Первоначально храм в с. Водениковском был деревянный, однопрестольный в честь Свв. равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Он был построен на правом берегу р. Ичкина. В 1789 году от неизвестной причины он сгорел. В 1791 году вместо него, но уже на другом месте, именно в части селения, носящей название Тюленевой, заложен был в честь тех же святых новый также деревянный храм. Алтарная часть этого храма была устроена так, что разделялась на две части и представляла собою два рядом расположенных алтаря, из которых один был освящен в 1793 г. в честь вышепоименованных святых, а другой – в 1794 г. в честь Модеста, патриарха Иерусалимского. В 1835 году храм этот был перестроен и разделен на теплый и холодный. Теплый в честь Василия Великого освящен был в 1836 году, а холодный летний – в 1840 г. во имя прежних святых. Храм этот сгорел в 1849 году со всем своим имуществом. Еще до пожара у прихожан возникла мысль об устройстве нового более обширного храма, так как существующий не соответствовал по своей тесноте потребностям прихода. Но к осуществлению этой мысли приступлено было лишь в 1857 г., когда заложен был каменный храм, в честь Свв. равноапостольных Константина и Елены, с теплыми приделами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы – с северной стороны и Св. Василия Великого – с южной. Теплый храм закончен постройкою в 1863 году и тогда же освящен южный придел его, а северный освящен в 1881 г. Постройка летнего главного храма закончена лишь в 1874 году, тогда же последовало и освящение его. Храм устроен иждивением прихожан и поддерживается в должном благолепии их же старанием. Так, на их средства в 1881 году были устроены новые иконостасы в приделах. Вокруг храма устроена каменная с железными решетками ограда. В пределах прихода есть одна деревянная часовня, устроенная в д. Уткиной в воспоминание избавления Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей Ему опасности в Японии в бытность Его Наследником престола. При церкви имеются два дома для помещения священника и диакона. Школы грамоты имеются в деревнях Тюшняковой и Уткиной.

http://sobory.ru/article/?object=48216

http://www.unn.ru/folklore/flegico.htm  В настоящее время храм - уникальный памятник архитектуры и истории регионального значения - находится в большом запустении. Он сильно пострадал от людей и времени. Алтарь полностью разрушен - в восточной стене зияют три арки, из пяти главок сохранилась лишь одна, листы железа во многих местах отвалились, крыша над трапезной не сохранилась, отсутствует завершение колокольни. Судя по архивным фотографиям, в 1960-е годы церковь Знамения ещё находилась в более-менее приглядном состоянии (но уже без алтаря и завершения колокольни). Несмотря на тяжёлое состояние храма, он поражает своей древностью и красотой форм. Благодаря удачному расположению на высоком холме, храм виден издалека и притягивает взор. Большие Кемары – село в Перевозском районе. Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – Знаменский собор (престолы: главный – Знамения Божией Матери, теплые приделы: правый – преподобного Сергия Радонежского, левый – Архангела Михаила, холодные приделы – правый в честь Ризы Господней (по преданию, небольшая часть ризы была приобретена Сергеем Ивановичем Милославским в конце XVI или первой половине XVII столетия, по наследству перешла в род Бахметевых. В честь этой святыни в 1827 году прихожане устроили в храме придел), левый – великомученика Дмитрия Солунского. Датировка объекта – 1701 год, первая половина XIX века. Документы о принятии на госохрану 1327, 176. В книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015//Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 193): «Украшением села Большие Кемары по сей день является собор в честь иконы Божией Матери «Знамение», построенный в 1701 году. Церковь расположена на высокой горе и видна издалека, даже с шоссе Перевоз – Ичалки. Наряду с главным престолом здесь прежде были освящены еще несколько: в теплой трапезной части – в честь св. прп. Сергия Радонежского (правый) и в честь Архистратига Михаила (левый); а также в холодной части церкви – в честь праздника обретения Ризы Господней и св. вмч. Димитрия Солунского. Село Кемары, основанное в XVI веке и принадлежавшее поочередно боярину Морозову, а потом воспитателю государя императора Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1651–1714), прежде являлось волостным центром. В его окрестностях множество родников, которые наполняют кемарские пруды. Большими Кемары стали называть лишь в XIX столетии, когда рядом в нескольких километрах от них появилось поселение Малые Кемары.

