Разделы портала «Азбука веры» Архиерейское богослужение [греч. αρχιερατικ λειτουργα, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде — богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь » ( Игнатий Богоносец , сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8); поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности — зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же). Согласно древним описаниям христианского богослужения — «Апостольскому преданию» (III b.), «Апостольским постановлениям» (ок. 380), «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитик», koh. V — haч. VI b.) и др.,— епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств Евхаристии и Священства, но и Крещения, Mvponoмaзahuя, Покаяния. Следы этого есть и в более поздних богослужебных книгах: в РНБ. O. n. I. 14. Л. 48 об. 68 об., XIV b., и во мн. др. рукописях говорится об архиерее, совершающем Крещение и Mvponoмaзahue; принятый ныне в греч. Церквах Архиератикон содержит особый чин обручения и венчания, совершаемый архиереем (за Божественной литургией или отдельно — ρχιερατικν. Σ. 126—139); чины отпеваний по совр. печатным Требникам считают обычным участие архиерея (Требник Большой. Л. 104 об., 126) и т. д. Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским. В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея: «Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается мvpoм, а мvpo освящается одним архиереем… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мvpa… Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни cb. мvpa, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» ( Симеон Солунский . О священном помазании. Гл. 77 (в рус. изд. (45)). Идея связи епископа и прихода постоянно подчеркивается: имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением; Евхаристия совершается на антиминсе, подписанном архиереем.

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ [греч. ρχιερατικ λειτουργα, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде - богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа - Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» ( Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8); поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности - зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же). Согласно древним описаниям христ. богослужения - «Апостольскому преданию» (III в.), «Апостольским постановлениям» (ок. 380), «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитик» , кон. V - нач. VI в.) и др.,- епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств Евхаристии и Священства, но и Крещения, Миропомазания, Покаяния. Следы этого есть и в более поздних богослужебных книгах: в РНБ. О. п. I. 14. Л. 48об.- 68об., XIV в., и во мн. др. рукописях говорится об архиерее, совершающем Крещение и Миропомазание; принятый ныне в греч. Церквах Архиератикон содержит особый чин обручения и венчания, совершаемый архиереем (за Божественной литургией или отдельно - Αρχιερατικν. Σ. 126-139); чины отпеваний по совр. печатным Требникам считают обычным участие архиерея (Требник Большой. Л. 104 об., 126) и т. д. Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским. Рукоположение во епископа Рукоположение во епископа

http://pravenc.ru/text/Архиерейское ...

