О том же Еврипиде есть рассказ у Плутарха (биография Никия, гл. 29), что некоторые из афинян, попавшие в плен после поражения афинского войска в Сицилии в 413 г., спасли себе жизнь благодаря своему знанию произведений Еврипида: одни были отпущены на волю своими господами за то, что научили их тем отрывкам из его трагедий, какие они помнили наизусть; другие во время своих скитаний по острову после сражения получали пищу и воду от жителей за то, что пели им песни из его трагедий. Все это показывает, как распространено было знание аттического наречия среди греков V-ro века. К концу V-ro века аттический диалект становится уже общегреческим письменным языком и постепенно почти совсем вытесняет другие диалекты из прозаической литературы. Хотя письменный язык сам по себе представляет с лингвистической точки зрения мало интереса, тем не менее, значение его для истории языка вообще не подлежит сомнению, так как по мере распространения образованности он все более проникает в народ и таким образом до некоторой степени объединяет наречия. А в классическую эпоху каждый был более или менее знаком с главными наречиями, потому что еще ребенком изучал в школе произведения древних поэтов. Определить, насколько было распространено аттическое наречие в низших, необразованных слоях населения других племен, мы не можем за неимением фактических данных; можем это только предполагать у афинских союзников ионян на основании проведенных выше соображений. Однако и аттическое наречие само не избежало обратного воздействия со стороны других диалектов, как вследствие торговых и политических сношений афинян с другими племенами Греции, так и вследствие пребывания в Афинах множества иностранцев: «метеков» ( με’τοικοι), т. е. свободных людей, постоянно жавших в Афинах, по происхождению бывших отчасти греками, отчасти варварами; торговцев, приезжавших в Афины на время из разных стран; рабов, огромное большинство которых было из варваров. Число этих иностранцев, которые едва ли могли говорить по-аттически вполне чисто, было в Афинах значительно больше числа самих афинских граждан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

О том же Еврипиде есть рассказ у Плутарха («Биография Никия», гл. 29), что некоторые из афинян, попавшие в плен после поражения афинского войска в Сицилии в 413 г., спасли себе жизнь благодаря своему знанию произведений Еврипида: одни были отпущены на волю своими господами за то, что научили их тем отрывкам из его трагедий, какие они помнили наизусть; другие во время своих скитаний по острову после сражения получали пищу и воду от жителей за то, что пели им песни из его трагедий. Все это показывает, как распространено было знание аттического наречия среди греков V века. К концу V века аттический диалект становится уже общегреческим письменным языком и постепенно почти совсем вытесняет другие диалекты из прозаической литературы. Хотя письменный язык сам по себе представляет с лингвистической точки зрения мало интереса, тем не менее значение его для истории языка вообще не подлежит сомнению, так как по мере распространения образованности он все более проникает в народ и таким образом до некоторой степени объединяет наречия. А в классическую эпоху каждый был более или менее знаком с главными наречиями, потому что еще ребенком изучал в школе произведения древних поэтов. Определить, насколько было распространено аттическое наречие в низших, необразованных слоях населения других племен, мы не можем за неимением фактических данных; можем это только предполагать у афинских союзников ионян на основании приведенных выше (с. 10–11) соображений. Однако и аттическое наречие само не избегло обратного воздействия со стороны других диалектов, как вследствие торговых и политических сношений афинян с другими племенами Греции, так и вследствие пребывания в Афинах множества иностранцев: «метеков» (μτοιοι), т. е. свободных людей, постоянно живших в Афинах, по происхождению бывших отчасти греками, отчасти варварами; торговцев, приезжавших в Афины на время из разных стран; рабов, огромное большинство которых было из варваров. Число этих иностранцев, которые едва ли могли говорить по-аттически вполне чисто, было в Афинах значительно больше числа самих афинских граждан.