Литургия В службе литургии совершается таинство причащения, в ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но приносится бескровная жертва за спасение людей. Господь Иисус Христос, «давый Себе избавление за всех» ( 1Тим. 2:5 ), «едину о гресех принес жертву» ( Евр. 10:12 ). А чтобы люди были причастниками этой жертвы, Господь установил таинство причащения, в котором входит в ближайшее соединение с ними. Господь сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» ( Ин. 6:56 ). в таинстве причащения совершается жертва. Жертва же состоит в преложении хлеба и вина в истинное Тело и в истинную Кровь Христа Спасителя. Господь на Тайной Вечери взял хлеб, возблагодарил Бога, благословил, преломил и, подавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Потом взял чашу, возблагодарил Бога и сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. 26:26–28 ; Мк. 14:22–23 ; Лк. 22:19–20 ; 1Кор. 11:23:25 ). Апостолы твердо исполняли эту заповедь Иисуса Христа. Они, единодушно пребывая в церкви (т.е. посещая для молитвы Иерусалимский храм), преломляли хлеб по домам ( Деян. 2:46 ), т.е. совершали таинство причащения сперва в горнице, потом в других домах. Службу, при которой происходило таинство причащения, то есть литургию, апостолы и преемники их во время гонений на христиан совершали устно. Литургия состояла из благодарений Господу, из воспоминаний как всей Его жизни, так и установления таинства причащения. Хотя литургия совершалась устно, но все было благообразно и по чину ( 1Кор. 14:40 ), так как христианами распоряжалась и одушевляла любовь. Когда прекратились гонения на христиан, тогда апостольские и отеческие постановления о совершении литургии переданы были письменно. На Востоке литургия св. апостола Иакова послужила к письменному изложению литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста . Литургия, по своему преимуществу перед другими службами, называется «общественною службою», «литургиею». А так как литургия установлена Господом в благодарственное воспоминание Его любви и неисчислимых заслуг роду человеческому, то она называется еще «евхаристией» («благодарением»).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Биографические, дружеские, поздравительные, благодарственные и просительные письма 1. Письмо Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому Высокопреосвященнейший владыко! Его превосходительство Ф. обрадовал меня вашим благословением; известил о прославлении славимого Самим Богом святого чудотворца святителя Митрофана и тем спасительно утешил мое унылое сердце, взывающее: яко пришельствие мое продолжися: Царю мой и Боже мой! векую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Но и в скорби распространил мя еси, и возрадовася дух мой, яко по множеству болезней моих возвеселися сердце мое о Господе, спасающем меня. Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Удиви, Господи, на мне милость Твою. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Да постыдятся и посрамятся ищущие злая мне, ищущий пожрети душу мою и свести во ад живу. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские: «тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая. Жертва Богу дух сокрушен...» (Из псалмов) Любовь же к Богу от всей души и любовь к ближнему, как к самому себе, более всех всесожжении и жертв. Сие исповедал пред Господом иудейский законник, и Господь за исповедание сие объявил ему, что он близок есть к Царствию Божию. Господь отверг разумы разумных мира сего. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу: во исповедание и в велелепоту облеклея еси... Дивна дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси... Человек суете уподобися, и дни его, яко сень, преходят: Ты же снисходиши к нему, ищеши его, и призываеши к Себе во упокоение вечное! О, коль велика благость Твоя, о, коль возлюбленна селения Твоя, Господи, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную!.. Ты бо еси истинный Свет, просвещали и освещаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки... Но что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми! Чашу спасения прииму и имя Господне призову: воздам Господеви молитвы моя пред всеми людьми Его: исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя: яко умножил еси милость Твою на избранных Твоих: ныне указуеши на гробы их, видением, откровением и чудесами, яко покоющиися в них живы суть пред Тобою; и молитвы людей Твоих, приносимые пред ними, приятны Тебе, прославляющему их дарованием исцелений всяких болезней и недугов в людех Твоих. Слава Тебе, показавшему нам и ныне показующему свет, в самой сени смертней возсиявший.