Афанасий Александрийский Жизнь и литературная деятельность Афанасия, сначала дьякона александрийской церкви, а с 328 г. епископа Александрии, неразрывно связана с борьбой двух основных течений христианского вероучения IV в. – православия и арианства. Уже на первом Вселенском соборе (325 г., Никея) молодой Афанасий, защищая ортодоксальное течение, выделяется энергией и красноречием. После собора, осудившего ариан, но не положившего конца их выступлениям, Афанасий продолжает полемику с ними в ряде своих сочинений (например: «Защитительная речь против ариан», «К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан»). Он защищает тех, кому ариане стремились приписать свои взгляды. Но самого себя Афанасий спасти не смог: его низлагают с епископской кафедры, а в 336 г. осуждают на изгнание по приказу Константина I, поверившего наветам врагов Афанасия, будто он намерен воспрепятствовать ежегодному вывозу зерна из Александрии в Константинополь. После смерти Константина (337 г.) Афанасий возвращается в Александрию, вновь выступает против ариан, и те вновь низлагают его с епископской кафедры и вынуждают бежать в Рим. Римский архиепископ прилагает все усилия к тому, чтобы Римский собор 341 г. и собор в Сардике 343 г. признали невиновность Афанасия, а учение его – не противоречащим догматам ортодоксальной церкви. Афанасий возвращается в Александрию и некоторое время занимает епископскую кафедру, но когда императором становится сторонник арианства Констанций, Афанасия вновь за его антиарианские выступления отстраняют от епископства. В это время он пишет четыре речи «Против ариан» и излагает их историю в «Послании к монахам, повсюду пребывающим, о том, что сделано арианами при Констанции». В 361 г. Констанция на императорском троне сменяет Юлиан, горячий поборник язычества, мечтавший восстановить языческие культы и уничтожить христианскую веру. Он приказывает Афанасию покинуть пределы Египта. Афанасий делает вид, что исполняет его приказ, но тайно поселяется в Нижнем Египте и только после смерти Юлиана (363 г.) возвращается в Александрию. В царствование Валента он еще раз, теперь уже в последний, почти на год покидает родной город; в 366 г. он возвращается и живет там до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

архим. Агапит Глава IV Вступление на престол Валента, сильно покровительствовавшего арианам. Его покушение овладеть Кесарийскою Церковью , с тем, чтобы передать в управление арианам. Примирение св. Василия с Евсевием, и его усилие вместе со св. Григорием к отражению всех нападений Валента и арианских епископов. Безуспешность покушений Валента и его удаление от Кесарии. Попечительность св. Василия о всех делах церковных и его ревность в проповедании слова Божия. Беседы его на шесть дней творения мира, и извлечение из них некоторых мыслей, особенно служащих к опровержению новейших возражений со стороны геологов и астрономов. Беседы на Псалмы, и извлечение из них более назидательных мыслей и особенно служащих к уяснению текста. Толкование на 16 глав пророка Исаии, и извлечение более назидательных мыслей. Беседа о том, что не Бог виновник существующего зла в мире, из которой сделаны некоторые извлечения в разрешение тех вопросов, которые доселе тревожат пытливые умы некоторых из наших современников. Попечительность св. Василия о бедных во время голода, постигшего Каппадокийскую область, и его живое и поучительное слово к богатым о вспомоществовании бедным. Попечительность св. Василия об освобождении Восточной Церкви от нападений ариан и его заботливость об устройстве монастырей в Кесарии и других местах. Св. Василий, вступив в свою Понтийскую обитель, скоро почувствовал, что любящим Бога все споспешествует во благое. Тишина уединения монастырской жизни скоро показала ему, насколько пустынная жизнь превосходит городскую в удобствах для жизни подвижнической и насколько способнее водворить мир душевный даже при обуревании самыми неприятными обстоятельствами жизни. Время впрочем скоро показало, что и самая скорбь послана св. Василию для того только, чтобы явить Евсевию и всей его Кесарийской пастве, насколько его мудрое и облагодатствованное слово полезнее для Церкви и могущественнее самой власти епископской. Валент, крещенный Евдонием, предстоятелем арианской церкви в Константинополе 81 , вступив в управление Восточною Империею, решился доставить арианам полное торжество над православием , и вследствие этого многих уже православных