Когда я поступил в ГИТИС, я очень быстро подружился с Алексеем Вадимовичем Бартошевичем, сводным братом моей жены, тогда он был одним из самых ярких молодых педагогов ГИТИСа, а сейчас он один из крупнейших и старейших наших театроведов. Как-то, когда я учился на третьем курсе, была защита диссертации одного из наших общих знакомых, на которую пришел отец моей будущей жены вместе с ней. Она была студенткой первого курса школы-студии МХАТ, и ее сводный брат, мой друг, нас познакомил. Надо сказать, оба мы тогда друг другу не понравились. Во всяком случае, никаких решительных шагов, продолжения не было. Не то чтобы не понравились в смысле обозлились друг на друга, но просто познакомились и познакомились, пошли дальше. Я знал о ее существовании, она знала о моем существовании. Это опять одна из узловых станций: отец мой страшно подружился с ее отцом. Их познакомил Алексей Вадимович Бартошевич. Отец был очень увлечен книгой воспоминаний о Художественном театре отца моей будущей жены Вадима Васильевича Шверубовича, которая тогда была еще в машинописи. Он ее прочитал, страшно увлекся, они познакомились и подружились. Я думаю, что для моего отца в последние годы жизни Шверубович был одним из самых, если не самым близким ему человеком. Вероятно, так же относился к нему и Вадим Васильевич. Отцы дружат или, во всяком случае, приятельствуют. Притом что московская тусовка, хотя слово это тогда не употреблялось, тесная, круг маленький, но всё равно не случалось. Так было года до 1973-го, я тогда вернулся из армии. И опять на какой-то премьере Алексей Вадимович Бартошевич нас как бы познакомил. Мы приятно улыбнулись и опять разошлись примерно на месяц. А вот дальше Алексей Вадимович мне позвонил и сказал, что у его отца собираются гости, не хочу ли я прийти тоже. Я пришел, и вот тут мы уже познакомились, было хорошее гостеприимное застолье в этом доме, где я теперь живу уже тоже сорок лет. И вот тут всё и началось. Примерно через год, наверное, мы поженились, а через какое-то время венчались в Коломенском. Это был год 1980-й. Через какое-то время родилась у нас дочь. Так что родилась она уже в венчанном браке. Это какая, рубиновая свадьба называется, да? Я не специалист по этой части, но серебряная уже давно позади, значит, какая-то рубиновая, до золотой еще далеко.

http://pravmir.ru/boris-lyubimov-tri-gla...

– Командным способом это все равно не получится! Я не думаю, что сегодня уж «все не пишут». Это не моя область, поэтому я не знаю, какое количество людей пишет, но то, что они есть, – это безусловно! Для нас это – возрождение, потому что раньше это преследовалось. Я помню даже, когда моя дочь решила выйти замуж за Андрея Кирилловича (а она была студенткой Школы-студии МХАТ), то мы скрывали, что они венчались. Мы уехали под Гусь-Хрустальный, к нашему знакомому священнику: в огромном соборе это происходило, торжественно, замечательно… Но как же совсем недавно все это было, мягко говоря, непопулярно! Думаю, потихонечку все вернется на круги своя! Главное – вспомнить, что мы люди, прежде всего. И что не надо нас учить! Вот десять заповедей – они нас учат, потому что без них жить невозможно. А другое уже неважно, не имеет значения. Имеет значение лишь точка зрения каждого пришедшего к пониманию необходимости жить по заповедям, правда? Потому что любовь есть действие. А если ты все знаешь про любовь, а сам ненавидишь всех, то цена какая этому? – Богослов – это тот, который живет Богом. – Конечно, конечно! Это не всем «по карману», потому что «крыша течет», «надо машину менять» и т.д. – это как раз именно к тому вопросу, что денег много не бывает. В детских дореволюционных изданиях душа была! А когда душа подменяется необходимостью жить и работать – это совсем другое. Но ведь наша интеллигенция выбита за границы нормального – как сейчас все дорого стоит, а ведь нам ничего не дают! Все обесценено! Но что делать? Бывали времена и похуже. Думаю, все еще придет. Я своим студентам все время повторяю: «Работайте! Денег не будет в первую половину жизни, создавайте имя – то есть создавайте произведения, а потом они будут помогать вам – ваше имя и ваши произведения – помогать существовать!» Господь не оставляет, вот ведь в чем дело! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии евдокия 13 сентября 2018, 06:23 Но в ссср именно было огромное количество прекрасных детских книг с гениальными иллюстрациями советских же художников! Я росла на них, сейчас передаю своей дочери, пополняя и дореволюционным и иностранным наследием.моя мама 46 года рождения в юности увлекалась коллекционированием репродукций картин известных художников, рисовала сама.и она не одна такая была! Зачем заведомо говорить то, что неверно? И опять чувствуется подспудное деление людей на касты ( дворяне- талантливые, крестьяне- нет?). Поразительно, никакой работы над ошибками...

