сост. Г. И. Катышев Избранные труды святителя Афанасия Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем Избранные псалмы – это особый вид церковной поэзии, когда текстами древнейших авторов характеризуются события и лица ближайших к нам времен, когда словами ветхозаветных библейских гимнов воспеваются новозаветные праздники, прославляются христианские подвижники, возносится хвала Господу за проявление милостей Его к Православной Церкви и к православным людям в новейшие времена. В богослужебном исполнении пение на праздничной утрени избранного псалма должно переплетаться с пением многократно повторяемого после каждого псаломского стиха так называемого «величания» или краткого хвалебного песнопения в честь воспоминаемого события или прославляемого угодника Божия. Величания и избранные псалмы обычно печатаются в конце Псалтири в Ирмологионе. В Минее месячной (за исключением некоторых новейших служб) о них нет упоминания. Их не знает наш Типикон, по которому отличие полиелейных праздников заключается только в пении полиелейных псалмов 134-го и 135-го со следующей непосредственно за ними ектенией и всем, что далее предшествует чтению Евангелия. Такое умолчание о величаниях и избранных псалмах объясняется тем, что они появились значительно позднее того, как в основном сложился наш церковный устав. Как нечто новое, необычное и особливо торжественное, первоначально величания предназначались лишь для великих праздников, для которых и было составлено семнадцать величаний и избранных псалмов (на праздники Господские Богородичные Архангелов, два Предтечевых и Первоверховных апостолов). На случай храмовых праздников, приравниваемых церковным уставом к великим, составлены общие величания и псалмы святителям, мученикам и преподобным и величание апостолам. В качестве общего псалма каждому из апостолов указан псалом на 29 июня. Новый вид праздничных похвал так пришелся по душе православным, что с течением времени величание стало необходимой частью не только великих праздников, но и всех средних.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О великих Господских и Богородичных праздниках Собрание рассуждений свт. Иннокентия Херсонского о важнейших праздниках Церкви: Праздник Пасхи Праздник Вознесения Господня Праздник Пятидесятницы Праздник Преображения Господня Праздник Успения Божией Матери Праздник Рождества Богородицы Праздник Воздвижения Честного Креста Господня Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм Праздник Рождества Христова Праздник Обрезания Господня Праздник Богоявления Праздник Сретения Господня Праздник Благовещения Праздник Входа в Иерусалим Общие замечания о праздниках Праздник Пасхи Предмет праздника и отношение к жизни христианской Предмет праздника Пасхи есть Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Праздник сей напоминает нам, что Иисус Христос, истинный Мессия, воскресением Своим восстановил на земле духовное царство и что, по примеру воскресения плоти Своей, " оживит некогда и смертные тела наши " (Рим. 8; 11). Посему, торжествуя Воскресение Христово, мы должны взирать на оное как на пример, предложенный для нашей жизни, - должны воскреснуть от духовной смерти в добродетельную жизнь. Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, - говорит апостол Павел, - так и нам ходить в обновленной жизни... Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Рим. 6; 4, 9-13). Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5; 15). Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5; 7-8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