епископов изгнал и сослал в заточение, а церкви их предоставил в управление арианским епископам. Так как доселе почти одна только Кесарийская церковь оставалась правоверною и не подчинялась насилию ариан, поэтому Валент (в Июле 365 г.), взяв с собою арианских епископов, сам предпринял поход в Кесарию с целью непременно подчинить независимую доселе Кесарийскую церковь власти ариан. Полагаясь на неопытность Кесарийского Архиепископа, на отсутствие св. Василия, могущественного противника ариан, и на то, что Кесарийская церковь вследствие разногласия между Евсевием и св. Василием разделилась между тем и другим, Валент решительно полагал, что личным своим присутствием непременно одержит победу и достигнет давно желанной цели 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Св. Афанасий родился в Александрии около 296 года по Р. X. от христианских родителей. Юность свою он провел при Св. Александре, Епископе Александрийском, и частью при одном из первых Христианских пустынников – Св. Антонии. Здесь, сверх образования себя науками, он приобрел непреклонную твердость в Православной вере, и высоту духовного просвещения, по коим Церковь наименовала его Великим. В молодых летах он поставлен был диаконом, и сопровождал своего Епископа на Никейский Собор. Здесь с такою силою он опровергал Ария, утверждая единосущие Сына Божия со Отцом, что ариане почитали его главным виновником своего поражения. По возвращении с Собора, на 28-м году своей жизни, он возведен был на престол Александрийской Церкви. Ариане преследовали его всеми кознями, клеветами, насилием, полагая, наверное, что с падением Афанасия пало бы и православие в империи. Оттого вся жизнь его была цепью бедствий и изгнаний, среди коих более и более возрастали твердость его веры и ревность об истине. Константин Великий , по клеветам ариан, сослал его в Галлию, впрочем, как полагал сам Афанасий, для того, чтобы спасти его от неистовых преследований со стороны ариан. Дети Константина, по смерти отца, возвратили Афанасия своей пастве (338); но, покровительствуемые Констанцием, ариане низложили его с престола, и он должен был два раза искать себе спасения и оправдания в Риме у Папы Юлия. Собор Сардикийский (344) торжественно оправдал Афанасия, и Констанций, против внутреннего своего желания, возвратил его в Александрию. Видя его непреклонность против ариан, он приказал отряду войска захватить его в храме (356); но любовь православных спасла его от верной погибели, и он, снова лишенный престола, среди тяжких бедствий и опасностей, скрывался в пустыне Верхнего Египта до смерти Констанция. При Юлиане, возвратившись в Александрию, он воспользовался кратким временем мира, чтобы умирить не только свою, но и прочие Церкви, потрясенные арианством, и возвратить к Православию уклонившихся от оного епископов по страху гонений. Но, преследуемый язычниками, должен был опять скрыться в пустыне. Утешенный покровительством Иовиана в краткое его царствование, при арианине Валенте снова доведен был до того, что четыре месяца скрывался в надгробном памятнике отца своего, за городом. Общее негодование заставило Валента вызвать Святителя к пастве; после чего, изнуренный трудами, изгнаниями и бедствиями, старец скоро окончил тягостную жизнь тела (373), не преставая до смерти призывать к исповеданию Божества Христова против ариан.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

§ 113. б) При Констанции и трех преемниках его. На другой год после смерти Константина сыновья его положили возвратить всех заточенных епископов на их кафедры; так возвратился в Александрию и Св. Афанасий, но ненадолго. На него вновь посыпались клеветы; когда легковерный Констанций сам стал на стороне ариан, чему не могли верить в столице относительно Афанасия? Император в письме угрожал Афанасию смертью . В Антиохии Собор арианский (в 340 г.) отвергнул Никейский Символ, избрал отъявленного арианин Писта на место Афанасия. Когда же (в 340 г.) 100 епископов Египетских разослали ко всем епископам оправдание Афанасию с объяснением и того, откуда проистекает ненависть против него: евсевиане послали в Александрию с отрядом солдат новоизбранного ими епископа Григория; ариане произвели тогда разбой и убийство в Александрии; Афанасий едва мог поспешным, тайным, удалением из Александрии спасти жизнь свою. В послании к Епископам всех Церквей Афанасий изобразил все ужасы нечестия, совершавшиеся пред его глазами, и умолял – подать помощь