поиск:   разделы   рассылка Константин Андреев Наш ответ Дэну Брауну, или Евангелизация через искусство Источник:  Baznica Скандальный фильм " Код да Винчи " наделал немало шума в христианском мире. Церкви, словно специально подыгрывая создателям этой киноподелки, развернули массовые акции протеста, тем самым еще более рекламируя в общем-то третьесортное творение голливудских ремесленников. А можно ли было по-другому? Как нам относиться к " Коду да Винчи " ? Об этом рассуждает пастор Константин Андреев в своем новом памфлете, который мы представляем вашему вниманию. Тайна всегда притягательна! Сокровенное манит и завораживает. За дверцей в каморке папы Карло всегда чудится новая жизнь. Вот только бы узнать эту тайну, постичь то, что не дано другим. Почему для нас христиан так важно постоянно размышлять над Божьим откровением и держаться правильного исповедания веры? Каждая тринитарная церковь признает три основных христианских символа веры, в которых сконцентрированы все основные доктрины, приверженность которым дает библейское основание рассчитывать на спасение и жизнь вечную. Это: Апостольский, Никео-Царьградский и Афанасьевский символы. Однажды в разговоре со мной один верующий христианин выразил сомнение в важности и необходимости сформулированных исповеданий и в частности веры в Святую Троицу. " Какая практическая польза от исповеданий? " , – говорил он, – " Главное – духовные переживания и любовь в твоем сердце " . Возможно, исповедания и доктрины действительно лишь удел высоколобых богословов и теоретиков от религии. Но наличие 66 книг Библии заставляют усомниться в этом. Одним из символов веры, признаваемым всеми тринитарными христианскими церквями, является Афанасьевский символ веры, который традиционно провозглашается на Троицу. В первых строках этого символа было сказано: " Если кто желает спастись " и далее " без этой веры никто не сможет избежать вечной погибели " . И далее подробное изложение природы Бога, как это открыто церкви. Что может быть более практического в вере в Святую Троицу? Что может быть более практического в исповеданиях?

http://religare.ru/2_30680.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Верую… Беседы о Символе Веры Отец Александр Мень толкует Символ веры. «Каждый из вас, если зайдет в какой–нибудь из христианских православных храмов во время литургии, может отметить, что в какой–то момент службы хор перестает петь и поют все люди. Эта древняя традиция была возрождена сравнительно недавно, в первые годы революции, по инициативе патриарха Тихона. Инициатива эта была не случайной: поется Никео–Царьградский Символ веры — по мысли святителя, он должен был остаться в памяти людей на тот случай, если они будут лишены всего, даже писаного текста. А сам этот Символ для христианской Церкви исключительно важен; каждый христианин должен знать его наизусть и понимать его смысл. Поэтому для тех людей, которые готовятся к принятию таинства крещения, для тех людей, которые были крещены в детстве, но не были воцерковлены, для тех людей, которые хотят познакомиться с основами христианской веры, для тех людей, которые хотят знать основы мировой европейской и русской культуры, заключенные в христианстве, знание главных пунктов и сущности Никео–Царьградского Символа необходимо. Для историков, литературоведов, искусствоведов, писателей, поэтов, людей самых различных творческих специальностей, работающих в разных областях гуманитарного знания, также необходимо знание этого фундаментального Символа. Поэтому, кратко излагая вам его смысл, я буду ориентироваться на всех людей: и на готовящихся к крещению, и на тех, кто был крещен, и на тех, кто хочет посмотреть на это просто глазами культурного человека. Мы ничего не навязываем — Церкви чужда идея агитации, — мы просто свидетельствуем.» — начинает цикл бесед о Символе веры «Верую…» отец Александр Мень. Верую … Беседы о Символе Веры БЕСЕДА ПЕРВАЯ Каждый из вас, если зайдет в какой–нибудь из христианских православных храмов во время литургии, может отметить, что в какой–то момент службы хор перестает петь и поют все люди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«Отец послал Сына, и Сын сказал, что Пославший его был с Ним. Таким образом, воплощение Сына – это также воплощение Отца. Послав Сына, Отец не остался на небесах. Когда Сын вошел в утробу Марии, Отец был с Ним… Смерть Христа была не только смертью человека Иисуса, но и смертью Сына с Отцом посредством Духа» («Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей», сс. 17, 19). Полухристианство или полумодализм? Несмотря на все вышесказанное, Поместная Церковь категорически отрицает какую-либо связь между учением Ли и модализмом, ссылаясь на то, что в своих публикациях они не раз разоблачали и отвергали как ересь «любую форму монархианистического модализма», а также принимали и подтверждали «исторические положения, содержащиеся в Никео-Царьградском Символе веры в отношении Троицы» («Ответы «Знатоку Библии », том I, стр. 23). Уитнесс Ли и сам периодически открещивался от всяческой связи с модализмом: В Библии нигде не говорится, что сначала какое-то время существовал Отец, а затем Отец стал Сыном и Отец перестал существовать. Точно также нигде не говорится, что спустя какое-то время Сын, став Духом, прекратил Свое существование. Это ошибочное учение, это ересь. Она называется модализм. Ее сторонники считают, что Бог существует в трех последовательных стадиях (модусах) сначала Отец, затем Сын и наконец Дух. («Поток», том 1, номер 1, с. 10). Подчас его слова, если отделить их от контекста, даже звучат вполне «ортодоксально»: «В соответствии с библейской истиной составляющие Божественную Троицу различны между Собой, но неотделимы друг от друга» («Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей», с. 51). Однако Поместная Церковь (в лице главного редактора журнала «Поток» Рона Кангаса) тут же с не меньшей готовностью отрекается и от традиционного тринитарного богословия: Традиционное «историческое» богословие является тритеистским, по крайней мере, имплицитно, и огромное число обычных верующих являются в душе тритеистами. Неправильное прочтение тех частей Слова, в которых содержится откровение или указание относительно того, что Христос есть Дух, тоже может быть продиктовано скрытым тритеизмом. В действительности, упорное настаивание на том, что Христос не является Духом, а находится в Духе, может в некоторых случаях быть отчаянной попыткой защитить систематическое богословие, являющееся по своей сути тритеистским («Поток», том 3, номер 1, с. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uitness-...

