Очень многие люди, всю жизнь отходившие в храм, идут прямиком в ад. И когда в аду оказываются, очень удивляются. Об этом в Евангелии сказано – двери Царствия Небесного закрываются, они говорят: «Господи, Господи, открой нам», а Господь: «Отойдите, Я не знаю вас». «Как же так? – спрашивают.– Мы ели, пили перед Тобой, мы все время в храм ходили, сколько свечей сожгли, одних записок наподавали рублей на восемьсот». Но Господь отвечает: «Это все Мне не нужно совсем». Ему нужно, чтобы изменилась природа человека, чтобы он стал подобен во всем Богу: кроткий, смиренный, милосердный, трудолюбивый, независтливый, как наш Господь Иисус Христос. «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» – вот Он как сказал. Но в нас этого не только нет, а мы даже и не стремимся к этому. А если иногда нам кто-нибудь укажет, поставит нас на место, имеем еще наглость обижаться. И это даже возмутительно, потому что как христианин может обижаться? Это свойство человека, совершенно чуждого Бога и Церкви. Нет на земле такой казни, чтобы мы ею искупили свои грехи; нас убить каждого нужно сто раз – и тем не менее мы еще кичимся, что-то еще требуем, в таком устроении пребываем. И это совершенно неправильно, поэтому надо в этом каяться, то есть менять свою жизнь. А для этого нужна решимость встать именно на этот путь. Вот придем на исповедь, скажем: каюсь, Господи, да, действительно, я гордый, напыщенный, тщеславный, пустой человек, глупый, но Ты меня прости, помоги, хочу встать на новый путь. И если наше желание будет искреннее, мы почувствуем, как в сердце придет благодать Божия. И тогда, причастившись, мы сможем свое желание исполнить, очиститься от страстей – не своей силой, конечно, а Божией, потому что мы сами себя очистить не в состоянии. Вот я такой-сякой, окаянный. А как взять себя и переделать? Можно мускулы накачать, можно здоровьем своим позаниматься, подлечиться с помощью врачей, и то если Бог даст. А как душу переделать? Никак не переделаешь. Недаром говорят: горбатого могила исправит. И купель крещения есть именно образ могилы. Человек в крещении должен умереть от греха и воскреснуть для новой жизни. Вот и надо нам каждому для старой жизни умереть, чтобы эта духовная могила нас исправила – тогда у нас все будет совершенно по-другому. А если не будет, какой смысл в нашей жизни? И надо это глубоко осознать, покаяться и каждый раз, подходя к исповеди, думать: а в чем мне с сегодняшнего дня надо исправиться? Потому что многие грешат даже смертно – и не думают об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Давайте переведем этот разговор на бытовой уровень. Муж с женой поссорились; из опыта известно, что если принимается только одна точка зрения, то конфликт не затихает; он будет исчерпан тогда, когда обе точки зрения будут приняты во внимание, когда вырастет чувство доверия, способность преодолевать трудности в семье. К сожалению, я не мог прочитать все лозунги, которыми меня приветствовали оппозиционные политические группы, но какие-то отдельные слова попадали в поле зрения. Ведь это удивительно — чего только не говорят о Патриархе лишь потому, что у него есть иное видение положения дел! И при этом обращаются к Патриарху с просьбой: " Вы, пожалуйста, удовлетворите все наши требования, а если не удовлетворите, то мы будем продолжать говорить, что Вы такой-сякой " . Но ведь так не бывает! Во всей методологии, которая сегодня предлагается для уврачевания раскола, изначально заложена бессмыслица. Поэтому мое слово ко всем православным заключается в следующем: Церковь должна осознать, что она — родной дом для всех, для правых и левых, для восточных и западных, для демократов, коммунистов, националистов — для всех. Исходя из своей миссии быть общим пространством для всех, она должна выстраивать свои отношения с миром. Если сегодня идея автокефалии радикально политизирована и привязана к политическому выбору определенных групп, то как под эту реальность может быть сверстана вся жизнь православных, когда большое количество с этим не согласно? Значит, нужно объединяться вокруг общей идеи. Но автокефалия такой общей идеей не является — не потому, что якобы есть какие-то имперские происки Москвы (глупость, которую часто обрушивают на людей СМИ), а потому, что такова наша история. Киев — это южная столица русского Православия. Иногда нам приводят в пример другие страны: в Чехии и в Словакии — Автокефальная Церковь, в Албании — Автокефальная Церковь. Но Чехия и Словакия ни для кого не были Иерусалимом и Константинополем! И Тирана ни для кого не была духовным центром всей Церкви! А Киев — это наш Иерусалим и Константинополь, это сердцевина нашей жизни! И если закрыть глаза на тысячелетнюю историю и сказать: «Ничего страшного, мы уже двадцать лет независимы, давайте все здесь перекроим», то это будет не просто отказом от истории, это будет отказом от Предания Церкви. И потому все эти радикальные призывы к автокефалии основаны исключительно на политических аргументах. Вот такой удивительно наивный аргумент: в суверенном государстве должна быть независимая Церковь. Откуда это? Покажите мне хотя бы один канон. Ссылаются на каноны, имея в виду 34-е Апостольское правило, где говорится, что каждый епископ должен знать своего старшего. Вы все знаете своего старшего — Блаженнейшего Владыку Владимира. Канон полностью исполняется. Но нигде не сказано, что в суверенном государстве должна быть суверенная Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/707283.htm...