Церкви Александрийской, попираемой наглым нечестием 149 ). Понятно, что для истины Христовой в Константинополе теперь делать было нечего Афанасию, и он в 342 г., явясь в Рим, показал Западным епископам, кто таковые евсевиане, домогавшиеся в своих символах казаться православными; открыл глаза Западу, что истина поругана, истинные пастыри Востока лишены или престолов, или возможности спасать свою паству, что необходимы меры защитить Церковь , которую хотят разрушить враги Сына Божия. Ревность к истине наконец пробуждена; – составилось несколько Соборов местных на Западе, сделавших по крайней мере то, что истина стала предметом общего ревнования на Западе. Но надобно было сделать что-нибудь и для Востока. Император Констанс, узнавший и полюбивший Афанасия, после бесполезного ходатайства за него пред братом, наконец настоятельно потребовал от Констанция, чтобы составился Собор общий. В 347 г., на Соборе Сардийском, предложено было рассмотреть дело Афанасия и других епископов-исповедников. Но рассматривать дело Афанасия и других гонимых пастырей на общем Соборе для ариан означало тоже, что произносить суд на самих себя, и они, удалясь в Филиппополь, составили свой Собор; следствием сего Собора было, что в Александрию послано было предписание умертвить Афанасия, если он явится в Александрию. Но послы Сардийского Собора, объяснив Констанцию ход дел и открывшийся новый бесчестный поступок ариан, (подобный поступку их с Евстафием), заставили Констанция умерить свою доверенность к ним, и Констанций три раза писал к Афанасию, чтобы тот прибыл к нему, уверяя его в личной безопасности его и в собственном своем уважении к нему. В 348 г. когда Григорий уже умер, а голос Констанса заставил многое переменить к лучшему на Востоке, Афанасий явился к Констанцию, представил ему объяснения о прошлом и с честью отпущен был в Александрию 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

§ 126. Св. Кирилл Иерусалимский. Жизнь его. Кирилл Иерусалимский архиепископ четвертого века был великим светильником Иерусалимской Церкви. Из собственных поучений его видно, что он родился и получил воспитание в недрах Иерусалимской Церкви; здесь он проводил жизнь подвижническую; около 346 г. посвящен в пресвитера и в сем сане в 346 г.–349 г. говорил поучения готовящимся к Крещению и новокрещеным 299 . В 350 г, во смерти Максима, посвящен он в сан архипастыря Иерусалимской Церкви Акакием Кесарийским с теми же надеждами, как и св. Мелетий для Антиохийской Церкви 300 . Пастырская жизнь св. Кирилла тяжела была для него, но ознаменована необычайными знамениями Божьими. Церковь Иерусалимская и при Максиме, и при Кирилле страдала от ариан, иудеев и манихеев. В 351 г. 17 мая около 9 часа утра явилось на небе крестное знамение, простиравшееся от Голгофы до Елеона; сияние креста так было ярко, что сияние солнца не было сильнее его; явление продолжалось несколько часов сряду, в виду изумленных обывателей и посетителей Иерусалима. Множество иудеев и язычников обратилось ко Христу. «Все же видели, писал Кирилл к арианскому императору, что благочестивая вера христианская состоит не в презрительных человеческой премудрости словесах 301 . Недолго после сего, Акакий епископ Кесарийский поднял ссору с Кириллом. Иерусалимский епископ, как епископ кафедры апостольской, со времен апостольских, пользовался честью первенства между областными епископами и вследствие того независимостью в управлении 302 . Акакий требовал себе подчинения от Иерусалимского архиепископа. Но это более вид дела, чем самое дело: Акакий требовал от Кирилла согласия и на мнения ариан 303 . Акакий потребовал Кирилла на суд Собора. Блаженный Кирилл не обращая внимания на незаконное требование, отправился на Собор Мелитинский, где с твердостью противодействовал насилию ариан 304 , Акакий на Соборе 357 г. с немногими единомышленниками объявил Кирилла лишенным кафедры за то, что он во время голода продал в пользу бедных церковные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

