Вопросы и замечания, относящиеся к божественной литургии и ее чину в нашей православной церкви Источник 1) Что такое божественная литургия? На этот вопрос наши духовные писатели отвечают различно. Одни определяют литургию богослужением, в котором совершается таинство причащения 1 , или – священнодействием божественной и тайной вечер 2 , или – священнодействием евхаристии 3 ; другие богослужением, соединенным с приношением тела и крови Господней 4 , или – частью общественного богослужения, при котором священнодействуется бескровная жертва 5 ; иные – богослужением, в котором совершается таинство евхаристии или приношением бескровной жертвы Богу со благодарением, и причащение тела и крови Христовой 6 . Чтобы обстоятельно определить божественную литургию, для этого, по нашему мнению, не должно выпускать из виду, что св. евхаристия, по учению православной церкви 7 , есть таинство причащения и бескровная жертва Богу за живых и умерших. Как таинство, св. евхаристия, есть такое священнодействие в котором, под видом хлеба и вина, христиане причащаются истинного тела и истинной крови Христовой в оставление грехов и в жизнь вечную. Как жертва, св. евхаристия есть такое священнодействие, в котором, под видом хлеба и вина, приносится в жертву Богу Отцу за живых и умерших тело и кровь Сына Божия. Следовательно, божественная литургия есть общественное богослужение, на котором совершается таинство причащения и приносится бескровная жертва Богу за живых и умерших. При таком определении литургии понятно, почему она совершается в православной церкви и тогда, когда нет причастников: для присутствующих, но не причащающихся, она имеет значение умилостивительной и очистительной жертвы; понятно также, почему на литургии поминаются живые и усопшие: опять она есть жертва за живых и усопших; понятно, наконец, и то, почему протестанты совершают евхаристии только тогда, когда есть причастники, и почему, при совершении её, не поминают живых и усопших: они не признают её за жертву, а только за таинство причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Догмат о Святейшей Литургии, или о Бескровной Жертве Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому Видя некогда запустение святого града Иерусалима, отроки Иудейские из Вавило­на сильно скорбели и с сокрушенной душой и смиренным духом возглашали: нет у нас в настоящее время (...) ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе ( Дан. 3, 38 ). Наши противники пытаются устроить подобную же мерзость запустения в Сионе, Святом Граде Бога живого, Церкви Христовой, когда хотят отнять у нее Литургию, прино­шение и Бескровную Жертву, которая ежедневно приносится Богу Отцу на жертвенниках. Они говорят: «Какова сегодня необходимость ежедневно приносимой в Церкви жертвы Христовой? Не достаточно ли единственной Кровной Жертвы, которую принес на крес­тный жертвенник Сам Христос, Бог наш, закланный, как Агнец, ради спасения рода человеческого? Жертва в Новой Благодати – не что иное как всякая добродетель, например, покаяние, страннолюбие, ибо написано: Жертва Богу дух сокрушенный ( Пс. 50, 19 ). И снова: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр. 13, 16 ). И снова: Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя его ( Евр. 13, 15 ). Всякая добродетель есть жертва, Литургия же или некая иная Бескровная Жертва – это вымысел умов человечес­ких». Так противники Святой Церкви извергают хульные речи, которые подобны мечу в их устах. Хотя они и не отвергают Евхаристию, однако называют ее таинством, а не жертвой. И поскольку у них нет Литургии, или Бескровной Жертвы, к тому же они еще и хулят ее, то вполне могут применить к своей обновленной церкви слова, приличествующие запусте­нию Иерусалима: нет у нас в настоящее время (...) ни всесожжения, ни жертвы, ни прино­шения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе ( Дан. 3, 38 ). Но в нашей Православной Восточной Кафолической й Апостольской Церкви нет такого запустения. У нас есть Литургия, или Бескровная Жертва, переданная Самим Христом Апостолам, от Апостолов своим восприемникам, а от них друг другу на все пос­ледующие века, вплоть до второго пришествия Христова, в чем может твердо убедиться каждый, кто ознакомится с этим Догматом. Во второй части вы увидите, что добродетель, хотя и имеет сходство с жертвой, отличается от Бескровной Жертвы. Сейчас, перед тем, как приступить к предстоящему делу, рассмотрим некоторые предварительные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Достопримечательные статьи, в Четьи-Минеях находящиеся, по порядку месяцев и чисел Январь 1. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской Происхождение Божественной литургии Василий Великий весьма желал совершать Божественную литургию своими словами: для сего молился об этом в продолжение шести дней; в седьмой день нисшел на него Дух Святый, и он стал ежедневно совершать бескровную жертву. Затем, с верою и молитвою он начал писать своею рукою тайны Божественной литургии. В ту же ночь явился ему Господь в видении с апостолами, совершил предложение хлеба и чаши на святом жертвеннике и, возставив Василия, сказал ему: «по твоему прошению да исполнятся уста твои похвалы, дабы ты отселе собственными устами совершал бескровную жертву.» Василий в трепете поднялся, не могши очами взирать на пресветлое явление Господа; потом вошел в храм, приступил к святому алтарю, начал произносить и вместе писать на Греческом языке следующее: «да исполнятся уста моя хваления, яко да пою славу Твою», и проч. По окончании молитвы, Василий поднял хлеб и стал прилежно молиться: «Вонми, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего» и проч. В это самое время высшие клирики видели небесный свет, осиявающий алтарь и святителя и некиих в белых ризах пресветлых мужей, окружающих сего великого архиерея, что самое привело их в ужас, и они пали лицем на землю и в слезах славили Бога. Хлеб и вино по освящении суть тело и кровь Христовы Один еврей из любопытства вошел с христианами в церковь и увидел святого Василия, державшего в руках своих отроча и раздробляющаго его. Приняв, вместе с верными, в руки святейшие дары, еврей заметил в руке настоящее тело и в самой чаше настоящую кровь; по возвращении в дом с остатками святых даров, еврей показал их жене своей и рассказал ей все виденное во храме; затем вскоре был просвещен святою верою и удостоен святого крещения со всем своим семейством. Немилосердие наказывается немилосердием Одна убогая жена просила у Василия Великого ходатайства об ней пред князем – сборщиком податей о невзимании с нее дани по ее крайнему убожеству. Дважды писал к нему об этом Василий, и в последний раз, за его немилосердие ко вдовице, предсказал князю немилосердие к нему царя, что вскоре и сбылось над ним: князь заключен был за свою жестокость в темницу и освобожден только по ходатайству Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Игумен Никон – афонский монах из Нового скита святого Василия Великого, ученик старца Ефрема Филофейского (Аризонского) недавно побывал в России. В московском Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялась его беседа с игуменией Иулианией, сестрами и гостями обители. Разговор начался с темы исповедничества и мученичества. Послушание – это бескровное мученичество Церковь всегда и везде держится на молитве святых. Мы полюбили Россию по книгам Достоевского, и для нас Россия – это место святых. Промышленность, космические корабли есть и в других странах. Но таких святых мучеников у них нет. Когда я сказал Матушке и сестрам: продолжайте ваш героический труд, продолжайте быть героями, – я не преувеличивал. Понятия мученичества и послушания очень тесно связаны. Это хорошо показал Эль Греко в одной из своих картин. Испанский король Филипп II заказал ему огромное полотно «Мученичество святого Маврикия» 1 для собора Эскориала, но когда картина была готова, она королю не понравилась. Он, очевидно, ожидал увидеть в красках жестокую казнь святого. Вместо этого на первом плане святой Маврикий показан как бы беседующим с сыном и несколькими своими соратниками, и только где-то в глубине картины, вдали, изображены отдельные моменты казни и само шествие на казнь святого Маврикия и тех семидесяти воинов, которые были под его началом и вместе с ним приняли мученическую смерть за Христа. Не реалистические подробности страданий становятся главным в этом изображении, а то духовное состояние, с каким воины пошли на мучение – состояние решимости и совершенной покорности Божией воле. Эти люди на первом плане так спокойны, потому что они уже сделали выбор, и мир Небесной славы (который изображен в верхней части полотна) готов их принять. О телесном мученичестве мы знаем из многих исторических источников. Но душевное мученичество не менее значимо, оно будет так же награждено Богом. Поэтому Авраам – свят, и Исаак – свят: отец согласился принести в жертву сына, а сын согласился на заклание, и оба являются мучениками. Если это не совершилось внешне, то было пережито внутренне. Поэтому мученица – мать, которая переживает за своего ребенка. Мученица – игумения, переживающая за своих сестер. Мученицы – сестры, которые урезают свои желания из-за любви ко Господу. Послушание – это бескровное мученичество.