Есть мнение, его высказывает блаженный Иероним, что, очевидно, эти люди были известны израильтянам. И они были чем-то важны, раз он дерзнул их помянуть. Потому что все остальные пророки не поминают своих родных до четвёртого рода вверх. Вот я -  Андрей Юрьевич, т. е. я, Андрей, сын Юрия. Мой отец, покойный Юрий Михайлович, он сын Михаила. Мой дед, покойный, Михаил Дмитриевич, сын Дмитрия. А уж чьим сыном был Дмитрий, я не знаю. Вот вы отца своего знаете, наверняка, вы носите отчество. А европейские паспорта не предполагают наличие отчества, там есть только имя и фамилия. Уже не важно, чей ты сын. Хотя это вещь мистическая. Нужно знать своего отца. И когда ты не знаешь отца своего – это духовная безотцовщина. Пусть отец не очень хорош, пусть он такой-сякой, ну, Бог ему  судья. Но отца знать надо, и отчество носить надо. Отчество у нас пока есть, слава Богу. Дальше будем видеть, как жизнь будет развиваться. Наверняка мы знаем и имя своего деда через отчество отца. А вот дальше? Первая строчка этой книги наталкивает на желание вспомнить, а кто вообще мой отец, кто мой дед, кто мой прадед, кто мой прапрадед, если вообще возможно об этом узнать? Где погребён, где жил, чем занимался. Допустим, мой дед родился в Казахстане (я сейчас фантазирую), потом переехал в Сибирь, из Сибири переехал в Центральную полосу, где родился мой отец, например, а потом я с ним путешествовал тоже... Могилы в разных местах, люди разбросаны. Если раньше человек имел больше возможностей прийти на могилу, не только к отцу, но и к деду, и к прадеду, и к прапрадеду, то сегодня люди вообще не имеют такой возможности. Потому что они разбросаны, они просто как горсть песка. Перед ветром брошены, и ветер разметал их всех в стороны. Нам нужно иногда об этом задумываться. Поменять мы ничего не сможем. Уже по нашим эфирам мы знаем, что звонят нам из Нью-Йорка, из Атланты, из Теннесси, из других штатов Америки. Звонят из Дании, из Бельгии. Очевидно, эти люди не родились в Бельгии, Дании, Теннесси, Атланте, они родились где-нибудь в Костроме, Ярославле.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

Откройте эти стихи — настолько сильное предсказание Христа — игнорируем полностью. Слышите, как здорово: «Не Твоим ли Именем бесов изгоняли, пророчествовали, исцеляли — Твоим». Ответ Христа: — ух, какой сильный ответ!: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие». Не смотрим мы на того, кто творит, по какой причине. Нам важно чудо, предсказание, — и утонули в этом болоте. И он пишет дальше: «Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия, и потому почитаться святым и рабом Божьим». Ой, что у него! Иконы висят, святой водичкой брызгает, «Отче наш» читает… Ай-ай-ай, как дети!.. Вы знаете, прямо дети… Иконы висят православные… Прямо дети — как будто апостол Павел никогда не писал, что сам сатана в образе ангела света может явиться. Вот какое детское сознание. То есть приходится удивляться. «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия, и потому почитаться святым и рабом Божиим. А от сего происходит то, что демоны с воплем именуют людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их, и они принуждены бежать от одержимых ими». В данном случае он пишет о чём? — О том, что сейчас называется отчитка. Кричат бесы: о, ты такой-сякой, и бегут: как будто. Элементарное лукавство и обман. Видите, три причины производимых чудес называет Иоанн Кассиан Римлянин . Чудеса разного рода — исцеление, изгнание бесов, прозрение — всё это относится к категории чудес. Три — и от благодати Божией, когда святые люди исцеляют, — и показал очень интересно — по причине искренней веры тех, кто думает, что вот сейчас их этот человек исцелит, эта икона исцелит, этот человек исцелит, эти мощи исцелят, и по причине искренней веры вот этих людей — каких? Грешных. Но вот эта искренность их веры, как он пишет, может являться причиной того, что произойдет чудо. Третью причину называет — явно демонического характера, откровенно.

http://azbyka.ru/video/o-misticheskix-ya...