А.И. Никольский Шестодневы 203. Шестоднев , в четвертку 300 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. 138-й лист порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–8, 4–11 и на л. 298 приписки окорописыо: 1) Сию книгу Октай Вологодского уезда от церкви Димитрия Селунского что в Карачеве», 2) «Книга Иванова Ивана дияка Попова сына Захарьева Веснанина внука, а ся рука Иванова диякова»; 3) «Сию книгу писал Прохорец Деонисьев сын Попов». Состав: 1) по вся воскресения поется вместо достойно по троичном каноне (1–3 об.); 2) воскресные службы восьми гласов (4–138); 3) светильны воскресные и евангельские стихиры (138–144 об.); 3) воскресныя утренния евангельския чтения (144 об–153); 5) столпы утренних воскресных евангельских чтений (153 об.–154 об.); 6) светильны и богородичны на каждый день седмицы (154 об.–156); 7) отпусты на каждый день седмицы (156 об.–157); 8) отпусты на праздники господские и богородичные (157–160); 9) тропари, кондаки и богородичны Четыредесятницы (160 об.–166); 10) тропари, кондаки и богородичны Пятидесятницы (166–168 об.); 11) троичны гласа (168 об.–170 об.); 12) величания с избранными псалмами (171–148); 13) апостольское и евангельскоё чтения «на всякий день» (184–185); 14) апостольское и евангельское чтения из службы Пресвятей Богородице (185–186); 15) службы на каждый день седмицы (187–266 об.); 16) апостольския и евангельския чтения общия некоторым святым и отчасти на разныя потребы (267–296 об.); 17) уставныя заметки (297, 299–300). 204. Шестоднев , в четвертку, 228 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 32, 79, 85 и 93. Состав; 1) службы воскресныя восьми гласов (1– 121 об.), 2) апостольския и евангельския чтения из служб 3 и 7 гласов (121 об.–123); 3) светильны чрез всю неделю (123– 124 об.); 4) службы на каждый день седмицы (125–196); 5) апостольския и евангельския чтения из служб на каждый день седмицы (196–201 об.); службы: 6) Успению Пресвятыя Богородицы (202–208); 7) Николаю чудотворцу (208–218); 8) Рождеству Пресвятыя Богородицы (218–228 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О праздниках великих, со знаком О великих праздниках, которые в богослужебных книгах имеют знак крест в круге в 47 главе Типикона сказано: «Имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу». Эти праздники суть Христовы, Богородичны и Предтечевы два: Рождество (24 июня) и Усекновение (29 августа) и обоих верховных апостолов, Петра и Павла (29 июня), к сему разряду праздников принадлежат девять праздников, так называемых дванадесятых (в году), именно: Рождество Богородицы (8 сентября), Воздвижение Креста Господня (14 сентября), Вход во храм пресвятой Богородицы (21 ноября), Рождество христово (25 декабря), Богоявление Господне (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Благовещение пресвятой Богородицы (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение пресвятой Богородицы (15 августа), три же из числа дванадесятых праздников суть подвижные. Они суть: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, в Месячной Минее нет служб на эти дванадесятые праздники, а службы им находятся в Триоди. Праздник Пасха есть высочайший; он не в числе двенадцати. Отличие служб великих праздников от тех средних, в которые положено совершать бдение, состоит (за исключением частных особенностей в службах некоторых великих праздников, например – Рождества христова, Крещения Господня, Воздвижения Креста, Благовещения) в следующем общем для всех их признаке, указанном в Типиконе, в 47 главе, а именно: что средним праздникам, «имже бдение совершается, прилагается и канон Богородицы на утрени» (обыкновенно на 6), а в великие праздники поются (и в Минее находятся) на утрени каноны только праздничные, а Богородице нет. Так, в праздники великих святых – оба канона святым (один на 8, другой на 6), в праздники Господские – оба праздничные, в праздники Богородичны – оба Богородичны, но праздничные, т.е. прославляющие Матерь Божию главным образом как виновницу воспоминаемого в тот день праздничного события. По 8-й песни не поется «Честнейшая», а на место того поется ирмос 9-й песни, а иногда, кроме того, и величание (припев); и то же поется и на литургии: вместо «Достойно» – задостойник во все дванадесятые праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Одушевленное Небо Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам так, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына. Но церковную жизнь невозможно представить без Богородичных праздников: Ее Рождества, Введения во Храм, Благовещения и Успения. О Богородичной гимнографии рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС 27 августа, 2010 Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам так, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына. Но церковную жизнь невозможно представить без Богородичных праздников: Ее Рождества, Введения во Храм, Благовещения и Успения. О Богородичной гимнографии рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС Жизнь и служение Пресвятой Богородицы не известны нам в такой степени, как пришествие на землю и служение Ее Божественного Сына, запечатленные в канонических Евангелиях. Однако сегодня невозможно себе представить церковную жизнь без Богородичных праздников, затрагивающих основные моменты Ее жизни: Рождество , Введение во Храм, Благовещение и Успение . О Богородичной гимнографии рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС. Радуйся, Марие! Почитание людьми Божией Матери, сначала просто человеческое, началось еще во время земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому чтению, которое звучит почти на все Богородичные праздники, некая жена, возвысив глас из народа , восхвалила чрево, носившее Спасителя , и сосцы, Его питавшие (Лк. 11:27). Но тайна Боговоплощения, центральная в деле нашего спасения, привлекала благоговейное внимание и к Той, Которой выпало послужить этому чуду. И то, что евангелист Лука взял на себя труд собрать свидетельства о событиях, сопутствовавших Рождеству Христову, говорит о начале уже религиозного почитания Приснодевы в апостольский век. Из приветствия архангела Гавриила Радуйся (равнозначно латинскому « Ave !» и русскому «Здравствуй!») , Благодатная! Господь с Тобою! (Лк. 1:28) и приветствия праведной Елизаветы Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего (Лк. 1:42) сложилась древнейшая песнь в честь Богородицы, известная всем без исключения христианским традициям. В греческом варианте и — соответственно — славянском переводе она снабжена дополнительным обращением в начале: Богородице Дево… и традиционным для молитвенных обращений окончанием с указанием на причину такого обращения: яко («так как») Спаса родила еси душ наших .