архим. Агапит Глава VII Слух о прибытии в Кесарию Императора Валента для низложения с кафедры св. Василия. Причины, заставлявшие кесарийскую паству верить в справедливость этого слуха. Способ действия ариан и царя-арианина, каким пользовались они при низложении православных Епископов, и обращение их паств в арианство. Меры, предпринятые св. Василием к отражению ариан и покровительствовавшего им – царя. Прибытие в Кесарию Модеста – первого царедворца с полномочием – или склонить св. Василия к принятию арианства, убеждениями и обещаниями, или – сослать в заточение, подвергнув предварительно разным мучениям. Разговор св. Василия с Модестом, в котором св. Василий своим мужеством и неустрашимостью, сумел внушить к себе уважение и своему врагу. Прибытие в Кесарию самого Императора, и его желание лично поговорить со св. Василием. Прибытие Императора в церковь , где совершал литургию св. Василий, и поражение его благолепием службы. Беседа царя со св. Василием, и вследствие оной благорасположение к нему царя. Снова покушение на изгнание св. Василия, вследствие настояния ариан. Внезапная болезнь царского сына и исцеление его по молитвам св. Василия. Опасная болезнь Модеста, и исцеление его по молитвам св. Василия. Всегда благосклонное расположение к нему, как царя, так и Модеста. Столкновение св. Василия с областным начальником – родственников Императрицы, принуждавшим одну знатную вдову выйти в замужество за подчиненного себе чиновника. Неустрашимость св. Василия и любовь народная к нему, высказавшаяся по сему случаю. Разделение Кесарийской области в гражданском отношении на две части, за сим последовавшее разделение оной и в церковном отношении. Скорбь св. Василия, причиненная ему Епископом Тианским, вознамерившимся отделиться от св. Василия и образовать отдельную архиепископию. Глубокое смирение св. Василия и его любовь к миру, особенно высказавшаяся по сему случаю. Богадельня, устроенная св. Василием, в которой нашли для себя приют множество прокаженных, и страдавших другими болезнями, в которых никто доселе не хотел принимать никакого участия. Устройство больниц и в других местах Кесарийской епархии под управлением хорепископов. Недостаточность усердия людей богатых к поддержанию этих благодетельных учреждений. Произнесение св. Василием трех, особенно сильных по одушевлению и убедительности, бесед, в которых он раскрыл, как злоупотребления богатых людей своими богатствами, так и преступность их равнодушия к больным и нищим. Содержание этих бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН [Константин Болгарский; болг. Константин Български] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф. О К. известно из ряда гимнографических произведений, входящих в состав Триоди, Минеи и Требника и указывающих в тексте или акростихах его имя как автора. О нем также сообщает запись (сохр. в рус. списках XV и XVI вв.) Тудора Доксова , сопровождающая сделанный им список 4 «Слов против ариан» свт. Афанасия Александрийского: в ней К. назван учеником архиеп. Моравского равноап. Мефодия и переводчиком «Слов против ариан» с греческого на слав. язык по поручению болг. кн. Симеона в 906 г. Во вступлении к Учительному Евангелию К. уточняет, что составил его по просьбе «брата Наума» (имеется в виду равноап. Наум Охридский ). На основе этих скудных данных исследователи предполагают, что К. стал учеником равноап. Мефодия уже после смерти равноап. Кирилла (869). Из-за отсутствия упоминания его имени среди учеников, к-рые, согласно Житию Климента Охридского, несмотря на противодействие нем. духовенства, продолжали просветительскую слав. миссию в Вел. Моравии и после смерти Мефодия, считается, что К. мог входить в группу учеников, к-рая была продана евр. купцам, а затем на рынке невольников в Венеции выкуплена визант. сановником и отправлена в К-поль. Более вероятна версия, что К. был одним из учеников Мефодия, оставленных им в К-поле (881), которые позже, очевидно, переехали в Болгарию ( Флоря Б. Н. Сказания о начале слав. письменности. СПб., 2002. С. 122-123). Время его приезда в Плиску, где он был пресвитером и учителем, неизвестно. Между 893 (годом составления «Учительного Евангелия») и 906 г. (перевод 4 Слов против ариан) он был хиротонисан во епископа Преслава. Долгое время лит. деятельность К. связывалась исследователями лишь с прозаическими сочинениями и переводами. Лишь в 1930 г. Д. Костич и Й. Павич обнаружили в каноне первоучителю еп. Мефодию, написанном, вероятно, не позднее весны 886 г. и известном в болг. списках XIII-XIV вв., акростих с именем К. Масштабы его гимнографической деятельности стали ясны в 70-х гг. XX в. после того, как болг. исследователь Г. Попов атрибутировал ему уникальный цикл великопостных трипеснцев и четверопеснцев в составе Битольской Триоди. Его объединяет не имеющий аналогов в визант. гимнографии фразовый акростих с именем автора (ок. 440 букв).

http://pravenc.ru/text/2056992.html

Основным источником сведений о жизни и учении П. С. является «Церковная история» Евсевия Кесарийского, к-рый также приводит выдержки из послания епископов, осудивших П. С. на Антиохийском Соборе 268/9 г., к святителям Дионисию Римскому и Максиму Александрийскому ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). Свидетельства о ереси П. С. присутствуют и в др. сочинении Евсевия - «О церковном богословии». Предположительно аутентичным источником является также послание 6 епископов к П. С., возможно, написанное участниками одного из Антиохийских Соборов , которые состоялись до окончательного осуждения П. С. в 268/9 г. ( Bardy. 1929. P. 13-19; Riedmatten. 1952. P. 121-134; Sample. 1979. P. 23; Бер. 2006. С. 182-185). Свидетельства об учении П. С. присутствуют в ряде богословских сочинений IV в., в частности в «Послании о Соборах, бывших в Аримине Италийском и Селевкии Исаврийской» свт. Афанасия Великого, в его же «Истории ариан» и «Словах против ариан», а также в сочинениях, приписываемых ему: 4-м «Слове против ариан» и «Против Аполлинария», в трактате свт. Илария Пиктавийского «О Соборах, или О вере восточных», в послании омиусианских епископов Василия Анкирского и Георгия Лаодикийского ( Epiph. Adv. haer. 73. 12), в 52-м письме свт. Василия Великого , в 1-м послании к Дионисию Аполлинария (младшего), еп. Лаодикийского, в гомилиях свт. Иоанна Златоуста . Сведения о П. С. содержатся также в антиеретических сочинениях IV-V вв.: в «Книге о ересях» Филастрия, в трактате «Против ересей» свт. Епифания Кипрского, в «Собрании еретических басен» Феодорита Кирского. В источниках V-VI вв., связанных с антинесторианской полемикой (см. Несторианство ), в частности в сочинениях Евсевия Дорилейского, Тимофея II Элура , Севира Антиохийского, Петра Диакона, Леонтия Византийского и имп. Юстиниана I , сохранился ряд фрагментов Деяний Антиохийского Собора, осудившего П. С. ( Riedmatten. 1952. P. 135-158). Некоторые исследователи высказывали сомнения в их подлинности ( Sample. 1979. P. 18-20; Norris. 1984. P. 58), однако в совр. научной лит-ре наметилась тенденция рассматривать их как аутентичные ( Simonetti. 1993. P. 239-271; Lang. 2000. P. 54-80). К неаутентичным источникам относятся послание свт. Дионисия Александрийского к П. С., Антиохийский Символ веры, направленный против П. С., письмо Феликса к Максиму Александрийскому и, вероятно, 6 фрагментов из «Речей к Сабину» П. С., сохранившихся в составе сб. «Doctrina Patrum» ( Bardy. 1933. P. 48-49). Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578573.html

Послание на ариан слово первое 1) Известны те ереси, которые с умышленным неистовством отступили от истины, и их нечестие давно стало всем явно. Ибо само собою видно, что изобретатели сего «изыдоша... от нас» , как написал блаженный Иоанн (1 Иоан. 2:19), потому что по мудрованию своему не к нам таковые принадлежали и теперь не с нами. Почему, как сказал Спаситель, не собирая с нами, «расточают» с диаволом (Лук. 11:23), подстерегая усыпленных, чтобы, всеяв в них гибельный яд свой, не одним, но с ними вместе, подвергнуться смерти. И одна из этих ересей, именно последняя, явившаяся ныне предтечей антихриста и называемая арианской, как коварная и хитрая, примечая, что старшие сестры ее, то есть другие ереси, преданы явному позору, лицемерит, подобно отцу своему дьяволу, прикрываясь изречениями Писания, и снова усиливается войти в рай Церкви, чтобы, притворясь верною христианству, так как ничто в ней не имеет твердого основания, правдоподобием своих лжеумствований обольстив некоторых, заставить тем мудрствовать противное Христу. Она ввела уже в заблуждение иных безрассудных, которые не только растлились слухом, но по примеру Евы взяли и вкусили и, наконец, в неведении своем почитают горькое сладким и мерзкую ересь называют прекрасною. Посему-то, убежденный к этому вами, почитаю необходимым раскрыть изгибы в груди этой гнусной ереси и показать зловоние ее безрассудства, чтобы и находящиеся еще далекими от нее бежали уже ее, а обольщенные ею раскаялись и