Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г. К. основан в древности; в «Географии» Страбона (I в. до Р. Х.) упоминается область Армении под названием Хорзена (Χορζην; Strabo. Geogr. XI 14), вероятно имеющая отношение к К. Название К. происходит скорее всего от арм. термина «крепкий город». О древнейшей истории К. надежных сведений нет. Возможно, в эпоху поздней античности здесь правила фамилия нахараров, владевшая обл. Вананд. С распространением христианства в Армении в К. была создана Карсская (Ванандская) епархия Армянской Апостольской Церкви. В средние века К.- крупный торговый центр на пути между Ани и Феодосиополем (арм. Карин, впосл. Эрзурум), в регионе, к-рый связывал торговыми путями Анатолию и Причерноморье с Закавказьем и Ираном. В 888 г. вместе со всем Ванандом К. был присоединен к владениям арм. царя Ашота I Багратуни и вошел в состав Армянского царства Багратидов. В X в. значение К. постепенно росло. Когда на арм. трон взошел царь Абас (928-953), ранее владевший Ванандом и К. как своим уделом, в К. была перенесена царская резиденция. Здесь были построены цитадель, царский дворец, кафедральный собор св. Апостолов. По сообщению арм. историка Степаноса Таронеци, ок. 937 г. князь Абхазии Бер предпринял поход против Армении и через своего посла передал Абасу требование не освящать собор в К., пока он не захватит город, желая освятить храм по обычаю своей, халкидонской (православной), веры. Князь вскоре был взят в плен и казнен в К. В 961 г. преемник Абаса Ашот III (953-977) перенес столицу из К. в Ани. При этом на территории Армении сохранялась и развивалась система уделов под властью различных представителей правящего дома, и с 962 г. в К. также складывается Карсское (Ванандское) царство, находившееся в вассальной зависимости от Ани. В 962 г. Ашот III передал Вананд своему брату Мушегу, основавшему в К. отдельную ветвь династии Багратидов. В XII-XIII вв. население города составляло ок.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

устранили все расхождения и причастились из одной чаши, договорившись о церковном мире; в награду католикос получил во владение соляные копи в Колбе (ныне с. Кохб в Северо-Вост. Армении). Вслед за этим И. отправил исповедание веры, адресованное всем «сомневающимся» (διακρινμενοι - так со времен имп. Юстиниана официально именовались умеренные монофизиты), яковитскому патриарху Афанасию Гаммале. В нем наряду с признанием 4 Вселенских Соборов содержалось монофелитское учение о двух природах, но об одном действии во Христе ( Mich. Syr. Chron. XI 1. P. 402-403). В Иераполе патриарх Афанасий встретил И. во главе делегации из 12 епископов, куда входил и изгнанный из Эдессы Исаия. Двенадцатидневные переговоры ни к чему не привели, яковиты упорно отказывались вступить в церковное общение с императором-халкидонитом, признавая его единомышленником Нестория. Разгневанный И. стал преследовать всех противников Халкидонского Собора, что привело к переходу в православие мн. монахов в Сирии (Ibid. XI 3. P. 412-413). Среди прочих унию приняли монахи мон-ря Марона близ Эмесы, впосл. известные как марониты ( Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1089). После смерти патриарха Афанасия (июль 631) переговоры с яковитами не возобновлялись, однако правосл. Антиохийская кафедра, вдовствующая после гибели патриарха Анастасия II Синаита (609), так и оставалась незамещенной, что открывало возможность для воссоединения. Больший успех был достигнут в диалоге с армянами. Созванный католикосом Езром в 633 г. Собор Армянской Апостольской Церкви в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) в присутствии И. провозгласил признание Халкидонского Собора (т. н. Каринская уния), греч. и арм. иерархи совершили совместное богослужение и причастие. При этом источники не дают основания утверждать, что уния с армянами была оформлена через офиц. принятие каких-то богословских компромиссов. Иначе дело обстояло в Египте. Возведенный на Александрийскую патриаршую кафедру Кир (630/1-642) получил от императора чрезвычайные полномочия, возглавив не только церковную, но и гражданскую администрацию этой стратегически важной провинции.

