Церковь – это часть общества, и в ней происходит примерно то же самое, что в обществе, только обычно с некоторым сдвигом по времени. Это вполне естественно: если светское общество стремится «уловить тренд» и угадать, что будет в моде завтра, то Церковь заботится скорее о том, как не утратить в повседневности вечное, и потому с особым вниманием смотрит на вчерашний день. Упрекать ее в этом нелепо, такова уж ее природа. Первые годы церковной свободы стали тем, чем и должны были стать – временем бурного количественного роста. Пустота, возникшая после падения коммунизма, стремительно заполнялась самыми разными событиями, людьми и смыслами, в том числе, и даже, пожалуй, в первую очередь – православными. Число открытых храмов, совершенных служб, рукоположенных священников и изданных книг внезапно выросло в сравнении с советскими временами в десятки, а то и в сотни раз – вот только люди так быстро не преображаются. Они меняли серп и молот на восьмиконечный крест, а портрет Ленина на икону – но это еще не значит, что становились другими их сознание и стиль поведения. В советское время как раз все очень увлекались количественными показателями. Мы догоняли США по выплавке чугуна на душу населения – а надо было, как оказалось, следить за производительностью микропроцессоров. И сегодня естественно задать вопрос: вот этот «план по валу» крещений-венчаний-отпеваний не следовал ли той же самой модели? Восстанавливая множество храмов и монастырей – имели ли мы тогда, кем и чем их заполнить? Зачастую ведь так и получалось: главное – чтобы стены были и чтобы служба в них шла, а уж остальное как-нибудь само приложится. Массовое это воцерковление в чем-то напоминало именно что выплавку чугуна: выплавили-то много, а есть ли толк? И нередко массовое православие на проверку оказывалось похожим на какую-то гремучую смесь бытового шаманизма (землицы с могилки поесть) и мысленного бегства в вымышленный мир Святой Руси. Да и само слово «воцерковление», становившееся всё более модным, предполагало: чем больше человек будет поститься, молиться и слушать соответствующее радио, тем лучшим он будет христианином. Нам очень вовремя показали сериал «Раскол» – он про то, как люди, воцерковленные просто дальше некуда, заварили на Руси такую кашу, какую и через три с половиной века никак не расхлебаем. А ведь постились-молились очень усердно. Оно и верно: даже очень большая чугунная чушка не может заменить самого крохотного микропроцессора. Развитие должно идти не только вширь, но и вглубь, а в духовной жизни – прежде всего вглубь, и только потом вширь, да и то с осторожностью.

http://pravmir.ru/tak-bylo-li-vozrozhden...

Когда Патриарх посещает какую-нибудь страну, он встречается с главой государства. И это связано не с тем, что Церковь сращивается с властью, а с тем, что Церковь устанавливает с властью партнерские отношения. Эти отношения строятся на двух принципах. Первый принцип — взаимное невмешательство Церкви и государства во внутренние дела друг друга. Второй принцип — соработничество Церкви и государства по тем направлениям, по которым такое соработничество полезно и необходимо. Защита традиционных семейных ценностей — это как раз одно из тех направлений, в котором Церковь и государство могут работать без какого бы то ни было сращивания и без вмешательства в дела друг друга. — Получается, что отношения Московской Патриархии с Кремлем только соработнические? — Да, это отношения сотрудничества, совместных проектов по многим темам. Например, по Ближнему Востоку. — На Ваш взгляд, Церкви допустимо участвовать в политике? — Церковь не участвует в политике напрямую. В том смысле, что она не создает свои политические партии, не поддерживает какую-то одну политическую партию в ущерб другой. Она не ассоциирует себя с тем или иным крылом политического спектра, с теми или иными политическими взглядами. У Церкви нет преференции в отношении того или иного государственного строя. Церковь жила при разных политических режимах. И нашими прихожанами являются люди самых разных политических ориентаций. Но Церковь оставляет за собой право давать оценку с нравственных и духовных позиций тем или иным политикам, высказываниям, их программам, и такая оценка очень часто дается как Церковью на официальном уровне, так и отдельными ее представителями. — Эта оценка влияет на общественное мнение? — Думаю, влияет на тех людей, которые прислушиваются к голосу Церкви. Это не все общество, но это значительная часть общества. Церковь имеет большой авторитет в обществе, но есть люди — и это характерно для современного демократического общества — которых Церковь в чем-то не устраивает, чем-то раздражает, которые с ней не согласны.

http://patriarchia.ru/db/text/3429203.ht...

