Закрыть itemscope itemtype="" > Посмертные чудотворения – обязательное условие для канонизации подвижника К прославлению Украинской Православной Церковью последнего атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского 20.01.2016 1244 Время на чтение 9 минут В 2015 году Украинс кая Православная Церковь совершила канонизацию для местного почитания последнего атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, который провел в заточении в Соловецком монастыре 25 лет. Портал " Богослов.Ru " опубликовал отклик на это событие протоиерея Олега Митрова, в котором приводятся основания для причисления праведника к лику святых. В 2015 году Украинская Православная Церковь совершила канонизацию для местного почитания последнего атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, который провел в заточении в Соловецком монастыре 25 лет (с 1776 по 1801 год) и умер вскоре после освобождения 31 октября 1803 года. Главный вопрос, который возникает при рассмотрении этой канонизации, - это наличие посмертных чудотворений, что является основополагающим при канонизации святых в лике преподобных и праведных. И в меньшей степени, но также существенно то, что в ее ходе не были выполнены те правила, которые зафиксированы в постановлениях Священного Синода, что привело к неопределенности в решении вопроса - принадлежат ли найденные останки Петру Калнышевскому. На прямой вопрос корреспондента запорожской газеты «Сегодня»: были ли чудеса на месте погребения атамана Петра Калнышевского, архиепископ Запорожский Лука не смог сказать ничего, кроме того, что «народное почитание, которым он пользуется до сих пор, позволяет с уверенностью сказать, что это был человек святой и достойный канонизации» ; то есть единственным критерием святости в данном случае провозглашается народное почитание, что не соответствует порядку канонизации, принятому в Православной Церкви. Критерии, которыми руководствуется Русская Православная Церковь при канонизации святых в лике преподобных и праведных, использовались в течение столетий Русской Православной Церковью и были зафиксированы Священным Собором 1917-1918 годов. Определение Собора звучит так: «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его» .

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/21/...

v.1.1 - Исправление обложки, добавление жанров Жития святых, в земле Запорожской просиявших ОАО «Мотор Сич» зак. 3789 тир. 1000 Запорожье 2001 Жития святых, в земле Запорожской просиявших Священномученик архиепископ Сергий (Зверев) Архиепископ Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев) родился в феврале 1872 года в селе Новопавловке Бердянского уезда (Запорожская область) в семье священнослужителя. Воспитан был в страхе Божием. Увлекшись светскими науками и обладая недюжинными способностями, Александр Михайлович оканчивает юридический факультет Московского университета и певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Но влекомый Благодатию Божией Александр Михайлович решил идти по стопам отца. Он оканчивает Духовную семинарию в 1897 году и Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословских наук, преуспев в науках и благочестии. В 1899 году Александр Михайлович рукополагается в священный сан, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви. В том же году о. Александр назначается инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища. 19 сентября 1912 года за заслуги перед Церковью отец Александр возводится в сан протоиерея. В 1919 году назначается смотрителем мужского Духовного училища. До 1920 года он служит в Министерстве народного просвещения. С 1921 года — священник Петро-Павловского Симферопольского собора. Но времена менялись. На смену преподобническому подвигу Господь Своих верных чад приготавливал к исповедническому. До времени копится Благодать Божия в человеческом сердце, напитывая все его существо, доколе по неисповедимым судьбам Божиим человек не приводится к своей Голгофе, пройдя которую, единственно и может сподобиться благодати Фавора. В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, подлинный, лицемерный смысл и цели которой достоверно стали известны только недавно. Правящий архиепископ Таврический Никодим (Кротков) пошел навстречу призывам оказать помощь голодающим и призвал священство, с рассуждением внести посильное содействие. Но целью было не столько изъять ценности, а в том, чтобы физически истребить наиболее твердых и активных церковников. Во всей этой несимпатичной кампании активное участие принимали обновленцы. Всемерная поддержка властей придавала им особую дерзость, и они уверенно шли к захвату епархиальной власти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2283...

