Вынесенная в заглавие доклада тема на первый взгляд может показаться имеющей только исторический интерес, однако я надеюсь, что его содержание позволит убедиться в ее актуальности и важности для сегодняшнего дня. Если святые суть «соль» духовной традиции, то нельзя не признать, что на протяжении более чем тысячелетней истории Русской Церкви приходское духовенство находилось в этом смысле на периферии церковного сознания, и из тени начало выходить только где-то во второй половине XIX века, когда появились практически первые прославленные праведники этого лика. Конечно, канонизированные святые не исчерпывают собой Небесную Церковь , и неведомые нам подвижники, быть может, составляют большинство в ней, однако самый вопрос о том, почему в то, а не в иное историческое время заметное место в церковной жизни начинает занимать тот, а не другой лик святых, не может считаться праздным: ответ на него должен прояснить для нас те существенные изменения, которые в этой жизни произошли. В нашем случае этот общий вопрос можно разбить на несколько более частных. 1 . Почему приходское духовенство так долго не воспринималось церковным самосознанием как носитель подлинной духовности? 2 . Чем определялись тогда его функции в традиции? 3 . Что изменилось, когда стали являться миру, а точнее – стали заметны миру – священники-праведники, священники-подвижники, «приходские старцы»? 4 . Означает ли это, что в их лице, священство освоило какие-то новые, неизвестные ему прежде функции? 5 . Эти функции востребованы ли в сегодняшнем мире? Приступим по порядку. Со времен домонгольской Руси представление об «истинном христианстве» прочно связывалось в русской традиции с монашеской жизнью. Превосходство монашества над мирянами, «бельцами», не вызвало ни у кого сомнений. Не случайно последние хотя бы перед смертью старались принять постриг, примерно так же, как в IV-V веках перед смертью крестились. Эти представления сохранялись и в Московской Руси. Преподобный Иосиф Волоцкий писал: «Да, можно каяться плакать о своих согрешениях и живя в миру, – но не так, как во иноческом образе. И свидетельство святых книг проясняет это светлее, чем солнце. Ведь никто из мирян, кроме божественных апостолов и святых мучеников, не сотворил чудес: ни мертвого не воскресил, ни слепым не даровал зрения. Но все чудеса и знаменья сотворили преподобные и богоносные отцы наши» 1 . Несомненно, этот взгляд распространялся и на приходских «белых» священников. И если по словам того же преподобного Иосифа, миряне спасаются верою, обнаруживая ее прежде всего соблюдением благочестивых форм жизни и покаяния 2 , то отсюда не трудно вывести и основную функцию приходского духовенства: поддержание этих самых благочестивых форм, иными словами поддержание и сохранение церковного быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf В монастырь мы идем, чтобы нести имя Христа 21 Вы недавно были в Румынии. Какое впечатление произвела на Вас румынская молодежь? Не думаю, что могу дать объективный ответ на ваш вопрос, потому что мой визит в Румынию был очень коротким, и я всегда находился среди самых замечательных, верующих и благочестивых людей. Но я думаю, что Румыния восстает из великого запустения, которое она претерпела во время коммунистического периода, и, конечно, это рождает в людях, и особенно в молодежи, творческую жажду больше узнать о вере и более глубоко переживать тайну Христову. И я думаю, что, с Божьей помощью традиция вновь процветет в Румынии, потому что ваша страна просияла в XVIII-XIX вв. через учеников Святого Паисия Величковского , через многих добродетельных аскетов и святых людей, чье присутствие и молитвы ещё живы в Молдове. Хотя я и не объехал всей страны, Молдова мне показалась алтарем Румынии благодаря многим и красивым церквям и монастырям, которые здесь находятся. Как я уже говорил и тогда, когда был в Румынии, я думаю, что традиция похожа на спящего гиганта, который, проснувшись, поддержит весь мир и будет светом всем народам. Наша традиция скрывает в себе огромную спасительную силу, и если мы найдем подходящий ключ, чтобы освободить эту силу, она поможет всему миру. И с Божией помощью, когда эта традиция будет восстановлена, как полагается, то станет ясно, что только она может спасти мир. Что вы можете сказать румынскому народу и, особенно, румынской молодежи? Я думаю, что румынская молодежь всегда должна помнить, что христианский Бог является «Богом отцов наших», и что если мы, в свою очередь, хотим стать отцами, то должны сначала стать сынами. Нам подобает искать духовников, которые обладают даром духовного отцовства, и учиться у них. Будем выбирать себе в качестве духовников тех, кто, в свою очередь, жил в послушании духовному отцу на протяжении нескольких лет, потому что они имеют особый дар: они способны передавать благодать тем, кто приходит к ним за советом и помощью. Как мы наследуем биологическую жизнь от наших родителей по плоти, так же мы наследуем и духовную жизнь, дар Духа Святого, от наших духовных родителей. Я думаю, что это самая важная сторона христианской жизни. Как выбрать наставника в духовной жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Разделы портала «Азбука веры» Иоанна Златоуста Сергей Федоров " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 17  голосов:  4.5 из  5) В статье рассматривается взгляд свт. Иоанна Златоуста на человеческую сексуальность и ее реализацию в законном браке. Затрагиваются частные вопросы семейной жизни в ее интимной сфере. В отличии от многих других христианских авторов своего времени, константинопольский архипастырь отмечает, что репродуктивная функция супружеских отношений не является главной. Кроме того, они необходимы не только как «предохранение от распутства», но имеют и позитивное духовное измерение. Рассуждения и советы святителя деликатны, нестандартны, глубоки и по прежнему востребованы. Ключевые слова: брак, сексуальность, супружеские отношения, интимные отношения, муж и жена, супруги. Тема отношений полов сложная и многогранная, остается одной из самых неоднозначных в нашем мире, весьма по разному она освещается и в рамках христианской традиции. Люди, приходящие в Церковь, ищут ответы на вопросы связанные с отношениями в семье, включая их интимную область, они искренне стремятся к тому, чтобы здесь у них было все благочестиво и правильно, но те ответы, которые они часто получают, бывают слишком односторонни и порой, может показаться, что мнение какого-то авторитетного автора, даже святого отца, это и есть учение Церкви, которое нужно принимать и применять к жизни безоговорочно. Мы все с вами знаем случаи, когда верующий человек, прочитав очередную книжку, написанную монахом-подвижником для своих учеников, начинает буквально применять прочитанное на себе, членах своей семьи и, в целом, к своей жизни, далекой от реалий подвижничества, что заканчивается печально. Но я хотел бы конкретно сказать о восприятии человеческой сексуальности, о ее предназначении, о том, что касается людей, живущих в миру, о людях семейных. Есть ли в церковной традиции ответы на вопросы, связанные с этой темой, и при этом, адресованные не-монахам? Есть. И они разные. Их разность во многом связана с культурой и богословскими предпосылками автора, проповедника, который их озвучивает. В западной христианской традиции, восходящей к блаженному Августину , вопросы пола, семьи, осмысляются несколько иначе, чем на православном Востоке. Блж. Августина и свт. Иоанна Златоуста иногда называют авторитетными выразителями западной и восточной христианской традиции по вопросам брака , и, хотя, на мой взгляд, их некорректно противопоставлять во всем, думаю, что не ошибусь, если скажу, что на значение супружеской близости эти великие святители смотрели неодинаково. В мои задачи не входит сравнение этих взглядов, мне хотелось бы затронуть тему осмысления супружеской близости в проповеди свт. Иоанна Златоуста и продемонстрировать некоторые из его ответов, которые не теряют своей актуальности для христианских супругов и сегодня.

