Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРФОЛОМЕЙ [арам.    ; греч. Βαρθολομαος], ап. от 12 (см. ст. Апостолы ) (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов). В Новом Завете В. упоминается только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 14; Деян 1. 13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арам. патрономическим именем (отчеством)     - «сын Фалмая» (ср. LXX Нав 15. 14), или «сын Толомея» (ср.: Ios. Flav. Antiq. XX 5. 2). Ставшее традиц. отождествление В. с ап. Нафанаилом (Ин. 1. 45-51) аргументируют болландисты (ActaSS. Aug. T. 5. P. 7-108), ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, напр., блж. Августин выступал против их отождествления ( Aug. In Ps. 65. 4). Ап. Варфоломей. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. Ап. Варфоломей. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. В. и ап. Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя В. приводится в списках апостолов синоптических евангелий, тогда как евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, В. стоит рядом с ап. Филиппом , что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1. 43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели этого чуда,- апостолы (Ин 21. 1-14). Наконец, поскольку В.- патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и др. имя, Нафанаил (арам.  , Натанаэл), тогда полное арам. имя В.- Натанаэл бар Толами (      ). Визант. агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафа-наила (пам. 22 апр.) как отдельное лицо (Минологий Василия II кон. Х в.- PG. 117. Col. 418-420, 516), или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом (Синаксарь К-польской ц. X в.- SynCP. Col. 781). Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 260). В новейших трудах греч. агиографы либо склоняются к идентификации апостолов В. и Нафанаила (ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 616), либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с В. и с Симоном Зилотом ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 344). РПЦ в XIX в. еще безусловно следовала греч. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 118), но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского...» (М., 1903-1911) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с В., хотя упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) (ЖСв. Июнь. С. 211).

http://pravenc.ru/text/154389.html

отпавший Иуда Искариот (имя его не упомянуто в Деян 1. 13 и заменено в 1. 26 на Матфия). В разной последовательности названы: Андрей (брат ап. Петра, названный Церковью Первозванным), Иаков Зеведеев, его брат Иоанн (Богослов), Варфоломей , Фома (к-рый в Ин 20. 24; 21. 2 назван «близнецом») и Матфей (согласно Мк 2. 14 и Лк 5. 27, его звали Левий). Упомянутый во всех 4 списках ап. Варфоломей обычно отождествляется с отсутствующим в этих списках Нафанаилом, о к-ром сообщает евангелист Иоанн. Их отождествление основано на том, что все списки 12 А. синоптических Евангелий и Деяний называют только Варфоломея, тогда как Иоанн, к-рый вообще не упоминает Варфоломея, относит к А. Нафанаила (Ин 1. 35-51; 21. 1-2). Кроме того, в списках 12 А. синоптических Евангелий Варфоломей всегда упоминается вместе с Филиппом, и объяснением этой связи может служить рассказ в Евангелии от Иоанна о том, что Филипп привел Нафанаила, чтобы он увидел Мессию Иисуса (Ин 1. 35-51). Иоанн, возможно, предпочитает употреблять более выразительное имя Натанаил (евр.   - дар Божий), а имя Варфоломей опускает, т. к. последнее является отчеством (арам.    - сын Толами (ср.: LXX Нав 15. 14)). Полное арам. имя ап. Варфоломея в таком случае было Натанаэль бар Толами (арам.      ). Употреблением неск. имен для обозначения одного и того же лица объясняется и тот факт, что ап. Иуда, к-рого Лука, чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом (ср.: Ин 14. 22), называет Иудой Иаковлевым (братом Иакова), в перечнях Мф и Мк назван Фаддеем (хвалящий от евр.   - хвалить) или Леввеем (сердечный от евр.  - сердце). На формально-иерархические различия среди А. Свящ. Писание нигде не указывает. Этому не противоречат рассказы евангелистов о том, что Петра, Иоанна и Иакова Спаситель неоднократно выделял, делая их свидетелями важнейших событий: воскрешения дочери Иаира (Мк 5. 37; Лк 8. 51), Преображения (Мф 17. 1; Мк 9. 2; Лк 9. 28), ночной молитвы в Гефсиманском саду накануне взятия под стражу (Мф 26. 37; Мк 14. 33). В ряде мест Свящ.

