библейских песен



 001   002   003   004   005   006   007   008   009

Исход из Египта. Первая Пасха / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... в образовавшийся коридор. Но Господь отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом (Исх 14, 25) . Когда евреи вышли на берег, Моисей простер руку на море и вода к утру вернулась на прежнее место. Все войско египетское погибло, так как колесницы не могли двигаться. Моисей и сыны Израиля воспели благодарственную песнь Богу, которая начинается словами: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его (Исх 15, 1–2) . Она стала одной из библейских песен, исполняемых на утрени Великим постом. Песнь эта легла в основу ирмоса 1-й песни канона: «Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав... » Чудесное прохождение через Чермное море было прообразом Таинства крещения. Святой апостол Павел писал коринфянам: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор 10, 1–2) . После перехода Красного моря Господь повел народ Свой на северо-восток, в пустыню Сур, находившуюся между восточной границей Египта и Палестиною. Шли три дня, и не было воды. Пришли в Мерру ( что ... далее ...
Великий покаянный канон Андрея Критского | Храм ...Искать в Источникеchurch.ua
... как по лестнице, по разным сферам творения, до людей и Израиля в различных его классах. Первоначально песни исполнялись отдельно, причем в полном составе они употреблялись только за всенощным бдением или за более продолжительными и торжественными утренями. Для простых будничных служб библейские песни распределялись так: 8-я и 9-я в качестве обычных утренних гимнов постоянно входили в состав утрени, к ним присоединялись, в соответствии с днем недели, в понедельник – 1-я, во вторник – 2-я и т. д., а в субботу – 6-я и 7-я. Затем стали появляться специально составленные для 8-й и 9-й библейских песен припевы-тропари. То есть первоначальной формой канона был двупеснец. Постепенно тропари появились также у рядовой песни дня – возник трипеснец, который, подобно двупеснцу, некоторое время был единственной формой канона; след такой практики — нынешние трипеснцы на повечериях в предпразднества Рождества Христова, Богоявления и Преображения. Преподобный Андрей Критский начал свою гимнографическую деятельность именно с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы. Позднее он написал множество полных девятипесенных канонов, причем именно ... далее ...
Особенности 5-ой седмицы Великого поста — Женский ...Искать в Источникеprihod.ru
... песнями. В основе каждой из песней канона лежат песни Священного Писания. 1-я песнь канона соответствует благодарственной песни, воспетой после чудесного перехода через Красное море, вторая – обличительной песни пророка Моисея, третья – благодарственной молитве Анны, матери пророка Самуила, в основу четвертой положена песнь пророка Аввакума, пятой – пророка Исаии, шестой – покаянное воззвание пророка Ионы, основу седьмой и восьмой песни составляет песнь трех отроков, сохраненная нам в книге пророка Даниила, девятой – благодарение Захарии, отца святого Иоанна Предтечи. Сюжет библейских песен переосмысливается в начальной строфе каждой песни канона, которая называется ирмос – связь, потому что именно ирмос прокладывает логический, содержательный мостик между текстом священного Писания и содержание песни канона. За ирмосом следуют другие строфы, которые называются тропарями. В них раскрывается духовный смысл события, которому посвящен канон или прославляется подвиг того или иного святого. В греческом оригинале тропари составляли по образцу ирмоса и отличались тождеством ритмического рисунка каждой строчки с соответствующей строчкой ирмоса. Перед каждым ... далее ...
