Несмотря на то, что и после смерти Димитрия Донского Золотая Орда продолжала совершать набеги на Русь, именно его стратегия правления и его воинские победы стали переломными в многовековой истории взаимотношений с Ордой. Кроме того в эпоху Димитрия Донского в Москве построили величественный Кремль — тогда он был белокаменным. А еще монастыри-крепости — Симонов и Андроников. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 год. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Димитрий Донской — икона До наших дней дошли одни из первых иконографические изображений великого князя Димитрия Донского. Это лик святого на фресках в Архангельском соборе и в Грановитой палате Московского Кремля. Существует интересная икона — «Явление иконы святителя Николая Димитрию Донскому на реке Угреше». До наших дней дошло описание XIX века хоругви, которая является самым древним изображением этой иконографии: «На хоругви написан образ святителя Николая Чудотворца, перед которым изображен в молении великий князь Дмитрий Донской со своими боярами, вдали видна ставка». В основе иконографии «Явления иконы святителя Николая Димитрию Донскому на реке Угреше» — историческое событие, которое произошло с великим князем по дороге на Куликово поле в августе 1380 года. Войско держало путь вдоль реки Москвы, чтобы предотвратить готовящийся набег хана Мамая на Русь, и сделало остановку в 15 верстах от Москвы. Ночью перед будущим святым появилась в сиянии икона святителя Николая Чудотворца. Димитрий Донской вместе с другими воинами молились перед образом. И икона сошла с высоты в прямо в руки князя, он благоговейно поцеловал ее и воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое!»). С той поры место явления чудотворной иконы стало называться Угреша, сейчас территориально это городок Дзержинский Московской области. Димитрий Донской — молитва святому Тропарь благоверному князю Димитрию Донскому Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость. Кондак благоверному князю Димитрию Донскому

http://foma.ru/dimitrij-donskoj.html

Перед битвой благоверный князь Димитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: «...Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная...» Много доблестных русских воинов полегло на поле брани — летописи говорят, что из 150 тысяч воинов вернулось в Москву не более 40 тысяч. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позже этот день стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем (Димитриевская родительская суббота). Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва. С именем св. Димитрия Донского связано строительство новых монастырей и храмов: Успенский Стромынский монастырь, Рождества Богородицы на Куликовом поле, Николо-Угрешский под Москвой, Голутвинский и много других обителей и церквей. Последние годы жизни были многотрудными для вел. князя: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь. При мощных силах вел. князя двадцатишестилетняя бранная, тревожная жизнь должна была измучить его телесно и душевно. Почувствовав приближение смерти, благоверный Димитрий послал за прп. Сергием, который преподал ему необходимые христианские таинства. 19 мая 1389 г. вел. князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Похоронен св. Димитрий был в Архангельском соборе, рядом с гробницами отца, деда и прадеда. Праведный подвиг князя Димитрия, отдавшего «душу за друга своя» (Ин. 15, 13), не был забыт верующим народом. Особым знаком произволения Господня стало почитание его как избранника Божия. Уже вскоре после кончины св. Димитрия были написаны «Похвальное слово» и «Житие». Иконографические изображения его сохранились в Архангельском соборе и Грановитой палате. Вел. князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних. Канонизация состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве 6—9 июня 1988 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/437219/