http://pravenc.ru/text/75732.html

Одним из важнейших источников сведений по истории ашкеназского обряда Сев. Франции является Махзор Витри (Mahzor Vitry), составленный учеником Раши Симхой бен Шмуэлем («Machsor Vitry» nach der Handschrift im British Museum, Cod. Add. No. 27200 u. 27201/Hrsg. S. Hurwitz. B., 1889. Nürnberg, 19232. Jerusalem, 1963r (на евр. яз.); пиюты изданы отдельно: Kuntras ha-Pijutim nach der «Machsor-Vitry-Handschrift»/Hrsg. H. Brody. B., 1894 (на евр. яз.); поскольку эти издания были выполнены на основе поздних интерполированных рукописей, было подготовлено новое издание по лучшим рукописям: Mahzor Vitry/Ed. А. [E. D.] Goldschmidt. Jerusalem, 2004-2009. 3 vol.). В ранних рукописях этого Махзора галахические постановления предшествуют литургическим текстам. В нем приводятся рассуждения о ежедневной и ночной молитве, о порядке молитв в субботу, на Новомесячье, Ханукку, Пурим, Пасхальная аггада, арам. перевод чтения в 7-й день Песаха (Исх 13. 17-15. 26), законы Шавуот в переводе на арам. язык, трактаты «Авот» (с комментарием), «Хилхот Дерех Эрец», «Пирке бен Аззай», толкование на Каддиш и Декалог, чин молитв в Пост 9 ава, законы о постах и трауре, чинопоследования на Рош ха-Шана, Йом Киппур, Суккот, гимны хошанот с комментариями, служба на праздник Симхат Тора, чины брака и обрезания, законы о шехите и трефном, а также множество пиютов и аггадот. Известен также т. н. Сиддур Раши, к-рый исследователи XIX - 1-й пол. XX в. считали более древним, чем Махзор Витри (изд.: Siddur Rashi/Hrsg. S. Buber, J. Freimann. B., 1910-1911. 2 Bde). Однако сейчас полагают, что он более поздний и зависит от Махзора Витри. Литургические сведения содержатся также в «Сефер Махким» Натана бен Йехуды бен Азриеля (кон. XII в.) (Sefer Mahkim le-R. Natan bar Yehudah/Hrsg. J. Freimann. Cracow, 1909 (на евр. яз.)), в Сиддуре Труа (XIII в.), составленном Йехудой бен Элиезером, учеником Менахема бен Йосефа из Труа (изд.: Seder Troyes: Ritus Troyes von Menachem ben Josef ben Jehuda Chazan aus Troyes/Hrsg. M. Weisz. Fr./M., 1905 (на евр. яз.)), в сборнике респонсов «Сефер ха-Пардес», приписываемом Раши (Sepher ha-Pardes: A liturgical and ritual Work, attributed to Rashi/Ed. H. L. Ehrenreich. Bdpst., 1924 (на евр. яз.)), в трактате «Сефер ха-Ора» (Sefer ha-Orah: Ritualwerk Rabbi Salomo ben Isaac (Raschi) zugeschrieben/Hrsg. S. Buber. Lemberg, 1905. 2 Bde (на евр. яз.)).

http://pravenc.ru/text/Иудейское ...