http://pravenc.ru/text/673855.html

Соч.: Il Reversurus ovvero la Turchia ed il papato. R., 1872; Les droits civils et la liberté religieuse des catholiques d " Orient. R., 1872; Le Vatican et les Arméniens. R., 1873; Дух армян. К-поль, 1879. Антилиас, 1955 (на арм. яз.); Единство армян. К-поль, 1879. Париж, 1958 (на арм. яз.); Армянская молодежь. К-поль, 1880 (на арм. яз.); Армянская нация. К-поль, 1880 (на арм. яз.); Престол Армянский. Вагаршапат, 1886 (на арм. яз.); Энциклика о браке. К-поль, 1901 (на арм. яз.); Церемониальный словарь//Подробный календарь армянской больницы Св. Спасителя. К-поль, 1905. С. 319-377; 1906. С. 81-204; 1907. С. 213-254; 1908. С. 73-104. Антилиас, 1957, 1979. Ер., 1992 (на арм. яз.) (англ. пер.: A Dictionary of the Armenian Church/Transl. B. Norehad. N. Y., 1984); Воспоминания о двенадцатилетнем Патриаршестве. К-поль, 1910 (на арм. яз.); Амапатум=Синопсис. К-поль, 1911. Антилиас, 1953, 1983. Эчмиадзин, 1997. Тегеран, 2002 (на арм. яз.); L " église arménienne: Son histoire, sa doctrine, son régime, sa discipline, sa liturgie, sa littérature, son présent. P., 1910. Antélias, 1954 (арм. пер.: Армянская Церковь/Пер. с франц.: М. Орманян. К-поль, 1911, 1912, 1913. Буэнос-Айрес, 1949. Антилиас, 1952. Бейрут, 1960, 2009. Ер., 1993, 2016; рус. пер.: Армянская Церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, лит-ра, ее настоящее/Пер. с франц.: Б. Рунт. М., 1913. Ер., 2005, 2006, 2012, 2015, 2016); Азгапатум=История нации. К-поль, 1912-1914. Т. 1-2. Иерус., 1927. Т. 3. Бейрут, 1959-1961. Антилиас, 2001. Эчмиадзин, 2001. Т. 1-3; 2002. Т. 4: Указ. (на арм. яз.); Книга наблюдений: Исслед. и освещение нового устава, сост. для Иерусалима. Иерус., 1915 (на арм. яз.); Катастрофа турецких армян: Ист. док-ты/Новые примеч. и прил.: Г. Ачемян. Эчмиадзин, 1919 (на арм. яз.); Раздумья и заветы. Иерус., 1929, 1990 (на арм. яз.); Армянский Иерусалим. Иерус., 1931 (на арм. яз.); Чистая вера Армянской Церкви: Две энциклики. Антилиас, 1956 (на арм. яз.); Поминовения [святых на утренней службе] в церквах Иерусалима/Изд.: архиеп. А. Асланян. Иерус., 1965, 2007 (на арм. яз.); Практическая литургика Святой Армянской Церкви/Изд.: архиеп. А. Асланян. Иерус., 1977 (на арм. яз.); Основы богословия. Иерус., 1985 (на арм. яз.); Сведения об Общенародном церк. избирательном соборе для выбора патриарха всех армян (1892)/Ред.: архиеп. М. Мутафян. Стамбул, 1995 (на арм. яз.); Блудный сын. Стамбул, 2012. (Армаш; 2) (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Лит.: Dulaurier M. E. Recherches sur la chronologie arménien, techniqie et historique. P., 1859. Vol. 1: Chronologie technique; Алишан Г. Айрарат. Венеция, 1890 (на арм. яз.); он же. Ширак. Венеция, 1881 (на арм. яз.); он же. Айапатум. Венеция, 1901 (на арм. яз.); Зарбаналян Г. Армянская библиография, 1565-1883. Венеция, 1883 (на арм. яз.); он же. История древнеарм. книжности. Венеция, 1932 (на арм. яз.); Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. СПб., 1905; Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910 (на арм. яз.); Материалы об арм. меликствах. Эчмиадзин, 1913-1914. Вып. 1-2 (на арм. яз.); Воскян А. Ованнес Ванакан и его школа. Вена, 1922 (на арм. яз.); он же. Монастыри Арцаха. Вена, 1953 (на арм. яз.); Джанполадян Р. M. Мхитар Гош и монастырь Нор Гетика//Тр. Гос. ист. музея Армении. Ереван, 1948. Т. 1 (на арм. яз.); он же. «История Армении» Киракоса Гандзакского и надписи Нор-Гетика//Исследования по истории культуры народов Востока: Сб. в честь акад. И. А. Орбели. М.; Л., 1960. С. 61-63; Памятные записи арм. рукописей XIV в./Сост.: Л. С. Хачикян. Ереван, 1950; Памятные записи арм. рукописей XV в. Ереван, 1955. Ч. 1: 1401-1450 гг./Сост.: Л. С. Хачикян; 1958. Ч. 2: 1451-1480 гг./Сост.: Л. С. Хачикян; 1967. Ч. 3: 1481-1500 гг. (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1: V в.- 1250 г. (на арм. яз.); Орманян М. Азгапатум. Бейрут, 1959-1961 (на арм. яз.); Boyle J. A. Kirakos of Ganjak on the Mongols//Central Asiatic Journal. Wiesbaden, 1963. Vol. 8. N 3. P. 200-214; idem. The Journey of Het‘um I, King of Little Armenia, to the Court of the Great Khan Möngke//Ibid. 1964. Vol. 9. N 3. P. 175-189; Бабаян Л. О. Очерки истории средневек. Армении. Ереван, 1966 (на арм. яз.); Аракелян В. Д. Текстологические исправления в «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци//ИФЖ. 1969. 2(45). С. 63-74 (на арм. яз.); он же. Киракос Гандзакеци//Там же. 1972. 1(56). С. 48-62 (на арм. яз.); Bedrosian R. Concerning Dawit the Deceiver//Ararat. N. Y., 1982. Vol. 23. P. 36-42; Arzoumanian Z. Kirakos Ganjakec‘i and His History of Armenia//Medieval Armenian Culture/Ed. Т. J. Samuelian. Chico (Calif.), 1984. P. 262-271; Boisson-Chenorhokian P. Notes sur Kirakos Ganjakec‘i//REArm. 2005/2007. Vol. 30. P. 237-248; eadem. Histoire de Saint Gregoire d " après Kirakos Ganjakec‘i//Ibid. P. 249-271.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

