1002. Николаевский – Рождество – Богородицкий – Возминский, Возмицкий или Вотьмицкий и Зимитцкий, мужской, ныне слобода Возминская, Московской губ., Волоколамского у., в 1 вер. к вост. от Волоколамска по дороге в Москву, при рч. Разде- ришке. Носомненно существовал уже в XV ст., когда в нем принял послушание преп. Иосиф, основатель Иосифова-Волоколамского м-ря. Упразднен в 1764 г., а церковь Рожд. Богородицы обращена в приход. В Воскресен. летописи сказано под 1294 г.: «кн. вел. Дмитрий Александров, пострижеся в черньци и в схиму на Волоце, тогда же ту и преставися, и везоша его в Переяславль». Не относится ли это известие к этому м-рю? “Ист. Росс. Иер.», III, 577; Ратшин, 284; “Прибавл. к изданию Творений Св. Отцов», 1851 г., 502, 503; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 42; “Памят. кн. Твер. губ. на 1868 г.», Отд. II, 77, 9; 253, 3; 258, 25; “Твер. губ. в.», 1854 г., 50 (грамота 1564 г.); “Москов. губ. в.», 1850 г., 47 (Опис. Волокол. у.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VI, 107, 143, 145 (архим. Алексей Полиемов, 1508 г.); VII, 14; “Пут. по свят. мест. Русск.», I, 117; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 247, 58; “Акты Археогр. Эксп.», II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; архим. Васьян); Ключевский, “Жит. свят.», 295 (архим. Вассиан); “Дополн. к Акт. истор.», XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 131 (Духов. 1503 г. кн. Иулианы, супруги кн. Вас. Борис. Волоцкого), 132 (Духов. 1504 г. к. Ив. Борис. Волоцкого), 151 (Духов. 1523 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого), 200 (Духов. собор 1580 г. о недвиж. собств. м-рей; архим. Селиверст); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 19, 23 (Памятъ 1706 г. Маркелу о повсегоднем сборе на жалов. драгунам); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., II, смесь, 23 (в 1754 г. с 502 душ крест. давалось 15 руб. на содержание семинарии); 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 502 душ. крест.); 1881 г., I, жизнь и деятельн. митроп. Даниила, 143 (архим. Акакий, брат преп. Иосифа Волоколам., с 1522 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ко времени правления Василия III Иоанновича относится активное каменное строительство в Москве, в первую очередь церковное, в т. ч. завершение начатого при Иоанне III формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом Василия III Иоанновича в новый великокняжеский дворец в 1508 г. было закончено оформление Благовещенского собора – домовой церкви великокняжеской семьи: покрыт и позолочен верх, сделана внутренняя роспись (фрески выполнены Феодосием и Владимиром, сыновьями иконописца Дионисия), на иконы положены драгоценные оклады из золота, серебра и бисера. К 1508 г. итал. архитектор Алевиз Новый закончил строительство Архангельского собора – родовой усыпальницы моск. великокняжеской семьи (постройка начата в 1506) и воздвиг ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1508 г. др. итал. мастер – Бон Фрязин построил храм-башню Иван Великий «под колоколы». 1514-й год был ознаменован заложением по велению Василия III Иоанновича более 10 каменных храмов в Москве, строительством которых занимался Алевиз Новый. После взятия Смоленска в 1514 г. великий князь дал обет основать монастырь, в 1524 г. началось строительство Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря в Москве, завершенное в 1525 г. Итал. мастера принимали участие в возведении каменного собора Рождества Богородицы (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровой слободе (10-е гг. XVI в.), ставшей загородной резиденцией Василия III Иоанновича Ряд каменных храмов в Москве был сооружен по повелению великого князя в 1527 г.: в честь Преображения на великокняжеском дворе, во имя св. вмч. Георгия у Фроловских ворот, во имя св. князей Бориса и Глеба на Арбате. Внешняя политика Внешняя политика Василия III Иоанновича развивалась в тех же основных направлениях, которые были выработаны при его отце. В отношениях с Великим княжеством Литовским главной целью оставалось возвращение русских, укр., белорусских земель с православным населением. На протяжении большей части правления Василия III Иоанновича продолжалась русско-литовская война, начавшаяся в кон. XV в. (войны 1493–1494 и 1500–1503, в ходе которых к России при Иоанне III были присоединены значительные территории). В начале княжения В. И.