Архиепископ Запорожский Лука: Призываю всех усугубить молитвы об умножении любви 20 февраля, 2014. Митрополит Запорожский и Мелитопольсий Лука Главный долг христианина и наисильнейшее оружие – молитва к Богу о своих ближних! Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к пастве с призывом к братской любви и взаимопониманию. Возлюбленные о Господе братья и сестры, запорожцы! Обращаюсь я не только к верным чадам Запорожской епархии Украинской Православной Церкви, но к каждому, кто считает себя христианином, верующим человеком, любящим Украину! Призываю всех усугубить свои молитвенные воздыхания об умножении любви, а каждого неравнодушного гражданина присоединиться к молитве «по соглашению», которую возносят уже несколько недель запорожцы в 21-00, дабы Господь приклонил ухо Свое и внял соборному молению народа нашего о ниспослании мира нашей земле, кроме этого, поминать всех убиенных во время нестроений, посетивших нашу Державу, «их же имена Ты, Господи, веси». Также прошу вас усилить пост по силам своим, не только ограничив себя в пище, но и в увеселительных мероприятиях, праздности, развлечениях ради Божьего милосердия и любви к Украине. Духовенству участить богослужения, на которых должны звучать молебные пения об умножении любви, а 20-го февраля совершить заупокойные богослужения по нашим погибшим собратьям. Главный долг христианина и наисильнейшее оружие – молитва к Богу о своих ближних! «Что человеку не возможно, то Богу все возможно», «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» — мы неоднократно слышим в Церкви слова Спасителя, с которыми Он обращается к каждому из нас. Но вместо того, чтобы, будучи в скорби, прийти к Нему, принести плоды покаяния, мы питаем свою гордыню, становимся орудием в руках нечистоплотных лиц, пытающихся внести смуту,  и стараемся на радость диаволу грешить и отрекаться от Господа и от Святой воли Его, чем разрушаем себя, наносим вред своим близким и любимой родине. Неужели за краткий век насаждаемого атеизма мы забыли Заповеди Господни? Это абсурд! Прикрывая лозунгами свои страсти, мы уподобляемся Адаму, принявшему грех, искусившемуся, и старавшемуся скрыть наготу свою от Всевидящего Ока Божия. Здравый смысл у Адама, не устоявшего пред искушением непослушания данной ему единственной заповеди Господней, помутнел, и это помутнение рассудка сохраняется испокон веков в нас – детях его. Но Всемилостивый Господь, отдавший на растерзание толпы Сына Своего, отверз нам двери покаяния, врата в жизнь вечную.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-zaporozhsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вы встали на путь предательства Христа» Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к архиепископу Кипрскому Хризостому 05.11.2020 2736 «Моя архиерейская совесть уже не позволяет обращаться к Вам, как к епископу и служителю алтаря, потому что Вы встали на путь предательства Христа - Главы нашей Матери-Церкви! Я уверен, что и верное Православию духовенство Кипрской Церкви также уже не может произнести Ваше имя на Богослужении, как Предстоятеля», - говорится в опубликованном на телеграм-канале « Правблог » обращении митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки к архиепископу Кипрскому Хризостому. «Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за то, что Вы стали орудием промысла Божия, благодаря которому Христос дарует нашей украинс кой пастве исповеднические и, возможно, мученические венцы. Ваше заявление о своём предательстве Церкви и поддержке ряженых в священнические одежды богоборцев несомненно поспособствует тому, что вооруженные циркулярными пилами и молотками, агрессивно настроенные и забывшие Бога люди на нашей многострадальной украинской земле еще с большим неистовством будут захватывать наши храмы, кощунствовать над православными святынями, избивать и терроризировать духовенство и прихожан. Еще больше слез, горя и страданий Вы принесете в семьи верных чад Украинской Православной Церкви. Но уверен, что никто из нас не поколеблется в этих скорбях, потому что мы знаем, что " так нам суждено " (1 Фес. 1:3), и если мы с Ним (Христом) страдаем, то с Ним и прославимся (Рим. 8:17)», - говорится в обращении. «Мне бы хотелось задать Вам вопрос: " Что послужило истинной причиной Вашего предательства " ? Какой-то компромат касательно Вашей жизни и благочестия? Но ведь только один Бог без греха, и Он, как никто другой, знает все наши слабости и падения. Если у Вас есть грехи, то неужели любящий Бог не простит их в случае покаяния? Имею искреннее желание моего сердца - сказать Вам: " Христос посреди нас " , но Вы лишили меня этой возможности», - говорится далее.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/05/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мелкий Христопродавец из Фанара Заявление архиепископа Иова (Геча) о том, что Константинопольский Патриархат не признает анафему Мазепе, политизировано и не имеет ничего общего с православной истиной 19.09.2018 1444 Время на чтение 3 минуты На днях представитель Константинопольского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве архиепископ Тельмисский Иов (Геча) в интервью украинским СМИ заявил, что Фанар не признавал канонической анафему, которая была наложена на украинского гетмана Ивана Мазепу Русской Православной Церковью, сообщает информационное агентство Новороссия. По его мнению, она была наложена на гетмана по политическим мотивам. «Несмотря на наложение Российской Церковью на гетмана Мазепу неканонической анафемы, представители Вселенского Патриархата ее не признавали, ведь она была наложена по политическим мотивам, как средство политико-идеологических репрессий и не имела никаких вероисповедных, богословских или канонических причин», - сказал он. Архиепископ также заявил, что после первого разрушения российскими войсками Запорожской Сечи в 1709 году украинское казачество, которое перешло под протекторат крымского хана, вернулось под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, и Мазепа вместе с Филиппом Орликом были одними из первых, кто это сделал. «В эмиграции в г. Бендеры Иван Мазепа свободно исповедовался у православных священников Вселенского Патриархата. Именно они напутствовали его на смертном одре и отпустили грехи, а потом и отпевали. Его тело было положено в православной церкви городка Варнице, которая находилась в юрисдикции Вселенского патриархата, а впоследствии его перезахоронили в городе Галац на Дунае, где в центральном соборе Свято-Георгиевского монастыря местный митрополит отслужил заупокойную службу по скончавшемуся гетману. Этот митрополит был иерархом Вселенского Патриархата. Итак, можем говорить, что Иван Мазепа умер как верный Матери-Церкви, Вселенского Патриархата!» - патетически восклицает иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/19/me...