Лит.: Алишан Л. Айрарат. Венеция, 1890. С. 190-200, 220 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 144-145; Bd. 2. S. 701; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 114-118, 125-126, 245-246; 1948. Т. 2. С. 127, 156-158 (на арм. яз.); Яралов Ю. С. Два памятника арм. архитектуры: (Зоравар, Амена-Пркич)//Сообщ. Ин-та истории и теории архитектуры. М., 1947. Вып. 8. С. 1-12; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 45-46; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955. С. 105-114 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 89-90, 141-143; Елиазарян О. Большой и малый мон-ри Елварда и др. важные памятники села//Эчмиадзин. 1962. 7. С. 40-52 (на арм. яз.); Gandolfo F. Chiese e cappelle Armene a navato semplice dal IV al VII sec. R., 1973. P. 87-94. Fig. 7, 132-136; idem. Le basiliche Armene IV-VII sec. R., 1982. P. 96-105; Мурадян П. М. Криптографическая надпись Егварда//Ереванский ун-т. 1974. 1(18). С. 36-40 (на арм. яз.); он же. Хронологическая система летосчислений по-армянски//ВОН. 1975. 10. С. 80-81; Котанджян Н. Г. Цвет в раннесредневек. живописи Армении: Анализ памятников VI-VII вв. Ереван, 1978. С. 10, 15, 51-53. Ил. 48-51; Дурново Л. А. Искусство//Культура раннефеод. Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980. С. 393-394; Халпахчьян О. Х. Восьмиапсидные центрально-купольные сооружения средневек. Армении//Архит. наследство. М., 1982. Вып. 30. С. 60-76; Матевосян К. Церковь и мон-рь Зоравар Егварда//Эчмиадзин. 1983. 7 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 117, 138-139; Гюзальян Л. Т. Иранские средневек. изразцы на купольном барабане храма Богородицы в Егварде//ИФЖ. 1984. 2. С. 153-174; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 19864. P. 322, 324; Thierry J.-M., Donab é dian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987; Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Т. 1. P. 162-165; Степанян Н. С. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989; Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос История Армении/Пер. и коммент.: Г. Б. Тосунян. Ереван, 1996. С. 94-95 (на арм. яз.); Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17, 31-32, 109, 147, 227, 330-331; он же. Мон-рь св. Феодора Егварда//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 312-313 (на арм. яз.); Shahinian S. The Tradition of Funerary Architecture in Armenia from the Origins of Christianity to the Late Middle Ages//Trail to the East: Essays in Memory of Paolo Cuneo. R., 2000. P. 72-80; Мнацаканян С. Х. Базилика Егварда//История арм. архитектуры. Ереван, 2002. Т. 2. С. 182-184. Табл. 34 (на арм. яз.); он же. Многоапсидные памятники//История арм. архитектуры. Ереван, 2004. Т. 3. С. 170-172 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/187954.html