Место великого канона преподобного Андрея ...Искать в Источникеpravmir.ru
... лишь позднее приобрела форму канона. При этом были написаны тропари преподобной Марии, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти на утрени в четверток 5-й седмицы Великого поста. Это преобразование великой стихиры Святоградца в форму канона преосвященный Филарет Черниговский относит к трудам преподобного Иоанна Дамаскина 9, в то время как более поздний исследователь песнопевцев профессор И. А. Карабинов связывает эту работу с именем преподобного Феодора Студита 10. Ирмосы песен Великого канона преподобный Андрей брал, по-видимому, непосредственно из библейских песен, причем не опускал 2-й песни, которая имеет непосредственное отношение к глубокому чувству покаяния, чему посвящен и весь Великий канон. Кроме перечисленных произведений Критского пастыря, И. А. Карабинов относит к его трудам канон в среду сырной седмицы, указывая также, что многое из его произведений находится в рукописях, и упоминает, что несколько самогласных стихир на неделю Ваий, Великий четверток и Пяток также принадлежат перу преподобного Андрея Критского 11. Преосвященный Филарет Черниговский говорит, что в рукописях находятся каноны преподобного Андрея на исход ... далее ...
Еще несколько слов "О пении на утрене Недели ...Искать в Источникеazbyka.ru
... «Воскресения день», следует обратиться к истории канона как рода церковной гимнографии. Основоположником его считают преп. Андрея Критского († 740) . Он сочинил около 250 тропарей, в которых на примерах, взятых из Священного Писания Ветхого Завета и Евангелия, исповедует свои грехопадения и просит милосердия Божия, явленного Иисусом Христом грешникам. Эти тропари преп. Андрей разделил на девять песней, соединив каждую из них с той или иной библейской песнью, которые в его время входили в состав утреннего богослужения. Чтобы связать свое сочинение в литературном отношении с текстом библейских песен, преп. Андрей для каждой из своих песен написал особый тропарь, который текстуально в какой-то мере был бы близким к библейской песне и в то же время отвечал бы его собственному настроению, например: . " Вонми, небо, и возгла-голю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго». Первая половина этого тропаря – «Вонми, небо, и возглаголю» – это слова пророка Моисея, которыми он начал свою обличительную песнь ( Втор. 32, 1 ) , а вторая половина – «и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго» – это собственные слова песнописца. Тропари, связующие библейские песни с авторским ... далее ...
Литургика. Гимнография и эортология, Часть 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... связывает и употребление песней канона с библейскими песнями. Библейские песни не только послужили темой авторам канонов, но, наряду с песнями канона, употребляются и по сию пору в церковном богослужении. Стихи библейских песен служат так сказ. припевами к отдельным ирмосам и тропарям канона. Библейские песни употребляются в трояком виде: в целом их виде в Великий Пост (но не все ежедневно) , в сокращенном – в будни, и еще в более сокращенном – в воскресения, праздники, пред- и попразднества и в субботы (Скабалланович) . Но почти повсеместная практика упразднила употребление стихов библейских песен, кроме как в Великий Пост. Их заменили особыми сокращенными припевами в честь празднуемого лица или события: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», или «Пресвятая Богородица, спаси нас», или «Преподобный отче... моли Бога о нас». Второй вопрос, который возникает в связи с темой о богослужебных канонах, это вопрос об их возникновении и историческом развитии. Положительно установленной даты их появления история не знает. Следует вспомнить, что ранее христианское богослужение знало употребление отдельных библейских песен, как о том сказано ... далее ...
История и значение праздника Рождества Христова в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Луки: „Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кесаря Августа… [до слов] зане не бе им места во обители» [2, 1–7]; после Евангелия пусть произнесут ектению и молитву и закончат утреню» 8. Вот вся служба, совершавшаяся с полуночи и до утра на праздник Рождества Христова. Хотя она изложена в памятнике, формирование которого относится к VII веку, но, как установлено наукой, «основной слой» этого памятника восходит к V-VI столетиям 9. Приведенный же чин рождественского ночного богослужения по своему происхождению должен быть отнесен к еще более раннему времени: В самом деле, в нем нет ни библейских песен канона, ни хвалитных псалмов, которые были известны всей Церкви уже в IV веке как непременные элементы утреннего богослужения. Служба состоит из 12 чтений Священного Писания, предваряемых пением тропарей. Это тот вид раннехристианского богослужения, о котором упоминает Климент Александрийский, когда говорит, что последователи Василида праздновали и день крещения, проводя предшествующую ночь в чтении Писаний. Любопытна еще одна деталь, говорящая о глубокой древности этой рождественской службы. В ней все чтения из ветхозаветного Писания называются их собственным ... далее ...
