В Киевской митрополии этот чин еще назывался чином поставления «аколита». Аколит – это искаженное слово «аколуф» от rpeч. a,ko¢louqoV– спутник, провожатый. Несмотря на то что это слово греческое, у греков аколуфов не было (их обязанности исполняли иподиаконы), это чисто латинская должность, что еще раз подтверждает, что на юге Руси чин появился под латинским влиянием. Как показывает само имя, чтец имел обязанность читать при богослужении Священное Писание. Но читал он, не как теперь, только некоторые книги Священного Писания, а все без исключения, т.е. делал не только то, что теперешний чтец, но то, что принадлежит теперь к прерогативам пресвитера и диакона. Само искусство чтения в те времена не принадлежало к таким распространенным явлениям, как в наши дни. В особенности среди малообразованного первохристианского общества человек, умевший читать, мог быть поставлен высоко. Кстати, тогдашний способ написания книг (scriptio continua) без знаков препинания и без промежутков между словами был чрезвычайно труден для чтения; не всякий мог легко научиться читать рукопись. И Церковь действительно ценила чтецов, исполнявших свое дело как следует. Чтецу принадлежала не только механическая функция чтения Священного Писания в собраниях, но, что особенно важно, он имел право еще и толковать его для верующих публично; также чтецы выступали проповедниками. В одном из памятников II в. – Canones Ecclesiastici – чтецы даже ставятся выше диаконов, хотя к клиру и не причисляются. Этот счастливый период в истории чтецов продолжался до середины III века, а затем значение чтецов стало уменьшаться. Зачисление их в клир и отведение им здесь невысокого места сильно подорвало их значение и престиж. Включение чтецов в разряд клириков, и притом низших, происходит в первой половине III в. В середине же III в. окончательно определяется положение чтецов в клире. В правление папы Корнилия († 251 или 253 г.) они причисляются уже к одной группе с привратниками и экзорцистами. От чтецов стали требовать только чтения, не поручая им более важных функций, причем из книг Священного Писания, которые читал чтец, было исключено Евангелие (его стали читать диаконы, пресвитеры и епископы). Впрочем, в течение III в. должность чтецов на практике еще не превратилась в должность низшего разряда, какою она стала в более позднее время, а из некоторых фактов начала IV в. видно, что и тогда чтецы еще не потеряли некоторого значения.

http://azbyka.ru/istoriya-chinov-hirotes...

И современная практика как русской церкви так и прочих православных церквей допускает брак иподиаконов после хиротонии и их второбрачие. Впрочем, в настоящее время вопрос о браке иподиакона потерял практическое значение в восточной церкви, так как степень иподиакона является здесь почти всегда лишь переходной 897 . b) Должность чтеца возникла независимо от должности иподиакона и, по-видимому, ранее ее. Из Евангельского рассказа о чтении Иисусом Христом Св. Писания в Назаретской синагоге видно, что у евреев каждый член синагоги имел право читать в ней Св. Писание ( Луки 4:16 , ср. 2, 2Кор. 3:13 сл. Деян. 13:15; 13:21 ). Такой порядок был принят и в древней христианской Церкви. Здесь не было чтеца (ναγνατης), но был читающий (ναγνσκων, см. Апок. 1:3 ) или, вернее, читающие, т. е. не существовало особой должности чтеца, а читали умеющие и желающие. Но так как умеющих читать было не много, то обычно эта обязанность выполнялась одними и темп же лицами, которые постепенно выделились из среды прочих и получили название чтецов. Такое выделение совершилось не везде одновременно и тогда как одни свидетельства (напр. καταστσις το κλρου 898 , сирийская дидаскалая 899 , надпись в катакомбе II и. 900 , Тертуллиан 901 говорят о чтецах, другие одновременные или даже позднейшие памятники знают лишь читающих: Псевдо-Климент 902 , Иустин Мученик 903 , и др. Но возникновение особой должности еще не означало причисления к клиру, и таковое причисление произошло значительно позднее. У