Капелла в музыкальном смысле Капелла в музыкальном смысле. Это название у нас присвоено в настоящее время преимущественно хору придворных певчих, исполняющих церковно-богослужебное пение в присутствии Высочайших особ, хотя этим именем может быть назван и всякий другой более или менее значительный или известный хор (как и всякое музыкальное сочинение, назначенное для хорового исполнения: а capella). Самое слово „капелла“ производят. от испанского слова „саро“ – покрышка (см. ниже под словами: ,,капеллан“). Так называлось прежде небольшое здание с религиозными изображениями на стенах. или с образами. Они часто встречаются в католических странах по дорогам, во дворах церквей или в домах частных. лиц. Внутри церквей часто вдаются во внешнюю стену комнаты, в коих тоже происходит служба и кои не редко принадлежат какому-нибудь семейству. Это тоже называлось капеллою. Иногда в таких капеллах исполнялись концерты духовной музыки. Оттого капеллою стали называть общество музыкантов и певцов, занимающихся преимущественно духовною музыкою. Во главе такого общества стоял капельмейстер (Настольный словарь, изд. Толля, 1861 г.). В России слово „капелла“ стало употребляться не ранее в., когда вместе с насаждением у нас „польского художества» в виде разных „псальмов“, „кантов“ и „канцертов“, повсеместно в России стали устрояться „капельдии“ или певческие архиерейские хоры, до сих пор еще не бросившие свои польские цветные кафтаны со всякими позументами и откидными назад рукавами. В XVIII веке, когда вместо польского художества стала водворяться в России западная концертная итальянская музыка при посредстве нарочито вызываемых в Россию иностранных капельмейстеров и композиторов, слово „капелла“ стало предпочтительно усвояться хору придворных певчих, носивших дотоле название „государевых певчих диаков“. Историческое прошлое хора придворных певчих диаков, его возникновение и устройство обследованы известным бывшим профессором московской консерватории протоиереем Дмитрием Разумовским в сочинениях его: „Церковное пение в России“ и „Патриаршие певчие диаки и поддиаки и государевы певчие диаки“ 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Б., земляк композитора Березовского, родился в Глуховском уезде. Черн. губ., в 1752 г. В царствование Елизаветы Петровны, семилетним мальчиком, за свой прекрасный голос он был взят в придворную певческую капеллу и здесь изучал музыку под руководством известного в то время придворного капельмейстера Галуппи. В 1768 году Галуппи удалился из России на родину в Венецию, и занятия с ним Б. прекратились до воцарения императрицы Екатерины II. Около 1775 года, по желанию императрицы, Б. был послан для усовершенствования к своему прежнему учителю в Венецию, где в продолжение трех лет окончил полный курс учения музыке и в 1779 году возвратился в Петербург, где вскоре сделан был придворным капельмейстером, а с 1796 года директором певческой капеллы, в каковой должности оставался до самой своей смерти в 1825 году. Деятельность Б. в качестве директора капеллы составляет важный момент в истории русского церковного пения, потому что с нее начинается постепенное освобождение церковного пения от влияния иностранных композиторов, внесших в него приемы театральной светской музыки, не обращавших внимания на соответствие музыки с текстом богослужебных песнопений и на богослужебное же назначение своих композиций. С Высочайшего разрешения, Б. выбрал лучшие голоса из хоров архиерейских певчих по всей России и довел хор капеллы до замечательного совершенства, изгнав из нее крик. Он энергично восставал против общей распущенности пения, царившей тогда в храмах, против произвола невежественных регентов, обративших церковные клиросы в концертные эстрады, с которых раздавались целые арии из театральных опер со всевозможными трелями и руладами. Второстепенные композиторы, подражая лучшим композиторам концертной эпохи, увлекались внешней стороною их стиля и писали для церкви произведения, лишенные всякого художественного достоинства, как напр.: «Херувимская веселого роспева с выходками», или – «умилительная с выходками», аллилуия – «скок», «труба», «с чердака», «птица», «валторная», «волынка зовома» и т. под. Для упорядочения пения, по ходатайству Бортнянского, Святейшим Синодом сделано было постановление (Указ 1816 года), чтобы партесное пение в церквах производить не иначе, как только по печатным нотам, и чтобы те ноты печатались не иначе, как с одобрения директора капеллы. Благодаря этому, был