> Помогите ребёнку на реабилитацию <

аристарх миниатюра греко-груз рукописи рнб

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... гласа. Литургия не совершается. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 74) на память В. Р. 19 дек. указана служба с «Аллилуия», подробное изложение службы отсутствует. Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Иконография В. Р. не была стабильной, несмотря на то что в пространной редакции его жития содержится описание его внешности: «лет четыредесяти, низок, толст, рус власы, армелаос носяй» (ВМЧ. Л. 441r) . На миниатюре из Минология Василия II В. Р. пожилой, с седыми волосами и бородой, облачен в короткую тунику, порты и сапоги. В греко-груз. рукописи - юноша с короткими темными волосами, одет в тунику до колен, плащ, порты и сапоги. Согласно иконописному подлиннику Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в., В. Р. должен быть написан «аки Георгий, риза киноварь, испод лазорь». Строгановский иконописный подлинник (кон. XVI в.) содержит следующее описание: «Аки Козьма, плешив, а инде пишет, аки Георгий мученик, риза киноварь, испод лазорь, у Внифантия свиток в руце, а в нем: Владыко Господи Вседержителю, избави люди Своя от идольского гнева и от всякия скорби и печали». На старообрядческих иконах XIX в. ... далее ...
ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Христос Еммануил, рядом 6 летящих ангелов, подносящих святому предметы вооружения, по сторонам Д. С. представлены мученики Нестор и Лупп в светских одеждах. Редкий пример этого варианта типа триумфатора в поствизант. искусстве - икона рубежа XVI и XVII вв. (Музей при ц. Панагии Антивуниотиссы, о-в Керкира) , на к-рой Д. С. показан фронтально, позади изображен укрепленный город, согласно надписи Фессалоника. В ряде случаев Д. С. представлен вместе с др. воинами-всадниками - вмч. Феодором (икона, написанная в мастерских крестоносцев, ок. 50-х гг. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; миниатюра из греко-груз. ркп. кон. XV в. - РНБ. О. I. 58. Л. 60 об.) или вмч. Георгием (рельефный образ XIV в., вставленный в житийную раму XVI в., из Созополя, ЦИАМ, - святые побивают змеев) , а также с императором (медный торнесион Андроника IV, 1376-1379) . Относящиеся к XIV в. (?) фресковые изображения конного Д. С. (одного и вместе с вмч. Георгием) уцелели в базилике Д. С. в Фессалонике, плохая сохранность композиций не позволяет утверждать или отрицать, что они включали фигуры поверженных святым врагов. Изображения Д. С., поражающего воина, в визант. искусстве получили распространение ... далее ...
Толковый Типикон, Часть 23 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в ряду служб, пришелся воскресный кондак. На литургии Блаженны воскресны на 6, т. е. все, исключая Слава и ныне, и из канона святому песнь 3-я на 4 (разумеется, без ирмоса) . Тропари по входе по обычному чину, за исключением того, что если храм святого, ему тропарь и кондак не поются на том же основании, почему в воскресенье не поются тропарь и кондак храму Христову. Прокимен, Апостол, аллилуиа, Евангелие и причастен, естественно, сначала воскресенью, потом святому. История главы Относительно Студийского устава неизвестно, как он производил такое соединение двух служб. Молчат о нем также греческие и грузинские рукописи Иерусалимского устава. Славянские же рукописи, начиная с древнейших, дают устав для данного случая в отделе «Марковы главы», помещенном за месяцесловной частью. И вот редакция этого устава с разночтениями по рукописям Моск. Синод. библ. № 328 383 XIV в., 329 384 XIV в. и 678 386 XV в. (основной текст по первой рукописи, в скобках варианты по двум другим) : малая вечерня, как ныне; на вел. вечерне, на Госп. воззв., как ныне; на литии стихира «святому монастыря» ( № 678: † «и святому, емуже ряд» ) ; Слава егоже память, и ныне Богородичен (329: † «того же ... далее ...
ГРИГОРИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... из мон-ря Ватопед на Афоне (ГИМ. Влад. 224 Син. греч. 387. Л. 5 об., 1-я пол. XII в.) - вместе с др. святителями и 2 преподобными в легком 3 4-ном повороте влево, в фелони и омофоре, со свитком в руке. Единоличные изображения Г. помещались в минейных циклах на январь (под 10 янв. ; за исключением минологиев, где под этим днем памяти - образ прп. Маркиана) : в Минологии имп. Василия II ( Vat. gr. 1613. Fol. 305. 976-1025 гг. ) ; в Минеи на январь из Гроттаферратского мон-ря ( Cryptoferat. Ϫ a V. Fol. 64r, XI в. ) ; в груз. Минеи из Давидгареджи ( Tbilisi A 648. б п, XI в. ) ; в греко-груз. рукописи и др., а также в настенных минологиях ряда средневек. серб. храмов (в ц. св. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино) Македония (, 1317; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия) Косово и Метохия (, 1561) ; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория) , 1717-1718 (и на рус. минейных иконах на январь) напр., кон. XVI в. (ЧерМО) , минея годовая, нач. XIX в. (УКМ) (.) Иконы святителя встречаются редко и, как правило, обусловлены желанием заказчика иметь образ соименного святого, напр. икона работы царских мастеров «Григорий Нисский и прп. Ксения», 1-я пол. XVII в. (ГТГ) - ... далее ...
ДОМЕТИЙ ПЕРСИЯНИН • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в VI в. в К-поле, возможно в квартале Галата, мон-ря в честь Д. П. Вероятно, он существовал и в более позднее время. Частицы мощей Д. П. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне (Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 172) . Наиболее раннее изображение Д. П. сохранилось в т. н. Капелле Врачей в ц. Санта-Мария Антиква в Риме. На фреске, датирующейся понтификатом Иоанна VII ( 705-707 ) , Д. П. изображен в ряду святых целителей как монах в капюшоне с медицинскими приспособлениями в руках ( Knipp. P. 4, fig. 3 ) . В греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58) , изображение Д. встречается дважды: среди мучеников в цикле святых, представленных по чину святости (Л. 55 об.) , - оглавно и в минейном цикле под 7 авг. (Л. 124) - в рост. На обеих миниатюрах он изображен как мученик - молодой, безбородый юноша, с короткими волосами, в красном гиматии, на 2-й миниатюре - в правой руке держит крест. Однако, следуя описаниям иконописных подлинников XVIII в., как греч., так и рус., святого надлежит изображать старцем: «Святой Дометий, старец, и два ученика его, с бородами едва показавшимися, ... далее ...
ЕВТИХИЙ Свт. Евтихий. Фрагмент иконы «Минея ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Hussey for her 80th birthday. Camberley, 1988. P. 225-247; Grillmeier A. Die Kirche von Constantinopel im 6. Jh. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg, 1989. Bd. 2 2. S. 512-514; Quasten J. Е. представлен в числе участников V Вселенского Собора в росписи 2-й пол. XIII-XIV в. нартекса ряда балканских и нач. XVI - кон. XVII в. рус. храмов (примеры см. в ст.) Изображение святого устойчиво встречается в минейных циклах под 6 апр. в миниатюрах рукописей: в Синаксаре Захарии Вагаршакертского (Кекел. А 648. Fol. 49r) 97 (. Иверский мон-рь на Афоне, 1-я четв. XI в.) - оплечно и в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 109) - в рост, старцем с седыми вьющимися волосами длиной до середины ушей и окладистой бородой, облачен в полиставрий, в покрытой правой руке держит Евангелие, левой прикасается к нему; в настенных минологиях церквей: Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386) , - в рост, св. Апостолов [Св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561) , - погрудно, свт. Николая в Пелинове, Черногория ( 1717-1718 ) , - в рост; на иконах: «Минея годовая с праздниками» (XI-XII вв., Византия, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - во 2-м ряду ... далее ...
ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТИскать в Источникеpravenc.ru
... (μοναστὴν μάρτυρα) он упомянут в каноне, составленном гимнографом Феофаном (см. разд. «Гимнография») . В минологиях с сохранившимися изображениями на май и авг. образы святых представлены в соответствии с днями их памяти: на фресках ц. Успения Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320) - И. в рост (май) , ц. Вознесения мон-ря Дечаны ( 1348-1350 ) - И. в рост (май) , И., Д. и Ф. по пояс (авг.) ; на миниатюрах из Минология на год с циклами двунадесятых праздников и из Жития вмч. Димитрия Солунского, 1327-1340 гг. (Bodl. F. 1. Fol. 41v - И. ; Fol. 50 - И., Д., Ф. ; везде по пояс) . В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 115 об., кон. XV в.) под 30 мая помещен нетипичный образ И. : он облачен не как преподобный в хитон и мантию, а как иерей - в подризник и фелонь, из-под к-рой видна епитрахиль, в правой руке держит кодекс. В росписи ц. свт. Николая в Пелинове ( 1717-1718, Черногория ) ростовой образ И. включен в циклы на май и авг., т. о. он замещает изображения 2 др. далматских игуменов. В рус. искусстве развитие получила в основном иконография И., к-рая представлена следующими типами: единоличным в молении (в повороте) , с ... далее ...
ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... мон-ря Дечаны) 1335-1350 () ; на иконах (Синайский диптих с лицевым минологием на весь год) К-поль, 2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае (; Синайский гексаптих c лицевым минологием на весь год) К-поль, 2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае () ; в иллюминированных манускриптах (Минологий имп. Василия II) Vat. gr. 1613. Fol. 74, 926-1025 гг. () ; в Служебном Евангелии с Минологием на весь год (Vat. gr. 1156. fol. 255r, 3-я четв. XI в.) ; в Минологии и Житиях (на сент.) по Симеону Метафрасту ( Lond. Add. 11870. fol. 242v, кон. XI в. ) - в мучении; в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов ( РНБ. O. I. 58. Л. 79 об., XV в. ) , и на листе, вклеенном в рукопись XVII в. (предположительно оплечно) (Историко-этнографический музей, Кутаиси. № 155; по пагинации в греко-груз. рукописи - л. 157 об.) ; в лицевом минологии на весь год с циклом двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия, выполненный для деспота Фессалоники Димитрия (по пояс) ( Oxon. Bodl. f. 1. fol. 11v, 1327-1340 ) . Известна редкая рус. икона Г. П. 1-й трети XVII в. (СИХМ) . Святой (седой, длиннобородый) изображен в пещере, с ним 2 льва и змеи; слева над ... далее ...
ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... нет) ; канон Иосифа 4-го плагального ( т. е. 8-го ) гласа, с именем автора в акростихе 9-й песни, ирмос ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ () , нач. 1-го тропаря: Νενεκρωμένην ἡδοναῖς τοῦ σώματος () ; цикл подобнов, седален и светилен. Прп. Григорий Декаполит. Фрагмент минейной иконы. Кон. XVI в. (ГИМ) На минейной иконе на сент., окт. и нояб. кон. XI в. ( гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины ) Г. Д. - средовек, вслед. поздних прописей ошибочно представлен как епископ - с омофором и кодексом в руках; о том, что это фигура преподобного, напоминает лишь темный цвет фелони - монашеской мантии. В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) ( РНБ. O. I. 58, XV в. ) 3 раза встречаются миниатюры с образом святого, названного Г. Д. : в греч. части палимпсеста он показан на листе с др. преподобными оплечно, в монашеской мантии (Л. 48) ; в части лицевого календаря, имеющей надписи на греч. языке, изображен в день памяти под 20 нояб. как епископ, с Евангелием в левой руке, правая - перед грудью в жесте благословения (Л. 87) ; под 28 февр. - как преподобный (Л. 101) . Поскольку в греч. лицевых минологиях под 27 февр. отмечена память Прокопия Декаполита (Минологий Василия II - ... далее ...
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... В рус. памятниках – на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. ( церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва ) – в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с небесе... ». Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках) , с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV–XVII вв. – с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи [24]; на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. ; на миниатюре XVII в. [25], помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон» – свт. Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ) , – в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Реклингхаузене) ; иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ) ; на эмалевой иконке ... далее ...
  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: аристарх миниатюра греко-груз рукописи рнб
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера