Всеволоду, в св. Крещении Гавриилу, Псковскому, блгв. кн., глас 4 Измлада явился еси, Богомудре княже Гавpииле,/Божественный сосуд, избран Богови,/благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/и многи святыя церкви устpоив,/изгнание претерпел еси от своих,/якоже и целомудрии прародители твои, от брата убиение./С нимиже предстоя Святей Тpоице,/молися державе Российстей сохраненной быти//и всем нам спастися. Перевод: С молодости, умудренный Богом князь Гавриил, ты явился священным сосудом, избранным Богом, будучи воспитан в благочестии, ты сохранил непорочной веру и устроил многие святые церкви, претерпел изгнание от своих так же, как целомудренные предки твои, убитые своим братом. С ними же предстоя Святой Троице, молись о сохранении Российского государства и спасении нас всех. Ин тропарь, на обретение мощей, глас 4 Наста днесь всечестный новый праздник,/обретение честных мощей/блаженнаго князя Гавриила,/веселящи изрядно всех благочестивых множества,/темже вси вернии,/сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/блаженне княже Гаврииле,/имея дерзновение ко Христу Богу,//моли спастися празднующим любовию память твою. Перевод: Сегодня наступил достойный особого почитания новый праздник: обретение чтимых мощей блаженного князя Гавриила, очень радующий всех благочестивых людей, поэтому все верующие, собравшись во святом храме Живоначальной Троицы, воззовем: «Блаженный князь Гавриил, имея дерзновение ко Христу Богу, моли о спасении празднующих с любовью память твою». Величание (на обрет. мощей блгв. кн. Всеволода (Гавриила)) Ублажаем тя,/благоверный княже Гаврииле ,/и чтим обретение честных мощей твоих,/и ныне молиши за нас//Христа Бога нашего. Вячеславу Чешскому, блгв. кн., глас 4 Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/помолися к Владыце о нас,/избавити ны от напасти/видимых и невидимых враг,//чтущих пресветлую память твою.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

В граде Праге и была еси мати милосердная возлюбленным чадом Церкве Православныя, досточудная угоднице Христова, блаженная Людмило, сердце бо твое на прошения и нужды приходящих к тебе милостиво открывала еси. Приими и нас, добрая мати, с любовию к тебе прибегающих и вопиющих сице: Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница; радуйся, яко нищим была еси милостивая подательница и обидимых благая защитница. Радуйся, со князем, супругом твоим, во благочестии пожившая; радуйся, чада твоя в страсе Божием воспитавшая. Радуйся, яко благая отрасль твоя, святый князь Вячеслав, восприят мученическую кончину; радуйся, яко и той с праматерию своею вселися в царствие Небесное. Радуйся, за всех христиан пред Престолом Божиим верная молитвеннице; радуйся, ищущим пути ко спасению наставнице благодатная. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших. Кондак 7 Коль многими бисеры и камением драгоценным украшен есть венец, паче солнца сияяй, егоже дарова ти Господь, святая блаженная княгине Людмило, ибо подвигом добрым во исповедании веры подвизалася еси и образ святаго жития нам явила еси; сего ради прибегаем под кров твой, ищуще спасения, и благодарно о тебе вопием Богу: Аллилуия. Икос 7 Новое изобрете безчеловечие злочестивая невестка твоя Драгомира, бегущей тебе во град Тетин, укрытися хотящей от оныя, святая благоверная Людмило. Та бо, наученная сатанинскою силою, погубити душу твою возжелавши позорною смертию, посла вслед ти двух злочестивых боляр, предати тя на лютая страдания, аки агницу Христову, зависти ради. Тии же собраша множество нечестиваго народа, взломаша двери дворца княжескаго и позорней смерти удавлением предаша непорочное тело твое. Мы же, воспоминающе страшную смерть твою, вопием ти сицевая: Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр вервием удавленная по выи твоей; радуйся, таковым образом угодившая Богу, пострадавшая мученически. Радуйся, Господу душу предавшая в субботу, во едином часе нощи; радуйся, имевшая от рождения твоего шестьдесят и едино лето, Господем к мучению уготованная.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Свернуть Читайте комментарий в нашем материале Послание апостола Павла к Колоссянам, глава 3, стих 12–16 Читать отрывок 12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 14 Более же всего  облекитесь  в любовь, которая есть совокупность совершенства. 15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Свернуть День памяти святых Мученики Павел и Иулиания (около 273) Житие святых брата и сестры из числа первых христиан слушайте на радио «Вера» . Преподобный Герасим, иже на Иордане (475) Краткое житие святого, а также рассказ о том, почему на иконах с ним рядом изображают льва, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Иаков постник (VI) После 15 лет подвижнической жизни в пещере он обрел дар чудотворения, но желая избежать славы, ушел на новое место, где 30 лет провел в подвигах поста и молитвы. Но однажды впал в грех с исцеленной от беснования отроковицей. Всю оставшуюся жизнь он раскаивался в своем грехе, поначалу находясь на грани отчаяния. В конце жизни Господь простил его — преподобный Иаков снова обрел дар чудотворения, но больше не выходил из пещеры, в которой провел 10 лет. Там он и был похоронен. Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938) Слушайте житие покровителя Чехии на радио «Вера» . Преподобный Герасим Вологодский (1178) Его называют первым вологодским чудотворцем. Родился он в Киеве, подвизался в Гнилецком монастыре, а достигнув духовной зрелости, приняв священство, отправился на север проповедовать Евангелие. В 1147 году на ручье Кайсарове, у берега реки Вологды он основал Троицкий монастырь. Этот год считается датой основания города Вологды, а преподобный Герасим — его основателем. Благоверный князь Даниил Московский (1261–1303)