В области наук положительных это действительно так, но в области религиозной веры дело обстоит иначе. Неопровержимых доказательств истинности того или другого религиозного исповедания никогда не может быть найдено. Такие доказательства уничтожили бы веру, как свободный акт, и заменили бы ее принудительным знанием. Но этого не будет. Однако и при таких условиях всегда искренно желающий может обрести истинную веру. Нам кажется, что серьезное размышление о религии должно каждого привести к выводу, что или религиозная истина всегда – хотя и в различной полноте – была и хранилась на земле, возвещенная человечеству свыше, или что человечество никогда не овладеет ею. Припомним сказку Натана о таинственном перстне, делавшем обладателя его приятным Богу и людям. Этот перстень пропал и вместо него явилось три фальшивых, владельцы которых считали их настоящими. Натан хотел сказать, что истинной религии нет, но что существуют только фальшивые, которые исповедующими их считаются за истинные. Взгляд Натана слишком пессимистичен. Тот, Кто дал человечеству благодетельный перстень, никогда не возьмет у него его обратно. Истина была и пребывает на земле. Ее хранила и хранит вселенская церковь . Желающий пребывать в истине и должен принять догматическое учение этой церкви. Старокатолики знают, что место этой церкви не в Риме и, кажется, не трудно им найти, где религиозная истина хранилась всегда. Таинственный, благодетельный перстень находится на востоке. С. Глаголев Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1893 год//Богословский вестник 1894. Т. 1. 1. С. 33–80 (3-я пагин.). —33— сенского: «Древнеславянский Апостол. Послания Св. Ап. Павла по основным спискам четырех редакций рукописного славянского Апостольского текста, с разночтениями из пятидесяти одной рукописи Апостола XII–XVI вв. Выпуск 1-й. Послание к Римлянам». «В предисловии к своему труду автор выясняет план, характер и метод его; и мы отсюда видим, что внимательное и многолетнее изучение автором многих славянских списков Апостола XII–XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поместил в «Гермесе» рецензии на труды Н. И. Сагарды , М. Е. Поснова, A. Souter’a, во «Всероссийском церковно-общественном вестнике» заметки «Из Петрозаводска» и о съезде Великоустюжского викариатства. 1918 Между 4 и 15 января – Поездка в Москву вместе с профессором И. Е. Евсеевым в качестве делегата от ПДА по делам духовных академий. 19 февраля – Принял экзамен у 17 студентов последнего курса ПДА. Конец февраля – март – Участвовал в заседаниях Комиссии по вопросу об объединении Петроградского университета и Петроградской духовной академии. 2 марта (17 февраля) – Годичный акт по случаю 109-й годовщины ПДА. 16 марта – Подготовил по поручению ректора ПДА епископа Анастасия (Александрова) проект документов об объединении Петроградского университета и Петроградской духовной академии. 19 марта – Получил приглашение архиепископа Натана Сёдерблома принять участие во встрече восточных и западных богословов в сентябре 1918 г. в Упсале. 1 апреля – Вышло постановление Совета народных комиссаров о закрытии ПДА. Весна и лето – Работал над составлением краткой редакции очерка о русском богословии, вел переписку о возможности переезда на жительство в Киев или Полтаву. С 8 по 27 июня – Находился в Москве по поручению Совета ПДА для сбора информации по вопросу о дальнейшей судьбе духовных академий. Посетил Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого) , председателя Училищного Совета протоиерея П. И. Соколова , председателя Учебного Комитета при Св. Синоде священника К. М. Аггеева, а также члена Высшего Церковного Совета И. М. Громогласова. 