водворен некоторый порядок в пении и сильно возвышена власть директора капеллы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Рукоположение во епископа За день или за несколько дней перед посвящением архиерея совершается наречение его в Святейшем Правительствующем Синоде. Обер-секретарь объявляет избранному указ об его избрании. Затем члены Св. Синода, без участия певчих, совершают краткое молебное пение. Митрополит произносит возгласы и говорит ектению, прочие члены Св. Синода поют. После молебна избранный произносит речь. Затем певчие поют многолетие Его Императорскому Величеству, Благочестивейшему Государю Императору, Святейшему правительствующему Синоду и нареченному. По окончании многолетия первенствующий архиерей (митрополит) благословляет нареченного крестом и святою водою. Рукоположение во епископа совершается собором епископов, по крайней мере трех и не менее двух. На день посвящения архиерея «к всенощному бдению бывает благовест по Уставу, а на 9-й песни благовестят в большой колокол», обыкновенно медленно, раз 12. А в день самого посвящения к литургии бывает благовест во все колокола, обыкновенно подобно тому, как бывает благовест к водосвятию. В день посвящения архиерея, перед литургией, собравшиеся архиереи в облачении выходят на средину храма в сопровождении архимандритов, игуменов, протоиереев, иереев. Затем протопресвитер и диакон идут в алтарь, берут в алтаре посвящаемого, одетого во всю священную одежду. Он делает у престола два поясных поклона и один земной, потом кланяется иерархам в царских дверях. Сойдя с солеи, они ведут его на орлец (ковер с изображением большого орла), разостланный перед амвоном архиерейским, и приводят до нижнего края орла. Здесь он поклоняется трижды, и после возглашения протодиакона: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемых градов (таких-то)», первенствующий архиерей вопрошает: «Чесо ради пришел еси, и от нашея мерности чесого просиши?» Хиротонисуемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейшие», и на вопрос архиерея: «и како веруеши»? – читает громким голосом Символ веры , держа в руках написание православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Юрченко , Петр Осипович, член Императорского одесского общества истории и древностей; родился 20–го декабря 1844 г. в гор. Симферополе. Девяти лет остался он круглым сиротой и взят был на воспитание дядей, чиновником Терентьевым, который и определил его в местное греческое училище, причем, благодаря хорошему голосу, он пел в хоре архиерейских певчих. Из греческого училища он перешел в уездное, смотритель которого взял его к своим детям репетитором за помещение, стол и один мундир в год. С этого времени Ю. уже не пользовался помощью дяди, а стал на свои ноги. Окончив в 1857 г. училище, он поступил в Симферопольскую гимназию, которую окончил в 1865 г. с серебряной медалью. Тогда же он поступил в новооткрытый Новороссийский университет на историко–филологический факультет. Несмотря на множество занятий, он стал писать сочинение на золотую медаль на тему «О Новороссийском крае под властью турок»; но подошли экзамены, и сочинения он к сроку не окончил; позднее он подал в качестве кандидатской диссертации одну часть его: «Заметки о состоянии промышленности и торговли в южной половине Новороссийского края во время зависимости его от Порты» и был признан кандидатом историко–филологического факультета (1869 г.). По окончании университета Ю. определился учителем в одну из гимназий в Одессе, и с этого времени началось для него неприятное скитание по различным учебным заведениям, поглощавшее все его время и почти не оставлявшее ему времени для любимых им занятий, о которых он так мечтал с целью проложить себе дорогу к профессуре. Ю. всегда был добросовестным преподавателем: он много работал над уроками, и ученики его всегда отличались солидными знаниями. Он вносил в свои отношения к учащимся много сердечной теплоты, почему ученики всегда его любили и жалели, когда ему приходилось оставлять их. Особенно такие сердечные отношения установились у него в Одесском юнкерском пехотном училище, где он прослужил до 1886 г., и лишь болезнь заставила его покинуть это училище за два года перед смертью. Сознание трудности осуществления своих планов (быть профессором) вызвало в Ю. желание все более и более сосредоточиться в самом себе, уединиться; он почти перестал посещать знакомых, даже близких, и замкнулся в тесном семейном кругу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Певчие-мальчики