В 1136 г. И. С. покинул Англию и направился во Францию, где приступил к изучению диалектики, грамматики, риторики, а затем теологии. В Париже учителями И. С. были известные философы и богословы того времени: Петр Абеляр ( 1142), Роберт Мелёнский († 1167), Адам из Болсема (или Адам Парвипонтан), Гильберт Порретанский ( 1154), Вильгельм из Конша ( ок. 1154), Петр Гелий, Роберт Пуллен († 1146). Этот период жизни И. С. описывал в биографическом отступлении в «Металогике»: «Когда я еще очень молодым приехал в Галлию учиться... прежде всего отправился к перипатетику из Палле (т. е. к Петру Абеляру - Авт.), всеми обожаемому и прославляемому ученому, который тогда царил на холме святой Женевьевы... В занятиях различными науками промелькнули у меня почти двенадцать лет» ( Ioan. Saresb. Metalog. II 10). На основании рассказа И. С. и ряда косвенных сведений исследователями восстанавливается следующая хронология его обучения во Франции: по прибытии в Париж И. С. 2 года обучался диалектике у Петра Абеляра, затем 3 года он изучал грамматику в Шартре у Вильгельма из Конша, там же прослушал курс риторики и приступил к изучению квадривиума (см. ст. Artes liberales ). Ок. 1141 г. И. С. вернулся в Париж, где приступил к изучению теологии под руководством Гильберта Порретанского. После того как Гильберт покинул Париж, И. С. продолжил обучение у Роберта Пуллена и завершил его под руководством Симона из Пуаси не позднее 1147 г. Предположительно в том же году он был рукоположен во пресвитера и поступил на службу к своему другу, аббату Петру из Целле († 1183). В 1148 г. он присутствовал на церковном Соборе в Реймсе , где получил письмо Бернарда Клервоского (1090-1153), к-рый знал И. С. через Роберта Пуллена, с рекомендацией на место секретаря и советника Теобальда, архиеп. Кентерберийского ( 1161). В том же году И. С. прибыл в Кентербери ; последующие годы проводил частью в Кентербери, частью в Риме, где представлял интересы архиеп. Кентерберийского в папской Римской курии . Ок. 1154 г. И. С. окончательно обосновался в Кентербери и стал самым близким советником архиепископа. В 50-х гг. XII в. И. С. занимал все более важное положение в церковных кругах Англии, выполнял множество дипломатических поручений архиепископа Кентерберийского. Сам он так описывал это время: «Я был занят множеством дел... Десять раз я пересек Альпы с тех пор, как в первый раз покинул Англию. Дважды я был в Апулии. Часто я был занят делами в Римской курии, выполняя поручения моего покровителя и друзей. Многократно я ездил по Англии и Франции» (Ibid. III Prol.). В последние годы жизни архиеп. Теобальд не мог из-за болезни самостоятельно вести церковные дела, поэтому И. С. стал фактически руководителем архиепископства: «Он возложил на меня тяжелое бремя, невыносимую ношу - заботу обо всех церковных делах» (Ibid. IV 42). Тем не менее И. С. находил время для лит. творчества: ок. 1156 г. он начал работать над трактатом «Поликратик», чуть позднее им было создано соч. «Металогик».

http://pravenc.ru/text/471506.html

Три английских святителя Святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский Православным характерно представлять все человеческие достижения в троичности, другими словами – изображать жизнь человека через видение Святой и Животворящей Троицы. Вслед за святым апостолом Павлом, святой Дионисий Ареопагит говорил о девяти ангельских чинах (три на три); 30 января мы празднуем день трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Русской Церкви был праздник трех российских святителей – митрополитов Московских Петра, Алексия и Ионы. Этот праздник (5 октября) недавно дополнился еще тремя именами святителей (три на два), и их, таким образом, стало шесть: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген и Тихон . 23 марта православные португальцы празднуют тоже день трех святителей Португалии: святого Петра, митрополита Бражского (Брага – это своего рода португальский Кентербери), святого Генса, епископа Лиссабона, и святого Манция, епископа Эворы. Английская Церковь тоже может иметь праздник в честь трех своих святителей. Святой Дунстан Кентерберийский, святой Этельвольд Винчестерский и святой Освальд Вустерский вместе привели Англию в X веке к церковному, политическому и культурному расцвету. Каковы же были эти три святителя, и за какие подвиги удостоились святости? Святитель Дунстан Святитель Дунстан родился в 909 году в местечке Балтонсборо недалеко от Гластонбери в благородной семье. Его отца звали Хеорстан, а мать носила имя Кинефрита. У святого Дунстана был и брат, по имени Вулфрик. Все члены этой семьи были преданными и благочестивыми христианами, соблюдали все праздники и посты в старинном монастыре Гластонбери. Согласно преданию, перед рождением святого Дунстана было небесное знамение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы родители святого Дунстана были в храме Гластонбери. Внезапно все свечи в храме погасли, а та, которую держала его мать, зажглась сама по себе, так что Кинефрита от нее смогла зажечь и все другие свечи. Уже в детстве святителю Дунстану являлись видения. В одном из них ему предстал некий почтенный старец в сверкающем белом стихаре и указал на новый монастырь в Гластонбери с великолепной церковью и такими же прекрасными кельями. Святой Дунстан много времени посвящал чтению, еще он играл на арфе, что было признаком культуры у англичан того времени. Дядя святого Дунстана Ательм был епископом города Уэллс. Когда в 923 году святитель Плегмунд, архиепископ Кентерберийский, преставился ко Господу, Ательм стал его преемником.