Картина 19. Егда Священник поминает на земли, Ангел написует имя той души на небеси. Картина 20. Св. Царица Феодора, Царя Феофила, молитв ради……. Спасе. Картина 21. Видение Царицы Феодоры относительно Царя Феофила. Картина 22. Видение Патриарха Мефодия о Феофиловом разрешении. Картина 23. Юноша-пленник от уз избавился через поминовение. Картина 24. Пленный отрок возвести родителям, яже о себе. Далее: Притчи Св. Варлаама о временном сем веце. Картина 25 и самая замечательная, т.е. Родословное древо Русских Князей и Царей от Владимира до Феодора Алексеевича (включительно). На верху древа предстоит: Св. Князь Владимир Киевский. На левой стороне 11-ть фигур, на правой 9-ть. Все изображенные, лицами обращены к родоначальнику их горе и с простертыми руками; Великие Князья в Великокняжеских облачениях, а из них схимонахи в монашеских мантиях. Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич – портреты, в Царском облачении. С коронами на главе, а Св. Владимир в тиаре. С лева (по порядку сверху): 1. В. К. Ярослав, 2. В. К. Владимир, 3. В. К. Всеволод Владимирский, 4. Князь Александр Невский (в схиме), 5. Князь Иван Калита (в схиме), 6. Князь Димитрий Донской, 7. Князь Василий, 8. В. К. Иоанн всея России, 9. Царь и В. К. Иоанн – инок Иона, 10. Царь и В. К. Михаил Феодорович всея России, 11. Царь и В. К. Феодор Алексеевич всея России. С права: 1. В. К. Всеволод, 2. Князь Георгий Долгогорукий, 3. Князь Ярослав Владимирский, 4. Князь Даниил Московский (в схиме), 5. Князь Иоанн, 6. Князь Василий Дмитриевич, 7. Царь Василий – инок Варлаам, 8. Царь Феодор Иоаннович, 9. Царь и В. К. Алексей Михайлович всея России. За тем начинается собственно Синодик: 1. Благоверных и Великих Князей. 2. Царей. 3. Царя и В. К. Ивана Васильевича дети. 4. Благоверных Великих Княгинь. 5. Цариц. 6. Царя и В. К. Михаила Феодоровича дети. 7. Царя и В. К. Алексея Михайловича дети. 8. Царя Феодора Алексеевича дети (Царь Илия). 9. Род Св. Патриарха Филарета Никитича. 10. Род Князя Алексея Воротынского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей//Фома. - – июнь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).     Вопрос номера. Воспитали несчастными: Ответы тем, кто считает, что их воспитали несчастными . Письмо в редакцию. Андрей , Санкт-Петербург. Фото www.lori.ru// Фома. - – июнь 2017. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Воспитали несчастными »).   Отвечает психолог, отец четверых детей Александр Ткаченко . Я тебя породил – я тебя и люблю. 4 тезиса для обиженных детей и их родителей . Фото www.lori.ru// Фома. - – июнь 2017. – С.18-23. – (рубрика « Вопрос номера. Воспитали несчастными »). См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей//Фома. - – июнь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Отвечает иерей Игорь Спартесный , клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, г. Москва. Травмотеческий опыт . Беседовала Дарья Баринова . Фото www.lori.ru// Фома. - – июнь 2017. – С.24-27.    – (рубрика « Вопрос номера. Воспитали несчастными »).   ВЕРА (раздел). – С.28-49.   Школа «Фомы». Именины: Димитрий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. (Димитрий) – имя древнегреческого происхождения, переводится как «посвященный богине Деметре»; Дни памяти : 1 июня - день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского; Святой благоверный князь Димитрий Донской (1350-1389). Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Димитрий : Великомученик Димитрий Солунский (+ 306). Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь (1259-1289); Известные люди с именем Дмитрий: Дмитрий Лаптев (1701-1771). Знаменитый путешественник и географ. Дмитрий Менделеев (1834-1907); Интересные факты ] Фото Сергея Пятакова/РИА Новости; Интересные факты ]. Ил.: Святой благоверный князь Димитрий Донской. Икона; Архангельский собор Московского Кремля; Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. М. Авилов. 1943; Орден «За служение Отечеству». Учрежден в 2002 году в память святого князя Димитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского; Станция «серой» ветки московского метро, названная в честь святого Димитрия Донского//Фома. - – июнь 2017. – С.28-29. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-170-...

Димитрий уже в начале своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась, она укрепила союз с Суздалем браком вел. князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии (память ее 17 мая). В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской св. князю на протяжении всей жизни пришлось вести войны с многочисленными врагами: Орда и Литва извне, княжества Нижегородское, Рязанское и Тверское изнутри. В 1371 г. возмужавший Димитрий отстоял свое великокняжеское достоинство, отказав Орде признать передачу княжеского ярлыка тверскому князю Михаилу, и Орда признала первенство Москвы. Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя в эти годы. В основе уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, семейная жизнь его проходила под духовным руководством святителя Алексия. Оказывал на нее влияние и прп. Сергий Радонежский (память его 25 сент.): из 12 детей Димитрия и Евдокии двое сыновей были крещены троицким игуменом. В похвалу Димитрию в его житии сказано: «С Богом все творящий и за Него борющийся», «Царским саном облаченный, жил он по-ангельски... Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных», «С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и Небесный человек». В 70-е гг. включился вел. князь Димитрий в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко распространялось среди порабощенного народа. В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию, в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года — Куликовская битва. Готовясь выступить в поход, св. князь Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от прп. Сергия. С сердечным умилением внимал вел. князь пророческим словам прп. Сергия о мученических венцах, которые плетутся для его соратников. Плакал князь от душевного волнения, просил у преподобного особого дара в благословение своему воинству. Среди иноков Троицкой обители были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества были они доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил преподобный присоединиться к войску русскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/437219/