http://foma.ru/nedelja-syropustnaja-vosp...

Вопросом: «Брат мой, какое зло я сделал тебе?» – святой Вячеслав проявляет достойное страстотерпца беззлобие Именно в этом вопросе, заданном в условиях смертельной опасности, вместо которого воину следовало бы осуществить упреждающее действие на поражение противника, святой Вячеслав проявляет достойное страстотерпца беззлобие. Подобно Христу, Который показал апостолам, что происходившее во время Его ареста есть дело высочайшего Промышления, князь, будучи осведомлен о предательстве, не только не бежал, но пошел даже навстречу предателю. Он, подобно Христу, в час ареста старавшемуся вразумить Иуду, говоря: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого» (Лк. 22: 48), вопросом к брату-убийце пытался образумить того: «Не стыдно ли тебе предавать таким образом?» И, подобно Христу, Который не воспрещал Иуде предавать, допустил лобзание и Сам Себя добровольно предал в руки врагов 17 , святой Вячеслав являет пример непротивления: разделяет с братом-предателем трапезу накануне и не производит по своей воле никаких действий на поражение своих убийц. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский В целом реакцию святого Вячеслава при нападении можно представить и как среднее между добровольным и невольным, что хотя неприятно и тягостно, но принимается «ради избежания большего зла» 18 . В этой связи, продолжая сравнение страданий святых Вячеслава и Бориса, а также святого Андрея Боголюбского, особенно важно иметь в виду, что Борис еще не имел великокняжеской власти, а только мог претендовать на нее, тогда как Вячеслав и Андрей уже были верховными властителями и несли ответственность за свою жизнь как начальники каждый в своем государстве: ибо «когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных?» 19 . И действительно, по убиении святого Вячеслава злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого князь приютил в своем доме 20 . А после убийства святого Андрея жители Боголюбова разграбили княжеский дом, и много случилось бед: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили; грабители приходили грабить и из деревень; начались грабежи и в самом Владимире 21 .

http://pravoslavie.ru/put/91539.htm

То, что святые останки благоверного князя упокоились в храме, воздвигнутом его попечением, — простая вроде бы, но величественная по существу деталь. Христиане Чехии почитают святую мученицу княгиню Людмилу, но самый любимый чешский святой — это благоверный князь Вячеслав, мудрый и кроткий. Православные христиане Руси также издревле чтят память святого Вячеслава, — может быть, и потому, что он напоминает нам наших святых благоверных князей Бориса и Глеба тем, что предпочёл смерть войне с братом. Остаётся заметить, что благочестие, кротость и миролюбие не только не помешали, но и несомненно способствовали тому, что недолгое правление князя Вячеслава ознаменовалось ощутимыми политическими успехами в деле становления и укрепления чешской государственности. 1 Замечательно то, что именно мать взяла на себя его похороны и тем самым выполнила христианский долг. Можно предположить, что для этого ей понадобилась изрядная доля мужества, потому что братоубийца, надругавшийся над телом убитого, вряд ли способен был проявить должное сыновнее почтение; правда, не исключено, что его в то время уже посещали покаянные мысли. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 26 ноября, 2012 27 октября, 2012 27 октября, 2012 27 октября, 2012 27 октября, 2012 27 октября, 2012 27 октября, 2012 27 октября, 2012 27 октября, 2012 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

Вячеслав . Значение имени : образовано от славянского «вящая слава», то есть «наибольшая слава»; День памяти : 17 марта; Святой благоверный князь Вячеслав Чешский :Святой князь Вячеслав (в чешском произношении — Вацлав) был родом из тех мест, куда незадолго до его рождения прибыли из Константинополя знаменитые миссионеры, создатели славянской азбуки — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Княжить Вячеслав начал 18-летним юношей еще в 920 году. Еще с детства он был научен христианской вере. Это была заслуга его бабушки. Короткое время правления Вячеслава было эпохой расцвета Православия на Чешской земле. Князь поддерживал духовенство, заботился о христианском просвещении народа, во всех делах старался поступать по совести. Смертная казнь была заменена на более мягкие виды наказания, а дружинникам вменялось в обязанность заботиться о бедных, сиротах и вдовах. Кроме того Прага обязана Вячеславу строительством храма, который впоследствии превратился в величественный собор святого Вита. Немецкие епископы настроили против князя чешскую знать, а та, вступила в сговор с его родным братом Болеславом. Когда Вячеслав отправился в храм, заговорщики напали на него и умертвили. Впоследствии мощи святого Вячеслава захоронили в храме святого Вита. Через несколько лет он был прославлен как святой и стал почитаться покровителем Чехии, с ним связывают многие чудеса. Подготовил Игорь Цуканов ; Другие святые с именем Вячеслав : Священномученик Вячеслав Луканин (1882-1918), регент и диакон, последнее место служения — Спасо-Преображенский собор при Невьянском заводе Екатеринбургской епархии, в августе 1918 года был жестоко замучен и расстрелян красноармейцами, день памяти — 16 августа. Священномученик Вячеслав Закедский (1879-1918), священник, служивший в тюремной церкви города Рыбинска Ярославской губернии, был убит большевиками при подавлении Ярославского восстания в августе 1918 года, день памяти — 23 августа. Известные люди с именем Вячеслав : Вячеслав Тихонов (1928-2009), советский и российский киноактер (фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Доживем до понедельника», «Война и мир» и др.). Вячеслав Бутусов (род. в 1961 году), музыкант, основатель и лидер групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», автор поэтического сборника «Архии» (с предисловием М. А. Журинской) и еще нескольких книг; Интересные факты: 1. Собор святого Вита — самый известный храм в Чехии... 2. В житии святого князя Вячеслава есть много моментов, сходных с житием первых прославленных русских святых — князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (убиты в 1015 г.). Подобно Вячеславу, они пали от рук злодеев, направленных братом — Святополком... 3. В лике святых прославлена бабушка святого Вячеслава — Людмила Чешская...; Ил.: Святой благоверный князь Вячеслав Чешский, икона. Убийство святого Вацлава. Адольф Зиммерманн, 1852. Собор святого Вита в Пражском Граде//Фома. март 2021 — С.20-21. — (раздел « Вера », рубрика « Школа „Фомы“. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

Наиболее обстоятельный исторический и филологический комментарий к памятнику содержится в издании: BlahovaΕ., KonzalV., RogovA. I. Staroslovenske legendy eskeho pvodu. Praha, 1976 (см. также: Рогов А. И. Сказания о начале чешского государства в древнерусской письменности. М., 1972). Кроме того, целый ряд важных замечаний текстологического и историко-культурного характера содержится в вышедших позднее работах В. Конзала (KonzalV. Prvni slovanska legenda vaciavska a jeji «Sitz am Leben»//Studia Medievalia Pragensia. 1988. Praha, 1990. T. I. S. 113–127); Ф. В. Мареша (Mare F. W. An Anthologie of Church Slavonic Texts of Western (Czech) Origin. München, 1979); В. Ткадльчика (Tkadlik V. Kto udelil postïny sv. Vaclavu?//Listy filologiny. 1980. T. 103. S. 209–212), Д. Тржештика (Teštik D. 1) Poatky Pemyslovc. Praha, 1981; (2–е изд. – 1997); 2) Vaclav a Berengar//esky casopis historicky. ro. 1989. Praha, 1991. 5–6. S. 641–661). МЕСЯЦА СЕНТЯБРЯ В 28 ДЕНЬ УБИЕНИЕ СВЯТОГО ВЯЧЕСЛАВА, КНЯЗЯ ЧЕШСКОГО Господи, благослови, отче. Исполнились ныне пророческие слова, которые говорил Господь наш Иисус Христос. «Ибо будет, – говорил он, – в последние дни, – как думаем, наступившие, – восстанет брат на брата своего, и сын на отца своего, и враги – домашние . И люди будут безжалостны друг к другу, и за это воздаст им Бог по делам их». Был же князь, великий славою, живший в Чехии, по имени Вратислав, и жена его Драгомирь. И родили сына первенца и, когда крестили его, нарекли имя ему Вячеслав. И пришел отрок в тот возраст, чтобы срезать ему волосы, и призвал Вратислав князь епископа Нотария со всем клиром. И когда пропели литургию в церкви святой Марии, и взяв отрока, поставил на ступени перед алтарем, и благословил, и сказал так: «Господи Иисусе Христе, благослови этого отрока благословением, которым благословил ты праведников своих». И постригли князя. И потому думаем, что по благословению епископа того и по молитвам благоверным начал отрок расти, хранимый божиею благодатью. И отдала его бабка его Людмила учить славянским книгам, как подобает священнику, и хорошо усвоил смысл. И отсадил его Вратислав в Будеч, и начал отрок учиться латинским книгам, и выучил хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклетианом . Пораженный красотой отрока, он настоятельно уговаривал его принести жертву богам. Святой отрок обличил безумие идолопоклонения и исцелил бесновавшегося сына Диоклетиана. Император под условием отречения от Христовой веры предложил святому Виту великие почести, славу и богатство. Отрок отказался и с прежним мужеством исповедал себя христианином. Его заключили в темницу вместе со святым Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя Свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклетиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим. Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крествым знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: " Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас " . Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклетиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию . Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С Неба был голос: " Услышана молитва твоя " . Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии совершились около 303 года. Мощи святого Вита были перенесены в Прагу . Святой благоверный князь Вячеслав Чешский создал в честь святого мученика Вита собор , в котором был впоследствии погребен. Тропарь, глас 4 Мученик Твой, Господи, Вит, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости, того молитвами спаси души наши. Кондак, глас 6