http://azbyka.ru/semya/aspekty-supruzhes...

«Да соберет храм в стенах своих множество благочестивого народа…» Участники конференции Так возвестил в своем благословении Иоанновскому монастырю в день его освящения всероссийский пастырь, святой праведный Иоанн Кронштадтский, 100-летие со дня преставления которого мы отметим в скором времени (2 января 2009 года). Этой дате была посвящена прошедшая во второй половине мая III Международная конференция сообщества «ДелоРус» на тему «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности», в которой приняли участие более 250 человек практически из всех регионов России, а также из Белоруссии и Украины. Собравшиеся на этой встрече имели не только возможность принять участие в деловой части конференции – пленарных заседаниях и «круглых столах», но и время для неформального общения, а молитвенная атмосфера вносила соборный дух. Уже по сложившейся традиции работа конференции проходила на борту теплохода, следовавшего из Ярославля в Санкт-Петербург с заходом в монастыри и другие святые места русского севера. А отправлялись в паломничество как раз из Иоанновского монастыря, явившегося, по определению отца Иоанна, «чудом на берегу реки Карповки – притоке царственной Невы-реки». Там, в монастыре, в первый же день прошел молебен у святых мощей батюшки Иоанна. И лишь затем поездом участники конференции отбыли в Ярославль, где их ожидал теплоход. Паломнический маршрут выглядел так: Толгский, Кирилло-Белозерский, Александро-Свирский монастыри и прошедшие там молебны у мощей святых, дивный остров Валаам с его неповторимыми гранитными крестами, уединенными среди высоких сосен и скал храмами, общей молитвенной обстановкой, сложившейся за много веков… И снова Санкт-Петербург, молебен в Александро-Невской лавре, посещение храма во имя преподобного Серафима Вырицкого. Последний пункт оказался, можно сказать, прямо по теме, ведь преподобный Серафим был до принятия монашеского пострига известным петербургским купцом и благотворителем; потом, избрав путь монашеского жития, он повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, простояв в молитве на камне тысячу дней и ночей. Будучи предпринимателем, он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг; он высоко оплачивал труд своих работников и заботился о них, кормил тысячи нищих… Это ли не достойный пример для подражания современным предпринимателям?!

