Поэтому спели старинную украинскую казачью песню “Ой, на ropi тай жehцi жнуть”. Очень красивая музыкально, как и вся украинская народная мелодика, она к тому же составлена в жанре исторической баллады, и в ней упоминаются герои украинского казачества: Дорошенко, Сагайдачный… Вот тут и подумаешь, что более соответствует духу христианства в наше нелёгкое время: обличать украинских политиков (пусть даже они этого достойны) или петь украинские песни? Когда я была ребёнком, они входили в репертуар домашнего пения наряду с русскими, и казачья песня отозвалась во мне мирным домом моего детства… Не замедлила и русская песня, плясовая “Пойду ль я, выйду ль я”, виртуозно ритмичная и со словами, которые, кажется, сами так и пляшут. По правилам плясовой текст повторяется трижды: просто в быстром темпе, в очень быстром и в таком огненном, что аж непонятно, как певцы это выдерживают. И как очень уместное завершение выглядел синхронный взмах алых платков, которые как будто сами по себе оказались в руках у девушек. Хор заулыбался, публика засмеялась… славно повеселились. После молодого хора настал черёд вполне взрослых мужчин в подрясниках, представленных как любительский мужской хор (регент — Михаил Шошин). Ведущая подчеркнула, что хор именно любительский, что он сравнительно недавно создан, он ещё в пути, в поисках… Когда хор запел, публика отчасти недоумевала: зачем говорить о любительстве, прекрасный же хор… Поняли это во втором отделении, но об этом ниже. Свою программу хор начал со стихиры святителю Филарету Московскому “От юности пристанища немятежнаго взыскал еси”. Поскольку Святитель прославлен сравнительно недавно, можно убедиться, что традиция переложения жива и плодотворна (а это глас 1-й, подобен Небесных чинов). Из обихода Синодального хора (о нём мы ещё поговорим) в гармонизации А. Кастальского выбрано “Единородный Сыне…”. Да, молодой любительский хор выказывает и вкус, и дерзновение. Но то, что воспоследовало за этим, на мой взгляд, поднимается по своему художественному и духовному значению над обычным уровнем, являя собой, что же это такое — музыка Православной Церкви.

http://pravmir.ru/vecher/

Самоподобен (греч. ατμελον) — богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику и мелодию и выступающее образцом для других. Логичен вопрос, в каких же случаях нужно петь стихиру на обычный гласовый напев и в каких на особый (подобен)? На это нам указывают богослужебные книги (Октоих, Минея, Триодь). Чтобы не запутаться, рассмотрим на примере. Перед воскресными стихирами Октоиха 1го гласа на великой вечерни есть указание лишь на глас 1: «стихиры воскресны осмогласника, глас 1». Посмотрим службу святому в Минее, например, целителю Пантелеимону (Минея, 27 июля). Перед стихирами на «Господи воззвах» есть указание на глас 4 и далее «подобен: Званный свыше». Тем самым Минея указывает, что стихиры великомученику поются подобно, как составлен мелодически и метрически самоподобен «Званный свыше». Или пролистаем данную службу до стихир «на Хвалитех» — там также есть указание на глас 8 и пение стихир подобно мелодии самоподобна «О, преславного чудесе!». Либо возьмем будничный Октоих, глас 2 четверг . На «Господи воззвах» видим снова указание на глас 2 и подобен «Егда от древа Тя». Пролистнём первые три стихиры и перед следующими видим указание (в случае отсутствия стихир Минеи), что они поются на «глас и подобен тот же». То есть не только глас такой же, но и подобен. Тем самым сами богослужебные книги как бы идентифицируют в плане значимости гласовые напевы и напевы подобнов. Они не делают различий, что гласы должны петь обязательно, а подобны как хотите. Они дают достаточно императивные указания, как в отношении гласов, так и подобнов. Так почему же на практике мы позволяем себе отступать от этих указаний? Почему мы будем считать ошибкой спеть глас 5й вместо указанного 8го и не будем считать таковой, спеть глас 1й вместо гласа 1го подобна «Небесных чинов»? Безусловно, в ответе на этот вопрос нужно учесть ещё некоторый момент. Напевов подобнов гораздо больше, чем гласов. У каждого гласа их может быть несчётное количество. Изначальные мелодии (самоподобны) некоторых из них даже найти будет затруднительно. Может быть, для этого нужно ездить по далеким монастырям, сохранившим ещё традиции пения на подобны и искать там. И то не факт, что нам на блюдечке с голубой каёмочкой принесут ноты нужного напева. Впрочем, максимально возможную такую работу проделала Абрамова А.А. и результаты этой работы изложены в ее пособии «Толковое осмогласие». Придётся ещё попотеть и на слух самому запомнить или записать на ноты.

