Воронеж. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещению Пресвятой Богородицы был посвящен из первых храмов на воронежской земле. Время его основания разные исследователи указывают различное. По мнению митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), он был основан в 1620 году. Прот. Стефан Зверев, архиепископ Димитрий (Самбикин) и известный иследователь Н.И. Поликарпов считали, что он был построен почти одновременно с основанием города Воронежа в 1586 году. Первый Благовещенский храм был деревянный, много раз становился жертвой нередких пожаров, перестраивался и даже менял место своего расположения. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал Кафедральным Собором. 19 апреля 1684 г. в ответ на ходатайство святителя Митрофана Святейший патриарх Московский и всея Руси Иоаким благословил возведение каменного соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который и был построен в 1690 году. На подворье Кафедрального Собора располагалась с 1682 года резиденция Правящих Архиеерев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская Духовная Семинария. После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в Кафедральном Соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского Архипастыря были обретены, годом позже великий покровитель нашей земли был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал другой праведник и светильник Воронежской Церкви архиепископ Антоний (Смирницкий). В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском Соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания главы Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года, Кафедральным Собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. После революции Благовещенский Собор и Митрофанов монастырь разделили судьбу многих и многих православных святынь. Вначале они был закрыты а в 1950-е годы окончательно разрушены. На месте Собора и монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Москва. Кремль. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Собор Московского Кремля Карта и ближайшие объекты Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на " Государевом дворе " , " на сенях " , то есть при входе во дворец. Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д. С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по ст.ст.) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II. По материалам www.kremlin.ru Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов. Если Успенский собор являлся главным храмом княжества, а потом государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества. В конце XIII-haчaлe XIV века, когда Москва была еще небольшим княжеством, только-только обретшим самостоятельность, на месте Благовещенского собора стояла, видимо, деревянная церковь на каменном основании. В конце XIV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом, где, вероятно, хранилась государева казна. (Благовещенский собор - старейший из известных нам храмов на подклете, получивших впоследствии довольно широкое распространение.) Великий князь Иван III, принявший титул " государя всея Руси " , перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собори дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казенный двор.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ДАРИЯ Тимагина († 1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ (2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДИМИТРИЙ Дмитриевич Беляев (1875 - 1937), свящ. , сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Ильич Розанов (1890 - 1937), прот. сщмч. (пам. 26 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Вознесенский (1855-1918), свящ., сщмч. (пам. 4 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_28.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Монашество АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером.

http://pravenc.ru/rubrics/121854.html

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата 7 апреля 2024 г. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля Фото Видео 31 марта 2024 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Владимирского храма в Тушине и возглавил хиротонию архимандрита Филарета (Тихонова) во епископа Колпашевского и Стрежевского Фото Видео 27 марта 2024 г. Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора Фото Видео Последние новости 7 апреля 2024 г. 18:31 Духовенство Русской духовной миссии совершило панихиду в 130-ю годовщину кончины архимандрита Антонина (Капустина) 6 апреля, в 130-ю годовщину преставления видного деятеля Русской Православной Церкви XIX века архимандрита Антонина (Капустина) духовенство Русской духовной миссии совершило панихиду на его могиле в Спасо-Вознесенском Елеонском женском монастыре в Иерусалиме. 7 апреля 2024 г. 17:38 Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы, где находится рака с честным мощами святителя Тихона. Фото Видео 7 апреля 2024 г. 15:04 В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля. Фото Видео 7 апреля 2024 г. 13:54 55 лет назад состоялась диаконская хиротония Святейшего Патриарха Кирилла 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был рукоположен в диаконы.

http://patriarchia.ru/index.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Завершилось пребывание митрополита Волоколамского Илариона в Татарстанской митрополии 29 марта 2015 года, в неделю 5-ю Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион вместе с  митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием и епископом Альметьевским и Бугульминским Мефодием совершил в Благовещенском соборе Казанского кремля Божественную литургию в сослужении духовенства епархии. За богослужением молились прихожане  казанских храмов, сестры милосердия, участники форума православной молодежи митрополии, проходившего в эти дни в Казани, казаки, курсанты суворовского и танкового училищ. В Благовещенском соборе присутствовали представители государственной власти. По отпусте Литургии митрополит Анастасий от имени верующих Татарстанской митрополии приветствовал возглавившего богослужение владыку Илариона, отметив: «С благословения Святейшего Патриарха Кирилла сегодня мы официально начинаем празднования 1000-летия со дня блаженной кончины равноапостольного князя Владимира». Владыка Анастасий подчеркнул, что празднование в Казанской епархии открылось богослужением в древнем Благовещенском соборе, который был возведен трудами и попечением святителя Гурия Казанского: «С кафедры святителя Гурия начинаются сегодня мероприятия, которые будут продолжаться на протяжении всего этого года». Глава Татарстанской митрополии преподнес митрополиту Волоколамскому Илариону образ Креста Господня, пожелав председателю ОВЦС помощи от Господа в несении нелегкого и ответственного послушания на благо Церкви. Обращаясь к митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию, клирикам и богомольцам, владыка Иларион поздравил всех с началом мероприятий, посвященных 1000-летию преставления великого князя Владимира, крестителя Руси:

http://mospat.ru/ru/news/50535/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († после 1592, близ Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст.), прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст. (близ совр. пос. Ладва, Карелия). Сведений об И. и о ранней истории основанной им обители сохранилось не много. В синодике, хранившемся в Ивинской ц., к которой в XIX в. были приписаны храмы упраздненной Яшезерской пуст., сообщается, что И. был родом «из Шокши, недальнего от пустыни селения» (цит. по: Барсов. 1870. С. 95). Принято считать, что И. был вепс. О жизни святого и об истории мон-ря можно также узнать из хозяйственных документов XVI-XVII вв. и преданий, записанных в XIX в. По преданию, И. был учеником прп. Александра Свирского или пострижеником Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря , однако этот факт не подтверждается источниками. Святой создал мон-рь в безлюдном месте, между озерами Яшезеро (Яшозеро) и Сенное. Наиболее ранним свидетельством о Яшезерском мон-ре следует признать надпись на деревянном кресте, датируемую 18 янв. 1579 г., об освящении монастырской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (крест хранился в храме в XIX в.). В надписи сообщалось, что это событие произошло «при боголюбивейшем приосвященнейшем отце нашем при архиепископе Александре Великаго Новаграда и Пскова и при строители при священноиноки Ионы, а святил церковь игумен Иаков» ( Елпидинский. 1900. С. 411). Александр был хиротонисан во архиепископа Новгородского 12 сент. 1576 г., в 1589 г. возведен в сан митрополита († 26 июня 1591). Храм освятил преподобный Иаков , настоятель Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1578/79 г. перешедший в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где впосл. стал настоятелем. Т. о., освящение Благовещенской ц. в Яшезерской пуст. можно датировать кон. 1576 - нач. 1578 г.; к тому времени И. был иеромонахом (встречающиеся в справочной лит-ре указания на основание пустыни в XV в. ошибочны).