– в 1507–1508 гг. военные действия были не столь успешными, как в предшествующее правление, им предшествовала неудачная попытка Василия III Иоанновича занять освободившийся литовский престол. В ходе военных действий 1512–1522 гг. русского войска взяли Смоленск (присоединение его к России зафиксировано в русско-литовского соглашении 1522 г.), были сделаны неудачные попытки взять Полоцк, др. города.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Ок. 1498 г. (ГИМ) Ко времени правления В. И. относится активное каменное строительство в Москве, в первую очередь церковное, в т. ч. завершение начатого при Иоанне III формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом В. И. в новый великокняжеский дворец в 1508 г. было закончено оформление Благовещенского собора - домовой церкви великокняжеской семьи: покрыт и позолочен верх, сделана внутренняя роспись (фрески выполнены Феодосием и Владимиром, сыновьями иконописца Дионисия ), на иконы положены драгоценные оклады из золота, серебра и бисера. К 1508 г. итал. архитектор Алевиз Новый закончил строительство Архангельского собора - родовой усыпальницы московской великокняжеской семьи (постройка начата в 1506) и воздвиг ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1508 г. др. итал. мастер - Бон Фрязин - построил храм-башню Иван Великий «под колоколы». 1514-й год был ознаменован заложением по велению В. И. более 10 каменных храмов в Москве, строительством к-рых занимался Алевиз Новый. После взятия Смоленска в 1514 г. вел. князь дал обет основать мон-рь, в 1524 г. началось строительство Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря в Москве, завершенное в 1525 г. Итал. мастера принимали участие в возведении каменного собора Рождества Богородицы (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровой слободе (10-е гг. XVI в.), ставшей загородной резиденцией В. И. Ряд каменных храмов в Москве был сооружен по повелению вел. князя в 1527 г.: в честь Преображения на великокняжеском дворе, во имя св. вмч. Георгия у Фроловских ворот, во имя св. князей Бориса и Глеба на Арбате. Внешняя политика В. И. развивалась в тех же основных направлениях, к-рые были выработаны при его отце. В отношениях с Великим княжеством Литовским главной целью оставалось возвращение рус., укр., белорус. земель с правосл. населением. На протяжении большей части правления В. И. продолжалась русско-литов. война, начавшаяся в кон. XV в. (войны 1493-1494 и 1500-1503, в ходе к-рых к России при Иоанне III были присоединены значительные территории).

http://pravenc.ru/text/150787.html

В правление Раду III Валашское княжество оказалось под влиянием Порты, к-рая с этого времени стала утверждать на трон валашских господарей; последние были обязаны выплачивать дань и участвовать в военных походах султана. Наступил почти полувековой период значительного влияния Молдавского княжества на Валашское: св. Стефан III, не желая иметь покорного Порте соседа, неск. раз вторгался в Валашское княжество, посадил на трон сначала Басараба III, затем Басараба IV Молодого (чел Тынэра) Цепелюша (1477-1482). Однако в нач. XVI в. Валашское княжество полностью подчинилось Порте ( Giurescu D. C. 1973. P. 420-431). Валашское княжество в кон. XV-XVI в. Господарь Раду IV Великий (чел Маре) (1495-1508), старший сын господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) (1481, 1482-1495), правил на рубеже веков и получил прозвище Великий благодаря успешной внутренней политике. Внешняя политика была построена на лояльности к Венгерскому королевству и Порте: Раду IV регулярно платил дань османам, практически каждые 3 года ездил поклоняться султану; в 1497 г. был заключен мирный договор с Венгерским королевством (ратифицирован в 1507). В 1507 г. внешнеполитическое спокойствие было ненадолго нарушено поддержкой