Почитание А. в Византии скорее всего было вызвано политикой имп. Юстиниана I, направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В Хронике Патриарха Евтихия Александрийского среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь А. в крепости Эль-Кульзум (араб. название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Возможно, распространение почитания А. было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греч. текста молитвы о сохранении эфиоп. правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская Церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений. Ист.: BHG, N 193; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1895. Τ. 5. Σ. 360-367; Eutychius. Annales/Ed. L. Cheikho. Beirut; P., 1906. P. 202-203; . / . , 1962. С. 56-70. Лит.: Am é lineau E. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 405-406; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. T. 40. P. 5-154, 299-363; David J. Athanase (48) de Clysma//DHGE. T. 4. Col. 1378; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508; Esbroeck M. van. L " Ethiopie à l " époque de Justinien: St. Arethas de Nagran et St. Athanase de Clysma//IV Congr. Intern. di Studii Etiopici (Roma, 10-15.04.1972). R., 1974. Vol. 1. P. 117-139; idem. Athanasius of Clysma//CoptE. Vol. 1. P. 304-306; Raineri O. Passione di Athanasio di Clysma//OCP. 2001. Vol. 67. Fasc. 1. P. 143-156. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/76854.html

Е. отказался, за что был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам. После чудесного исцеления арх. Михаилом и очередных пыток Е. был отправлен к префекту Арминию. В александрийской тюрьме Е. посетил Юлий Кбахсский; Е. исцелил его сестру от беснования и совершил др. чудеса, обратившие к вере мн. язычников. После судебного разбирательства, пыток и новых чудес Е. был отдан в руки прибывшим в Александрию дуксам Рукеллиану и Севастиану, к-рые забрали его с собой в В. Египет. Простившись с Е., Юлий отправил с ним 2 слуг. В Пенхамуне, предположительно локализуемом в районе Хнеса (греч. Гераклеополь Вел., ныне Ихнасья-эль-Мадина), после мучений Е. был распят вниз головой, но остался невредим и затем был усечен мечом. Слуги Юлия доставили мощи Е. сначала в Шмун (греч. Гермополь Вел., ныне Эль-Ашмунейн), а потом по повелению ангела на его родину - в Панколевс. Здесь мощи были торжественно встречены, а позже была возведена церковь, посвященная Е. Точное местонахождение Панколевса не установлено. В каталоге егип. храмов и монастырей, известном под именем Абу Салиха Армянина (автор - Абу-ль-Макарим , XIII в.), названы 2 церкви, посвященные Е., недалеко от Каира: в дер. Миньят-Андуна к югу от Эль-Гизы и в обл. Тамвайх. Ист.: BHO, N 275; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries: Attributed to Ab û -S â lih the Armenian/Ed. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. Piscataway (N. J.), 2001r. P. 178, 199; Balesmri I., Hyvernat H., é d. Acta Martyrum. P., 1907. T. 1: [Textus]. P. 120-156. (CSCO; 43. Copt.; 3); 1908. T. 1: [Versio]. P. 78-98. (CSCO; 44. Copt.; 4); Le Synaxaire éthiopien/Éd., trad. I. Guidi. P., 1911, 1981r. Vol. 2. P. 286-289. (PO; T. 7. Fasc. 3. [N 33]); Mina T., é d. Le Martyre d " Apa Epima. Le Caire, 1937; Le Synaxaire arabe jacobite/Éd. R. Basset. Turnhout, 1994r. Vol. 5. P. 637-639. (PO; T. 17. Fasc. 3. [N 84]); Synaxarium Alexandrinum/Ed., trad. J. Forget. Lovanii, 1926. Vol. 2: [Versio]. P. 210-211. (CSCO; 90. Arab. 13); The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 4. P. 1093-1095. Лит.: Am é lineau E. Les actes des martyrs de l " Église copte. P., 1890. P. 134-140; idem. La géographie de l " Égypte à l " époque copte. P., 1893. P. 257-258, 477-478; Maspero J., Wiett G. Matériaux pour servir à la géographie de l " Égypte. Le Caire, 1919. P. 121; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 107; O " Leary De Lacy E. The Saints of Egypt. L.; N. Y., 1937. P. 131-132; Doresse J. Epima de Pankoleus//DHGE. T. 15. Col. 603; Sauget J.-M. Epime//BiblSS. Vol. 4. Col. 1271-1274; Orlandi T. Epima, St.//CoptE. Vol. 3. P. 965. Н. Г. Головнина Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/190025.html

