Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Система церковного права в трудах Николая Семеновича Суворова Статья кандидата богословия, кандидата юридических наук, доцента кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии священника Владислава Багана анализирует систему церковного права в рамках канонического наследия именитого дореволюционного исследователя Николая Семеновича Суворова (1848–1909 гг.). Будучи заслуженным профессором церковного права Императорского Московского университета, Н. С. Суворов считается одним из основоположников церковно-правовой науки в Российской империи. Апогей научно-исследовательской деятельности ученого относится к последней четверти XIX столетия. Это время безусловно ассоциируется с расцветом отечественной науки церковного права. Суворовское учебное пособие «Курс церковного права» многократно переиздавалось, а его историко-канонические монографии оценивались духовно-академическим сообществом на уровне ведущих западноевропейских аналогов. За авторством Н. С. Суворова — мириады печатных трудов, среди которых десятки монографий и учебных пособий, сотни специализированных статей и рецензий в области церковного права. Автор статьи попытался систематически отразить церковно-канонические взгляды Н. С. Суворова. Статья Церковно-правовая наука в отечественном духовно-академическом образовательном пространстве в настоящий момент располагается на этапе поисков самоидентичности и экспертных дискуссий. В данной ситуации особый интерес вызывает концептуальное наследие русского исследователя Николая Семеновича Суворова (1848–1909), одного из известнейших канонистов второй половины XIX в., оказавшего влияние на тогдашнюю церковно-правовую рефлексию. К сожалению, на данный момент не существует полного и развернутого исследования взглядов канониста, за исключением нескольких небольших научных статей . Представленная работа попытается заполнить лакуны, связанные с каноническим наследием знаменитого дореволюционного канониста Н. С. Суворова.

http://bogoslov.ru/article/6195473

Содержание От переводчикаСв. Николай Кавасила (церковная память 20 июня) родился в Фессалониках около 1320-1323 года. Принадлежа к аристократическому роду, он по Св. Николай Кавасила (церковная память 20 июня) родился в Фессалониках около 1320-1323 года. Принадлежа к аристократическому роду, он получил блестящее как светское, так и богословское образование; кроме духовных сочинений, известны его труды по астрономии. Молодым человеком поступил на службу императору, избрав политическую и дипломатическую карьеру. Был одним из трех кандидатов, предложенных Синодом в 1353 г. (будучи еще, по-видимому, мирянином) для канцелярии Вселенского патриарха. Однако избран он не был, и у нас нет никаких свидетельств о его хиротонии; говорят, что к концу жизни он принял монашество, но и зтому нет письменных доказательств. Друг свт. Григория Паламы, он, однако, не принимал активного участия в исихастских спорах 1338 - 47 гг. и в своих основных трудах уклоняется от прямого обсуждения затронутых этими спорами вопросов о различении в Боге сущности и энергий, о нетварном Фаворском Свете, об умном делании Иисусовой молитвы. Хотя очевидно его сочувствие исихастским взглядам. Скончался он вскоре после 1391 г. П. Неллас в своем исследовании опирается на следующие труды Н. Кавасилы: - " Семь слов о жизни во Христе " помещены у Миня, PG 150, 493-726; рус. перевод вышел в 1874 г. и переиздан репринтом (Москва, Паломник, 1991). - " Изъяснение Божественной Литургии " - у Миня, PG 150, 368-492; также с французским переводом и комментарием S. Salaville - в " Sources chretiennes " 4 bis (Paris, 1967); на рус. яз. опубликовано в " Кормчий " . - " Богородичные проповеди " изданы и снабжены переводом М. Jugie в " Patrologia Orientalis " 19, 8 (Paris, 1925). 456-510. Они также издавались во втором томе серии Epi tas pigas под названием " I Theomitor " (Афины, 1968) - мы ссылаемся на это издание. Для более полных сведений о прочих трудах Николая Кавасилы. их богословской значимости и об историческом контексте его жизни см. П. Неллас. Prolegomena eis tin meletin Nikolaou tou Kavasiia (Афины, 1968). Семь проповедей опубликованы в редакции V. Psevtongas: " Nikolaou Kavasila. Epta anekdotoi iogoi " (Фессалоники, 1976).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 10. Открытие Высших Богословских Курсов. Об обновленцах и легализации Патриаршей Церкви в документах и дневнике 1924-1925 гг. 31.03.2015 924 Время на чтение 142 минут Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов историко-богословского наследия митрополита Григория (Чукова), в 1924-1935 гг. бывшего настоятелем Николо-Богоявленского Морского собора в Ленинг раде. Публикуемые дневник и документы протоиерея Николая (Чукова) рассказывают о событиях церковной жизни 1924-1925 гг., его пастырско-педагогической деятельности и трудах по восстановлению высшего богословского образования, преодолению обновленческого раскола и легализации Патриаршей Церкви. С назначением А.И. Рыкова на пост председателя Совнаркома 2 февраля 1924 г. произошла некоторая корректировка церковной политики советской власти. Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) допустила легализацию Синода на условии введения в его состав ряда лиц, " хорошо ведомых ОГПУ " , а в марте поручила ОГПУ ввести в Синод В.Д. Красницкого при условии, что Патриарх Тихон не будет противиться. Е.А.Тучков пообещал Патриарху, что если он введет в состав Синода В.Д. Красницкого, то Синод будет зарегистрирован . 13 марта 1924 года Политбюро ЦК РКП (б), а 21 марта Президиумом ЦИК СССР было принято решение о прекращении следствия и закрытии дела Патриарха. 9 апреля 1924 г. Патриарха приняли А.И. Рыков и М.И. Калинин. Во время встречи Патриарх просил оказать содействие в легализации органов церковного управления. Он жаловался на преимущественное положение обновленцев, чьи органы управления зарегистрированы и которым, в отличие от приверженцев Тихона, разрешено созывать съезды, совещания. Патриарх обращал внимание на противоречие между существующим законодательством и практикой властей в отношении к его сторонникам и обратился с ходатайством о пересмотре дел высланных в административном порядке архиереев, представив список из 25 человек. Кроме того, Патриарх Тихон указал на незаконность налогового обложения духовенства и храмов, расходящегося с положениями законодательства. Эти же положения были повторены Патриархом в письмах Е.А. Тучкову.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Идея святителя Серафима (Соболева): пять богословских концепций Самые важные богословские концепции новопрославленного святого 5 февраля, 2016 Самые важные богословские концепции новопрославленного святого 3 февраля Архиерейский собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Перу святителя принадлежит множество богословских трактатов и статей по широкому кругу вопросов. Предлагаем вашему вниманию пять самых важных богословских концепций новопрославленного святого. Идея первая: Софии Премудрости Божией как самостоятельной реальности не существует Опровержению софиологии, а точнее, ее интерпретации в трудах протоиерея Сергия Булгакова и отца Павла Флоренского , архиепископ Серафим посвятил несколько статей и огромную монографию «Новое учение о Софии Премудрости Божией» (София, 1935). Софиология разбирается святителем с точки зрения внутренней противоречивости: здесь отец Сергий называет Премудрость Божию «ипостасью», а здесь «ипостасностью», в этом месте отец Павел именует Софию тварью, а в другом – отказывается включать ее в число тварных существ. Но большая часть книги посвящена опровержению ключевого тезиса софиологии о том, что София является tertium quid, чем-то третьим наряду с Богом и тварью, неким посредником между ними. Архиепископ Серафим последовательно отвергает все попытки русских софиологов апеллировать к Писанию и Преданию, где не раз встречается богословский образ Премудрости. Он показывает, что с его помощью древние авторы в зависимости от контекста описывают Троицу, Христа, Богородицу, божественные энергии. Святитель резюмирует: « …Расхождение софийного учения прот. Булгакова и свящ. Флоренского с логическими требованиями разума является одним из самых существенных недостатков этого учения. Само собою разумеется, что расхождение настоящего софийного учения с Православной Церковью является еще большим и самым главным его недостатком ». Идея вторая: имена Божии – это не Бог Побочной, но куда более интересной темой «Нового учения о Софии Премудрости Божией» является концепция божественных имен. Пытаясь опровергнуть тезис Булгакова и Флоренского о том, что «София есть Имя Божие», святитель углубляется в полемику с возникшим на Афоне в начале XX века имяславием.