«Однако – по справедливому замечанию автора – самое тщательное изучение напечатанных здесь памятников не освобождает занимающегося означенным вопросом от весьма трудной обязанности прочитать в самых Архивах всю громадную массу подлинных Малороссийских Дел, даже тех, которые напечатаны в Актах Ю. и З. России». Это оказывается необходимым в виду того, что первые издатели означенных Актов вели свои работы не всегда тщательно: не досмотрели весьма многих важных документов, а некоторые дела, предназначенные для обнародования, напечатаны с существенными пропусками. Правда, этот дефект с успехом начал восполнять ревностный труженик науки Г.Ф. Карпов, но преждевременная кончина его приостановила эту работу, доведенную только до 1659 года, – и потому нашему автору для своих исследований предстояло прочесть все относящиеся к рассматриваемому им периоду подлинные Малороссийские Дела, находящиеся в московских Архивах Министерства Иностранных дел и Министерства Юстиции. Кроме того он работал в Государственном Архиве, в Московском отделе общего Архива Министерства Императорского Двора, в Московской Синодальной Библиотеке, в Архиве Московской Синодальной Типографии, в библиотеке Императорского Общества Истории и Древностей. Затем, когда исследование автора начато было уже печатанием, он счел нужным обозреть некоторые и южно-русские архивы, – именно: в Киеве, Чернигове и Харькове. Впрочем, материала, имеющего непосредственное отношение к тем автора, в этих архивах оказалось немного. Чтобы оценить значение архивных изысканий автора, нужно иметь в виду, что в том архиве, в котором ему приходилось дольше всего работать, как наиболее содержащем ценного для его исследования материала, т.е. Архиве Министерства Юстиции, Малороссийские Дела не только не имеют описей, но заключаются в громадных связках, зачастую разбитых, перемешанных, при чем начало дела иногда отделяется от середины и конца сотнями листов, относящихся к другим тоже разбитым и перемешанным делам. Бесспорно, что изучение таких дел, предварительно требующих приведения их в порядок, есть поистине египетская работа и с самой похвальной стороны рекомендует нашего автора, как энергичного труженика пауки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Помимо книжных свитков в «священной библиотеке» Птолемея находились также изображения языческих богов и царя, который подносил каждому из них соответствующие дары. Таким образом, библиотека как место хранения священных свитков оказывается уже в древности почти что храмом. В православном храме приносится Богу жертва хвалы, и сам Бог становится искупительной жертвой за человеческие грехи. Хотя в современных библиотеках нет алтаря и оформленного храмового пространства, они в идеале могут все же оказаться весьма близкими храму. Храмовое служение немыслимо без надлежащей подготовки, без очищения души и тела, без опыта келейной молитвы и домашнего любомудрия и размышления о Боге. Для достойной подготовки к нему необходим опыт углубленного чтения и проникновение в священные слова Священного Писания и молитв. Также и библиотека: в ней хранятся священные книги, или книги, которые в ту меру, в какую они оказывают благотворное воздействие на душу, могут рассматриваться как святыня. И, наконец, следует сказать особо и о проникновенном читателе, примером для которого могут послужить ревностно относившиеся к чтению монахи. «Божественное чтение» (lectio divina) входило в неотъемлемый круг самых основных обязанностей древних монахов, в жизни которых перемежалась молитва, чтение и рукоделие. Размышляя над сокровенными смыслами священных книг они писали пространные экзегетические трактаты, спорили о разных вариантах толкования и находили согласные друг с другом решения. Несмотря на то, что современная аудитория зачастую не только не монастырская, но нередко просто далека от каких-либо ценностей, ей есть чему поучиться у своих предшественников. Они были совершенно не похожи на некоего неграмотного и не стремящегося к грамотности монаха, которого обличал выдающийся эрудит XII в. Евстафий, архиепископ Фессалоникийский: «Но, увы, зачем же ты, о безграмотный, монастырскую библиотеку приводишь в порядок в соответствии с расположением своей души, сам не обладая письменами, лишая и ее письмоносных сосудов? Оставь ее хранить под своим покровом честное. Придет кто-нибудь после тебя, кто или изучит письмена или любитель письмен» ( γρμματα μαθν λλ Читатель ценностно ориентированной библиотеки не имеет права на равнодушие, на всеядность, на леность. Для восприятия подлинного знания необходимо прилежание, ревность, открытость, готовность к творчеству, к традиционному и одновременно свободному восприятию того, что он прочтет в книгах; необходим подвиг, готовность соотнести свою жизнь со священными словесами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Автора «Всемирной хроники» нельзя поставить на высоту, достигнутую античной историографией. Труды ее корифеев — Фукидида, Полибия, Аппиана, Тацита и других — запечатлели не только сами события древности, но и донесли до нас элементы той философии истории, которая явилась прогрессивной ступенью в процессе познания мира. Иоанна Малалу нельзя также поставить в ряд и с его близкими современниками — Прокопием, Агафием, Феофилактом Симокаттой. Они выступали еще как наиболее талантливые представители античной историографии на византийской почве, у которых лишь кое-где начинает пробиваться христианская идеология. Иоанн Малала принадлежит уже средневековой эпохе. Это — монах-компилятор: он дает сводку чужих произведений, считая это не только своим правом, но и своей обязанностью. Хроника Иоанна Малалы — новый тип христианско-византийской монашеской литературы. Она основана на множестве источников, в том числе на произведениях античных авторов, но хронист пользуется ими главным образом из вторых рук — из более поздних компиляций римского и византийского времени. Лишь о правлении Юстиниана — своей современности он писал самостоятельно, и поэтому наибольшую ценность в качестве исторического источника имеет как раз 18-я книга хроники, авторская принадлежность которой вызвала некогда большие споры в науке (Малала здесь строго ортодоксален, в других же частях его труда обнаруживаются следы монофиситства). «Всемирная хроника» Иоанна Малалы писалась уже не для узкого круга знати и образованных людей, а для широких масс, прежде всего для многочисленного в Византийской империи монашества. Автор хроники не ставил перед собой больших историко-философских или политических задач. Он задался целью дать нравоучительное в христианском духе и в то же время занимательное чтение. Эту задачу Малала успешно выполнил. Из-под его пера вышла книга, написанная образным языком и вместе с тем проникнутая христианско-апологетическим освещением событий. Сказочные эпизоды, чудесные происшествия расцвечивали радужными красками ткань повествования. Зачастую, однако, в угоду занимательности автор жертвовал логикой исторического изложения. В отличие от своих предшественников, византийских историков VI в., Малала далек от стремлений критически проверить доступный ему фактический материал. Перед нами — причудливое переплетение важных исторических событий и анекдотов, ярких характеристик исторических деятелей и чудесных явлений природы, достоверных фактов и легенд. Неразборчивость в подборе источников в соединении с недостаточной образованностью автора привели к тому, что «Хронография» Иоанна Малалы (особенно в первых 15 книгах) пестрит самыми примитивными и абсурдными ошибками и анахронизмами. Лишь для VI в. она ценный, хотя и нуждающийся в постоянной критической проверке, источник.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