Но вот несчастье – соловьи мало-помалу стали исчезать. Причиною же сего оказались кошки, которые усердно ловили их для своей потребности, не различая соловьев от мышей. Между прочим, старец Макарий любил держать в своих келлиях кошек как полезных домашних зверьков, способных истреблять известных вредных грызунов, только отнюдь не любил ласкать их. Павел Степанович, как любитель соловьиного пения, возревновал против этих неразборчивых истребителей. В досаде на них и, вероятно, надеясь на обычную снисходительность Старца, он пришел к нему и бесцеремонно начал говорить: „Благословите, батюшка, побить кошек“. Озадаченный такой неожиданной просьбой и видя в просителе настойчивость и несмиренное расположение духа (что в монашестве считается нетерпимым злом), Старец, со своей стороны, спрашивает: „За что же, за что их побить?“ – „Да как же, – отвечает тот, – они всех соловьев поели“. – „Ну так что ж? – продолжал Старец. – Это их естественное свойство“. Да как затопочет ногами, зашумит на Павла Степановича: „Ах ты, сякой-такой! Ишь, затеял что!“ Павел Степанович повернулся было к двери уходить, как Старец начал поддавать ему подзатыльник. И стучит, и шумит, и под затылок поддает. Хотел было Павел Степанович поскорее выбежать вон, но так растерялся, что ощупывает руками дверь и никак не может ее найти, а Старец продолжает штурмовать. Наконец он кое-как выбрался на дорожку и от сильного огорчения тут же дал себе слово непременно хоть куда-нибудь уйти из Оптиной Пустыни, говоря, что тут каторжная жизнь. Сложившись с таким помыслом, он уже и от Старца отшатнулся: дня два или три ходит мимо Старца, не кланяется ему, ни под благословение не подходит, и даже не смотрит на него. Видит Старец, что Павел огорчился до крайности. Пришел как-то сам к его келлии и сотворил по обычаю монастырскому молитву. Послышался внутри келлии ответный „аминь“. „Благослови, брате, войти“, – сказал Старец. Был ответ: „Бог благословит“. Вошел Старец, помолился на святые иконы и затем с краткою речью обратился к Павлу Степановичу: „Павел, Павел! Ты обиделся на меня? Обиделся? Ну, прости меня“.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

— Возможности социализации на приходе — это, действительно, спасение для многих людей не только с проблемами характера, но и тех, кто страдает от психологических или даже психических недугов. Порой даже совсем молодые люди аккумулируются в приходах, потому что среди своих сверстников в миру они не находят полноценного общения, хотя бы потому что общаться с ними тяжело. Здесь они находят себя, ощущают собственную нужность и полезность через дела милосердия и любые другие формы внебогослужебной работы. Мегаполис — это сообщество одиночек, здесь миллионы одиноких людей живут бок о бок, разделенные бетонными стенами. Плывем в толпе, как рыбки, и не видим, кто рядом с нами. А потом, сам ритм жизни в мегаполисе очень давит на психику. Церковь здесь является островком умиротворения и покоя, а главное —местом, где все должно делаться по любви к ближнему, пусть и не всегда это получается. — А как можно организовать правильную работу с такими прихожанами, чтобы никого не обидеть и в то же время не делать вид, что проблемы нет? — Даже самые благие намерения должны быть подкреплены знаниями, чтобы не навредить. Как проходят любые курсы на приходах? Появляется какой-то специалист и сам предлагает что-то. Приход, как семья, как организм, который сам определяет свои болевые точки и приоритетные направления. Это невозможно сделать искусственно. Мы вот говорим сейчас, и я задумался, а может, провести у нас на приходе такой ликбез в виде нескольких лекций? — Да, может многие поймут, что рядом с ними живет кто-то «странный», кто нуждается в помощи или представляет угрозу. — А может быть по-другому. На кого-то повесили клеймо, что он такой-сякой больной, а можем наоборот говорить, что ему нужна духовная или просто человеческая поддержка. У него в жизни так сложилось, что он ощетинился, и все его считают сумасшедшим. Палка о двух концах. Мы, скорее всего, говорим не о том, чтобы вешать ярлыки психбольных на людей, а наоборот снимать их. С советского времени имеет место стигматизация психически больных. Обратиться к психиатру считается неприличным, это вроде как потеря репутации. На самом деле, это не так. Забота о своем здоровье подразумевает и контроль этой сферы — ничего постыдного в этом нет.

