библейские песни



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в.) , - здесь неоднократно упоминается «великая песнь» прор. Моисея из Втор 32. 1-43 (см., напр. : Philo. Quod deter. pot. 114) и содержатся развернутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх 15. 1-19 (Idem. De vita Mois. 1. 180 и 2. 256; De vita contempl. 87) . Более поздние иудейские источники (Вав. Талмуд. Сота. 39b; ср. : Литература Агады. С. 293, 309-311) говорят о пении последней в храме, в т. ч. на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые 10 стихов в одну субботу, а остальные в следующую - Вав. Талмуд. Рош-ха-Шана. 31а) ( см. Goldin. P. 3, 247 ff. ) . Судя по всему, в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, Б. п. начали рассматриваться в межзаветную эпоху. Это нашло отражение в руководствах для переписчиков Свящ. Писания (т. н. правила для всех песен) , к-рые сохранились в трактатах Вавилонского Талмуда (Менахот. 31в, Шаббат. 103в, Мегилла. 3. 74в, 16в) , а в VIII-IX вв. были сведены воедино ( Тов. Текстология. С. 197, 202 ) . Иудейская традиция (см., напр. : Таргум на Песнь Песней Соломона: The Targum to Canticles. P. 377-410) насчитывает в ВЗ 10 песней ( точнее - 9; 10-я еще не воспета ) : ... далее ...
Текстология славянской Библии, Глава 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... статей и делятся на два вида: простые и следованные. В простую Псалтырь кроме псалмов входят библейские песни и избранные псалмы, последние представляют собою выборки псалтырных стихов для праздничных служб и сопровождаются величаниями. Кроме того, к простой Псалтыри часто прибавляются также заупокойные службы, отдельные каноны, уставные указания, пасхальные таблицы. Отличительной особенностью следованной Псалтыри является то, что в ее состав помимо перечисленных дополнений входит также Часослов (подробное описание двух этих типов дает Лихачева 1981) . В славянской письменности библейские песни, по-видимому, изначально соединялись с Псалтырью. Древнейшие полные списки Псалтыри с библейскими песнями – Синайская псалтырь XI в. (монастырь св. Екатерины на Синае, Slav. cod. 38) , русский список 1296 г. ( ГИМ, Син. 235 ) и также русская Симоновская псалтырь конца XIII в. ( ГИМ, Хлуд. 3 ) . По даным И. Е. Евсеева (1911) , общее число славянских рукописей Псалтыри XI-XVIII в. приближается к 4 тысячам. § 10. Паримийник Орфография этого слова в русской научной традиции неустойчива, возможны также написания – паримейник, паремийник, паремейник, обязанные своим ... далее ...
Христианская православная утреня - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Они принимали все эти церковные установления, но сам образ жизни и быт этой части христианского общества приводил богослужение к существенным в нем изменениям. “Причиной всех причин” этих изменений являлся анахоретский образ жизни иноков. Живя в пустыне в абсолютном одиночестве и будучи, отсюда, лишены общественного богослужения, анахореты, естественно, должны были отправлять богослужение в своих кельях или пещерах. В условиях келейного отправления одним иноком богослужение теряло все те особенности, какие были присущи ему как общественному. Так, если сами по себе псалмы и библейские песни, как основной богослужебный элемент, в нем сохранялись, то распев их, какой делали на песненной утрене доместики, здесь отсутствовал. Распевность заменялась речитативным пением – псалмодией. Сама антифонность псалмопения была просто немыслимой. Терял смысл и присущий песненной утрене вход, когда-то естественно возникший в условиях богослужебной практики иерусалимского храма Воскресения и затем принявший в церкви значение торжественного священного обряда невозможно было и перенесение богослужения в пределах келии с одного места на другое. То же нужно сказать о диаконских ... далее ...
Толковый Типикон - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... тропаря; тропарь пелся если не с каждым стихом псалма, то по кр. м. с несколькими; в Дрезденском списке на вышеназванной утрене для каждого из пяти первых стихов 50 пс. и Славы указан особый тропарь. Кроме 50 пс. упоминается на этой части утрени «Слава в вышних Богу» (славословие великое) . — По этим отрывочным и неполным указаниям, конечно, нельзя составить цельного представления о чине вечерни и утрени с св. Софии IX в. ; тем не менее, едва ли случайно неупоминание таких молитвословий, как Сподоби Господи и Ныне отпущаеши на вечерне, как начальные утренние псалмы (шестопсалмие) , библейские песни и евангелие на утрени, тем более, что некоторые из этих частей не упоминаются и Симеоном Солунским. Отсутствие их тем страннее, что они входили в состав служб, по кр. м., по местам, уже с IV в. и некоторые не только на востоке, но и на западе. Если умолчание о них не случайно, то не сокращение ли это службы для дворцовой церкви? Тем не менее чин вообще носит печать самой глубокой древности: подобная западным уставам ограниченность гимнов (тропарей) и преобладающее положение антифонов и прокимнов (­ респонсориев) . Песненная вечерня Даваемый св. Симеоном чин вечерни и ... далее ...
О божественных тайнах и о духовной жизниИскать в Источникеpravmir.ru
... " небесной помощи " . 3 Букв. " с трудом сердца " . 4 Или " проводи в ней долгое " . 5 Букв. " в соответствии с намерением разума твоего " . 6 Или " любовью Его " . 7 Или " краткие правила " . 8 По рукописи Paris syr. 298: " бессилию " , " немощи " . 9 Букв. " и когда приносится молитва в Его присутствии " . 10 Букв. " Но о знании и рассудительности, а не о пределе и смятении, а не о количестве должен ты беспокоиться " . 11 Вар. " подчиняешься ты Ему в свободе детей " . 12 Букв. " воспринять полноту этих вещей " . 13 Термин " песни " (tešbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 14 Вар. " с молитвенной целью " . 15 Букв. " намерением " . 16 Букв. " склоняется " . 17 Букв. " лишь отдельные " . 18 Букв. " великого нашего подвижничества (образа жизни) " . 19 Или " удерживается от нас " . 20 Букв. " насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу " . 21 Или " в нас " . 22 Сир. alma d-qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания. 23 Букв. " и плавает он, и радуется " . 24 ... далее ...
ГИМНАРИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Включение гимнов в состав служб суточного круга было связано с развитием монастырского типа богослужения. Первоначально гимны помещались в конце Псалтири, в литургических Псалтирях - в текстах служб) древнейший образец - ркп. из Сев. Франции Vat. Reg. lat. 11, сер. VIII в. (, иногда с дополнительным разделом-Г. в конце. Г. как отдельная книга, судя по упоминаниям в каталогах средневек. б-к, появляется во франк. мон-рях в кон. VIII - нач. IX в. Тем не менее более половины всех известных Г. - это сборники, к-рые включают дополнительные элементы) псалмы, а также молитвы-коллекты, библейские песни, чтения из Свящ. Писания, антифоны, инвитатории и проч. ; напр. Vat. lat. 82 и 83, IX в. ; Monac. Clm. 343, X в. (и т. о. могут рассматриваться как разновидности литургической Псалтири. В ранних рукописях гимны выписывались в порядке литургического года, но еще не содержали нотации) Mearns. 1913 (, к-рая появляется с X в. Обычно нотируется только 1-я строфа и не для всех песнопений, хотя известны и полностью невмированные Г.) Verona. Bibl. Cap. 109 (102) ; Vat. S. Pietro. B. 79; Huesca. Cathedral. 1; Farfa. Abbazia. A. 209, все - XI в. (.) На протяжении всего средневековья Г. ... далее ...
Выражение монашеского миросозерцания / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Богословствовать в древности означало именно и только говорить о Святой Троице. Христология – это было совсем иное. Подобные примеры встречаются и у иных, современных преподобному Максиму авторов: аввы Фалассия, аввы Феогноста. Стихийное, то есть не продуманное заранее, выстраивание в трехчастную форму, появление акростиха в самом что ни на есть строгом изложении аскетических мыслей и другие элементы сближают монашеское прозаическое творчество с нарождавшейся формой песненного канона. Если говорить о структуре канона, то известно, что после Псалтири обычно монахами читались библейские песни, и существовала традиция пения кратких тропарей: тропарей-припевов. Именно на этих сближающихся принципах постепенно формировался канон. – Когда же Великий канон был введен в общецерковный обиход? – Полагаю, при преподобном Феодоре Студите, который жил на рубеже VIII–IX веков. Практически младшими современниками преподобного Андрея, отошедшего ко Господу в 740 году, были два других великих гимнографа – преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский. Они были настолько плодовиты, настолько блестяще выражали свои мысли, что их творения очень активно были включаемы в ... далее ...
Богослужение Рождества Христова | ТрадицииИскать в Источникеpravmir.ru
... веселием, ибо Он (Господь) прославился », – так в русском переводе звучит текст песнопения, которым начинается исполнение Рождественского канона. Канон на Рождество Христово Начинается пение канона, особо торжественная часть утрени. Канон – духовно-поэтическое произведение, составленное по определенным правилам. Само слово «канон» означает «мера» или «правило». Канон состоит из девяти основных частей – песней. Песни состоят из нескольких тропарей, которые обычно читаются и ирмосов, которые исполняет хор. Слово «ирмос» означает «связь». Эти песнопения связывают между собой песни канона и библейские песни. Канон, как форма христианского гимнотворчества, окончательно сложился в Византии в VIII-IX веках. А над составлением Рождественского канона потрудился преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке в Дамаске и в Иерусалиме. Определенное влияние на его творчество оказывали святоотеческие произведения. Так ирмос первой песни канона составлен под воздействием «слова на Рождество» святителя Григория Богослова – отца и учителя Церкви, жившего в IV веке. Первые строки этой праздничной проповеди таковы: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на ... далее ...
Великий покаянный канон Андрея Критского | Храм ...Искать в Источникеchurch.ua
... строфы-образца (ирмоса) последующими строфами-тропарями был позже использован в канонах. Со временем усилилось влияние монашеской традиции на общецерковное богослужение, праздничный и изысканный кондак ушел на второй план и постепенно вытеснился каноном, ставшим выражением идеологии монашеского миросозерцания. В каноне нашли отражение аскетические наставления и богословские размышления подвижников благочестия, воспринимающих библейскую историю во всей ее полноте и целостности, привыкших углубляться в символику вспоминаемых церковью событий. Основой нового гимнографического жанра стали библейские песни, которые с древнейших времен входили в состав христианского, прежде всего монашеского, богослужения наравне с псалмами. Библейские песни – это поэтические тексты из Ветхого и Нового Заветов, воспетые пророками и праведниками по поводу наиболее значительных событий в их жизни и жизни всего израильского народа. Будучи излияниями высочайшего религиозного одушевления, они составляют лучшую часть, цвет библейской поэзии. К VII–VIII векам сформировался устойчивый набор из девяти песен, используемых в богослужении: 1 ( 1-я песнь Моисея ) Исх. 15: 1–19 (, воспетая им после ... далее ...
Словарь церковных терминов. | Храм Святителей ...Искать в Источникеchurch.ua
... АРХИМАНДРИТ — монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. — так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование «архимандрит» перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности. Б БЕССРЕБРЕНИК — святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег. Напр. — св. бессребреники Козьма и Дамиан. БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ — девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI — VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого) . Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря ( Исх, 15; ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: библейские песни
Справочник - ПОИСКОВ.РФ