http://pravoslavie.ru/71800.html

Скачать epub pdf ЕВХАРИСТИЯ В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христа На Божественной Трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на Священной Трапезе лежит «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ), приносимый в Жертву священниками. И истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего Воскресения. I Вселенский Собор ( 113, 520 ). Возвещая смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах Бескровное Жертвоприношение. И таким образом приступаем к Благословенным Тайнам и освящаемся, причащаясь Святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас, Христа, и принимая не обыкновенную плоть и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, но как воистину Животворящее и собственное Тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи Жизнью по естеству, когда стал едино с собственною Плотию, сделал ее Животворящей. И потому, хотя Он говорит нам: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его» ( Ин. 6, 53 ), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас сделался и назван Сыном Человеческим. III Вселенский Собор ( 113, 520 ). Никто из вестников Духа, то есть святых апостолов и достославных отцов наших, Бескровную Жертву, совершающуюся в воспоминание страданий Бога нашего и всего Домостроительства Его, не называл «образом» Тела Его, ибо не так слышали они от Господа. Они слышали Его, благовествующего: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6, 53 )... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 53; 56 ); и еще: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ), но Он не сказал: «приимите, ядите образ Тела Моего» Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы никогда не называли Бескровную Жертву, приносимую священниками, «образом», но самим Телом и самою Кровию. И хотя прежде чем совершится освящение, некоторым из святых отцов казалось благочестивым называть хлеб и вино «вместообразными», но по освящении они становятся Телом и Кровию Христа, и так мы веруем. Дeяhuя VII Вселенского Собора ( 113, 521 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

3. Учение церкви о таинстве евхаристии 1 . Вселенские соборы так учат о таинстве причащения: а) На первом вселенском соборе присутствовавшие отцы исповедали: «На божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на свящ. трапезе лежит «Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин. 1:29 ), приносимый в жертву священниками, и, истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего воскресения» (Gelas. Cyzicen. Comment in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5). б) На третьем вселенском соборе единодушно принято и одобрено послание св. Кирилла Александрийского к Несторию, писанное от целого поместного собора Александрийского, где между прочим говорится: «Возвещая смерть по плоти единородного Сына Божия, т. е. Иисуса Христа, и исповедуя воскресение Его и вознесение на небеса, мы совершаем в церквах безкровное жертвоприношение, и таким образом приступаем к благословенным тайнам и освящаемся, причащаясь святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас Христа, и принимая не как обыкновенную плоть, – да не будет, – и не как плоть человека, освященного и соединившегося с Словом по единству достоинства, но как воистину животворящее и собственное тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи жизнию по естеству, когда стал едино с собственною плотию, то соделал ее животворящею. И потому, хотя Он говорит нам: «аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его» ( Ин. 6:53 ), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким бы образом плоть человека по природе своей могла быть животворящею?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас соделался и назван Сыном Человеческим» (Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ар. Binium). (Сн. Кир. Алекс. Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638). в) Отцы седьмого вселенского собора, в обличение еретиков, свидетельствовали: «Никто из труб Духа, т. е. св. апостолов и достославных отцов наших, бескровную жертву нашу, совершающуюся в воспоминание страдания Бога нашего и всего домостроительства Его, не называл образом (εκνα) Тела Его, ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ); также: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин. 6:56 ); и еще: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» ( 1Кор. 11:24 ) а не сказал: приимите, ядите образ тела Моего...