http://pravoslavie.ru/1363.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104789.html 23 июля 2014 Нам нужно единство веры и дела, людей и народов Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/3694154.html Официальный сайт Московского Патриархата Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода ЧАПЛИНА " Комментарий недели " вышел в эфир на телеканале " Союз " 19 июля 2014 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия, Радонежского и всея Руси чудотворца. 16-го июля здесь – в окрестностях Сергиева Посада, вблизи обители Преподобного, Троице-Сергиевой лавры, – состоялся крестный ход, в котором приняли участие десятки тысяч людей. Возрождается эта древняя традиция. Традиция, которой следовали многие благочестивые правители России. Традиция, которая была в связи с 500-летием со дня кончины преподобного Сергия в 1892 году также отмечена грандиозным крестным ходом, который шел из центра Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Возрождается религиозное чувство нашего народа, которое проявляется в том числе в готовности вот так, во множестве, почтить своими подвигами, своей молитвой, своим свидетельством о единстве и верности Церкви память Игумена земли Русской. Так многажды было в нашей истории. Так происходит всегда, когда люди стараются понести свой небольшой подвиг для того, чтобы засвидетельствовать о верности своему духовному истоку. Засвидетельствовать, что наш народ является православным. Это очень и очень важно в современном мире, когда очень многие поражены скепсисом, когда многие считают, что религиозность ушла в виртуальное пространство, превратилась в отвлеченную систему размышлений. На самом деле для нашего народа это не так. Некоторые нации, которые утратили возможность вот такого единства в вере и в молитве, очень быстро почему-то оказались лишены и настоящих духовных корней – при том, что в этих народах присутствовали во множестве известные богословы, люди, которые обладали большим объемом практических знаний, связанных с религиозной сферой, а религиозные общины располагали сетью мощных зданий, институциями разного рода, разветвленной системой общественного служения, деньгами, связями с политической властью... Без живой веры все это почему-то не работало и очень быстро иссякало.

http://religare.ru/2_104789_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасение России придет из провинции Впечатления участника Никольского Утяцкого крестного хода 20.06.2012 1466 Время на чтение 4 минуты На минувшей неделе мне довелось побывать на Урале. Вначале я принимал участие в Ильинских чтениях в Екатеринбурге, а потом, воспользовавшись оказией, осуществил свое давнее желание побывать в Кургане, где 4 года главой епархии является наш петербургский владыка Константин (Горянов), бывший ректор Санкт-Петербургских духовных школ. Так случилось, что я приехал в Курган во время Никольского Утяцкого крестного хода . Думаю, большинство православных не знают об этой доброй традиции, которая уже 12 лет существует в Курганской епархии. Крестный ход совершается с Утяцкой иконой Святителя Николая. На этой иконе святитель Николай изображен в весьма нетрадиционной манере иконописи, его образ имеет ярко выраженные финно-угорские черты. Икона почитается в Курганской епархии, она была обретена в первой половине XVIII века. Одна женщина пошла по хозяйственным нуждам на реку и увидела, что по реке плывет икона. Она попыталась достать её, но это не удавалось, тогда благочестивая женщина поняла, в чем дело, и отправилась в деревню к священнику. Батюшка вместе с другими верующими достал икону из реки, и с тех пор она является местночтимой святыней. Река называется Утяк, она впадает в Тобол, а деревня, в которой это произошло, называется Утяцкое. Поэтому крестный ход получил название Никольский Утяцкий крестный ход. Проходит он по традиции в неделю всех русских святых, а начинается накануне праздника в субботу с того, что из Кургана прихожане многих храмов во главе со своими священниками выходят крестным ходом в эту деревню, лежащую в нескольких десятках километров от Кургана. Останавливаются люди в храме, который пока ещё только восстанавливается, - и колокольня, и церковь ещё далеки от того вида, в котором они должны быть. Курганская область не богатая, и поэтому строительство храмов идет с большим трудом, но об этом чуть позже. Паломники приходят в этот храм, ночуют там после всенощной службы, а утром совершают торжественную Божественную литургию, которую по традиции возглавляет глава Курганской епархии архиепископ Курганский и Шадринский Константин.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/20/sp...