http://azbyka.ru/penie-na-podobny

Слово 4 Глава 10. О виденной на небе двери и о 24-х старцах и о прочем Откр.4:1 . «По сих видех, и се двери отверсты на небеси, и глас первый, егоже слышах, яко трубу глаголющ со мною, глаголя; взыди семо, и покажу ти, емуже подобает быти по сих». Отверзание двери означает обнаружение сокровенных тайн Духа, а труба – великий голос открывающего. А слова: взыди семо означают то, чтобы мысль слушающего совсем отрешилась от земного и устремилась к небесному. Откр.4:2–3 . «И абие бых в дусе, и се престол стояше на небеси, и на престоле седящ 3 . И седяй бе подобен видением камени иаспису и сардинови, и бе дуга окрест престола подобна видением смарагдови». И абие бых в дусе. Услышавши, говорит, голос и объятый владычественным духом, я увидел престол, посредством которого означается, какой Бог во святых, ибо на них, как на троне, сидит Он. Поскольку представляет в сем видении Отца, то не прилагает к Нему никакого телесного признака, как в прежнем видении Сына, но уподобляет Его драгоценным камням. Яспис, так как он зеленеющ, означает то, что Божественное существо вечноцветуще, жизнеподательно и раздаятель пищи и от Него зеленую траву произращает всякое семя, а посему Оно и страшно противным. Ибо говорит, что яспис страшен диким зверям и привидениям, а имеющим нужду в душевном врачевании приносит пользу, ибо великий Епифаний говорит, что этот камень исцеляет язвы и раны, полученные от меча. Дуга, подобная видению смарагда, обозначает различие в добродетелях Ангельских чинов. Откр.4:4 . «И окрест престола престоли двадесять и четыри: и на престолах видех двадесять и четыри старцы седящыя, облечены в белыя ризы, и имяху венцы златы на главах своих». Под именем 24 старцев некто из бывших прежде нас разумел Авеля и других двадцать святых Ветхого Завета и трех Нового. Так ли это, или лучше под означаемым 24 буквами разуметь украшенных делом и словом, об этом пусть подумает читающий. Нам сообразнее кажется под 12 старцами разуметь тех, которые просияли в Ветхом Завете, а под другими 12-ю – тех, которые угодили в Новом, 12 тех суть Патриархи, а двенадцать Новозаветных – Апостолы, которым Господь обещал сидение на двенадцати престолах. Белые же одежды суть признак светлой жизни и неперестающей радости и веселья; венцы – знак победы, которую подвизавшиеся получили над злыми демонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Седальны по кафизмах по гласам, видимо, подражают рождественским; но первый, 1-го гл., имеет другой подобен «Лик ангельский» не столь умилительный, как подобен рождественского «Гроб твой», а второй берет глас (4) и подобен («Удивися Иосиф») с рождественского полиелейного. Седален же по полиелеи – самого частого в двунадесятые праздники гласа (8-го) и подобна («Повеленное тайно»). Самогласная стихира по 50 пс., наоборот, редкого для этого рода песнопений 4-го гл. (обычно 6-го или 2-го гл.). Канон первый тоже самого частого в двунадесятые праздники 4-го гласа (Благовещение, нед. ваий, Вознесение, 50-ца, Преображение, Успение). Но второй самого редкого, исключительного, можно сказать, для двунадесятых праздников – 1-го гласа, составляющего привилегию самых великих и радостных праздников: Пасхи, Р.Х. и Успения. Введенский канон получил этот глас только благодаря своей идейной и пространственной близости к Р.