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава XXI. Таинство св. причащения нельзя понимать и принимать духовно; его ничем нельзя заменить; оно должно быть и принимать его нужно чувственно I. Св. Иоанн Златоуст : а) «Сопоставляя процветание церкви и неблагодарность народа, пророк говорил последнему: несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославится во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста ( Мал.1:10–11 ). Видишь, как ясно и открыто он указал таинственную трапезу, бескровную жертву? А чистым фимиамом он называет св. молитву, возносимую при жертвоприношеши, потому что такой фимиам приятен Богу, т. е. недобываемый из земных кореньев, но фимиам, возносящийся к Богу от чистого сердца... Видишь, как повсюду допускается блеск божественной литургии? Как не ограничивается местом ни жертвенник, ни место? На всяком месте фимиам приносится имени Моему. Итак, жертвой чистой является, во-первых, таинственная трапеза, небесная, премирная жертва. Ведь и у нас есть много различных жертв. В ветхом завете закон различал многие виды жертв: жертва о грехе, так называемая жертва всесожжения, жертва хвалы, жертва спасения, жертва по случаю очищения проказы и много других различных жертв для очищающихся от всякого рода нечистоты; и вообще велико и безмерно было число жертв по закону. А новая благодать, явившись, в одной совмещает все и устанавливает единую истинную жертву» (т. V, стр. 708). б) «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за многия ломимое ( 1Кор.11:24 ). Каким образом ученики, услышав это, не смутились? Оттого, что Христос и прежде много важного говорил им об этом таинстве. Поэтому теперь Он и не дает более наставлений относительно этого, так как они довольно уже слышали, а показывает только причину страдания, то есть отпущения грехов. И называет кровью нового завета, то есть, обетования, возвещения нового закона. Это обещание было издревле, и составляет новый завет. И как ветхий завет имел овнов и тельцов, так и новый имеет кровь Господню...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Историческое сказание Григория Декаполита Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 28 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Историческое сказание Григория Декаполита, весьма полезное и сладчайшее для всех, о видении, которое видел сарацин, уверовал и стал мучеником за Господа нашего Иисуса Христа Стратиг Николай, называемый также Юлием, рассказал мне, что в его город, который сарацины называют на своем языке Виноградником, послал эмир Сирии своего племянника управлять некоторыми работами по ремонту его дворца. Есть же там большая церковь, древняя и дивная, посвященная святому и преславному мученику Георгию; и когда увидел этот сарацин 1 церковь издалека, приказал своим слугам принести его вещи в церковь, также и верблюдов завести, числом двенадцать, чтобы сверху осмотреть их. Священники почтенной сей церкви просили его, говоря: “Господин, не делай этого, не причини церкви Божией нечто подобное; и не презирай ее настолько, чтобы ввести верблюдов в святой алтарь Божий”. Но сарацин, будучи жестоким и упрямым, не хотел даже слушать просьб пресвитеров, но сказал своим слугам на арабском наречии: “Почему вы не делаете приказанного вам?”. И тотчас его слуги сделали так, как он приказал. Но вдруг, по повелению Божию, верблюды, как только были приведены в церковь, все разом упали замертво. Когда же сарацин увидел столь необычайное чудо, он пришел в изумление и приказал слугам своим, чтобы вынесли мертвых верблюдов и бросили их прочь из церкви; и сделали так. А день тот был праздником, и приближался час совершения Божественной литургии, священник же, которому надлежало начинать Божественную проскомидию, очень боялся сарацина; как он мог начинать бескровную жертву перед ним! И тогда другой священник, сослужащий тому, сказал священнику, которому надлежало священнодействовать: “Не бойся. Разве ты не видел великое чудо? Что смущаешься?”. Итак, вышеуказанный священник без страха начал святую проскомидию. Узнав об этом, сарацин пришел посмотреть, что намеревается делать священник. Священник начал Божественную проскомидию и взял хлеб, чтобы подготовить святую жертву, сарацин же увидел, будто священник взял в свои руки младенца, и закалав его, наполнял его кровью чашу, и тельце его разрезая на части, клал их на дискос!

http://pravmir.ru/istoricheskoe-skazanie...

