Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Гавриила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Архангела Гавриила и церковь Введения Кирилло-Белозерского монастыря Справа от Успенского собора располагается четырехстолпная церковь Архангела Гавриила, построенная в 1531-1534 годах Василием III в благодарность за рождение у него сына - Ивана Грозного. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня (1757-1761 гг.), к которой с северо-запада примыкает квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения. Самое значительное здание монастыря - Трапезная палата с церковью Введения Марии в храм (1519 г.). Размеры этого здания определены укладом жизни. Традиционно церковь, трапезная палата, келарская выстроены по одной оси, что придает архитектурному ансамблю большую строгость. Стройный граненый столп церкви контрастирует с массивным объемом трапезной палаты. Вплотную к трапезной пристроена колокольня. Массивные формы и высота этого сооружения предопределялись большим количеством и значительным весом находящихся на ней колоколов. С востока к колокольне примыкает церковь Архангела Гавриила (1531 -1534гг.). Церковь Архангела Гавриила выстроена на вклад великого московского князя Василия III, приезжавшего в монастырь в 1528 году со второй женой Еленой Глинской молиться о даровании наследника, рождение которого отмечено сооружением двух храмов. В архитектурных формах церкви Гавриила и построенной одновременно с ней церкви Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре отразились новые черты, внесенные в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV-XVI вв. Особенно интересно решена верхняя часть церкви. Она выполнена в виде яруса звона, в северо-западном углу которого размещалась и часовая палатка. В 1638 году ярус звона переделали в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом. К сожалению, уже в XVII веке верх храма был перестроен в ризничную палатку: при этом проемы звона заложили, превратив их в окна. В самом начале XIX века оба барабана и верхний ярус кокошников были разобраны и сделано новое покрытие с одной деревянной, обшитой лемехом главой.

http://sobory.ru/article/?object=05132

1 . Опять радостные благовествования, опять извещения о свободе, опять отозвание назад, опять возвращение, опять голос веселия, опять освобождение от рабства: ангел беседует с Девой, так как и с женой беседовал змий. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога... к Деве, обрученной мужу» ( Лк.1:26–27 ). Гавриил был послан объявить всемирное спасение; Гавриил был послан, неся Адаму обещание возвращения из плена; Гавриил был послан к Деве, чтобы изменить бесчестие женского пола в честь; Гавриил был послан, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертог; Гавриил был послан, чтобы помолвить создание с Создателем; Гавриил был послан к одушевленному дворцу Царя ангелов; Гавриил был послан к Деве, обрученной Иосифу, но сберегаемой для Сына; был послан бестелесный раб к чистой Деве; был послан свободный от греха к недопускающей тления; был послан светильник, чтоб указать на Солнце правды; было послано утро, бегущее впереди света дня; был послан Гавриил, показывающий Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери; был послан Гавриил, показывающий на Того, Кто находится на троне и в вертепе; был послан воин, вопиющий о таинстве Царя, – таинстве, познаваемом верою, не исследуемом излишним любопытством, – таинстве, покланяемом, не взвешиваемом как бы на весах, – таинстве, исповедуемом, не измеряемом. В месяц шестый послан бысть Гавриил к Деве. О каком шестом месяце говорится? О каком? С какого Елисавета приняла благовествование, с какого зачала Иоанна. Откуда это ясно? Пусть объяснит сам архангел, говорящий Деве: " вот..., – говорит он, – Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына..., и ей уже шестой месяц» ( Лк.1:36 ). В месяц шестой. Шестой месяц зачатия Иоанна. Надлежало, чтоб прежде пришел воин, надлежало, чтоб прежде явился телохранитель, надлежало, чтоб сначала проложил путь возвеститель Господня пришествия. «В шестой... месяц послан был Ангел Гавриил... к Деве, обрученной мужу», не вступившей в брак; хотя обрученной, но сохраняемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый – говорится – послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адама. Послан Гавриил к Деве, дабы изменить бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто – на престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну великого Царя, – тайну, говорю, разумеваемую верою и недоступную любопытству, – тайну достопокланяемую и неисследимую, – тайну, усвояемую богословствующим, а неизмеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? – в тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавет, говорит он, южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды ( Лук. 1:36 ); поэтому в шестой месяц по зачатии Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему Вождю), и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви, – обрученной, но несопряженной, – обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? – для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел прийти Царь, – это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исаии: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы сокрыть это от лукавого, пришел чрез обрученную: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Москва. Церковь Гавриила Архангела ( " Меншикова башня " ). Меншикова башня Карта и ближайшие объекты Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена. По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие  известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара. По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