в церковных хорах дореволюционной России В очередной статье, посвященной дореволюционной церковной певческой культуре, Вера Юрьевна Романченко знакомит читателей с историей использования голосов мальчиков в церковных хорах той эпохи. Автор рассказывает, когда и почему детские голоса были введены в церковные хоры, как содействовало этому государство, как учили мальчиков-певчих. В статье говорится об условиях их жизни и труда, о том, как и почему императорские особы занимались подбором детей для Придворной капеллы. На основе материалов из периодических изданий, выходивших в печать до 1917 года, рассказывается о социальных проблемах, связанных с использованием голосов детей в церковных хорах, и том, как общества защиты детей-певчих пытались решать эти проблемы; о пении малолетних певчих в войсковых хорах, о том, чем отличались условия жизни певчих-детей в крупных соборах Санкт-Петербурга и Москвы от условий пения в провинциальных приходских и архиерейских хорах. Статья Голоса мальчиков широко использовались в церковных хорах в дореволюционной России. Введение их в хоры было связано с изменением характера песнопений, когда унисонное пение стало под влиянием западной традиции, завезенной киевскими певчими, заменяться многоголосьем; появилась необходимость в более высоких голосах для исполнения верхних партий партитур, записывающихся уже не крюками, а нотами. Сначала появились альты, которые больше, чем дисканты подходили к звучанию теноров и басов и могли заменять собой высокий теноровый фальцет. Партитуры для трех голосов – тенора, баса и альта – широко встречались в конце XVII и начале XVIII века. Вскоре вслед за альтом был введен и высокий детский голос – дискант, необходимый для исполнения уже основательно закрепившегося в России партесного пения .

http://bogoslov.ru/article/6192535

25 Июня. Воскресенье. Архиерейское служение в Троицком соборе. Осмотр мечетей Омара и Эль-Акса. Поездка в Вифлеем и Бэт-Джалу. Сегодня по случаю воскресного дня Преосвященный совершил божественную литургию в Троицком соборе при миссии в сослужении о. Начальника миссии архимандрита Александра и иеромонахов миссии – о. Филарета и о. Николая. Пел хор миссионерских певчих, которыми руководил один из студентов, так как местный регент не знал порядка архиерейского служения, совершаемого здесь крайне редко. Некоторые студенты, кроме того, прислуживали в алтаре. Большой Троицкий собор был переполнен молящимися. Сюда собрались не только все живущие в Иерусалиме русские, но и многие из арабов-христиан, желавшие посмотреть на торжественное служение русского архиерея. Бравые кавасы в живописных костюмах, постукивавшие булавами, свидетельствовали о присутствии местных властей. После богослужения Преосвященный обратился к собравшемуся в храме народу с глубоко-прочувствованным словом. После обедни о. Архимандрит пригласил нас к себе в покои на чашку чаю. Здесь же присутствовали: консул Яковлев с женой и детьми, Н. Гр. Михайлов, иеромонахи миссии и много русских богомольцев, пришедших сюда приветствовать Преосвященного и получить от него благословение. Затем, после непродолжительного отдыха, мы, согласно маршруту, в сопровождении о. Архимандрита и Н. Г. Михайлова отправились на гору Мориа, где находится знаменитая мусульманская мечеть, известная под именем мечети Омара, вторая по своей святости в глазах мусульман после Мекской святыни. Гора Мориа – святая святых мусульманства в Иерусалиме – священна и в глазах каждого христианина. По преданию, на этой самой горе Авраам собирался принести сына своего Исаака в жертву Богу, желавшему испытать твердость веры родоначальника Еврейского народа. Здесь же, на месте Моисеевой скинии, был сооружен грандиозный храм Соломона, который строили в продолжении семи лет 180 тысяч рабочих, работавших под присмотром 3,300 надсмотрщиков. Вообще судьба горы Мориа – очень поучительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде Александр Константинович Смирнов был младшим братом моего отца, Петра Константиновича, и моим крестным отцом. Семья Смирновых родом из Владимира, где мой дед Константин Петрович обосновался еще в 30-х годах прошлого столетия. До этого Смирновы жили в Суздале, там мой прадед имел свое дело, достаточно обеспечивавшее семью. Мой дед состоял в Московском университете, который должен был покинуть из-за студенческих волнений. Вернувшись во Владимир, он работал в разных городских учреждениях, причем ввиду неуживчивого характера часто менял