Открыв мне, — пишет далее Мотовилов, — сию великую и страшную тайну, великий Старец поведал мне, что по воскресении своем он из Серова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли, Дивеев станет Лаврой, а Вертьяново — городом, а Арзамас — губернией. И, проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей и по открытии их сам между ними пятым ляжет. И тогда вскоре настанет конец всему». Такова Великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною в собственноручных записях Симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого, преподобного и Богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея Руси Чудотворца. В дополнение к тайне этой вот что лично я слышал из уст 84-летней Дивеевской игуменьи Марии. Был я у нее в начале августа 1903 года, вслед за прославлением преподобного Серафима и отъездом из Дивеева Царской Семьи. Поздравляю ее с оправданием великой ее веры. (Матушка, построив Дивеевский собор, с 1880 года не освящала его левого придела, веруя, согласно Дивеевским преданиям, что доживет до прославления старца Серафима и освятит придел во святое его имя.) Поздравляю ее, а она мне говорит: — Да, мой батюшка Сергей Александрович, велие это чудо, когда крестный ход-то, что теперь шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, а народу-то, как говаривал наш угодничек-то Божий, преподобный Серафим, что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо чудное, диво дивное. — Как же это понимать, матушка? — спросил я, на ту пору совершенно забыв тогда уже мне известную Великую Дивеевскую тайну о воскресении Преподобного. — А это кто доживет — тот увидит, — ответила мне игуменья Мария, пристально на меня взглянув и улыбнувшись. То было мое последнее на земле свидание с великой носительницей Дивеевских преданий, той двенадцатой начальницей, «Ушаковой родом», на которой по предсказанию преподобного Серафима и устроился с лишним 30 лет после его кончины Дивеевский монастырь, будущая женская Лавра.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Но важно и другое: бывают в жизни такие обстоятельства, когда от человека требуется то же, что сделал еврейский народ проходя вокруг Иерихона. В поздней византийской традиции это получит название «исихия», буквально – «молчание»: человек отстраняется от всего, погружается в себя, в Бога, находит в сердце своем живущего там Христа и действительно обретает совсем иное измерение человеческого бытия, и бытия человека в Боге и Бога в человеке. Отстранение от всех внешних дел, молчание становится способно явить миру силу Божию. Вот смысл семидневного обхода Иерихона. Израильтяне ничего не делают – лишь молчат, со стен в их адрес наверняка раздаются смешки, издевательства. Обе стороны понимают, что нужно бы делать лестницы, подкопы рыть, а люди, доверяясь Богу, просто молча обходят вокруг города. Этим молчаливым доверием и послушанием Богу является великая сила Божия. Это картинка, образец, притча о том, что делает глубокий молитвенник-подвижник, – по-видимому, внешне ничего не делает, не помогает строить храмы… Взять преподобного Серафима Саровского , убегающего в пустыню, – от всего отстраняется, ни в чем не принимает участие, с нашей современной точки зрения, никакой пользы людям не приносит, только молчит и читает Священное Писание. Но через это молчание, через это погружение в Бога, через то, что народ обретает в молчании, происходит такое величественное действие благодати Божией, как, допустим, исцеление, просвещение людей. Они меняют свою жизнь, и это продолжается до сих пор. До скончания века будет памятно имя святого Серафима Саровского, но еще на его памяти, практически без его физического участия (он является непосредственным орудием благодати Божией) строится монастырь Дивеевский, строятся храмы, уже после его смерти строится великая женская лавра, которой в истории Церкви аналогов нет. Серафим Саровский , по сути дела, в этом молчании настолько соединился с Богом, внешне долгие годы ничего не делая, что слово, им сказанное, дело, им благословленное, живут в веках. Люди до сих пор созидают свою жизнь, пользуясь его благословением, совершают паломничества к его мощам, к святыням Дивеевской обители, которая созидалась только благословением и молитвенным напутствием батюшки Серафима и существует и преумножается до сих пор.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/17

Исады. Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Христова). Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Исады. Воскресенская церковь. Построена в 1690-х гг., внешне отреставрирована, внутри пуста, пол и перекрытия сломаны.  По сообщению анонима, в августе 2006 года церковь работает, настоятель - отец Виктор. В селе Исады действует Воскресенский храм. Можно подумать, что он никогда не закрывался, но это не так. Его хорошо видно со стороны реки Оки. Да и само село раскинулось на крутом берегу, и некоторые историки считали, что оно когда-то было временным загородным пребыванием рязанских князей. Село Исады упоминается русских летописях под 1217 годом. В клировых ведомостях о церкви этого села сказано, что она построена в 1635 году на средства стольника Луки Владимировича Ляпунова - зданием каменная. Престолов в ней было четыре: в нижнем этаже - два: в честь Воскресения Христова и святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В верхнем этаже также два - святых мучеников Флора и Лавра и святого князя Владимира. Церковь неоднократно перестраивалась и возобновлялась разными благодетелями. В храме был некогда золотой крест с мощами, который подарил храму Лука Ляпунов, серебряные вызолоченные сосуды, воздухи, шитые золотом по шелку. Почитаемы были иконы Иоанна Предтечи и Пресвятой Троицы. Церкви принадлежали пристроенный к западной стене колокольни каменный дом, в котором размещалась женская церковно-приходская школа. Решением Верховного Совета РСФСР по Рязанской области 33 от 21.12.39 церковь в с. Исады была закрыта. Решением облисполкома 1578 от 3.09.40.г. здание церкви использовалось под склад зерна. В документах Рязанского облисполкома за 1988-1989 гг. нет решения о передаче церкви Воскресения Словущего с. Исады Спасского района Русской Православной Церкви. Однако в отчете Спасского райисполкома за 1989 г. о состоянии контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах за 1989 г. указано, что «на территории района действуют 5 церквей: в г.Спасске, селах Ижевское, Троица, Сушки и Исады».