http://pravoslavie.ru/58776.html

Настало 15 июля. Допуск «избранных поддерживателей» Боякова осуществляли через зрительский вход, но рядом с дверью стояла дама со списками и два крупных охранника. Никого из представителей общественности – зрителей МХАТ им. М. Горького, написавших заявления с требованием о допуске, равно как и многих журналистов на это «собрание в поддержку Боякова», конечно же, не пустили. Одну же из активисток нашего Общественного движения «За сохранение МХАТ» крепкие охранники попытались прогнать со ступеней МХАТ, но, вероятно, производимая видеозапись их остановила от физического реального контакта… Как мы и предполагали, спустя несколько часов после этого заседания, в прессе вышли заголовки «Общественный совет Минкультуры поддержал новое руководство МХАТ», «Общественный совет поддержал спектакль с Бузовой», «Общественный совет Минкультуры поддержал репертуарную политику МХАТ» и т.д. Это говорит о том, что все статьи на эту тему и с такими заголовками были заранее заказаны, но произошла незадача: зрители и артисты МХАТ выявили готовящийся подлог и подняли шум. Увы, видимо этот шум не смог изменить заголовки заранее написанных заказных статей! Повторим: никакого Общественного совета Минкультуры во МХАТ им. М. Горького не заседало. Произошедшее – самодеятельность его председателя М.Ю. Лермонтова. Однако, это не помешало господину Лермонтову использовать бланки Общественного совета Минкультуры для рассылки «резолюции»… Как позже выяснилось, на этом заседании, к легитимности которого много вопросов, каким-то доброжелателем велась видеосъемка, которую сразу же выложили в Сети. Нас и артистов МХАТ повергло в шок то, что мы увидели и услышали на записи этого собрания! В частности, господин Бояков, порой допускающий ошибки в своих виршах в социальных сетях, позволил себе – лицу без образования в области культуры и искусства, заявить, что письмо полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», народной артистки СССР , признанного корифея в театральном деле Т.В. Дорониной написано «с огромным количеством грамматических ошибок», а после нее «пыль и мусор вывозили грузовиками». Как известно, под «пылью и мусором подразумеваются дорогостоящие декорации подлинно талантливых и любимых зрителями Доронинских спектаклей, но уже не в первый раз рядом с фамилией Доронина Бояков произносит именно слово «мусор». Но дальше всех в некрасивых высказываниях в адрес Татьяны Васильевны пошёл ее бывший помощник и правая рука – народный артист России В.В. Клементьев, позволивший себе от имени всей труппы заявить во всеуслышание: «МХАТ – это не театр Дорониной». И уж совсем вопиющее: «Простая схема: директор театра, назначаемый Президентом Театра, Худсовет, избираемый президентом Театра, так вот, я просил бы довести до сведения Учредителя, что если эта модель… будет попытка ее реализовать, то 90% труппы театра, они не просто будут против того, они будут не то, что активно обсуждать, они будут серьезно сопротивляться…».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/20/os...