http://pravoslavie.ru/124625.html

Мы не видим душ человеческих. Есть закон, который можно кратко выразить так: дух творит себе соответствующие формы. То есть духовное состояние и каждого человека, и народа в целом обуславливает всю совокупность жизни. Как в каждом человеке его духовное состояние определяет его направление мысли, его философию, если хотите, определяет его дела, его отношение к другим людям, так и положение государства, его законы, течение жизни в нем определяет духовное состояние его народа. Мы любим ругать начальство: и президент у нас такой-сякой, и министры, и наш начальник… Да потому что мы сами такие! И как глубоко наш народ выразил эту идею в пословице: «По Сеньке и шапка»! Дурная власть вовсе не в наказание нам. Но духовное состояние народа, кристаллизуясь, выражается, в частности, и в том, что у народа оказываются такие вот руководители. Да, ничего без воли Божией не может быть. Я упал в лужу. По воле Божией? Конечно. Но следует ли из этого, что я и дальше должен по воле Божией лежать в луже? Нет. Но я же по воле Божией упал! И что? Мы часто не понимаем вот этого: тот факт, что я упал в лужу, должен подвигнуть меня задуматься. Над чем? – Над собой. Случайностей нет. И то, что мы называем Промыслом Божиим, происходит в результате нашего того или иного отношения к духовным законам жизни. И совокупное состояние духа рождает соответствующее явление в жизни, причем вплоть до природных явлений. Катаклизмы – это наказание Божие? Нет! Это естественное следствие того духовного состояния, в котором находится человечество «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть» (ср.: Быт. 6: 3). И когда человечество погружается в плоть, случаются катаклизмы, Можно много примеров тому вспомнить – и библейских, и не библейских. Да хотя бы потоп или Содом и Гоморру. Что это? Наказание? Мол, вы грешная плоть, и Я вас уничтожу? Нет, это естественное следствие того духовного состояния, в котором находилось тогда человечество. Естественное! И преподобный Марк Подвижник говорил о том же: что не Бог каждый раз творит то-то или то-то, а это действие законов, которые установил Бог, и об этом только невежды не знают. Все совершается по этим божественным законам. Вот он, Промысл Божий.

http://pravoslavie.ru/96608.html

А приезжал я часто. Беседовали с батюшкой, иногда удавалось вместе с ним послужить. И всегда мы кланялись ему через знакомых. К сожалению, я не писал батюшке, думал, что он и так сильно загружен, ведь ему писали люди отовсюду… А он всегда молитвенно помнил нас, а мы его. Отец Иоанн, вероятно, знал отца Алексия или отца Сергия Мечёвых. И когда открыли этот храм, тогда он прислал нам в благословение икону святителя Николая. Этот образ и сейчас находится у нас в Никольском приделе у жертвенника. Небольшой, в древнем стиле, мы его храним как великую святыню. Так что духовная связь у нас была и остается, я думаю. Считаем что отец Иоанн великий человек, все мы его очень почитаем. А вот что вспоминал отец Александр об архимандрите Алипии (Воронове). Рассказывал ему кто-то из иконописцев или люди, имеющие отношение к научной стороне в реставрации. Когда отец Алипий был в лавре, он занимался иконописью, он же кончал что-то художественное. После армии он был послушником, а может быть уже иеродиаконом Долго не давали разрешения на реставрацию Успенского собора. А роспись уже запылилась, потемнела местами. Поставили леса, и отец Алипий на лесах потихонечку делает реставрацию. Вдруг, в один день, приходит дама с документом, что она из охраны памятников, и просит посмотреть, что здесь делается без разрешения. Влезает она на леса, видит – монах, реставрирует. Она говорит: «Что вы тут делаете?» – «Паучков снимаем». – «Вы же неграмотный монах! Вы же испортите иконопись! Где ваше начальство?» – «Там, – говорит, – наместник есть, заместители». – «Сейчас же прекратите! Я пойду искать начальство. И чтобы этого больше не делали!» «А я, – говорит о себе отец Алипий, – думаю: пока она там походит, пока найдет, я тут много успею сделать». И продолжает заниматься. Потом она приходит, опять скандалит. Кто-то с ней пришел. И она начинает. «Что ж вы, такой, сякой…». Отец Алипий говорит: «Знаете что, леса высокие, а я в армии был, контужен, за себя не ручаюсь. Не грубите очень». И так на нее наступает, и так потихоньку стал спускаться вниз с лестницы.

http://pravoslavie.ru/put/061124170620.h...

