Античный пациент и его целители РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94514.html 18 мая 2012 Ольга Шульчева-Джарман Античный пациент и его целители " Верующий античный человек – это не грубый язычник, молящийся, подобно обличаемым пророками неверным иудеям, камням и кускам дерева " " После встречи со Христом, начинается новая жизнь исцеленного – бывший слепой идет за ним по дороге, бывший бесноватый просит позволения стать апостолом, бывший слепорожденный бесстрашно защищает его перед фарисеями, а бывший сборщик податей становится евангелистом " . Ольга Шульчева-Джарман, врач-фтизиатр Противотуберкулезного диспансера Центрального района Санкт-Петербурга, старший преподаватель истории медицины кафедры Гуманитарных дисциплин и биоэтики СПб ГПМА, кандидат медицинских наук. Когда современный христианин слышит рассказы о временах, в которые жили мученики, то обычно представляет себе язычников – современников христианских мучеников как людей, поклоняющихся олимпийским богам – Зевсу, Аполлону, Гере, Посейдону – в виде бездушных идолов. Однако ситуация была значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд. Христиане полемизировали не с грубыми язычниками, к которым обращались пророки Израиля. И тем сложнее было дело проповеди о Христе, свидетельства Христова... Историк и знаток античности (современники называли его " ожившим Софоклом " ) Ф.Ф.Зелинский пишет в своей книге " Соперники христианства " : " Наивному человеку свойственно после борьбы унижать противника, доказывая, что он и слаб, и глуп, и труслив; более умные знают, что, унижая противника, они унижают и себя " . Присмотримся поэтому поближе к тому, с каким чувством обращались люди первых веков нашей эры к богам в поисках исцеления – может быть, это научит нас глубже понимать тайну христианства, которая так неуловима и прекрасна одновременно. Верующий античный человек – это не грубый язычник, молящийся, подобно обличаемым пророками неверным иудеям, камням и кускам дерева. Нет – он думает, что невидимые боги могут явить себя в дереве и камне, могут приблизиться к человеку для общения. И он поклоняется этим богоносным статуям – не мрамору и бронзе, но месту обитания богов.

http://religare.ru/2_94514_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОДОР (305-310 - до 394), еп. Тарсийский (Тарсский), богослов, церковно-общественный деятель. Жизнь Относительно места рождения Д. существует 2 мнения: ряд исследователей (Г. Хенке, М. Маран, Й. Кунце, Ф. Каваллера) предполагали, что Д. родился в г. Тарс; согласно иной, более распространенной т. зр. (Л. С. Тиймон, Р. Сейе, А. Ф. Гфрёрер, Э. Венабль, К. Земиш, В. Эрмони, Г. Кин, П. Годе де Маре, О. Барденхевер, свящ. Николай Фетисов), он происходил из Антиохии. Основанием для 1-й версии служат письмо блж. Иеронима Стридонского к еп. Римскому Дамасу от 374-375 г., в к-ром указывается на волнение, учиненное в Антиохии «кампенсами» (т. е. мелетианами) и «тарсянскими еретиками», проповедующими «три Ипостаси» в неправосл. смысле ( Hieron. Ep. 15-16) (при этом под «тарсянскими еретиками» подразумевают Д. и его последователей), и письмо свт. Василия Великого к Патрофилу Эгейскому ( Basil. Magn. Ep. 244), где Д. называется воспитанником Силуана, еп. Тарсийского. Сторонники 2-й версии опираются на Похвальное слово свт. Иоанна Златоуста в честь Д., в к-ром святитель упоминает об изгнании Д. из отечества за ревностную защиту веры - под отечеством здесь понимается Антиохия, откуда Д. не раз был изгоняем, в то время как его пребывание в Тарсе приходится на мирное для христиан время (царствование имп. св. Феодосия I Великого ). Д. род. в знатной семье ( Theodoret. Hist. eccl. IV 25; Niceph. Callist. Hist. eccl. XI 24); его имя, указывающее на посвящение Зевсу, свидетельствует о языческом происхождении (ср. письмо имп. Юлиана Отступника к Фотину, в к-ром говорится о Д. как об изменнике языческим богам - ap. Facund. Pro defens. cap. IV 2//PL. 67. Col. 621). Светское образование Д. завершилось в Афинах (ок. 330-335): «Путешествуя в Афины и изучив философию... он изощрил ум в искусствах и вооружил свой язык против небесных богов» (Ibidem; ср.: Hist. Nestor. I 49; Barhadb. Hist. eccl. 17). О блестящем светском образовании Д. свидетельствуют как многочисленные заглавия его сочинений против Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев, астрологов и т. д., так и свт. Василий Великий ( Basil. Magn. Ep. 135) и свт. Фотий , патриарх К-польский ( Phot. Bibl. 123). По мнению ряда исследователей (Венабль, Эрмони, П. Баттифоль, Кин), в Афинах Д. мог быть соучеником святителей Василия Великого и Григория Богослова и имп. Юлиана Отступника, однако др. данных, помимо письма имп. Юлиана к Фотину, нет.

