библейских песен



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010

В стране священных воспоминаний, День 37 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... дней тому назад в доме жениха, а пение было теперь гораздо веселее и оживленнее: казалось, было желание развеселить задумчивую невесту. Странное было это пение, состоявшее из какого-то гигикания и люлюкания; непривычные уши с трудом могут выносить эти дикие звуки визжавших женщин, которые считали верхом искусства произвести звуки самой высокой ноты, не заботясь о красоте и о изящности пения. Что касается до сюжета песен, то в них, по словам сопровождавших нас учительниц, воспевается красота невесты, сравниваемая с красотой звезд, стройных пальм, подобно некоторым поэтическим сравнениям из библейских «Песен Песней». В качестве музыкального инструмента здесь фигурировала наша русская гармоника, на которой играл, по-видимому, приглашенный для этой цели, арабский музыкант; под аккомпанемент этой незатейливой музыки производились пляска и пение женщин. Невеста не принимала в этом участия: игры женщин, казалось, мало развлекали ее. Как мраморное изваяние, безучастная к веселью молодых подруг, неподвижно сидела она на своем высоком троне, грустно смотря куда-то вдаль и лишь изредка отвечая печальной улыбкой на шутливые слова песен окружающих ее девиц. Если бы не судорожное сжимание ... далее ...
Литургика. Гимнография и эортология, Часть 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... к древним образцам греческой поэзии. Это – последняя попытка реставрации древних традиций в церковном песнетворчестве. Подражатели св. Андрея, св. Косьмы и св. Иоанна Дамаскина уже не имели тех дарований и того вдохновения, которыми обладали эти авторы. В песнетворчество проникло подражание, содержание стало очень часто заменяться внешней формой, увлечением акростихами, игрою слов и пр. В канонах, как говорит Миркович, преобладает более совершенная техника в ущерб поэтической силе. Это то, что заметно отличает каноны, как тип песнетворчества, от кондаков. Связанность формою и темою библейских песен придала канонам, при видимом единстве их внешнего облика, несравненно большую бледность содержания и, главное, поэтической силы. Кроме того, и богословское содержание канонов позднейшего времени почти ничтожно, чего нельзя сказать о канонах Андрея, Косьмы и Дамаскина на большие праздники и в особенности о кондаках, часто являющихся законченными симфониями на определенные богословские темы. Кроме ослабления связи между библейскими песнями и содержанием церковных богослужебных канонов, надо указать и на постепенное вытеснение стихов библейских песен из богослужебного ... далее ...
Авторы этой книги, во введении к французскому ...Искать в Источникеkateheo.ru
... нам покаяние ниневитян после проповеди Ионы и задает миру вопрос: обратился ли он после Его прихода к нему? Обращению Ниневии ( Иона 3, 1-10 ) предшествовала песнь Ионы во чреве кита ( Иона 2, 3-11 ) . Из нее берется содержание шестой песни канона, которая поется каждый раз во время утрени. [На утрене между чтением Евангелия и хвалитными [псалмами] поется поэти­ческое произведение, называемое «канон», состоящий из девяти пес­ней. Каждая песнь состоит из нескольких строф (тропарей) , кото­рым предшествует молитва. Она называется ирмос. Этот ирмос вдох­новлен одной из девяти библейских песен-од и представляет, таким образом, «связь» ( по-гречески «ирмос» ) – между библейской песнью-одой и данным праздником. Напр., на воскресной утрене ирмос первой песни развивает тему песен евреев после перехода через Крас­ное море и тему воскресения. В некоторых приходах читаются биб­лейские песни или некоторые из них – перед пением песен канона. Вот тексты библейских песен: 1. Исход 15, 2-18; 2. Второзаконие 32, 1-43; 3. 1 Царств 2, 1-10; 4. Аввакум 3, 1-19; 5. Исаия 26, 9-20; 6. Иона 2, 3-10; 7. Даниил 3, 28-33; 8. Даниил 3, 57-88; 9. Лука 1, 47-55 и 68-79 Вторая песнь ... далее ...