с отверстыми очами сердца уразумели, что как тьма — не свет и ложь — не истина, так и арианская ересь не добро; напротив же того, называющие ариан христианами находятся в великом и крайнем заблуждении, как не читавшие Писаний и вовсе не знающие христианства и христианской веры. 2) Какое же приметив сходство в ереси с благочестивою верою, суесловят, будто бы еретики не утверждают ничего худого? Поистине это значит то же, что и Каиафу называть христианином, Иуду предателя сопричислять еще к апостолам, утверждать, что вместо Спасителя испросившие Варавву не сделали ничего худого, доказывать, что Именей и Александр — люди благомыслящие, и апостол лжет на них. Но христианин не может выслушать этого терпеливо, и кто отваживается говорить это, о том никто не предположит, что он в здравом уме. Вместо Христа у них Арий, как у манихеев Манихей, а вместо Моисея и других святых отыскиваются у них какой-то осмеиваемый язычниками Сотад и дочь Иродиадина. Ибо нетвердому и изнеженному складу речи одного подражает Арий, пиша Талии, а с другою состязуется в плясании, выплясывая и выигрывая свои хулы на Спасителя, отчего впадающие в ересь его развращаются умом и безрассудствуют, имя Господа славы изменяют «в подобие образа тленна человека» (Римл. 1:23) и вместо христиан именуются уже арианами, что и служит признаком нечестия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2576...

Правила Второго Вселенского Собора, Константинопольского Правило 1 481 Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется символ веры трех сот осминадесяти отцев, бывших на соборе в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен; и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и аполинариан . ( II Всел. 7 ; Трул. 1 , 75 ; Гангр. 21 ; Лаод. 7 , 8 ; Карф. 2 ; Василия Вел. 1 ) . Мы привели это правило, придерживаясь текста Афинской Синтагмы. Этот текст одинаков с текстом у Беверегия, тогда как в других, особенно новейших печатных изданиях, текст этот несколько иной. Так, в обоих русских синодальных изданиях (1843 и 1862 гг.), в издании Bruns (1839 г.) и в издании Pitra после ереси евномиан, упоминаются ереси аномеев и ариан, и в этих же изданиях, после слов о Никейском символе, текст гласит: «и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан...» Мы сейчас увидим, что это прибавление нисколько не меняет общего смысла правила. Этим правилом отцы Константинопольского Собора дополняют свой символ веры , изложенный ими на соборе, и предают анафеме все ереси, особенно же упомянутые в правиле. На первом месте предается анафеме ересь евномиан, До половины IV века при рассмотрении учения о Св. Троице исключительное внимание обращалось на отношение второго Лица Св. Троицы к первому Лицу. Вопрос об отношении третьего Лица к первому и второму, Духа Святаго к Отцу и Сыну, не выдвигался. Ариане в своем учении не касались этого вопроса, так что Никейский Собор не имел особого повода говорить в своем символе о Св. Духе больше, чем: πιστεομεν κα ες τ Πνεμα το A­ γιον. Но с течением времени арианство, стоя на отрицательной точке зрения в учении о Сыне, не могло уклониться и от вопроса о Св. Духе. Отрицая единосущность Сына с Отцем, необходимо было коснуться и вопроса об отношении Св. Духа к Отцу и Сыну. Мысль о некоем существе, являющемся посредником между Богом и миром, могла еще иметь в себе хоть некоторую тень возможности, как это учили о Сыне; но определить место Св. Духа среди Лиц Св. Троицы, отрицая Его божество, нельзя было иначе, как считая Св. Духа еще более подчиненным членом Св. Троицы, чем Сын. Это и объявил Евномий, епископ кизикский 482 , около 360 г., провозгласивший, что Дух Святый по порядку и по своей природе является третьим, что Он сотворен по воле Отца и при участии Сына и должен быть почитаем на третьем месте, как самый первый и величайший среди сотворенных и притом как единственный, которого Единородный сотворил таким образом; но он не есть Бог и не имеет в себе силы творить 483 . От этого Евномия получили свое имя еретики евномиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010