30 июня – В Совете ПДА заслушан отчет Глубоковского о поездке в Москву. С 3 сентября по 9 декабря – Находился в командировке в Швеции по приглашению архиепископа Натана Сёдерблома и стипендиального фонда Олая Петри. 3 сентября – Отбыл из Петрограда на пароходе «Carl XV». 7 сентября – Прибыл в Стокгольм. С конца сентября – Жил в Упсале. 30 сентября, 2 и 4 октября – Прочитал лекции «Православная церковь и желательность объединения христианских церквей» на встрече восточных и западных богословов, проходившей в Упсальском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мы уже упомянули, что она посылала доктору Джону Харви Келлогу ложь, упрекающее свидетельство относительно некоторых зданий в Чикаго, зданий, которые не существовали. Это было чистым и простым ложным видением, основанным на сенсационном газетном сообщении. В длинном письме к Елене Уайт, А.Т. Джоунс сообщает, что она часто посылала свидетельства, содержащие ложные обвинения. Эти ложные свидетельства часто были опубликованы до того, как отдельные люди, о которых шла речь, их получали, а иногда они их не получали совсем. Случай был неизвестен им до того момента, пока они не видели свои имена и ложные обвинения публично напечатанными. Существовали некоторые серьезные случаи, которые должны были быть открыты Елене Уайт, если она, на самом деле, получала откровения с неба, но, которые были ей неизвестными до тех пор, пока [этот] случай не становился общеизвестным. И затем она писала свидетельства с некоторым «объяснением» того, почему Бог не открыл ей случай. Случай Натана Фуллера, – типичный тому пример. «Взглянем на другой случай – тот же самого Натана Фуллера. Старейшина Фуллер был человеком командного типа, с большими способностями и очень ценился людьми адвентистской деноминации. И была большая церковь в местечке Нилс Хиллс, Пенсильвания. Он жил неподалеку, и довольно долго находился на замечании в этой церкви. Где-то в 1869 или 1870 году старейшина Уайт и его жена посетили эту церковь  и остановились в доме мистера Фуллера. Старейшина Уайт публично похвалил Фуллера как набожного человека со значительными способностями. И только несколькими днями позже признанием сестры, замученной совестью, выяснилось, что уже довольно долго Фуллер практиковал прелюбодеяние с пятью или шестью женщинами из церкви. Все они признались, и Фуллер должен был взять себя в руки. Общественное мнение готово было разорвать его. Целая деноминация из-за него находилась в шоке и стыде. Но наихудшим образом это поразило миссис Уайт. Она была права там во время нахождения в доме Фуллера, на собраниях с ним, встречая всех этих женщин, пока не знала ничего о всей этой гнили. Немного позже я пришел туда и проводил собрания в течение двух недель, встречался со всеми этими людьми, и узнал целый позорный рассказ. Этот случай обличает ложность утверждений миссис Уайт о том, чтобы Бог открыл ей «скрытые грехи» своего народа. Что она могла сказать? Так же, как и обычно, после того, как случай стал общеизвестным, она получила свидетельство, сообщающее все об этом. Это напечатано в «Свидетельствах для Церкви», том 2, стр. 449–454. Она сообщает: «Случай Н. Фуллера вызвал у меня великое горе и душевную муку». Да, вероятно это было настолько хорошо, что позволило непредвзято обличить ее в собственной неудаче. Для того, чтобы оправдать себя она сообщает: «Я верю, Бог допустил, чтобы этот случай лицемерия и злодейства был обнаружен именно тем способом, каким он и был обнаружен». (Д.М. Канрайт, «Жизнь миссис Е.Г. Уайт).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ellen-g-...