Х. и, чтобы затенить это его высокое преимущество, он имеет этот глас лишь для 2-го канона (Успение для первого), чем канон соответствует своей катавасии («Христос раждается»). По Евергетидскому уставу Канон 1 гл. предшествовал. Седален по 3 песни канона – того же гласа и подобна, что по 2-й кафизме, чрезвычайно редкого на этом месте. Кондак и икос по гласу не отличаются от тропарного, – явление общее у Введения из двунадесятых праздников с Преображением и 50-цей. Светилен имеет подобным светилен жен-мироносиц, как один из самых радостных и наиболее подходящий по характеру к празднику. Стихиры на хвалитех – 1 гл., очень редкого на этом месте (наичаще 4 гл.) подобна нежно-радостного «Небесных чинов». Славник 2-го гласа, как довольно обычного на этом месте («Преблагословенна еси», Р.Х., Крещение и др.). Служба в пред- и попразднство Малая вечерня На Господи воззвах стихиры гл. 1. подобен: «Небесных чинов» 998 . Принявши от Господа плод обетования, Иоаким и Анна сегодня ввели в храм Божию Матерь, приятную жертву, и первосвященник Захария благословив принял ее. Святая из святых достойно введена, как Богу приятная жертва, обитать во святилище, и девы, красуясь добродетелями, неся впереди свечи, привели Ее к Господу, как священный сосуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На хвалитех стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Память совершающе честную,/Тебе воспеваем, Христе,/преславно Анну от жизни привременныя/к непрестающей славе преставльшаго ныне,/яко матерь сущую без семене рождшия Тя паче естества/Богородицы и Приснодевы Матере. Память святую совершающе праотец Христовых/Иоакима и Анны, честных и непорочных,/прославляем непрестанно Избавителя/и Щедраго Господа,/сих преставльшаго к жизни/нестареемей и нетленней. К невещественным ликом и праведных селением,/идеже ангельстии чини,/идеже святых собор,/радость празднующих совершается,/и ныне духи праведных Иоакима и Анны всели,/ихже благочестно восхваляюще, ублажим. Слава, и ныне, глас 2: Приидите, любодевственнии вси/и чистоты рачителие,/приидите, празднуем Аннино честное успение:/ибо та породи паче естества источника жизни,/Марию Богоотроковицу,/из Неяже родися Избавитель,/просвещаяй и освящаяй души наша. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Апостол к Галатом, зачало 210. Аллилуия, глас 1: Спасение праведным от Господа, и защититель им есть во время скорби. Евангелие от Луки, зачало 36. Причастен: Радуйтеся: Успение праведной Анны. Праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, происходила родом из мессианского колена Левина (по отцу) и мессианского колена Иудина (по матери). Дочь Матфана, она была супругой праведного Иоакима, потомка царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомства родится Спаситель мира. После двадцати лет брачной жизни праведные Иоаким и Анна не имели детей и глубоко скорбели об этом. Но они не роптали на Бога и со смирением переносили бесплодие, считавшееся у древних иудеев позором. После того как однажды во время большого иудейского праздника дары праведного Иоакима, принесенные Богу в ветхозаветный храм в Иерусалим, были отвергнуты израильским книжником Рувимом (на том основании, что у Иоакима нет потомства), праведный Иоаким удалился в пустыню. Здесь он постился 40 дней и 40 ночей, пребывая в молитве. Праведная Анна в это время также молилась Богу, умоляя Его даровать ей ребенка. Праведная Анна дала обет, если у нее будет ребенок, посвятить его Богу. Внезапно ей явился Ангел Господень и сказал: «Не бойся, Анна, ибо твой отпрыск предрешен Богом и то, что родится от тебя, будет в почитании во все века, до окончания их».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, храм Протата преславный, хвалящийся сокровищем/всечестныя, Божественныя и благодать точащия иконы единыя Богоматере и Предстательницы Афона:/Гора бо сия избранный жребий Ея соделася. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Соберитеся, взыграйте, светло торжествуйте,/Гавриил бо Божественный монашествующему ныне предста в иночестем образе,/песнь Богоматерню первый провещав в Горе Афонстей,/стяжавшей Ю Предстательницу. На хвалитех стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: С Небесных кругов сошед, Гавриил/странным образом явися иноку послушнику,/Твою песнь, о Дево, необычную/ему поя ныне, Архангел,/предначиная ею ту,/юже некогда Косма Тебе воспе. Гавриил Деве прежде/благовестив с Небесе принес,/возопи: радуйся!/Ныне же странную песнь Ея/чудно Горе Святей возвести, припевая,/еже блажити яко воистинну/достойно есть Всечистую. Любовию Божественней иконе Твоей/покланяемся, Чистая,/пред неюже воспеся первее/предначатие песни Твоея от Ангела./Темже верно сию ныне лобызаем/ и вкупе Гавриилу Божественному светло празднуем,/яко виновному. Слава, и ныне, глас 6: Кто возглаголет силы Твоя, Чистая,/или кто изочтет чудес Твоих множества?/Много и паче естества действуеши Твоя чудеса./О, величий, яже и ныне соделала еси!/Твоея бо песни предначатие/чрез Ангела, Всечистая, нам предала еси, Дево,/ и странно на дщице каменней сему написатися/Ты благоволила еси промышлением Твоим,/еже в песнех величати Тя, Пренепорочная. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА БОГОРОДИЦЫ Икона Божией Матери именуемая «Достойно есть» Икона Божией Матери именуемая «Достойно есть». История иконы связана с появлением песнопения Православной Церкви «Достойно есть». Предание, сохранившееся на Святой Горе Афон, повествует, что в X веке неподалеку от Карей в пещере подвизался старец с послушником. Однажды под воскресенье старец ушел в обитель на всенощное бдение, а послушник остался дома. Поздно ночью неизвестный монах постучался в келлию; послушник впустил его, и они вместе стали совершать псалмопение и молитвы. Во время пения слов «Честнейшую Херувим» гость заметил, что у них поют эту песнь по-другому: добавляют перед «Честнейшую... » слова: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». Когда монах стал петь это песнопение, икона Божией Матери «Милующая», которая была в келлии, вдруг засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе какую-то особую радость и заплакал от умиления. Он попросил гостя записать столь дивную песнь, и тот начертал слова этаго песнопения перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. Странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще некоторое время излучала чудесный свет. Она была перенесена в соборный храм Карей и сейчас находится там в алтаре на горнем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это были тяжелые времена для сербского народа. Государственные смуты отражались и на церковных делах. Как некоторые князья не желали подчиняться святому царю Лазарю, так некоторые архиереи не желали слушать святого Патриарха Ефрема. Около 1380 года святитель Ефрем, стремясь к безмолвию и пустынножительству, передал престол новоизбранному Патриарху Спиридону († 1389: память 30 августа) и ушел в монастырь святого Архангела Михаила в Призрене, где пребывал в молчании 9 лет. После кончины святителя Спиридона не было возможности созвать новый Собор из-за поражения сербов в битве с турками на Косовском поле. Тогда святитель Ефрем вновь возглавил Сербскую Церковь . Он мудро управлял Церковью в особо тяжелые и опасные времена после косовского поражения до избрания Патриарха Даниила III (1392–1398). Затем святитель Ефрем вновь удалился в пустынное место около Печа, где и упокоился 15 июня 1399 года. Через 7 лет после мирной кончины мощи святителя были обретены нетленными. Они почивают в Печской Патриархии. Житие и службу святителю составил в начале XV века его ученик епископ Печский Марк. Литература: 1 . Иустин (Попович) , архимандрит. Жития святых (на сербском языке). Июнь. Белград, 1975. 