http://sobory.ru/article/?object=00863

Предположение мое о том, что я плохой ходок, на этот раз оказалось лишенным основания. Вперед ушли я да старшая сестра, Евгения Ивановна; остальные, замешкавшись в Сарове со сборами, далеко от нас отстали. Шли мы с Евгенией Ивановной рядом параллельными тропинками, извивающимися около дороги в Дивеев. Верст шесть пришлось идти лесом. Зазвонили в Сарове к вечерне. Могучая медная волна догнала нас и плавно, благоговейно понеслась перед нами, одухотворяя мощные вершины кудрявых сосен и мохнатых, угрюмых елей. Какие-то прилично одетые богомолки на телеге проплелись ленивой трусцой мимо нас в Дивеев. Евгения Ивановна молчала, и мне не говорилось. Вековой бор плохо располагал к словоохотливости, да и не шла она как-то к моему молчаливому настроению: душа насторожилась в ожидании… Прошли мы лес, вошли в открытое поле, засеянное гречихой; солнышко выглянуло из-за набежавших тучек, но уже не пекло, как в Сарове, — был пятый час вечера. Ударило оно по серебру гречихи и точно бриллиантиками рассыпалось в росинках просеявшейся на гречиху тучки. Какая-то большая деревня встретилась на пути. В стороне — завод какой-то. — Это — Балыково, — объяснила мне Евгения Ивановна, — руду здесь плавят. — Много ли до Дивеева? — Да верст еще шесть будет. Пошли в гору. Песок сыпучий так и шуршит, оплывая под ногами. Отставших сестер стало видно, торопятся, нас догоняют. — Вот с этой горки и Дивеев будет виден, — сказала Евгения Ивановна. Вскоре перед нами, верстах в пяти, поднялась к небу высокая колокольня; за ней показался и громадный Дивеевский собор… Будущая женская лавра, по предсказанию отца Серафима, четвертый и последний жребий на земле Царицы Небесной. «Первый удел Ея, — говорил Батюшка, — гора Афон святая, второй — Иверия, третий — Киев, а четвертый, радость моя — Дивеев! В Дивееве и лавра будет. Не было от века женской лавры, а в Дивееве она будет. Сама Царица Небесная его Своим последним на земле жребием избрала. Стопочки Самой Царицы Небесной его обошли, и когда придет антихрист, ему на земле всюду доступ будет, а как дойдет до места, где Ея Пречистыя стопочки прошли, так и не переступит, а обитель на небо поднимется. Во, радость моя, что будет! Но будет уже это при самом конце а до тех пор Дивеев станет Лаврой, Вертьяново (ближнее село) город будет, а Арзамас — губерния…» XIV.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Шаг чеканит достойно и строго Русский, преданный Богу, народ! Праздник Сергия светом отмечен – Хоть родился столетья назад, Он велик, heomмipeh и вечен, Русь мою обратив в Божий сад! 8.07.2014 Под водительством Преподобного Приближаются светлые дни Твоей памяти, Авва великий. Во всех храмах зажгутся огни, И омоются радостью лики. Авва Сергий, хранитель Руси, Собиратель пределов державных. Ты у Бога о малом просил, Звал к сражению воинов славных. Чтоб была величава земля, Где сияли молитвою храмы. Никогда чтоб не тронула тля, Ни набеги, ни стрелы, ни раны. Ну а если уж враг нападет – За свершившийся грех попущенье – То все также душою вперед Устремимся, борясь за прощенье. Авва Сергий – игумен и вождь, Приближается праздник великий, Когда сердце воспрянет, а дождь Хлынет вдруг на паломников лики. И пойдут крестным ходом вперед – Во главе Патриарх Всей России. Следом движется Божий народ И народного духа стихии. Впереди невесомо парит Авва Сергий легко и незримо. С ним не страшно. Божественный щит Простирается неодолимо. 13.07.2014 Крестный ход Наполнен город теми, кто пришел Почтить святую Сергиеву память. И сердце ввысь взлетает, как орел! Дух мирный никого не будет ранить… Начнется скоро братский крестный ход, И во главе Святейший и владыки, Повсюду морем плещется народ – Простые равноангельные лики! Пойдут от места, Сергий где взрослел И духом укреплялся перед битвой – Перед свершеньем стольких Божьих дел, Для подвигов, осоленных молитвой! Пойдут от места, где сейчас стоит Обитель женская. Родительские раки Здесь чтут особо. Вы Руси, как щит, Кирилл с Марией, – ясный свет во мраке! Идут туда, где Лавра на холмах Раскинулась в честь Троицы Преславной, Где святости свобода и размах, Но только б не утратить сути главной! Идут с молитвой мipy вопреки – Всей лености, болезни и печали. Здесь по дороге, словно вдоль реки – В особый мip святых, где долго ждали! Здесь ждут святые тех, кто до поры От царствия Господня отказался, Кто не готов. Но не пусты шатры И тихий луч надежды не прервался!