Введенная каппадокийцами терминология создала возможность церковного мира. Церковь признала, что и в период повсеместного арианства таинства продолжали совершаться: ариан, возвращавшихся в лоно Православия, не перекрещивали. Сам Василий Великий защищал именно такую умеренную позицию, ссылаясь на учение о домостроительстве спасения (икономию) и на заботу о «спасении многих». В 381 году при императоре Феодосии Великом на Втором Вселенском соборе в Константинополе спор о Святой Троице был разрешен окончательно, и православный Никео-Царьградский Символ был признан единственно истинным и законным исповеданием веры в том истолковании, которое ему дали каппадокийцы, то есть совместно с учением о трех ипостасях. Однако страсти на этом сразу не улеглись. Александрия признавала богословие только святого Афанасия и при поддержке Римской церкви отказывалась принять «новоникейство». В Антиохии также царил разлад. Там шла борьба трех церквей: арианской, ново-никейской (представлявшей большинство, возглавляемое другом каппадокийцев епископом Мелетием, в окружении которого мы находим тогда еще молодого Иоанна Златоуста ) и староникейской (во главе с епископом Павлином). Эта последняя церковь находилась в общении с Александрией и Римом, а Рим в свою очередь отказывался признавать Второй собор и учение о трех ипостасях. Еще одной областью, в которой каппадокийским отцам предстояло сыграть ведущую роль, было монашеское движение, в IV веке – достигшее особенного подъема. По мере того как официальная Церковь все более сливалась с империей и с судьбами «этого» мира, тысячи мужчин и женщин покидали общество и удалялись в пустыню, противопоставляя обмирщению Церкви идеал точного соблюдения всех евангельских требований. Предаваясь аскетизму и постоянной молитве, монахи иногда были склонны даже богословие считать ненужной суетой. Живя в пустыне, они часто подолгу оставались без таинств и в своем максимализме стремились к существованию, полностью независимому от Церкви. Одной из заслуг каппадокийских отцов было оцерковление монашества. Святителю Василию Великому путем установления правил и устава жизни удалось включить монашеский идеал в основное русло церковной жизни, в то же время признавая и закрепляя особое аскетическое призвание некоторых членов Церкви. А брат его, святой Григорий Нисский , дал мистическое объяснение монашества, в свете которого монахи нашли свое место в лоне Церкви и признали, что без Церкви и таинств невозможен и сам мистический идеал монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В процессе реформирования религиозной жизни Западной Европы продолжает оформляться догматический корпус католицизма, основы которого вырабатывались еще первыми Отцами Церкви (Августином, Амвросием Медиоланским, Иеронимом и Григорием I Великим). Пути католичества и православия расходятся все дальше и серьезнее. В XI в. папа утверждает добавление к Никео-Царьградскому Символу веры нового догмата — filioque. Оформляется учение о загробном мире, и в XIII в. будет утвержден догмат о чистилище. Учение о чистилище разрабатывалось еще папой Григорием I Великим. Для проведения реформ папе Льву IX несколько раз пришлось собирать соборы. В рамках реформаторской деятельности он начал борьбу с представителями неортодоксальных учений, в частности он осудил учение Беренгария Турского, французского философа и богослова, представителя рационалистического направления в ранней схоластике, ратующего за приоритет разума. В своем сочинении «О Святой Троице» Беренгарий выступил против церковного учения о Евхаристии. Лев IX собирает собор, на котором учение Беренгария было признано еретическим. Беренгарий официально отрекся от своего учения, но продолжал тайно разрабатывать его, находясь всю жизнь под надзором церковных властей. Проводя свои реформы, Лев IX пытался сохранить власть и авторитет папства—в частности, он заботится об усилении влияния католицизма в Сицилии, население которой было, в основном, греческим. Это привело к столкновению интересов Ватикана и Константинополя. Многие историки считают, что именно сицилийский конфликт способствовал полному разрыву отношений между Римом и Константинополем. Во всяком случае сицилийский конфликт несомненно способствовало углублению противоречий между Восточной и Западной Церковью. Из обширной программы реформ папе Льву IX удалось успешно осуществить только одну: введение целибата духовенства, за который боролись еще клюнийские монахи. С этого времени целибат официально вводится по всей Западной Европе. Однако искоренить симонию и решить проблемы инвеституры Льву IX не удалось.