http://sobory.ru/article/?object=06492

Воскресенская церковь была построена в Казанской стрелецкой слободе ещё в середине XVII века. Первые упоминания о ней восходят к 1672 году. Вероятнее всего, Казанская слобода появляется в Астрахани намного раньше, при расселении стрельцов в Земляном городе. После известного восстания Стеньки Разина сюда был направлен на поселение солдатский тысячный полк. В конце XVII века была значительно увеличена в Астрахани численность солдат, которых продолжали селить в Казанской слободе, а позже начали обустраиваться и новые солдатские слободы. В 1697 году в Казанской слободе уже упоминается церковь в честь Покрова Богородицы, но, скорее всего, она была не приходской, а приписной или придельной. Это видно из того, что в 1747 году Воскресенская церковь, что в Казанской солдатской слободе, имела придел в честь Покрова Богородицы. В «Ключаревской летописи» (Астрахань, 1887 год, с. 44) приводится рассказ о том, что бывший в Астрахани в 1722 году губернатор Артемий Петрович Волынский, ожидая приезда Государя императора Петра I, велел все деревянные, находящиеся в кремле дома снести, а церкви деревянные перенести в другое место. Тогда же была перенесена из кремля и Воскресенская церковь, на место, где позже образовался «армянский базар», и переименована в честь Казанской иконы Божией Матери, почему и слобода та стала называться Казанскою. В этом рассказе есть несомненная доля истины, так как кремлёвская Воскресенская церковь могла быть перенесена на место прежде стоявшей здесь местной Воскресенской, которая могла к тому времени и сгореть, по причине частых в Астрахани пожаров. Но о переименовании Воскресенской церкви в Казанскую, скорее всего, здесь неверное указание, так как слобода могла быть названа Казанской в честь какого-либо присланного из Казани стрелецкого или солдатского полка. После распланировки города в 1747 году Воскресенская церковь, из-за очень малого числа прихожан при ней, была предназначена к слому. Тогда жители Ямгурчеевой слободы стали просить астраханского епископа Илариона разрешить перенести к себе в слободу за свой счёт эту упразднённую Воскресенскую церковь с приделом, иконо-стасом и всей церковной утварью. 30 декабря 1748 года епископ Иларион своей резолюцией разрешил перенести храм. Церковь после переноса по желанию прихожан была переименована в честь Архистратига Божия Михаила, а придел – в честь Мучеников Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=50853

Из этого же прошения мы узнаём, что строить церковь решено на так называемом Алехновском холме, вокруг которого и расположены были вышеназванные деревни. Денег на построение храма имелось шесть тысяч рублей, и до окончания строительства  каждый обязался вносить по 2 рубля с души каждогодно. Землю планировали просить у правительства под храм 3 десятины и 36 десятин «на смежных полях от Алехнова в 1 весте» для причта. Умудрились просители удивить даже правящего архиерея количеством святых и праздников, которым планировали посвятить престолы. Главный престол планировался в честь Николая Чудотворца и святой царицы Александры, правый во имя Всех Святых, а левый в честь местных праздников: Богоявления Господня, Апостолов Петра и Павла, Архистратига Михаила, Воздвижения Креста Господня, Василия Великого и великомученицы Варвары. «И в увековечивание памяти возшествия на престол Государя Императора Николая Александровича церковь именовать Никольскою», - заключали крестьяне-просители. В общем, сошлись на трёх наименованиях. Главный придел решили посвятить Николаю Чудотворцу и царице Александре, правый во имя всех Святых, левый в честь Воздвижения Креста Господня. На этом консистория разрешила строить церковь 19 августа 1897 г. В итоге, Тверскому владыке Дмитрию Самбикину всё же пришлось даже собственноручно писать разъяснение крестьянам, что так посвящать церковные придела нельзя: «Разрешается посвятить главный Богоявлению Господню (или Воздвижению), т.к. эти празднества посвящены в честь Господа Спасителя Мира, а придельные один в честь святителя Николая, а другой в честь Всех Святых (или кого-либо из особо чтимых святых)». Он так же дал советы чтимым святым написать иконы и разместить их в иконостасе в особой последовательности. Годом ранее, когда крестьяне ещё вынашивали планы строительства церкви и заказывали её проект, они сумели договориться с губернским братством князя Михаила Тверского о постройке при храме школы. Весь 1897 г. прошёл в хлопотах вокруг проекта храма. Тот был послан на утверждение Министру внутренних дел, и возвращён исправленным синим карандашом.  Ефим Шестаков переслал в Тверь чертежи школы и трёх домов для священников. Одновременно Шестаков получил сборную книгу. И тогда же написал в Синод с просьбой помочь в строительстве. Прошение его было спущено к парвящему архиерею и уже от того последовало внушение, что беспокоить высокое начальство не следует, а источники дохода следует искать в другом месте.