Тертуллиана чтец приравнивается к мирянам. Коммодиан называет чтецов flores in plebe 904 . Но уже папа Корнелий в 251 г. перечисляет чтецов в числе клириков римской церкви и существуют данные, что уже тогда был особый обряд посвящения их, так что они были клириками не только в каноническом, но и в литургическом смысл 905 . У Киприана чтецы уже везде причисляются к клирикам 906 . На востоке Евсевий Кесарийский причисляет к клиру и π το πλϑους ναγνσκειν εϑισμνων τξιν 907 , наравне с пресвитерами и диаконами. Лаодикийский собор причисляет чтецов к κκλησιαστικ τξις, наравне с иподиаконами (пр. 24) 908 . Антиохийский собор поручает хорепископам поставить (καϑιστον) вместе с иподиаконами и экзорцистами и чтецов (пр. 10). К клиру чтецы были причислены и декретом Константина Великого , освободившего клириков, в том числе и чтецов от многих гражданских повинностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

О чтецах упоминается еще в Ветхом Завете, где говорится, что во время Богослужения они «читали из книги законы Божия внятно и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» ( Неем. 8:8 ). В новозаветное время звание чтеца освятил Сам Господь, Который, придя в Назарет, вошел «в день субботний в синагогу и встал читать» ( Лк. 4:16 ). Должность чтеца известна была при апостолах ( Деян. 13:15,27 ). О ней говорится в Апостольских Постановлениях и указывается в сочинениях церковных писателей первых веков. Звание чтеца в Древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. Священномученик Киприан посвятил в должность чтецов исповедников Аврелия и Келерина, проявивших стойкость во время гонений. На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви – святые Василий Великий , Григорий Нисский , Иоанн Златоуст , Прокл, епископ Константинопольский, и другие. История Церкви говорит, что в больших храмах должность чтецов одновременно занимало большое количество клириков. Так, по законодательству Юстиниана при Софийском Константинопольском храме назначено было 110 чтецов (Кормч. кн., 2, гл. 44, прав. 1). В древности, как и в настоящее время, в обязанности чтецов входило чтение Священного Писания, за исключением Евангелия, при богослужении. Они были также хранителями священных книг и должны были возжигать светильники в алтаре и предносить светильник во время совершения богослужения пред священнодействующими в необходимых случаях. В Постановлениях Апостольских изображен чин посвящения чтецов, в котором епископу предписывается избрать чтеца, возложить на него руку и произнести молитву, содержащую просьбу ко Господу о даровании Духа пророческого рукополагаемому для чтения святых Писаний народу Божьему и о том, чтобы он, неукоризненно совершая возложенное на него дело, соделался достойным высшей степени служения чрез Христа. В 8 правиле Карфагенского собора (около 398 г.) говорится, что при поставлении чтеца епископ должен известить народу о его поведении, способностях и верности. После чего епископ дает ставленнику священную книгу для чтения, произнося: «Прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками слова Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Писания (818). Еще ранее подобные ограничения практикуются ни Западе. Толедский собор (400) запрещает иподиакону, низведенному за второбрачие в чтецы, читать апостол и Евангелие 921 . Говорить о певцах отдельно от чтецов нет ни нужды, ни возможности, ибо чтецы были в то же время и певцами, по крайней мере, за первые три века у нас нет свидетельств об особенной должности певцов. Такое совмещение было тем более естественно, что и речитативное чтение в древности было близко к пению и наоборот простой напев богослужебного пения был близок к чтению. Поэтому и древних памятниках иногда термины чтения и пения употребляются одно вместо другого, как равнозначащие 922 , а иногда говорятся о мелодическом чтении псалмов 923 . И многие памятники прямо говорят, что чтец исполнял обязанность певца 924 . Если в четвертом веке, как видно из 15 правила Лаодикийского собора, появились особые певцы, то эта должность все же относится к должности чтецов, как вид к роду, почему обычно о певцах или не упоминается особо и они разумеются под певцами или если и упоминается, то вместе с чтецами, при чем относительно тех и других делаются одинаковые предписания 925 . На Западе Рабан Мавр доказывает, что певцы составляют одну степень с чтецами 926 и в римской церкви позднейшего времени певцы действительно не составляют особой степени в ordines minores. Если иногда (напр. в Лаодик. 