Валентиниане, по мнению Амвросия, также не заслуживают возмещения, и лучший аргумент для этого епископ находит в обвинении приверженцев этой секты в. идолопоклонничестве и в том, что они воспрепятствовали монахам в совершении религиозного обряда. Письмо Амвросия изобилует всяческими обвинениями в адрес иудеев и обычными для его стиля параллелями со Священным Писанием и временем Юлиана. Показателен вопрос, который епископ задает Феодосию:. «Если Юлиан не мстил церкви, потому что он был апостатом, то ты, император, мстишь за нанесение ущерба синагоге, потому что ты христианин?» Переходя к оценке правления Феодосия, Амвросий говорит о нем словами пророка Натана, обращенными к Давиду, и приписывает все деяния императора воле Бога. Затем епископ приводит показательный пример того, к чему может привести покровительство неверным иудеям: Максим отдал приказ восстановить сожженную синагогу в Риме, таким образом, царь стал иудеем и понес справедливое наказание, а Феодосию-победителю нужно не следовать побежденному, а осуждать его. Амвросий убеждает императора в необходимости прежде, чем принимать решения по вопросам, касающимся веры, обсуждать их с епископами: «Если в денежных делах ты советуешься со своими комитами, то насколько в большей степени тебе надлежит советоваться со священником господа в деле религии?» Он милостиво «разрешает» Феодосию отдавать приказы по своей воле, но призывает его исключить то, что справедливо беспокоит епископа. В заключение Амвросий апеллирует к отцовским чувствам Феодосия, связывая благополучие детей императора с милостью Бога, обосновывает возможность отмены распоряжения и уповает на милосердие императора, уже проявленное им при прощении жителей Антиохии и в отношении родственников Максима (дочери узурпатора были переданы родственникам, а матери его Феодосии выделил деньги из собственных средств). Епископ завершает свое письмо призывом прислушаться к его словам и, если этого недостаточно, выражает готовность высказаться перед императором в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Толпа не любит отклонений Среди поступков или мнений И тех безумцев не прощает, Кто ей сомненьем докучает. (5) Политкорректность есть воплощение на практике принципов культурного марксизма; она карает ослушников, как когда-то инквизиция карала религиозных еретиков, и восхваляет еретиков социальных. Зачисляя юих противников в “ожесточенных сердцем” и даже душевнобольных”, пишет журналист Питер Хитченс в книге “Уничтожение Британии”, новый режим пользуется методами печально известного института имени Сербского в СССР: эксперты этого института объявляли советских диссидентов наподобие Натана Щаранского невменяемыми, что давало повод властям запирать неугодных в психиатрических лечебницах .То, что американцы называют безличным словом “политкорректность”, на самом деле, утверждает Хитченс, есть самая интолерантная система воззрений на Британских островах со времен Реформации” .То же верно и в отношении самих США. Всякий, кто осмеливается нарушать политкорректность, объявляется расистом. Всякий, кто полагает, что есть не женские профессии, например пилот военно-морской авиации, объявляется шовинистом. Если человек считает, что сегодняшний уровень иммиграции в США чересчур высок, его тут же клеймят как националиста или ксенофоба. В 1973 году Американскую психиатрическую ассоциацию обвинили в дискриминации сексуальных меньшинств, поскольку она внесла гомосексуализм в перечень заболеваний. А сегодня тому, кто станет утверждать подобное, грозит диагноз “гомофобия”. “Гомосексуальное влечение противоестественно”,- заявил папа Иоанн-Павел Второй, когда по Риму маршировали тысячи участников международного парада геев .“Церковь не может молчать, ибо как иначе нам отделить добро от зла?” Это заявление главы Ватикана причисляет его и всех, кто прислушивается к его словам, к гомофобам. Клирик Пол Готтфрид называет подобные классификации “дегуманизацией общества” . Слова – это оружие, заметил Оруэлл. Традиционалистам еще только предстоит найти эффективные меры противодействия словам. Ведь когда оппонента называют расистом или фашистом, уже нет необходимости опровергать его доводы. Он сам оказывается в положении обвиняемого и должен защищаться. В суде действует презумпция невиновности, а в обществе, когда речь заходит о расизме, шовинизме или гомофобии, налицо презумпция виновности. Следует доказывать, что ты невиновен в предъявленных тебе обвинениях.