http://pravenc.ru/text/578262.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Степанов А. Ф. Художественные сокровища ризницы казанского Благовещенского собора: обретенные и утраченные Издревле ризницы русских храмов наполнялись ценными богослужебными предметами, многие из которых ныне признаются шедеврами русского искусства. Хранившиеся в ризнице кафедрального Благовещенского собора Казани вклады упоминаются уже в первых писцовых описаниях города, в частности в писцовых книгах 1566–1568 гг.: «Церковь соборная Благовещение Пресвятые Богородицы камена. Поставлена из государевы казны… Воздух шит по камке по синеи золотом и серебром щелки. А покупано золото, и серебро, и шолки из государевой казны. А в мере воздуха сажень с лохтем. Подложен тафтою червчатою бурскою, опушка атлас цветнои. А шила воздух княж Юрьева Темкина княина. И опушка приклад ее ж, а камку дал Михаило Лыков, а подкладку дал Кузма Федоров». Судьба сокровищ этой ризницы в 1-й половине XX в. является предметом настоящего исследования. В конце сентября 1919 г. в Благовещенском соборе прошел обыск, в ходе которого чекисты обнаружили запертую стальную дверь. За дверью помещалась ризница собора, где хранились богослужебные предметы XV–XIX вв. Хранитель ризницы настоятель собора протоиерей Андрей Яблоков ушел из Казани вместе с другими представителями казанского духовенства накануне захвата города войсками Красной армии в сентябре 1918 г. и ключей от ризницы не оставил. Чекисты объявили, что будут ломать дверь, а ризницу подвергнут обыску, что и последовало 29 и 30 сентября. Над церковными сокровищами нависла угроза конфискации. Вкратце об этих событиях уже писал казанский историк, проф. Б. Ф. Султанбеков. В основу его статьи легли материалы по истории Казанской епархии анонимного автора, современника описываемых событий, составленные не позднее 1925 r.[iv] Целью настоящей работы является публикация документов о борьбе казанской интеллигенции за сохранение православных памятников старины в первые годы советской власти, а также выяснение, какие памятники церковного искусства удалось сохранить в Национальном музее Республики Татарстан.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Вязники. Благовещенский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней. Карта и ближайшие объекты Достаточно только взглянуть на Благовещенский храм и сразу понимаешь - смотришь не на рядовую церковь, а на событие в архитектуре. Событие с большой буквы. Это сейчас кажется, что Вязники - " провинция " . В далёком прошлом именно " провинциальные " зодческие школы делали русское искусство столь многогранным, ярким и самобытным! Вот что писал Алексей Алексеевич Тиц в своей книге из серии " дороги к прекрасному " - " По окраинным землям Владимирским " (1969 год): " Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нём отразилась борьба двух художественных концепций - середины XVII века, с её безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Ассиметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объёмом храма. Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит своё произведение из отдельных объёмов... Испокон веку каменодельцы, подражая природе, делали нижние части сооружения массивнее, крепче. Идея роста организма, его развитие по вертикали используется и в Благовещенском соборе... Группа дополняющих друг друга объёмов храма объединена общим основанием - подклетом, где размещалась тёплая церковь " . " Общее основание " многокомпонентного сооружения позволило зодчим применить очень интересный, нечасто встречающийся приём - сделать " двухуровневые " апсиды, когда алтарные части нижнего и верхнего храма располагаются не сплошной стеной, а ступенчато, причём нижние апсиды сильно вытянуты на восток! Этот приём был весьма популярен у каменных дел мастеров из соседнего Гороховца (Никольский собор). Особой функциональной подоплёки это решение не имеет, оно играет чисто на эстетическое восприятие - делает силуэт храма более сложным, облик - более живописным, позволяет при минимуме декора создать выразительный рисунок фасада... Ну и, конечно, это бросающаяяся в глаза, запоминающаяяся " визитная карточка " местной архитектурной школы. По храмам эпохи узорочья впору писать " энциклопедию русского наличника " : что ни храм - то глава. На северном фасаде Благовещенского собора насчитываем аж целых пять типов! Однако стоит обратить внимание - расположение окон подчинено строгим законам симметрии. А это уже - примета новой архитектурной эпохи...

http://sobory.ru/article/?object=03740

Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Первый монастырь Нижнего Новгорода. Основание относится к 1221 году. До революции в обители хранилась чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Решением НКВД по Нижегородской губернии был закрыт в 1921 г. Возобновлен в 1993 г. Количество насельников: 14. Настоятель: игумен Александр (Лукин). На территории монастыря располагается Духовная семинария. Монастырь имеет 2 скита и 2 подворья. В одном из скитов - на территории бывшей воинской части в Борском районе - действует Центр духовной реабилитации наркозависимых. Основан великим владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем в начале 13 века на высоком живописном берегу Оки. К сожалению, древние постройки не сохранились: монастырь не раз подвергался разрушениям и перестраивался. Основные сооружения монастырского ансамбля относятся к середине и второй половине 17 века. Многие из них являются уникальными памятниками отечественного зодчества. В настоящее время - действующий мужской монастырь. В 1228 году был выжжен мордовским князем Пургасом, в XIV веке восстановлен и приписан к митрополичьему, а затем к патриаршему дому. Сохранившийся ансамбль относится к XVII веку, когда здесь развернулось массовое строительство. В ансамбль монастыря входят: - Благовещенский собор (1647-1649 гг.). Центральная глава имеет луковичное, а боковые – шлемовидное завершения. Изначально центральная глава была покрыта муравленой черепицей, боковые – железом. Архитектура собора имеет особенность – отсутствует пара столбов в шестистолпном по облику храме; необычная форма закомар, напоминающая «бочки» деревянных построек. С запада и с севера примыкает открытая паперть в духе галерей ярославских храмов. Паперть имела фресковую роспись, в самом же соборе находилось множество древних икон. После многочисленных пожаров собор неоднократно ремонтировался, что исказило его архитектуру. В 1870-1872 годах в ходе реставрационных работ Л. Даль вернул зданию первоначальные формы – это была первая в России научная реставрация. Но из-за грунтовых вод центральные стобы вновь просели, что вызвало заметный наклон двух малых глав.

http://sobory.ru/article/?object=00566

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010