Разве я отрицаю чудеса в принципе? Чудеса редки, но всё же встречаются. Беда в том, что чаще встречаются чудеса от дьявола, чем от Бога. Проще, легче, быстрее добиться желаемого от демонов, от сил тьмы и разрушения, чем от Господа нашего Иисуса Христа. Да, с Тьмой на порядок проще установить контакт, минутное дело. Это всё равно, что идти под гору и в гору соответственно. Притом, что в нашей семье училась у чёрного мага тётка ради чудесного исцеление от рака, а у меня так обрывочные знания. Для сравнения моим наставником в следовании по пути умного делания уже после был священник Русской Православной Церкви. Однако до сих пор Тьма ближе Света Почему так вопреки крещению, причащению, прочим таинствам? Ответить Денис 2 года назад Наталья Колпакова, причём тут гордость? Я вот слаб здоровьем с детства и у меня как следствие мало успехов, мало причин для гордости, но это ни делает меня праведником. Напротив это мешает в духовном плане, так отсутствие супруги из-за слабости здоровья ведёт к развитию похоти, усиливает уныние. Максимум чего удавалось добиться в духовной жизни - это замены одних греховных страстей на другие греховные страсти. Да и то вполне возможно, что тут свою роль сыграла не сколько работа над собой, сколько возрастные изменения, банальный эффект приедания... Более того, излишнее самоуничижение ведёт к развитию комплекса неполноценности, погружает в депрессию, порою вовсе доводя до самоубийства Ответить Денис 2 года назад Иван, мы живём на планете Земли. Поэтому по-умолчанию речь само собой разумеется о земном человечестве. Насчёт в своё время Господь избавит, так показное раскаяние на смертном одре обычно вызвано банальным страхом перед смертью, адскими муками. С таким покаянием , как бы в Ад подольше не загреметь за лицемерие. Наконец, много ли праведников вы знаете в реальной жизни? Я за за почти сорок лет жизни узнал только трёх. Правда все они православные, то есть православие в смысле исправления людей хоть как-то работает. Ответить Загрузить больше комментариев |
постом! Душеспасительно провести желаю. февр. 73 г. Письмо 771. О дневниках. Грамотка на сердце. Забота о заблудшей Божия буди с вами! что собирался я писать к вам ответы на прежние два письма, как получаю и еще. Сколько долгу?! ведь первое письмо перед отъездом вашим в Москву. Мне писать следовательно некуда было. Второе извещало о возвращении, но оно пришло тогда, когда у нас прекращается всякое сообщение по причине разлива рек и беспутья. Третье же вам вот. Я виноват только разве пропуском одной почты, или много двух. Но эту вину сваливаю на мою благоверную леность, которой права по давности сожительства непререкаемы. ваши тетрадки и тотчас в печь, которая в этот раз топилась. Я знаю, что многие так делают, и я сам начинал. Но — бросил. Вразумил меня простой старичок: пустяки! говорит. Что худого в себе замечаешь — тотчас кайся и полагай исправиться, а писание зачем?! Хорошее же писать и подавно не следует. Это занятие, продолжал, учит лицемерию пред Богом, т.е. самому злому лицемерию. И если продолжать его — от него набьется в душу неизгонимое самомнение, которое войдет в сок и кровь. Душа им станет пропитана, как бочка дегтем. Вот я и бросил. И вам тоже советую. помню, только один старец из древних, только не то, что у вас, а мысли особенно резко печатлевшиеся в душе. Он записывал их угольком на стенках келии и прочитывал. Это, говорил, Ангел мне внушал. Это бы и вам можно сделать, но, думается, трудно самописанное отличать от внушенного. И — лучше не делать и этого, чем проще жизнь, тем лучше. Простота и смирение два крыла, быстролетность сообщающие. и суетливость вас совсем задушили. Терпите, и Господа молите помочь. |