15) говорится о певцах особо, то только для того, чтобы отличить должностных певцов, состоящих в клире (τν κανονικν), от простых мирян, поющих в церкви 927 . И позднее певцы не обособлялись от чтецов. Хотя Вальсамон в толковании на Трулльское правило и 22 Лаодикийское и утверждает, что чин чтецов образован не для того, чтобы они пели, а чтобы читали с амвона божественные писания 928 , однако, если сравнить его толкование с толкованием Зонары на 22 Лаодикийское правило, то будет ясно, что Вальсамон говорит не о том, что было, а о том что должно бы быть, по его мнению, ибо Зонара пишет: «делом чтецов было читать божественныя писания в слух народа, как, это открывается и из имени их и из следующаго правила и из девяностаго (101) правила Карфагенскаго собора, но ныне их дело петь, а чтобы они читали, это бывает весьма редко» 929 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Здесь требуется отклонить объяснение, которого держатся многие. Епископ африканский Оптат милевский писал сочинение о схизме донатистов. Он рассказывает, что в начале IV в. явился у донатистов епископ в лице Виктора гарбенского. Этот Victor garbensis присутствовал на соборе нумидийском в 305 году. Он характеризует Виктора как пастыря без паствы; нельзя же считать за паству ничтожное число его последователей. Для паствы Виктора не нашлось места в сорока и более базиликах в Риме. Итак, римские христиане в начале IV в. имели более 40 базилик. Так как и Корнилий насчитывает 46 пресвитеров, то ученые и полагают, что при Корнилии у христиан было 40 богослужебных мест. Я думаю, что это не так. Корнилий называет 7 диаконов и 7 иподиаконов. Цифре 7 церковь римская всегда оставалась верна; тогда многие полагали, что в каждой церкви (епископии) не должно быть более 7 диаконов и иподиаконов. Параллельно с иподиаконами держался чин аколуфов, который считался почетным наряду с иподиаконами. Понятие аколуфов заключает в себе идею последования, сопровождения. Аколуфов Корнилий называет 42; эта цифра, делимая на 7, и дает 6 человек, а по разделении на 14 – 3 человека. В гражданском отношении Рим делился на 14 regiones. Деление Рима и в христианском отношении на 14 частей есть бесспорный факт: 7 диаконов и 7 иподиаконов=14. Это были лица, которым было поручено заведование 14 regiones, а аколуфы должны были сопровождать диаконов и иподиаконов при их обходе в определенном regio. Таким образом, мы получаем диакона и иподиакона во главе и трех аколуфов при каждом из них; 4 человека могли, например, легко перенести больного, если бы это потребовалось, и таким образом цифра 14 имеет смысл реальный и совершенно понятный. Тогда получит известное освещение и цифра 52, которой обозначает Корнилий число эксоркистов, остиариев и чтецов. Эксоркисты произносили заклинательные молитвы, например, при крещении. Нельзя думать, чтобы эксоркистов, чтецов и остиариев было поровну. Несомненно, что для каждого богослужебного места требовалось по чтецу и по остиарию – привратнику. В то время христиане должны были жить осторожно: возглас – «возлюбим друг друга» – и тогда даже формулировали так: «смотрите друг на друга и признавайте друг друга» (предосторожность против не-христиан); в то время совершать богослужение, не имея остиария, было бы неосторожно. Необходим был и чтец, так же, как остиарий. Но на 40 базилик невозможно было из 52 лиц получить по одному чтецу и остиарию. Следовательно, базилик было меньше. Легко предположить, что