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

– Да, мой батюшка, Сергей Александрович, велие это чудо. Но вот будет чудо так чудо. Это когда крестный-то ход, что теперь шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, а народу-то, как говаривал наш угодничек-то Божий прп. Серафим, что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо-чудное, диво-дивное. – Как это понимать, матушка? – спросил я, на ту пору совершенно забыв тогда уже мне известную великую Дивеевскую тайну о воскресении преподобного. – А этокто доживет, тот увидит, – ответила мне игумения Мария, пристально на меня взглянув и улыбнувшись. Это было мое последнее на земле свидание с великой носительницей дивеевских преданий, той 12-ой начальницей, «Ушаковой родом», на которой, по предсказанию прп. Серафима, и устроился с лишним 30 лет после его кончины Дивеевский монастырь, будущая женская Лавра. Через год после этого свидания игумения Мария скончалась о Господе. Предсказание преподобного Серафима о возрождении России (Запись графини Натальи Владимировны Урусовой) «Я знаю о пророчестве прп. Серафима о падении и восстановлении России; я лично это знаю. Когда в начале 1918 года горел Ярославль и я бежала с детьми в Сергиев Посад, то там познакомилась с графом Олсуфьевым, еще сравнительно молодым. Он для спасения каких-то документов, должных быть уничтоженными дьявольской силой большевизма, сумел устроиться при библиотеке Троице-Сергиевой Академии. Вскоре он был расстрелян. Он принес мне однажды для прочтения письмо со словами: «Это я храню как зеницу ока». Письмо, пожелтелое от времени, с сильно полинявшими чернилами, было написано собственноручно св. прп. Серафимом Саровским – Мотовилову. В письме было предсказание о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было в нем сказано и о помиловании и спасении России. Года я не могу вспомнить, так как прошло 28 лет, и память мне может изменить, да и каюсь, что не прочла с должным вниманием, так как год указывался отдаленно, а спасения хотелось и избавления немедленно, еще с самого начала революции, и думается, что это был 1947 г., во всяком случае, в последних годах XX столетия. Простить себе не могу, что не списала копию с письма, но голова была так занята и мозги так уставали в поисках насущных потребностей для детей, что этим только успокаиваю и оправдываю свою недальновидность… Письмо помню хорошо». Торжество 19 июля 1903 года

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Перед Святыми воротами чиновник какого-то ведомства внимательно осмотрел подпись моего имени (на пропуске – С.Г.) и отдал честь. В Лавре уже стояли семинаристы по одной стороне, по другой – народ... На ступенях Успенского собора поместились богаделки из Дома Призрения. Мужская и женская гимназии заняли места перед воротами, подальше – училища. Около половины второго Наместник о. Товия и... Саблер (Оберпрокурор)... поехали на вокзал. В северном притворе (Троицкого) собора (куда пропустили А. Д.Беляева – С.Г.) были: Цветков с женой, священник из Дома Призрения, Шостьин с женой и двумя девчурками, Кохтев, Муретов с женой, Введенский Д. И. с женой, жена и дочь полицмейстера, трое военных неизвестных и несколько дам. Прочие профессоры имели пропуск только в Лавру. (Я видел только Тареева, Спасского, Глаголева, о. Димитрия, Туницкого, Воронцова) (...) В «Царя» ударили в 1 3/4 часа, и пошел крестный ход к воротам; (митрополит) Владимир и епископ Федор (ректор Академии), как и монахи – все в золотых облачениях, предшествуемые хором певчих, а перед певчими – хоругви. Долго благовестили, потом долго звонили (...) Вдруг поднялась тревога, вбегает о. Товия, как молодой; послушник быстро взял табуретку и скамью от северной двери, потом откуда-то явились ключи, быстро открыли дверь к колокольне, разослали ковер – (едва) успели. Из подъехавшего