Первое испытание — «Дыхание Господне. Только кающийся пройдет». Джонс становится на колени, принимая позу кающегося грешника, чтобы избежать действия острого вращающегося ножа, внезапно выскакивающего из незаметной щели в стене приблизительно на уровне шеи идущего во весь рост человека. «Дыхание Господне опаляет грешных, не ведающих покаяния». Археолог осторожно обходит обезглавленные тела наемников-мусульман, никогда не слышавших притчи о блудном сыне. Второе — «Имя Господне. Только знающий Его пройдет». Пол коридора устлан плитами с латинскими буквами на них. Здесь следует идти очень осторожно, наступая только на буквы, соответствующие латинскому эквиваленту слова «Яхве» («Сущий»). Один неверный шаг и плита проваливается под ногой, открывая глубокую яму с острыми шипами на дне. Там виднеются останки оступившихся язычников и еретиков, дерзко хуливших Имя Господне и в гордости своей перевиравших Символ веры. Третье испытание — «Путь Господень. Прыжок от головы льва. Только твердо верующий пройдет». Путь преграждает широкий каньон. Если занять позицию в точности под головой высеченного в скале льва и сделать уверенный шаг прямо в пропасть, то не упадешь, но окажешься на узком каменном мосту, невидимом вследствие уникального оптического обмана. Невидимый мост через пропасть — удачная аллегория веры, которая, по слову апостола Павла, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» . Здесь маловерные и лицемерные поворачивают назад: «Эту пропасть никому не перепрыгнуть». У них не хватает духу, «возложив руки на рало», «не оборачиваться вспять», а потому они «неблагонадежны для Царства Небесного» и остаются, хотя и живы, но без награды. Успешно миновав все ловушки, можно уже беспрепятственно войти в пещеру, где и хранится Грааль. Но здесь, в самом конце сложного пути, археолог сталкивается с последним испытанием, справиться с которым едва ли проще, чем со всеми предыдущими. Можно досадовать сколько угодно, но, глядя на Чашу, ты ее не видишь; ее можно потрогать, но нельзя унести. В чем же дело? Механизм последнего испытания до гениального прост: чаш много — искомый трофей сокрыт многообразием ложных целей. |
Мы знаем, что как наша внутренняя жизнь, так и общецерковная включают отнюдь не только благодатную составляющую, но и то, что образно можно было бы назвать «материей». А там, где на материю оказывается воздействие, возникает «сопротивление материалов». Искреннее лицемерие - одна из таких форм сопротивления, живущего в нас «ветхого человека» - Духу Святому; «ветхого человека», который, будучи изможден и уже почти побежден, вдруг обнаруживает корешок страсти (например, человекоугодия), находит добродетели для прикрытия (к примеру, ревность по Бозе, любовь к ближнему, смирение и кротость), и, окопавшись внутри сердца и замаскировавшись от совести, пытается из укрытия направлять наши мысли, чувства, слова и действия, порождая «ложь жизнью». И вот, не видя в себе того, что таится под прикрытием добродетелей и благих намерений, преисполнившись чувства ответственности за души «малых сих» и за судьбы Церкви, человек негодует против безответственности обличителя всевозможных язв церковной жизни, одобряя, а то и требуя в его отношении суровых мер, совершенно не замечая, что перегибы, допущенные «хамом», по сравнению с грехами тех, кого он обличает - все равно, что комар и верблюд. Но , рассуждает он, если бы не этот болтун, никто бы и не знал о существующих проблемах, кроме узкого круга, а теперь мало того, что есть то, что есть, так это еще вредит душевному состоянию тех немощных, кто мог бы, пребывая в неведении, тихо спасаться (вред «сора», благодаря «выносу», стал весьма масштабным) . Поэтому его грех и в самом деле вреднее и опаснее для церковной жизни, да и... чего греха таить, наказать его проще, чем того, кого он обличает . И не замечает человек, что занимается он полировкой «внешности чаши», оставляя нетронутым «внутреннее»... только масштаб другой, что, собственно, тоже препятствует ему видеть применимость слов Спасителя о внешнем и внутреннем к своей жизненной позиции, помыслам и поступкам: он ведь не о себе заботится, а грех ближнего все Отцы советуют покрывать!.. Все да не все, не всегда и не во всем, как это уже было показано выше. Если по совести и с умом подходить к делу, адекватно применяя к жизненным коллизиям святоотеческие наставления, то найдется свое место и кроткому терпению, и смиренному неосуждению, и мудрому молчанию, и нелицеприятному обличению. |
