429 св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 2. Кн. 1, сс. 227, 430, 418. 430 св. Иоанн Златоуст . О предательстве Иуды, с. 418. 431 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., с. 126. 432 Там же, с. 137. 433 св. Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к Ефесянам, 3.//Вестник РСХД. с. 3. 434 преп. Ефрем Сирин . Творения. Ч. 4. — М., 1860, с. 329. 435 Формула бл. Августина: Non posse non peccare — Posse non peccare — Non posse peccare. 436 О том, что плоть воскресшего Иисуса " соделана Господом и Христом " , стала всецело обоженной — вплоть до утраты своих телесных свойств — см. св. Григорий Нисский . Против Евномия, кн. 6. Но если у этой плоти нет уже свойств нашего обычного тела — то и нечего удивляться, что мы причащаемся хлебом, который никак не похож на мясо. О понятии " духовное тело " в патристике см. Сидоров А. И. Комментарии.//Творения аввы Евагрия. — М., 1994, сс. 323–327. 437 св. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Иоанна, 46. 438 преп. Иоанн Дамаскин . Третье защитительное слово об иконах, с. 236. 439 Интересно, что признавать хлебопреломление таинством склонны рядовые прихожане протестантских общин (у которых еще весьма сильны привычки православного отношения к святыне). А чем выше ранг пастора, чем более он образован (то есть воспитан в духе протестантских семинарий) — тем более символически он понимает хлебопреломление. Получается, что рядовой русский протестант, подходя к чаше, видит в ней одно, а его пастор — другое. При этом протестантские проповедники не склонны с самого начала объяснять своим прихожанам, что, переступив порог протестантской общины, новообращенным придется отказаться от православно-буквального понимания слов Спасителя: " Сие есть Тело Мое " . 440 прот. Михаил Дронов . Писание и Предание.//Журнал Московской Патриархии. 1994, сс. 12–13. 441 цит.  Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с.155. 442 Преп. Макарий Египетский . Духовные беседы. С. 302. 443 Цит.: В. Лосский . Вера и богословие.//Вестник РСХД. 1979. С. 105.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

432 Ин. 21:1-22 . Эта глава, вероятно, добавлена к Евангелию уже после смерти Иоанна одним из его учеников. Но в ее рассказе ощущается живое воспоминание очевидцев. Толкования, вызванные вариациями слова “любишь ли” (.….….….…., .….….….), едва ли оправданы, потому что на арамейском языке для слова “любить” нет соответствующих синонимов. 433 Лк 22,32 ; Ин. 21:23 . О кончине Иоанна и Петра см.: Евсевий. Церковная история, II,23–25; Тертуллиан. Против Маркиона, IV,5; Лактанций . О смерти гонителей, 2; Иероним. О знаменитых мужах, 1; Ириней II, 22,5; III, 3,4. 434 Иаков выдвигается на первый план среди иерусалимских христиан только после Пятидесятницы. Кроме Нового Завета, сведения о нем содержатся у ряда древних писателей (см.: Евсевий. Церковная история, II,23). 435 Предание это сохранилось в древнем “Евангелии от евреев”, которое цитирует бл.Иероним (О знаменитых мужах,2). Оно, по-видимому, изображает явление Иакову в Храме (по Егезиппу, Иаков постоянно находится там; см.: Евсевий. Церк.история, II,23). Идя к Иакову, Христос “отдает Свою верхнюю одежду слуге священника”. Но из 1Кор. 15:7 можно скорее заключить, что явление Иакову было в Галилее. 436 См.: Деян. 9:20; 22,15 ; особенно 26,15–18. 437 Мф 28,16-20 . Там сказано, что “некоторые усомнились”. Это дает основание считать, что кроме Двенадцати при явлении присутствовали и другие, впервые видевшие Воскресшего. Большинство экзегетов отождествляет это явление с упомянутым в 1Кор. 15:6 . 438 Ис 2,2 сл.; Мих. 4:1 сл. 439 Деян 1,15 . 440 Лк 24,44-53 ; Деян. 1:4-11 . Эпилог Пронеслись века… Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, военные, политические и социальные перевороты меняли самый облик земли, но Церковь, основанная Иисусом Назарянином, возвышается, как скала, среди этого клокочущего моря. Вера, которую в первые дни исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей планеты, говорящих на разных языках и создавших бесчисленные формы культур. Когда евангельская проповедь, подобно свежему ветру, ворвалась в дряхлеющий античный мир, она принесла надежду опустошенным и отчаявшимся, вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем “согласии”; оно осудило угнетателей, возвысило женщину, способствовало искоренению рабства.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