Раду IV претендента на молдав. престол Романа из Кошерени, в ответ на что правящий молдав. господарь Богдан III Кривой (1504-1517) ввел в Валашское княжество войска. Примирение было достигнуто путем переговоров, которые вел митр. Унгро-Влахийский свт. Максим ( Бранкович; ок. 1505 - после 1508). Раду IV принадлежит заслуга реорганизации Церкви: ок. 1504 г. он пригласил для этой цели проживавшего в Адрианополе (Эдирне) свт. Нифонта II (К-польский патриарх в 1486-1488, 1497-1498), к-рый стал митрополитом Унгро-Влахийским. Митр. Нифонт II перенес митрополичью резиденцию из Куртя-де-Арджеша в Тырговиште (рядом с резиденцией господаря), организовал в Олтении епископию (митрополия времен Владислава I Влайку утратила свое значение), подчиненную митрополиту Унгро-Влахийскому; в связи с увеличением населения создал Бузэускую епархию. Раду IV известен также как ктитор: он наделил различными привилегиями множество церквей, основал мон-рь Дялу, архитектурный комплекс которого признан наиболее значительным строением того времени, построил церковь в Говоре и неск. монастырей в Сербии (Лапушня и др.). При Раду IV в Валашском княжестве (в Тырговиште) в 1508 г. появился 1-й печатный станок и была издана 1-я книга, Служебник на церковнославянском языке, подготовленный иером. Макарием из Черногории. Благодаря умеренной политике Раду IV смог примирить враждующие группы бояр, установив в стране мир ( Giurescu C. 1943. Vol. 2. Pt. 1. P. 127-133).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

«Видение хутынского пономаря Тарасия» – одно из «чудес», входящих в распространенную редакцию «Жития Варлаама Хутынского». В основе «чудес» этой редакции «Жития» лежат устные легенды, бытовавшие в Новгороде и связываемые с личностью популярного новгородского святого. Возникали они как рассказы о достопримечательных событиях и уже позже включались в «Житие». За рассказом о видении пономаря Тарасия, которое произошло в 1505 г., стоят реальные события новгородской истории. В 1506–1508 гг. в Новгороде свирепствовала моровая язва. Вот что пишет об этом новгородский летописец: «При великомъ князе Василье Ивановиче всея Руси и при архиепископ новгородцкомъ, владыц Серапион, бысть въ Новгород моръ велми великъ железою, паде же и людеи безсчислено, и того бысть по три осени. Послднюю же осень, лта 7016 (1508), паде людей, мала и велика, мужеска полу и женьска, 15000 душь и 400 безс четырехъ головъ» (Четвертая Новгородская летопись. – ПСРЛ, т. IV, ч. I, вып. 2. Л., 1925. С. 460). В том же 1508 г. в Новгороде произошел пожар, про который летописец пишет, что такого страшного пожара еще никогда не бывало. Назвав число сгоревших – 2314, летописец добавляет: «утопшихъ же и згорвьшихъ в пепелъ число Богь всть, а горло день да нощь да на завътрее до полуденъ» (там же. С. 461). Оба события, хронологически следовавшие одно за другим, объединились в сознании новгородцев в единое бедствие и послужили основой легенды о видении пономаря Тарасия, которая возникла под свежим впечатлением от несчастий, обрушившихся на Новгород. Д. С. Лихачев очень убедительно соотносит время возникновения рассказа о видении хутынского пономаря с постройкой в монастыре в 1515 г. нового храма: «В 1515 г. по повелению московского князя Василия Ивановича в Хутыне на холме был воздвигнут новый Преображенский собор – самый высокий по своим размерам из новгородских церквей. Это был один из немногих поздних новгородских храмов, имевших внутренний ход на кровлю, с которой открывался единственный и неповторимый вид на Новгород: город расстилался на юг от собора, был виден во всех своих деталях, а за городом, как бы нависая над ним, на самом горизонте стояло казавшееся выпуклым Ильмень-озеро. Открывавшаяся с крыши Хутынского собора панорама могла быть поводом к созданию легенды» (Лихачев Д. С. Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI–XVII вв. М., 1959. С. 90). Изобразительность рассказа о видении пономаря Тарасия нашла отражение в новгородской живописи: до нас дошло семь новгородских икон, посвященных этому сюжету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период его предстоятельства господарь больше вмешивался в дела Церкви. При нем св. Стефан III вывел владения мон-ря Путна из непосредственной юрисдикции М. м., в 1490 г. он определил границы Рэдэуцкой епископии. Митр. Георгий I упоминается в грамоте от 17 нояб. 1502 г. (о мон-ре Путна), в 1503 г. в афонском мон-ре Зограф он заказал ученику митр. Феоктиста I мон. Висариону переписать славянскую рукопись «Толкования на книгу Иова» (Bucur. Acad. Româna. slav. 96; Pelin. 2007. P. 294), в 1504 г. он отпел св. Стефана III и помазал на царство его сына Богдана III. В конце жизни митр. Георгий I удалился в Нямецкий мон-рь, принял схиму с именем Давид; скончался 1 апр. 1508 г. К этому времени юрисдикция М. м. распостранялась на уезды Верхней страны: Сучавский, Нямецкий, Дорохойский, Хырлэуский, Кырлигатурский, Ясский, Хотинский, Сорокский, Орхейский и Лэпушненский. Уезды Нижней страны (Тигечский, Тигинский и Килийский) в составе Романской епископии также входили в М. м. ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 354). О Молдавском митр. Феоктисте II известно в основном из летописи его ученика, еп. Романского Макария II (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 81, 95, 96). В молодости буд. иерарх принял постриг в Нямецком мон-ре, там же он получил хорошее образование. Благодаря своим духовным качествам был избран настоятелем Нямецкого мон-ря и руководил обителью 17 лет. При нем св. Стефан III воздвиг в обители ц. в честь Вознесения Господня. В 1500-1508 гг. Феоктист стал епископом Романским, в апр. 1508 г. поставлен митрополитом Молдавским. Помазал на царство господарей Штефана IV (1517) и Петру IV Рареша (1527). В 1522 г. было закончено строительство митрополичьего кафедрального собора во имя вмч. Георгия в Сучаве (начато при Богдане III в 1514): на юго-вост. пилястре нартекса храма сохранилось изображение митр. Феоктиста II в черном клобуке, крещатых ризах (полиставрионе) и с архиерейским посохом в правой руке. Летописец еп. Макарий II называл его учителем Молдовы. Сведений о его лит. деятельности мало, сохранились Типикон и Псалтирь 1523 г.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЭТАН ТИЕНСКИЙ [Гаэтан Тиенский, де Тьене; лат. Caetanus (Gaetanus) Thienaeus, de Thiene] (окт. 1480, Виченца, Сев. Италия - 7.08.1547, Неаполь, Юж. Италия), св. католич. Церкви (пам. 7 авг.), деятель Контрреформации в Италии, основатель ордена театинцев . Младший сын виченцского кондотьера Гаспара де Тиене и гр. Марии ди Баттисты да Порто. Потеряв в возрасте 2 лет отца, воспитывался матерью, терциаркой доминиканского мон-ря св. Венца (Санта-Корона) в Виченце. Учился в Падуанском ун-те; в 1504 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права (in umroque jure). В том же году стал клириком, приняв тонзуру от Пьетро Дандоло, еп. Виченцы. В 1505 г. на принадлежавшей семье земле в Рампаццо (близ Виченцы) основал ц. во имя св. Марии Магдалины. В нач. 1507 г. приехал в Рим. Ок. 1508 г. при поддержке знатного генуэзца Джованни Баттисты Паллавичино, епископа Кавайона (с 1517 кардинал), К. Т. приобрел должность апостольского протонотария в Римской курии, ведал папской корреспонденцией. Осенью 1508 г. папа Римский Юлий II даровал ему в качестве бенефициев приходы Пресв. Девы Марии в Мало и Брессанвидо. В 1509 г. участвовал в переговорах с целью примирить власти Венецианской республики и папу Римского (в 1508 папа был одним из организаторов Камбрейской лиги, действовавшей против Венеции). В 1515 г. папа Римский Лев X передал К. Т. на 6 месяцев в качестве комменды мон-рь св. Колумбана в Бьяндрате, неск. позднее предоставил ему каноническую диспенсацию , и в течение 3 дней (27-30 сент. 1516) К. Т. был последовательно посвящен в субдиакона, во диакона и рукоположен во пресвитера (1-ю мессу он отслужил в ц. Санта-Мария-Маджоре на Богоявление (6 янв.)). Католич. св. Каэтан Тиенский. Икона. XXI в. (Частное собрание) Католич. св. Каэтан Тиенский. Икона. XXI в. (Частное собрание) В 1515-1517 гг. К. Т. принимал активное участие в деятельности оратория (от orare - молиться) Божественной любви, сложившегося при рим.