Этим положено, – под вечер или во время вечернего пения, когда пост позволяется разрешить, отправлять подобие литургии, или некоторую ее часть без освящения Святых Даров, и преподавать в церкви Божественный хлеб. Эту службу, на которой Дары уже преждеосвященные и принесенные раздроблялись и преподавались верным, отцы того же собора рассудили назвать Божественною литургиею Преждеосвященных. В дни же субботные и воскресные не только бывает полная литургия, но делается и некоторое ослабление поста, по 64 апостольскому правилу, и даже позволяется кушать не однажды в день, но дважды, как сказано выше (в гл. 9, §1). Причина этого указана у Климента (Постановлений апостольских кн. 7, гл. 25): «Субботу и день воскресный празднуйте, поскольку то есть воспоминание сотворения мира, а этот – воскресения». Должно нам хранить одну только субботу во всем году, то есть субботу погребения Христова, в которую и надобно поститься, а не праздновать. Когда Творец мира под землею, тогда радость сотворения вселенной уничтожается печалью смерти: ибо Создатель как естеством, так и достоинством честнее тварей, Им созданных. §3. Преждеосвященная учреждена издревле Сверх того известно, что 52 правило шестого Вселенского собора о преждеосвященной литургии не есть правило новое, но подтверждение и одобрение древнего обычая. Что преждеосвященная литургия была задолго до этого собора, то подтверждают бывшие до него уставы, как свидетельствует Симеон Солунский в ответе на 55 вопрос. «Преждеосвященная литургия издревле учреждена преемниками апостольскими; это доказывают молитвы и древнее предание. Посему мы веруем, что она имеет происхождение апостольское, и учреждена ради поста, потому что в такое время плача нам должно не праздновать, а плакать, как и другие до нас говорили то же самое». §4. В котором часу начинается и какую приносит пользу? По какой надобности учреждена преждеосвященная литургия, в котором часу дня ее надобно совершать, и какую пользу мы от нее получаем, это объясняет тот же Симеон Солунский , в том же месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Это – так называемый  «модернизм», или своевольное вольнодумство в тех или иных вопросах христианской веры и христианского благочестия, то есть жизни по вере. Этот весьма лукавый модернизм, на который многие слишком легко смотрят, не видя в нем той губительной духовной опасности, какую он собой представляет, в наше лукавое время успешно распространяется благодаря «теплохладности» большинства современных христиан. Между тем, это – настоящий  яд духовный,  отравляющий и убивающий подлинную духовную жизнь и постепенно умерщвляющий христианские души. В чем же сущность этого столь модного теперь модернизма? В том, что он потакает всем человеческим страстям, отводя людей от сознания безусловной необходимости для спасения непрестанной и решительной борьбы со всеми страстьми и похотьми (см. Марк. 8, 34–37  и Галат. 5, 24 ). Модернисты весьма лукавы. Они не отвергают прямо ясных и категорических положений учений христианства: они только не видят в Христовом учении и Предании св. Церкви, основанном на этом учении, ничего прочного, незыблемого, непоколебимого: по их мнению, все можно как-то «смягчить», видоизменить, приспособить к страстям человеческим, примирить с миром сим, во зле лежащим. Иными словами: модернизм – это религия неограниченного компромисса, для которой – все можно, все позволено. Этоне чистое вино Христовой