T. 11. P. 334-346); анонимный канон 1-го гласа без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Τ ναδεξαντι μν ς κτνα φαεινν (Показавшему нам как луч светлый); канон 2-го гласа с акростихом Αμηλλιανν νθ μλπω πθ (Емилиана боговдохновенным воспеваю желанием), с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос: Δετε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Αειθαλς βλστημα ν τ λειμνι σοφ (Неувядающая отрасль на лугу, мудрый) (Ταμεον. Σ. 248-249); кондаки: 2-го гласа Ανδρεα ψυχς (Мужество души), 2-го гласа с акростихом το στου (распутного), нач.: Κρατυνθες περττως (Укрепленный высочайше) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 128, 41 (отд. паг.)); 2 седальна (AHG. T. 11. P. 336-337). В афинском издании (1917) полиелейной службы Е. помещены тропарь 3-го гласа на подобен «Божия веры» Λθος τμιος τς Εκκλησας (Камень честный Церкви), кондак 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа на подобен «Взбранной» Τ θλοφρ ο πιστο τ μνητρια (Страстотерпцу верные песнословия). Канон тот же, что и в Минее, 2 цикла стихир-подобнов из слав. и греч. Минеи распределены среди стихир вечерни, остальные стихиры (циклы подобнов и самогласны), а также большая часть седальнов (кроме седальна по 3-й песни, заимствованного из греч. Минеи) и светилен составлены заново. Служба включает ветхозаветные чтения на вечерне (Ис 43. 9-14; Прем 3. 1-9а; 5. 15 - 6. 3а); на утрене - прокимен из Пс 91 и Евангелие - Мф 10. 16-22; на литургии - праздничные антифоны (из избранных стихов разных псалмов) с пением тропаря Е. на 3-м антифоне, прокимен из Пс 63, Апостол - 1 Тим 5. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие - Мк 13. 9-13. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ОРЕСТ († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция)

http://pravenc.ru/text/189945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИМАХ НОВЫЙ [греч. Επμαχος; копт. epimayos ] († ок. 250), мч. Александрийский (Пелусийский) (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)), пострадал при имп. Деции (249-251). Источники Сведения о Е. Н. сохранились в многочисленных греч., араб., копт. и груз. источниках. Самой ранней версией Мученичества (V-VI вв.) является коптская (BHO, N 274), состоящая из фрагментов на 4 сильно поврежденных папирусных листах, хранящихся в Турине (изд.: Rossi. 1888; исправления: Lemm. 1910). Днем памяти Е. Н. в этом тексте названо 14 пашонса, а его кончина отнесена к 3 хатора. Также существует 3 греч. версии Мученичества: ранняя анонимная, в к-рой днем кончины Е. Н. названо 7 мая (BHG, N 593; араб. перевод см.: Esbroeck. 1966), переложение прп. Симеона Метафраста (BHG, N 594) и независимое от него краткое Мученичество (BHG, N 595). Сказание о Е. Н. имеется в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.), а также в арабо-яковитском Александрийском синаксаре XIII-XIV вв. и его эфиоп. переводе. Кроме того, существуют араб. повествование о перенесении мощей Е. Н. ( Esbroeck. 1967) и груз. перевод Жития Е. Н. (в Метафрастовой редакции) и канона святому, по содержанию близкого к изложению Александрийского синаксаря. Мученичество В соответствии с большинством источников родиной Е. Н. был г. Пелусий (араб. Эль-Фарама, ныне Телль-эль-Фарама, близ Порт-Саида). Согласно греч. источникам, Е. Н. был пустынником, согласно копт. и араб. версиям - ткачом, к-рому ко времени мученичества исполнилось 27 лет. Услышав о гонениях на христиан со стороны нового правителя Александрии Апеллиана (в копт. и араб. версиях - Полемий), Е. Н. отправился к нему и, придя в город, разрушил языческий алтарь, на к-ром Апеллиан заставлял арестованных христиан приносить жертвы. За это Е. Н. был посажен в темницу, где наставлял и укреплял в вере др. пленников. Узнав о проповедях Е. Н., Апеллиан, чтобы испугать святого, приказал вырвать языки находившимся в темнице вместе с Е. Н. христианам, отсечь им головы и бросить их тела на растерзание собакам.