Поездка отрока Димитрия в Орду — все это сознавали — по-прежнему сопровождалась смертельной опасностью. Но она была и крайне полезной ему, будущему главе государства — видимо, об этом думал святитель Алексий, благословивший Димитрия на нее. Он должен был собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим родную землю, с которым надо было уметь говорить, а также, проплыв по трем русским рекам, обозреть Русскую землю, которой ему надлежало править. После кончины в 1359 г. его отца Иоанна Иоанновича великокняжеский ярлык на время был Москвой утрачен: малолетнему князю московскому Орда предпочла суздальского Димитрия Константиновича, мужа зрелого. Но в 1362 г. в результате очередного переворота в Орде пришел к власти хан Амурат. Сочтя действия своих предшественников беззаконными, он направил великокняжеский ярлык с послом в Москву. Суздальский князь не мог с этим мириться. Со своими войсками он занял Переяславль, не желая пропустить Димитрия Московского во Владимир, куда тот, сопровождаемый своей ратью, шел венчаться на Великое княжество. Но, увидев полки Москвы, он в страхе бежал и затворился в Суздале; благоверный князь Димитрий же, достигнув Владимира, прошел здесь через древний обряд вокняжения. Великий князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем, завершившийся в 1366 г. браком Великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны. Тем не менее, постоянная трудность положения Великого князя Димитрия Иоанновича состояла в том, что практически на протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних — Орды и Литвы, Великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское.

http://zavet.ru/kalendar/ludi/dimitr-don...

Именно к образу святого князя Владимира и к памяти о его наследии прибегали великие московские князья и цари — святой благоверный князь Димитрий Донской, великий князь Иоанн III, цари   Иоанн IV, Алексей Михайлович, Петр Великий, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Отметим, что существующий памятник святому князю в Киеве — наследие имперского Петербургского периода: он был поставлен при Николае I в 1853 г., создали его петербургские скульпторы — Василий Демут-Малиновский, Петр Клодт и петербургский архитектор Александр Тон, отливалась статуя в Петербурге, ее детали — в Калуге. В этом контексте исторического единства Великой и Малой Руси (современной Украины) разговоры о гибридном присвоении истории просто смешны. И, наконец, святой равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Разве русские люди, пусть даже живущие в Сибири или на Дальнем Востоке, не имеют права выразить сыновний долг благодарности своему духовному отцу, некогда даровавшему их предкам бесценный дар Святого Крещения? Вырывать князя Владимира из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично В телевизионной полемике с украинской стороны звучал достаточно невежественный аргумент: что-де имя Владимир (точнее Володимер) — чисто украинско-русское имя. В порядке всеобуча напоминаем: Владимир — имя общеславянское. Достаточно вспомнить Расу-Владимира, сына крестителя Болгарии св. князя Бориса, или святого Иоанна-Владимира, князя Зетского. Стоит вспомнить и следующие факты: «Слово о Законе и Благодати» уже в XIII в. использовалось сербскими книжниками для прославления святого Стефана Немани. Почитание святого князя Владимира с течением времени стало значимым и для Болгарии, и для Сербии. Поэтому вырывать его из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично. Некогда святой князь Ярослав Мудрый создал три Софийских собора — в Киеве, в Новгороде, в Полоцке, — начертив невидимый треугольник, заложив сакральную географию Святой Руси и духовные основы для бытия Малой, Великой и Белой Руси. Старец Лаврентий Черниговский некогда ясно сказал: «Россия, Украина, Беларусь — то есть Святая Русь». Поэтому вопрос: кому «принадлежит» святой князь Владимир и кто имеет право ставить ему памятники — безнравственен и не имеет смысла.