Истины, а вино, разбавленное водой, как это делают нечестные, корыстные корчемники, по яркому образу, употребляемому в Священном Писании. Это«нео-христианство», как некоторые из них сами его называют, христианство «розовое», прекраснодушно-сантиментальное, слабое, разжиженное, лишенное силы и благодати Божией, соль обуявшая, по выражению Евангелия. На модернизм особенно падки все те, кому чуждо подлинное христианство с его строгими нравственными требованиями, с его аскетическим духом и строем жизни, с его непримиримостью ко злу диавольскому, для кого отступивший от Христа мир – " свой». Этим жутким, по существу, путем пошла часть нашего российского духовенства в предреволюционные годы, которая настойчиво требовала «реформ» в нашей Церкви, обзывая всех противников этих «реформ» «ретроградами», «мракобесами», «черносотенцами», которая, более чем в Бога, веровала в «прогресс человечества», в установление «Царства Божия на земле». Требуя всяческих «свобод» и желая разметать все ограничительные преграды для человеческих страстей и похотей, эти люди, явно потерявшие здравый разум, воспользовавшись всеобщей разрухой в годы революции, попытались создать какую-то новую « церковь », на место существовавшей прежде в России, назвав ее «живой церковью», как-будто наша исконная Российская Православная Церковь была мертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Конечно, она не совсем подходит к реалиям нашей жизни. Но вспомните, как в этой книге называются муж и жена. А так: «господин и госпожа и их дети». Супруги рассматриваются как господа своего дома. Естественно, среди этих двух князей, двух царственных особ есть главный человек. Кто такой этот главный человек? Муж. И каким же он должен быть? Семи пядей во лбу? Прекрасным стратегом, тактиком, человеком, который являет собой пример волевых решений и чрезвычайно интеллектуально развит? Нет. Задача мужа совершенно другая: задача мужа – быть кормильцем семьи («никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». – Еф. 5: 29); быть человеком, который принимает решения. Жена тоже имеет право голоса, естественно, но ее право голоса – совещательное, потому что последнее слово остается за мужем. Но при этом муж несет всю ответственность: он не только принимает решение, не только за ним остается это право последнего слова, но, приняв решение, он все его последствия берет на себя. Представим себе такую ситуацию. В некую воинскую часть человек, с прекрасными волевыми качествами, отличным образованием (он имеет за плечами Академию Генштаба), с серьезным опытом (например, он прошел «горячие точки») получил назначение замполитом или помощником командира части. А командир части – молодой парень, который, как только закончил какое-то высшее военное заведение, сразу в эту часть был определен командиром. А в армии есть прекрасное установление – субординация, она проявляется и в том, что младшие отдают честь старшим: младшие по чину, по званию почитают старших. И командир всегда прав. Командир несет ответственность за то, что он говорит. Приказы не обсуждаются. Что может сделать тот ас, присланный в часть помощником командира? Он может, конечно, начать не почитать молодого командира, пытаться проявлять какую-то самодеятельность. Другой вариант: он может на не слишком опытного командира влиять положительно. Отвечая за свою часть, в которую он определен служить, почитать и уважать старшего по званию и положению.

