25 февр. 1935 г. А. был арестован вместе с неск. клириками Белгородской епархии. Лжесвидетелями против А. выступили деятели обновленчества и григорианского раскола . На допросах А. держался мужественно, недвусмысленно изложил свою церковную позицию. На вопрос следователя, с кем из правосл. архиереев А. общался в Харькове, он ответил, что хорошо знал и встречался со сщмч. Константином (Дьяковым) , архиепископами Борисом (Шипулиным) и Онуфрием (Гагалюком), епископами Стефаном (Андриашенко), сщмч. Макарием (Кармазиным) , сщмч. Павлом (Кратировым) и сщмч. Дамаскином (Цедриком) . Все они служили в одном храме и часто в дни церковных праздников собирались вместе у кого-нибудь в доме, обсуждали церковные вопросы, в т. ч. о расколах - григорианском и лубенском. 11 сент. 1935 г. специальная коллегия областного суда приговорила А. и благочинного свящ. сщмч. Митрофана Вильгельмского к 10 годам лишения свободы, свящ. сщмч. Александра Ерошова и псаломщика мч. Михаила Вознесенского - к 5 годам, свящ. сщмч. Михаила Дейнеку - к 3 годам лишения свободы. Все они были отправлены на Дальн. Восток в тот же лагерь, где находились архиеп. Курский Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священники священномученики Виктор Каракулин и Ипполит Красновский . В февр. 1938 г. против А., архиеп. Онуфрия, священников священномучеников Ипполита Красновского, Николая Садовского , Митрофана Вильгельмского, Василия Иванова , Николая Кулакова , Максима Богданова , Михаила Дейнеки, Александра Ерошова, Александра Саульского , Павла Попова , Павла Брянцева и псаломщиков мучеников Григория Богоявленского и Михаила Вознесенского было начато новое дело. Никто из них не признал себя виновным и отказался подписать лжесвидетельства. В нач. марта 1938 г. все обвиняемые были перевезены из лагеря в Благовещенскую тюрьму. А. был расстрелян вместе с архиеп. Онуфрием (Гагалюком), священниками Ипполитом Красновским, Николаем Садовским, Митрофаном Вильгельмским, Василием Ивановым, Николаем Кулаковым, Максимом Богдановым, Михаилом Дейнекой, Александром Ерошовым, Александром Саульским, Павлом Поповым и псаломщиками Григорием Богоявленским и Михаилом Вознесенским по приговору тройки НКВД от 17 марта 1938 г. А. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/115876.html

Весной 1926 г. в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения ОГПУ в числе ок. 120 заключенных священнослужителей пребывали 24 правосл. архиерея, в т. ч. архиепископы священномученики Благовещенский Евгений (Зернов ; впосл. митрополит), Верейский Иларион (Троицкий) , Одесский Прокопий (Титов) , Курский Иувеналий (Масловский) , Черниговский Пахомий (Кедров) , епископы Подольский сщмч. Амвросий (Полянский) , Нижнечирский сщмч. Захария (Лобов ; впосл. архиепископ), Лужский Мануил ( Лемешевский; впосл. митрополит), Михайловский Глеб ( Покровский; впосл. архиепископ), Яранский Нектарий (Трезвинский) и др. Заключенные на Соловках архиереи в то время представляли собой наиболее многочисленную группу епископов, находившихся в одном месте. Уникальность ситуации состояла в том, что только у соловецких узников в отличие от остававшихся на свободе, но находившихся под жестким контролем властей архиереев была на тот момент возможность проведения представительных епископских совещаний - подобия малого архиерейского Собора. Обеспокоенные тяжелым положением Церкви, соловецкие архипастыри обсуждали между собой и с др. сведущими заключенными возможность урегулирования государственно-церковных отношений при обязательном условии сохранения канонических основ веры. В мае 1926 г. по инициативе архиеп. Илариона (Троицкого) др. соловецкий узник, известный богослов мч. Иоанн Васильевич Попов , бывш. профессор МДА, составил проект обращения к советскому правительству для последующего его рассмотрения собранием всех находившихся на Соловках