Предисловие Введение I II Часть I I. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о Боге в Его существе: Бог есть абсолютное духовно-личное Бытие II. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о свойствах Божиих (метафизические и духовные свойства Божественного Существа) III. Спекулятивное учение блаженного Августина, Епископа Иппонского, о Святой Троице. (Тринитарные аналогии бл. Августина) а) Космологические тринитарные аналогии блаж. Августина, Епископа Иппонского б) Психофизические тринитарные аналогии блаж. Августина или так называемые аналогии из «внешнего человека» (homo exterior) в) Психологические тринитарные аналогии блаж. Августина, Епископа Иппонского, или так называемые аналогии из «внутреннего человека» (homo interior) в связи с общей характеристикою рационально-психологической конструкции учения блаж. Августина о Св. Троице и оценкою ее церковно-богословского значения IV. Спекулятивное учение блаженного Августина, епископа Иппонского, о Святой Троице. (Процесс самообъективирования Божественной Личности или предвечное рождение Бога-Сына из существа Бога-Отца) V. Церковно-богословское учение блаженного Августина, Епископа Иппонского, о Святой Троице. (Традиционно-символьные и собственно-августиновские его элементы) Часть II. Учение бл. Августина, еп. Иппонского, о Св. Духе и Его имманентных отношениях к Отцу и Сыну (Filioque). Prolegomena 1. Характеристика вопроса и его постановка в настоящем исследовании 2. Три главных богословских типа понимания и построения учения бл. Августина о Св. Духе 3. Учение блаж. Августина, еп. Иппонского, о Св. Духе и Его отношении к Отцу и Сыну (трактация вопроса в римско-католической ученой литературе) «Исхождение Бога Духа Св. от Отца и Сына» 4. Учение блаж. Августина, еп. Иппонского, об исхождении Св. Духа (трактация вопроса в отечественной учено-богословской литературе старого времени) 5. Учение блаж. Августина, еп. Иппонского, о Св. Духе и Его отношении к Отцу и Сыну (трактация вопроса в старокатолической ученой литературе) 6. Учение бл. Августина, еп. Иппонского, об исхождении Св. Духа в русской учено-богословской литературе нового и новейшего времени 7. Учение бл. Августина, еп. Иппонского, об исхождении Св. Духа (обзор объективно-исторических и субъективно-психологических причин и оснований «августиновского филиоквизма») 8. Оценка «августиновского филиоквизма» с церковно-догматической и церковно-исторической точек зрения (согласование так называемого «Filioque» бл. Августина с его высоким церковно-учительным авторитетом)

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Теперь можно было бы приступить к самому изложению учения блаженного Августина о Царстве Божием. Но прежде чем сделать это, мы считаем полезным изложить новозаветное учение о Царстве Божием. Думаем, что от этого наше сочинение немало выиграет в своей полноте и ясности. По учению самого блаженного Августина вещи через сравнение яснее выставляются перед нами в своих отличительных особенностях 3 . А в изложении новозаветного учения мы и будем иметь другую «вещь», с которой можем сравнить учение блаженного Августина . Выигрывает и полнота сочинения, потому что не только изложено будет учение блаженного Августина о Царстве Божием, но и само собою ясно будет отношение его (учения) к евангельскому учению о том же предмете. Кроме того, если бы мы не стали излагать евангельского учения о Царстве Божием, то в этом случае нам пришлось бы в особой главе давать полную оценку учения блаженного Августина. А при нашем плане попутно можно давать, правда, не вполне, но, во всяком случае, в значительной степени эту оценку воззрений блаженного Августина. При наличии в нашем труде новозаветного учения мы уже самим изложением воззрений блаженного Августина дадим возможность читателю видеть сходство и отличие последних от первого и достоинство их (воззрений). В силу высказанных соображений мы и изложим сначала евангельское учение о Царстве Божием и потом уже перейдем к изложению воззрений блаженного Августина. Что касается источников и пособий, при руководстве и на основании которых мы исполняли свой труд, то при изложении учения блаженного Августина о Царстве Божием мы имели под руками единственный источник – это сочинение самого блаженного Августина «О Граде Божием». В качестве пособий главное, руководящее значение для нас имело сочинение М. Красина : «Творение блаженного Августина «De civitate Dei» как апология христианства против язычества».