http://pravoslavie.ru/95864.html

Ответ на этот вопрос прост: протестантской проповеди Евангелия недостаточно. Ведь протестанты и католики проповедуют не полное, совершенное и неискаженное Евангелие Христово. Только Православная Церковь существует до сего дня в непрерывной, никогда не пресекавшейся цепочке святой апостольской традиции. Это Церковь, которую, по словам Христа, «врата адовы не одолеют» (Мф 16: 18). Непосредственно перед распятием Христос сказал своим ученикам, что Святой Дух придет и приведет их к полноте истины (см.: Ин 14: 26). Это обетование полностью исполнилось после воскресения Христова. Оно не отменилось и после того, как преставились апостолы. Христос сохраняет это обетование в течение двух тысячелетий. Обетование остается доныне и пребудет до Второго пришествия. На протяжении всей истории Церкви еретические императоры, священники, епископы и даже патриархи стремились нарушить чистоту православной веры, но под водительством Духа Святого Церковь сохранила истину, а еретики были посрамлены. Неправославные христианские Церкви часть истины первоначальной христианской веры сохранили. И не важно, что они сохраняют лишь какую-то часть истины, будь это Священное Писание, догмат о Святой Троице или догмат о Христовом воплощении. Они приняли это от первоначальной апостольской Церкви – Православной Церкви, признают они это или нет. Но все же Церкви эти владеют только частью истины, а остальное в их учении искажено. Искажено потому, что они отделены от той Церкви, что основал Христос. Только Православная Церковь является хранительницей неискаженного Евангелия и незамутненного образа Христа. Вот потому православные христиане призваны проповедовать Евангелие Христово. Они могут дать то, что вне церковной ограды никто дать не может. Поскольку христианская вера – истинная вера, а православная вера – истинная форма этой истинной веры, православные христиане одни могут дать полноту истины ищущему человечеству наших дней. Да, каждый православный должен заботиться о службах, составляющих для православного христианина центральную часть его жизни как служения Телу Христову. Необходимо также нести социальное служение. Православный христианин прежде всего должен пребывать в братолюбии с другими членами Тела Христова. Но в то же время каждый православный призван делиться своей верой и предлагать ее тем, кто еще не принял великий дар быть частью истинной Христовой Церкви. Это величайшая ответственность, и отрадно, что православные Америки теперь понимают это. Конечно, много уже сделано и многое делается. Так, за последние 25 лет наблюдается мощный рост православной миссии в Америке. Но многое еще только предстоит сделать.

http://pravoslavie.ru/3600.html

— Чем были обусловлены такие повороты в политике государства? Война закончилась, больше Церковь им оказалась не нужна? — Да нет, после войны не трогали. Наоборот, продолжали открываться храмы. В 1948 году был открыт храм на Ордынке, в 46-м – на Соколе. В войну-то в Москве и не открывали, только после… Люди подавали заявку, ее рассматривали, часто отказывали, но тем не менее открытия храма можно было добиться. Было желание поставить церковную жизнь в более узкие рамки, хотя внешне никаких изменений не было. После смерти Сталина власть перешла к его преемникам. Наиболее благожелательно к Церкви относились (если можно говорить о какой-то благожелательности) Ворошилов, Маленков – сталинская партия, а Хрущев, когда пришел к власти, провозгласил возврат к принципам раннего советского периода, ленинским принципам, а отношение Ленина к Церкви известно. — В чем, по вашему мнению, причина такого поворота государственной политики советского государства по отношению к Церкви во время Великой Отечественной войны? — Причин — целый комплекс, но ни одна из них не является определяющей. Это и нежелание иметь на случай войны потенциальную «пятую колонну». Стремление объединить людей в едином противостоянии. На присоединенных к СССР территориях: в Западной Украине, Белоруссии, Молдавии, Бесарабии, –широкомасштабных репрессий против духовенства не было, если бы духовные заведения, братства, были упразднены или поставлены в жесткие рамки, это могло бы вызвать протесты. Лояльное отношение к Церкви можно рассматривать как часть подготовки руководства страны, прежде всего Сталина, к войне. Второй момент, который несколько преувеличивается, что Сталин испугался, вспомнил всех святых и дал свободу Церкви. Уж больно большая получается инерция. Испугаться он мог в 41 году, а в 43 году он был уверен, что Советский Союз войну выиграет. Историческая встреча произошла уже после Курской битвы, так что вопросов уже никаких быть не могло. Я думаю, что если это и играет какую-то роль, то очень-очень второстепенную. Скорее задача состояла в том, чтобы несколько изменить фасад системы и предстать перед Западом в более свободном и либеральном облике. Это вписывается в дальнейшую политику московского руководства по отношению к Патриархии, которая использовалась для конкретных внешнеполитических акций. Потом нельзя не учитывать того, что значительная часть народа оставалась православной и на целом ряде территорий стихийно начинается возрождение церковной жизни, и гитлеровцы этому не препятствовали. Однако из документов, опубликованных известным исследователем М. В. Шкаровским из архивов третьего рейха, понятно, что никакого особо благожелательного отношения к Церкви со стороны фашистской Германии предполагать нельзя. За возрождающейся церковной жизнью следили, очень боялись возрождения русского национального духа. Однако понятно, что Сталин должен был предпринять ответные меры.