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Приношения за умерших были у древних в обычае. Соб: 2, гл. 5. См. смерть. Причащение. Египетские монахи каждое воскресенье приобщались Св. Тайн. Простительные грехи не препятствуют приступать к св. причастию. Соб. 23, гл. 21. Непроизвольное истечение во сне тоже не препятствует св. причастию. Соб. 22, гл. 4—6. Бесноватым тоже не отказывали в св. причастии. Соб. 7, гл. 30. Проклятия пророческие как нужно понимать. Соб. 7, гл, 21. Промышление Божие о всех вещах. Соб. 23, гл. 20. Пророк прельстившийся подвергся смерти за ослушание. Соб. 7, гл. 15. Псалмы. Чин и образ пения псалмов. Кн. 2, гл. 7; Соб. 10, гл. 14; Соб. 17, гл. 3; Соб. 18, гл. 2. Число псалмов указано ангелом. Кн. 2, гл. 5, б. Как можно достигнуть понимания псалмов. Соб. 11, гл. 8. Пустынножительства польза. Соб. 19, гл. 5. Цель пустынножительства и уединения. Соб. 19, гл. 7, 8. Кто должен удаляться в пустыню. Соб. 19, гл. 11. 790//  Пьянство не от одного вина бывает. Кн. 5, гл. 6. Двоякого пьянства надо избегать. Соб. 9, гл. 5. В Пятидесятницу (пасхальное время) не постятся и не преклоняют колен на молитве. Соб. 21, гл. 11, 19, 20; Кн. 2, гл. 18. Р На расположение делающего надо смотреть, а не на совершение дела. Соб. 6, гл. 8, 9. Расположение неумеренное даже и к малым вещам противно ревности к нравственному совершенству. Соб. 1, гл. 6, 9. Распятым быть духовно — что значит. Кн. 4, гл. 34. Рассказ о доходе брадобрея приспособлен к открытию козней бесовских. Соб. 24, гл. 13. Рассудительность в Евангелии называется глазом и светильником. Соб. 2, гл. 2. Она даруется от одного Бога. Соб. 2, гл. 1. Польза и необходимость ее показывается. Соб. 1, гл. 22, 23 и Соб. 2. Она должна предпочитаться всем добродетелям. Соб. 2, гл. 2. Апостол поставляет ее в числе высших даров Св. Духа. Соб. 2, гл. 4. По недостатку рассудительности прельстились и пали Саул, Ахав и многие отшельники. Соб. 2, гл. 3, 5—8. Рассудительность чем приобретается и сохраняется. Соб. 2, гл. 9, 10. Речь говорящего Бог приспосабливает к приемлемости и заслугам слушателей. Соб. 1, гл. 23.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Гл.3: Явление Моисею Господа в терновом кусте, объятом пламенем, и Его повеление сказать Израильтянам, что Он выведет их от египетского угнетения в землю благодатную. Гл.4: Дар чудотворения, данный Моисею; Моисей отказывается: «пошли другого», – но Господь понуждает его; встреча с Аароном. Гл.5: Повеление Божие фараону, царю Египетскому, переданное Моисеем и Аароном. Фараон усиливает лишь угнетение Израильтян; жалоба Моисея к Господу. Гл.6: Новое откровение Господа Моисею. Перечисляются начальники поколений Израильских. Гл.7: Моисей и Аарон пред фараоном; чудесные знамения жезлом. Первая казнь: превращение воды в реке в кровь. Гл.8: Вторая казнь: жабы. Третья: мошки; четвертая: песьи мухи. Гл.9: Пятая казнь: мор скота. Шестая: воспаление с нарывами на людях. Седьмая: град смертоносный. Гл.10: Восьмая казнь: саранча. Девятая: трехдневная густая тьма. Гл.11: Выпрашивание у египтян серебряных и золотых вещей. Угроза последнею казнию. Заключение. Гл.12: Установление праздника Пасхи. Поражение всех первенцев египетских; исход Израильтян из Египта. Устав пасхи. Гл.13: Освящение первенца. Наставление Моисея народу. Путь израильтян пустынею. Гл.14: Фараон преследует Израильтян; народ израильский спасен чудесным образом. Гл.15: Победная песнь Моисея и Мариам. В Мерре горькая вода сделана сладкою. Гл.16: Продолжение пути из Елима пустынею Син; перепела и манна. Гл.17: Рефидим: вода из скалы в Хориве. Победа над Амаликитянами по молитве Моисея. Гл.18: К Моисею приходит Иофор, тесть его, с женою и сыновьями его; совет Иофора Моисею избрать судей народных себе в помощь. Гл.19: Завет Господа Израильтянам чрез Моисея. Приготовление к принятию от Господа у горы Синая заповедей Его. Гл.20: Десять заповедей. Страх Божий. Запрещение идолопоклонства и постановление о жертвеннике Богу. Гл.21: Законы о рабах и рабынях еврейских, о человекоубийцах, о наказании за непочтительность к отцу и к матери и за причинение вреда ближнему. Гл.22: О наказании за воровство, за обольщение девицы, за ворожбу, за скотоложничество, и о милосердии к пришлецу, ко вдове и сироте, к должнику, о незлословии и о посвящении Богу первенца из сынов. Гл.23: О правде и беспристрастии во всем. О праздниках. Наставление на предстоящий путь в землю Ханаанскую. Гл.24: Торжественное заключение завета с Господом; семидесяти старейшим израильским дано лицезреть место стояния Бога; сорокадневное пребывание Моисея на горе Синае для получения каменных скрижалей с заповедями. Гл.25: Об устроении святилища (ковчега). Гл.26: Об устроении скинии. Гл.27: Об устроении жертвенника и двора скинии. Гл.28: Избрание священников из среды народа, их облачения. Гл.29: Посвящение священников и освящение жертвенника. Гл.30: Об устроении жертвенника курильного; подать на святыню; умывальник, миро для священного помазания, курильный состав. Гл.31: Назначение Веселеила для устройства скинии и ковчега; о соблюдении субботы 125 . Передача Богом Моисею двух скрижалей откровения, начертанного перстом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   Хотя Константин не тотчас принял крещение, но отлагал его до будущего времени, тем не менее, христиане вполне были уверены в его истинном обращении к христианству. Его благоволение к христианам вызвало восторг в христианском обществе. Все почувствовали себя живущими под новым, лучшим, христианским правительством. Евсевий восторженно пишет: «Теперь светлый и ясный день, не омраченный никаким облаком, озарил лучами небесного света церкви Христовы во всей вселенной. Мы должны сознаться, что счастье наше выше наших заслуг; мы приведены в величайшее изумление благодатью Виновника столь великих даров, достойно дивимся Ему и говорим с пророком: npiuдume и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли (Пс. 45:9). Люди всякого возраста, мужского и женского пола, всей силой души радуясь, умом и сердцем воссылают молитвы и благодарение Богу».    Евсевий. Церковная история. Кн. 8, гл. 13.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 14.    Там же. Кн. 1, гл. 17.    Там же. Кн. 1, гл. 16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 13; Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 13.    Лактанций. О смертях гонителей, гл. 15.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 17.    Там же, гл. 12.    Феодорит. Церков. история. Кн. 1, гл. 18.    Neander. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. I. S. 76 (Ausg. 1856 г.).    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Там же. Кн. 8, гл. 6.    Там же. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 15.    Лактанций. Указ. соч., гл. 15—16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 4.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 2, гл. 49.    Слово Константина к обществу святых, гл. 25 (Сочинения Евсевия в русском переводе. Т. II).    Лактанций. Указ. соч., гл. 24.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 27.    Там же. Кн. 1, гл. 36; Лактаниий. О смертях гонителей, гл. 44.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 28—32.    Нижеследующие возражения находятся у протестантских историков: Heander " a. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. 1. S. 401—402. Ausgabe, 1856, Keim " a. Ubertritt Constantins des Grossen zum Christenthum. S. 23—25. У католического историка Broglie. L " Eglise et L " empire Romain au IV siecle. Regne de Constantin. P. 218—219. Edit. 1856.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Точка логического воззрения на мышление. Отношение логики к наукам вообще и к психологии в частности. Практическое применение её к жизни. Деление логики на теоретическую и практическую части. I. Теоретическая часть: а) о начале мышления, б) о законах и в) о формах мышления. II. Практическая часть: а) о познании опытном и б) о познании умозрительном. Что касается пособий при изложении логики, то о них замечено, «что по неудовлетворительности и большей частью ложному направлению известных (собственно германских) сочинений по сему предмету, можно пользоваться весьма немногими из них и то по частям, в чём какое оказывается более основательным». Программа опытной психологии: Введение. Понятие опытной психологии. Понятие о душе. План опытной психологии. Часть первая. Жизнь животная. Отделение первое. Сила познавательная в животной жизни. Гл. I. Внешнее непосредственное воззрение или внешние чувства. Гл. II. Образование представления. Гл. III. Память. Гл. IV. Воспроизведение. Гл. V. Воспоминание. Гл. VI. Начатки самодеятельности. Отделение второе. Желательная сила в животной жизни. Гл. VII. Инстинкт. Гл. III. Желание. Отделение третье. Сила чувствований в животной жизни. Гл. IX. Общее понятие о сердечных чувствах. Гл. X. Чувствования телесные и инстинктивные. Часть вторая. Жизнь разумная. Отделение первое. Сила познавательная в разумной жизни. Гл. I. Сознание. Гл. II. Разум в сфере образности или фантазии. Гл. III. Разум в сфере отвлечённости. Гл. IV. Рефлексия сознания. Гл. V. Совершенства разума или таланты. Отделение второе. Гл. I. Чувственность и эгоизм. Гл. II. Усиленные обнаружения эгоизма – настроенности, наклонности, страсти. Гл. III. Страсти к грубым телесным удовольствиям. Гл. IV. Любостяжание. Гл. V. Страсти душевные. Гл. VI. Желательная сила под преобладающим влиянием фантазии. Гл. VII. Расчётливая деятельность желательной силы в пределах разумной жизни. Отделение третье. Сила чувствований в разумной жизни. Гл. I. Коренные чувства природы разумной. Гл. II. Сердечные волнения, или потрясения (affectus).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Этот договор стали называть «Никиевым миром». Его условия не были выполнены до конца. Вопреки договору Амфиполь остался под властью Спарты, в свою очередь Афины удержали за собой Пилос на Пелопоннесе и остров Киферу, так что семя раздора не было выкорчевано до конца. И не 50, а только 6 лет спустя после подписания мирного договора война возобновилась. За это время Афины смогли оправиться от понесенных потерь. Благодаря значительному увеличению размера регулярно поступавшего фороса была восстановлена довоенная казна; Афины отстроили новые военные суда, и флот компенсировал военные потери. В Эгейском бассейне господство Афинской архе было бесспорным. В это время на авансцену афинской политической жизни выходит новый игрок – сын Клиния Алкивиад, красавец и богач, по матери племянник Перикла из аристократического рода Алкмеонидов. Как и его дядя, это был человек любознательный и образованный, блистательный пафосный оратор, собеседник софистов Горгия, Гиппия и Протагора, друг и некоторым образом даже ученик Сократа, но в жизни своей ни в чем не следовавший заветам мудрого учителя, тщеславный и циничный не в античном, а в современном значении этого слова, властолюбец, лишенный каких бы то ни было сдерживающих нравственных начал, удачливый и ловкий авантюрист в духе итальянских кондотьеров эпохи Ренессанса – по его делам Алкивиада можно было бы считать внимательным и восприимчивым читателем «Государя» Макиавелли. Алкивиад агитировал за возобновление войны, встречая отпор со стороны автора долгожданного мира и сторонника союзных отношений со Спартой Никия. В 420 г. он победил Никия в борьбе за умы и сердца афинян. Его избрали стратегом, а Никия забаллотировали. В ту пору Аргос просил Афины о помощи в его давнем противостоянии со Спартой. Алкивиад агитировал за поддержку Аргоса, что, естественно, могло обернуться возобновлением большой войны. Его инициатива однако не получила поддержки в Афинах, хотя добровольцы из Афин при покровительстве Алкивиада отправились в Аргос. В 418 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Аргос потерпел поражение в битве с лакедемонянами, среди павших и плененных было немало афинян. Поражение Аргоса привело к политическому перевороту в нем, демократы были свергнуты олигархической партией, которая, оказавшись у власти, довела дело до