В следующем месяце наша фирма должна сдать новым властям радиоприемник. Вместо него, нашего большого «Филипса», мы получим крошечное радио, приобретенное Кляйманом на черном рынке. Так жаль приемника, но дом, где скрываются люди, должен быть вне подозрений! А новое радио мы, конечно, установим у нас наверху. Нелегальный приемник присоединится к нелегальном евреям, живущим на нелегальные продуктовые карточки. Каждый пытается приобрети старое радио, чтобы сдать его вместо своего «источника мужества». Я не преувеличиваю — чем хуже ситуация за окном, тем важнее голос из эфира, который каждый раз призывает не терять надежду: «Поднимите головы, соберите силы! Придет день и наступят иные времена!» Анна Воскресенье, 11 июля 1943 г. Дорогая Китти! В который раз я снова обращаюсь к теме воспитания. Должна сказать, что очень стараюсь быть приветливой, милой и всем помогать. И вообще, готова на все, чтобы замечания не сыпались на меня непрерывным потоком. Так трудно стараться для людей, которых не выносишь, ведь это значит — притворяться. Но я замечаю, что достигаю гораздо большого, проявляя иногда лицемерие, вместо того, чтобы по моей старой привычке высказывать свое мнение (хотя никто его не спрашивает и не считается с ним). Конечно, я не всегда последовательна в этой роли и не могу сдержаться в случаях явной несправедливости. И тогда все снова целый месяц твердят о самой несносной грубиянке на свете. Не правда ли, меня можно пожалеть? К счастью, я не нытик по натуре, иначе скисла бы совсем и не смогла сохранить хорошее настроение. Стараюсь увидеть смешное в этих нападках, но это проще, когда они направлены на кого-то другого, а не на тебя лично. Теперь о другом. Я решила (и это далось мне нелегко) стенографией больше не заниматься. Во-первых, тогда я смогу уделять больше времени другим предметам, во-вторых, из-за глаз: у меня с ними неприятности. Я становлюсь все больше близорукой, и мне давно пора носить очки. (Представляю себе, как потешно я в них буду выглядеть!). Но ты знаешь: мы сидим в подполье… |
что «человек имеет право убить сам себя». Этот лицемер говорит только, что самоубийство и неразумно, и безнравственно. Вместо того чтобы показать весь ужас этого преступления, он как бы ободряет юношу, говоря, что акт самоубийства ничуть не страшнее табакокурения или пьянства. Понятно, что писатели ни единым словом не обмолвились о Боге, о душе, о вечности: напротив, они самым тщательным образом обходили главную и, если хотите, – единственную истинную причину сего явления и потому кончили свои рассуждения пустыми фразами. Разве наши «передовые» люди когда-нибудь сознаются, что вся причина в том, что несчастная молодежь – Бога теряет в душе, а без Бога душа, по природе своей христианская – жить не может?.. И вот, страшная пустота души, страшная тоска о Потерянном, но тоска несознаваемая, безотчетная – с одной стороны, а с другой – приражение темной силы, проще говоря – искушение от человекоубийцы исконного – сатаны (читайте ) влекут юношу или деву к страшной развязке – к самоуничтожению. Напрасны эти рассуждения о «цели жизни», о «смысле жизни» – здесь на земле: эти цели, этот смысл жизни способны, пожалуй, на время утолить некоторым образом жажду вечного, томящую душу человеческую, но уничтожить эту жажду – никогда не в состоянии. Богач никогда не будет доволен своим богатством, и если бы весь мир приобрел – все же будет жаждать и жаждать богатства. Честолюбец, властолюбец, сластолюбец – никогда не скажут: «Довольно!» Мало этого: писатель, поэт, художник, достигнув своей «цели», после сознания, что дело кончено, после испытанного чувства удовлетворения, вдруг начинают как бы сожалеть, что дело кончено (вспомните, что испытывал поэт Пушкин, когда кончил своего «Бориса Годунова»), и начинают искать другой «цели», другой работы... |