http://pravoslavie.ru/36721.html

Особенное место памяти новомучеников – Бутовский полигон. Там среди двадцати тысяч расстрелянных около тысячи церковных людей. Это и священнослужители, и монахи, и старосты, и певчие, и сторожа… Вся церковная Москва и не только: в Бутове расстреливали и арестованных в Подмосковье и даже в соседних областях. Московская область тогда включала, например, часть Рязанской области и некоторых других регионов. Расстрелянных там мы знаем поименно. Большая часть прославленных Бутовских новомучеников – это священники, служившие в Москве и в Подмосковье. Есть и архиереи во главе с митрополитом Ленинградским и Гдовским Серафимом (Чичаговым). Монашествующие, как, например, последний настоятель Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием – архимандрит Кронид (Любимов). И другие монахи, монахини, миряне – целый сонм подвижников. Те, кто был в Церкви, кто жил ее интересами, а значит, кого преследовала власть. Так было не только в столице, повсеместно была примерно та же картина. – Можно ли сказать, что особую роль в преследовании церковных людей сыграли их монархические убеждения? – Если смотреть ситуацию 1918 года, то да – первый удар был нанесен по наиболее ярким фигурам, как отец Иоанн Восторгов. А в 1937 году просто тот факт, что ты священник, монах или монахиня, мог быть достаточным для расстрела. – Расскажите, пожалуйста, о базе данных «За Христа пострадавшие», созданной в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где вы преподаете. Какую роль она сыграла при подготовке к церковному прославлению новомучеников и исповедников? – В конце 1980-х годов в Советском Союзе началась реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась силами прокуратуры без участия Церкви. Однако родственники репрессированных церковных людей стали обращаться в Патриархию в поисках информации о своих близких. Приходили тысячи писем схожего содержания: дед был священником, в 1937-м арестован, и больше о нем не слышали. В 1992 году по благословению Патриарха Алексия эти обращения передали в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Вскоре появилась возможность проверять и дополнять эту информацию, и под руководством профессора Николая Емельянова была разработана база данных. Ее пополняли не только письма родственников. В начале 1990-х стали публиковаться первые расстрельные списки, например в «Вечерней Москве». Активно действовало общество «Мемориал». Иногда находились энтузиасты среди сотрудников органов. Был случай, когда прокурор прислал нам необходимые материалы по своей области.