«По учению отцов, жительство... единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно проверять по писанию отцов... Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещевают в руководство Священное Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных... братий» (I, 563)… «Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола» (2 Сол. 2, 10-12) (V, 73)». Немного о стиле Особое внимание хочется обратить и на стиль произведений современной детской православной литературы. Приторно-сладкий, примитивный, скучный. Видимо, авторы считают, что употребление таких слов, как Бог, Господь, Крест, Причастие и им подобных уже делают произведение православным, духовным. Зачастую сочетания выбранных слов оказываются удивительно неуместными, показывают полную стилистическую глухоту автора: «Но… Человек предполагает, а Бог располагает. Как на грех, вечером того же дня позвонила бабушка». (Бог и грех фактически через слово – это, безусловно, признак настоящего православного произведения!). Или такое: «Ангел мой светлый! – ахнула девочка и, вспомнив свою обязанность, потребовала, - Молись Господу нашему Иисусу Христу!» (неясно, что она вспомнила? Что ее обязанность «требовать» что-то у Ангела Хранителя?). Или другая девочка объясняется следующим образом: «Богу виднее… Бог по-другому меряет, не то, что люди…. Ты в Бога не веришь, - значит, главную заповедь нарушаешь» и т.д. Особым атрибутом православной книжки становится Таинство Причастия. Оно должно либо упоминаться в книге, либо присутствовать в ней, то есть, главный герой должен обязательно причаститься. Приходилось даже слышать мнение о том, что мол, православной литературой может считаться только та, в которой герои причащаются. Таким образом, из числа православных, а следовательно, достойных внимания, авторов автоматически выпадают Достоевский, Чехов, Пушкин, Толстой, Лесков, Гаршин, Лермонтов, Островский, Шукшин, Распутин, Бондарев, В. Быков и другие. Ведь их герои живут без Причастия! И уже не волнует таких читателей, что герои этих произведений всю жизнь свою решают проблему добра и зла, соотносят свое бытие именно с высшими христианскими образцами добродетели, страдают, переживают, рождаются в вере, в поступке, в подвиге. Нет, раз они не причащаются, значит, не православные.