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Конечно, для более широкого знакомства русского читателя с богословием блаженного Августина необходим был перевод его творений. Хотя первые упоминания о переводах отдельных трактатов блаженного Августина на русский язык относятся еще к XVII в., традиция «русского Августина» зарождается во второй половине XVIII в. В 1860-х гг. в Киевской духовной академии было начато осуществление проекта по переводу сочинений блаженного Августина на русский язык, современный той эпохе. Переводы публиковались с апреля 1864 г. в «Трудах Киевской духовной академии», затем – отдельными томами. Но изданный десятитомник составляет менее одной десятой части от общего объема сочинений блаженного Августина. Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопрос о переводе полного корпуса сочинений столь важного для русской богословской и философской мысли автора на современный русский язык. В последние десятилетия обширнейший корпус творений блаженного Августина вновь привлекает внимание русских исследователей: глубина и сложность богословской и философской мысли требуют нового осмысления, необходима и рецепция «августинизма» во всех его эпохах. Однако основное внимание изучению августиновского наследия уделяют преимущественно философы, для богословов это является Проект, реализуемый в Научном центре истории богословия и богословского образования, подразумевает, прежде всего, изучение наследия блаженного Августина в русской традиции, то есть, его влияния на труды русских богословов, а также исследований, посвященных блаженному Августину Научный центр истории богословия и богословского образования надеется также инициировать перевод и издание полного корпуса творений блаженного Августина на русском языке. Разумеется, реализация этих перспектив подразумевает тесное сотрудничество с другими русскими исследователями и переводчиками, а также с европейскими научными центрами – прежде всего, с римским папским патрологическим институтом «Августинианум». Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Юлия 12 августа 2012, 16:29 Святая преподобная мати наша София, моли Бога о нас грешных Иулии и Дионисии! Да явит нам Господь нам Свое милосердие и простит нам грехи наши! Ольга 11 августа 2012, 20:04 Спокойно, когда знаешь и в наше время есть такие подвижники! Блаженная мати наша Софие, моли Бога о нас! Марина 11 августа 2012, 19:36 Святая блаженная мати София,моли Бога о нас! Владислава 11 августа 2012, 10:15 Святая блаженная мати София, моли Бога о тяжко болящей рабе Божьей Светлане, болящем и заблудшем Валерии, болящей Валентине и нас грешных Сергии, Владиславе и Анне. Да помилует нас Господь Твоими святыми молитвами! Яна 11 августа 2012, 00:00 Блаженная София,помоли Бога о нас - Яна, Сеня,Ниньо и Мони!Да помилует Господ и простит грехи наши! Ольга Балытникова 9 августа 2012, 21:07 Два уточнения: 1. Фамилии понтийцев правильнее писать без конечного с (т.е. не Хотокуридис, а Хотокуриди, не Саулидис, а Саулиди), именно так они звучат в понтийском языке. Конечное с характерно для фамилий греков из Греции. 2. Вряд ли возможно говорить о возвращении преп. Софии в Грецию. Понтийцы (ромеи) - родственный грекам Греции (эллинам), но все же самостоятельный этнос (примерно как русские и карпатские русины), родина ромеев - именно Понт, а не Греция, хотя многим и пришлось бежать в эту страну вынужденно после геноцида 1915-1922 гг. Ольга 9 августа 2012, 18:19 Святая Преподобная София, Моли Бога о нас! Татьяна 9 августа 2012, 17:13 Да, такие подвиги для простых смертных кажутся запредельными и чрезмерными, но именно они показывают, что для верующего искренне человека все возможно, если эти подвиги лишены тщеславия и гордыни и угодны Господу. Наверное, все-таки матушка София жила, вверив себя Богу и пресвятой Богородице, не задумываясь о том, какое впечатление произведет она на окружающих, но молясь за всех непрестанно и искренне.Я верю, милая, дорогая матушка София, что ты у Господа и вместе с другими святыми просишь для нас оставление грехов... Наталия 9 августа 2012, 16:15

