным» образованием современная официальная терминология Русской Православной Церкви понимает преимущественно то, что закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года называет «учреждениями профессионального религиозного образования». По своей организационно-правовой форме они являются религиозными организациями; сюда относятся Духовные академии, семинарии, училища, пастырские курсы. (духовные школы). Также, как отметил на Рождественских чтениях 2003 года ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Владимир Воробьев «такую форму… могут иметь приходские воскресные школы, катехизаторские курсы, приходские факультативы». 484 В то же время, например, в справочном пособии по государственной регистрации религиозных организаций Русской Православной Церкви, выпущенном Воронежской и Борисоглебской епархией в 2004 году, говорится, что «воскресные школы для детей и взрослых, создаваемые при приходах, подворьях, монастырях, духовных учебных заведениях не являются религиозными организациями, не относятся к числу духовных учебных заведений и не подлежат государственной регистрации». 485 Здесь необходимо отметить, что сегодня в Русской Православной Церкви существуют две структуры, отвечающие за организацию религиозного образования. Это Учебный Комитет и Отдел религиозного образования и катехизации. При этом Учебный Комитет отвечает за подготовку собственно внутрицерковных кадров, а Отдел религиозного образования и катехизации – за организацию религиозного просвещения широких народных масс. Приходские воскресные школы, факультативы, катехизаторские курсы, таким образом, относятся к ведению этого отдела. В данной же главе будут рассматриваться учебные заведения, ответственные за подготовку внутрицерковных кадров, то есть подведомственные Учебному Комитету, независимо от их организационно-правовой формы. 486

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова 15 мая 2015 г. 17:07 Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Комментирует ситуацию и.о. руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишак. — Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера? — Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь. — Что за личность — Сергей Масленников? Где он служит? — Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович — мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии — в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения. — В чем духовный вред книг Сергея Масленникова? — В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, не здорова и в итоге, может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий Брянчанинов, активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство — это не свод правил, а Библия и книги отцов — это не цитатники. Христос — это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) — это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

http://patriarchia.ru/db/text/4080490.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Миссия выполнима? 17.11.2009 364 Время на чтение 7 минут Когда я слышу в церковных СМИ слово " миссия " , то вздрагиваю... Нынешнее понимание этого слова настолько стало далеко от своего изначального смысла, что часто недоумеваешь: неужели ЭТО - миссия?.. Сейчас только ленивый не говорит о миссии. Нет, лучше так сказать: сейчас нельзя не говорить о миссии, ибо прослывёшь ленивым. Говорить о миссии, изображать миссионерство - стало, по сути, синонимом " делать карьеру " ... Разве это не так? У нас сейчас столько народу ринулось в " агрессивные " миссионеры, что впору остальным христианам дома сидеть, а то на улице боязно - затопчут... Хочешь получить церковный орден, хочешь, чтобы о тебе писали, говорили, на тебя ссылались, называли гордым словом: " наш миссионер " ? Тогда тебе на рок-концерт, байк-шоу, ток-шоу, " забивать гвозди в грехи " , бороться с абортами, гомосексуализмом; за ОПК, за капелланов в армии, тебе учить (или, лучше - обещать выучить) китайский язык, раздавать Евангелие на улицах, устраивать катехизаторско-богословские курсы с обязательной выдачей дипломов. Тем более, ситуация благоприятна: симфония церковной и светской власти (под современным названием " взаимодействие Церкви и государства " ) всё крепнет: мэры, стадионы, университеты, тюрьмы, СМИ, налоговая инспекция - все с Церковью " сотрудничают " . Поэтому развивается такое направление в миссионерстве, которое уповает на использование " административного ресурса " в деле спасения даже тех, кто и не желает, чтобы его спасали такими способами. Посмотрите вокруг себя - мы спасаем всех от всего: как, например, проходит стандартная работа " миссионера " среди молодёжи? Пить плохо, курить - бесам кадить; блудишь? - жди, телегония стучится в дверь до седьмого колена; наколки? - сатанизм, пирсинг? - ад плачет по тебе, девчушка! Я не утрирую - я немало видел " миссионерских " газет, листовок, журналов, брошюр, якобы направленных на спасение современной молодёжи. " Спасение " путём угроз и пугалок... Вот лишь один из инквизиторских примеров " защиты " молодёжи от... инкубов и суккубов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ПО ПОДГОТОВКЕ КАТЕХИЗАТОРОВ  (краткосрочные курсы) Общая характеристика программы Программа подготовки катехизаторов составлена в соответствии с целями и задачами Русской Православной Церкви в области катехизации. Образовательный процесс по программе осуществляется по очно-заочной форме обучения, которая предполагает проведение установочных лекций, семинаров, практических занятий, домашнюю самостоятельную подготовку слушателей и аттестацию. Программа подготовки катехизаторов включает в себя: 1. Цикл «Основы православного вероучения» (72 ауд. часа), состоящий из установочных лекций по следующим дисциплинам: – Введение в Православное вероучение; – Священное Писание (Ветхий и Новый Завет); – История Церкви; – Введение в литургику; – Нравственное Богословие. 2. Цикл «Катехизическая деятельность» (72 ауд. часа), состоящий из установочных лекций и практических занятий по следующим дисциплинам: – Основы катехизации; – Основы приходского консультирования; – Основы православной педагогики; – Духовно-нравственное воспитание и преподавание вероучительных знаний детям в воскресной школе; – Практика приходской катехизации. Итого объем учебных дисциплин – 144 ауд. часа. Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачетов по дисциплинам. Итоговая аттестация предполагает написание слушателями защиту выпускной работы. Выпускная работа представляет собой богословски грамотную практическую разработку в области катехизации (например, составление цикла огласительных бесед или бесед с брачующимися, разработка катехизического листка, организация просветительского мероприятия и т.п.). В процессе обучения слушатели приобретают знания в области основ православного вероучения, организации и ведения катехизаторской деятельности. 1. Цикл «Основы православного вероучения» (72 ауд. часа) Введение в Православное вероучение Понятие о религии и вере. Вера и неверие. Вера и разум. Откровение. Библия.

http://azbyka.ru/katehizacija/prilozheni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010