http://azbyka.ru/fiction/smert-zapada/5/

Всё это делалось с благоговением, в присутствии офицеров, особых императорских служб и так далее, церемониймейстеров, ничего подобного быть не могло. Обратите внимание, внизу там, в углу штырь свободно торчит. Этот штырь должен быть в теле этой мраморной плиты, чтобы удерживать ее. Два штыря – в теле плиты, а два – нет. А вот тоже странная вещь. Это та самая плита, которую нам предстоит еще поднять. У нее такое повреждение: угол то ли отбит для того, чтобы поддеть снизу, то ли, когда плита была снята, она была разбита, а потом так уложена. На это тоже предстоит дать ответы. Мы ничего не утверждаем, подчеркну. Мы не утверждаем сейчас, что в могилу было совершено вторжение, хотя более чем допускаем это. Пока мы утверждаем только одно: надгробие над могилой Александра Третьего было разобрано и собрано вновь. Когда мы откроем плиту и увидим что бы то ни было – тогда мы сможем утверждать, вторгались дальше в могилу или нет. Мы стараемся быть предельно корректными в этом смысле. Мы составили официальный акт, подписанный научными сотрудниками, реставраторами, директором Государственного музея Санкт-Петербурга. И вывод у нас один: «Надгробие имеет следы вскрытия: отсутствие закрепов, подтеки гипса, внутреннее загрязнение поверхности». Этот акт мы представим и в церковную комиссию, и, конечно же, в правительственную комиссию. Акт в 11-ти пунктах, которые мы и засвидетельствовали. Что это означает? Как это могло произойти? Когда могли быть вскрытия? Это тоже область гипотез. С 1919 по 1922 год Петропавловский собор был закрыт, доступ народа туда был не просто ограничен, а пресечен. Там были только сторожа. Возможно, тогда работала комиссия либо «Помгола» («Помощи голодающим»), либо какая-то другая группа. Кстати сказать, с упомянутыми выше свидетельствами о вскрытии могил можно ознакомиться в достаточно объективном источнике – книге Натана Яковлевича Эйдельмана «Первый декабрист. Повесть о необыкновенной жизни и посмертной судьбе Владимира Раевского». С 1919 по 1921 год собор был закрыт, и это могло произойти именно тогда.

http://pravmir.ru/myi-obyazanyi-isklyuch...

Мне казалось, что они вообще ничем больше не занимаются. Играли иногда в какието игры типа карт с фишками. Барышни были очень модными. Молодые люди, несколько похожие на вудхаузовских. Такой вот замкнутый мир, очень несоветский. Они были очень милые. Крайне улучшенное их издание — это Годунов–Чердынский из набоковского " Дара " . А барышни были к тому же несколько дворянскими. Вообще, типичный облик семьи в этом мире был такой — барышня из хорошей семьи и карьерный мальчик с юга, причем не знавший, что он карьерный, просто куда-то его несло. И вот они на вулкане какую-то свою жалобную культуру творят, никак с Советами не связанную, треплются, играют, танцуют… Они очень смешные, очень веселые, я их очень люблю. Вредные ли они? Потом их так ломало и крутило, что винить я их не могу. А одновременно рядом, совсем рядом — другая жизнь. Родители мамы, церковь. Я сейчас часто читаю Федотова, он уехал из России в 26–м году и гадал — " а что там есть? " . Я знаю, что здесь есть. Я общалась с теми же людьми, что Федотов. Дочь богослова Тырнавцева, друга Федотова, водила меня гулять и чтото рассказывала про Иоанна Кронштадтского. Но при этом она была женой художника Натана Альтмана — представляете? Вот так эти культуры перемешались! Бабушкина любовь к Лескову, к Толстому — и ФЭКСы. Дедушка-то был, как теперь говорят, фундаменталист, бывший чиновник, книжек не любил, к тому же еще и " лишенец " . А бабушка была прогрессистка. К публике вроде Гиппиус она отношения не имела, все кончалось Тырнавцевым, но какие-то реформаторские веяния были. Типичная интеллигентская культура начала века. Церковная, очень христианская, но они ведь были всего лишены, и я росла в странном мире, двоичном, " кенотическом " , постоянно уменьшающемся. С одной стороны фокстрот, с другой — все маленькое, серенькое, мышки, птички. Но это было необычайно сильно. А еще — английские книжки. Сейчас мне семьдесят лет, я живу дальше, перевожу эти книжки, и никто не сможет это у меня отнять. Леди Джейн — А как в детстве они оказались в доме? — Это были бабушкины, мамины книжки, они жили в их квартире, большевики их не сожгли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010