Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Кирилл, архиепископ Александрийский Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Кирилл,  архиепископ Александрийский (ум.444) [греч] – святой, память 18 июня. Отец Церкви, богослов, сыгравший выдающуюся роль в истории христианской догматики, прежде всего в христологических спорах. В жизни К.А. был властным и честолюбивым человеком, доходившим до политического интриганства. Он известен борьбой против Константинопольской церкви, по поручению Феофила Александрийского, своего дяди,  был главным обвинителем свт. Иоанна Златоуста и  (позднее) противником его канонизации. С помощью верных вооруженных людей К.А. победил в уличных боях своего конкурента Тимофея. При нем, как архиепископе Александрийском, произошли жестокие  столкновения с евреями и убийство Гипатии (современные историки  расходятся во мнении о причастности К.А. к этому деянию).  Но именно такой человек, властный и решительный, и понадобился церкви для борьбы с фанатичными сторонниками Нестория. К.А. был к тому же великий богослов и очень талантливый полемист.  К.А. сыграл решающую роль на Эфесском соборе 431 года. Литературное наследие К.А. велико. Здесь мы видим труды по тринитарной догматике, полемические труды против Нестория, толкования книг Ветхого и Нового заветов. Вместе с тем терминология К.А. разработана нечетко; вследствие этого, по мнению В.В.Болотова, К.А. перешел черту, сделал один лишний шаг в сторону монофизитства " . 