– Авторитетом для ребенка могут быть только родители? А священнослужитель, педагог, тренер? – У маленьких детей и подростков не должно быть иных авторитетов, кроме родителей. Потому что сейчас сложное время, и нужно самим заниматься детьми. К сожалению, мы наблюдаем нездоровую, тревожную ситуацию. Но когда дети достигают совершеннолетия, то очень важно, чтобы в лице священника они обрели хорошего друга, старшего брата или отца (в зависимости от возраста духовника), который будет помогать идти по жизни. – Мы не лишаем их самостоятельности? – Пока маленькие – нет, а потом, в сознательном возрасте, их можно потихонечку отпускать. У нас большая семья, поэтому я не могу говорить о том, как воспитывать одного ребенка или двух детей с разницей в 10 лет. У нас семь детей, и другого опыта нет. И вся наша семья росла вместе с детьми. Поэтому я могу транслировать только такой опыт. А что сказать тем, у кого один ребенок?.. Проще десятерых воспитать, чем одного. Он же все силы из родителей вытянет, ему же одному скучно. Я сам был один, вспоминаю свое детство: кошмар какой-то. Будьте рядом с детьми – это самое главное. Детей надо любить. Будете с ними рядом, будете разговаривать с ними, заниматься их воспитанием – и все будет хорошо. – Какие книги, кроме Книги книг, вы бы советовали детям, да и родителям, чтобы научиться осознанно каяться? – Лучшая книга – правильное воспитание, когда родители объясняют, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Мне всегда очень режут душу скрытые пороки, такие как подлость, лицемерие, предательство, когда внешне – канва благопристойности, а внутри – гниль характера. Видимо, в семье было что-то неправильно. Важно приучать ребенка к простому труду, чтобы он мыл пол, посуду, мог постирать и развесить белье Важно приучать ребенка к простому труду, чтобы он мыл пол, посуду, мог постирать и развесить белье. Этот труд очень важен. Сейчас детей стараются от этого уберечь, а в итоге мы наблюдаем эгоизм, который является главным врагом воспитания. |
Про «не то, что им нельзя сострадать» – это вообще некий абсурд. А вот «нельзя молиться» – это значит, нельзя выпячивать их имена в политических «молебнах» в качестве сакральных жертв, активно устраивавшихся в той же Гродненской епархии. Проще говоря, – нельзя разжигать революционные настроения религиозными средствами, что совершенно справедливо. Не менее грубое лукавство А.Шрамко и в попытке эксплуатации Основ социальной концепции РПЦ для оправдания революционных выступлений епископа Артемия и его клира. «Печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп» совершенно не подразумевает революционно-политические «нужды, права и заботы», а «призыв к мирному гражданскому неповиновению» подразумевает собой случаи защиты Церкви, Отечества и христианских добродетелей, а не целей очередного Евромайдана с его местных и закордонных вождей под либерально-националистическими лозунгами и знаменами. Наконец, сугубым лукавством является радение якобы о «правде и ненасилии» со стороны А.Шрамко, епископа Артемия и их последователей, что было подробно разоблачено в статье «Христианская правда Церкви о БЧБ-революции в Беларуси» . Логика и риторика «справедливости и ненасилия» лицемерно используются ими для прикрытия собственных революционно-идеологических целей, а именно – для пособничества «прозападным безбожным революционерам-демагогам и их западным патронам использовать имеющиеся ошибки и заблуждения власти, пороки самого общества для захвата государства – как это было в начале и в конце XX века». При этом сам же А.Шрамко по формуле «держи вора» с «праведным» возмущением «обличает» «переворачивание с ног на голову» истинного положения дел государственной пропагандой: якобы нацеленной на подрыв межконфессионального мира, который якобы достигался «молитвами и крестными ходами против насилия и беззакония, напротив, объединившими верующих разных конфессий» (в действительности, самочинными экуменическими сходками революционеров); якобы «нелепо называющей протестные акции нацистским бунтом» (ядро БЧБ-майдана таковым и было); якобы выдумавшей угрозы насильственной автокефалии в случае победы революции (несомненно, гауляйтеры новой власти продвигали бы и автокефалию, и кроющиеся за ней раскол и унию). |