НОВЫЙ ЗАВЕТ И воистину в этом отдании Сына проявилась вся  безграничная любовь Божия, Его Совершенство. Отсюда теперь мы можем делать вывод, что об Искупительной Жертве далее будет говориться не случайно, не отрывочно и не самостоятельно даже, а только в связи с основной мыслью Евхаристии, то есть с благодарением любви за любовь: много есть, за что благодарно хвалить, но самое великое – Жертва Сына. И, следовательно, теперь нам понятно, что в Евхаристии искупительный момент – не основной, а проходящий, а потому и основное настроение благодарной любви и в этот момент должно оставаться в душе неизменно и только углубиться или, лучше, возвыситься до высшей степени! «Сына не пожалел!» Конечно, будут и другие привходящие чувства, и о них мы скажем еще, но главное – Евхаристия, благодарение, «жертва хваления»... Поэтому и сейчас, при совершающейся Жертве, мы не должны ни сокрушаться (на первом месте), ни скорбеть за закалаемого Агнца, ни ужасаться даже великости нашего преступления, вызвавшего такую невероятно страшную Жертву Сыном; нет, мы должны славословить и торжествовать. И не за себя лишь, не за свое лишь спасение, а и (даже больше) за проявление в этом акте Божьего величия, Его непостижимой всесовершенной святости. Невеста- Церковь восторгается крайнему самоотвержению Жениха. И потому становится еще более понятным то странное сочетание, о коем я говорил раньше: за иконостасом приносится бескровная Жертва, закалается Агнец, а Церковь поет славу: «Тебе (Тебя) поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи!» «Евхаристия», «благодарение» продолжается и при этом искупительном моменте. Да и как не благодарить: нам, грешным, нет спасения. Мир во зле. Все погибли. И вдруг неожиданное спасение, незаслуженное, по милости. Правда, оно дано через Жертву, распятие Божиего Сына, но спасенному даже не до размышлений, а только хочется радоваться и благодарить! Но какое же место занимает этот искупительный момент в хвалебно-блаженном браке Агнца? Неужели он лишь «воспоминание» о прошлой Жертве Голгофской? Неужели о нем говорится только для того, чтобы объяснить благодарный восторг любви, или только чтобы показать степень силы любви Бога к нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Приложения I. Приложение к молитвам об усопших Замечания о поминовении усопших Кроме домашней молитвы, есть ли у нас еще какие средства помогать умершим во грехах? Кроме домашней молитвы, у нас есть еще и другие средства помогать умершим во грехах. Это: молитва церковная, особенно соединенная с принесением бескровной жертвы на литургии, и благотворения в память их. Каким образом помогает умершим во грехах молитва о них на литургии и благотворения? На литургии, на св. престоле Сам Господь таинственно приносится в жертву за усопших и тем подвигает Свое Божественное милосердие простить грехи их. На литургии частицы, вынутые из просфор в память усопших, погружаются в животворящую кровь Христову с молитвою: «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Милостыня очищает всяк грех ( Тов. 12, 9 .), Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Матф. 5, 7 .), говорится в слове Божьем о милостыне. Благотворение в память почивших от родных и знаемых имеет значение, как бы сами почившие совершали эти добрые дела, и вместе с тем умножает число молящихся о спасении душ их. Укажите примеры пользы умершим от поминовения их: а) от домашней молитвы, б) от поминовения на литургии и в) от милостыни. Примеры пользы умершим от поминовения можно указать следующие:      1) От домашней молитвы. Некто из богоносных отцов, рассказывает св. Иоанн Дамаскин , имел ученика, жившего в беспечности, который в состоянии сей беспечности и умер. Старцу желалось узнать участь ученика в загробной жизни. Он слезно молил о том Бога, и Бог показал ему в видении ученика в пламени до шеи. Старец усилил молитву об ученике, и Господь показал ему юношу в огне по пояс. Старец к прежним молитвенным трудам приложил новые труды, и Господь наконец показал ему юношу совершенно избавленным от пламени. (Сл. о почивш. в вере) 2) От поминовения на литургии. Св. Григорий Двоеслов рассказывает, как в его время одному благочестивому священнику явился один умерший христианин и просил совершить за упокой души его бескровную жертву, и при этой просьбе прибавил, что если священная жертва облегчит его участь, то в знак сего он уже более не явится ему. Священник исполнил просьбу, и нового явления не было (1 кн. гл. 55.) 3) От милостыни, раздаваемой в память усопших. У блаженного Кир. Луки был родной брат, который, и по вступлении в монашеский сан, мало заботился о душе своей; так и умер. Блаженный Лука, скорбя особенно о том, что брат его не приготовился, как должно, к смерти, молил Бога открыть его участь. Однажды видит он душу брата во власти злых духов. Между тем в келье умершего найдены были деньги и вещи; из чего старец

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010