http://bogoslov.ru/person/2930781

Святой Кирилл Александрийский I. Житие 1. О жизни святого Кирилла до его вступления на Александрийскую кафедру известно очень немного достоверного. Происходил он, по-видимому, из уважаемого Александрийского рода и был племянником архиепископа Феофила. Родился он, вероятно, в конце 70-ых годов IV-ro века. Судя по творениям святого Кирилла, он получил широкое и законченное образование. В нем виден хороший знаток Писания. Свою литературную деятельность он начал опытами аллегорического толкования в области Ветхого Завета. По позднейшим и не очень надежным известиям святого Кирилл провел несколько лет в пустынном уединении. В 403 году он сопровождал Феофила на известный собор " под дубом, " собранный против Златоуста, и уже состоял в это время в клире. В 412 году, после смерти Феофила, Кирилл вступил на Александрийский престол. При этом не обошлось без " народного смятения " и потребовалось вмешательство воинской силы. 2. И о первых годах епископства святого Кирилла известно немногое, до начала Несторианских споров. Между архиепископом и Александрийским префектом Орестом сразу установились немирные отношения. По свидетельству историка Сократа " Орест отверг дружбу епископа, " - " ему ненавистно было владычество епископов, потому что они отымали много власти у поставленных от царя начальников. " В несогласия епископа и префекта вмешались Нитрийские монахи, и вмешались очень неудачно. На префекта было совершено нападение, он едва спасся из свалки. Один из нападавших монахов был подвергнут жестокому наказанию, от которого умер. Архиепископ предал его тело честному погребению, как мученика за благочестие. " Люди скромные, " - рассказывает Сократ, - " не одобрили этой Кирилловой ревности, ибо знали, что Аммоний понес наказание за свое безрассудство и умер в мучениях не потому, что был принуждаем к отречению от Христа " ... По темпераменту своему святого Кирилл был человеком борьбы. И на епископской кафедре он сразу проявил себя, как человек страстный и властный. Сразу же он вступил в борьбу с Новацианами, запер все находившиеся в Александрии Новацианские храмы, отобрал из них священную утварь, а их епископа Феопемпта лишил всего, что тот имел; при этом он воспользовался пособием светской власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/538178/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Александр Александрийский. Творения (ок. 250 – 326 или 328 гг.) александрийский патриарх, борец с Арием. Активный участник Никейского собора. Немногочисленные произведения святителя, дошедшие до нас, посвящены единосущию Отца и Сына. В собрание творений Александра Александрийского вошли: «Окружное послание», «Послание Александра, епископа александрийского, к Александру, епископу константинопольскому», «Похвальное слово о святом Петре, девственнике и архиепископе Александрии, который был замучен за имя Господа нашего Иисуса Христа» и «Краткая речь к пресвитерам и диаконам Александрийским и Мареотским о низложении Ария и его последователей». Послания Окружное послание Возлюбленным и честнейшим сослужителям, епископам всей кафолической Церкви, Александр желает всякого блага о Господе. Так как кафолическая Церковь составляет единое тело и по заповеди божественного Писания должна блюсти единение Духа в союзе мира (Еф. 4:3), то нам надлежит посланиями извещать друг друга о событиях, случающихся у каждого из нас, с тем, чтобы, страждет ли, или радуется один член, могли сострадать ему или сорадоваться и все прочие (1 Кор. 12:26). В нашей стране появились люди, идущие против закона, христоборцы, которые учат такому отступлению, какое по справедливости может быть признано и названо предтечею антихриста. Я хотел было молчать об этом, думая, что зло ограничится только одними отступниками, и всячески стараясь, чтобы слух о нем, распространившись по другим местам, не увлек в заблуждение людей простых. Но Евсевий, нынешний епископ никомидийский, вообразив, что на нем лежит все касающееся до Церкви, (почему он и оставил Берит и устремил честолюбивые взоры свои на кафедру никомидийскую), и не встречая ни откуда противодействия себе, принял под свое покровительство сих отступников и рассылает повсюду в защиту их послания, чтобы простых и не искусных в вере увлечь в эту самую ужасную и христоборственную, ересь; поэтому, помня написанное в законе, вижу необходимость прервать молчание и уведомить всех вас о случившемся у нас, чтобы вы знали и отступников и пагубное их еретическое учете, и не внимали тому, что будет писать Евсевий. Чрез сих отступников он хочет ныне осуществить давнее свое злоумышление, несколько времени им скрываемое: по–видимому, он пишет за них, но самое дело показывает, что так поступает он для своих честолюбивых целей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Закрыть itemscope itemtype="" > Для полноценной жизни тела и души нужна церковь - архиепископ Егорьевский МАРК 08.10.2013 669 Время на чтение 3 минуты Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк возглавил торжества, посвященные 10-летию освящения храма и 15-летию создания прихода во имя преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге и 60-летию открытия первого в Южной Африке русского прихода в честь святого равноапостольного Великого князя Владимира. Церковь в Йоханнесбурге является единственным православным храмом в Африке южнее Сахары. Владыка Марк рассказал корр. ИТАР-ТАСС о роли церкви в жизни русской общины за рубежом. - Вы побывали в Кейптауне, где живет значительная русская община, желающая построить храм, и встречались с соотечественниками и архиепископом Мыса Доброй Надежды Сергием из Александрийского патриархата. Обсуждались ли планы строительства церкви в Кейптауне? - Позиция Сергия по этому вопросу следующая: если люди хотят молиться, то сейчас он предоставляет такую возможность в домовом храме на территории его резиденции. Но молитвы там совершаются редко, только три раза в году приезжает священник. Я встречался с соотечественниками. Они сказали, что хотят молиться чаще. Мы договорились, что надо христианскую общину сплачивать. Мы часто путаем слова церковь и храм. Когда говорят о необходимости построить церковь, то имеют в виду храм, то есть здание. Церковь это люди, которые молятся Богу, это христианская община. Поэтому важно иметь церковь, а если Господу будет угодно, то со временем будет и русский храм. - Когда строили церковь в Йоханнесбурге, то, насколько мне известно, Александрийский патриархат возражал. Шла некая конкуренция за паству. В Кейптауне тоже так? - Нет, я бы не сказал, что они возражали. Противления не было, и нет причин для беспокойства, что другая церковь вторгается на каноническую территорию. Русские люди хотят слушать богослужения на церковнославянском языке и иметь говорящего по-русски священника, чтобы можно было исповедоваться, получать благословения и вразумления.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Мониторинг СМИ «Наша церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине» Патриарх Кирилл принял поздравления с 70-летием от других поместных православных церквей 23.11.2016 12:25 В зале церковных соборов храма Христа Спасителя в понедельник прошел торжественный акт, посвященный 70-летию патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Представители поместных православных церквей поздравили предстоятеля РПЦ с юбилеем и поблагодарили за отстаивание христианских ценностей в мире. Юбиляр, в свою очередь, пообещал, что РПЦ никогда не согласится на изменение священных канонических церковных границ. «Ибо Киев — это духовная колыбель святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии»,— заявил глава РПЦ. На празднование 70-летия патриарха Московского и всея Руси в Москву прибыли предстоятели и представители поместных православных церквей. Среди них были папа и патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III, католикос-патриарх всея Грузии Илия II, патриарх Сербский Ириней, архиепископ новой Юстиниады и всего Кипра Хризостом II, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Варшавский и всей Польши Савва, митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады Тихон. Константинопольскую церковь на торжествах представил митрополит Галльский Эммануил, Румынскую церковь — митрополит Тырговиштский Нифон, Болгарскую церковь — митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний, Элладскую церковь — митрополит Димитриадский Игнатий. 21 ноября, во второй день празднований, православные иерархи собрались в зале церковных соборов храма Христа Спасителя, чтобы официально поздравить главу РПЦ. Первым поздравить патриарха Кирилла пригласили старшего по чести из присутствующих в зале предстоятелей поместных православных церквей Федора патриарха Александрийского и всей Африки, который пожелал юбиляру, чтобы Господь даровал ему непоколебимое здоровье и неистощимую силу на благо паствы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства К оглавлению Русское церковное законодательство получило дальнейшее развитие 1) в ответах Новгородского епископа Нифонта и других духовных лиц на вопросы черноризца Кирика; 2) в постановлении Новгородского архиепископа Илии и 3) в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича, данной Смоленской епископии. Иеромонах Кирик, живший в Новгороде, предлагал свои вопросы о предметах канонических разным духовным особам устно и, получая от них устные ответы, записывал все это. Вероятно, он записывал только для себя, но вскоре записки его внесены в Кормчую книгу и сделались руководством если не для всей Русской Церкви, то для Новгородской епархии . В записках Кирика три части. В первой, самой обширной, содержатся вопросы его и ответы на них преимущественно Нифонта, епископа Новгородского († 1156), и отчасти какого-то Клима, вероятно Климента Смолятича, тогдашнего митрополита Киевского, игумена Аркадия, бывшего преемником Нифонта на епископской кафедре, игуменьи неизвестного монастыря Марины и какого-то епископского чернца Луки—Евдокима; все эти вопросы и ответы изложены без всякого порядка и в большей части рукописей не разделены на главы . Во второй части помещены ответы неизвестного епископа Саввы в 24 главах, или правилах. В третьей — ответы Новгородского владыки Илии, преемника Аркадиева, в 28 правилах . Но, предлагая свои вопросы современным пастырям, Кирик несколько раз приводит правила и древних святых отцов, вошедшие в состав Кормчей, именно: Тимофея Александрийского, святого Василия Великого и святого Иоанна Постника, и тем показывает, что Кормчая книга тогда у нас употреблялась; ссылается также на правила наших древних пастырей — митрополита Георгия и преподобного Феодосия Печерского и еще на какие-то заповеди неизвестного происхождения, о которых Нифонт заметил, что их следовало бы сжечь . Немногие ответы, встречающиеся между ответами Нифонта, повторены в правилах Саввы и Илии, конечно потому, что повторены были Кириком самые вопросы. Принимая все эти ответы, данные разными лицами, но записанные одним, за одно целое, как внесены они были и в состав Кормчей, мы рассмотрим их вместе, совокупив однородные и расположив их для удобности обозрения в определенных главах.