Вера, смирение, любовь, милость и прочее – лицемерие есть, когда в сердце не имеют места и от сердца не происходят. И Бог к душе говорит, а не к телу. Поэтому душа должна веровать, надеяться, любить, милосердствовать, смиряться и прочее благочестие иметь. 442. Истинно добрые дела от Бога происходят, или, как проще сказать, христиане к творению добрых дел Богом побуждаются, и силу и крепость от Бога получают к тому, и в том деле трудятся при содействии Его благодати. Так свидетельствует Божие слово: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). И без Него не можем делать ничего, и приносить никакого плода не можем, если не будем на Лозе истинной – Иисусе Христе (Ин. 15:1, 4-5). Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10). Он же (Христос) дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:14). 443. Сего ради к тому Началу относить и приписывать добрые дела христианам должно, от Которого они происходят. А поскольку от Бога происходят, как сказано, то как в славу и похвалу Божию творить их, так Его благодати и приписывать должно. Тогда же это будет, когда будем их творить не ради нашей славы и похвалы, дабы видимы были людьми, и почитались за святых, и так ими славились, но об том будем стараться, дабы славилось и святилось имя Небесного Отца, как учит Христос: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16), – и сотворенными не будем хвалиться и возноситься, но, помышляя о немощи нашей, признавать будем, что от себя и помыслить и хотеть, не только творить, ничего богоугодного не можем. |
2.198–201 Похвала . Невежественные и лицемерные подвижники признают себя достигшими своей цели, когда они увидят себя святыми, когда такими признает и провозгласит их мир; они радуются входящему в них самообольщению и самомнению, не понимая, как бедственно самомнение, не понимая, что похвала человеческая служит признаком лжепророка. Признак этот необыкновенно важен: он дан Самим Богочеловеком. «Горе, – сказал Господь, – егда добре рекут вам вси человецы: по сим бо творяху лжепропоком отцы их» ( ). 5. 380 (См. Тщеславие , Укоризны , Гордость ). Правило молитвенное Относительно правила молитвенного – знайте, что оно для вас, а не вы для него, но для Господа. Почему имейте свободу с рассуждением. При немощи убавляйте, при силе прибавляйте – то и другое с умеренностью и осторожностью. 6. 158 Величайшие святые отцы повелевают, чтобы правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное уэки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее. 6. 470 Святые отцы, восхваляя правило молитвенное и исповедуя необходимость его, наставляют иметь его умеренное, соразмерное с силами, с состоянием душевного преуспеяния и с обстоятельствами, в которые поставлен человек Промыслом Божиим. Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтобы исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение: от смирения рождается покаяние. Чтобы можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным. Святые отцы, очень похваляя умеренное правило, советуют исполнять его неупустительно. 6. 525 Когда найдете нужным прибавить или убавить что в вашем молитвословии и чтении по случаю немощи или встретившихся независимо от вас других занятий, делайте это, не сомневаясь и не смущаясь. Будьте свободны! Не связывайте себя никакой скрупулезностью. Правила для человека, а не человек для правил. Противным сему пониманием производятся лишь недоумения и расстройства. 6. 534 |
|