Но важно не только это. Нам важно вернуть доброе имя царя Николая II . Поскольку много было грязи и клеветы на Царскую семью и на Царя, сейчас главным образом нам нужно трудиться над тем, чтобы обелить, прояснить, правдиво осветить жизнь и деятельность Царской семьи. Когда я служил в Екатеринбурге, все 12 лет мы пытались это делать. Проводили конференции, организовывали выставки, встречи с учёными-историками. И я видел, как менялось отношение людей к Царской семье. Ведь нам внушали, что Царь - такой-сякой: развалил страну, был слабым и т.д. А он ведь был Верховным главнокомандующим армии и флота, и когда он возглавил армию, сразу победы пошли, он ведь фактически довёл войну до победного конца. Оставалось немного до победы. Если бы не революция... Как это сочетать? Как он мог быть слабым? Наоборот, он был очень даже сильным. - Владыка, вы были организатором теперь уже традиционного ежегодного Царского крестного хода после ночной литургии 17 июля. Вы каждый год участвуете в Крестном ходе? - Да. Каждый год на протяжении уже 17 лет я участвую в Крестном ходе от места убиения Царской семьи к месту уничтожения или глумления над их святыми останками, в монастырь Святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме. Начиналось всё с нескольких сотен человек. Потом уже стало более организованно. Пошли и 5 000, и 10 000, и 15 000, и 20 000. Мы радовались: слава Богу, наконец-то к Царю, к Императору относятся всё более серьёзно. Народ идёт, почитают, вспоминают. Люди начали понимать, что с этим государственным деятелем, с Помазанником Божиим свершилось что-то невероятное, что-то страшное, ужасное, такое, что мы и не можем осознать. Я так думаю, что чем больше мы постараемся обелить имя Государя от грязи, восстановить правду о святой Царской семье, тем и проблема с останками будет решаться быстрее, намного быстрее. Может, сам Император пока, а может, и Сам Господь сдерживает решение этого вопроса, потому что нет у нас правильного отношения к Царской семье. Когда мы организовывали крестные ходы, я думал: почему вся Россия не собирается? Ведь это же - Император, Глава государства. Ну, вот в этом году я насчитал за 100 тысяч участников Крестного хода. Приятно, что число крестоходцев растёт, но что значит 100 000 на всю Русскую державу?!

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/23/...

Мы знаем, что Ирод с большим уважением относился к Иоанну Предтече и с большим вниманием всегда его слушал. Однако, опьяненный, он так увлекся танцем дочери Иродиады Саломеи, что пообещал ей в награду всё, что она захочет, даже до полцарства. Молодая девчонка пошла к матери, а та подговорила ее просить на блюде голову Иоанна Предтечи. Когда Ирод услышал такую «просьбу», то, думаю, он мгновенно протрезвел, пришел в себя, но… Поступил «чисто по-пацански»: «пацан сказал – пацан сделал». Он не отрекся от своих слов в угоду своей гордыне и царской репутации, и в итоге – умертвил праведника, о котором Сам Христос говорил: «Над рожденными женами выше не было человека». Действительно, на что только люди способны в угоду общественному мнению, в угоду тем окружающим, мнением которых они дорожат, даже если эти люди не имеют отношения ни к вере, ни к Церкви, а просто находятся рядом с ними. Так и в этой ситуации: нужно не осуждать Ирода в очередной раз, что вот, он такой-сякой, так поступил. Этот праздник – в назидание всем нам. Это повод задуматься: а готовы ли мы пожертвовать своей репутацией ради Христа? И сколько раз в своей жизни в угоду общественному мнению мы поступались своей верой… Кто из троих виноват больше? Думаю, все в равной степени. Но больше — виноват объединивший их воедино грех. Этот грех соединил сначала Ирода и Иродиаду в незаконном сожительстве, а затем получил продолжение на пиру через поступок Саломеи. Всегда так бывает: оступившись раз и не имея желания измениться, продолжая жить греховной жизнью, упорствуя в своем заблуждении, человек доходит до того, что совершает еще больший грех. Протоиерей Александр Авдюгин: «Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может» Гордыня Ирода и основанная на похоти злоба Иродиады породили то, что дочери, Саломее, было все равно, что попросить, лишь бы выполнить желание матери. Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может. Ей, наверное, никто и никогда не показывал и не рассказывал, что такое грех и что высшее в мире есть образ Божий – человек.

http://pravmir.ru/useknovenie-irod-irodi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010