Настольная книга священнослужителя, Раздел 19 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нося? ще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне» (трижды) . По 1-й кафизме – седален Триоди. По 2-й кафизме ектении нет, но непосредственно воскресные тропари, глас 5-й – «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». «Ангельский собор». Каждение всего храма. Малая ектения. Возглас «Яко благословися Имя Твое». Седален, дважды. Посем «Воскресение Христово видевше». Псалом 50-й и канон 1-й с ирмосом на 8 (ирмос дважды) . Второй канон – на 6. Катавасия – ирмос последнего канона. По Уставу, в субботу ваий канон должно петь со стихами библейских песен по праздничному чину «Поим Господеви», но так как вышел из употребления обычай стихословить в праздники канон с библейскими песнями, то сегодня, как и в Неделю ваий, припев к тропарям канона тот же, что указан и на повечерии, то есть «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот припев поется и на всех канонах Страстно? й седмицы. По 3-й песни седальны праздника. От 6-й песни поем четверопеснец. По 6-й песни кондак, глас 2-й: «Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот и мира воскресение сущим на земли явися, Своею благостию, и бысть образ Воскресения, всем подая ... далее ...
Литургика. Гимнография и эортология, Часть 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... дарах Св. Духа и о явлениях Спасителя. К этим двум книгам можно приравнять известные места Миней, но только известные. Сюда относятся службы великих господских и богородичных праздников, с их предпразднественными подготовительными последованиями. Особливо и здесь приходится отличать творения великих поэтов: Андрея, Косьмы, Дамаскина и других, более второстепенных. Еще ниже стоят службы рядовым святым из тех же Миней. Понятно, что вдохновения и воображения поэта не может хватить, чтобы на все случаи и всем святым найти соответствующие образы, примеры и сходства в темах канонов и библейских песен. Отсюда и тавтология, и синонимы, и игра слов... Особенно в этом отношении бедны содержанием и художественными достоинствами службы русским святым. Отечественные поэты не были, кроме всего прочего, воспитаны на классических церковных образцах метрики и тоники. Если византиец, плохо или хорошо, старался держаться этих правил, то русскому уху они просто не были известны и доступны. Кроме того, церковная и общая культура, отличавшая византийцев, не доставала русским песнописателям. Этим объясняется, помимо прочего, несообразно увеличенный размер наших песнопений. Стоит только ... далее ...
Рождество Пресвятой Богородицы - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Богородицы, как и во все двунадесятые праздники, имеющие по два канона, ирмосы положено петь в обоих канонах и в обоих по дважды. При этом каждый канон положено петь с тропарями на 8 (т. е. чтобы путем повторения тропарей, где их мало, получалось в каждой песни каждого канона 8 песнопений) . В этом отношении канон на Рождество Пресв. Богородицы имеет более торжественное исполнение, чем из двунадесятых же праздников Вознесение: там также два канона, но только первый поется на 8, а второй лишь на 6. Хотя припевать к тропарям канона и в самые великие праздники положено по уставу стихи библейских песен, но обычно такие стихи припеваются к тропарям канона только в Великий пост. В Богородичные же праздники, каков настоящий, припевом к канону служит: « Пресвятая Богородице, спаси нас » (а к канонам святых не «спаси», а только «моли Бога о нас») . Песнь 1-я 1-го канона 1-й ирмос 1-го канона представляет просто краткий перифраз соответствующей библейской песни, песни Моисея по переходе через Чермное море, и хотя из этой песни в ирмос взяты лишь важнейшие места, но подобраны и выражены они так, что, по крайней мере, отдаленно намекают на празднуемое событие: изведение Израиля ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009

Постоянная ссылка на эту страницу: библейских песен
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"