поиск:   разделы   рассылка Нам нужно единство веры и дела, людей и народов Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода ЧАПЛИНА " Комментарий недели " вышел в эфир на телеканале " Союз " 19 июля 2014 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия, Радонежского и всея Руси чудотворца. 16-го июля здесь – в окрестностях Сергиева Посада, вблизи обители Преподобного, Троице-Сергиевой лавры, – состоялся крестный ход, в котором приняли участие десятки тысяч людей. Возрождается эта древняя традиция. Традиция, которой следовали многие благочестивые правители России. Традиция, которая была в связи с 500-летием со дня кончины преподобного Сергия в 1892 году также отмечена грандиозным крестным ходом, который шел из центра Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Возрождается религиозное чувство нашего народа, которое проявляется в том числе в готовности вот так, во множестве, почтить своими подвигами, своей молитвой, своим свидетельством о единстве и верности Церкви память Игумена земли Русской. Так многажды было в нашей истории. Так происходит всегда, когда люди стараются понести свой небольшой подвиг для того, чтобы засвидетельствовать о верности своему духовному истоку. Засвидетельствовать, что наш народ является православным. Это очень и очень важно в современном мире, когда очень многие поражены скепсисом, когда многие считают, что религиозность ушла в виртуальное пространство, превратилась в отвлеченную систему размышлений. На самом деле для нашего народа это не так. Некоторые нации, которые утратили возможность вот такого единства в вере и в молитве, очень быстро почему-то оказались лишены и настоящих духовных корней – при том, что в этих народах присутствовали во множестве известные богословы, люди, которые обладали большим объемом практических знаний, связанных с религиозной сферой, а религиозные общины располагали сетью мощных зданий, институциями разного рода, разветвленной системой общественного служения, деньгами, связями с политической властью... Без живой веры все это почему-то не работало и очень быстро иссякало.

http://religare.ru/2_104789.html

Протоиерей Всеволод Чаплин: Нам нужно единство веры и дела, людей и народов 22 июля, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Единство людей в вере и в делах – это то, что может навеки освободить нас от любого пагубного разделения, Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 19 июля 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества «Нам нужно единство веры и дела, людей и народов». Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия, Радонежского и всея Руси чудотворца. 16-го июля здесь — в окрестностях Сергиева Посада, вблизи обители преподобного, Троице-Сергиевой Лавры, — состоялся крестный ход, в котором приняли участие десятки тысяч людей. Возрождается эта древняя традиция. Традиция, которой следовали многие благочестивые правители России. Традиция, которая была в связи с 500-летием со дня кончины преподобного Сергия в 1892 году также отмечена грандиозным крестным ходом, который шел из центра Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Возрождается религиозное чувство нашего народа, которое проявляется в том числе в готовности вот так, во множестве почтить своими подвигами, своей молитвой, своим свидетельством о единстве и верности Церкви память игумена земли Русской. Один человек, герой России, недавно, выступая на встрече членов Общественной палаты с Президентом, сказал, что в наших усилиях подчас «Духовное пробивается через тернии материального». Так многажды было в нашей истории. Так происходит всегда, когда люди стараются понести свой небольшой подвиг для того, чтобы засвидетельствовать о верности своему духовному истоку. Засвидетельствовать, что наш народ является православным. Это очень и очень важно в современном мире, когда очень многие поражены скепсисом, когда многие считают, что религиозность ушла в виртуальное пространство, превратилась в отвлеченную систему размышлений. На самом деле для нашего народа это не так. Некоторые нации, которые утратили возможность вот такого единства в вере и в молитве, очень быстро почему-то оказались лишены и настоящих духовных корней — при том, что в этих народах присутствовали во множестве известные богословы, люди, которые обладали большим объемом практических знаний, связанных с религиозной сферой, а религиозные общины располагали сетью мощных зданий, институциями разного рода, разветвленной системой общественного служения, деньгами, связями с политической властью… Без живой веры все это почему-то не работало и очень быстро иссякало.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