http://pravoslavie.ru/110463.html

Почему для нас так важна эта вера? Потому что через смерть и Воскресение Иисуса Христа мы осознаем значение собственной смерти и собственной жизни. Жизнь человека не имела бы того смысла, который она обретает в свете Воскресения Христова. Если бы это событие когда-то не произошло, жизнь каждого человека вне зависимости от того, прожил он много или мало лет, с неизбежностью заканчивалась бы смертью и уходом в небытие. Но Христос открыл людям, что за порогом смерти нас ждет вечная жизнь и что тот отрезок жизни, который мы проживаем на земле, – лишь подготовка к жизни в будущем. Мы никогда не умрем. Мы будем жить вечно. Только какую-то часть жизни мы будем совершать свой путь здесь, на земле, а всю остальную часть жизни будем проводить там, в другом мире, о котором мы мало что знаем, но о котором кое-что знает Церковь. И она делится этими знаниями с верующими людьми, в том числе когда они приходят на исповедь, на богослужения: Церковь говорит о том, что такое вечность, для чего она нам дана, почему мы никогда не умрем. Все эти истины раскрываются нам через Иисуса Христа. На протяжении веков – и до Христа, и потом – люди верили в Бога. В разных странах верят в Бога, Который живет на небесах, наблюдает за людьми, и дистанция между человеком и Богом гораздо больше, чем расстояние между землей и далекой звездой, до которой лететь миллионы световых лет. Эту дистанцию невозможно преодолеть человеческими силами, поэтому ее преодолел Сам Бог, Который стал человеком и пришел на нашу землю. Вот об этом и говорит Церковь на протяжении уже двух тысяч лет. Суть самого главного послания, которое Церковь несет миру, заключается в следующем: Бог не где-то далеко – Он рядом с нами. Бог не просто наблюдает за нашей жизнью откуда-то с небес с астрономически далекого расстояния – Он присутствует в нашей жизни, участвует в ней. Его воля совершается над каждым из нас. Бог не просто нас создал и бросил в этот мир на какой-то промежуток времени – Он создал нас для вечности, и смерть является не концом жизни, а переходом в жизнь вечную.

http://pravoslavie.ru/93698.html

Господь дал миру, жизни совершенно новое качество, потому что через Сына Сам Бог вошел в человечество, чего, естественно, до Рождения Спасителя не было и не могло быть. Апостол Павел недаром сравнивает Христа с пророками, которых очень почитали в народе иудейском, ведь через них возвещалась Божественная воля. Так Филон Александрийский, иудейско-эллинистический философ I века по Р. Х., говорил: «Пророк – толкователь Бога, Который говорит изнутри его». И далее: «Пророк – толкователь Бога, Который использует его для того, чтобы открыть людям Свою волю». Разумеется, Бог не может открыть людям больше, чем они способны понять. Господь Вседержитель открывается через сердца пророков. Вот об этом и говорит апостол Павел, подчеркивая многократность и многообразность пророческих откровений. Пророки были людьми, и их пророчества носили фрагментарный характер в силу того, что по содержанию своему отвечали конкретным запросам времени, насущным требованиям эпохи, были понятны и близки жившим в те времена людям, но, естественно, не утрачивали своего значения и потом. Каждый пророк, имея свой жизненный опыт, нес на себе одновременно опыт всего израильского народа, но в силу человеческой ограниченности мог выразить лишь какую-то часть Божественной истины. Никому из них не дано было понять и передать Правду Божию в полном объеме. Только Господь наш Иисус Христос открыл человечеству не часть истины о Боге, а истину Божию во всей ее полноте. Если пророки были угодниками Божиими, то Господь Иисус Христос есть Сам Бог, Сын Божий. Пророкам открывалась определенная мера Божественного разума, тогда как Христос – Сам разум Божий. Апостол Павел ни в коей мере не умаляет значение пророков, но утверждает неоспоримость верховной власти Господа нашего Иисуса Христа. И в связи в этим становится очевидной преемственность откровений Ветхого и Нового Заветов. Откровения ветхозаветных пророков в Новом Завете получили свое логическое, совершенное завершение. Далее апостол Павел пишет: Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, возсел одесную (престола) величия на высоте. Для того чтобы поведать о Господе, верный последователь Христов пользуется двумя образными определениями, утверждая, что Иисус Христос есть сияние славы Божией и образ Божественной ипостаси . Действительно, пришедший на землю Спаситель являл Собой Божественное сияние, Свет, просвещающий мир. Второе же определение, по мнению апостола, выражает совершенное подобие Бога. То есть, познав Господа нашего Иисуса Христа, мы познаем и Бога Отца. Спаситель освободил род человеческий от власти греха и смерти, искупил всех людей и воссел во всей славе Своей одесную Бога Отца. В Послании к евреям апостол Павел проводит важную мысль: что при всей Своей силе и власти Иисус Христос выступает не как грозный Судья, а как неустанный Защитник и Ходатай перед Богом Отцом за всех людей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010