http://sobory.ru/article/?object=13927

К сожалению, в истории толкования этих слов Апостола слишком подчеркивалась мысль о том, что всякая мирская власть, добрая она или злая, – «от Бога». Из истории известно, что это слишком часто вело к злоупотреблениям. И здесь нам стоит более пристально присмотреться к букве текста Апостола Павла и к его интенции. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что Апостол пишет в столицу империи, в Рим императора Нерона (54–68 РХ), в котором, хотя еще и не проявились в полной мере, но уже давно наметились тенденции к обожествлению имперской власти. Поэтому от нашего внимания не может ускользнуть следующий мотив: Апостол Павел косвенно указывает государственной власти ее место не в пантеоне, но перед престолом Единого Бога. На это явно указывает уже первое предложение отрывка. В переводе не заметен некий важный нюанс.«Нет власти не от Бога». В принятом критическом тексте в данном случае употреблен не предлог apo (от), но предлог hypo (под). А этот предлог выражает не просто происхождение, но и подчинение, устанавливает некую иерархию, отношение «верх-низ». Сравни: «все под грехом» ( Рим.3:9 ), быть«под законом» ( Рим.3:19 ), или, например, слова Иоанна Крестителя, сказанные Иисусу: «мне надобно креститься от Тебя» ( Мф.3:14 ), где тоже употреблен предлог hypo, то есть «под». Действительно, сказать о том, что «власть от Бога» – все равно, что ничего не сказать, ибо всё от Бога, не только «власть». Речь идет не просто об учреждении власти от Бога, но и о принципиальном подчинении власти Богу. Далее Апостол пишет, что власть всего лишь служанка, рабыня Божия ( Рим.13:4 ). В русском Синодальном переводе некоторая неточность: «начальник есть Божий слуга», в то время как в оригинале: «она (власть) есть Божия служанка». И это в ситуации, когда население Римской империи обожествляло власть и ее носителей. Апостол ненавязчиво полемизирует с таким языческим заблуждением и указывает «власти» ее место не богини, но служанки истинного Бога. Если эта служанка добросовестно несет свою обязанность, исполняя волю своего Господина, то есть Бога, то и наша совесть должна подвигать нас к послушанию власти ( Рим.13:5 ). Обязанность же государственной власти, согласная с волей Божией, обозначена Апостолом в самых общих чертах. Она ведь понятна сама собой, исходя из элементарного здравого смысла: «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых». Непосредственно за увещанием об отношении к властям Апостол обобщает эти «добрые дела» одним словом – любовь. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» ( Рим.13:8 ). В конце своего увещания Апостол Павел как бы вспоминает изречение Иисуса Христа о кесаревом и Боговом: «кому страх, страх; кому честь, честь». Ветхозаветное наставление гласило: «Бойся, сын мой, Господа и царя» ( Притч.24:21 ). В Новом Завете Господь и царь, как уже было сказано, разводятся по разным «этажам»: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет.2:17 ). Кесарю – земная честь, Богу – благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Игумен Маврикий продолжал строительство на Валааме. При нем, еще в бытность его казначеем и наместником на Германовском о-ве была возведена и освящена 25 июля 1904 г. церковь в честь блв. кн. Александра Невского, в Воскресенском скиту построен и 30 июля 1906 г. освящен каменный храм во имя Воскресения Христова, а в его цокольном этаже 29 октября 1906 г. освящен придел в честь апостола Андрея Первозванного с кувуклией, напоминающей Гроб Господень. В 1911 г. недалеко от Воскресенского скита, у подножия горы Елеон, были построены деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и два келейных корпуса Гефсиманского скита. В 1914 г. по желанию великого князя Николая Николаевича построена каменная церковь Смоленского скита для поминовения погибших воинов, защищавших Отечество, а также устроена больница с церковью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Игумен Маврикий вместе с наместником о. Павлином и казначеем о. Иоасафом был принят императором Николаем II в его резиденции в Новом Петергофе. Монахи преподнесли императору книги, изданные их обителью, образ прпп. Сергия и Германа Валаамских, которым о. Маврикий благословил цесаревича Алексея, другие святыни и памятные подарки. Во время приема настоятель дважды пригласил императора посетить Валаамский монастырь, и государь дважды обещал приехать. Но побывать Николаю II на Валааме так и не удалось. Князь Н.