архиереев. Важную роль в организации такого собрания сыграли архиеп. Евгений (Зернов), признанный др. заключенными архиереями своим духовным главой, и игум. Питирим ( Крылов; в том же году возведен в сан архимандрита, впосл. архиепископ), зав. лагерным продуктовым складом, к-рый предоставил одно из складских помещений для тайного епископского совещания. В среду 9 июня 1926 г. (протопресв. Польский приводит дату 7 июня, но это не совпадает с указанным им же празднованием в тот день отдания Пасхи) на территории закрытого Соловецкого мон-ря на Б. Соловецком о-ве в помещении продуктового склада собрались 17 архиереев (перечень их имен остался неизвестным), к-рые заслушали доклад проф. И. В. Попова и после обсуждения утвердили текст П. з. с. е.; впосл. его одобрили и другие находившиеся на Соловках архиереи, которые не смогли участвовать в совещании 9 июня. П. з. с. е. была принята как обращение к правительству СССР «руководящего органа Православной Церкви». Возможно, в дальнейшем предполагалось одобрение документа заместителем патриаршего местоблюстителя (10 июня того же года, практически одновременно с появлением «Соловецкой декларации», митр. Сергий самостоятельно направил в органы гос. власти и в епархии проект обращения ко всероссийской пастве по проблемам государственно-церковных отношений, очень близкий по тезисам к П. з. с. е.).

http://pravenc.ru/text/2578774.html

Епископ Иларион с иподиаконом Николаем Кирьяновым Для многих православных иерархов и мирян, современников архиепископа Илариона (Троицкого) , смерть его явилась тяжелым ударом. Архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк), впоследствии также священномученик, свое «Слово на кончину архиепископа Илариона» начинает словами: «Умер один из славнейших святителей нашей Православной Московской Патриархии... В цвете сил и дарований, сорока с небольшим лет, могучий и духом и телом, так рано отошел он к Господу! Весть о кончине архиепископа Илариона отзовется великой скорбью в сердцах православных не только нашей страны, но и всего мира» . Священномученик Онуфрий был особенно опечален тем, что Церковь в лице архиеп. Илариона лишилась активного и успешного борца с церковными расколами. Находившийся в изгнании митрополит Антоний (Храповицкий) , узнав о смерти владыки Илариона, скорбел, что «богословская наука недавно лишилась одного из самых сильных своих представителей» , смерть которого – «невознаградимая потеря» . Действительно, 28 декабря 1929 года Русская Православного Церковь потеряла для своей земной деятельности и великого святителя, и талантливого богослова, и успешного борца с расколами. Но, кроме этого, многие, знавшие владыку Илариона, переживали его смерть как невосполнимую личную утрату. Существует поговорка: «незаменимых людей не бывает». Ее можно признать справедливой в тех случаях, когда имеются в виду определенные человеческие способности, человек как функция, которую он выполнял более или менее успешно. Впрочем, и здесь приведенная поговорка не всегда верна. Есть люди, которые в своем деле оказываются совершенно незаменимыми, и с их уходом или смертью дело, которым они занимались, приходит в полный упадок. Но если мы станем говорить о человеке как личности, то должны будем признать верным нечто обратное, а именно: «заменимых людей не бывает». Каждый человек является неповторимой, уникальной личностью, заменить которую невозможно, что называется, по определению. Смерть святого ощущается окружающими как непоправимая личная утрата

http://pravoslavie.ru/109569.html