Уважаемый Валентин Валентинович, Вы явно пытаетесь ввести в заблуждение слушавших? Согласно Уставу – директора МХАТ им. М. Горького назначает Учредитель, а не Президент Театра – Доронина! И Вы это прекрасно знаете! Татьяна Васильевна и не пытается никого назначить, но она что, не имеет право предложить учредителю свою кандидатуру? Имеет! Как 2 месяца назад Бояков (в интервью он назвал «Театр предложил») предложил кандидатуру Михайлова, полностью его устраивающего и надававшего ему доверенностей на почти все сферы деятельности в Театре! А то, что Художественный совет формирует Президент Театра – подлинно великая актриса и режиссер, народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина, а не журналист Бояков или военный по образованию Михайлов – это прописано в Уставе, утвержденном Министерством культуры! Или и на это у великой Дорониной по мнению окружения Боякова не должно быть прав?! Министерство культуры и руководство ГИТИСа считают, что после подобного высказывания лица, воспитывающего подрастающее творческое поколение – артистов для МХАТ – оно, это лицо, достойно и дальше преподавать и являться лицом всей «мастерской» уважаемого вуза?! Ведь артист – это не только манекен, произносящий на сцене текст по указке такого «худрука» как Бояков и спускающий по указке трусы, как пытались заставить на репетициях «Последнего героя»! Русский Артист – это гармонично воспитанная личность, свято уважающая великие традиции Русского театрального искусства! Зрители и артисты опровергли заявление Клементьева: мы все ждём – не дождёмся возвращения Татьяны Васильевны Дорониной как Президента МХАТ и главы Художественного совета! Мы ждём – не дождемся прихода во МХАТ подлинно талантливого художественного руководителя и достойного директора, который не самоустранится от управления театром, надавав «худруку» доверенностей!!! Глядя на всё это безобразие, на то, как происходит манипуляция общественным мнением, зрители, артисты и сотрудники МХАТ им. М. Горького, реализуя свое гражданское право, основываясь на положениях Федерального закона от 21.07.2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» объединились в Общественный совет зрителей МХАТ им. М. Горького, провели его заседание и вынесли единогласное решение. И решение Общественного совета зрителей МХАТ им. М. Горького ничуть не менее важно и правомочно, чем решение некой «группы общественного контроля», на которую не допустили общественность! Резолюция Общественного совета зрителей МХАТ им. М. Горького доведена до сведения Министра культуры О.Б. Любимовой, Министерства культуры, Администрации Президента и общественности.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/20/os...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В МХАТ возвращается М.Горький? Ой ли!.. 21.02.2024 193 Время на чтение 9 минут В преддверии Нового, 2024 года МХАТ им. М. Горь-кого показал премьеру возобновлённого спектакля «Васса Железнова», поставленного в своё время для Татьяны Васильевны Дорониной режиссёром Борисом Щедриным и много лет восторженно принимавшегося публикой. Памятно, что 25 января 2019 года именно этой работой Т.В. Доронина завершила свою сценическую деятельность. Спектакль был снят, так как претерпел и тяжёлые потери: умерли ведущие исполнители — народный артист России Юрий Горобец (Железнов) и заслуженный артист России Александр Самойлов (Прохор Храпов). И вот событие: после большого перерыва «Васса Железнова» снова на сцене МХАТ! Безусловно, с новым составом исполнителей. Режиссёр восстановления Александр Дмитриев, ученик Т.В. Дорониной. Роль Вассы Железновой в новом спектакле играет заслуженная артистка России и Карелии Лидия Матасова, исполнявшая в спектакле с Т.В. Дорониной роль Рашели, Железнов ныне — народный артист России Владимир Ровинский, Прохор Храпов — Андрей Зайков, Рашель — заслуженная артистка России Ирина Фадина, а заслуженная артистка Республики Южная Осетия Ольга Дубовицкая — Анна Оношенкова… По многим откликам, спектакль состоялся как истинно мхатовский, принят публикой восторженно. Казалось бы, новое руководство театра в лице генерального директора В.А. Кехмана должно ликовать: коллектив идёт по курсу исторического МХАТ им. М. Горького! Однако внимательный зритель заметил, что в объявленном репертуаре театра на январь, февраль и март 2024 года название «Васса Железнова» отсутствует. Что же это значит? Ликовать по поводу возвращения М. Горького во МХАТ его имени рано? И в подтверждение этому пресса даёт ошеломляющее сообщение: 25 января 2024 года состоится премьера новой версии легендарного мхатовского спектакля по пьесе М. Горького «На дне», постановку которого на сей раз осуществила Галина Полищук. Кто это? Говорят, режиссёр-новатор. Но ранее известна провалом на сцене МХАТ им. М. Горького в 2023 году спектакля по повести Валентина Распутина «Нежданно-негаданно», а также скандальной постановкой «Женщины Есенина», категорически не принятой президентом театра Т.В. Дорониной — как слабое, не соответствующее правде жизни сценическое воплощение судьбы С.А. Есенина.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/21/...

После прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами. В числе этих работ, далеко не всегда подписанных Станиславским, — «Битва жизни» по Диккенсу (1924), «Дни Турбиных» (1926), «Сестры Жерар» (пьеса В. Масса по мелодраме Деннери и Кормона «Две сиротки») и «Бронепоезд 14-69» (1927); «Растратчики» Катаева и «Унтиловск» Леонова (1928). После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр им. К. С. Станиславского). Для постановки Отелло во МХАТе он написал режиссерскую партитуру трагедии, которую акт за актом высылал вместе с письмами из Ниццы, где надеялся закончить лечение. Опубликованная в 1945, партитура осталась неиспользованной, поскольку И. Я. Судаков успел до окончания работы Станиславского выпустить спектакль. В начале 1930-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 театру присвоено имя Горького, в 1937 он был награжден орденом Ленина, в 1938 — орденом Трудового Красного Знамени. В 1933 МХАТ было передано здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ. При театре организованы музей (в 1923) и экспериментальная сценическая лаборатория (в 1942). Художественный театр был объявлен главными подмостками страны. Опасность превращения МХАТа в рядовой театр, как и опасность его захвата РАППом, была предотвращена, но театр рисковал остаться беззащитным перед другой угрозой — быть задушенным в объятиях власти. Среди работ МХАТ этих лет — «Страх» Афиногенова (1931), «Мёртвые души» по Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Островского (1933), «Мольер» Булгакова (1936), «Тартюф» Мольера (1939) (экспериментальная работа, подготовленная для сцены после смерти Станиславского М. Н. Кедровым). В 1935 открылась последняя — Оперно-драматическая — студия Станиславского (среди работ — Гамлет). Практически не покидая своей квартиры в Леонтьевском переулке, Станиславский встречался с актерами у себя дома, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий.