http://pravoslavie.ru/55362.html

Эта школьная выучка имела результаты. Так, святитель Тихон Задонский , изучавший блаженного Августина в школе, через лекции преосвященного Феофана и труды предтечи пиетизма – Иоганна Арндта, – в своем «Истинном христианстве» во многом следует августиновским мотивам последнего, хотя и интерпретирует их Не прошел мимо идей и блаженного Августина , и августинианских течений XVII столетия крупнейший русский богослов святитель Филарет Московский . Именно в его наследии мы находим и догматически-безупречную рецепцию фенелонова учения о чистой любви, оригинальное преобразование известной триадологической формулы епископа Иппонийского и самобытное развитие его экклесиологических идей в вопросе о границах менее важным и значимым явилось августиново наследие и для «богословия мирян», бурное развитие которого является характерной чертой русской традиции XIX в. Влияние богословия блаженного Августина на богословские работы славянофилов осуществлялась как непосредственно, так и через сочинения принадлежавшего к янсенистскому кругу Блеза Паскаля и исследователя экклесиологии древней Церкви И. Мёлера.По-своему те или иные черты наследия блаженного Августина преломились и в богословских трудах святителей Игнатия Брянчанинова , Феофана Затворника и других значимых авторов эпохи. Параллельно шел и процесс научного изучения трудов блаженного Августина. Отдельные статьи, посвященные блаженному Августину, появлялись в конце XVIII – первой половине XIX в., в 1840–1850-х гг., в связи с появлением в духовных академиях отдельной учебной дисциплины «патристики», а в духовных семинариях – «учения об отцах Церкви», этот процесс активизировался. В последние же десятилетия XIX и начале XX в. богословские, философские, церковно-исторические исследования, непосредственно посвященные блаженному Августину или связанные с ним, составили целую библиотеку. Внимание авторов привлекали триадология, христология, антропология, сакраментология, психология епископа Иппонийского, его отношения с современными ему богословами: блаженным Иеронимом и другими. Однако отдельные монографии, диссертации, статьи нельзя назвать систематическим изучением наследия блаженного Августина, это было лишь началом, но подразумеваемому продолжению не суждено было

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Dr. A. Dorner. Augustinus, sein theologisches System und seine religions-philosophische Anschauung. Berlin. 1873. Рассматриваемое сочинение немецкого богослова, имеющее в виду исключительно учение блаженного Августина (без биографического и библиографического элемента), излагает последнее с протестантской точки зрения. Отношение нашего автора, как протестанта-рационалиста, к богословской «системе» Августина, само собою понятно, должно быть критическим. Двойственность воззрений Иппонского мыслителя, проходящая чрез всю его «систему», особенно подчеркивается здесь нашим автором в отдельных пунктах учения блаженного Августина . Отметив и объяснив отсутствие системы в сочинениях Августина и указав главные предметы его богословствования («Бог» и «грех»), наш автор переходит к определению задачи своего исследования (Vorrede, S. 2) и указывает план последнего (Vorrede, Ss. 2–4). Для нас преимущественный интерес представляла 1-ая часть рассматриваемой монографии, трактующая учение Августина о Боге и о соприкосновенных с ним учениях (Ss. 5–112). Здесь мы, прежде всего, находим изложенное Dorner ом, с протестантской точки зрения, учение нашего церковного писателя о Троице и далее о Боге в Его существе. Это последнее учение бл. Августина наш автор ставит затем в отношение к предыдущему его учению о Троице и указывает степень согласия между тем и другим и некоторую возможность их соглашения (Ss. 5–28). Изложение означенных пунктов богословской системы Августина, комментируемое цитатами из трудов католических и протестантских (Gangauf, Schwane, Weisse, Baur etc.) исследователей Августина, сопровождается у нашего автора