http://pravenc.ru/text/178279.html

преподобный Феодор Студит Содержание I. Против тех, которые говорят, что христиане, покланяясь иконе Христа, Богородицы или кого-либо из святых, обоготворяют иконы    Боготворить (кого-нибудь) означает, — будем говорить на основании самого состава слова, — когда кто-либо считает за Бога то, что не есть Бог, и служит ему (как Богу), сообразно сказанному апостолом: «и измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад» (Рим. 1:23). Что касается первого рода существ (людей), — ибо надлежит объяснить четверицу, — (они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный) Кроносу и Зевсу, Гере и Афродите и им подобным того и другого пола, — (по количеству) весьма многим, насколько только возможно; во втором же (роде они почитали Бога в подобии) орла, грифа или какого-либо другого из различных видов того же самого рода; что же касается третьего (рода), то (они почитали Бога в подобии) тельца, козла, или какого-либо другого из различных родов того же самого вида; в отношении четвертого (рода они почитали Бога в подобии) змеи, ящерицы или какого-либо другого (существа) из различных видов того же самого рода. Эллины, варвары, скифы, обоготворивши их изображения, «послужиша, — как говорит (апостол), — твари паче творца» (Рим. 1:25), создали многих богов и богинь различного рода и в то же время состязающихся друг с другом, — из коих ничто и не было, и не есть, и не будет Богом. И они порицаются не за то, что вообще сделали изображение чего-либо из существующего, так как и Моисей, — чтобы не говорить о других, — изображает и змия, и херувима и, когда намеревался устроить всю скинию, видел её изображение в откровении, (полученном) от Бога, ибо говорит (Бог): «виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе» (Исх. 25:40). Но (они порицаются за то), что считали Богом то самое, что было изображено, и покланялись (ему, как Богу), создавши безчисленную цепь многобожия, по неведению действительно сущего, одного только Бога, нетленного и невидимого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2877...