Г. Степанян//Кавказ и Византия. Ер., 1988. Вып. 6. С. 268-275; Les homélies du catolicos Hovhan Mandakuni/Trad. l " archev. Y. Tabakian. Antélias, 2000. Ист.: Лазар Парпеци. История Армении. Послание Вахану Мамиконяну/Пер. с древнеарм. и коммент.: Б. Улубабян. Ер., 1982. С. 297-487 (на арм. яз.); Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 70; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 57; Самуэл Анеци. Извлечения из книг историков. Вагаршапат, 1893. С. 72 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 76. Лит.: Саргисян Б. Критическое исслед. об Иоанне Мандакуни и его сочинениях. Венеция, 1895 (на арм. яз.); Бюзандаци Н. Три понимания Иоанна Мандакуни//Лума. Тифлис, 1901. Т. 2. С. 369-380 (на арм. яз.); Тер-Мкртчян К., еп. Иоанн Мандакуни и Иоанн Майрагомеци//Шогакат. Вагаршапат, 1913. Т. 1. С. 84-113 (на арм. яз.); Дурян Е. Новая рукопись речей Мандакуни//Сион. 1927. Т. 1. 10. С. 308-309; 11. С. 343-346; 12. С. 372-373; 1928. Т. 2. 1. С. 19-21; 3. С. 84-86; 4/5. С. 133-135; 6. С. 179-180; 7. С. 211-213; 8/9. С. 246-248; 10/11. С. 312-313; 12. С. 370-371; 1929. Т. 3. 1. С. 27-28; 2/3. С. 65-67; 4. С. 119-121 (на арм. яз.); он же. Исправленные строки в рукописях//Там же. 1928. Т. 2. 12. С. 371-373 (на арм. яз.); Торосян О. Сравнение речей Иоанна Мандакуни «О деньгах и ростовщичестве» и Василия Кесарийского «Против ростовщиков»//Базмавеп. Венеция, 1927. 84. С. 65-73 (на арм. яз.); Акинян Н., Тер-Погосян П. Католикос Ованнес I (Мандакуни, 480-502 гг.): Лит. исслед.//HAms. 1971. Bd. 85. N 4/6. S. 137-162; N 7/9. S. 289-322; N 10/12. S. 385-398 (на арм. яз.); Акопян Г. Шараканы, приписываемые Иоанну Мандакуни//Эчмиадзин. 1971. 4. С. 31-36 (на арм. яз.); он же. Жанр шараканов в арм. средневек. лит-ре: V-XV вв. Ер., 1980. С. 91-101 (на арм. яз.); Айрапетян С. История арм. древней и средневек. лит-ры. Ер., 1994. С. 258-259 (на арм. яз.); Кеосеян А. Очерки богословия арм. средневек.