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Скачать epub pdf Церковь наша благочестивая имеет обряд в сей день исходити с благоговейною красотою и святынею на источники водные; и не без причины благословные. Освящать воду, единожды словом Божиим освященную: се вся суть добра ( Быт. 1, 21 ), было бы нечто странное, естьли бы таковое действие не основывалось на прославлении Божией благостыни. Слезы проливать есть следствие болезни и наказания; но плакать очами покаяния, есть приятная жертва милосердому человеколюбию Господню. Омываться водою, естественная польза для тела: но во имя Пресвятые Троицы крещением в воду погружаться, есть таинство спасительно-благодатного возрождения. Исходить к источникам водным и речным устремлениям, веселящим град ( Пс. 45, 5 ), приятно: но исходить с знаками благочестного почитания Бога, изливающего реками Свою благость в таких наипаче случаях, где человеческия силы изсякают, лишаясь самонадеяния, жаждая помощи земные, есть знамением тоя благодарности, коя особенное Божие на себя обращая внимание, призывает к соплесканию волнами водными цельбоносных Ангелов, вящше, нежели купель Силоамская ( Иоан. 9, 11 ). С таковым намерением, с таковою благодарностию к Богу, в незабвенные веки учредила и сие празднество Грекороссийская Церковь . Тому уже протекло шесть сот тридцать пять лет. Сарацины угрожали Греческому Царю Мануилу, а Болгары Российскому Великому Князю Андрею Юрьевичу. В одно и тоже время два Государя, единством веры сопряженные, стесняемы были порознь двумя силами врагов, но единственными по алчности к грабительству, по ненависти к Христианству. Напаствуемые тако Державцы с равным единодушием прибегши к помощи Божией, с равным успехом кийждо своего врага сразили, расточили. Присутствовавшую в помощь им благость Свою Бог запечатлел такими явлениями, по коим не могли не признать, что Ангел Господень был побораяй по них. Изображение Бога Спасителя, при благодарственных молитвах, возсиявало из доски, и вкруг оные, и далече. Знамению убо сему положили памятник, да и их благодарного сердца истина изобразится, яко струя потока чистого, а не изменность, яко непрестанное течение оного: и Богу льющему милости Свои на боящихся Его рекою, да будет приносима жертва на брегах речных устремлений от источников до морей, от рода в род.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

41. Совершение таинства: возбуждение к достойному предстоянию при совершении евхаристии: возгласы и ответы, предшествующие и сопровождающие евхаристическую молитву; возношение даров и освящение После пения символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». После этого диакон уходит в алтарь. Эти слова диакона означают то, что мы будем стоять хорошо, будем стоять со страхом. Будем внимательны, чтобы спокойно в мире принести святое возношение. После этого на клиросе поют: «Милость мира, жертву хваления»; этими словами обясняют что такое «святое возношение». Святое возношение – есть хвалебная и самая приятная жертва Богу. Она есть милость ближним, принесение бескровной жертвы и прославление Бога. После этого пения священник в алтаре обращается к народу и преподает ему благословение Св. Троицы такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». На это благословение клир поет: «и со духом твоим», т.е.мы желаем того же и твоей душе. После этого священник возглашает: «Горе имеем сердца». Эти слова означают то, что мы должны обратить наши сердца от земли на небо к Богу. На это молящиеся отвечают: «Имамы ко Господу», т.е. мы уже обратили свои сердца к Господу. После Этого священник произносит: «Благ одарим Господа», т.е. принесем Господу благодарственные молитвы. В ответ на это на клиросе поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». Перевод. Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу Троице единосущной и нераздельной. Это время возвещается звоном для того, чтобы знали те, кто не в храме, о наступлении важных минут при совершении литургии. Священник во время этого пения молится и тайно читает первую часть благодарственной евхаристической молитвы. В этой молитве он прославляет Бога и благодарит Его за сотворение нас, за Его милости и за то, что Он принимает эту нашу службу, хотя Его окружают на небе и Ему всегда служат множество ангелов постоянно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Псалом 110 Аллилуиа. И этот псалом есть благодарственный(1). (1) Афанасий же говорит, что сей благодарственный псалом произносится от лица Апостолов, излагающих, какие дела спасительного строения произведены И. Христом. А Феодорит думает, что сей псалом произносится, как благодарственное пение Богу, от лица царя Иосафата о дарованной ему победе над моавитянами, аммонитянами и идумеянами. Златоуст и Ориген говорят, что настоящий и следующий за сим псалом содержит столько букв, сколько имеет еврейский алфавит, а именно 22, почему и называется алфавитным. Тоже самое говорит и Исихий: Прекрасна надпись на сем псалме: аллилуиа, которое означает хвалу Богу; он знаменит и тем, что он сочинен по числу букв еврейских. Иоанн Литин в своей Псалтири говорит, что поелику в настоящем псалме содержится только десять стихов, то посему в каждом из 8-ми первых стихов помещены по две буквы еврейского алфавита, а в последних двух – по три буквы того же алфавита, и таким образом в 10-ти стихах помещены 22 буквы еврейского алфавита. Пс.110:1 .  Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим Я, говорит, буду благодарить Тебя, Господи, не только словами, и не только просто языком и устами, но и всем сердцем моим, с стремительною и пламеннейшею душою и внимательнейшею мыслию, освободившись от всякой житейской заботы и возвысившись к Тебе; буду благодарить, как за оказываемые мне Тобою всегда благодеяния, так и за те, которые делаешь другим людям. Ибо сия благодарность моя Тебе есть готовая жертва и легкое приношение и притом дело необходимое, которого всегда требует от нас Бог как долга.(1) (1) Слова Исихия: Сказал: всем сердцем моим, дабы мы с одной стороны исповедуясь, с другой стороны не были поползновенны ко греху, в котором исповедуемся, и чтобы двигаясь одною душевною ногою к правде, другую не оставили увязать в грязи греха. Все сердце мы должны предать Ему как Зиждителю и Творцу целого его, не могущему принять половинного дара. Златоуста: И Моисей, говорит, полагает такой закон, сказывая: возлюбишь Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею мыслию твоею. А исповедованием, мне кажется, он называет благодарение: воспою, говорит, буду благодарить.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Слово Евангелие (от греч. εαγγλιον — благая весть, благовестие) — 1) Благовестие Христово (апостольское, христианское ( 1Кор.15:1 )) о наступлении Царства Божия , о спасении человеческого рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа . Первоначально, в греческом языке классического периода, слово евангелие имело значение «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Далее так стала называться сама радостная весть. Позднее слово евангелие приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах евангелие  обозначает проповедь самого Иисуса Христа ( Мф.4:23 ; Мк.1:14-15 ), но чаще всего евангелие – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести. Евангелие – книги Нового Завета , в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа . Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными . Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора. Однако структура из четырёх Евангелий была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить, например, святителя Иоанна Златоуста , жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского , жившего в XI веке. Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов на некоторых церковных Таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты (зачала). В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. Всё ли разрешено, что не запрещено в Евангелии?