http://pravoslavie.ru/29240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАМБЕТСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Совещания епископов Англиканского содружества, созываемые с целью обсуждения теологических, организационных и др. актуальных вопросов жизни англикан. Церкви. Л. к. проходят с 1867 г. каждые 10 лет по инициативе Архиепископа Кентерберийского (за исключением периода 1930-1948). Встречи проводятся в Ламбетском дворце в Лондоне, благодаря чему они и получили свое название. Л. к.- один из 4 организационных «инструментов содружества», 3 другие - исторически обоснованное первенство Архиепископа Кентерберийского как духовного главы Англиканского содружества; Англиканский консультативный совет, собирающийся 1 раз в 3 года начиная с 1971 г.; собрание примасов, действующее с 1979 г. Л. к. являются высшим органом Англиканского содружества. Несмотря на этот статус, конференции носят только совещательный и консультативный характер: решения Л. к. не являются обязательными для исполнения, они призваны лишь засвидетельствовать единство автономных национальных и региональных конференций. Впервые идея об их проведении была предложена в 1851 г. еп. Вермонтским Дж. Г. Хопкинсом. Однако инициатива не получила должного внимания и осталась частным обращением на имя Архиепископа Кентерберийского. В 1865 г. Синод канад. епископов обратился к архиеп. Кентерберийскому д-ру Ч. Лонгли с предложением собрать епископов для обсуждения вопросов, связанных с единством и целостностью англикан. Церкви в будущем. Учитывая важность поднятых вопросов в письме канад. епископов, архиепископ согласился с предложением и созвал в 1867 г. 144 епископа Англиканского содружества на конференцию в Ламбет. При этом мн. епископы отказались приехать на 1-ю конференцию, не желая участвовать в мероприятии, к-рое может нарушить сложившиеся традиции и повлечь за собой создание механизмов, копирующих римско-католич. вертикаль управления, когда вся Церковь подчиняется одному органу власти. По этой же причине было принято решение не проводить встречу в Вестминстерском аббатстве, чтобы не придавать событию высокий статус. В пригласительных письмах епископам архиеп. Ч. Лонгли подчеркнул, что данное совещание епископов не будет иметь юридической силы для англикан. Церкви, т. к. встреча будет консультативной.

http://pravenc.ru/text/2462579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРКЕР М. Паркер, архиеп. Кентерберийский. Скульптура капеллы Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. 1827 г. Фото: John T Simm М. Паркер, архиеп. Кентерберийский. Скульптура капеллы Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. 1827 г. Фото: John T Simm [Англ. Parker] Мэтью (6.08.1504, Норидж - 17.05.1575, Лондон), английский церковный деятель; архиепископ Кентерберийский (1559-1575), родоначальник англикан. епископской иерархии. П. рано потерял отца (бывшего, по одним данным ткачом, по другим - торговцем шерстью) и воспитывался отчимом - представителем джентри. В 1520 г. он поступил в Кембриджский университет, став студентом колледжа «Тело Христово». В 1525 г. получил степень бакалавра искусств, в кон. 1526 г.- должность субдиакона в Норидже, что стало началом его карьеры, в апр. 1527 г. был рукоположен во диакона, в июне того же года - во священника. После получения степени магистра искусств в 1527 г. стал работать в колледже, отвергнув при этом предложение архиепископа Йоркского, кард. Томаса Вулси (Уолси), канцлера Английского королевства, к-рый приглашал П. в основанный им в 1528 г. Кардинальский колледж (ныне Крайст-Черч-колледж) Оксфордского ун-та. П. находился к тому времени под влиянием реформационных настроений, получивших распространение среди профессуры Кембриджа, а потому не разделял консервативных позиций Вулси. В 1533 г. началась активная гомилетическая деятельность П. Его церковная карьера стала активно развиваться после того, как он был назначен капелланом Анны Болейн (1501-1536), 2-й супруги англ. кор. Генриха VIII (1491-1547). При поддержке Анны Болейн П. был избран в 1535 г. деканом коллегии св. Иоанна Крестителя (Сток-колледжа) в Сток-бай-Клэр. В том же году он получил степень магистра богословия. Руководя Сток-колледжем, П. проявил себя как деятельный администратор: по его инициативе были отреставрированы принадлежащие коллегии здания, учреждена школа для жителей города, введен новый статут, предписывавший регулярные проповеди каноников в коллегии и принадлежавших ей приходах и т.