http://drevo-info.ru/articles/5823.html

В те времена вся Европа страдала от интриг, заговоров и междоусобиц, порождаемых жаждой власти. Известно, что рыба лучше ловится в мутной воде, поэтому завистники и честолюбцы де- Святой благоверный князь Вячеслав Чешский. Современная икона лали всё возможное для того, чтобы омрачить мирное правление Вячеслава. Начали с того, что попытались смутить его душу: поссорить с матерью, тем более что княгиня Драгомира оставалась язычницей, без всякой симпатии относилась к своей святой свекрови Людмиле и, по-видимому, была не очень довольна сугубо христианским образом жизни своего старшего сына. Но этот коварный план реализовать не удалось, — должно быть, потому, что Вацлав почитал свою мать, как это и подобает христианину. Тогда заговорщики совратили с пути истинного младшего брата князя, Болеслава, подговорив его убить брата и самому занять княжеский престол. И Болеслав соблазнился, и решился на страшное дело братоубийства. Его сугубый грех состоял в том, что для того, чтобы совершить убийство, он пригласил князя Вячеслава на освящение храма, а потом “дружески” уговорил задержаться ещё на день. Верные слуги предупреждали Вячеслава о том, что его брат участвует в злодейском заговоре. Но князь отказался в это поверить. Уже в самом этом отказе от того, чтобы омрачить свою душу подозрением и самому развязать братоубийственную распрю, можно усмотреть его святость. Утром 28 сентября 935 г. благоверный князь отправился в церковь на богослужение и был убит в дверях храма братом и его приспешниками. Тело князя разрубили на куски и бросили без погребения, но его мать, отыскав останки, положила их в дворцовой церкви 1 . Кровь мученика на церковном пороге никак не могли отмыть, а через три дня она исчезла сама. Можно думать, что новопреставленный святой предстательствовал перед Богом за своего злодея-брата, потому что Болеслав раскаялся и перенёс мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в соборе святого Вита (перенесение мощей празднуется 4 марта). Очевидно, его покаянию способствовало то, что в самый день убийства у него родился сын; в дальнейшем Болеслав дал обет посвятить его Богу.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

Таким образом, и святой Вячеслав, и святой Борис приняли вольную смерть, не возжелав поднять руки на брата, хотя в силу своего положения имели для этого все возможности: истинный христианин, даже будучи воином, не будет убивать из личной самозащиты или мщения. Мч. Вячеслав, князь Чешский. Икона. ЦАК. Московская Духовная Академия Говоря непосредственно о ситуации, предшествующей мученической смерти святых Вячеслава и Бориса и Глеба, Георгий Федотов акцентирует внимание на поведении чешского святого, которое выразилось в оказанном им сопротивлении в момент его убийства. Но необходимо иметь в виду, что нападение на святого Вячеслава было совершено неожиданно для него по дороге в храм и с психической точки зрения его реакция вполне объяснима. Во времена средневековья обеспечение военной безопасности являлось одной из основных обязанностей государя, который зачастую воспитывался и действовал при необходимости как воин. Так, в молитве святому Вячеславу упоминается, что он «супостатов полки от отечества своего силою ратною и мудростию управительною отгнал». Если обратиться к житию другого святого страстотерпца – благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174, память 4 июля), то можно обнаружить подобную психическую реакцию храброго и умелого воина при неожиданном ночном нападении пьяной толпы убийц. Безоружный князь, вскочив, хотел схватить меч, но накануне ключник предательски похитил меч святого Бориса, постоянно висевший над постелью князя. В такой ситуации святой Андрей, и в старости обладавший мощной силой, успел ударом повергнуть на пол первого из нападавших 12 . Как отмечал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) , со всей нервно-психической деятельностью нераздельно и теснейшим образом связана жизнь духа: «В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты – все то, что происходит в нашем феноменальном сознании… Все множество старых образов сохраняется почти без изменений, хотя они исчезли из сознания» 13 . В рассматриваемых случаях защитные действия страстотерпцев можно охарактеризовать как движение, согласное с природой, а не вопреки ей, то есть они не являлись проявлением душевной страсти – гневом 14 . Акт воли имеет в виду желаемую цель, к которой ведет то, о чем можно советоваться для последующего принятия добровольного решения 15 . В момент нападения двигательные реакции святого Вячеслава не являлись вольными, в отличие от его поведения накануне при известии о готовящемся заговоре, но с учетом психической природы человека – адекватными: дать отпор нападавшему. В то же время по мере снижения динамики в развитии опасной ситуации происходит осмысление собственного положения и дальнейшего поведения: «И схватив его и повалив на землю, спросил: “Брат мой, какое зло я сделал тебе?”» 16 .

http://pravoslavie.ru/put/91539.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010