его собственною критикою августиновских воззрений со строго протестантской точки зрения. Наконец, в следующем отделе автор пытается определить историческое положение вышеизложенного учения блаженного Августина о Боге-Троице (Ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Татьяна 15 сентября 2018, 13:42 Блаженная матушка Ксения! Помолись перед Господом за грехи мои, перед любимым мужем! Помоги нам воссоединиться и жить в любви и согласии! Благодарю тебя, за твою помощь в обретении благодати духовной и прощения! Спасибо тебе, дорогая, за молитвы твои о нас грешных! Ксения 28 августа 2018, 08:19 Ксения, Ангел Мой Хранитель, помолись за меня пред Господом Богом. Помоги мне выжить в этом мире, помолись за упокой души моей мамы. Помоги мне найти лучшую жизнь, хорошую. Сергей 25 августа 2018, 19:00 Несколько лет назад св.блаженная мати Ксения очень помогла моему отцу. Однажды мне очень захотелось прочитать её житие. Купил книжку, начал читать, во время прочтения накатывало такое умиление что и не описать. Просил св. бл. Ксению за отца, за всех родных. А чуть позже ситуация разрешилась, отец нашел работу, рассчитался с долгами. Вот так. Слава Богу за всё! Алина 13 августа 2018, 22:52 Святая Ксения Петербургская! Помолись перед Богом о моей семье!,а именно о моем муже рабе божьем Дмитрии, не по тому пути он идёт и очень мучается! Произошло в нашей семейной жизни плохое, появилась у мужа женщина, он не может жить нормально, мучается! Помоги ему выйти из этой ситуации и успокоиться! Помоги моим детям пережить это все! Молитвами своими помоги нам всем! Спаси Господи!!! Татьяна 10 августа 2018, 20:37 Ксенюшка милая, помолись о моей семье.Одни препятствия в жизни. Татьяна. Айгуль 8 августа 2018, 18:52 Блаженная матушка Ксения! Разреши обратиться к тебе с просьбой.Пошли мне, пожалуйста, спокойное, хорошее,счастливое жилье, где мне, сыну, маме будет комфортно , спокойно, тепло, уютно, просторно.Счастливый дом с отличными соседями.Благодарю, дорогая матушка! Юлия 17 июля 2018, 23:35 Дорогая Ксения Блаженная, помолись пожалуйста Господу нашему Иисусу Христу о даровании детей нам, супружеской паре- Иулии и Евгению. Ксения Блаженная, помоги всегда пребывать в вере, любви, смирении и уметь каяться за свои грехи,а также бороться с гордостью. А моей сестре Татьяне встретить хорошего мужа. Дорогая Ксения Блаженная, храни родителей моих любимых. Дай Бог им здоровья.

http://pravoslavie.ru/1586.html

2 . Августин. Цветы благодатной жизни. Изд. русского Свято-Ильинского скита на Афоне, 1900. 3 . Творения блаженного Августина . 4.1–7. Изд. 2-е. Киев, 1901–1912. 4 . Избранные проповеди . Пер. Д. Садовского. Сергиев Посад, 1913. 5 . Исповедь блаженного Августина , епископа Иппонийского, в 13-ти книгах. М., 1914. 6 . Блаженный Августин . Исповедь//Богословские труды. Сб. 19. М., 1978. 7 . Исповедь блаженного Августина , епископа Гиппонского. М., 1991. 8 . Об обучении оглашенных//Богословские труды. Сб. 15. М., 1976. 9 . О благодати и свободном произволении (пер. О. Е. Нестеровой)//А. А. Гусейнов, Г. Ирлитц. Краткая история этики. М., 1987. С. 532–557 (приложение). 10 . О предопределении святых. Пер. с лат. Игоря Мамсурова. М., Путь, 2000. Литература 11 . Евг. Трубецкой. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. 1. Миросозерцание блаженного Августина . М., 1892. 12 . Л. Писарев. Учение блаженного Августина , епископа Ип-понского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 13 . В. Терье. Блаженный Августин . М., 1910. 14 . И. В. Попов. Личность и учение блаженного Августина . Сергиев Посад, 1917. 15 . Г. Г. Майоров. Формирование средневековой философии. М., 1979 (об Августине – С. 181–341). 16 . В. В. Соколов. Средневековая философия. М., 1979 (об Августине – С. 51–84). 17 . Д. В. Джохадзе, Н. И. Стяжкин. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981 (об Августине – С. 13–27). 18 . В. В. Бычков. Эстетика Аврелия Августина . М., 1984. 19 . П. Верещащий. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме//Православный собеседник. 1911. 7, 8. 20 . В. В. Бычков. Византийская эстетика. М., 1977. 21 . Он же. Античные традиции в эстетике раннего Августина//Традиции в истории культуры. М., 1978. С. 85–105. 22 . Г. А. Гаджикурбанов. Антропология Августина и античная философия. Автореф. канд. дисс. М., 1979. 23 . Иеромонах Серафим (Роуз) . Вкус истинного Православия. Блаженный Августин , епископ Иппонский. 1980 (переизд. 1995).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