„Быть может, говорит он, слова наши, заключающие в себе такие умозрения, когда-либо послужат для благоразумных добрым поводом к созерцанию истины и некоторого рода ступенями, возводящими к лучшему и высшему познанию. 436 Мы видим, как скромны притязания автора: он не считает свое сочинение образцом „высшего познания», а только „ступенями“ к нему. Слишком ясно, поэтому, обрисовывается здесь автор, еще только начинающий выступать в роли руководителя других. Но, не смотря на ораторские успехи св. Кирилла и на его выдающуюся литературную деятельность, не видно, чтобы он принимал непосредственное участие в более или менее крупных событиях Церковной жизни Александрии. Очевидно, обстоятельства не благоприятствовали этому. В это время, как известно, шли так называемые оригенистические споры. Начались они вне александрийской церкви – в Палестине между Иоанном Иерусалимским и Руфином Аквилейским , с одной стороны и бл. Иеронимом Стридонским и Епифанием Кипрским , с другой. Последние обвиняли первых в сочувствии ложным мнениям Оригена , а первые обвиняли последних в сочувствии антропоморфитам, представлявшим Бога человекообразным существом. 437 Архиепископ александрийский – Феофил, по просьбе Иоанна Иерусалимского, вмешался в этот спор и написал Епифанию письмо, где он обличает его в антропоморфических. представлениях о Боге. В 399-м году он посвятил полемике с антропоморфитами свое пасхальное послание. Но после этого происходит резкая перемена в деятельности Феофила. Среди египетского монашества оказалось немало сочувствующих антропоморфизму, которые считали Оригена , как особенно настойчиво проповедовавшего учение о Боге, как абсолютном. духе, за злого еретика. И вот, прочитав пасхальное послание Феофила, они устремились в Александрию против архиепископа, оскорбившего их заветные убеждения. Феофил под давлением этой толпы диких фанатиков, несколько успокоив ее хитростью, предал проклятию сочинения Оригена . 438 Он созывает в Александрии собор против поклонников Оригена ; 439 он под предлогом виновности в оригенизме подвергает преследованию очень уважаемых им раньше, а теперь личных врагов, так называемых „длинных братьев“ 440 ; он под тем-же предлогом производит разгром нитрийских монастырей, куда удалились эти враги его 441 ; он вооружает против них, и Оригена других епископов – Епифания Кипрского и Анастасия Римского, а через них – целые соборы разных поместных церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Незадолго до этого путешествия, во время разгрома Александрии войсками Каракаллы, Ориген вынужден был бежать; он укрылся в Палестине у епископов Феоктиста кесарийского и Александра элийского. Эти преданные науке пастыри, гордясь возможностью показать своей пастве знаменитого александрийского катехизатора, убедили его проповедовать в их церквах не только оглашенным, но и самим верующим. Димитрий сильно восстал против этого, по его мнению, нарушения канонического порядка и вытребовал обратно своего духовного сына. Палестинские епископы оправдывались ссылкой на прежние подобные случаи 435 . Прошло еще 15 лет. Гордясь успехом и славой своей школы, епископ александрийский предоставлял Оригену учить по своему усмотрению и нисколько не помышлял наложить запрет на его смелые мысли, которые около этого времени Ориген стал выражать в своих главнейших произведениях, особенно в своей знаменитой книге «О началах» 436 . Амвросий, бывший для него столь же щедрым, как и преданным другом, предоставил в его распоряжение целый персонал стенографов и переписчиков. Таким образом толкования учителя пользовались самой широкой известностью даже вне школы. Это положение было омрачено разрывом Оригена с епископом. Вызванный в Ахаию, чтобы бороться там с какими-то ересями, Ориген при проезде своем через Палестину был посвящен в пресвитеры своими друзьями, епископами элийским и кесарийским. Димитрий воздержался от возведения Оригена в сан пресвитера. Оставляя его мирянином, он ограничил его публичное учительство наставлением оглашенных и запретил всякую проповедь в церкви. Но он иначе поступил с Ираклом, который был допущен в пресвитерскую среду, не отрекаясь для этого от философских занятий и даже не сняв плаща философа 437 . Быть может александрийский обычай уже тогда не допускал посвящения евнухов 438 . Евсевий намекает, а бл. Иероним открыто заявляет, что епископ действовал исключительно под влиянием мелкой зависти. Это возможно. Палестинские епископы, которым Димитрий запрещал допускать Оригена к проповеди, потому что он не был пресвитером, очевидно хотели устранить это препятствие. Они не держались относительно евнухов