священник Николай Ким Скачать epub pdf 2. Отношение к святоотеческой традиции Преподобный Никита выступает как строгий хранитель церковной традиции, поэтому в его трактате очень много заимствований и прямых цитат Отцов Церкви, что отнюдь не является недостатком или свидетельством «скудомыслия» автора, по мнению некоторых современных критиков, а, наоборот, указывает благочестивое желание сохранить преемственность с многовековым святоотеческим наследием. Такой подход вообще характерен для византийского богословия Средних веков. Так, в письме Григорию софисту он подчеркивает: «Ибо мы дерзаем говорить что-либо не сами по себе, но во всех божественных и человеческих делах мы созвучны с отцами и учителями прежде нас, уча всему подобно с ними, соблюдая в этом деле распоряжение Господа апостолам, так говорящего: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:20 ), и кроме того зная, что страшно или от самих себя другое что-либо присоединить к евангельскому учению и сказать то, чего не говорили очевидцы Слова, учащие Церковь Христову, или убавить от учения Евангелия и апостолов и опустить (хотя бы) одну полученную заповедь Христа или научить иначе, чем те научили верных, как Христос и Бог наш говорит: Нарушивший " одну из моих заповедей сих малейших... малейшим наречется в Царстве Небесном «( Мф.5:19 ), и в другой раз возлюбленному своему ученику: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог меру от древа жизни и участие в святом граде и в том, что написано в книге сей» ( Откр.22:18–19 )» (письмо 5.10). Вообще, для преподобного Никиты авторитетность того или иного церковного учителя зависит от того, насколько близко он стоит к источнику Божественного Откровения. Например, говоря об апостоле Павле и Дионисии Ареопагите , преп. Никита указывает: «Так как в самом деле, как ты видишь, служащие Слову ничуть не сомневаются относительно них (ангелов), будем присоединяться (к ним), не потому, что мы пренебрегаем божественным отцом Григорием – отклони, такое даже помыслить нам невозможно! – но потому, что те имеют старшинство богословия, ибо они научены Словом Божиим и от Него введены более определенно в тайны и божественного, и человеческого» (письмо 4.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

«Что мне делать с прошлогодней святой водой, 50 литров?» Священник Виктор Гавриш — о церковных суевериях И почему в храм можно ходить без платка 8 февраля, 2022 И почему в храм можно ходить без платка Приложить к больному месту цветок, освященный на мощах, найти самую эффективную молитву, подать записки в семи монастырях, набрать 50 литров святой воды, чтобы она охраняла дом… Это далеко не полный перечень околоцерковных суеверий. Что с ними не так и почему они уводят от настоящей духовной жизни, Вероника Словохотова узнала у священника Виктора Гавриша. «Врач не поможет, помогут поминания в сорока монастырях» — Недавно родственница попросила: «Привези цветочек, освященный на мощах Матроны, буду прикладывать к больным местам». Как вы относитесь к таким просьбам?   — В цветочках самих по себе, наверное, ничего плохого нет. Это безобидное суеверие. Но плохо, когда человек уходит от реальной духовной жизни в обрядоверие. Он собирает дома цветочки, камешки, они его лечат, как он себе это представляет… Причем человеку реально может становиться лучше: он себя настроил, заварил эти листочки — психосоматику никто не отменял. Вопрос в том, что все это может уводить от главного. И второе — их «целебный», так скажем, потенциал бывает переоценен. Я знаю несколько таких случаев, когда людям с онкологическими заболеваниями говорили, что врач не поможет, а помогут поминания в сорока монастырях. И человек старательно ездил. Конечно, его стремление похвально, но проблема в том, что он ездил не ко Христу. Для него литургия была не связью с Богом — просто надо было выполнить непонятный, но, как ему казалось, эффективный духовный ритуал. В результате это не помогло, время было упущено, болезнь перешла в неизлечимую стадию. Священник Виктор Гавриш — клирик в храме Михаила Архангела, г. Талдом (Московская область). — Откуда в нас берутся эти околоцерковные суеверия? — Надо расставить все точки над «i». В Церкви есть Традиции с большой буквы. Скажем, Евхаристия. Это центр богослужебной жизни христианина. Есть традиции благочестивые, в которых нет ничего плохого — наоборот, они помогают человеку приблизиться к Богу. Они не главные, и в определенные моменты могут меняться, уходить, приходить. А есть уже околоцерковные традиции, иногда даже суеверия, которые пришли из внешних сфер жизни, даже из языческого прошлого. И они как раз и могут человека увести в сторону.

http://pravmir.ru/chto-mne-delat-s-prosh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010