http://pravmir.ru/pyat-bogoslovskih-idey...

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке по епархиям Западной Сибири сентября 2015 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий сопровождает Святейшего Патриарха Кирилла поездке по Горноалтайской епархии. На архиерейском подворье святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Алтайского, вблизи села Чемала 19 сентября гостей встречали епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, настоятель подворья иеромонах Серафим (Бубнов), прихожане и паломники. Комплекс включает деревянный храм святителя Макария, монашескую женскую общину и Иоанно-Богословский скит на реке Катуни. Гости посетили храм, где помолились у иконы " апостола Алтая " , как именуют митрополита Макария в память о его усердных миссионерских трудах в этом крае. Предстоятель отметил, что рад посетить место, замечательное природной красотой и отмеченное дивными трудами святителя Макария. В годы лихолетья все миссионерские отделения, школы, с такой любовью построенные им и другими просветителями, были уничтожены, но в последние годы все постепенно возрождается. " Чтобы у нас была надежда на будущее - у каждого человека и у всех нас как народа,- мы должны возрастать в вере, потому что Бог есть источник жизни. Если мы отсекаем себя от этого источника, духовно начинаем умирать, оскудевать, какими бы богатыми и внешне благополучными ни были. Если понимание того, что жизнь является в полной мере жизнью только в общении с Богом, будет укореняться в сознании нашего народа, нас ждет мирное, спокойное и благополучное будущее " , - сказал Святейший Патриарх. В дар подворью была передана Казанская икона Божией Матери. Затем гости посетили Иоанно-Богословский скит, где любил уединяться для молитвы святитель Макарий. Это первое в истории посещение Горного Алтая Предстоятелем Русской Православной Церкви. Оно приурочено к 185-летию основания Алтайской духовной миссии. 7/20 сентября 1830 года преподобный Макарий (Глухарев) крестил первого алтайца - юношу Элеска, назвав его в святом крещении Иоанном. Это произошло у впадения реки Улалы в реку Майму и стало датой основания АДМ.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Богословская оценка современных исследований околосмертного опыта В последние десятилетия возрос интерес людей к тем феноменам, которые выводят нас за рамки материального мира. В этом контексте исследования, связанные с возможным научным доказательством существования бессмертной души, приобрели большую популярность. Появились публикации о пережитом посмертном опыте, которые вызвали широкий резонанс. Александр Моисеенко в данной статье приводит православную оценку этой области научного поиска, осуществленную некоторыми православными отцами, в том числе святителем Феофаном Затворником и иеромонахом Серафимом (Роузом). Статья Бессмертие души — неизменная вера Церкви — в последние 40 лет находит свое подтверждение в популярных трудах зарубежных медиков. Речь идет об опыте людей, переживших клиническую смерть. Цель данной работы — хронологический обзор взглядов православных богословов на современные научные исследования околосмертного опыта и их обобщение, методом анализа текстов их работ. Были рассмотрены воззрения иером.Серафима (Роуза), еп. Александра (Милеанта), П.Калиновского, А.И.Осипова, митр.Иерофея (Влахоса) на результаты трудов доктора Р.Моуди и его последователей, а также приведены подтверждающие их свидетельства свт. Феофана Затворника. Взгляды богословов на отдельные элементы околосмертных переживаний расходятся, но они согласны в одном: наука уже доказала бессмертие души, однако, попытки углубляться в данные исследования отнюдь не безопасны.

http://bogoslov.ru/article/4578935

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Кафоличность и соборный институт Церкви в богословии митрополита Иоанна (Зизиуласа) В статье кандидата богословия, преподавателя Минской духовной академии, проректора по воспитательной работе, докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священника Виктора Кулаги исследуется тема кафоличности Церкви и ее соборного устройства в богословии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). В рамках евхаристической экклезиологии рассматривается вопрос о взаимосвязи кафоличности Церкви и соборной функции в жизни Церкви. Согласно греческому богослову, значение и роль института церковных соборов раскрывается в вопросе о взаимоотношении поместной и вселенской Церквей. Автор статьи исследует проблематику и решение данного вопроса в богословии митрополита Иоанна (Зизиуласа), анализируя его богословские воззрения в контексте православной экклезиологии. Статья Введение Понятие кафоличности Церкви, безусловно, является важнейшим и определяющим в рамках развития православной экклезиологии в XX в. и решения современных богословских и церковно-исторических вопросов. В таком качестве оно выступает как основополагающая тема евхаристической экклезиологии. Особое развитие эта тема получает в богословских трудах митрополита Иоанна (Зизиуласа), наиболее плодотворного и признанного представителя этого направления. Он продолжил развивать идеи евхаристической экклезиологии протопресвитера Николая Афанасьева, являясь одновременно его последовательным критиком, пересматривая его богословские и церковно-исторические предпосылки и выводы. В рамках исследования евхаристической экклезиологии Зизиуласа данная работа посвящена вопросу о взаимосвязи кафоличности Церкви и ее соборного института. По мнению Зизиуласа, церковный собор является сегодня наиболее недопонимаемым институтом Церкви по причине игнорирования его экклезиологического содержания. Положение собора в рамках кафоличности древней Церкви является одним из наиболее темных и трудных вопросов [Ζηζιολας 2009a, 5].

http://bogoslov.ru/article/6175484

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Христос как второй Адам в богословии священномученика Иринея Лионского Священномученик Ириней Лионский на основании учения апостола Павла о двух Адамах, выраженного в нескольких поражающих своей богословской глубиной тезисах, построил целую сотериологическую теорию рекапитуляции, которая стоит в центре всего его богословия. Подробнее об этом – в публикуемой статье Ильи Каплана. Статья Священномученик Ириней Лионский является одним из первых отцов Церкви, кто попытался полно и ясно изложить христианское учение о спасении и искуплении. В трудах мужей апостольских и апологетов мы не находим столь развернутого учения об искуплении. Конечно, эта тема была для них важной, однако они обращались к ней постольку, поскольку она касалась тех задач, которые они ставили перед собой, когда писали свои послания, апологии и другие произведения. Но для Иринея Лионского тема спасения и искупления является центральной и проходит красной нитью по его творениям. Всю историю человечества священномученик видит как единую историю спасения, в центре которой стоит фигура Христа . Можно сказать, что в разработке христианской сотериологии он проложил путь, по которому следовали все отцы, жившие после него . Сотериологический образ Христа – второго Адама Ириней Лионский заимствовал у ап. Павла. Он развил учение апостола о двух Адамах, сделав его центральным и неотъемлемым в своей богословской системе. Это развитие мысли ап. Павла сщмч. Иринеем заключается в том, что в учении о спасении акцент ставится не только на смерти и воскресении Иисуса Христа, но уже на самом акте воплощения. В этом сщмч. Ириней следует богословию другого новозаветного автора – евангелиста Иоанна Богослова .