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 196-204; Головашенко А. М. Кр. ист. обзор Курской губ. Курск, 1854; Истомин И., свящ. Ист. описание курского Знаменского 1-кл. мон-ря. Курск, 1857; Лебедев А. С. Эпизод из истории борьбы духовной власти в России с народно-религиозными обычаями//ЧОИДР. 1884. Т. 2. Смесь. С. 21-28; он же. Ист. разыскания в южнорус. архивах. М., 1885. Вып. 2. С. 21-28, 40-48; Троицкий Н. И. Памятники Знаменского мон-ря в Курске. Курск, 1884; Памятная кн. Курской губ. за 1892 г. Курск, 1892; Танков А. А. Курский Знаменский собор//Курские ЕВ. 1894. 8. С. 142-143; он же. Ист. летопись Курского дворянства. М., 1913. Т. 1; Зверинский. Т. 1. 201; Денисов. С. 346-347; Четыркин Ф. В. Курская святыня: Курско-Коренная икона Богоматери и места пребывания св. иконы - Знаменский мон-рь и Коренная пуст. СПб., 1899; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 2-7; Танков А. А., Златоверховников Н. И. Путеводитель по г. Курску. Курск, 1902; Булгаков Г. И. Внешний вид Курского Знаменского мон-ря в прошлом по архивным док-там. Курск, 1913. С. 3-4; Сенаторский Н. Курский Знаменский мон-рь//Курские ЕВ. 1913. Ч. неофиц. 45. С. 888; Сперанский А. Очерки по истории приказа каменных дел Московского гос-ва. М., 1930; Габель В. Ф., Гулин И. Н. Курск. М., 1951; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 551; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура. Курск, 1998; она же. Курский Знаменский муж. мон-рь//Русские мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 206-221; Раздорский А. И. Курский Знаменский мон-рь по плану 1785 г.//Наследие монастырской культуры. СПб., 1998. Вып. 3. С. 39-46; он же. Церковно-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов. Курск, 2003. Вып. 2. С. 61-74; он же. Архиереи Курского края XVII-XX вв. Курск, 2004; Шпилев А. Г. Знаменский мон-рь. Курск, 2000; он же. Курский Знаменский муж. мон-рь в 1918-1932 гг.: (К вопросу о взаимодействии РПЦ и гос. органов в первые десятилетия Советской власти)//Русский сб.

http://pravenc.ru/text/2462323.html

Нестор (Сидорук ; 3 июня 1948 - 1 окт. 1951), архиеп. Иннокентий (Зельницкий; 27 дек. 1951 - 8 дек. 1958; с 1954 епископ Курский и Белгородский, с 25 февр. 1957 в сане архиепископа). Курские и Белгородские: еп. Роман (Танг; 9 дек. 1958 - 21 мая 1959), еп. Леонид (Поляков ; 11 июня 1959 - 9 апр. 1962), архиеп. Серафим (Никитин; 8 июля 1962 - 25 июня 1971; с 25 февр. 1968 в сане архиепископа), еп. Николай (Бычковский; 28 июля 1971 - 3 сент. 1974), архиеп. Хризостом (Мартишкин; 3 сент. 1974 - 26 дек. 1984; со 2 сент. 1977 в сане архиепископа), митр. Ювеналий (Тарасов; 26 дек. 1984 - 17 авг. 2004; с февр. 1993 архиепископ Курский и Рыльский, с 25 февр. 2000 в сане митрополита). Курский и Рыльский митрополит: Герман (Моралин; с 17 авг. 2004 в сане архиепископа, с 1 авг. 2012 в сане митрополита). Монастыри Действующие: рыльский во имя свт. Николая (близ Рыльска, мужской, упом. в 1505, закрыт в 1926, возобновлен в 1991), Курская Коренная пуст. (мужская, в мест. Свобода, основана в 1597, закрыта в 1923, возобновлена в 1989), курский в честь иконы Божией Матери «Знамение» (мужской, в Курске, основан в 1613, закрыт в 1924, возобновлен в 1992), курский во имя Св. Троицы (женский, в Курске, упом. в 1623, закрыт в 1923, действовал в 1942-1950, восстановлен в 1994), Белогорский во имя Николая Чудотворца (мужской, близ совр. с. Горналь Суджанского р-на, основан в 1672, упразднен в 1785, возрожден в 1863 как Белогорская Николаевская пуст., закрыт в 1922, восстановлен в 2001), Александро-Невский скит курского Свято-Троицкого мон-ря (женский, в дер. Шуклинка Курского р-на, основан в 1890, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 2003), Казанской иконы Божией Матери (женский, в с. Большегнеушеве Рыльского р-на, основан в 1996), Алексия, человека Божия , (женский, в пос. Золотухино Золотухинского р-на, основан в 1998). Упраздненные монастыри в современных границах К. и Р. е.: курский Нижне-Троицкий Борисоглебский (мужской, в Курске, основан в 1598-1605, упразднен ранее 1742), Амонская Николаевская пуст.