http://sedmitza.ru/lib/text/435843/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало диалога Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами К оглавлению Первые шаги к сближению Русской Православной Церкви и Англиканской Церкви относятся ко времени царствования Петра I. Путешествуя по Западной Европе в 1699 г., Петр I побывал, в частности, в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейшем контакты между двумя Церквами были продолжены через посредничество митрополита Фиваидского Арсения: в 1714 г. он прибыл в Лондон за помощью для бедствовавшей Александрийской Церкви. Здесь он часто встречался с епископом Лондонским Генрихом Комптоном и вел с ним беседы по вопросам вероучения. Епископ Г. Комптон предоставил место для постройки православного храма в Лондоне. Именно тогда шесть английских епископов из числа так называемых «неприсягавших» (non-jurors), т. е. не признававших королем Англии Вильгельма III Оранского (1688—1702), отделились от государственной Англиканской Церкви и решили вступить в сношения с Православной Церковью с целью объединения с ней. Воспользовавшись пребыванием в Англии митрополита Арсения, они передали ему в 1716 г. проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью». Авторы проекта подчеркивали, что они приняли христианство от Матери всех Церквей — Иерусалимской Церкви и содержали и содержат всегда ту же самую веру, которая хранится на Православном Востоке. Основной целью проекта было установление молитвенного и литургического общения. В проекте соглашения указаны пункты, по которым не имеется расхождений между англиканами и православными, а также пункты, по которым англиканские епископы (авторы проекта) не соглашались с Православной Церковью. Здесь же предлагались конкретные меры, которые должны были бы быть приняты, если бы предполагаемое соглашение состоялось.

http://sedmitza.ru/lib/text/436411/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VII. Русская Православная Церковь в послевоенные годы К оглавлению Поместный Собор открылся 31 января 1945 года в храме Воскресения в Сокольниках. В деяниях Собора участвовало 47 епископов, и среди них митрополиты: Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) - митрополит Северной Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян. Собор 1945 года далеко превзошел Собор 1917 - 1918 годов по авторитетности и числу гостей от братских Православных Церквей. На Собор в Москву пожаловали: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос-Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха - митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимского - митрополит Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржешским Иосифом. После торжественного молебна Собор открыл его Председатель -Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Алексий. «По величию собрания и по составу собравшихся, - сказал он, - это поистине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, вся Православная Святая Соборная Апостольская Церковь. Но мы смиренно ограничиваем свои полномочия и будем обсуждать и решать дела лишь своей Русской Православной Церкви». Главными задачами Собора Местоблюститель назвал утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью» и избрание Патриарха. С приветствиями к членам Собора обратились Патриарх-Католикос Каллистрат, почетные гости из-за рубежа. С докладом о патриотической деятельности Церкви во время Великой Отечественной войны выступил митрополит Алексий. Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях по докладу выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского Института - профессор протоиерей Т.Д.Попов, профессор Г. П. Георгиевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