места службы. Семья обнищала, что отразилось на младшем поколении: оба брата, отец и дядя, должны были с раннего возраста зарабатывать на жизнь семьи (состоявшей, кроме них, из отца, матери Анны Васильевны, урожденной Косткиной, и сестры Ольги) пением в церковных хорах. Петр был на шесть лет старше Александра и успел закончить уездное училище; Саша, родившийся в 1869 году, совсем ребенком попал в певчие. Он полюбил пение и пристрастился слушать архиерейский хор в Рождественском монастыре. Он всегда стоял около правого клироса и обратил на себя внимание другого постоянного посетителя монастыря – Андрея Николаевича Шишкова, будущего управляющего Синодальным хором и училищем, который в ту пору заведовал во Владимире акцизным ведомством. Шишков каждый раз одарял конфетами малолетних певчих с клироса и однажды стал расспрашивать Сашу о его жизни. Тот сказал, что хочет петь в архиерейском хоре. Вскоре он с помощью Шишкова и попал туда. Владимирским архиерейским хором руководил известный регент Ставровский 305 . Пение помогло Саше поступить в духовное училище, что принесло большую радость его родителям, особенно матери. Духовное училище имело интернат, и посещать родительский дом можно было только по праздничным дням. Дальнейшая дорога Александра вела в духовную семинарию. Там дядя подружился с одним из семинаристов постарше, который предложил ему вступить в кружок для изучения запрещенной литературы. Тут у Александра родилось решение посвятить себя не духовному поприщу, а светскому – ехать в Москву и поступать на филологическое отделение Московского университета. К сожалению, этой мечте не суждено было осуществиться: Александр рассчитывал жить у старшего брата Петра, но тот к данному времени уже был отягощен семьей – детей было много (большинство умерло в младенчестве), и все жили на одно жалованье отца, а также на приданое моей матери Екатерины Ивановны, урожденной Шантаровой. Отец служил тогда в Синодальной типографии, а потом в Синодальной конторе в Кремле. Жалованье его было пятьдесят рублей, из них двадцать он платил за очень скромную квартиру в Кудринском переулке, в деревянном двухэтажном домике на четыре семьи. Поневоле пришлось моим родителям отказать Александру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

архим. Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева Скачать epub pdf Епископ Нижегородский и Арзамасский Модест (впоследствии архиепископ Волынский и Житомирский) родился 17 декабря 1823 года в селе Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии, в семье священника Константина Стрельбицкого. При крещении наречен Даниилом. С 1841 по 1848 год обучался в Каменец-Подольской духовной семинарии. 17 декабря 1848 года принял постриг под именем Модест в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. В 1849 году был учителем певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедником в тюремном замке. В том же 1849 году, 30 января, рукоположен в иеродиакона, а 2 февраля в иеромонаха. С 1849 по 1853 год обучался в Киевской духовной академии, окончил полный курс наук с причислением к 1-му разряду воспитанников академии. 24 мая 1854 года определением Святейшего Синода назначен смотрителем Слуцкого духовного училища и 24 июля зачислен в число братии Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, был проповедником. В апреле 1855 года определен учителем Слуцкого духовного училища. 25 декабря того же года награжден набедренником. В 1856 году удостоен благословения Святейшего Синода за пожертвование книг в библиотеку Киевской духовной академии. 25 декабря 1856 года Модест (Стрельбицкий) возведен в сан игумена. Назначен членом Слуцкого Свято-Троицкого монастыря и надзирателем за церковью и монашествующими. 31 марта 1859 года определением Святейшего Синода присвоена ему степень магистра. Заслужил признательность епархиального начальства – «за благочестивую и скромную жизнь, примерное усердие к Богослужению, неусыпный надзор за поведением монашествующих и за похвальное проповедание Слова Божия». 15 ноября 1858 года переведен ректором и учителем в Киево-Подольское духовное училище. 14 декабря 1860 года назначен инспектором и профессором в Минскую духовную семинарию, где также был членом комитета по постройке зданий семинарии. 3 апреля 1862 года Модест (Стрельбицкий) возведен в сан архимандрита. В 1863 году, по ходатайству Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского, Святейшим Синодом определен на должность инспектора и профессора Литовской духовной семинарии. Дважды (1863, 1864) назначался членом Ревизионного комитета по освидетельствованию работ Свято-Духовского монастыря. С 1863 по 1865 год был в должности библиотекаря Литовской семинарии. 