http://pravoslavie.ru/207.html

Впрочем, римское великодушие позволило всем обходиться и без своего собственного названия — и не только отдельным людям, но и целым народам. Так, в прошлом иберы, тирренцы и сабиняне именуются теперь римлянами. Если же Апион не признает такого гражданства, пусть больше не называет себя александрийцем. Ведь, как я прежде и говорил, он родился в самой отдаленной части Египта, и с чего бы ему быть александрийцем, если дарованное гражданство не имеет силы, как, по его словам, в нашем случае? Между тем одним только египтянам ныне господствующие над ойкуменой римляне отказали в праве какого-либо гражданства. Он же настолько великодушен, что, удостаивая себя самого быть причастным тому, в чем было ему отказано, взялся при этом оклеветать тех, кто обладает этим преимуществом по законному праву. Ибо Александр не из-за недостатка в жителях поселил некоторых из наших соотечественников в построенном им с такой основательностью городе; лишь после того, как Александр совершенно убедился в их благонамеренности и преданности, он пожаловал нашим предкам сей дар. Ибо к народу нашему он относился с уважением, что подтверждает, говоря о нас, и Гекатей: ведь за послушание и верность, которые доказали Александру евреи, он отдал им во владение область самаритянскую, не облагая ее налогом (Ср. 1Мак 10.30:38, 11.34). Подобно Александру к александрийским евреям относился и Птолемей Лаг. Ведь он доверил им египетские сторожевые посты, заранее зная, что они верой и правдой будут исполнять свой долг, и когда захотел утвердить свою власть в Кирене и в остальных ливийских городах, он отправил туда на проживание часть еврейского населения. После него Птолемей, прозванный Филадельфом, не только возвращал всех попавших к нему в плен евреев, но и зачастую наделял их деньгами. И что самое главное, он пожелал узнать наши обычаи и познакомиться с книгами Священного Писания. Именно поэтому он попросил прислать ему тех людей, которые смогут сделать для него перевод Закона, а позаботиться о том, чтобы этот труд был исполнен с надлежащей тщательностью, он поручил не кому-нибудь, но повелел взять на себя эту обязанность Деметрию Фалерскому, Андрею и Аристею — тому самому Деметрию, славившемуся в свое время ученостью, и двум другим, собственным телохранителям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

Немаловажное значение имеет в храме ризница. Ее состав должен соответствовать годовому кругу богослужения, здесь должно быть все для совершения таинств и треб. Сосуды, книги, церковная утварь – предметы священные, редкие, художественные, зачастую древние, их надо беречь, помня об их святости и уникальности. Отношение к утвари – всегда очень большой показатель культуры и веры священнослужителя. Случается, что недостаточное внимание уделяется книге «Апостол» – после прочтения очередного зачала, ее порой оставляют, где попало. Святые иконы, антиминс, святое миро, Евангелие, плащаница, святые кресты требуют особого отношения со стороны священнослужителя. Они должны быть в храме в подобающем виде, без порчи и утрат, и прикосновение к ним должно быть всегда благоговейное, бережное, как к предметам священным. Очень важно их правильное хранение в соответствующем месте. Если требуется реставрация, то ее можно доверять только опытным реставраторам – в противном случае можно навсегда испортить древнюю икону, шитье, чеканку или эмаль. Ценить художественные достоинства утвари, их древность, знать их историю обязан каждый священнослужитель. Это его прямая обязанность. Необходимо иметь в храме иконы на все дни церковного года, и все их следует заботливо беречь. Имеются различные способы хранения икон, облачений, книг и утвари, важно только предотвратить от порчи и преждевременной гибели сокровища ризницы каждого храма. Иконы, шитье и облачения никоим образом нельзя мазать маслом, одеколоном, духами; серебро нельзя чистить кислотами. На воздухах, пеленах, облачениях, в камилавках и вообще всюду, где есть подкладки, они должны быть чистыми. Илитоны и платы также должны иметь безукоризненный вид. Я уж не говорю о святом антиминсе – каждому священнослужителю понятно, что антиминс на престоле его храма должен быть в порядке: он должен быть освящен православным епископом, иметь святые мощи и содержаться в должной чистоте и опрятности. Ветхие предметы, негодные к употреблению, следует сжигать в отдельном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Такое явление, как кюрэ д " Арс во Франции в XIX в. и его литературные отголоски в священниках героях Бернаноса являются только исключением. Повторяем, что это вовсе не означает, что священник есть в последующее время истории церкви синоним капиталиста, кулака, эксплуататора, как это зачастую представляется в пропагандной литературе. Что же выработала церковная практика в вопросе материального обеспечения священника? И как к этой практике может и должен относиться священник? В общем выработано жизнью три способа разрешения этого вопроса: 1) " питаться  от  алтаря»,  т.  е.  брать  вознаграждение за требы; 2) получать жалованье  от  государства  или центральной церковной власти и 3)получать  установленное   и  определенное вознаграждение от своего прихода; Все эти способы имеют свои достоинства и недостатки. 1. «Питаться от алтаря». Основание этому принципу дано в Св. Писании: «священнодействующие питаются от святилища; служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. IX:13). Надо признать, что это начало «жить от благовествования», завещанное от апостолов, ими в жизнь проводимое и освященное долгой, многовековой практикой церкви, стало почти повсеместным обычаем. Древность не знала иного способа обеспечения своего клира. Другие способы разрешить материальный вопрос священнослужителя внушены уже в новейшее время и диктуются скорее некоторыми «новыми идеями». Каковы же отрицательные стороны этого принципа «жить от жертвенника»? Священники новые, молодые и по преимуществу «с направлением» обычно выставляют следующие возражения против этого способа вознаграждения: 1) священнику унизительно брать за требы; 2) получается впечатление какой-то симонии, т. е. продажи благодати Св. Духа за деньги; 3) при этом способе возможны злоупотребления, поборы с паствы, и у священника бесконтрольно   развивается   корыстолюбивое   отношение к своим пастырским обязанностям; 4) в  бедных  и  необеспеченных  приходах  и областях священник при таком способе ставится в положение часто очень необеспеченное и может быть даже нищенское.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3503...