http://pravenc.ru/text/190029.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛИД [Археллит; сир.  ,  , араб.  ,  , копт. aryelliths , эфиоп.  ], св. подвижник (пам. сир. 13 тишри I, копт. 14 тобе, эфиоп. 14 тера), герой широко распространенного на средневек. христ. Востоке житийного предания. По мнению А. Венсинка, предание возникло в К-поле, но никаких следов греч. прототипа не сохранилось. Древнейшая письменная фиксация предания об А. представлена сир. текстом, сохранившимся в рукописи IX в. С сир. был сделан араб. перевод. Отдельно, но позднее сир. появились копт. и эфиоп. версии. Копт. версия дошла в 2 вариантах - прозаическом и стихотворном. Стихотворная версия разработана как песенная драма: каждая реплика пелась на определенный мотив, а диалоги перемежались хорами. События предания происходят в кон. IV в.: А., единственный сын Галена, советника имп. Грациана , после смерти отца был отправлен матерью учиться в дальние страны. Во время плавания юноша увидел тело погибшего в кораблекрушении купца и, пораженный мыслью о бренности жизни, решил покинуть мир и подвизаться в егип. мон-ре Мар-Менас (св. Мины). Здесь он стал вести жизнь строгого затворника, дав обет никогда не видеть жен. лица. Мать долго разыскивала его и наконец, узнав от проезжих торговых людей о старце из мон-ря Мар-Менас по имени А., изгонявшем бесов и исцелявшем людей, приехала в Египет. Но А. отказался встречаться с матерью, передавая ей послания к воротам обители через послушника; когда же она стала настаивать на свидании, он позволил допустить ее, но просил Бога немедленно забрать его из юдоли скорби, дабы не нарушить обета, чему и сподобил его Господь. Тогда мать, допущенная к телу сына, также попросила немедленной кончины и удостоилась ее. Иноки погребли их с подобающими почестями. Лит.: Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac Sources/Ed. A. J. Wensink. Leiden, 1911. Vol. 1: The Story of Archelides; Drescher J. Three Coptic Legends: Hilaria, Archellites, the Seven Sleepers//Annales du service de l " antiquitéd " Égypte. Cairo, 1947. Т. 4. Suppl. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/76460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ НОВЫЙ [эфиоп.    ] († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)). Пострадал за обращение из ислама в христианство. Его Житие известно в наст. время в эфиоп. переводе, изданном О. Райнери. Сохранился также араб. оригинал жития Г. Н. в единственной рукописи, к-рую готовит к изданию М. Свансон. Отец Г. Н. был мусульманином из Дервы в егип. обл. Дамира, а мать - христианкой. Первоначально Г. Н. носил имя аль-Музахим. Изумленный дивным вкусом причастия, к-рое его мать принесла из церкви, мальчик решил креститься и упорно стремился к этому. Он женился на христианке Савле, с к-рой жил, не имея брачных отношений, но его первая попытка принять крещение не увенчалась успехом. Г. Н. испытал гонения и мучения, 3 его попытки креститься потерпели неудачу, и только при 4-й, совершенной в день св. Георгия Лиддского, его окрестили с именем Георгий (затем он получил прозвание Новый). Оказавшись в темнице за отказ от ислама, Г. Н. удостоился явления Богоматери, а затем погиб от рук разъяренной толпы мусульман. Насколько можно судить по его Житию, Г. Н. принадлежал к егип. мелькитской (т. е. правосл.) Церкви. Краткая редакция его жития была включена в популярный копт. сб. «Жития мучеников» и оказалась в составе копт. Синаксаря, а Г. Н. стал почитаться в Коптской, а затем и в Эфиопской Церкви, где были приняты и переведены на эфиоп. язык копт. Синаксарь, «Жития мучеников» и пространное житие Г. Н. Биографически это Житие малодостоверно, но является историческим источником, сообщающим о положении правосл. общин