http://pravmir.ru/odushevlennoe-nebo-1/

Патриаршее служение в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля. 28 августа 2012 г. 30 августа 2012 г. Патриарх Кирилл: Борьба за подлинную, а не мнимую, не пропагандистски навязанную справедливость - это борьба за жизнь рода человеческого 28 августа 2012 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня великий двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Из всех Богородичных праздников, которые имеют равное достоинство в рамках церковного Устава и церковного календаря, по традиции именно к празднику Успения прилагается большее внимание, и он окружен особым почитанием верующего народа. Кафедральные храмы во многих городах Святой Руси именуются Успенскими. Ни перед одним из Богородичных праздников нет поста, а перед Успением мы постимся две недели по тому же уставу, что и в Великом посту, приуготовляя себя к этому дню, потому что Успение — это особое событие из жизни Богоматери и из истории спасения рода человеческого. Тропарь, то есть основное песнопение, призванное отображать суть праздника, доносит до нас его величайший смысл: «Во успении мира не оставила еси, Богородица, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Царица Небесная, несмотря на Свою земную кончину, которая также является предметом воспоминания в этот праздник, не оставила род человеческий, и акцент здесь не на смерти, а на том, что Богородица продолжает оставаться с родом человеческим. А второй акцент — на том, что пребывание Богородицы в роде человеческом имеет спасительное значение для каждого человека, ибо молитвами Своими Она избавляет от смерти души наши. Что же такое смерть души? Ведь слово Божие утверждает, что душа человека бессмертна. Бог сотворил тленное смертное тело и бессмертную душу. О какой же смерти идет речь? Смерть души есть ее духовное разрушение, которое осуществляется силами зла. Зло, если оно полностью порабощает человеческую душу, несет ей смерть, разрушение; а если разрушается душа, то разрушается человеческая личность, ведь Бог создал и тело, и душу, вместив и одно, и другое в единую человеческую личность. А если разрушается душа, то во что превращается тело? Тело уподобляется тогда телу животного, которое не имеет бессмертной души; а значит, смерть души превращает человека в зверя, в животное и закрывает для него доступ в Царствие Божие, ибо там не будет животных — там только бессмертные человеческие души вместе с ангелами.

http://e-vestnik.ru/docs/patriarh_kirill...