Скачать epub pdf I. Против тех, которые говорят, что христиане, покланяясь иконе Христа, Богородицы или кого-либо из святых, обоготворяют иконы Боготворить (кого-нибудь) означает, – будем говорить на основании самого состава слова, – когда кто-либо считает за Бога то, что не есть Бог , и служит ему (как Богу), сообразно сказанному апостолом: «и измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад» ( Рим. 1, 23 ). Что касается первого рода существ (людей), – ибо надлежит объяснить четверицу, – (они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный) Кроносу и Зевсу, Гере и Афродите и им подобным того и другого пола, – (по количеству) весьма многим, насколько только возможно; во втором же (роде они почитали Бога в подобии) орла, грифа 1 или какого-либо другого из различных видов того же самого рода; что же касается третьего (рода), то (они почитали Бога в подобии) тельца, козла, или какого-либо другого из различных родов того же самого вида; в отношении четвертого (рода они почитали Бога в подобии) змеи, ящерицы или какого-либо другого (существа) из различных видов того же самого рода. Эллины, варвары, скифы, обоготворивши их изображения, " послужиша, – как говорит (апостол), – твари паче творца» ( Рим. 1, 25 ), создали многих богов и богинь различного рода и в то же время состязающихся друг с другом, – из коих ничто и не было, и не есть, и не будет Богом. И они порицаются не за то, что вообще сделали изображение чего-либо из существующего, так как и Моисей, – чтобы не говорить о других, – изображает и змия, и херувима и, когда намеревался устроить всю скинию, видел её изображение в откровении, (полученном) от Бога, ибо говорит (Бог): «виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе» ( Исх. 25, 40 ). Но (они порицаются за то), что считали Богом то самое, что было изображено, и покланялись (ему, как Богу), создавши безчисленную цепь многобожия, по неведению действительно сущего, одного только Бога, нетленного и невидимого. Им (говорит) священный апостол: «род убо суще Божий, не должни есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человечу» ( Деян. 17, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНА [Греч. Αθην], в древнегреч. мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Этимология имени неясна, т. к. корнями уходит в догреч. субстрат. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды (μτις - мысль, размышление) относится к периоду оформления классической олимпийской мифологии. Узнав, что его супруга Метида родит сына, к-рый лишит его власти, Зевс проглотил беременную жену, но, ощутив затем сильную головную боль, попросил Гефеста (в др. варианте Прометея) расколоть его голову топором, откуда и появилась А. в полном вооружении и с воинственным кличем ( Apollod. I 6, 1-2). Постепенно материнство Метиды принимает все более отвлеченный и даже символический характер, так что А. считается порождением одного Зевса и принимает от него функции мудрого божества, так же как Зевс воспринял их от Метиды. А.- одна из главнейших фигур в олимпийском пантеоне: силой и мудростью она равна Зевсу ( Hes. Theog. 896), почести ей воздаются сразу после него ( Horat. Carm. I 12, 17-20), и ее место - ближайшее к Зевсу ( Plat. Conv. 2). Мифология А. обширна и многосоставна. Известные атрибуты классической А., змея и сова, указывают на древнее зооморфное прошлое богини. Гомер постоянно именует А. «совоокой» (γλαυκπις), орфический гимн (XXXII 11) - «пестровидной змеей». По Геродоту, в храме А. обитала огромная змея, посвященная богине и являющаяся стражем акрополя (VIII 41). Мудрость А. восходит к образу богини со змеями - хтоническому божеству крито-микенского периода. Среди непременных атрибутов А. эгида - щит, искусно выделанный Гефестом из козьей шкуры, с головой змеиноволосой Медузы ( Hom. Il. 446-49), устрашающей богов и людей. Священным деревом А. было масличное. Эти деревья называли «деревьями судьбы» ( Plin. Nat. hist. XVI 199), А. именовали судьбой и Великой Матерью, известной в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (см. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и ее ипостасях - Met.