http://sobory.ru/article/?object=02179

Московская церковь св. Архангела Гавриила Церковь во имя св. Архангела Гавриила. Знаменитая московская церковь во имя св. Архангела Гавриила находится близ Чистопрудного бульвара в скромном и маленьком Архангельском переулке, которому она и дала имя. В советское время он носил название Телеграфный. В историю Москвы эта церковь вошла как Меншикова башня, которую в народе еще величали " сестрой Ивана Великого " . Как известно, ее построил в начале XVIII столетия светлейший князь Александр Данилович Меншиков как домовый храм при своем новом московском дворце в Мясниках. Однако, вопреки этому расхожему мнению, первая, еще деревянная церковь св. Архангела Гавриила существовала здесь задолго до того, как в этих краях обосновался светлейший князь, - еще в XVI столетии. Впервые она упоминается в летописи в 1551 году, где именуется Гаврииловской церковью в Мясниках. В то время она была обыкновенным приходским храмом в старинной слободе московских мясников, которые поселились тут еще в XV столетии, и дали название этой местности и ее главной улице - Мясницкой. Отходы их деятельности сливались в местный водоем - запруду от реки Рачки, прозванный Поганой Лужей или Поганым прудом. О поселении московских мясников тех времен ныне напоминает и название Костянского переулка в районе Сретенки. А уже в 1620 году этот храм именовался " Гавриила Великого, что на Поганом пруде " и был центром Патриаршей Гаврииловской слободы. Тогда же, в первой половине XVII столетия, вместо деревянного был выстроен каменный трехшатровый храм старинной московской архитектуры дониконовских времен - вероятно, по типу церкви Рождества Богородицы в Путинках. Он простоял недолго - на его месте была возведена Меншикова башня. Появление Меншиковой башни в Москве предопределила историческая петровская эпоха. Уже в самом начале правления Петра I Мясницкая улица стала главной парадной дорогой, по которой царь ездил из Кремля в Немецкую слободу и Лефортово. И на ней стали селиться приближенные царя и московская знать: в числе новых жителей Мясницкой достаточно назвать только имена Феофана Прокоповича и князя Меншикова.