Исход из Египта. Первая Пасха / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... в образовавшийся коридор. Но Господь отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом (Исх 14, 25) . Когда евреи вышли на берег, Моисей простер руку на море и вода к утру вернулась на прежнее место. Все войско египетское погибло, так как колесницы не могли двигаться. Моисей и сыны Израиля воспели благодарственную песнь Богу, которая начинается словами: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его (Исх 15, 1–2) . Она стала одной из библейских песен, исполняемых на утрени Великим постом. Песнь эта легла в основу ирмоса 1-й песни канона: «Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав... » Чудесное прохождение через Чермное море было прообразом Таинства крещения. Святой апостол Павел писал коринфянам: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор 10, 1–2) . После перехода Красного моря Господь повел народ Свой на северо-восток, в пустыню Сур, находившуюся между восточной границей Египта и Палестиною. Шли три дня, и не было воды. Пришли в Мерру ( что ... далее ...
Пасха: история, богослужение, традицииИскать в Источникеazbyka.ru
... служащее дополнением к кондаку; помещается вместе с ним после 6-й песни канона. Ирм о с) греч. эйрм о с, ирм о с – связь, сплетение (– поэтическая строфа, первая составная часть каждой песни канона, – смысловая связка между определённой песнью канона и библейской песнью) тему которой ирмос кратко перифразирует (, а также музыкальная и метрическая связка и образец для всех тропарей канона данной песни. Кан о н) греч. кан о н – мерило, правило (– жанровая форма византийской гимнографии, сложившаяся к VIII веку. Особенностью этого жанра является то, что песни канона составлены на основе «библейских песен») входящих в состав различных книг Библии (, из припевов к ним. Полный канон состоит из девяти песней) в таком виде поётся только в Великом Посту (, в другое время года – из восьми песней) вторая, «скорбная», песнь опускается (. Некоторые каноны состоят из меньшего количества песней. Каждая песнь в свою очередь делится на ирмос) зач и н, букв. «связка» (, несколько тропарей и катавасию. Ирмосы «увязывают» тему песни) определяемую общей темой канона как составным элементом конкретного богослужения (с темами библейских песен) часто эта связь условна и трудноуловима (. Полное ... далее ...
Протоиерей Сергий Правдолюбов: Космос Великого ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Первая песнь это исход из Египта и спасение избранного народа, Пасха, вторая песнь по Второзаконию, путешествие в пустыне. И дальше, и дальше – вплоть до песни «Трех отроков», которая сейчас является основой для седьмой и восьмой песни канона. Эти песни опоры, столпы. Очень вдохновенно говорила об этом наша прославленная пианистка Мария Вениаминовна Юдина: не только книга о. Павла, а всё миросозерцание христианства держится на неких опорах, столбах, на них же и утверждается «Столп и утверждение Истины» – Церковь Святая. Мы просто даже сейчас не подозреваем, что события-символы Библейских песен во все века служили такими столпами-опорами, на которых держится конструкция мировой истории, мысль опирается на них. Монахи это особенно ярко чувствовали, как поётся в ирмосе Третьей песни канона на Вознесение: «Силою Креста Твоего, Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити Божественное Твое Вознесение». И вот эти избранные древними людьми библейские события, собранные в Библейских песнях наиболее яркие, песненные, запоминающиеся – стали осознаваться уже в христианстве в свете Нового Завета. Это те же самые столпы, на которых и мы можем строить, видеть ... далее ...
Великий покаянный канон Андрея Критского | Храм ...Искать в Источникеchurch.ua
... как по лестнице, по разным сферам творения, до людей и Израиля в различных его классах. Первоначально песни исполнялись отдельно, причем в полном составе они употреблялись только за всенощным бдением или за более продолжительными и торжественными утренями. Для простых будничных служб библейские песни распределялись так: 8-я и 9-я в качестве обычных утренних гимнов постоянно входили в состав утрени, к ним присоединялись, в соответствии с днем недели, в понедельник – 1-я, во вторник – 2-я и т. д., а в субботу – 6-я и 7-я. Затем стали появляться специально составленные для 8-й и 9-й библейских песен припевы-тропари. То есть первоначальной формой канона был двупеснец. Постепенно тропари появились также у рядовой песни дня – возник трипеснец, который, подобно двупеснцу, некоторое время был единственной формой канона; след такой практики — нынешние трипеснцы на повечериях в предпразднества Рождества Христова, Богоявления и Преображения. Преподобный Андрей Критский начал свою гимнографическую деятельность именно с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы. Позднее он написал множество полных девятипесенных канонов, причем именно ... далее ...