Зачем нам память о давней Встрече? Бог встречается с человеком, сойдя к нему. Это продолжается всегда. 16 февраля, 2015 Бог встречается с человеком, сойдя к нему. Это продолжается всегда. На молебне, который я регулярно совершаю для рожениц в саратовском перинатальном центре неподалеку от вокзала, во время отпуста почти всегда поминаю святого праведного Симеона Богоприимца. И немного рассказываю присутствующим о нем, а еще о том, в чем заключается подвиг материнства и зачем состоялась Встреча ветхого старца, Младенца и Его Матери… Когда-то для меня стал большим открытием тот факт, что праздник Сретения Господня вполне может быть отнесен и к Богородичным праздникам. И сам храм, и служащее духовенство облачены в этот день в одеяния голубого цвета, что само по себе как бы говорит о торжестве в честь Пресвятой Богородицы. Однако вместе с тем Сретение — Господский праздник. Общий контекст празднования тесно связан с рождественским циклом. Сретение отмечается на сороковой день после Рождества Христова и в смысловом отношении выражает важные христологические идеи. Есть в уставных предписаниях и некоторые особенности, явно роднящие этот праздник с Господскими (например, в Минее дается стих, который провозглашается на Литургии при входе с Евангелием, а это атрибут Господского праздника). В результате многих исследований и даже споров Сретение часто именуют Господским неполным праздником или даже Господско-Богородичным. Известно, что в 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву (см.: Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с ребенком, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. А в храме к Ней внезапно подошел старик… Некогда Симеон, муж ученый и благочестивый, занимаясь переводом Священного Писания с еврейского на греческий язык по поручению египетского царя, увидел в послании пророка Исайи слова: се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14) — и задумался о том, не является ли само слово «Дева» в данном случае опиской. Подумав так, Симеон решил, что будет верным исправить это слово на слово «жена», и в тот же самый момент был остановлен Ангелом. И Ангел в свою очередь сказал ему, что исправлять ничего не надо, а чтобы сам Симеон убедился в верности пророчества, ему предстоит жить до тех пор, пока он не встретит этого Младенца. И с того самого времени прошло более трех веков.

http://pravmir.ru/zachem-nam-pamyat-o-da...

протоиерей Лев Левшин Слова и поучения на праздники Господни и Богородичные, на воскресные и другие дни Великого поста, на обыкновенные воскресные дни, на дни святых, на царские дни и другие разные случаи Источник Предисловие По окончании семинарского курса, поступивши во священники в село незначительное, и, по чувству пастырского долга и по призванию своему, стал составлять для своих прихожан поучения. Присматриваясь к сельскому, народному, быту, выслушивай понятия и убеждения прихожан в религиозном отношении я узнал, как иногда неправильны бывают их понятия и убеждения, какими руководятся они, как христиане, в жизни обыденной, и потому поставил существенною своею задачею раскрыть им значение здешней, временной жизни, указывая на жизнь вечную на небесах. В виду такой своей задачи, я указывал, где приходилось, на их суеверия, опровергал неправые толки, обличал греховные обычаи, веками укоренившиеся, как например, уличные сходбища, гулянья, игрища, праздничные, или безвременные разгулы и проч. Во всех поучениях своих я старался быть понятным и простым. Простоты держался я и тогда, когда сказывал проповеди , при архиерейской кафедре, в городе Владимире, в числе других рядовых проповедников. Таковых проповедей, помещенных в этой книге, до 12-ти 1 . Приступая к изданию своих поучений, я имел в виду лишь одно: указать нравственные недостатки нашего простого народа и отдать отчет за прошедшее время своей службы в должности сельского священника. Остается только просить, и усерднейше прошу добродушного снисхождения читателей к моим недостаткам, которых не нет в предлагаемых сих поучениях. Протоиерей Лев Левшин I. На праздники господские В День Рождества Христова изъяснения Евангелия, читаемого на утрени ( Мф.1:18–25 ) В прочтенном ныне Евангелии, свитой Ев. Матфей описывает, братие, обстоятельства рождения Иисуса Христа, которое мы ныне празднуем. Когда приспело время исполниться обетованию Божию о спасении человека, когда, по предвечному Совету Божию, уже надлежало, для искупления рода человеческого, снизойти на землю Сыну Божию, и Ему, по приятии на себя человеческого естества, родиться истинным человеком, кроме греха: то это великое дело Божие начало совершаться таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