http://pravoslavie.ru/164.html

Указатель рисунков Изображение (хромолитография) преп. Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года), писанное при жизни преподобного св. Дионисием Глушицким 1265 . Рис. I. Общий вид Кирилло-белозерского монастыря, со стороны Копани (по фотографии с натуры). Рис. II. Вид Кирилло-белозерского монастыря с мыса Обшары, со стороны Горицкой дороги (по фотографии с натуры). Рис. III. «Меньшой» Кириллов монастырь (Ивановский). Вид со стороны «свиточной» башни (по фотографии с натуры). Рис. IV. Собор Успения Пресвятые Богородицы, церкви: св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. V. План собора Успения Пресв. Богородицы и церкви св. Владимира. Рис. VI. Разрез Успенского собора. Рис. VII. Проект реставрации планов: Успенского собора и церкви св. Кирилла. Рис. VIII. Входные двери в северной стене Успенского собора (по рисунку из альбома Н. Мартынова). Входные двери в северной стене церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. IX. Изображение церкви, по рукописи XV века, Кирил. библ. 19–1096, л. 1 об. Рис. X. Ладоница, устроенная в 1610 году в Кириллове монастыре и хранящаяся в местной ризнице (по фотографии с натуры). Рис. XI. Иконостас Успенского собора (по фотографии И. Ф. Барщевского, 1312). Рис. XII. Фреска на западной стене Успенского собора, в правой кладовой (с рисунка из альбома Н. Мартынова 1266 . Рис. XIII. 1. Разрез церкви св. Владимира. 2. Глава церкви св. Владимира. 3. Надпись на ней. 4. Впадина в наружном пилястре паперти. Рис. XIV. Деталь орнамента и окно на главе Успенского собора. Рис. XV. Церкви: архангела Гавриила, св. Кирилла, Успения, св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. XVI. План церкви св. архангела Гавриила и верхнего этажа над нею (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XVII. Разрез церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XVIII. Фасад церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XIX. Колокольня. Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В день праздника Собора Архангела Гавриила митрополит Волоколамский Иларион и представители Поместных Православных Церквей совершили богослужение на подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве 27 июля 2014 г. 11:52 26 июля 2014 года, в праздник Собора Архангела Гавриила, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском подворье Антиохийской Православной Церкви  — в храме во имя святого Архангела Гавриила. Владыке Илариону сослужили настоятель Подворья, представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока митрополит Филиппопольский Нифон , архиереи Антиохийской Церкви: митрополит Тирский и Сидонский Илия и епископ Селевкийский Ефрем; представитель Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , благочинный храмов Богоявленского округа Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин), помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, клирики храма. На праздничном богослужении присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.П. Торшин; член Императорского православного палестинского общества , вице-президент ОАО «РЖД» А.В. Салтанов; министр-советник, заместитель главы Представительства Европейского Союза в Российской Федерации Свен-Олов Карлссон; послы Колумбии, Чили, Сербии, Голландии, Пакистана, Кот-д’Ивуар, представители дипломатического корпуса Франции и других стран. После сугубой ектении была прочитана молитва о мире на Украине. По окончании Божественной литургии у храма был отслужен молебен перед иконой Архистратига Гавриила.

http://patriarchia.ru/db/text/3696396.ht...

Архив Пн В праздник Собора Архангела Гавриила Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на Антиохийском подворье в Москве Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 26 июля 2016 г. 15:49 26 июля 2016 года, в праздник Собора Архангела Гавриила, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Архангела Гавриила — подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве. В этом году исполняется 75 лет со дня рождения настоятеля подворья, представителя Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополита Филиппопольского Нифона , а в 2017 году исполнится 40 лет со времени его назначения представителем в Москву. Предстоятелю Русской Православной Церкви за Литургией сослужили: митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Филиппопольский Нифон; митрополит Захлейский и Баальбекский Антоний (Антиохийский Патриархат); епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Мирон Джаббур, настоятель кафедрального собора святителя Николая в Захле (Ливан); духовенство г. Москвы. Торжества на Антиохийском подворье посетили: президент Внешнеполитической ассоциации (в 1991 г. министр иностранных дел СССР) А.А. Бессмертных; В.И. Калюжный (в 1999-2000 гг. министр топлива и энергетики РФ); Чрезвычайный и Полномочный посол Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации Джон Фрэнсис Теффт; Чрезвычайный и Полномочный посол Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации Риад Хаддад; главы и представители дипломатических миссий Австрии, Бахрейна, Бельгии, Бенина, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Кипра, Кот-д’Ивуара, Ирака, Ирландии, Испании, Йемена, Колумбии, Ливана, Люксембурга, Мавритании, Мальты, Нидерландов, Новой Зеландии, Омана, Палестины, Парагвая, Сингапура, Судана, Чехии, Швейцарии, Южной Кореи, Японии и др. 