http://bogoslov.ru/article/4278505

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Цифра против числа. Богословские аспекты цифровизации Число — принцип устроения мира Богом. Исчисление — принцип познания мира человеком. Цифра — знак для записи исчисления и, соответственно, инструмент человека, но не Бога. Отличие цифры от числа типологически соответствует отличию буквы от слова. Цифра, как и буква, будучи человеческим инструментом, имеет тенденцию к обособлению от естественного бытия, божественного по своему источнику, и замыканию в искусственном интеллектуальном пространстве формальной рациональности. Такое обособление смертельно опасно для человечества. Подобно тому как, по слову апостола, «буква убивает» (2 Кор. 3, 6), если лишена Духа, точно так же способна убивать и цифра, если за ней не будет стоять число и стоящий за ним Божественный Логос. Как соединенные с Духом письмена преображаются в богодухновенные Священные Писания — важнейший инструмент в деле спасения человечества, — так и цифровизация, наполненная истинными, а не выдуманными смыслами, может стать очень действенным средством в деле познания мира и воспитания человека. Важно лишь, чтобы этот процесс направлялся Святым Духом, а не темными демонами виртуальных «метавселенных». Статья Богословское понимание проблем, встающих перед христианским миром в эпоху т. н. цифровизации, должно базироваться на строгом понятийном аппарате, без которого любые рассуждения на эту тему сведутся либо к бессмысленным причитаниям, либо к опасным иллюзиям. Православная традиция, по счастью, способна во всеоружии встретить новые вызовы, ибо богословский аппарат для их анализа давно разработан в трудах святых отцов Церкви. Прежде всего следует отметить актуальность богословского наследия прп. Максима Исповедника, чье учение о логосах прекрасно соответствует проблематике числа .

http://bogoslov.ru/article/6192922

1 Преп. Исихий — пресвитер Иерусалимский, ученик Григория Богослова (IV b.); написал Историю Церкви. 2 Еп. Феофан Затворник (1815—1894 гг.), 28 лет провел в Вышинской пустыне. Вел обширную переписку. Его сочинения отличаются глубоким богословским пониманием христианского учения. Прославлен в лике святителей в 1988 г. Память 10 23 января. 3 Прот. Иоанн (Сергиев) (1829—1908 гг.). Кронштадтский пастырь, молитвенник, самым действенным способом исцеления считал Божественную Литургию. Его размышления о путях спасения вошли в книгу «Моя жизнь во Христе». Прославлен в лике праведных Собором 1990 г. Память 20 декабря 2 января. 4 Преп. Макарий Великий — египетский пустынник (301—391 гг.). Оставил после себя духовные сочинения. Учитель монашества. Память 19 января 1 февраля. 5 Паисий Величковский — молдавский старец (1722—1794 гг.). Наставник монашества, нес подвиги в молдавских монастырях, учил братию умной молитве; оптинские старцы (Моисей, Леонид, Макарий, Амвросий) явились учениками Паисия. Духовный писатель, оставив ший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства. Прославлен в лике преподобных Собором 1988 г. Память 15 28 ноября. 6 Еп. Иустин (в миру Михаил Полянский). Кончина — 1903 г. Духовный писатель. Оставил после себя сочинения в 12 томах. Занимал в разное время — Херсонскую, Тобольскую, Рязанскую, Уфимскую кафедры. 7 Симеон Солунский, архиепископ Фессалоникийский, год преставления 1429 Церковный писатель. 8 Свят. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, родом из Константинополя. Богослов, исихаст; учил о Нетварном (Фаворском) Свете. Посрамил ересь Варлаама и Акиндина. Скончался около 1360 г. Был причислен к лику святых патриархом Филофеем. Наставник умной молитвы. Память 14 27 ноября и во вторую Неделю Великого поста. 9 Еп. Игнатий (Брянчанинов), в миру Димитрий Александрович. Годы жизни 1807—1867. Оставил после себя поучения о духовной жизни, письма. Его творения могут служить духовным руководством для всех желающих истинной жизни во Христе. Прославлен в лике святителей Собором 1988 г. Память святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского празднуется Церковью 30 апреля 13 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010