Д.Жевахов, бывший товарищ обер-прокурора Синода, вспоминал, что император не забывал о своем обещании посетить монастырь, но не имел возможности осуществить визит. Являясь игуменом Валаамского монастыря, о. Маврикий был духовным наставником как для насельников обители, так и для многих других людей, прибегавших к нему за советом и молитвенной помощью. Свои наставления он чаще всего адресовал им письменно. Подлинники многих из этих писем хранятся сегодня в Национальном архиве Республики Карелия. Одной из основных тем писем подвижника, адресованных его духовным чадам, является тема терпения скорбей. В утешение «любезной о Господе сестре Асинефе» он пишет: «...совершенно избежать скорбей никому нет возможности; скорби эти, как Вам известно из Святого Писания и примеров святых, с целью посылаются Богом, особенно тем людям, которые Ему служат, чтобы хотя этим путем, терпеливым перенесением их нами, иметь случай очистить нас от прегрешений». Аналогичные рассуждения встречаются у свт. Иоанна Златоуста . Святитель, ссылаясь на Второе послание апостола Павла к Тимофею, говорит, что всякий верующий во Христа и служащий Ему будет терпеть скорби, потому что все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы ( 2Тим. 3,12 ). О причине скорбей преподобный Марк Подвижник пишет: они «находят и за прежде бывшие грехи, принося с собою сродное каждому прегрешению».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Призывая на вас благословение Божие, с чувством глубочайшего уважения и душевной преданности честь имею быть Вашего Императорского Высочества. Письмо 5. К нему же Ваше Императорское Высочество! Удостоенный от вас вопроса касательно исполнения обещания моего – заняться составлением поучений для победоносного флота нашего, честь имею благопокорнейше донести, что мною нисколько не выпускается из вида это обещание; но, по возврате моем в прошедшем лете из С.Петербурга домой, сначала двухмесячное лечение мое минеральными водами, а потом двухмесячное же по долгу епархиального начальника странствование по Крыму и прочим частям здешней обширной епархии, не дозволили мне заняться предположенным делом, требующим безмятежия и самособранности духа. Запасшись между тем нужными сведениями, я в наступающий великий пост намерен при помощи Божией приступить к нему и о последствии в свое время не премину донести вашему Императорскому Высочеству. За сим, призывая т всей души в новом лете новое благословение Божие на вас, Августейшую супругу и семейство ваше и предавая себя всецело высокому благорасположению вашему, с чувством глубокого душевного уважения и совершенной преданности, священным долгом поставляю быть Вашего Императорского Высочества… Январь 1854 г. Письмо 6 (секретно) Сиятельнейший граф 2 , Милостивый государь! Получив почтеннейшее отношение ваше о желании поселян села Никольского вступить в единоверие, прежде всего приятнейшим долгом поставляю принести вашему сиятельству искреннейшую и полную благодарность от лица всей епархии херсонской за ваше истинно христианское усердие и благотворное действование на пользу св. церкви, общей матери нашей. Да воздаст вам за сие Сам Господь в царствии своем! Что касается до желания поселян села Никольского, то я в нынешний же день доношу о нем Св. Синоду, и отношусь к преосв. митрополиту московскому о назначении в это село священника, прося его по возможности ускорить сим благим делом. Антиминс также постараюсь выслать возможно скорее. Введение в единоверие изъявивших на то желание возложено мною на исправляющего должность благочинного единоверческих церквей елизаветградского священника К., который имеет учинить его, по прежним примерам, в присутствии местного военного начальства. Касательно устройства в Никольском церкви во имя святителя Николая и о прочем я не премину уведомить ваше сиятельство по получении указа на то из Св. Синода. За сим, предав новое словесное стадо столь же высокому, как и благотворному отеческому попечению вашего сиятельства, с чувством совершенного уважения и преданности к вам, честь имею быть… Письмо 7. К светлейшему князю И. Ф. Паскевичу