Жития святых, со сведениями о праздниках господских и богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Январь Источник Архиепископ Филарет Предисловия Преосвященного Филарета Черниговского к «Русским Святым» Нет надобности много говорить о нужде приводить известность жизнь мужей и жён Русской Церкви, живших до гроба для славы имени Божия. Одно уважение к великому уже обязывает знакомиться и знакомить с великим. Так прославлять святых – дело святое. Но надобно уменье совершать дело святое. «Да не будет ми лгати на святаго», повторял св. Димитрий, когда писал жития святых. Правило святое для каждого, кто касается пером или кистью до святых. Ложь в деле святом сама по себе неприлична, не у места. Она же может вредить сердцам людей. Западные легенды много повредили Церкви Западной в борьбе её с реформацией: думали возвысить святых тем, что вносили в жизнь их небывалые чудеса и деяния, а этим только оскорбляли святых и дали повод не верить в легендах и действительному. Осуждение, произнесённое св. Церковью над повестью клирика Василия о преп. Евфросине, показывает, что Православная Церковь не терпит лжи и вымыслов в повестях о святых, как скоро открывает их. Потому разборчивость в доверии к старым памятникам при описании святых более нужна, чем при описании событий гражданских. Прежние повествования о святых Русской Церкви писаны – немногими современниками, очень многие – людьми поздними, при том писаны людьми разных дарований и разного образования. Повторять все эти повести без разбора, без поверки, – грешно пред чистой совестью и стыдно перед просвещённым умом. Не оскорбим мы старых повествователей, если на место позднего, не оправдываемого ничем, известия поставим известия других, более древних памятников. Это будет службой правде, которую все должны уважать. Святые признаются святыми не по произволу людей, а волей неба. Потому надобно соблюдать осторожность и в том, чтобы не ставить в число святых лица, не признанного святым со стороны Церкви. В этом отношении служило для нас руководством «Описание о Российских святых, где и в котором граде – поживе и чудеса сотвори», по трём спискам его: по списку Московской духовной академии и по двум спискам Московского общества истории 212 и 231. Полнее из них по числу лиц второй список общества, но старше и вернее по известиям список академии. Описание составлено в конце XVII в. Само по себе понятно, что это описание надобно было поверять другими памятниками, и со спокойной совестью объявляем, что почти обо всех лицах, внесённых в это описание, отысканы акты духовного управления с предписанием или известием о их почитании церковном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: БОГОМАТЕРЬ НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ СО 120 ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ БОГОМАТЕРИ. Первая половина XIX века. Москва. Дерево; темпера. 121 x 94. Поступила в 1941 году. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. Реставрирована в 1994 году в ГТГ И.В. Авериной. ГТГ инв. 28821. Клеймы: Нечаянная радость, Арапетская, Новоникитская, Призри на смирение, Цареградская, Святоильинская, Словенская, Иерусалимская, Писидская, Виленская, Лоретская, Корсунская, Ерм[...] Файл 11757.jpg:   Размер: 1191x1503, 1.79 MPix, 1528 Kb. Дата: 2010-11-22, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (770) , 1 (33) . Описание: Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII - начала XIX вв. Дерево, темпера, масло. 164x134. Богоявленский Кафедральный собор. Москва. Средник: Распятие, вписанное в поклонный Крест, стороны которого повествуют о Святых спасительных Страстях Господа нашего Иисуса Христа (Моление о чаше, Поцелуй Иуды, Христос пред Понтием Пилатом, Бичевание Христа). Кресту предстоят Пресвятая Дева Мария и святой апостол и е[...] Файл 12262.jpg:   Размер: 680x839, 0.57 MPix, 510 Kb. Дата: 2011-04-16, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (608) , (24) . Описание: Продавалась на большой пластиковой доске 33 х 40 см в окружении икон двунадесятых праздников. Размер Богородичной части (на фото) 19.5 х 24.5 см. Качество печати миниатюр, к сожалению, невысокое, но подписи пропечатаны четко. На обратной стороне доски логотип " Софрино " . Файл 16944.jpg:   Размер: 2229x2772, 6.18 MPix, 3191 Kb. Дата: 2012-04-16, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 14 (548) , (20) . Описание: ВНИМАНИЕ! ФАЙЛ ГИГАНТСКОГО РАЗМЕРА (23МБ) СКАНИРОВАН С РАЗРЕШЕНИЕМ 600DPI ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НУЖД! ДЛЯ ОБЫЧНЫХ НУЖД (ПРОСМОТР, ПУБЛИКАЦИЯ В СЕТИ) ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАЧЕСТВЕННУЮ ФОТОКОПИЮ ПОПРОЩЕ - http://pravicon.com/image-16944. Описание: продавалась на большой пластиковой доске 33 х 40 см в окружении икон двунадесятых праздников. Размер Богородичной части (на фото) 19.5 х 24.5 см. Качество печати миниатюр, к сожалению, невысокое, но подписи пропечатаны четко. На обратной стороне доски логотип " Со[...]

http://pravicon.com/icon-454-photo

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010