http://patriarchia.ru/db/text/4573142.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Считаю недопустимым использование моего имени для привлечения зависимых людей и их родственников...» Об отношении к благотворительным фондам «Центр здоровой молодёжи» и «Во имя архангела Гавриила» 19.06.2014 1036 Время на чтение 6 минут Открытое письмо руководителя Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского 20 апреля 2014 года мною было подготовлено и подписано открытое письмо, в котором я, в связи c наличием неопровержимых доказательств непрекращающихся контактов руководства и сотрудников «ЦЗМ» с харьковской неопятидесятнической харизматической религиозной организацией «Царство Бога», а также исходя из накопленной за последнее время информации, свидетельствующей об участии создателей организации и её дочерних структур в подготовке государственного переворота на Украине , сообщил о своём выходе из членов Попечительского совета Благотворительного фонда по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодёжи» («ЦЗМ»). Однако, это не помешало одновременно при активной моральной и материальной поддержке создателя «Царства Бога», епископа Сергея Бритвенко, приступить к созданию и последующему развитию православно-ориентированного направления реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц. Результатом этого стала регистрация в апреле 2013 года в органах юстиции нового проекта организации - Благотворительного фонда по формированию здорового образа жизни «Во имя архангела Гавриила». Президентом был назначен бывший директор первого в структуре «ЦЗМ» реабилитационного центра с заявленным православным уклоном, один из первых российских выпускников «ЦЗМ» Алексей Долгих. Председателем правления Фонда стал Роман Русаненко - человек, приближённый к административной верхушке «Царства Бога» и его лидеру Сергею Бритвенко. В членах правления «православно-ориентированной» организации оказались даже до сих пор действующие адепты этой харизматической «церкви» - Антон Наконечный и Дмитрий Чернышов. С момента публикации моего заявления о выходе из попечителей «ЦЗМ» и рекомендации акцентирования внимания и на новом проекте той же инициативной группы - фонде «Во имя архангела Гавриила», в средствах массовой информации появились новые факты, демонстрирующие его истинные цели и задачи. Стало очевидным тесное сотрудничество религиозных лидеров и адептов «Царства Бога» с этой новой аффилированной, полностью управляемой ими структурой.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/20/...

Поучение в день Благовещения Пресвятой Богородицы Послан бысть Архангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к Деве обреченней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давыдова: и имя Деве, Мариам ( Лук. 1:26, 27 ). Ныне у нас праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот самый день, как говорится в нынешнем Евангелии, св. Архангел Гавриил послан был от Бога к Пресвятой Деве Марии и возвестил Ей, что Она зачнет во чреве Своем от Духа Святого и родит Сына, истинного Господа, на радость и спасение роду человеческому. Радуясь нынешнему празднику, будем благодарить и прославлять Господа, благоволившего воплотиться нашего ради спасения от Пресвятой Девы Марии; будем благодарить и прославлять и Пресвятую Деву Марию, родившую нам Бога – Слово, и достигать своего спасения св. верою в Бога и добрыми делами. Но нынешнее Евангелие дает мне повод, братие христиане, обратить ваше внимание еще и на то, где жила Пресвятая Дева Мария в то время, когда св. Архангел Гавриил принес Ей от Бога радостную весть. Из Евангелия видно, что Она в это время жила в городе Назарете, в доме обручника своего, праведного Иосифа, т. е. жила в семье, как и мы живем со своими семьями. Говоря об этом, я хочу сказать, что Пресвятая Дева Мария, как семьянинка, служит примером семейной жизни для всех замужних женщин и научает их, как они должны устроятъ счастье семейное и приобретать себе и своей семье благодать и благословение Господне. Итак, посмотрим на ту Богом любимую семью, в которой жила Пресвятая Дева Мария. Что за дивная была эта семья? Глава этой семьи: праведный Иосиф – бедный плотник. И как он сам, так и вся его семья отличалась высоким благочестием, а вошедшая в семью его Пресвятая Дева Мария, своим глубочайшим смирением, кротостью и чистотою, сияла как свет небесный и привлекала Господню благодать и благословение на всю семью. Она любила заниматься чтением святых книг, молитвою и богомыслием. Как член семьи, она разделяла с Иосифом и труды семейной жизни, занималась полезным домашним рукоделием и почитала Иосифа как своего обручника и хранителя. От того в этой семье всегда был Божий мир и Божия благодать. И в эту-то, говорю, благословенную семью, к богоизбранной Деве Марии, по повелению Господнему, явился св. Архангел Гавриил и возвестил ей великую радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010