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

переосмысливались как синонимы Просвещения. В 1785 г. знаменитый поэт М.М.Херасков издает свою эпическую поэму «Владимир возрожденный», в которой «Корсунская легенда» излагается в духе мистических масонских концепций того времени. Это произведение стало своеобразным завершением исторического цикла Хераскова, состоявшего из поэм «Торжество наук» о Петре Первом и «Россика» о взятии Казани Иваном Грозным. В центре цикла Хераскова одна и та же идея - деятельность русского правителя по преображению, просвещению и обновлению России. Стремление самой Екатерины соответствовать этой модели было очевидно. Во время триумфального путешествия в «Полуденный край», предпринятого в 1787 году, Екатерина II, подобно Владимиру, совершает поход из Киева в Херсон. Вначале в Херсон «потемкинский», где началось создание Черноморского флота, а затем и в Херсон исторический, неподалеку от которого в Ахтиарской бухте было выбрано место для его главной базы. Как Владимир своим походом на Херсон возродился сам и открыл дорогу к просвещению «Древней России», так и Екатерина «возрождает» русское господство над Тавридой в рамках своей просвещенной «Новой России». В Херсоне в присутствии Екатерины и сопровождавшего ее инкогнито императора Священной Римской империи Иосифа II на воду были спущены три корабля, названия которых, естественно, были не случайны и несли символическую нагрузку. Один из них в честь императора назывался «Иосиф», второй - «Александр», в честь внука Екатерины, в котором она видела своего наследника, и, наконец, третий именовался «Владимир». С полным основанием можно предположить, что он символизировал саму императрицу. Во времена Павла, отрицавшего все начинания своей матери, награждения орденом Святого Владимира были прекращены. Восстановил их лишь Алексанр I. Интерес к фигуре Владимира на государственном уровне вновь вырос при императоре Николае I после Польского восстания 1830 г. Однако он имел уже не общегосударственное, а локальное значение и связывался не с Новороссией, а с Малороссией. В Киеве был открыт названный в честь св. Владимира университет (1833), а затем ему установлен памятник (1853).

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/04/d...