http://sedmitza.ru/lib/text/441067/

Или человек  - дальтоник, он не различает краски этого мира. Так и неверующий, почему он не верит? Потому что Господь не прикоснулся к нему, это очевидная истина, если вера - дар Божий. Поэтому мне кажется, тональность ее все - таки, надо как то менять. Потому что в Послании к Римлянам сказано: «Не сообразуйтесь с веком сим». Что значит: «Не сообразуйтесь с веком сим»? Не принимайте формы этого мира, их протест  - это не наш протест, их согласие с чем либо -  это не наше согласие с чем либо. Не сообразоваться с веком сим  - это вести себя отличным образом от того, как ведут себя внешние, т.е. на крик не отвечать криком, на враждебные действия не отвечать активными враждебными действиями. Но при всем этом надо сделать оговорку, что для нас православным христианином является всякий человек, который признает Никео-Царьградский Символ веры,  считает себя православным христианином, приступает к таинствам Церкви.  Т.е. христианин  - это не тот человек, с которым во всем согласен Стеняев, или профессор Осипов, или  профессор Дворкин, или диакон Кураев. Православный христианин - это любой, кто принимает Никео - Царьградский Символ веры. Если он в чем -  то со мной не согласен -  так он же приступает к тем же самым таинствам,  как и я, он признает наше трехчинное священство: диаконат, пресвитериат,  епископат. Поэтому когда мы видим несовпадение позиций, мы не должны говорить: это не православие, православие с другим лицом. Нет,  православие бывает разное. Православные люди на войне с оружием в руках защищают своё Отечество, но в тоже время как народ Божий мы должны осуществлять единство. А единство между нами опять же осуществляется через диалог. В.Носов: Батюшка, но это все равно вопрос как бы в большей степени мне. И я хотел бы полностью согласиться со словами радиослушательницы, потому что всё, что она сказала, имеет место быть. И в первую очередь в моем поведении, я часто веду себя не так, как должен и не только на Торфянке, и, возможно, женщина видела меня там.  Но я хотел бы несколько важных моментов уточнить.

http://radonezh.ru/text/pochemu-obschest...