II. Духовная литература во время борьбы с жидовствущими К оглавлению Если со 2-й половины XV в. под влиянием совершавшихся событий наша духовная литература несколько оживилась и как бы усилилась, все же она не произвела ничего нового и особенного. Послания и жития святых с похвальными Словами им писались у нас и прежде, хотя не в таком количестве, и иногда писались не только не хуже, а даже лучше, чем теперь. Эти же роды словесных произведений, особенно жития, оставались у нас господствующими и в последующее время, в продолжение почти всего XVI в. Появление в Русской Церкви ереси жидовствующих подействовало на нашу литературу гораздо глубже, нежели все другие события времени, и вызвало в ней труды новые, небывалые, нимало не изменяя и не затрудняя и ее обычного, прежде установившегося течения. Геннадий, архиепископ Новгородский (с конца 1485 г.), первый восстал против этой ереси, существовавшей и распространявшейся в Новгороде и Москве уже около пятнадцати лет. Он же первый пришел потом к убеждению, что для успешной борьбы с нею, кроме внешнего преследования еретиков, необходимо еще действовать тем духовным оружием, каким действовали они. А жидовствующие для распространения своего лжеучения между русскими пользовались преимущественно священными книгами Ветхого Завета, между тем как у православных, даже у него самого, владыки Великого Новгорода, не оказалось этих книг... И вот Геннадий решился добыть себе нужные книги и в феврале 1489 г., между прочим, писал к Ростовскому архиепископу Иоасафу: «Да есть ли у вас в Кирилове, или Фарафонтове (Ферапонтове), или на Каменном книги: Селивестр, папа Римскый, да Афанасий Александрийскый, да Слово Козмы прозвитера на появльшуюся ересь — на богумилы, да послания Фотея патриарха ко князю Борису болгарскому, да Пророчьство, да Бытья, да Царство, да Притчи, да Менандр, да Иисус Сирахов, да Логика, да Дионисий Ареопагит? Занеже те книги у еретиков есть». Из этих слов можно догадываться, что книги Ветхого Завета, какие имели у себя жидовствующие, были, подобно всем другим, здесь исчисленным, в славянском или русском переводе, хотя книги эти, как замечает Геннадий в том же послании к Иоасафу, были извращены по переводам древних иудействовавших еретиков: Аквилы, Симмаха и Феодоциона .

http://sedmitza.ru/lib/text/436005/

IX. Свт. Иоанн Златоуст Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Meyendorff, The Orthodox Church; Карташев; Chadwick; Ostrogorsky? History of the Byzantine State; Vasiliev; Quasten; Флоровский, Восточные отцы. 1. После смерти Феодосия Великого власть в Империи получили два его сына - Аркадий (18 лет) над Востоком и Гонорий (11 лет) над Западом. Оба императора были весьма ограниченными и слабыми юнцами, и власть при них переходила от одного временщика к другому. Один из них, евнух Евтропий, женивший Аркадия на своей ставленнице Евдоксии, посоветовал Аркадию по смерти в 397 г. Нектария, поставленного еще II Вселенским Собором, украсить столицу фигурой знаменитого по всему Востоку своим красноречием антиохийского проповедника Иоанна. Сам Нектарий не был ни богословом, ни проповедником. А тут было решено привлечь в блестящую столицу артиста слова, чтобы таким образом она получила должное украшение. Сказано - сделано. Талант слова нового архиепископа после рыбьего молчания Нектария создал шум в столице. Однако совсем не такой, как хотелось бы. Прежде чем перейти к личности самого Иоанна и его трагической истории, следует сказать несколько слов о соперничестве Александрии и Антиохии. На II Вселенском Соборе (3-й канон) Константинопольская кафедра была объявлена второй, после Римской, кафедрой Империи. Для александрийцев Константинополь был просто выскочкой. Антиохия, в свою очередь, недолюбливала Александрию. На II Вселенском Соборе это трехстороннее соперничество выявилось достаточно открыто. Следовательно, приглашение антиохийского проповедника в столицу было политическим шагом. Церковь в Константинополе нуждалась в обновлении: там, после 15 лет правления Нектария (он умер 85 лет от роду), царили беспорядок, растраты и распущенность нравов. Пилюлю для александрийцев постарались подсластить. Иоанна, который был увезен из своего города обманом (так как антиохийцы не хотели расставаться с популярным проповедником), рукоположил епископ александрийский Феофил, гостивший тогда в столице. Казалось, что епископство Иоанна в новой столице открывает период церковного мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/434730/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010