http://azbyka.ru/evangelie

Содержание    1. Можно ли это стерпеть? Можно ли это снести? У вас самих я хочу судиться против вас же. Так и Бог посту­пил с евреями: обращаясь к ним против них же самих, Он говорил: «народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» (Мих.6:3); и еще: «какую неправду нашли во Мне отцы ваши» (Иер.2:5)? Ему хочу и я подражать, и опять скажу вам: можно ли это стерпеть, можно ли это снести? После столь долгих собеседований, после такого учения, некоторые, оставив нас, побежали смотреть на состязающихся коней и впали в такое неистовство, что напол­нили весь город непристойным шумом и криком, возбужда­ющим смех, лучше же сказать: плач. Поэтому я, сидя дома и слушая поднявшийся вопль, страдал больше застигаемых бурею. Как те в то время, когда волны ударяют в стенки корабля, трепещут, подвергаясь крайней опасности, так и меня очень тяжко поражали те крики, и я потуплял взоры в землю и смущался от стыда, когда сидевшие на верхних мес­тах вели себя так непристойно, а находившиеся внизу, среди площади, рукоплескали возницам и кричали больше тех. Что же скажем мы, или чем оправдаемся, если кто-нибудь чужой, случившись здесь, станет осуждать и говорить: это ли город апостолов, это ли город, имевший такого учителя, это ли на­род христолюбивый, общество не чувственное, духовное? Даже не постыдились вы и самого дня, в который совершились зна­мения спасения рода нашего; но в пятницу, когда Господь твой был распинаем за вселенную, когда приносилась такая жертва и отверзался рай, и разбойник возводился в древнее отечество, и клятва разрешалась, и грех уничтожался, и долговременная вражда прекращалась, и примирение Бога с людьми совершалось, и все изменялось, — в тот день, когда надлежало поститься, славословить и воссылать благодарственные молитвы за благодеяния для вселенной к Совершившему их, — тогда ты, оста­вив церковь и жертву духовную, и собрание братий, и забыв святость поста, плененный диаволом, повлекся на то зрелище. Можно ли это стерпеть, можно ли это снести?    Я не перестану постоянно говорить это и тем облегчать свою скорбь, чтобы не заглушить ее молчанием, но поставить на вид и обнаружить пред вашими глазами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 46 Иез.46:1 .  Так говорит Господь Бог: ворота внутреннего двора, обращенные лицом к востоку, должны быть заперты в продолжение шести рабочих дней, а в субботний день они должны быть отворены и в день новомесячия должны быть отворены. Тогда как внешние восточные ворота должны быть затворены постоянно ( Иез.44.1 ) в знак полной непостижимости Божией помимо Его откровения вне будущего храма и для не имеющих доступа в него, внутренние восточные ворота открываются в праздники, во время которых Бог более познается и ощущается, чем в обыкновенные дни. Иез.46:2 .  Князь пойдет через внешний притвор ворот и станет у вереи этих ворот; и священники совершат его всесожжение и его благодарственную жертву; и он у порога ворот поклонится Господу, и выйдет, а ворота остаются незапертыми до вечера. Тогда как ранее цари имели во внутреннем дворе храма для себя великолепную комнату ( 4Цар 16.18 ) и особые ворота внутреннего двора, вероятно, соответствовавшие позднейшим южным, предоставлялись исключительно им ( Иез.43.8 ), теперь князь не смеет и вступить на внутренний двор, и только может смотреть в него через открытые восточные ворота, находившиеся как раз против жертвенника, и видеть, как на последнем приносятся его жертвы. Он не может стоять даже в самых воротах, а только в притворе их, представлявшем целую залу, и расположенном во внутренних воротах на их внешней, выходящей во внешний двор стороне (см. план 3). LXX «внешних» несправедливо сочли определением к воротам; в этом притворе он может стать у самой двери, или вернее дверной рамы, «мезазат» («вереи», LXX «преддверия» – см. объяснение Иез.45.19 и Иез.41.21 ), выходивший из притвора в пролет ворот, не смея войти даже d этот пролет. Отсюда открывался прямой вид на жертвенник en face; это положение было ближе к храму и почетнее, чем место для народа (ст. 3); но в большие праздники князь обезразличивался с народом (ст. 10), выделяясь из него только в субботы и новомесячия, когда вследствие малочисленности народа в храме князя легче было выделить из него. Всесожжение должно быть в размере ст. 4, а благодарственная жертва по усердию. Ворота открываются не только для князя, но и для народа, чтобы и он в них мог видеть жертвенник en face, почему ворота не закрывались по уходе князя (как то делалось, когда они открывались специально для князя – ст. 12 конец), «чтобы после князя весь народ земли молился пред отверстием этих ворот» (блаж. Иер). По Кимхи: «царь здесь Мессия, ибо после этого пророчества не было царей во Иуде, но вожди, как видно из книг Маккавейских».