6 октября 1865 года архимандриту Модесту объявлено благословение митрополита Литовского Иосифа и признательность епархиального начальства за пожертвование 415 экземпляров его собственного сочинения «О церковном Октоихе» в церкви и монастыри Литовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 6.08.1872, дер. Мало-Николаевка Бахмутского у. Екатеринославской губ.- 7.01.1938, Йошкар-Ола), сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Марийский. Из крестьянской семьи. 30 мая 1896 г. поступил в Троице-Сергиеву лавру , где 26 мая 1898 г. был определен послушником. 30 июля 1904 г. переведен в кафедральный Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех монастырь в Москве. 8 авг. 1905 г. пострижен в монашество с именем Леонид, 16 окт. того же года рукоположен во диакона. В монастыре Л. нес клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев, позднее был назначен казначеем обители. С 26 марта 1910 г. заведующий С.-Петербургским подворьем Пекинской духовной миссии , 10 апр. того же года рукоположен во иерея. Наместник Чудова монастыря архим. Арсений (Жадановский ; впосл. епископ) в связи с этим отозвался, что Л. «назначен настоятелем Пекинского миссионерского подворья в Петербург не по собственной просьбе, а по предложению, так что в данном случае он исполняет монашеское послушание, а в Чудовом мон-ре он всегда может быть желательным насельником». В 1911 г. ему было поручено руководство строительством храма и прилегающих к нему зданий Пекинской миссии в С.-Петербурге, к-рое к 1914 г. было полностью завершено. Одной из основных задач С.-Петербургского подворья был сбор средств в пользу Пекинской миссии, не имевшей собственных доходов и нуждавшейся в пожертвованиях. С дек. 1912 г. при С.-Петербургском подворье действовала церковноприходская школа, где Л. преподавал Закон Божий, проводил пастырские беседы, занимался с верующими церковным пением. Здесь же был устроен приют для кит. детей, обучавшихся в Петербурге, справочное бюро для отправлявшихся на Дальн. Восток, школа певчих, книжный склад с кит. книгами и б-ка. При подворье располагалось и Об-во трезвости, занимавшееся религиозно-просветительской деятельностью среди рабочего населения. В 1913 г. Л. был награжден наперсным крестом, в 1919 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2463407.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ (Никитин Тихон Николаевич; 12.08.1867, Воронеж - 2.12. 1937, г. Вязьма Смоленской обл.), архиеп. Смоленский и Вяземский. Из семьи диакона. В 1878 г., по окончании начальной школы в с. Чертовицком Воронежского у. и губ., поступил в Воронежское ДУ. В 1883 г. окончил уч-ще и поступил в Воронежскую ДС. В 1889 г., по окончании семинарии, был назначен псаломщиком Трехсвятительской домовой ц. Воронежского ДУ и одновременно учителем певчих архиерейского хора. 6 окт. 1891 г. рукоположен во иерея. Был назначен священником Димитриевского храма слободы Никитовка Валуйского у. Воронежской губ. С 1893 г. был также законоучителем Никитовской церковноприходской школы, в 1896-1899 гг.- наблюдателем церковноприходских школ Валуйского у. В 1898 г. овдовел. По резолюции Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) от 10 сент. 1899 г. принят в МДА. В июле 1903 г., по окончании академии со степенью канд. богословия, назначен священником Всехсвятской ц. в г. Феодосии Таврической губ. С 13 янв. 1904 г. одновременно работал законоучителем в Феодосийском учительском ин-те. 21 авг. того же года переведен священником в Тихвинско-Онуфриевскую ц. в Воронеже, стал сверхштатным членом Воронежской духовной консистории. С сент. 1905 г. также являлся законоучителем в Воронежской фельдшерской школе и жен. гимназии М. П. Кожевниковой. В нояб. 1907 г. принят в число братии Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Московском Кремле. 14 дек. того же года принял монашеский постриг с именем Модест. В февр. 1908 г. назначен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Также занимал должности наблюдателя послушнических монастырских школ Москвы (с мая 1908), благочинного мужских и женских мон-рей Московской епархии (с дек. 1908), наблюдателя московских церковноприходских школ (с апр. 1909). 4 авг.

http://pravenc.ru/text/2563920.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010