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Каталог Путивльской городской публичной библиотеки «Г. Г. Маклаковых». Путивль, 1890. Краеведческий сборник: (Материалы в помощь учителю истории)/Курский ин-т усоверш. учителей. Курск, 1952. Краткие исторические сведения о Белоградском Николаевском монастыре Суджанского уезда Курской губернии/Собрал прот. Иоанн Терлецкий//Курские епархиальные ведомости. 1892. 30. С. 430–449. Краткое историческое описание Рыхловской пустыни/Мельхиседек, архимандрит. Москва, 1844. Курская губерния: Список населенных мест по сведениям 1862 г. СПб., 1868. Курская карманная справочная книжка на 1892/93 год. Курск, 1892. То же – на 1893/94 год. Курск, 1893. «Курский адрес-календарь» на 1883, 1911, 1914, 1916 гг. Курск: Губ. стат. комитет, 1858–1916. «Курский календарь»: Справочная и адресная книга на 1912 г. Курск, Курский край в религиозно-церковном отношении с древних времен//Курские епархиальные ведомости. 1887. 8. С. 410–425; 9. С. 465–489; 10. С. 529–537; 12. С. 625–641; 16. С. 814–834; 18. С. 908–926; 19. С. 973–984; 20. С. 1019–1033. Курский областной архив: Путеводитель. Курск, 1972. Курский областной краеведческий музей: Путеводитель. Курск, 1973. Лебедев А. Исторические разыскания в южно-русских архивах. М., 1884. Материалы для истории Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1891. 12. С. 189–197; 19. С. 326–339; 20. С. 362–368. В конце последн. статьи указан. авт.: А. Т. Материалы для истории Курской епархии: Белгород и его святыня//Курские епархиальные ведомости. 1871. 7–19; 1872. 3–19; 1873. 2–3; 1878. 13–14; Белгородский Николаевский монастырь//Там же. 1873. 10–12; 1880. 6–8; 1883. 1–16; Упраздненные Николаевский и Обоянский монастыри//Там же. 1885. 11–14. Материалы для истории церквей Курской, Харьковской, Орловской, Черниговской и Воронежской губерний; городов и станиц Донской области по приходным книгам жилых данных церквей патриаршего Казенного приказа 7136 (1628–1746 гг.). М., 1913. Монастыри и церкви (существующие и упраздненные) и святыни г. Путивля. Глава 1. Описание монастырей и церквей существующих и упраздненных//Курские епархиальные ведомости. 1900. 28. С. 658–667; 29. С. 679–686; 30. С. 697–706; 31. С. 712–720; 32. С. 731–739; 33. С. 756–764; 34. С. 777–785; 35. С. 794–803.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Евлогий, митр. Путь моей жизни Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Аверкий (Таушев) , архиеп. Проповедник «Кдинаго на потребу» (К 15-летию кончины архиеп. Феофана Полтавского). ПР, 1953. 3 Аверкий (Таушев) , архиеп. Священной памяти высокоиреосв. Феофана, архиепископа Полтавского. ПП. 1973 (отд. изд.: Высокопреосв. Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. Дж., 1974) Концевич Е. Архиепископ Феофан Полтавский (личные воспоминания). ПР. 1974. 24 Марченко В. Духовник царской семьи. Святитель Феофан Полтавский. М., 1994. Лит.: Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Феофан ( Гаврилов Феодор Георгиевич ; 26.12.1876, Орловск. губ. – 18.6.1943, Белград, Югославия), архиепископ. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Орловскую Духовную семинарию (1893), учитель народных училищ, священник (1897), окончил Киевскую Духовную академию (1906), пострижен в монашество (1904), инспектор Волынской Духовной семинарии (1908), ректор Витебской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита (1910), епископ Рыльский, викарий Курской епархии (15.12.1913), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Курский Назарий в Курске, епископ Курский и Обоянский (19171919), член Всероссийского церковного собора в Москве (19171918), эмигрировал в Сербию через Константинополь (1920), жил в Карловцах, а затем в Хоиовском монастыре (19251941), участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), секретарь Архиерейского Синода РЗЦ (19241943), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938). Лит.: Высокопреосв. Феофан Курский (некролог). ЦЖ. 1943. 