http://pravenc.ru/text/77076.html

Внутренний характер эллинской жизни. Религия Эллинов Эллада основана дружиной, и вся её история, всё её законодательство запечатлены этим коренным началом. Её высшее таинство, высший и чистейший символ её единства были не в храме, не в суде, не в совете, но в воинственных играх. Первобытный характер Эллинов обличается весь в святыне олимпийских богов. О них много писано, и археологи немало рылись в благородной пыли древнего ристалища, одного не отрыли – значения самых игр. Они, кажется, и не видят, что они нигде не существовали кроме Эллады, и что это что-нибудь да значит. Дружинное устройство заметно во всех эллинских областях; но оно более преобладает в области дорийской, чем в Ионийцах, от того ли что Ионийцы приняли большую смесь чисто-славянских, т. е. фракийских и малоазийских стихий, или от того, что они поселились в стране, уже населённой народами образованными (Аттике и Ионии). Развитие религиозного начала, искажённого синкретизмом в самой основе своей, происходило бессмысленно и беспорядочно. Космогония не имела никакого притязания на объяснение мировой загадки. Уранос и Кронос (быть может, пространство и время, если только можно дать какой-нибудь смысл мифам, утратившим своё первобытное значение) уступают своё место человекообразному Зевсу, в котором олицетворяется не воля разумная, но произвол человеческий. Впрочем, сам Зевс, владыка видимого мира, подчинён другому, высшему закону необходимости. Таким образом, кушитское поклонение легло в основу эллинской религии, и отсутствие религиозной поэзии в поэтической Элладе объясняется само по себе. Молитва была заклинанием и ничем иным быть не могла. Это доказывается словами Аякса в Илиаде. Он говорит: «молитесь тихо, чтобы Трояне не подслушали и не переняли вашей молитвы». Душевного голоса, изливающегося в духовной молитве, Эллада не знала 85 . По всей вероятности, первоначальный союз был связан единством религиозным. Амфиктионы, главы его, утратили со временем всю свою политическую важность и сохранили значение своё только как судьи по делам храмов и их собственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Геракл Рождение и воспитание Геракла В Микенах правил царь Электрион. Телебои , под предводительством сыновей царя Птерелая, похитили у него стада. Телебои убили сыновей Электриона. когда они хотели отбить похищенное. Тогда царь Электрион объявил, что он отдаст руку своей красавицы дочери Алкмены тому, кто вернет ему стада и отомстит за смерть его сыновей. Герою Амфитриону удалось без боя вернуть стада Электриону, так как царь телебоев Птерелай поручил охранять похищенные стада царю Элиды Поликсену, а тот их отдал Амфитриону. Вернул Амфитрион Электриону его стада и получил руку Алкмены. Во время свадебного пира, в споре из-за стад, Амфитрион убил Электриона, и пришлось ему с женой Алкменой бежать из Микен. Алкмена последовала за своим молодым мужем на чужбину только с тем условием, что он отомстит сыновьям Птерелая за убийство ее братьев. Амфитрион, нашедший пристанище в Фивах у царя Креонта, отправился с войском против телебоев. В его отсутствие Зевс, плененный красотой Алкмены, явился к ней, приняв образ Амфитриона. Вскоре вернулся и Амфитрион. От Зевса и Амфитриона родились у Алкмены два сына-близнеца. В тот день, когда должен был родиться великий сын Зевса и Алкмены, собрались боги на высоком Олимпе. Радуясь, что скоро родится у него сын, эгидодержавный Зевс сказал богам: – Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это мое сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего великого Персея. Но жена Зевса, царственная Гера, гневавшаяся, что Зевс взял себе в жены смертную Алкмену, решила хитростью лишить власти над всеми Персеидами сына Алкмены. Поэтому, скрыв в глубине сердца свою хитрость, Гера сказала Зевсу: – Ты говоришь неправду, великий громовержец! Никогда не исполнишь ты своего слова! Дай мне великую нерушимую клятву богов, что тот, который родится сегодня первым в роде Персеидов, будет повелевать своими родственниками.

http://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla...

Язычество Олимпийский огонь: проблема снята Олимпийский огонь погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами (с восстановленной иконой Спаса Смоленского). Иеромонах Димитрий (Першин): Почему Поветкин проиграл Кличко Отпав в язычество, Поветкин лучше Кличко боксировать не стал. Во всяком случае судя по сообщениям о вчерашнем бое с Кличко. Держался стойко, но, увы, во всех раундах проиграл, «духи пращуров» не помогли. Молитва Зевсу об Олимпийском огне: отречение от веры или формальность? Чем является чтение молитвы греческим богам: данью традиции или подлинной языческой молитвой? Ситуацию комментируют священнослужители. Святая и равноапостольная Княгиня Ольга — святая?! Да почитайте ее жизнеописание — как страшно она отомстила за своего мужа, князя Игоря!… Двадцать древлян закопаны живьем в ладье, потом послов сожгла в бане, потом во время тризны на могиле мужа опоила и перебила еще пять тысяч, потом и вовсе сожгла древлянский Искоростень… Духовная леность «древних богов» Глубина веков не превратила факт принятия нашим народом христианства в простую летописную строку, где все точки над «i» расставлены и проблемы старины глубокой окончательно решены. Наличие языческих вкраплений в так называемом «народном православии» — не пережиток, на который не следует обращать внимание, а вполне реальная объективность. И горний ангелов полет Нынче мысль человеческая не от ветки ивовой (вербной лозы) идёт к воспоминанию шествования Христа на ослице в ликующий Иерусалим, а как раз наоборот. Лоза, к сожалению, стала не праздничным атрибутом, а главным действующим символом Входа Господнего в Иерусалим. Современное неоязычество в свете свидетельств Ибн-Фадлана В полемике с христианством имеющиеся летописи, рассказывающие о подлинном лице русского язычества, неоязычники с негодованием отвергают по причине " христианских подтасовок в подлинной истории Руси " . Любые научные доводы, облекаемые ярлыком " предвзятости " , отметаются с ходу. Поэтому на таким образом расчищенном идеологическом поле можно засевать любые сорняки, что не без успеха и делают глашатаи возрождающегося язычества.

http://pravmir.ru/tag/yazychestvo/page/3...