оставалось по 14 чтецов и по 14 привратников или остиариев, а может быть, чтецов было и больше – по 2 чтеца при одном богослужебном собрании, откуда 28 чтецов + 14 остиариев + 10 эксоркистов=52. Следовательно, весьма возможно, что в это время в каждом regio было только по одному месту для богослужебных собраний, куда собирались для богослужения в большие праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Несомненно, что законы о браке клириков на чтецов долгое время не распространялись. Пока чтецы были мирянами, они не могли подлежать тому, что было обязательно лишь для клириков. И мы, действительно, видим, что Тертуллиан , при всем своем ригоризме, перечисляя лиц, которым запрещено второбрачие, не упоминает о чтецах. Ничего не говорит о второбрачии чтецов и Коммодиан, хотя в своем стихотворении перечисляет многие добродетели, требуемые от чтецов 909 . Точно так же не запрещается второбрачие им и в Καταστσις 910 . Но после того, как должность чтеца сделалась подготовительной к должностям иерархическим 911 , запрещение второбрачия распространется иногда и на эту должность. Так, в и становлениях Апостольских требуется, чтобы чтецы были единобрачны. Св. Епифаний Кипрский дозволяет избирать в чтецы и из вступивших после смерти жены в брак со второй, на том основании, что «чтец не священник, а как бы книжник слова Божия», во дозволяет лишь в случае необходимости. И в последующее время мы не видим в памятниках церковного права единообразия в решении вопроса о второбрачии чтецов, и наблюдаем лишь борьбу разного рода мотивов, из которых одни говорят за допущение второбрачия, другие – против. За второбрачие говорит древняя традиция и характер служения чтеца, не имеющего отношения к алтарю, против – принадлежность чтеца к клипу, значение его должности, как подготовительной ступени к священнослужению, и, наконец, посвящение, ему даваемое. И вот мы видим, что в одних памятниках побеждают первые мотивы, в других – последние, в третьих предлагается известного рода компромисс. Так, решительно запрещается второбрачие чтецам в первом толковании Вальсамона на 17-е апостольское правило (1160) и в Пидалионе, также в толковании на 17-е апостольское правило. Из 14 правила Халкидонского собора видно, что во многих церквах, вероятно, западных, чтецам вообще запрещалось вступать в брак, т. е. их хиротесия приравнивалась к хиротонии. А из постановлений западных соборов мы водим, что там чтецам иногда запрещалась даже bigamia interpretativa passiva. Так 9 правило Таррагонского собора 516 года запрещает чтецам жениться на жене прелюбодейной или продолжать жить в браке с нею под угрозой исключения из клира 912 . Собор в Вайзоне 529 г. в 1 правиле советует безбрачных чтецов подготовлять к иерархическим должностям 913 . Гумберт свидетельствует, что римская церковь запрещает чтецам и второбрачие и брак на вдове (1054, прим.). Это запрещение существует в католической церкви и в позднейшее время, и Тридентский собор, (Sess. 23, с. 17) 914 дозволив ставит женатых в ordines minores лишь в случае крайности, запретил ставить второбрачных. Еще ранее запретил принимать второбрачных вообще в клир 2 Лионский собор 1274 г. (пр. 16) 915 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

А. Торопов Михаил Иванович Каринский родился 4/16 ноября 1840 г. в Москве в семье священника Иоанна Александровича Каринского. Мать – Мария Герасимнова Каринская (Лебедева). Михаил Иванович поступил на обучение в Московскую Духовную Семинарию в 1852 г. В 1858 г. с отличием закончил обучение в семинарии в этом же году поступает в Московскую Духовную Академию. Во время обучения в академии Михаил Иванович обучался философии у Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова он был известным русским религиозным философом того времени, является создателем “школы верующего разума”. В 1862 г. Михаил Иванович с успехом заканчивает Духовную Академию и получает степень магистра. А уже через год определен в Вифанскую Духовную Семинарию в качестве