Особенности 5-ой седмицы Великого поста — Женский ...Искать в Источникеprihod.ru
... песнями. В основе каждой из песней канона лежат песни Священного Писания. 1-я песнь канона соответствует благодарственной песни, воспетой после чудесного перехода через Красное море, вторая – обличительной песни пророка Моисея, третья – благодарственной молитве Анны, матери пророка Самуила, в основу четвертой положена песнь пророка Аввакума, пятой – пророка Исаии, шестой – покаянное воззвание пророка Ионы, основу седьмой и восьмой песни составляет песнь трех отроков, сохраненная нам в книге пророка Даниила, девятой – благодарение Захарии, отца святого Иоанна Предтечи. Сюжет библейских песен переосмысливается в начальной строфе каждой песни канона, которая называется ирмос – связь, потому что именно ирмос прокладывает логический, содержательный мостик между текстом священного Писания и содержание песни канона. За ирмосом следуют другие строфы, которые называются тропарями. В них раскрывается духовный смысл события, которому посвящен канон или прославляется подвиг того или иного святого. В греческом оригинале тропари составляли по образцу ирмоса и отличались тождеством ритмического рисунка каждой строчки с соответствующей строчкой ирмоса. Перед каждым ... далее ...
Место великого канона преподобного Андрея ...Искать в Источникеpravmir.ru
... лишь позднее приобрела форму канона. При этом были написаны тропари преподобной Марии, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти на утрени в четверток 5-й седмицы Великого поста. Это преобразование великой стихиры Святоградца в форму канона преосвященный Филарет Черниговский относит к трудам преподобного Иоанна Дамаскина 9, в то время как более поздний исследователь песнопевцев профессор И. А. Карабинов связывает эту работу с именем преподобного Феодора Студита 10. Ирмосы песен Великого канона преподобный Андрей брал, по-видимому, непосредственно из библейских песен, причем не опускал 2-й песни, которая имеет непосредственное отношение к глубокому чувству покаяния, чему посвящен и весь Великий канон. Кроме перечисленных произведений Критского пастыря, И. А. Карабинов относит к его трудам канон в среду сырной седмицы, указывая также, что многое из его произведений находится в рукописях, и упоминает, что несколько самогласных стихир на неделю Ваий, Великий четверток и Пяток также принадлежат перу преподобного Андрея Критского 11. Преосвященный Филарет Черниговский говорит, что в рукописях находятся каноны преподобного Андрея на исход ... далее ...
Музыка в апреле - "Вода живая". Журнал о ...Искать в Источникеaquaviva.ru
... Дворжак К духовной музыке композитор зачастую обращался под влиянием трагических событий. Смерть дочери и сына Дворжак пережил, работая над кантатой Stabat mater, а поводом для написания «Библейских песен» стало известие о кончине П. И. Чайковского и Ганса фон Бюлова — известного пианиста и дирижера, с которым Дворжак был в дружеских отношениях. В основу «Песен» положены десять псалмов Давида в старочешском переводе. Изначально цикл был создан для голоса с фортепиано, а в 1895 году Дворжак оркестровал пять из десяти песен цикла. В таком виде «Песни» неоднократно исполнялись при жизни композитора. Сам Дворжак считал цикл «лучшим из всех своих произведений в данной области». В «Песнях» и впрямь есть что-то особенное. На их музыкальном стиле лежит легкий вагнеровский оттенок, но в настроении совсем нет сумрачной мистики. Несмотря на то, что повод к созданию цикла был печальным, музыка овеяна светом и благоговением перед тайной жизни. 5 апреля, в 19: 00 Феодоровский собор В Феодоровском соборе на Миргородской улице Камерный хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова исполнит «Страстную седмицу» Гречанинова. «Страстная седмица» сочинялась в 1912 году, еще ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010

Постоянная ссылка на эту страницу: библейских песен
Справочник - ПОИСКОВ.РФ