http://lib.cerkov.ru/authors/926

Возвращаясь к трагедии разделения МХАТ СССР им. М. Горького как к событию судьбоносному, напомним, что в 1987 году конфликт разрешился в духе толерантности: народная артистка СССР Т.В. Доронина была назначена решением Министерства культуры СССР художественным руководителем-директором МХАТ им. М. Горького. Другую часть, как известно, позже названную МХТ им. А. Чехова, тогда возглавил О.Н. Ефремов. Сегодня очень важно понять то, что было главной причиной раскола единого организма МХАТ СССР им. М. Горького, приведшей к трагедии столь роковой? Повлиявшей на ход истории всей мировой культуры. Сохранились документы, до поры до времени закрытые, теперь — известные. Это — достоверные факты. В 1970 году ясность внёс любимый ученик К.С. Станиславского, талантливейший коренник Художественного театра, народный артист СССР Борис Николаевич Ливанов. Он направил письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. Вот оно: «Я взялся за перо ради этого письма к Вам в очень трудную пору моей жизни. Проработав сорок пять лет в Московском художественном театре, я покидаю сцену. …Меня вынуждают это сделать принципиальные причины. Я категорически не согласен с назначением на пост главного режиссёра МХАТ народного артиста РСФСР О.Н. Ефремова, а такое назначение готовится Министерством культуры СССР. Я с уважением отношусь к О.Н. Ефремову, он не только талантливый актёр, но и способный, своеобразный режиссёр, десять лет возглавляющий театр «Современник». Творческая практика театра «Современник» и его руководителя О.Н. Ефремова последовательно и настойчиво утверждает определённую линию, а именно; в области идейной — претенциозное фрондирование, в области художественной — полемика с искусством МХАТ. Эта полемика проявляется во всём: в области репертуара, в области актёрского искусства — МХАТ стремится к сценической правде. И «Современник» — тоже, но по-своему, «поправляя» мхатовский реализм неореализмом итальянского кино… Полемика продолжается, причём полемика не с творческой практикой сегодняшнего мхатовского искусства, а полемика с принципиальными основами этого искусства, завещанными К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичам-Данченко. Основатели МХАТ резко выступали против натурализма, а неореализм, утверждаемый Ефремовым, является его разновидностью. Речь идёт о судьбе Московского художественного театра».

http://ruskline.ru/opp/2020/03/02/k_russ...

Пикет у Воронежской академии искусств, ректором которой побывал Э.Бояков (2013-2015). И там, тоже внедрялась йога… «Театр Дорониной», МХАТ имени А.М. Горького, был выбран не случайно: у него уже была репутация патриотического, так пусть уж придут те, у кого, как сказал мне один мхатовский артист, « хотя бы риторика наша». Вот и получили: «риторика наша», но риторикой и словесными описаниями, среди которых страшно много бодряще-пустых, театра не создашь. Кстати, лидеры мнений проф-монополии, защитники «актуального театра», при назначении Э. Боякова в МХАТ, тут же напомнили, что он «придумал «Золотую маску», «стоял у истоков новой драмы», создал «Практику» и фестиваль «Текстура», «провел пермскую культурную революцию» и пр. То есть Бояков для них по-прежнему носитель такого бэкграунда, от которого невозможно, сколько не открещивайся, избавиться. Весь информационный ресурс, который принес в МХАТ Э.Б. – это ресурс его прежней жизни (ну, конечно, были подтянуты и православные СМИ, которые тоже, в духе времени, любят острые сюжеты). Та же Meduza, спустя полгода после появления новой команды в МХАТе писала вполне себе дружелюбно о Боякове. Конечно, магистральная линия была всё это время одна: МХАТ – это реформатор Бояков (Прилепин довольно долго держался в стороне – Захар говорил правду, что он в театре понимает мало). МХАТ и Доронина Я не исследую сейчас внутренних причин, по которым произошло разделение МХАТ. Меня пригласили к Т.В. Дорониной сразу после раздела в 1987 году – помочь написать статью. Правду в «Правду». Я помогла. Не забыть той Дорониной, у которой на поясе висели все главные ключи от театра. Она боялась, что как-нибудь будут вывезены и те остатки декораций, которые достались ей «при разводе». Этот театральный раскол обществом был воспринят не так, как нынче. Он был воспринят не как внутренняя распря Ефремова и Дорониной, но как неизбежный взрыв двух миров: наглого нового (судьба Ефремова в этом новом тоже была не сахар) и упрямого старого, не желающего самому себе в лицо харкнуть, как требовала новая идеология под видом свобод. Тогда опасно было быть патриотом, неприлично говорить о русском психологическом театре, и Станиславский был не менее «отстойным», чем романист Шишков с его «Угрюм-рекой». Когда вовсю гнобили «совка», то есть работающий советский народ, и видели вину русского языка в том, что нам нем говорили партийный речи генсеки – тогда быть патриотом, государственником и сметь быть верной самой-себе – русской и советской актрисе – тогда требовалось реальное мужество.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/24/firsa_...

Лермонтовым была сделана новая рассылка, цитируем: «Дорогие друзья! Уточняю что 15.07 в 11:30 на площадке МХАТ им. А.М. Горького в рамках 212-ФЗ " Об основах общественного контроля " состоится общественное обсуждение обращения врио директора театра О.С.Михайлова " Нужен ли такой театр МХАТ им. А.М. Горького российскому обществу? " Обсуждение организует группа общественного контроля Общественного совета при Минкультуры России под моим председательством с приглашением руководителей театра и представителей общественности. Надеюсь на участие в обсуждении художественного руководителя театра Боякова Эдуарда Владиславовича. Концептуальный вопрос для обсуждения: О соответствии репертуарной политики театра национальным целям развития Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. 474... в части " создания условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций " . Друзья, буду признателен за подтверждение Вашего участия. Прошу коллег из театра позаботиться о техническом обеспечении мероприятия. С уважением, Лермонтов Михаил» Группа поддержки Боякова придумала новый ход: они назвали себя «Группой общественного контроля Общественного совета Минкультуры». Надо же: есть оказывается такая группа! А почему же она собирается кулуарно? Почему не пригласили всех? Нам можно прийти и выразить свое мнение? Мы придём обязательно и зафиксируем на видео то, как нас, уверены, обязательно «пропустят», сославшись на ковидные ограничения. Пользуясь случаем, приглашаем всех: всю нашу театральную общественность, в соответствии с законом 212-ФЗ «Об основах общественного контроля» 15 июля в 11-30 во МХАТ им. М. Горького! Мы придём, Эдуард Владиславович и Михаил Юрьевич! Повторим, вопрос о МХАТ им. М. Горького должен решаться действительно с привлечением широкого круга общественности, а не кулуарно – бояковским «междусобойчиком»!! Не забудьте: 15 июля, 11-30, МХАТ им. М.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/12/k_...

Эти работы убедительно доказывают, что в лице Галины Полищук, которая тем не менее утверждена главным режиссёром МХАТ, мы имеем дело с кадром поверхностным, профессионально плохо подготовленным, не способным освоить традиции великого Художественного театра. Более того, не понимающим значимости для всей жизни России заявления президента В.В. Путина о необходимости возрождения в отечественном искусстве высших канонов национальной культуры, которые были созданы отечественными мастерами. В сообщении о новой постановке «Над Не» (так назвала Полищук свой опус) сказано: «По мотивам пьесы М. Горького». В литературную основу, над которой якобы работала Полищук, лучше не заглядывать — рискуете потерять сознание, увидев воплощённое варварство. И это неспроста! В публичных, широко разрекламированных интервью, а также в документальном фильме о современной жизни МХАТ им. М. Горького, показанном недавно ТВ, Полищук хвастливо сообщает, что много лет мечтала воплотить свою задумку — поместить в психиатрическую больницу действие пьесы «На дне». Оказывается, для того, чтобы на этом материале понять, «что же такое человек»! Полищук позиционирует себя в качестве последовательной приверженицы западного направления театрального искусства «постдрама», главной задачей которого поставлено вытеснение из сферы театра идей и наследия Станиславского. Но!.. Дикий замысел Полищук, как это ни ужасно, осуществлён на сцене МХАТ им. М. Горького. Причём нам предстоит познакомиться с творением главного режиссёра в Татьянин день. Такой вот акт иезуитского приношения заготовлен поклонникам МХАТ и его президенту. Театр носит своё имя по воле К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, считавших именно М. Горького идейным вдохновителем и лидером своего детища. Присвоение имени писателя театру произошло в 1932 году. А познакомился с Горьким Станиславский в Ялте легендарной весной 1900 года, когда Художественный театр привозил А.П. Чехову спектакли «Чайка» и «Дядя Ваня», чтобы сыграть для любимого автора в театрах Крыма. Тогда в Ялту съехались все писатели телешевских «Сред», но Станиславский не отходил от Горького. Он просил его написать пьесу для Художественного театра.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/21/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010