Не более того. Священник не является его духовником, и вопросы должны быть достаточно четко регламентированы. Как и говорит Требник, «сначала спросить о вере». ( И было бы здорово спрашивать не в объеме Никео-Царьградского символа веры, насыщенного сложными богословскими терминами. Для этой цели достаточно понятного всем древнего Апостольского символа веры, на положения которого легко ответить “да” или “нет” (в отличии от «единосущия» или «Господа Животворящего»). Да, разумеется, можно спросить и о грехах. Но о грехах смертных, за которые сегодня отлучают от Церкви. Не тысячу лет назад отлучали, а в современной приходской практике. Причем отлучают всех, а не так, что половина священников отлучает, а половина считает вариантом нормы. И, разумеется, недопустимо требовать рассказать о тех грехах, которые были уже исповеданы священнику ранее. Должен появиться весьма четкий список вопросов, подобный существующему в Требнике, правильный ответ на которые означает возможность допустить незнакомого человека к Чаше. Это поможет и решить проблему случайных людей у Чаши, и позволит мирянину остановить младостарчествующего священника, перешедшего границу. Пока же таким символом веры является «грешен гордыней, маловерием, гневливостью и т. д.»… Таинство духовного роста Несмотря на то что в списке это последний пункт, он должен бы стоять первым. Исповедь – это крайне важный инструмент духовного роста членов общины. Но такую исповедь нельзя объединять с исповедью, через которую возвращаются отпавшие. Отец Владимир Воробьев писал об этом еще в начале девяностых, в своей знаменитой лекции о таинстве покаяния http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva#n20 . Да и если просто посмотреть на чин: неужели не странно после списка грехов, повторяющегося из года в год, давать кающемуся наставление Требника « И даже не помышляй о возвращении к прежнему, чтобы не стать посмешищем для людей: ведь поступать так не подобает христианам »? Говорить про второе крещение, если человек не отпадал от Церкви? Исторически в одном чине сошлась исповедь отпавших и существовавшая в монастырях практика откровения помыслов.

http://blog.predanie.ru/article/ispoved-...

Попытка удержать Чехословацкую церковь в Православии Став православным архиереем, епископ Горазд был вынужден вести борьбу за утверждение Православия в Чехословацкой церкви, так как радикалистов в её рядах устраивало разрушение римо-католицизма, но не устраивало укрепление Православия. Владыка Горазд использовал каждую предоставившуюся возможность утвердить истинный церковный строй. Так, он говорил: «Если же Чехословацкая церковь согласна не знать истинного христианства, было бы необходимо открыто о том сказать и было бы необходимо последовательно то провозгласить, что ей не нужны ни рукоположенные епископы, ни рукоположенные священники. Если же, однако, будут рукополагаться священники и епископы, то нельзя быть отрезанным от традиционного христианства.» В журнале «За правдоу» в 1922 году епископ писал: «Было бы знаком по-настоящему гибкой совести заявить о приятии Никео-царьградского символа веры и деяний семи вселенских соборов, затем принять имя для Чехословацкой церкви – православная, и при этом смеяться над всем православным: и над вероучебными догматами, и над обрядом.» В июле 1922 года владыка Горазд был послан в миссионерскую поездку в Америку, в чешские колонии. Во время его деятельности в Америке радикалы во главе с Карлом Фарским начали борьбу против догматов и устройства Православной Церкви. Они выпустили в свет «Чехословацкий катехизис» еретического содержания. Так, в «катехизисе» говорилось, что нет Единого Бога в Трех Лицах и Бог – это «живой закон мира». Иисус Христос – «не является Сыном Божиим, Спасителем, но только пророком». Фарский и Калоус ставили в «катехизисе» Иисуса Христа в один ряд с Моисеем, Сократом, Магометом, Зороастрой, Буддой, Конфуцием. По их учению, Дух Святый – это только Божие воодушевление в человеке. Отвергнуто было православное учение о Богородице. Владыка Горазд, раскрывая еретическое содержание «катехизиса», пишет: «...в целом тон книги не сходен ни с Евангелием, ни со взглядами первых христиан, ни с постановлениями Вселенских Соборов, ни с вероучением...