http://pravenc.ru/text/1683995.html

митрополитом Геронтием. Таким же образом, по повелению Иоанна, разобраны и созданы вновь еще три древние обветшавшие храма Кремля: собор Благовещенский на великокняжеском дворе, собор Архангельский и церковь святого Иоанна Лествичника (Иван Великий). Над построением первого трудились теперь (1484–1489) псковские мастера; Архангельский собор по образцу Успенского и в большем против прежнего размере соорудил (1505–1508) миланец Алевиз Новый, а церковь святого Иоанна Лествичника воздвиг (1505–1508) зодчий Фрязин Цебон. Вообще же число церквей в Москве при Иоанне III было уже довольно значительно: так, в 1472 г. сгорело не в самом городе, или Кремле, а только в посаде 25 церквей; в 1475 г. сгорело в самом Кремле 12 деревянных церквей и 11 каменных обгорело; в 1488 г. опять только в посаде сгорели еще 42 церкви. Сын и преемник Иоанна великий князь Василий с усердием украшал прежние церкви в Москве: он велел (1508) расписать по золоту свой придворный Благовещенский собор, обложил в нем все иконы серебром, золотом и жемчугом и позолотил самый верх церкви, отчего она начала именоваться златоверхою, а чрез несколько лет (1515) велел расписать внутри весь Успенский собор, и это расписание было столь «чудно и всякия лепоты исполнено», что все входившие во храм поражались и как бы переносились на небо. С не меньшим усердием великий князь сооружал в Москве новые церкви: в 1514 г. он повелел заложить и воздвигнуть разом десять каменных церквей, в том числе Рождества Пресвятой Богородицы на своем дворе, святого Владимира в Садех, святого Леонтия Ростовского и святого Петра, митрополита Московского , за Неглинною, поручив все эти работы одному и тому же мастеру Алевизу Фрязину, а в 1527 г. поставил разом еще три каменные церкви, в том числе Преображения Господня на своем дворе. Царь Иоанн Васильевич IV не уступал двум своим предшественникам в украшении своей столицы святыми храмами. После страшного пожара 1547 г., истребившего или разрушившего более или менее почти все здания в Москве, Иоанн возобновил, между прочим, три главных кремлевских собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский, и при этом верхи двух первых позолотил.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

При князе Дмитрии Донском деревянные стены Кремля заменили (в 1366–1368 гг.) на стены из белого камня, отчего летописцы стали называть Москву Белокаменной. Через сто лет, в 1485–1495 гг., Иоанн III перестроит стены и башни по последним достижениям фортификационного искусства и облицует их красным кирпичом. В перестройке Кремля примут участие итальянские зодчие, создавшие на протяжении 1475–1508 гг. грандиозный архитектурный ансамбль, дошедший в значительной мере до наших дней. В эти годы архитектор А. Фиораванти возводит новый Успенский собор (1475–1479), архитектор А. Новый – Архангельский собор (1505–1508) , Б. Фрязин – колокольню Ивана Великого (1505–1508). Но Благовещенский собор (1484–1489) построят известные псковские мастера Кривцов и Мышкин. Создается главная Соборная площадь Кремля, на западной стороне которой строится дворец Ин. 3 , включавший Большую Грановитую палату (архитекторы М. Руффо и П. Солари). Но главным храмом Православной Руси на протяжении трех столетий станет величественный собор во имя Успения Божией Матери. Он станет местом, где молились московские князья, венчались на царство, избирались главы Русской православной церкви, а затем – и местом почетных захоронений митрополитов и патриархов. Здесь найдут упокоение мощи девятнадцати иерархов церкви, начиная от митрополита Ионы. Здесь