экипажа вошли Императрица Александра Федоровна (мать совсем не приехала), Елизавета Федоровна и дядька, (который) внес наследника в матросской рубашке на руках (...) Несколько минут спустя за крестным ходом вошли царь с 4 дочерьми (...) Дочери тоненькие, худенькие в летних широкополых соломенных шляпах с розами на тульях. В соборе был краткий молебен. Прикладывались. Вышли в южные двери. Тут (между собором и покоями) поднесли хлеб­соль и сказали речи от хоругвеносцев, от пожарного общества и еще от кого-то. Было вынесено много ящиков монахами с подношениями – иконами, огромная просфора... все ящики были положены на подъехавшую подводу. Пробывши с четверть часа в покоях, где, вероятно, был чай, все вышли. Царь сел рядом с царицей, а против них – наследник и старшая дочь. Кучер – со множеством медалей на груди... Во втором экипаже – 3 дочери и Елизавета Федоровна. Царь севши, когда кучер тронул лошадей, перекрестился, сняв фуражку. Поехали мимо Троицкого собора и колокольни. Когда я вышел из Лавры, то площадь и улицы были полны пестрой толпой, светило солнце, все было ярко, празднично, весело, людно, шумливо... С вокзала... возвратилась и Елизавета Федоровна 149 . Всего гости пробыли часа полтора».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она состоит из серо-багряного гранита, наслоенного лежачими рядами, в противоположность Синае-Хориву, в котором гранитные утесы поставлены стоймя. Замечательно, что в камнях Екатерининской горы, по местам, прорисованы черные деревца и так правильно и красиво, как будто работала их кисть живописца. Они расположены в них то длинными рядами, то густыми рощицами. Когда расслоишь или разобьешь обломок гранита, видишь внутри его те же деревца, что и снаружи, и в том же порядке, и в тех же размерах. Так как эти камни можно углаживать и лоснить, то из них выходили бы красивые рамки для святых икон и каймы для царских дверей и иконостасов. На Екатерининской горе нет ни дерев, ни кустарников, но много разных злаков. Между ними растет иссоп. Низкий, прямой и тоненький ствол его покрыт мелкими листочками, кои испускают весьма приятное благоухание. Проводники поднесли мне пучок сего душистого растения. Я погружал его в воде голубичной и, кропя им лицо свое, тайно взывал к Богу: «окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся». V. Окрестные монастыри Вокруг средоточных гор Синайского полуострова, Зербала, Хорива, Хамры, Сумра, Ум-Шомара, в дебрях и юдолях древле спасались многие отшельники и строили малые обители. Особые места их подвигов, как то: Турва, Арселаа, Гудда, Геф, Ахилим, Салаим – неведомы нынешним монахам синайским; малые же обители древние известны как им, так и любознательным путешественникам. Одни из них разрушены, а некоторые целы, но пусты. Разрушены 1) лавра Иоанна Предтечи близ Раифы, 2) дер 73 Антус в долине Руман у подошвы Ум-Шомара, 3) дер ... в Уади Барабра близ горы Мадсу, 4) дер Сигели на юго-восточной стороне Зербала при стезе, ведущей на вершину сей горы, 5) монастырь в Фаране, который еще в двенадцатом веке был цел, 6) дер Хабс в юдоли Фолийской, 7) дер ... на хребте горы Ель-Фрейи и 8) женская обитель св.Епистимии против Синайского монастыря. Все эти приюты разновременно были покидаемы пустынниками по причине лютого варварства туземных бедуинов, а окончательно запустели после 1643 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

А то, о чем я сейчас расскажу, произошло на моих глазах. Как-то ко мне в кабинет вошла небольшая группа паломников из Москвы. Только я поднялся, чтобы достать со шкафа скуфью, преподобного Амвросия, как одна паломница закричала диким голосом, упала на пол, стала биться. Все были ошеломлены. Поясню: скуфью батюшки принесла мне прихожанка из Козельска, сказав, что она хранилась у них дома, но поскольку монастырь открылся, то возвращает ее нам. Я положил святыньку на шкаф. Люди заходили в кабинет, я доставал скуфью, давал приложиться. Все с благоговением прикладывались. И вдруг такое! Бес сразу почувствовал святыню, его стало корежить… Сегодня Оптина пустынь вернула себе былое величие, до 200 человек возросло ее монашеское братство, а духовная