таких же правил, как их александрийский собрат, и не видели также никаких препятствий к посвящению верующего из другой церкви 439 . Как бы то ни было Димитрий восстал против этого весьма энергично, но предъявляя однако других возражений, кроме добровольного оскопления. Ориген после поездки по Ахаии, Малой Азии и Сирии возвратился в Египет и попытался вернуть себе руководство школой, но встретил отпор со стороны епископа. Два собора, созванные один за другим, постановили, что он должен прекратить преподавание, покинуть Александрию и, наконец, что он должен быть извергнут из сана. Этот приговор был сообщен прочим епископам и утвержден без возражений большинством из них. Кажется, что в Риме этот приговор был принят так же, как впоследствии подобный ему, произнесенный над Арием 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

 См.: Brown P. Op. cit., S. 39-51. 429 См.: Прохоров Г. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912, с. 52-110; Courcelle P. Recherches sur les «Confessions» de S. Augustin. Paris, 1950, p. 106-138. 430  О Викторине и его философских взглядах см.: Benz E. Marius Viktorinus und die Entwicklung der abendländischen Willensmethaphysik. Stuttgart, 1932; Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 169 - 176. 431  См.: Boyer Ch. Christianisme et Néo-Platonisme dans la formation de Saint Augustin. Paris, 1953; Theiler W. Porphyrios und Augustinus. Halle, 1933; Courcelle P. Op. cit. 432   Трубецкой Е. Указ. соч., с. 41. 433  Как отмечал К. Ясперс, после обращения изменился смысл философского мышления Августина. Он начал философствовать на библейской основе, осуществляя «рефлексию над тем, что в Библии было нерефлектированным» (Jaspers К. Op. cit., S. 323-324). 434  См.: Possid. Vita August. 3. 435  Подробнее о донатистском движении см.: Thümmel W. Zur Beurteilung des Donatismus. Halle, 1893; Frend W. H. The Donatist Church: a Movement of Protest in Roman North Africa. London, 1952; Brisson J.-P. L " Autonomisme et le Christianisme dans l " Afrique romaine. Paris, 1958; Белоликов В. Литературная деятельность Бл. Августина против раскола донатистов. Киев, 1912; Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V веках. М., 1961. 436  Possid. Vita August. 7. 437  См.: Дилигенский Г. Г. Указ. соч., с. 217; Brown P. Op. cit., S. 119-125. 438  пелагианстве и борьбе с ним у Августина см.: Brown P. Op. cit., S. 298-308; там же дана и специальная библиография вопроса. 439 Подробнее о епископской деятельности Августина и его духовной жизни в этот период см.: Possid. Vita August.; Brown P. Op. cit. 440  О философских взглядах этих мыслителей см.: Майоров Г. Г. Указ. соч.. с. 101 - 142. 441 По этому же пути, кстати, шли и первые христианские школы, например александрийская, руководимая Климентом, Оригеном и их последователями. 442 Altaner B. Patrologie: Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. 5. Aufl. Freiburg, 1958, S. 378. 443

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Л. 439). Столько чудес совершил Господь за всю историю израильского народа, и этот народ в своем большинстве не принял Его: «Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих вам; или чим вам стужих; слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие Мои, что сотворих вам: и что Ми воздасте; за манну желчь: за воду оцет: за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте!..» 83 (ТП. Л. 440). И если бы только не принял… Кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:25 )… Какие страшные слова!.. И с каким безумным легкомыслием произносит их народ. Принятая им на себя Кровь Праведника сожгла огнем города, предала израильтян в руки врагов и наконец рассеяла их по лицу земли… Но эту же Кровь мы приемлем в Таинстве Святого Причащения, она для нас — источник бессмертия и Вечной Жизни… Но Кровь Его будет и на нас, и на детях наших во осуждение и погибель, если и после обновления нас этой святейшей Кровию мы продолжаем творить прежние грехи.      Но вот среди страшной скорби слышатся слова церковного песнопения, вкладываемые в уста Спасителя: «Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом: и Аз им дарую живот вечный» 84 (ТП. Л. 440). Здесь говорится о Святой Церкви Христовой, которая будет собрана также и из овец, яже не суть от двора сего . Но и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат, и будет едино стадо и един Пастырь ( Ин. 10:16 ).      