http://pravenc.ru/text/2578123.html

св. Гаяне в Эчмиадзине. И. был одним из инициаторов создания 1-го русско-арм. изд-ва в Астрахани. Его усилиями в российских городах, где проживали армяне,- в С.-Петербурге, Нов. Нахичеване, Астрахани было издано более 40 наименований книг, среди к-рых были и сочинения И. Архиепископ состоял в переписке с рус. гос. деятелями, с арм. католикосом Гукасом I Карнеци, с представителями арм. диаспоры в России, Грузии и Индии, с груз. царями Ираклием II и Георгием XII, с меликами Карабаха и со мн. др. важнейшими общественными и политическими деятелями своего времени. Сохранились копии писем И., являющихся ценными источниками кон. XVIII в. 18 сент. 1999 г. установлен памятник И. в сквере на пл. Л. Н. Толстого в Ростове-на-Дону, созданный на средства Новонахичеванской арм. общины (скульптор Д. Р. Бегалов, архитектор С. И. Бегалова). Соч.: Слово на освящение Армянской церкви в С.-Петербурге. СПб., 1780; Историческое описание побудительных причин посольства Карабахских меликов к императору Петру Великому и о изданных именных Его указах на обстоятельства их. СПб., 1790; Краткая тетрадь под названием «Врата Милосердия». Нов. Нахичеван, 1792 (на арм. яз.); Проповеди. Нов. Нахичеван, 1795 (на арм. яз.); Слово, сказанное о воплощении Богородицы в Армянской церкви. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Кондак благословения. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Речь, говоренная на случай ему пожалования ордена св. Анны. СПб., 1799; Таинство крещения Армянской Церкви. СПб., 1799; Чин священные и божественные литургии Армянской Церкви. СПб., 1799, 1857; Исповедание христианской веры Армянской Церкви. СПб., 1799; Письма о Грузии (1795-1796 гг.)//Кавказская старина. 1872. 2. С. 29-34; Речи, произнесенные имп. Екатерине II в бытность его в С.-Петербурге в 1793 г.//ЗапООИД. 1875. Т. 9. С. 312-316. Лит.: АКавАК. 1866. Т. 1. С. 417, 538-545, 548, 632, 638; Кр. известия о жизни Армянского архиеп. кн. Иосифа (Аргутинского-Долгорукого)//Сев. архив. 1823. 10. С. 221-226; Аганянц Г. Архив арм. истории. Тифлис, 1911. Кн. 9 (на арм. яз.); История арм. народа. Ереван, 1951. Ч. 1; Бархударян В. История арм. колонии Нов. Нахичевана. Ереван, 1967 (на арм. яз.); Багдыков М. Г. Архиеп. Иосиф, кн. Аргутинский-Долгорукий, предводитель армян России: Штрихи к портрету. Р.-н/Д., 2002; он же. Загадки портретов Архиеп. Иосифа, кн. Аргутинского-Долгорукого: (Эпоха, события, годы). Р.-н/Д., 2005; Чобанян П. Армяно-русско-грузинские отношения во 2-й пол. XVIII в. Эчмиадзин, 2006 (на арм. яз.); Абрамян Р. М. К вопросу о происхождении рода Аргутинских-Долгоруких//commons.hayazg.info [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/578487.html

З. мало копировался. В 50-х гг. VII в. аналогичный храм был создан в Банаке (груз. Бана) в арм. пров. Тайк (груз. Тао), вероятно, тем же Нерсесом Строителем, к-рый находился там в изгнании. В 70-80-х гг. VII в. по образцу З. была возведена церковь в Леките в Кавказской Албании (совр. Гахский р-н Азербайджана), а в 1001 г. царем Гагиком Багратуни заложен храм св. Григория (Гагикашен) в Ани. Тем не менее З. оказал колоссальное влияние на архитектуру стран Закавказья, особенно Армении, зодчество к-рой в VII в. специалистами часто делится на до- и послезвартноцевское на основе отсутствия или наличия стилистических черт и форм декора, связанных с З. Ист.: Себеос, еп. История/Пер., сличение рукописей, предисл. и примеч.: Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. С. 120 (на арм. яз.); Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос. История Армении. Ереван, 1996. С. 86-87, 90-93 (на арм. яз.; рус. пер.: Ереван, 1986); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер., вступл. и коммент.: В. Аракелян. Ереван, 1982 (на арм. яз.; рус. пер.: М., 1976). Лит.: Тер-Мовсесян М. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви VII в.//Этногр. журнал. 1907. Кн. 15/16. С. 179-198 (на арм. яз.); Месроп, вардапет. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви. СПб., 1905; Дадьян Х. 20 июля 1907//Арарат. Эчмиадзин, 1907. 7/8. С. 658-659 (на арм. яз.); он же. Арташат (Вагаршапат)//Там же. 1909. 2. С. 170-173 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 108-118, 421-427; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 236-270; 1948. Т. 2. С. 42-48, 267-272, 280-281 (на арм. яз.); Grabar A. Martirium: Rech. sur le culte des reliques et l " art chretien antiques. P., 1946. T. 1: Architecture. P. 190-194; Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении V-XVII вв. М.; Л., 1950. С. 29-37; он же. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 134-138; Арутюнян В. М., Сафарян С. А.