профессора по гражданской истории и греческому языку. В 1865 г. Михаил Иванович был переведен обратно в Московскую Духовную Семинарию в качестве профессора по латинского языку, логике и психологии, три года спустя он будет преподавать педагогику на 5 курсе семинарии. С. 217–218.] В 1867 г. после смерти В. Н. Карпова, Михаил Иванович предложил свою кандидатуру на вакантную должность на кафедре по логике и психологии в Санкт-Петербургской Духовной Академии, но конкур выиграл преподаватель Петербургской семинарии А. Е. Светилин. Деятельность Михаила Ивановича в стенах Петербургской Академии начинается с 1869 г., когда он избран советом Духовной Академии на должность доцента кафедры метафизики. В этом же году Керинский женится на Маргарите Викторовне Зотиковой из видной московской семьи Зотиковых. Для повышения уровня квалификации Михаил Иванович был командирован Святейшим Синодом в Германию на один год. Стажировка проходила в университетах Йены, Гейдельберга, Гёттингена, там Михаил Иванович слушал лекции известных немецких философов: К. Рейхлина фон Мельдегга, Р. Г. Лотце, К. Фишера, Э. Г. Целлера. По возвращении в Россию Каринский написал сочинение «Критический обзор последнего периода германской философии» (1873). В 1873 г. Михаил Иванович получает должность экстраординарного профессора по кафедре метафизики и с этого же года он начинает читать лекции по истории философии, которую будет преподавать до 1894 г., а уже через год подает прошение в Святейший Синод о переводе его на кафедру истории философии, прошение было удовлетворено. В 1880 г. Каринский защищает свою диссертацию «Классификация выводов» на факультете истории филологии Санкт-Петербургского университета и получает степень доктора. С. 268.]

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Karinsk...

Визитной карточкой культурно-просветительского проекта стал выпуск юбилейных календарей-плакатов на каждый месяц, охвативших историю России в контексте исторических знаковых дат Пермского края и города Перми XVIII-XIX веков, который презентовали во все сто пятьдесят четыре школы города Перми в преддверии юбилейного 2018 года, обеспечив ежемесячную сменную экспозицию в школах города в течение всего юбилейного года. Не случайно дальнейшей реализацией проекта было желание вернуть русскую классическую поэзию в школы Перми. Инициаторами проведения литературного конкурса юных чтецов русской классической поэзии «И только Слово выше Света» в школах Перми стали молодые, энергичные и целеустремленные Виктор Коровкин и Александр Запивалов. В 2012 году в Московском издательстве «Российский писатель» вышел мой поэтический сборник под названием «И только слово выше Света!» Было решено так и назвать конкурс юных чтецов русской классической поэзии. Первый конкурс юных чтецов прошёл в школе 108 города Перми, в котором участвовало более 30 учеников 1-3, 4-6 и 7-9 классов. Ребята сами отбирали, какие стихи русских классиков они будут читать. Читали Есенина, Маяковского, Тютчева и даже Плещеева со Спиридоном Дрожжиным... И, конечно, стихи Ярослава Смелякова, Александра Твардовского, Николая Симонова и многих других советских классиков. 26 апреля 2018 года в администрации Индустриального района Перми состоялся финал литературного конкурса юных чтецов русской классической поэзии «И только Слово выше Света», в котором приняли участие 43 финалиста от 14 школ Индустриального Перми. Общее количество участников конкурса составило уже почти четыреста школьников от 10 до 16 лет. Организаторы конкурса писали: «В очередной раз мы полностью убедились в правильности выбранного нами пути по возрождению и массовой культивации среди детей и подрастающих поколений живого интереса к литературе и русской классической поэзии! Конкурс прошел на высоком уровне организации и получился очень и очень Душевным! Ребята читали стихи с горящими глазами, эмоционально, выразительно, чувственно!!! Это было здорово!!!»

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/21/i_...