мощь и потенциал еще больше усилились после прославления 14 Оптинских старцев и 17 монахов Свято-Введенского монастыря, пострадавших в годы гонений от советской власти. Оптина пустынь остается в моем сердце, как и Троице-Сергиева лавра, где я принял монашество, как и Данилов монастырь. Господь Вседержитель одарил меня великой радостью подвизаться в таких святых местах. Во Владимире, в епархиальном музее, с любовью создаваемом все эти годы митрополитом Евлогием и его помощниками, хранится вышитая шамординскими сестрами икона преподобного старца Амвросия. Она была подарена владыке, когда он был наместником Оптиной пустыни. Как при нем и с его участием открывалась Амвросиевская Казанская женская пустынь в Шамордино, — другая тема. Рядом с иконой лежит под стеклом письмо архимандрита Иоанна (Крестьянкина), написанное архимандриту Евлогию незадолго до его хиротонии во епископа. «Оптина прощается со своим наместником, и он прощается с тем, во что была вложена частичка сердца и масса трудов. А впереди еще большие труды, впереди распятие», — писал старец, предвидя, сколько трудов по возрождению духовной жизни на Владимирской земле архипастырю предстоит понести: ко времени вступления владыки Евлогия в управление  Владимирской епархией здесь не было действующих монастырей. Сегодня благодаря трудам архиерея обителей уже 30, и скоро откроются новые.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5185473...

Как говорили мы выше (с. 46), есть немалая вероятность усвоять заведение богадельни при монастыре самому преподобному Сергию. Заведенная самим преподобным или же спустя некоторое время после него богадельня была поставлена под монастырем, у Пятницкой церкви, при большой Московской дороге (с тою, как нужно думать, целию, чтобы проезжие и прохожие могли подавать милостыню богаделенным) 332 . После мужской богадельни, каковою была первоначальная, когда-то, до 1642 года, заведена была женская богадельня, которая была поставлена при той же Московской дороге, близ теперешней Вознесенской церкви 333 . В 1746 году обе богадельни сгорели и после сего соединены в одно место, или в одну богадельню, которая была поставлена при большой дороге на каком-то точно неизвестном месте, которое было после признаваемо совершенно неприличным для нее и которое, по всей вероятности, есть то самое место, где мы находим ее в позднейшее время, именно Красногорская площадь. В 1768 году прежняя богадельня (по всей вероятности, построенная из старого леса) пришла в крайнюю ветхость и было поднято дело о постройке новой богадельни, причем, как мы сейчас указали, был возбужден вопрос и об ее перенесении на новое место, по причине совершенного неприличия для нее ее старого места. Скоро ли была построена богадельня и была ли перестроена – не имеем сведений. В 1818 году Московский губернатор писал архиепископу Августину: «на Красногорской торговой площади находится доныне принадлежащая монастырю Святотроицкия Сергиевой лавры ветхая деревяннаго строения богадельня, составляющая собою по ветхости строения и всегдашней неопрятности одно только безобразие». Наместник лавры в своем представлении Августину (как нужно думать, в ответ на его запрос) признавал, что «лаврская богадельня действительно ветха и стоит не на месте», и предлагал построить новую на том месте, где стоит теперь лаврский дом, отдаваемый под трактир. Августин написал на представлении наместника: «по сему исполнить», с чего в 1818 году и началось дело о построении новой богадельни вместо старой, которая, как видно на плане Красногорской площади, находящемся в деле о строении новой богадельни (1817 г., 20), стояла в линию с часовней, саженях в семи-восьми от нее на север. После Августина и после первого его преемника Серафима богадельня была построена при втором его преемнике, Филарете, как мы сказали, в 1822–1823 годах. Это именно есть тот дом, который стоит рядом с посадскими торговыми рядами и который теперь отдается под трактир (а старая богадельня, «по предположению очистки площади», еще до построения и до начала строения новой богадельни была сломана в 1821 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010