В Греции суд разрешил поклоняться античным богам 25 марта 2006 г. 16:02 В Греции суд первой инстанции разрешил поклонение античным богам, сообщает в субботу греческая газета «Катимерини». Суд разрешил нескольким истцам сформировать ассоциацию, целью которой является почитание двенадцати олимпийских богов во главе с Зевсом. «Каждый имеет право исповедовать свою веру, какой бы она ни была», — заявил один из основателей ассоциации Апостолос Врахиолидис. Члены новой ассоциации не согласны с тем, чтобы их считали идолопоклонниками (для православной Греции такое определение считается достаточно обидным). «Мы просто хотим свободно почитать богов, которых почитали наши предки», — говорят они. Истцы обратились в суд из-за того, что в Греции господствующее положение в религиозных вопросах занимает Православная Церковь, которая может эффективно сопротивляться попыткам введения «нетрадиционных» культов. В движении «неоязычников» Православная Церковь видит одну из разновидностей так называемых культов Нового времени, связанных с оккультизмом. Сегодня этой древней религии придерживаются около 100 тыс. жителей Греции. Они поклоняются, в частности, Зевсу, Гере, Посейдону, Афродите, Гермесу, передает «Утро.ру». Ранее министерство культуры запрещало проводить богослужения в местах археологических раскопок, поэтому часто собрания приверженцев древней религии носили тайный характер. Двенадцать олимпийских богов почитались древними греками, а впоследствии и римлянами, империя которых занимала все Средиземноморье и значительную часть Европы. Первоначально олимпийские боги походили на каких-либо животных, но в классическую эпоху их представляли антропоморфными бессмертными существами. Несмотря на то, что религиозные чувства древних греков были вполне искренними, они не считали зазорным описывать олимпийских богов как простых смертных, подверженных всем человеческим слабостям. Например, Гомер в эпической поэме «Илиада» описывает, как боги воюют и флиртуют между собой, а также плетут интриги. Языческая религия античного мира стала приходить в упадок на рубеже нашей эры. Язычество было окончательно вытеснено после того, как христианство стало государственной религией Римской империи. В современной Греции существует немногочисленное движение неоязычников, пропагандирующее «возвращение к истокам» древнегреческой цивилизации, в частности, через поклонение древним богам. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/99783.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  5.0 из  5) Прослушать басню «Безбожники» 2:42 Был в древности народ, к стыду земных племен, Который до того в сердцах ожесточился, Что противу богов вооружился. Мятежные толпы, за тысячью знамен, Кто с луком, кто с пращей , шумя, несутся в поле. Зачинщики, из удалых голов, Чтобы поджечь в народе буйства боле, Кричат, что суд небес и строг и бестолков; Что боги или спят, иль правят безрассудно; Что проучить пора их без чинов; Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно На небо дошвырнуть в богов И заметать Олимп стрелами. Смутяся дерзостью безумцев и хулами, К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил, Чтобы беду он отвратил; И даже весь совет богов тех мыслей был, Что, к убеждению бунтующих, не худо Явить хоть небольшое чудо: Или потоп, иль с трусом гром, Или хоть каменным ударить в них дождем. «Пождем», Юпитер рек: «а если не смирятся И в буйстве прекоснят , бессмертных не боясь, Они от дел своих казнятся». Тут с шумом в воздухе взвилась Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных, Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных, На собственные их обрушились главы. Плоды неверия ужасны таковы; И ведайте, народы, вы, Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы, Чем против божества вооружают вас, Погибельный ваш приближают час, И обратятся все в громовые вам стрелы. Примечания Праща – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника. Олимп – в древнегреческой мифологии священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом. Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Трус – землетрясение (старо-славянск.). Юпитер – в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Соответствует греческому Зевсу. Прекоснеть – медлить, упорствовать (старо-славянск.). Кощунство – оскорбление святыни. Тема басни основана на классическом мифе (борьба Титанов, детей земли, с богами Олимпа); в ней имелись в виду события во Франции конца XVIII – начала XIX века. Возможно, Крылов был знаком с басней Г.-Э. Лессинга на эту тему («Великан»).   Время написания: не позднее конца 1813 г. Первая публикация: издание басен 1815 г., ч. II, стр. 9–10. Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга первая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946 Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2843  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/basnya-bezbozhn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010