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Несколько ударов в колокол, напоминающих им об этом событии, называется благовестом к Достойно , т.е. благовестом перед пением: Достойно и праведно есть ... А присутствующих в храме дьякон приглашает к участию в Святом возношении словами: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити . «Будем стоять с соблюдением благочиния» ( добре – καλωξ). Со страхом . «Будем бдительно хранить душу от всего, что может ее рассеять, смутить и потревожить». Чтобы в душевном мире приносить Богу Святое возношение, помня, что возносимая Богу жертва возносится не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как сторонние зрители или слушатели, а как действующие лица. Предстоящие, изъявляя готовность к благоговейному участию в Святом возношении, на слова дьякона отвечают вместе с хором: Милость мира, жертву хваления . «Мы готовы в мире приносить Богу, как приятное Ему возношение, хлеб и вино, – эту милость мира . «Мы готовы приносить, вместе с этими вещественными дарами, и духовную жертву хваления Богу; готовы устами, от избытка сердца, прославлять Его ( Евр. 13, 15 )». Затем священнодействующий обращается лицом к предстоящим, осеняет их крестным знамением и, как изъявивших готовность участвовать в Святом возношении, ободряет их апостольским благожеланием: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами ( 2Кор. 13, 13 ). Услышав в ответ выражение того же благожелания ему самому: и со духом твоим , священнодействующий возглашает: горе имеим сердца . «Отрешим наши сердца от всякого земного помышления и устремим их к небесному». Народ отвечает: имамы ко Господу . «Мы имеем сердца, устремленные ко Господу». Тогда священнодействующий, сам готовый приступить к Святому возношению, приглашает и предстоящих вместе с ним начать оное благодарением Господу, по примеру Самого Иисуса Христа, который, при установлении священнодействия Бескровной жертвы, начал оное благодарением Богу Отцу ( Мф. 26, 26 ). Благодарим Господа . «Принесем Господу благодарственные молитвы», – взывает священник. Народ отвечает пением: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней , – а по греческим древним русским служебникам это песнопение звучит несколько короче: Достойно и праведно .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Поучение к сельским прихожанам, по случаю освящения приходского храма. (8 сент. 1867 г.) Итак, православные, Господь помог нам благоукрасить наш храм, как нам хотелось. Известно мне, как вы всегда желали видеть благолепие и священную красоту в своем приходском храме; знаю, как вы искренно тужили, что ваши собственные недостатки и тяжелые нужды крестьянского домохозяйства мешали вам скорее привести в дело ваши благочестивые намерения об украшении храма Божия. Но вот Господь все привел к окончанию. Нашлись добрые люди, отыскались средства, живо начались работы, – и вот я не могу без удовольствия теперь смотреть на вас, видя ваше благоговение, вашу благочестивую радость о красоте святого храма Божия и вашу благодарственную молитву к Господу Богу, совершителю всякого дела благого. Да – православные, первое, что нам следует теперь сделать, – это повергнуться в благодарственной молитве пред Господом Богом за то, что Он помог нам почти из ничего, почти без всяких средств устроить то, на что требовались тысячи. Так многомилостив и щедр Господь к нам грешным, и так всегда готов Он помогать всякому благому нашему намерению и желанию! но не забудьте и того, что Господь помог нам тоже чрез добрых людей. Не найдись эти добрые люди, не загорись в них святая искра любви ко храму Божию, – тогда может быть мы и до сих пор только хлопотали бы о своем храме. Кто эти добрые люди, – вам не безызвестно, – и потому я не буду распространяться о том, что вам нужно благодарить и их, и молиться Богу о их здравии и благопоспешений всякий раз, когда будете входить в сей благоукрашенный храм. Но мне хотелось бы поговорить с вами вот об чем. Любуясь и наслаждаясь красотою сего обновленного храма Божия, как бы вы не ограничились (я даже опасаюсь этого), – как бы говорю, – не ограничились вы одним только этим чувством радости и удовольствия. Конечно, радость о храме Божием и наслаждение его красотою – есть законное и святое чувство; но одно оно еще далеко не есть достаточная и благоприятная жертва для Господа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010