В следующих, десятом и одиннадцатом, антифонах упоминается о грозных природных явлениях, сопровождавших страдания Христа. Если люди оказываются бесчувственными, то неживая природа не может не сострадать своему Создателю: «Одеяйся светом яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на кресте пригвоздиша Господа славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая, Тому поклонимся.      Ниже земля яко потрясеся, ниже камение яко разседеся, евреов увещаша, ниже церковная завеса, ниже мертвых воскресение. Но даждь им Господи, по делом их, яко тщетным на Тя поучишася.      Днесь церковная завеса на обличение беззаконных раздирается, и солнце лучы своя скрывает, Владыку зря распинаема» 85 (ТП. Л. 439–440).       Пятое Страстное Евангелие повествует о гибели предателя Иуды, о допросе Господа в претории Пилата и об осуждении Его на смерть. В тринадцатом антифоне говорится о разбойнике-убийце Варавве, которого обезумевшая толпа предпочла Спасителю: «Собрание иудейское у Пилата испросиша распяти Тя, Господи: вины бо в Тебе не обретше, повиннаго Варавву свободиша, и Тебе праведнаго осудиша, сквернаго убийства грех наследовавшее» 86 (ТП. Л. 440). И снова Церковь напоминает нам, что Спаситель страдает за нас: «Егоже вся ужасаются и трепещут, и всяк язык поет, Христа Божию силу и Божию премудрость, священницы за ланиту удариша, и даша Ему желчь: и вся пострадати изволи, спасти ны хотя от беззаконий наших Своею Кровию, яко Человеколюбец» 87 (ТП. Л. 440).

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, – учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере – начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 440 ). Святым градом (пророк) называет Церковь : так как она освятилась не служением по закону, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр. 7, 19 ), но сделавшись сообразной Христу и причастницей Божественного естества через общение Святого Духа, Которым мы и запечатлены в день избавления ( Еф. 4, 30 ), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 440 ). Церковь одна по всей земле и на море, потому мы и говорим в молитве о Святой и Единой, Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Блаженный Феодорит ( 113, 440 ). Церковь , которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова. Блаженный Августин ( 113, 440 ). В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня. Блаженный Иероним ( 113, 440 ). К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены? Святитель Климент Римский ( 113, 439 ). Святая Церковь «едина», поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого – Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество ( 104, 2325–2326 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Во главе митрополии стоит митрополит, которым является архиепископ управляемой им архиепархии. Эта должность связана с епископской кафедрой, определенной Римским Первосвященником (ср. Кан. 435). Митрополии есть и в дальнем зарубежье – Парижская, Вашингтонская, Пражская, Миланская, Варшавская (в одной только Польше – 13 митрополий), есть они в настоящее время и в странах бывшего СССР – Рижская, Минско-Могилёвская, Вильнюсская, Каунасская, Львовская. Другие епархии, входящие в церковную провинцию, называются «епархиями-суффраганами». Полномочия митрополита в них определяются Каноническим правом: – следить в них за соблюдением веры и церковной дисциплины и о злоупотреблениях ставить в известность Римского Первосвященника (ср. Кан. 436 § 1); – с одобрения Апостольского Престола совершать каноническую визитацию в случае, если епископ суффраганной епархии ею пренебрег (ср. Кан. 436 § 1); – назначать администратора вакантной епископской кафедры, в случае его неизбрания, в течение 8 дней (ср. Кан. 436 § 1); – никакой иной властью в епархиях-суффраганах митрополит не обладает (ср. Кан. 436 § 3). 4. В заявлении Священноначалия РПЦ также утверждается, что «не существовало деления территории России на католические епархии». Хотелось бы напомнить, что: – епархиальные структуры католической Церкви существовали на юге России уже в XIV–XV вв., а в XVII–XVIII вв. действовала Смоленская епархия; – центром Могилёвской митрополии была столица Российской империи – Петербург, а Тираспольской епархии – Саратов. Кроме того, в 1923 г. была учреждена Владивостокская епархия. Архиепископ Могилёвский именовался митрополитом всех католических церквей Российской империи; – от создания Могилёвской митрополии до приговоренного к смертной казни в 1923 г. с последующей высылкой из страны последнего митрополита Яна Цепляка кафедру в Петербурге занимало 27 иерархов; – на территории нынешней Калининградской области также существовали структуры католической Церкви. Таким образом, в современных границах Российской Федерации существовали католические епархии, митрополия со своими митрополитами и суффраганными епархиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Повествование» содержит ряд дополнительных деталей по сравнению с др. версиями: прп. Петр Афонский был пленником в Аравии; события в Никее датируются временем после взятия арабами Амория (авг. 838); на 2-ю ночь икона переместилась в монастырский виноградник, находившийся на расстоянии мили от Иверского мон-ря, и др. (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 6 об., 15, 22 об., 25 об.). Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В версии BHG, N 1070, 1070b, 1070c и 1070е включены чудеса от И. и. Помимо общей фразы о множестве исцелений недужных, слепых, хромых, бесноватых и о чудесной помощи во время недостатка муки, вина и масла (Ath. Iver. gr. 593. Л. 232, 233 об.; ГИМ. Син. греч. 436. Л. 27, 34-35; Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15, 17; Bury. 1897. P. 96, 98) приводится чудо о нападении пиратов на Иверский мон-рь. В списке Ath. Iver. gr. 593 они названы сарацинами (Л. 232), в ГИМ. Син. греч. 436 - агарянами (Л. 27 об.), в «Воспоминании» и в «Проскинитарии...» - персами (Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15; Bury. 1897. Р. 96). Некий Амир (т. е. эмир), возглавлявший араб. флот из 15 судов, зная о богатстве афонских обителей, решил разграбить Иверский мон-рь. Монахи вместе со священными сосудами и И. и. успели укрыться в башне. Пираты, разорив мон-рь, удалились, но ночью их постигла Божественная кара - разразившаяся буря потопила все корабли, кроме корабля Амира. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление мон-ря. Согласно «Повествованию», эмир принял постриг в Иверском мон-ре и построил монастырские укрепления (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 34), в более поздних источниках иверским монахом стал его слуга, ранивший икону. С этими версиями сходно описание обретения И. и., сделанное М. Гедеоном по рукописи 1613 г. из мон-ря Пантократора (без шифра). В него добавлен текст о гласе, раздавшемся от находившейся в море иконы, что только старец Гавриил, подвизающийся на М.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Шевырев Борис Степанович 221 («Борис»), 411 ( «о его жене и сыне») Шевырев Степан Петрович 11, 19, 20, 192, 212, 213, 217, 220, 224, 233, 234, 241, 247, 251, 317, 368, 406, 409–413, 416, 417, 419, 422, 443 Шевырева Софья Борисовна 221, 222, 233, 234, 241, 411, 414 Шекспир Вильям 14, 73, 133, 193, 229, 230, 296, 306, 312, 374, 436, 438 — «Гамлет» 193, 230 — «Отелло» 219 Шенрок Владимир Иванович 12, 15, 17–19, 23, 25–27, 374, 375, 378, 380, 383–385, 390, 391, 396, 398, 399, 402, 407–412, 414–421, 423–425, 429, 432, 433, 436, 438–440, 442, 445, 447, 448, 451, 453 Шереметев С. Д. 399 Шиллер Фридрих 229, 294, 295, 433 Шильон 71 Ширяев, издатель 270 Шпицер С. М. 454 Штейн, антрепренер 34, 365 Штиглиц, банкир 89, 107, 111, 116, 134, 135, 162, 384, 387, 390, 395 Штутгарт 108 Щ епкин Д. М. 24 Щепкин Михаил Семенович 12, 13, 20, 23, 25, 37, 39, 41–43, 187, 265, 287, 296, 298, 301, 304, 307, 324, 331, 333, 365, 374, 379, 405, 420, 434, 436–439, 446 Э мские воды 57 Энгельгардт 225 Эстель (Estelle) 204, 211 Ю нгфрау, долина 105 Юра, цепь гор 63 Юшкова Варвара Афанасьевна 431 Я зыков Николай Михайлович 19, 27, 346, 347, 350, 356, 449–452, 454 Языков Петр Михайлович 13, 27, 346, 347, 449, 451 Яньский Богдан 391 Сокращенные обозначения источников АННЕНКОВ П. В. Анненков. «Литературные воспоминания». Предисловие Н. Пиксанова. Вступительная статья, редакция и примечания Б. М. Эйхенбаума. «Academia». Л. 1928. БАРСУКОВ Н. П. Барсуков. «Жизнь и труды М. П. Погодина». СПб. 1888–1910. Тт. I–XXII. ГЕРБЕЛЬ Гербель. «Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко». Изд. испр. и доп. СПб. 1881. ГИППИУС. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» Вас. Гиппиус. «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». — «Ученые записки Пермского государственного университета». Вып. 2. Пермь. 1931, стр. 61-126. «Н. В. ГОГОЛЬ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ» «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования» под ред. В. В. Гиппиуса. М. — Л. Изд. АН СССР. 1936. Тт. I–II. «ЗАПИСКИ» . «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем». СПб. 1856. Тт. I–II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010