http://pravenc.ru/text/2579037.html

Ансельм, архиеп. Кентерберийский. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) [лат. Anselmus] (1033, г. Аоста, Сев. Италия - 21.04. 1109, Кентербери, Англия; пам. в католич. Церкви - 21 апр.), католич. св., архиеп. Кентерберийский, богослов, считается «отцом» зап. схоластики. Из семьи землевладельца. В 1056 г., после смерти матери, А. покинул родительский дом и отправился в Бургундию и Францию. В 1059 г. поступил в школу при мон-ре Бек в Нормандии, где стал учеником Ланфранка . В 1060 г. А. принял монашество, а в 1063 г. был избран приором мон-ря Бек. Здесь он написал свои первые труды. После смерти аббата в 1078 г. А. был избран на его место. В период своего аббатства он неск. раз посещал Англию, где встречался с Ланфранком, ставшим к тому времени архиепископом Кентерберийским. В 1093 г. англ. кор. Вильгельм II предложил А. занять место умершего к тому времени Ланфранка. В дек. того же года А. был посвящен в архиепископа Кентерберийского. Вскоре между А. и королем вспыхнул конфликт из-за земель и населения архиеп-ства, к-рый был осложнен вопросом о признании папой Урбана II и о праве архиепископа созывать Соборы. В 1098 г. А. отправился в Рим за советом к папе. В окт. 1098 г. А. присутствовал на Соборе в Бари, где рассматривались догматические расхождения между Зап. и Вост. Церквами по вопросу об исхождении Св. Духа. В апр. 1099 г. он был на Латеранском Соборе, где узнал о папских декреталиях против права инвеституры . В авг. 1100 г. умер Вильгельм II. Вернувшись в Англию, А. отказался принести присягу новому кор. Генриху I и признать епископов, к-рым тот выдал инвеституры. А. потребовал от короля соблюдения папских декреталий. Так начался еще один конфликт А. со светской властью. В 1103 г. он опять отправился в Рим, чтобы добиться у папы ослабления строгости декреталий в интересах кор. Генриха I. Когда эта попытка окончилась неудачей, А. смирился со своим положением изгнанника. После того как в 1106 г. папа и Генрих I пришли к компромиссу, А. вернулся в Англию. Последние 2 года жизни он посвятил церковным делам. Созвал Собор по вопросу о целибате духовенства и вступил в борьбу за первенство с Йорком. Канонизирован в 1720 г.

http://pravenc.ru/text/115688.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Глава англикан готов отстаивать библейское понимание семьи 28 марта 2013 г. 16:53 В марте 2013 года был избран новый Папа Римский, а также новый глава Англиканской Церкви — интронизация архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби прошла 21 марта. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , возглавивший делегацию Русской Православной Церкви на торжествах в Кентербери, в интервью РИА «Новости» рассказал о перспективах отношений Англиканской Церкви с Московским Патриархатом при новом главе Англиканской Церкви; о взаимодействии православных, протестантов и католиков в отстаивании традиционных представлений о христианской нравственности в Европе; о притеснении христиан в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока и Африки. — Ваше Высокопреосвященство, новый архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считается консерватором, в отличие от своего предшественника Роуэна Уильямса, десять лет возглавлявшего Англиканскую Церковь. Сплотит ли это христиан в отстаивании традиционных взглядов на брак (как союз мужчины и женщины), проблема усыновления детей однополыми парами, священство, клонирование, эвтаназия и другие вопросы, вызывающие в последние годы острые общественные дискуссии, особенно в Европе? Увеличиваются ли шансы сторонников традиционных духовно-нравственных ценностей на победу в этой дискуссии и ее законодательное закрепление, или постепенное поражение в противостоянии с секулярным миром неизбежно? — Новый глава Англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считается традиционалистом в вопросах морали. На мой прямой вопрос об отношении Церкви Англии к однополым союзам, заданный в присутствии представителей Поместных Православных Церквей, прибывших на его интронизацию, он ответил: «Позиция Церкви Англии по вопросу брака совершенно однозначна. Это записано в наших канонах, и недавно мы вновь подтвердили, что брак есть пожизненный союз мужчины и женщины. При этом в нашем обществе мы как христиане признаем абсолютную ценность человеческой личности, сотворенной Богом. Мы не можем признать иные союзы, кроме брака, но мы, как и Спаситель по Своей благодати и милости, совершаем миссию среди людей, в их немощах. В пастырском служении мы стараемся являть любовь Христову людям таким, какие они есть. Однако мое личное убеждение неизменно: брак — это пожизненный союз мужчины и женщины».