2 . Србльаку. Cmyдje, Београд, 1970. 3 . Арх. Данило. Животи кралева и архиепископа српских. Загреб, 1866, стр. 384–386. Святаго и блаженнаго великомученика, иже во царех, князя Лазаря, бывшаго Самодержца Сербския земли НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Небесных чинов радование/ и на земли человеков новое веселие,/видяще тя, на Небесныя круги возлетевша,/ и вшедша в желаемая ти радостно,/ и славы Божественныя наслаждающася, Лазаре. Данный ти талант державный, Богомудре,/возрастил еси сугубо благодатию,/о немже и кровь свою излиял еси, Лазаре./Темже слышиши:/благий рабе и верный,/вниди в радость Господа твоего. Корене благаго блаженнейшая отрасль был еси,/при источницех благочестия насажден,/древо плодовито,/всяк вид добродетелей носяй, был еси/ и сего во времена Содетелю и Творцу твоему отдал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Михей Радонежский был одним из первых учеников Преподобного Сергия Радонежского, жил с ним в одной келлии и под его руководством достиг высокого духовного совершенства. За кротость души и чистоту сердца преподобный Михей при жизни удостоился быть свидетелем явления Божией Матери своему великому наставнику. Однажды Преподобный Сергий, совершив молитвенное правило, сел немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва произнес он эти слова, как чей-то голос возвестил: «Пречистая грядет» – и внезапно засиял свет ярче солнечного. Преподобный Михей пал ниц на землю и от страха он лежал как мертвый. Когда Преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: «Скажи мне, отче, что это за чудное видение? От ужаса душа моя едва не разлучилась от тела». Тогда Преподобный Сергий рассказал своему ученику о явлении Пресвятой Богородицы. Святой Михей преставился к Богу в 1385 году. Празднование памяти преподобного Михея совершается 6 мая, мощи его почивают под спудом в Троице-Сергиевой Лавре. 10 декабря 1734 года над местом погребения преподобного Михея освящена церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Петром и Иоанном Богословом Преподобному Сергию Радонежскому. Пренесение честных мощей святителя Саввы, перваго архиепископа и учителя Сербскаго, от Тырнова града в славную Лавру Милешеву в честь Вознесения Господня НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры глас 1. Подобен: Небесных чинов: Небесных чинов житие возлюбив/и на земли мятежное житие презрев,/сам себе, яко дар пречист и честен,/Троице принесл еси,/славословит же Отца и Сына и Духа Святаго/всех научил еси. Отеческую любовь, и красная мира сего,/и власти высоту нивочтоже вменив, Савво блаженне,/единаго Христа вожделев, преславне,/и крест Его на рамо взем,/скоро последовал еси Ему,/вседушно моляся о душах наших. Странствию Владычню уподоблься,/странна себе сотворив отечеству твоему,/блаженне Савво святителю,/темже дом на Небесех уготовил еси в Вышнем граде Иерусалиме/и молишися о всех нас,/почитающих святое твое пренесение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свой земной путь святитель Савва закончил странником. За несколько лет до смерти он благословил своего ученика Арсения быть Архиепископом Сербским, а сам отправился в путешествие по святым местам. Святой Савва побывал в Палестине, Сирии, Персии, Армении, посетил пустынников Ливии и Фиваиды, поклонился святыням Иерусалима. Повсюду святой Савва собирал священные останки святых, которые впоследствии передал Сербской Церкви. Скончался святитель Савва в болгарском городе Тырнове 12 января 1237 года и там же с честью был погребен. Через год его нетленные мощи были перенесены сербским королем Владиславом (племянником святого) на родину в Милешево, в обитель, построенную королем в Герцеговине, наследственной области преподобного Саввы. От мощей святителя и даже от опустевшей его гробницы в Тырнове исцелялись многие больные. В 1595 году турки, поработившие сербов, перенесли святые мощи преподобного Саввы в Белград и там предали сожжению (это событие воспоминается 6 мая). В настоящее время на этом месте стоит храм святой Марии. Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Ныне приспе пресветлая память/блаженнаго Мартиниана,/приидите днесь, празднолюбцы,/псалмы, и песньми, и пении духовными/честное его преставление ублажим,/любовию почитающе. Ныне наставшее хваление/принесем отцу Богомудрому,/иже во мнозе подвизе, в постех, и в молитвах, и бдении/жизнь свою непорочно препроводившему,/и Богу добре угодившему,/и наследовавшу Царствие Небесное. Ныне да торжествует светло Церковь Христова,/и множество инок любовию да празднуют/честную память отца всеблаженнаго,/предстоит бо на Небесех престолу Вседержителя/и молится за души наша. Слава, глас 6: Приидите днесь, празднолюбных собори,/вкупе совокупльшеся, да празднуем/память великаго отца, пастыря нашего,/и достохвальная пения воспоем ему:/блажен еси и треблажен, отче Мартиниане,/яко от юности Бога возлюбил еси,/и мирскую возненавидев суету,/и притече ко всеблаженному Кириллу,/и во всем последуя ему невозвратным помыслом,/и угодник Богу велик показася,/и наставник иноком предивен был еси,/и, ныне на Небесех предстоя Христу,/со ангельскими чинми молися за ны,/иже верою и любовию празднующих святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   «Поимите Его вы и распните». Ироническое выражение, так как евреи незадолго перед тем были лишены права меча, т. е. права предавать смертной казни преступников.    «Мы закон имамы» Очевидно, евреи ссылаются на закон (Лев 24:15—16), по которому подлежал смерти богохульник. Богохульство усмотрели в Спасителе в том, что Он называл себя «Сыном Божиим».    «В претор». Претор, или претория — место жительства и место суда римского прокуратора в Иерусалиме, находившееся, вероятно, на северо-западной стороне Иерусалима.     «Лифостротон». Пилат велел поставить свое судилище на месте, известном в Иерусалиме под названием гаввафа, «высокого места», так как оно возвышалось над толпой; иначе это место называлось «каменным помостом» — лифостротоном, так как оно было выстлано камнем. Очень может быть, что это было прочное сооружение из дорогого мрамора и имело вид четырехугольника или полумесяца. За лифостротоном находилась «судебнаяи комната», соединенная с ним коридором. Вообще в римских судах было правилом производить открытый публичный суд.     Токмо кесаря. Тогда кесарем, или римским императором был Тиберий, живший на острове Капри, где он скрывал от людей свое прокаженное лицо и свое болезненное распутство.    См прим. 319    В слав. переводе это слово помещено в Великих Четьи- Минеях моск. митр. Макария (издание Археографической комиссии. СПб, 1869, сентябрь, дни 14—24, столбцы 684—763), причем имя автора переделано в «Хруса уединенного». На греч. яз.: Migne PG t. LXXXVII, 4016—4088.    Имена их в слав. переводе приспособлены к русскому уху: Оттон — Антон; Антонин Пий — Антон Евсев.    На слав. яз. в печатном издании Бесед св. Иоанна Златоуста на ев. Мф. и Ин.; на русс. яз. «Творения св. Иоанна Златоуста». СПб, 1901, т. VII, с. 681—700; 1902, m.VIII, с. 556—584; на греч.: Migne PG LVIII, 631—648; LIX, 447—468. См. Виноградов В. Уставные чтения. Серг. Посад, 1914, I, 167, 162. Обозрение службы в предпразднство и попразднство... Малая вечерня Стихиры на Господи воззвах, глас 1, подобен: Небесных чинов

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010