Примечания: 38. Ср. Van Espen, упом. соч., р.469.  Правило 14. Всем явно есть, яко порядок не разлучен от священства, и с точностию хранити относящияся к священству производства, есть дело Богу угодное. И понеже видим, яко некие, без руковозложения, в детстве приняв причетническое пострижение, но еще не получив епископского рукоположения, в церковном собрании на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами: то повелеваем отныне сему не быти. Сие же самое соблюдати и в рассуждении монахов. Рукоположение же чтеца творити позволяется каждому игумену в своем, и токмо в своем монастыре, аще сам игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения уже будучи пресвитером. Подобно и хорепископы, по древнему обычаю, с позволения епископа, должны производити чтецов. (Трул. 14, 15, 21, 33; лаод. 15). Согласно постановлению 15 правила лаодикийского собора, которое подтверждено затем 33 правилом Трулльского собора, никто не смеет с амвона в церкви читать или петь, если не был удостоен священного пострижения и не получил по правилам благословения от своего архипастыря, или иначе - без руковозложения (κτς χειροθεσας). Между тем во время этого собора бывало, что некоторые читали и пели с амвона, не будучи удостоены от подлежащего епископа руковозложения, но делали это просто потому, что в детстве приняты были в церковь для служения, носили косу как клирики и одежду клириков. Отцы собора запрещают теперь это, ибо это - неканонично (κανονστως), и определяют, что относительно этого должны иметь значение существующие уже правила (трул. 33 и лаод. 15). А поелику епископу, может быть, тяжело производить чтецов для всякой церкви в епархии, то правило позволяет совершать это еще хорепископам и игуменам. Относительно хорепископов правило говорит, что с дозволения епископа (κατ " πιτροπν το επισκπου) они могут производить чтецов. Об игуменах правило не говорит этого, но, по словам Вальсамона в толковании этого правила, за игуменом признано право производить чтецов без ограничения (διαστκτως); только правом этим он может пользоваться исключительно в своем монастыре, если имеет пресвитерский сан и законно произведен от своего епископа " в начальство игуменское "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

собора и 49 правила Трулльского собора. Примечания: 38. Ср. Van Espen, упом. соч., р.469. Правило 14. Всем явно есть, яко порядок не разлучен от священства, и с точностию хранити относящияся к священству производства, есть дело Богу угодное. И понеже видим, яко некие, без руковозложения, в детстве приняв причетническое пострижение, но еще не получив епископского рукоположения, в церковном собрании на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами: то повелеваем отныне сему не быти. Сие же самое соблюдати и в рассуждении монахов. Рукоположение же чтеца творити позволяется каждому игумену в своем, и токмо в своем монастыре, аще сам игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения уже будучи пресвитером. Подобно и хорепископы, по древнему обычаю, с позволения епископа, должны производити чтецов. (Трул. 14, 15, 21, 33; лаод. 15). Согласно постановлению 15 правила лаодикийского собора, которое подтверждено затем 33 правилом Трулльского собора, никто не смеет с амвона в церкви читать или петь, если не был удостоен священного пострижения и не получил по правилам благословения от своего архипастыря, или иначе - без руковозложения ( εοε). Между тем во время этого собора бывало, что некоторые читали и пели с амвона, не будучи удостоены от подлежащего епископа руковозложения, но делали это просто потому, что в детстве приняты были в церковь для служения, носили косу как клирики и одежду клириков. Отцы собора запрещают теперь это, ибо это - неканонично (ο), и определяют, что относительно этого должны иметь значение существующие уже правила (трул. 33 и лаод. 15). А поелику епископу, может быть, тяжело производить чтецов для всякой церкви в епархии, то правило позволяет совершать это еще хорепископам и игуменам. Относительно хорепископов правило говорит, что с дозволения епископа ( " ο ο εου) они могут производить чтецов. Об игуменах правило не говорит этого, но, по словам Вальсамона в толковании этого правила, за игуменом признано право производить чтецов без ограничения (); только правом этим он может пользоваться исключительно в своем монастыре, если имеет пресвитерский сан и законно произведен от своего епископа " в начальство игуменское "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1317...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010