В декабре 1651 года в местечке Макарове, верстах в 40 от Киева, по Житомирскому тракту, у рядового казака Макаровской сотни Киевского полка, впоследствии сотника, Саввы Григорьевича Туптала-Савича († 1703), и жены его, Марьи Михайловны († 1689), родился сын Даниил. Родители Димитрия отличались большою набожностью, что отразилось, конечно, и на сыне: наибольшее влияние, вероятно, оказывала мать, так как отец, «честь и слава Запорожского войска» был в эту смутную для Украины эпоху почти постоянно на войне. Три младшие сестры святителя впоследствии тоже приняли пострижение. Первоначальное образование святитель получил дома; 10 лет от роду научился писать по-славянски. Родители его в 1660 г. переехали на житье в Киев и поселились «на плацу неидысь Салтановским» у Флоровского женского монастыря. На 12 году Даниил поступил в Киевобратский училищный монастырь, который возобновил тогда и в котором ректорствовал и преподавал знаменитый схоластический проповедник Иоанникий Голятовский. Чудесная находка чудотворной иконы Богородицы Братской, на которой вплавь спасся татарин, тонувший в Днепре, торжественное её внесение в монастырь, затем разорение монастыря в 1665, г. постоянные опасения «военного небезпеченства», влияние семьи, слабое здоровье, – всё это привело к тому, что 9 июля 1668 г. Даниил постригся с именем Димитрия в Кирилловском монастыре, от руки игумена Мелетия Дзика, малорусского патриота, сторонника Дорошенки и митрополита Иосифа Тукальского. Таким образом Димитрий примкнул к той партии чёрного духовенства Украины, которая была поборницей самостоятельности малорусской церкви. Патриарх Никон , сторонник южноруссов, уже был сменён, московское правительство не признавало митрополита Тукальского, как приверженца Дорошенки, а один из преемников Никона, патриарх Иоаким, стал уже прямо хлопотать о присоединении малорусской церкви к московской патриархии: доселе она принадлежала (с XIV века) – константинопольской. 25 марта 1669 г. в г. Каневе Димитрий был поставлен м. Тукальским в иеродиаконы, а через шесть лет в 1675 г. мая 23 уже в Густынском монастыре и более близким к Москве лицом Лазарем Барановичем, архиепископом Черниговским, Димитрий был посвящён в иеромонахи и быстро приобрёл известность, как талантливый проповедник. По повелению Барановича, Димитрий написал первое своё историческое сочинение: «Руно орошенное " -описание чудес от чудотворного образа Богородицы в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре, напечатанное в 1680 году, а в 1683 г. вышедшее уже вторым изданием. С 1677 года, почти два года, Димитрий пробыл в Литве и Белоруссии, посещал