     Таким людям можно как-то помочь? Насколько они позволят... Для многих началом исправления, внутреннего преображения является искренняя исповедь с осознанием своих немощей. Зачастую от некоторых из них люди просто не хотят отказываться. Вы знаете, на Афоне в каждом монастыре или возле него есть высокая башня, откуда в древности монахи высматривали неприятеля и сообщали братии о появлении пиратов или разбойников. Так вот, духовник обители, игумен являются такими «башнями», куда можно спрятаться, это «стены монастыря», за которыми братия может укрыться. В монастыре мы ограничены уставом, правилами, обязанностями, послушаниями, совестью, обычаями монастырскими. Всё это нас утесняет в своеволии, и именно это не дает нам возможности быть уязвленными врагом. Монах «прячется» посредством правил и воздержаний и не дает врагу зацепиться за него. Если даже враг и зацепится, – не вытащит из монастыря. Но ежели в человеке есть нечто, за что может враг ухватиться, тогда инок, держащийся за свою страсть, уходит. Какие еще внутренние вызовы и проблемы приходится преодолевать монашествующим в наши дни? Одна из главных проблем современного человека – рассеянность. Он старается охватить всё и сразу. Однако добродетель возрастает в нас по мере того, насколько мы отказываем себе в тех или иных желаниях, влечениях, удовольствиях. Надежда должна быть только на Господа, а не на свои силы. Доверия и надежды на Бога нам не хватает. А еще – мистической веры в присутствие Божие здесь и сейчас.      Как научиться доверять Богу? Что для этого нужно? Добровольное предание себя в руки Божии. «Сами себя и друг друга и всю жизнь», и всех ближних наших, и обстоятельства жизни нашей, недостатки и немощи наши, и друзей, и недоброжелателей наших Христу Богу предадим. Господь обещал: И се, Аз с вами есть во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Этот отрывок из Евангелия мне особо запомнился тем, что Господь всегда присутствует в нашей жизни. Вот мы с вами беседуем, и Он посреди нас. Когда мы сознаем присутствие Бога рядом с нами, мы совсем по-другому себя ведем.

http://pravoslavie.ru/106531.html

  001     002