http://patriarchia.ru/db/text/2875675.ht...

Из истории западного богословия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 [ 1 ]  Ансельм Кентерберийский I. Биографический очерк Ансельм (1033–1109), архиепископ Кентерберийский, богослов, “отец” западной схоластики — один из самых ярких мыслителей Средневековья, автор знаменитого онтологического доказательства существования Бога.Он родился в 1033 в г. Аосте в Северной Италии в семье ломбардского землевладельца и был воспитан в христианском духе своей матерью Эрменбергой. В 15 лет Ансельм пытался уйти в монастырь, но встретил сопротивление отца. После смерти матери он в 1056 г. ушел из дому и отправился в Бургундию и Францию, где странствовал в продолжение трех лет. В 1059 г. поступил в школу при монастыре Бек (Le Bec) в Нормандии, где стал учеником знаменитого Ланфранка, своего соотечественника. По его совету в 1060 г. принял монашество, а в 1063 г. был избран приором монастыря Бек вместо своего учителя, ставшего аббатом монастыря святого Стефана в Кане. Строгий характер и незаурядные умственные способности принесли Ансельму славу выдающегося богослова и духовного наставника. В Беке он написал свои первые труды. После смерти аббата монастыря Бек Херлуина в 1078 Ансельм был избран на его место. Будучи аббатом, он несколько раз посещал Англию, где встречался со своим учителем Ланфранком, ставшим к тому времени архиепископом Кентерберийским. В 1093 г. английский король Вильгельм II попросил Ансельма занять место умершего к тому времени Ланфранка. Тот весьма неохотно принял это предложение и в декабре того же года был посвящен в архиепископа Кентерберийского. Вскоре между Ансельмом и королем Buльreльмoм II вспыхнул продолжительный конфликт из-за церковных владений, который был осложнен вопросом о признании папы Урбана II и о праве архиепископа созывать соборы. В 1098 г. Ансельм отправился в Рим за советом к папе. Однако бурная политическая и церковная деятельность не помешала ему продолжать свои научные занятия.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКЕТ Архиеп. Фома Бекет. Витраж капеллы Св. Троицы в кафедральном соборе Кентербери. XIII в. Архиеп. Фома Бекет. Витраж капеллы Св. Троицы в кафедральном соборе Кентербери. XIII в. Фома [Фома Кентерберийский, Фома Лондонский; англ. Becket Thomas] (21.12.1118 (?), Лондон - 29.12.1170, Кентербери), католич. св. (пам. 29 дек.; перенесение мощей 7 июля), архиеп. Кентерберийский. Род. в семье купца из Нормандии, в ранних житиях зафиксирована легенда о том, что мать Б. якобы была крещеной мусульманкой. Получил хорошее образование в Лондоне, затем в Парижском ун-те, позже изучал каноническое право в Болонье. После возвращения из Парижа Б. работал секретарем, а ок. 1142 г. поступил на службу к архиеп. Кентерберийскому Теобальду и стал одним из его ближайших помощников. В 1148 г. он сопровождал архиепископа на Собор в Реймсе. Вскоре ему стали поручать важные дипломатические миссии, в 1152 г. Б. как представителю англ. примаса в папской курии удалось получить папское послание, к-рым налагался запрет на коронацию сына кор. Стефана Блуа. В 1154 г. Б. становится архидиаконом Кентерберийским. Новый кор. Англии Генрих II (1154-1189) назначил Б. канцлером. За 7-летний период пребывания в этой должности, являясь также учителем наследника престола, Б. достиг огромного политического и личного влияния на королевскую семью, поддерживал с королем почти дружеские отношения. В 1158 г. Б. возглавил посольство в Париж, где провел успешные переговоры о браке принца Генриха и старшей дочери франц. кор. Людовика VII, был фактическим руководителем военного похода на Тулузу в 1159 г. и ряда др. военных операций. В этот период в конфликтах между королем и архиепископом Б., как правило, становился на сторону короля. После смерти архиеп. Теобальда капитул Кентербери под давлением Генриха II избрал Б. архиепископом (1162). Король, видимо, надеялся с помощью Б. подчинить духовную власть интересам власти светской и обрести большее влияние на англ.