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В.С. Анисимов, глава пресс-службы Украинской Православной Церкви, заслуженный журналист Украины - Василий Семенович, намеченный на 8 июля Собор УПЦ вызвал традиционную бурю споров, страхов, версий. Чем ты можешь это объяснить? - Тем, что Православная Церковь в Украине пользуется огромным авторитетом и влиянием, поэтому многим интересно, что в ней происходит. С другой стороны, к Церкви продолжают относиться, как к политической партии или общественно-политической организации, где в руководстве идет постоянная борьба влиятельных группировок, плетутся интриги, молодые и алчные пытаются проглотить великих и мудрых и т.д. По этой матрице светские СМИ и «раскатывают» церковную проблематику. Но ведь понятно, что законы политики к Церкви непреложны. Уже на следующий день после Синода я двадцать комментариев дал о нелепости избрания местоблюстителя, замены старших членов Синода молодыми и т.д., но ведь мало кто слушает, и море конспиралогических версий гуляет в сети. - Я имею в виду не светские СМИ, а верующих, причем, из многих епархий. Почему всякое подобное собрание вызывает страхи и опасения, что на них примут что-то непоправимое и опасное для Церкви, разрывающее ее единство. Откуда это недоверие к священноначалию? Ведь опять мы видим обращения, призывы к стояниям. - Ты знаешь, до прихода к власти оранжевых таких опасений не было. А потом появился страх, что наши епископы дрогнут, их переломают, и он был небезоснователен, поскольку власть при Викторе Ющенко много и основательно интриговала против Церкви, о чем сегодня глава его тогдашнего секретариата Виктор Балога сам не без удовольствия рассказывает журналистам. И вот эта инерция страха продолжается, множество звонков поступают в пресс-службу, даже факсы длиннющие с подписями прислали верующие Запорожской, Черниговской и еще каких-то епархий: не допустите автокефалии! Хотя это вообще не предмет соборного обсуждения. Да и власть ныне проправославная, правда, с некоторыми досадными униато-раскольничьими вкраплениями. Она понимает Церковь, уважает ее единство и никакого давления на нее не оказывает. По крайней мере, до сих пор. Что же касается Собора, то архиепископы Митрофан и Александр провели пресс-конференцию, на которой изложили его программу.

http://pravoslavie.ru/47489.html

Глава восьмая Малороссийские и западнорусские епархии в XVIII в. Положение Киевского митрополита, после подчинения его Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. I. Киевская митрополия-епархия, её общий состав и границы в конце XVII и начале XVIII в. Протопии Борзенская, Глуховская и Конотопская: спор из-за них между киевским митрополитом и черниговским архиепископом. Укрепление их за Киевской епархией в 1691 г. II. Открытие Переяславского викариатства (коадъюторства) Киевской епархии (1700 г.); область ведения переяславского епископа. Постепенное освобождение переяславских епископов из-под власти киевских иерархов и преобразование Киевского коадъюторства в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию (1733 г.). Состав Киевской епархии до 1764 г. Число церквей и монастырей в ней – собственных и заграничных. Попытка назначить викария киевскому митрополиту (1758 – 1762 гг.). Состав и пределы самостоятельной Переяславской епархии до 1764 г. Присоединение к ней Новосербии с крепостью св. Елизаветы и слободами (1756 г.) и двух протопопий – Крыловской и Новомиргородской (1756 г.). Неудачная попытка ген.-лейт. Хорвата учредить в Новосербии самостоятельную епископию с «единонациональным» епископом (1759 – 1762 г.). Состояние заграничной части Переяславской епархии. III. Черниговская и Новгород-Северская епархия. Постоянство её территории и состава. Неудачная попытка снова возвратить от Киевской епархии три протопопии. Число церквей и монастырей в ней. Состав малороссийских епархий в 1764 г. и после до 1775 г. Изменение состава Киевской и Переяславской епархий в 1776 г. в связи с образованием Славянской епархии (1775 г.). Устройство Новой Днепровской линии и падение новой Запорожской Сечи (1775 г.). IV. Белорусская (Могилевская) епархия, образовавшаяся в пределах России после первого раздела Польши (1772 г.). Гражданское и церковное устройство новоприсоединенной части Белоруссии. Губернии и епархии Псковская и Могилевская (Белорусская). Положение православных в пределах Польши после первого раздела ее. Мысль об открытии заграничной православной епископии с кафедрой в г. Луцке. Проект 1784 г. о переделе малороссийских епархий, соответственно губернскому делению. Упразднение самостоятельной Переяславской епархии с перенесением епископской кафедры в Новгород-Северск, предположение учредить переяславское викариатство Киевской епархии. Осуществление проекта 1784 г. с изменениями его по указу 31 марта 1785 г. Заграничная Переяславская и Бориспольская епархия, коадъюторство киевское, с кафедрой в г. Луцке (1785 г.). Деятельность епископа Виктора (Садковского) на пользу православия в Польско-литовских областях. Его страдания – арест и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Невозможно одним росчерком пера перечеркнуть 70-летнюю традицию» Известные пастыри неоднозначно высказались об инициативе архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки перенести Женский день с 8 марта на день святых Жен-мироносиц 19.12.2014 319 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к Петру Порошенко с просьбой перенести празднование в стране женского дня с 8 марта на день святых Жен-мироносиц. «Как бы вы прокомментировали призыв архиепископа Луки? Следует ли вообще ломать традиции, подобные празднованию 8 марта?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве , сказал: «Я бы осторожно отнесся к такой идее, потому что празднование 8 марта - традиция мирская, она напрямую не соотносится с церковными традициями. По-моему, единственный недостаток этого праздника – что он часто выпадает на Великий пост». «А чтобы ставить вопрос о замене и перенесении праздника, надо шире популяризировать в светском обществе само церковное празднование того же Дня святых Жен-мироносиц, - предлагает отец Андрей. - Только этот день переходящий, он отсчитывается от Пасхи. Человеку светскому будет трудно ориентироваться каждый раз на другое число. Если бы это был определенный день в календаре, еще можно было бы ставить вопрос о замене». «Короче говоря, предлагая такие радикальные перемены, надо чтобы не только церковное, но и светское общество дозрело до этого, - уверен он. - А так неверующие примут в штыки такую инициативу. Надо же, чтобы праздник пользовался поддержкой общества, а не навязывался сверху, да еще с подачи Церкви. А так у критиков Церкви только появится дополнительной аргумент: вот, мол, снова нам что-то навязывают. Для нападок на Церковь и других поводов хватает». Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине , считает, что «не столь уж и укоренен в народе праздник 8 марта. День святых Жен-мироносиц вполне подходит, и я знаю, что многие батюшки поздравляют в этот день прихожанок с православным праздником. Ничего революционного в замене дня 8 марта на День святых Жен-мироносиц я не вижу».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/19/ne...