http://pravoslavie.ru/98488.html

Утвердившись в великокняжеском достоинстве, Димитрий уже на заре своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем, завершившийся в 1366 году браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны. Тем не менее постоянная трудность положения великого князя Димитрия Иоанновича состояла в том, что практически на протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних — Орды и Литвы, великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества: Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское. В 1371 году тверской князь Михаил отправился к Мамаю просить ярлыка для себя. Мамай, который уже давно наблюдал за действиями московского князя Димитрия, давно не выплачивавшего ему дани, охотно дал ярлык Михаилу. В Москву же был направлен посол Сары-хожа с оскорбительным приглашением Димитрию Иоанновичу во Владимир на венчание Михаила. И здесь великий князь поступил как свободный человек, истинный хозяин положения: «К ярлыку не еду, а в землю на княжение Владимирское не пущу, а тебе послу, путь чист». Главным в этом поступке было неповиновение Орде — и в деле весьма важном. Димитрий Иоаннович, действительно, перекрыл путь Михаилу во Владимир, введя свои войска в Переяславль: ордынский же посол, прибывший в Москву, был встречен великим князем прекрасно. Задобренный, Сары-хожа в Орде походатайствовал за московского князя, чем в какой-то мере подготовил и дальнейший его успех. Вскоре, в этом же году, Димитрий Иоаннович отправился в Орду, чтобы прекратить происки Михаила; на этот поступок великий князь имел благословение митрополита Алексия. Руководство митрополита Алексия, продолжавшееся вплоть до его смерти в 1378 году, соответственно самой личности святителя, имело жизненно-практический характер, было для Димитрия Иоанновича школой не только духовной жизни, но и управления страной. Великий князь вернулся в Москву с нужным ярлыком. Михаилу же от Мамая пришло послание, в котором содержалось отрицание права на великое княжение.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Иоанну было тогда 13 лет от роду, а Димитрию – 12. Двух дочерей князя Андрея не тронули и оставили в Угличе на свободе, хотя удел и присоединили к великому княжению. Но так как Переяславль находился недалеко от Москвы и на самой дороге из нее к Угличу – месту княжения Андрея, а все это могло напоминать народу об узниках и возбуждать в нем сожаление к ним, чего великий князь, конечно, не желал, то детей князя Андрея скоро перевезли на Белоозеро также в темницу, а сам Андрей скончался в Москве 6 ноября 7002 (1493) года. По смерти родителей юных князей перевезли в Вологду, где также держали в тяжких оковах и в самом тесном заключении. Все их имущество состояло из одной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» – наследство и благословение их от родителя. В столь юном возрасте исторгнутые из мира и потому не имевшие даже времени и случая испытать его радости, пристраститься к нему, лишенные родных и друзей и видевшие около себя только лица своих стражей, находили себе ограду и утешение царственные узники в одной только молитве к Богу и к Усердной Заступнице всех несчастных и страждущих – Матери Божией. Только сознание своей невинности, вера в Бога и надежда на Его Промысл, всегда премудро и отечески устрояющий пути человека, могли поддержать их, спасти от уныния и отчаяния и даровать им то великодушное терпение, с каким они переносили свое долговременное и тяжкое заключение. Особенно благоверный князь Иоанн, проводивший дни и ночи в молитве, совершенно отрешился от мира и, постоянно имея в уме своем память смертную, достиг такого духовного совершенства и стяжал смирение и умиление, что непрестанно проливал слезы. Когда его брат Димитрий начинал изнемогать, предаваться печали и унынию, он старался утешать его, напоминал ему о Боге, о терпении святых, о будущем воздаянии страждущим невинно. Но сам князь Иоанн, подобно брату своему, находясь в узах и темнице, перенося с ним одинаковые лишения и скорби и сам нуждаясь в утешении и скорби, часто должен был забывать о самом себе, чтобы помочь изнемогающему брату и спасти его от отчаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Сражение со шведами в 1240 году было 16 июля, в день памятной кончины крестителя Руси — великого князя Владимира. Перед самым началом его воину Пелгусию было видение, как гребут на лодке святые страстотерпцы Борис и Глеб, и говорят: «Поспешим на помощь сроднику нашему Александру». Через сто двадцать лет после кончины святого благоверного князя Александра, перед Донской битвой, один инок увидел, как перед его гробницей сами собой зажглись свечи, и два старца, подойдя к ней, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию». Святой князь встал и стал невидим. После Донской победы его святые мощи были открыты и найдены нетленными. В 1571 году, во время нападения на Москву крымского хана Гирея, подобное же видение было иноку Антонию, отличавшемуся высокой духовной жизнью. На этот раз к гробнице святого князя Александра подошли святые князья Борис и Глеб. Святой Александр встал, к ним присоединились почивающие в соборе благоверные князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав. Над татарским ханом была одержана победа. Невозможно здесь не упомянуть и о великом нашем полководце Александре Васильевиче Суворове, не начинавшем ни одного сражения без молитвы к Богу и своему небесному покровителю. Так что можно с уверенностью сказать, что во всех его легендарных победах принимал участие и святой князь Александр Невский. Напомним, что праздник всех русских святых был установлен на поместном соборе 1918 года, когда началось открытое гонение на Церковь. Нам надо было увидеть, что мы не одни на этом страшном пути: с нами Бог и Пречистая Его Матерь, все святые и все русские святые за тысячу лет Святой Руси. Святой Александр Невский был первым в ряду наших великих предков, кто вдохновлял на подвиг в сражениях с фашистскими ордами. (Вновь одной из почетнейших наград стал орден в его честь, учрежденный еще в 1725 году согласно с волей Петра Великого).  И в сегодняшней нашей войне все бесчисленное воинство наших святых сражается вместе с нами. Так пророк Даниил перед лицом все сокрушающего врага молился в отчаянии Богу, и был ему голос: «Не бойся! С нами больше, чем с ними».

http://moral.ru/svyatoy-voin/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010