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/

Зарождение веры в душе человеческой есть тайна. И, однако, сама вера во Христа приводит человека к Церкви, к общине тех, кто верит во Христа. Сама вера ищет и требует единства верующих, которые именно этим своим единством, любовью друг ко другу свидетельствуют перед миром, что они ученики и последователи Христа. «Посему узнают все, что вы Мои ученики, — сказал Христос, — если будете иметь любовь между собою». Любовь и единство веры, про которое ап. Павел говорит, что оно составляет главную радость христиан: «я весьма желаю увидеть вас, — пишет он христианской Церкви в Риме, — чтобы утешиться с вами общей верой, вашей и моей…» Христианская жизнь новоуверовавшего начиналась, таким образом, с того, что его приводили к епископу местной Церкви, и тот начертывал рукою крест на лбу нового христианина, как бы ставя на нем метку Христову. Человек пришел к Богу, поверил во Христа. Теперь, однако, надлежит ему узнать содержание веры. Он становится учеником его начинают, как говорится в церковных книгах, оглашать . Ибо христианство — это не эмоция, не просто чувство, нет, это — встреча с Истиной, это — трудный подвиг приятия ее всем существом. Как человек, страстно любящий музыку, для того, чтобы исполнять ее, должен пройти через трудное обучение, так и поверивший во Христа, полюбивший Христа должен теперь осознать содержание своей веры и то, к чему она обязывает. Накануне праздника Пасхи — ибо в ранней Церкви крещение совершалось в пасхальную ночь, — каждый готовящийся к крещению торжественно читал Символ веры, совершал «отдачу» его, исповедовал его приятие и свое вступление в единство веры и любви. У каждой большой местной Церкви — Римской, Александрийской, Антиохийской — был свой крещальный символ веры, и, хотя все они были повсюду выражением единой и неразделимой веры, в стиле, фразеологии они разнились между собою. В начале IV века в Церкви возникли большие споры, касавшиеся основного христианского учения о Христе как Боге. В 325 г. в городе Никее собрался первый Вселенский Собор, и на нем был выработан общий, единый для всех христиан Символ веры. Спустя несколько десятилетий, на втором Вселенском Соборе, в Константинополе, Символ веры был дополнен и получил название Никео-Царьградского, общего для всей вселенской Церкви. Наконец, третий Вселенский Собор, в Ефесе в 431 году, постановил, чтобы этот символ оставался навеки неприкосновенным чтобы, иными словами, не делалось к нему больше дополнений.

http://pravmir.ru/simvol-very/

Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 1Ин.5:20 ). «Знаем мы, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Откуда же мы это узнали? От Матери нашей – Церкви Святой. Она научила нас веровать так. Иисус Христос, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, явившись на землю во плоти, ради нашего спасения, благоволил принять на Себя вместе с царским и первосвященническим служением и пророческое, учительское. И был Он и есть единственный Учитель, Просветитель мира. Сам Он сказал о Себе: един есть учитель ваш Христос ( Мф.23:20 ). Это и значит, что Он есть единственный и всемирный Учитель, Пророк. Как Бог , Он Учитель всеведущий. Как Господь всех, Он учит от Себя. Тако глаголет Господь, сия глаголет Господь, обыкновенно начинали свое учение от имени Бога ветхозаветные пророки. Аз же глаголю вам, говорил Господь Иисус Христос. Он учил не как уполномоченный только передать не Свое учение, а яко власть имея ( Мф.8:29 ), и со властью бе слово Его ( Лк.4:32 ). Чему же учил Господь наш Иисус Христос? Почитай святое Евангелие, послания святых апостолов, т.е. все книги Священные нового Завета, почитай творения св. отцов Церкви, определения соборов святых и правила церковные, и ты сполна узнаешь, чему Он учил. Все, что нужно нам знать для того, чтобы Богу угодить и душу спасти, обо всем этом благовествовал Господь Иисус. Святая Церковь кратко изложила учение Его в Никео-Царьградском символе веры , который мы читаем и поем ныне. В нем указаны все главнейшие предметы учения Спасителя о том, как всякому члену Церкви Христовой должно веровать. Но Спаситель ясно указал, что веры одной, хотя бы и правой недостаточно для спасения человека. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Воля Божия выражена была и в заповедях закона Моисеева. И Спаситель повелел исполнять их. Но Он сделал к ним дополнения и новые откровения воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010