http://pravenc.ru/text/182733.html

Macarius of Jerusalem: Letter to the Armenians, AD 335. N. Y., 2008; Shirinian M.-E., Muradyan G., Topchyan A. The Armenian Version of the Greek Ecclesiastical Canons. Fr./M., 2010. Лит.: Тигранян С. Ф. Древнеармянская книга канонов. Пг., 1918. Т. 1; он же. Введение к истории права Армении. Ереван, 1923. Вып. 1 (на арм. яз.); Меликсет-Беков Л. М. Об источниках древнеарм. права//ИзвКавИАИ. 1927. Т. 2. С. 143-163; Акинян Н. Азария Саснеци - астролог, календаровед и поэт//HAms. 1936. Bd. 50. Sp. 297-337 (на арм. яз.); он же. Критическое исследование канонов, приписываемых св. Сааку, и арм. церк. год в нач. VII в. Вена, 1950 (на арм. яз.); Schwartz E. Die Kanonensammlungen der alten Reichs-Kirche//ZSRG.K. 1936. Bd. 25. S. 1-114; Самуэлян Х. С. История древнего арм. права. Ереван, 1939. T. 1 (на арм. яз.); Kaufhold H. Die Rechtssammlung des Gabriel von Basra und ihr Verhältnis zu den anderen juristischen Sammelwerken der Nestorianer. В., 1976; Bibliographie zur Rezeption des byzant. Rechts im alten Russland sowie zur Geschichte des annenischen und georgischen Rechts/Unter Mitwirkung von A. Bozoyan et al.; zsgest. von L. Burgmann, H. Kaufhold. Fr./M., 1992. S. 91-141; Варданян Р. X. Армянский календарный метод и датировка арм. переводных оригиналов. Ереван, 1993 (на арм. яз.); он же. Армянский календарь (IV-XVIII вв.). Ереван, 1999 (на арм. яз.); Shirinian M. В., Muradian G. The Armenian Collection of the Ecclesiastical Canons//XB. H. с. 1999. Т. 1(7). С. 124-154; Христианская Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 473-474 (на арм. яз.); Mardirossian A. Le Livre des canons arméniens (Kanonagirk " hayoc " ) de Yovhannes Awjnec " i: Église, droit et société en Arménie du IVe au VIIIe s. Lovanii, 2004; Акопян Ал. Новые слова в нововыявленном святочном сочинении Ованнеса Одзнеци//HAms. 2006. Bd. 120. Sp. 9-130 (на арм. яз.); он же. Проблема редакций «Армянской Книги Канонов» Ованнеса Одзнеци и Ананиа Мокаци//Ibid. 2007. Bd. 121. Sp. 213-256 (на арм. яз.). Н. Варданян, М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/1841548.html

кампании имп. Юлиана Отступника . В 387 г. Иран и Рим поделили между собой территорию Вел. А. Зап. часть (к западу от г. Карин (греч. Феодосиополь ); совр. Эрзурум) отошла к Римской империи, а вост. часть нек-рое время сохраняла автономию, но в 428 г. Сасаниды лишили власти династию Аршакуни, превратив А. в марзпанство, страна окончательно утратила свою независимость. До сер. VII в. Вост. А. («Персармения» в визант. традиции) управлялась марзпанами (наместниками шаханшаха в пограничных военно-адм. округах), их резиденция находилась в Двине. Арм. области Арцах и Утик вошли в соседнее Албанское марзпанство (арм. Алуанк, персид. Арран). В IV-VI вв. упадок централизованного гос. управления в А. сопровождался постепенным усилением кланов и привел к складыванию феодального землевладения. Земля в А., за исключением обл. Айрарат (где преобладала гос. собственность на землю), стала владением крупных арм. феодалов - нахараров. Утратив гос. суверенитет, Вост. А. сохранила нек-рые важные институты самоуправления. Так, на должность марзпана назначался к.-л. из местных нахараров. Командование арм. войском, составлявшим отдельную единицу в армии Ирана и пользовавшимся определенными привилегиями, осталось за спарапетами (полководцами) из арм. княжеского рода Мамиконянов. Не изменился и статус крестьянских общин. Достаточно самостоятельной и независимой от светской власти оставалась Церковь. Огромную роль для сохранения национальной культуры в этот сложный в политическом отношении период сыграло создание Месропом Маштоцем арм. алфавита на рубеже IV-V вв. До этого в течение неск. столетий в А. пользовались арам., греч., сир. и персид. письмом. Первая записанная арм. буквами строка звучала так: «Познать мудрость и наставления, познать изречения разума». Гробница Месропа Маштоца в крипте (сер. V в.) церкви в Ошакане Гробница Месропа Маштоца в крипте (сер. V в.) церкви в Ошакане Армяне не раз поднимали восстания против проводившейся персами политики национальной и религ. ассимиляции (451-452, 482-484, 571).

http://pravenc.ru/text/76104.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010