Разделы портала «Азбука веры» По благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия Вступление: чудодеять или чудить? священник Михаил Шполянский «Там чудеса, там леший бродит; русалка на ветвях сидит…» Чудеса – сказка, легенда, мечта, надежда? Дар, сила, высшее знание? Чудеса, чудесное, сверхъестественное всегда привлекало человека – от магических изображений на стенах пещер, обиталищ первобытного человека, до культа Гарри Поттера. Множество самых разнообразных понятий и образов связано с понятием «чуда» или ассоциируется с ним. Вот малая толика того, что говорится о чуде и его производных в словаре Даля: « ЧУДО- всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы… Диво, необычайная вещь или явленъе, случай; … Чудо искусства, живописи, ваянья. Чудеса в решете . … Чудовый, чудный либо чудесный; удивительный, странный, необычайный; превосходный, прекрасный. Чудоватое дело, непонятное, сомнительное … чудить – дивить, мудрить, делать что, придумывать, строить, хитрить; странничать, чудачитъ; дуритъ, проказить с умыслу; сумасшествовать, сумасбродствовать … чудиха ж. чудила – кто чудит, чудесит; проказникк, чудак … Чудачностъ ж. и чудаковатостъ, странности чудака. Чудище, чудовище … Чудовищностъ – свойство, качество … Чудогрея, чудогрейка – род женской кофты,.. Чудодеятъ, чудодействоватъ, чудотворить – делать, творить чудеса, что-либо сверхъ естественное, противное законам природы, как человек или наука их понимает.… Поим Богу, чудодеящему мышцею высокою … Чудодеяние источаеши … Чудодейственник .. чудотворец, чудорица, – церк. совершающий чудеса Веры … Чудодейное, чудодейственное явленъе. Чудодетельная молитва. Чудотворная икона, творящая чудеса. Чудозрачные виды, дивно красивые; чудозрачностъ, красота… Чудород, чудодей, чудак, Чудоточный, чудоточивый и чудоточащий образ, источающий чудеса. Чудоцвет м. – растен. MimaiIis, переводн. В рамках сегодняшнего разговора нас не интересуют чудеса искусства, живописи, ваянъя, как и чудеса в решете, чудаки, чудовища, чудоцвет.

http://azbyka.ru/xristos-posrede-nas-chu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010