http://pravenc.ru/text/77848.html

Святой Альфедж Кентерберийский, мученик и патриот Вследствие двух мировых войн национализм и националистические ценности, особенно в наше время, получили дурную славу (и, по нашему мнению, абсолютно правильно). Но, к сожалению, патриотизм и патриотические ценности тоже начали приобретать дурную славу. И последнее вызывает наши возражения. Национализм, по нашему пониманию, связан с ура-патриотизмом и шовинизмом, он есть выражение ненависти или негативных чувств по отношению к другим странам и народам. Патриотизм же – это любовь к своей родине, любовь к той части творения Божия, которую человек знает лучше всего, любовь к стране, где он узнал о духовных ценностях. Любовь к своей стране не рождает ненависти к другим государствам. Более того, мы знаем по опыту, что тот, кто не любит свою страну, не может полюбить и другие: существует очень мало таких эгоцентристов, которые являются космополитами-интернационалистами! Только те, кто сами патриоты своей страны, могут быть «интерпатриотами»; лишь любящие родную страну могут любить и остальные. Пример такого патриота своей страны, который любил и другой народ – народ, убивший его, являет человек, живший в тот период истории, когда Англия входила в своего рода «православное содружество» стран. Речь идет о единственном архиепископе Кентерберийском, ставшем мучеником, – святом Альфедже. Святой Альфедж (правильнее – Элфе) родился в 953 году в благородной семье. Один из его родственников носил имя Годвин, что означает «Друг Бога». Еще в раннем возрасте Альфедж, всегда отличавшийся серьезностью, оставил родной дом и свою овдовевшую мать, чтобы вести монашескую жизнь в монастыре Диерхёст графства Глостершир (некоторые постройки этого монастыря сохранились и сейчас, хотя прошло уже 1000 лет). Здесь он прожил несколько лет; ему удалось даже поднять монашескую жизнь в обители на более высокий уровень и собрать вокруг себя учеников. Однако молодой монах стремился к более строгой жизни отшельника или затворника, поэтому удалился в другой монастырь – в городе Бат, где у него уже тоже были ученики. Здесь он построил себе маленькую келью и жил в ней отшельником и аскетом. Но никакая строгость жизни не была для него слишком тяжелой. Он был преданным Богу, подвижником, с любовью заботился о нищих, чем снискал всеобщее уважение и ответную любовь.

http://pravoslavie.ru/29344.html

Митрополит Волоколамский Иларион посетил Успенский кафедральный собор в Лондоне 23 марта 2013 г. 20:31 22 марта 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , находившийся в Великобритании по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетил Успенский кафедральный собор Московского Патриархата в Лондоне. Председателя ОВЦС встречали архиепископ Сурожский Елисей и архиепископ Керченский Анатолий с духовенством и прихожанами храма. Далее началась полиелейная утреня, которую возглавил владыка Иларион. После богослужения его сердечно приветствовал архиепископ Елисей, отметив, что у многих присутствующих в храме еще свежи в памяти впечатления от юбилейных празднеств по случаю 50-летия Сурожской епархии, торжества в октябре прошлого года возглавил митрополит Волоколамский Иларион: «И ныне по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Вы проводите святые дни первой седмицы Великого поста не в укромной тишине храма, где поются и читаются спокойные молитвы, но возвещая истину Православия в инославном мире. Вы достойно представляете Русскую Православную Церковь пред лицом Папы Римского и свидетельствуете незыблемые истины Православия в присутствии архиепископа Кентерберийского. Примите, дорогой владыка, наши искренние теплые молитвенные пожелания укрепления в Вашем высоком делании православного свидетельства за рубежом. Ваша деятельность во внешнем мире уже знакома очень многим людям — церковным и нецерковным. Многие из нашей паствы знают Вас лично с тех пор, когда Вы совершали здесь свои первые шаги архипастырского служения, многие знают Вас и слышат Ваше слово из средств массовой информации. Многим людям очень дорого слово Божие, которое Вы возвещаете по всему миру. Просим Вас, дорогой владыка, передать Святейшему Патриарху Кириллу от имени паствы Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии слова преданности, верности Матери Церкви и Святейшему Патриарху. Просим сохранить в Вашем сердце добрую и молитвенную память о всех чадах Русской Православной Церкви, молящихся с Вами и любящих Вас. Исполла эти деспота!»

http://patriarchia.ru/db/text/2866153.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010