7 Архиепископ Феофан Курский (некролог). Закарпатская Русь. 1943. 56 Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Феофан ( Шишманов Иван Иаковлевич ; 1902, г. Гурзуф Таврическ. губ. – 15.11.1987, Магопак, Нью-Йорк, США), схиархимандрит. Из семьи обрусевших греков. Эмигрировал в Сербию (1920), окончил русскую гимназию в Загребе (1925), состоял в юрисдикции РЗЦ, поступил послушником в монастырь Мильково (1927), пострижен в монашество митр. Антонием (Храповицким) одновременно с о. Антонием (Синькевичем) (1930), иеромонах (1930), наместник монастыря Св. Креста в г. Земуне, принят в клир МП (27.4.1945), эмигрировал в Бельгию и принят обратно в клир РЗЦ (1949), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Брюсселе (19491952), и. д. регента хора храма-памятника в Брюсселе (19501952), переехал в США, работал фельдшером в больнице в Небраске, секретарь и келейник архиеп. Серафима (Иванова) (19581987), помощник настоятеля каф. собора в г. Чикаго (1958–1987), игумен (26.4.1964), архимандрит (28.4.1971), незадолго до смерти принял схиму в синодальном подворье Ново-Коренной Пустыни в Магоиаке под Нью-Йорком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме обычных праздников, крестьяне празднуют еще: Николаю Чудотворцу, в деревне Извоз, вероятно по причине близости к Никольскому монастырю; Преображению и Казанской Божией Матери – в Виковщине; Введению во храм – в Быльчине, в память бывшей некогда здесь приходской церкви; Знамению Божией Матери – в селе Ильинском; Казанской Божией Матери – Симанкове, Запольке и Стуглеве; Рождеству Богородицы – в Кикине. Кроме обычных крестных ходов, совершаются еще: 1) в селе Ильинском – 23 июня, в память пожара 1848 года, вокруг села, и 20 июля, вокруг церкви; 2) в деревне Заполек – в Ильинскую пятницу, в память падежа скота, и 29 октября с ношением по домам иконы Казанской Божией Матери; 3) в деревне Извоз – 9 мая, для окропления скота; 4) в Виковщине – 8 июля, с тою же целью; 5) в Кикине – 8 сентября. Часовни находятся: 1) в Запольке – во имя Покрова. В ней есть деревянный 8-конечный крест, вышиною в сажень и аршина. На нем, между прочим, написано: «Праздновать праздники: Покрову Богородицы, священномучен. Димитрию, Флору и Лавру и священномучен. Власию» и еще: «поставлен сей Святый Животворящий крест Господень на поклонение православным христианом, 7195 года, июня 3 дня». 2) В Виковщине – Преображения. 3) Между деревнею Быльчино и усадьбою Стуглево, в 40 саж. от Волхова, часовня, в память бывшей церкви Введения. У деревни Симанково есть две сопки. Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его почетный гражданин Гавриил Егоров Ильинский. Денег собирается в год до 15 рублей. 1884 года, мая 4 дня. Священник Алексей Иродионов. Церковь Архангела Михаила в Михайловском погосте Михайловский погост, или село Михаило-Архангельское находится в 150 верст, от Петербурга и в 22 верстах от Новой Ладоги, на возвышенном левом берегу Волхова, подле дороги из Новой Ладоги в Новгород. Прежняя, деревянная, двухпрестольная церковь сгорела в 1812 г., с 6-го на 7-е декабря, от неисправной печки. Вместо нее, усердием прихожан и доброхотных дателей, за 6,600 р. построен настоящий каменный храм, во имя Архистратига Михаила, с теплым приделом во имя св. великомученицы Екатерины. Антиминс главного престола освящен епископом Нафанаилом 1846 г., марта 3-го и подписан митрополитом Антонием. Антиминс придела освящен и подписан митрополитом Гавриилом 1772 г., марта 25-го. На нем евангелисты изображены не по углам, а по два внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тринадцатый день. Поуч. 3-е. Св. священномучен. Корнилий Сотник. (Без любви кь ближнему не спасешься). I. Известия о св. Корнилии, ныне прославляемом в церковных песнопениях и чтениях, сообщены святым евангелистом Лукою; который упоминает о нем в 10-й главе книги Деяний апостольских. Он был сотник из полка, называемого Италийским; веровал в Бога со всем семейством своим и угодил Господу благочестивою жизнию и милосердием к бедным. Господь в милости Своей захотел открыть доброму Корнилию путь ко спасению, чрез веру во Христа, о Котором Корнилий еще не знал. И вот однажды ангел явился Корнилию и сказал ему: «молитвы твои угодны Богу. Пошли людей в город Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, дом которого находится при море. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда ангел отошел, то Корнилий тотчас послал слуг и воина в Иоппию, чтобы пригласить апостола Петра к себе в Кесарию. Апостол жил в то время в Иоппии, для проповедывания слова Божия. Апостол Петр по чудесному видению и наставлению прибыл к Корнилию и огласил его словами евангельского учения, – причем Дух Святый сошел на всех слышавших слово Божие, и они стали говорить на разных языках, после чего Корнилий с семейством был крещен. Священное писание умалчивает о дальнейшей судьбе Корнилия, но есть предание, что он некоторое время делил труды апостола Петра, который впоследствии посвятил его в епископы. Он обратил к истине множество идолопоклонников, творил чудеса силою Божией, терпел от язычников истязания за исповедание своей веры, и почил в глубокой старости. II. Жизнь св. священномученика Корнилия, ныне прославляемаго, отличавшегося благочестивою жизнию, и в особенности милосердием к ближним, что и привлекло на него спасающую силу благодати Божией, учит нас, братие мои возлюбленные, той истине, что без милосердия и без любви к ближнему не спасешься. Вот как о сей великой и спасительной истине учит св. Иоанн Златоуст : «христианин! Хотя бы ты воздерживался от пищи и вместо ложа спал на земле; хотя бы даже вкушал пепел и всегда плакал; несмотря на это, ты ничего важного не делаешь, когда не печешься о пользе ближняго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Седьмой день. Св. священномучен. Маркелл, папа Римский. (О долготерпении Божием). I. Св. священномуч. Маркелл, папа римский, ублажаемый в нынешний день, управлял церковью в продолжение 5½ лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову. – Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твое царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущего на колеснице, за которою шел в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников. За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осужден пасти скот. Освобожденный христианами, он тайно продолжал управлять церковию и, совершив освящение церкви, в которую был обращен роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал богослужение в этом доме, ставшем соборною церковью в Риме. – Узнав об этом, император велел превратить освященный дом в стойла для животных и содержал там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишенный всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий, – скончался (около 310 г.). Пресвитер Иоанн с клириками перенес тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению. II. При рассказе о тех страшных оскорблениях и унижениях, какие причинял языческий император св. храму, обративши его в стойла для животных, и тех страданий и поруганий, какие причинил он св. епископу, принудивши его ходить за скотом, у кого из вас, братия, не вырвется скорбный сердца вопрос: «доколе, Господи, терпишь поругания святыни Твоего храма и св. Твоих слуг? Как, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчас всякое нечестие и неправду? Как, всемогущий Глава церкви, терпишь поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешнаго?» Ответ на эти вопросы мы найдем, братие, в том свойстве Бога, по которому Он называется «долготерпеливым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010