союза с вчерашним врагом – Спартой. В этом внешнеполитическом провале Афин Алкивиад обвинил Никия, который в свое время воспрепятствовал прямой и открытой вооруженной помощи Аргосу. По предложению Гипербола афинская экклисия подвергла Никия остракизму, но Алкивиад, видя рост популярности Гипербола, опасался, что этот новый демагог оттеснит его от возглавления демократической партии, и, внезапно переменив фронт, выступил в поддержку Никия, пока тот еще не отправился в изгнание; остракизму был подвергнут сам Гипербол, а Алкивиад и Никий, обязанный ему своим спасением от изгнания, были избраны стратегами на 416–415 гг. Алкивиад продолжал настаивать на войне, театром военных действий он предлагал сделать Великую Грецию, и прежде всего богатую Сицилию с ее многочисленными колониями. Вытеснение из Сицилии Лакедемона и его союзников должно было привести к безраздельной гегемонии Афин во всем эллинском мире, сделать Афинскую симмахию великой державой Средиземноморья. В 415 г. агитация Алкивиада возымела успех. Подстрекательские речи демагога зажигали сердца юношей. Там, где собиралась молодежь, – в особенности в палестрах, куда приходили для занятия гимнастикой и воинскими упражнениями, – на песке были начертаны карты Сицилии и Африканского побережья, вдохновлявшие захватнические аппетиты. Афины решили воевать. Поводом для начала войны стало посольство из сицилийского полиса Сегесты, которое прибыло с жалобой на соседний город Селинунт, союзный со Спартой, и с просьбой о вооруженной помощи против Селинунта и поддерживавших его Сиракуз, самого большого полиса Сицилии. Алкивиад настоял на вмешательстве. Для ведения военных действий был снаряжен огромный флот из более чем 200 триер, на которых разместились 10 тысяч гоплитов и 28 тысяч легковооруженных пехотинцев и моряковгребцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

16), «о истолковании» (... " уставов»...) (гл. 17). Общее содержание второй части или книги таково: «о чине человеческом естественном» (гл. 1), «о должности супругов» (гл 2), «о должности родителей и чад» (гл. 3), «о должностях господ и рабов» (гл. 4), о «винах подвизающих к устроению гражданства» (гл. 5), «о внутреннем устроении градов» (гл. 6), «о частех высочайшего правительства» (гл. 7), «о видах обществ» (гл. 8), «о прилогах или свойствах повелительства гражданского» (гл. 9), «о способах притяжания повелительства, и в первых – монархического» (гл. 10), «о должности высочайших повелителей» (гл. 11), «о законах гражданских собственно» (гл. 12), о праве жития и смерти» (гл. 13), «о почтении» (гл. 14), «о власти высочайшего повелительства над имениями, в гражданстве имеющимимся» (гл. 15), «о брани и мире» (гл. 16), «о примирительных договорах» (гл. 17) и «о должностях граждан» (гл. 18). Общее содержиние книги 1783 г. таково: после «вступления», трактующего «о благополучии вообще», в первой части речь идет «о образовании души» [«введение; глава I – о добродетелях человеческих, II – о должностях к Богу, III – к ближнему, IV – к самому себе, V- о том, чего убегать должен добродетельный»], во второй – «о попечении о теле» [«гл. I – о здравии, II – о благопристойности»], в третьей – «о должностях общественных, на которые мы от Бога определены» [«гл. I – о союзе общественном вообще, II – о супружеском, III – о союзе родителей и детей, IV – о союзе господ и слуг, V – о гражданском» (здесь, между прочим, говорится «о науках, художествах, промыслах, рукоделиях» и проч.)], и, наконец, в четвертой – «о домоводстве» [»гл. I – что есть домоводство..., II – что требуется к доброму домоводству или хозяйству, III – недостатки и погрешности при домоводстве, IV – некоторые напоминания домоводцам «]. Мы привели оглавление всех отделов той и другой – сравниваемых нами книг, чтобы даже и тот, кто не видал их 84 , мог отсюда увидеть, сколь велика между ними разница. Словом, пред нами – две совершенно различных книги (в чем мы убедились окончательно, тщательно сличив их содержание), лишь имеющие почти тождественное заглавие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010