Перед началом чинопоследования митрополит Евсевий обратился ко всем собравшимся с приветственным словом и сказал: «Уважаемый губернатор Псковской области Андрей Анатольевич! Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! У нас сегодня особый, благословенный день, солнечный день. Благодарение Богу! Сегодня начало первого месяца весны, сегодня особый настрой у всех, кто пришел сюда. Сегодня мы вспоминаем особый печальный день для нашей России - отстранение от власти русского царя Николая II. Это скорбный день. Все наши правители со дня образования Российского государства стремились укреплять государство, оберегать русский народ от всех врагов видимых и невидимых. Как могли - укрепляли, украшали, способствовали жизни нашего народа. И правление императора Николая также проходило в русле его предшественников от дней князя Владимира и святой нашей землячки, благоверной княгини Российской Ольги. Царь Николай утверждал, украшал, созидал, расширял Россию, заботился о народе. Но было и влияние особых мировых сил, которые как ураган настигли Россию, обезглавили ее, пообещав рай земной. Но, наверное, сами они не получат и рая небесного. Казалось бы, город Дно в своем содержании обозначает какую-то глубокую низину, но мы видим, что сегодня взошло солнце. Это не только естественный ход, мы усматриваем здесь и духовное значение этого солнечного дня. То, что было в поношении, то, что было преследуемо и запрещено в течении семидесяти лет - имя императора Николая. В сегодняшний день Господь благословил сказать и обозначить его подвиг постройкой здесь храма-памятника в честь этого исповедника, великого мученика России, императора царя Николая. Это исторический момент, и пусть он будет обозначен в истории как начало нового времени, времени созидания, времени благополучия нашей родной России. Если она была обезглавлена и обесчещена, если Церковь Христова была поругана и были уничтожены ее служители и верующий народ, а наша интеллигенция дореволюционная попала в изгнание, то ныне с освящением сегодня фундамента под строительство храма-памятника в честь императора мученика Николая, начато с благословения Божия новое время, время созидания, укрепления, защиты. И что бы ни говорили о нашем императоре царе Николае, мы знаем одно - он был любящим свой народ, он был любящим Бога, он был привержен к святой православной вере своих предков и не изменил в трудную минуту русскому народу, своей русской Отчизне. Попросим же у Господа Его благословения на начало нашего строительства здесь на этом месте храма-памятника».

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Город-крепость был поставлен во время присоединения Марийского края к русскому государству для надзора за местным населением. Город не имел посада, в нем располагался военный гарнизон, большинство которого составляли стрельцы. Кокшайские стрельцы в 17 веке привлекались к службе в «дальних местах» - на Дону, в Царицыне, Астрахани, Черном Яру – для защиты южных рубежей России. Кокшайск в течение почти 190 лет был административным центром уезда, для управления городом назначались воеводы (ныне Кокшайск – это село). 16 июля 1774 года здесь был бунтарь Емельян Пугачев с остатками своего войска после поражения под Казанью. Жители хлебом-солью встретили «царя Петра III», под именем которого выступал Пугачев. 16 июля 1869 года ознаменовано пребыванием в селе будущего императора Александра III во время его путешествия по Волге. Цесаревич с семьей, помолившись в церкви, оказали милости: пожертвовали в храм 100 рублей, крестьянам на уплату податей подарили столько же, удостоили посещением дом священника, отца И. Спасского. Александр оставил собственноручную записку о пребывании в селе. Об этих и других событиях можно узнать в Музее истории Кокшайска, который был открыт в 1994 году, в год 425-летия Кокшайска. Основатель музея – энтузиаст Э. Патрушев, ветеран педагогического труда. С историей Кокшайска тесно связана и история памятника культуры 18 века Покровского храма (центра духовной жизни нескольких поколений). Покровская церковь построена еще во времена основания самого города (1574 г.), богослужение в ней началось через год – в 1575 году. В то время она была деревянной. Пожары неоднократно уничтожали в Кокшайске деревянные постройки, в том числе и церкови. В 1793 году на средства царевококшайского купца Ивана Ганешина был возведен новый каменный храм. Церковь двухпрестольная, с монументальной и очень пластичной архитектурой, главный ее придел освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, боковой – в честь Святителя Николая Чудотворца. В непростые 30-е годы 20 века он был разрушен, неугасимая лампада, которая горела здесь в честь пребывания будущего русского императора ровно 50 лет, погашена.

http://sobory.ru/article/?object=26318

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010