найдет покой и первый московский святой и чудотворец митрополит Петр, и первый Патриарх Московский и всея Руси Иов, и патриарх Гермоген, замученный поляками. История строительства этого грандиозного собора такова. Как свидетельствует летописец, летом 1471 г. митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, а своды его уже были подкреплены толстыми бревнами. Великому князю Иоанну III также требовался новый кафедральный собор, соответствовавший бы статусу возвысившегося централизованного Русского государства. Строительство огромного собора по образцу Успенского собора во Владимире, но только превосходящего его размерами, было поручено известным русским зодчим из Пскова Кривцову и Мышкину. Но начатое в 1472 г. строительство не было завершено, так как почти законченный собор неожиданно рухнул от землетрясения («труса»), произошедшего 20 мая 1474 г. Летописец так свидетельствует об этом: «бысть трус во граде Москве и церковь Святой Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В 1346 г., при вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан. В том же году «мастерю Бориско слил три колокола великиа, а два малыя» (Симеоновская летопись//ПСРЛ. Т. 18. С. 95); согласно Никоновской летописи, мастер имел прозвище Римлянин, что может указывать на его происхождение. В 1475 г. в церковь были перенесены саркофаги с мощами святителей из разобранного 2-го Успенского собора («Того же месяца 16, бысть пренесение мощей чюдотворца Петра из церкви Пречистыа в Иван Святый под колоколы, и прочих митрополитов, Феогнаста, Киприана, Фотиа и Ионы. А в 17 мистр Венецийский Аристотель начят разбивати церкви Пречистыа непадшая стены новыя» - ПСРЛ. Т. 12. С. 157). Об объемном решении храма 1329 г. можно судить только по результатам раскопок 1913 г. под рук. П. П. Покрышкина, в ходе к-рых была раскрыта часть сооружения, имеющая граненый внешний абрис. В вост. части внутри были открыты экседра, к-рая может быть интерпретирована как апсида, и кладка сев. и юж. стен. Фрагменты не дают оснований для реконструкции здания как «средней высоты башнеобразного призматического восьмигранника с закомарами, барабаном и главой» ( Кавельмахер, Панова. 1995. С. 77), сделанной по подобию более поздних столпообразных церквей «под колоколы» XVI в. Небольшой фрагмент архивольта, найденный в забутовке фундамента храма 1505-1508 гг., позволяет высказывать предположения о его наружном декоре. Однако фрагмент можно лишь условно относить к храму 1329 г., поскольку весной 1505 г. было разобрано 2 церкви времени вел. кн. Иоанна Калиты: Архангельский собор 1-й трети XIV в. и храм «под колоколы». Т. о., в забутовку фундамента новой И. Л. ц. могли попасть блоки от обоих храмов (встает вопрос о намеренном использовании в забутовке фундамента каждого вновь строившегося храма материала его предшественника). Храм 1505-1508 гг. По сообщениям летописи, «тогда же и другую церковь разобраша Иоанн Святый Лествичник, иже под колоколы, созданную от великого же князя Ивана Даниловича в лето 6836, заложиша новую церковь Иоанн Святый не на старом месте» (ПСРЛ. Т. 12. С. 258-259). Это известие стоит сразу после сообщения о разборке старого и закладке нового собора арх. Михаила, происшедшей 21 мая 1505 г., из чего можно сделать вывод о начале сооружения И. Л. ц. весной того же года. Ее строительство было завершено через 3 года, в 1508 г., одновременно с Архангельским собором и ц. Рождества св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (точная дата освящения И. Л. ц. неизвестна).

http://pravenc.ru/text/577898.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010