иеромонах Серафим (Роуз) Содержание Предисловие автора Краткое житие блаженного Августина Иппонского (354—430 гг.) Место блаженного Августина в Православной Церкви Спор о благодати и свободной воле Учение о предопределении Суждения в Галлии пятого века Суждения VI-ro века. Восток и запад Девятый век: святой Фотий великий Позднейшие века: святой Марк Эфесский Взгляд на блаженного Августина в новейшее время Замечание о нынешних клеветниках блаженного Августина Информация о первоисточнике Предисловие автора небольшое исследование о блаженном Августине выходит в свет отдельной книгой по просьбе некоторых православных христиан, читавших его первоначально в журнале «The Orthodox Word» (N 79, 80. 1978 г.) и нашедших, что оно будет полезно для нынешних православных. Оно не претендует на завершенность в качестве богословского исследования трудов блаженного Августина и детально рассматривает лишь одну богословскую тему — благодати и свободной воли; — остальная же часть его преимущественно историческая. Представляющаяся ценность этого труда заключается в раскрытии отношения Православной Церкви к блаженному Августину в течение разных столетий и в попытке определить его место в ней. Мы постараемся осветить проблему существования православных в современном мире, где ощущение и вкус истинного Православного Христианства столь редко встречается среди богословов. Говоря о православном отношении к блаженному Августину, автор также имел целью избавить его от роли «козла отпущения» для нынешних академических богословов и, таким образом, помочь всем нам свободно увидеть как его, так и наши собственные немощи в ясном свете, ибо его немощи удивительно напоминают наши. этими немощами нашими автору пришлось столкнуться лицом к лицу спустя некоторое время после публикации первоначального журнального варианта исследования, когда он встретил одного русского, недавно эмигрировавшего из Советского Союза.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3878...

Предисловие. Положение вопроса о Царстве Божием в современной русской богословской литературе. Современное направление светской литературы и жизненных интересов общества Вопрос о Царствии Божием в нашей русской богословской литературе представляется мало разработанным. Труды в этой области по Новому Завету еще имеются. Зато наблюдается почти полное отсутствие исследований по творениям отцов и учителей Церкви. Есть только одно произведение, поставляющее своей целью изложение полного мировоззрения блаженного Августина . Мы разумеем сочинение князя Евгения Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Часть I. Миросозерцание блаженного Августина ». Одну часть этого произведения составляет, между прочим, изложение учения блаженного Августина о Царстве Божием по его сочинению «О Граде Божием» и другим. Но и это только часть цельного исследования, не имеющего своим специальным предметом полной разработки учения блаженного Августина о Царстве Божием. Это последнее (учение о Царстве Божием) излагается здесь кратко, в некоторых только чертах. Ввиду такого отсутствия исследований вопроса о Царстве Божием в современной русской богословской литературе всякий посильный труд, направленный специально на рассмотрение учения о Царстве Божием по сочинениям отцов и учителей Церкви, по меньшей мере желателен. Если присоединим к этому направление современной светской литературы и жизненных интересов общества, то желательность работы увеличится еще более. Известно, что за последнее время всюду отмечается поворот общества от прежних идеалов и искание новых, недовольство настоящим положением вещей и жажда обновления жизни. Страдания, гнет изнасиловали человечество, надоели ему; оно ищет, ждет облегчения, покоя, обновления; оно лелеет в своих головах и сердцах сладкие мечты о Царстве Божием, золотом веке на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010