в Египте в Х в. Ист.: Le Synazaire éthiopien: Mois de Sané/Ed. par I. Guidi. P., 1906. P. 633-636. (PO. T. 1 (5)) [Giyorgis Haddis]; Raineri O. Gli Atti etiopici del martire egziano Giorgio il Nuovo (978). Vat., 1999. (ST; 392). Лит.: Sauget J. -M. Giorgio e Basiela//BiblSS. Vol. 6. P. 545; Wadi Abuliff. Girgis (Giorgio) Al-Muzahim//Enciclopedia dei Santi: Le Chiese Orientali. R., 1999. (Bibliotheca Sanctorum Orientalium; Vol. 2. P. 21); Лурье В. М. Три крещения одного святого: случай св. Георгия Нового, египетского: К истории Православной (мелькитской) церкви в Египте//ХВ. 2002. T. 3 (9). C. 445-456. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/164409.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗКИР [эфиоп.  , происхождение и этимология имени неизвестны] (V в.), мч., свящ., пострадавший от южноарав. иудеев. Его житие существует наряду с синаксарной в более полной версии, очевидно переведенной на геэз с араб. языка в XIV-XV вв. Оригинал его был скорее всего написан по-сир. не ранее 2-й четв. VI в. Согласно житию, А. проповедовал христианство в Награне при царе Химьяра Сарабхиле (Сарабхеле) Данкэфе (Шарахбиил Яккуф, 2-я пол. V в.), был схвачен по приказу 2 наместников этого поселения - За-Сээлбана и За-Кефана (т. е. представителей знатных сабейских родов зу Сулубан и зу Кайфан) - и брошен в темницу, но и там продолжал проповедовать и крестить новообращенных. Доставленный по повелению царя в Зафар, А. защищал веру Христову в диспуте с находившимися при дворе иудеями. По наущению одного из раввинов царь осудил его на распятие и сожжение живьем в Награне, дабы устрашить новообращенных, но святой вышел невредимым из огня. После неудачной попытки побить мученика камнями иудеи отсекли ему голову мечом. Вместе с А. мученического венца удостоились 38 награнских христиан, клириков и мирян. Их память отмечается в Эфиопии 24 хэдара (20 или 21 нояб.). Насыщенное южноарав. реалиями житие А. свидетельствует о том, что политика преследования христиан стала проводиться проиудейски настроенными царями Химьяра задолго до убиения в кон. 523 г. награнских мучеников . Лит.: Conti Rossini C. Un documento sul cristianesimo nello Iemen al tempi del re Šar  bl Yakkuf//Rendiconti della Reale Accad. dei Lincei, Cl. di scr. morali, stor. e filolog. 1910. Vol. 19. Ser. 5. P. 705-750 [изд., пер., исслед. жития]; Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//Atti del Convegno intern. sul tema: L " Oriente cristiano nella storia della civiltà (Roma, 31 marzo - 3 aprile 1963; Firenze, 4 aprile 1963). R., 1964. P. 421-422, 435, 442-443; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985. С. 159, 162. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/63696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ (нач. IV в.), мч. Египетский (пам. копт. 23 амшира, пам. эфиоп. 23 якатита (17 февр.)). Мученичество Е. сохранилось в 2 копт. рукописях IX в. на бохайрском диалекте (изд. А. Иверна). Оно принадлежит к известному агиографическому копт. циклу, посвященному мученикам Василиду, протектору при рим. имп. Диоклетиане (284-305), его сыну Е. и соратникам последнего Клавдию, Апатеру, Феодору Анатолию и Иусту. Текст Мученичества начинается описанием военных действий, в которых принимали участие Е. и его товарищи. Одержав победу, они получили из Антиохии от Василида известие о том, что имп. Диоклетиан отвергает христ. веру. Посоветовавшись с Виктором (впосл. также мучеником), Василид решил не покидать город, чтобы не оставлять его в полном распоряжении императора. Отец Виктора, стратилат Роман, отрекшийся от Христа, доложил обо всем Диоклетиану, тот призвал к себе Василида и после отказа последнего прийти запер ворота Антиохии. Однако Е. с товарищами успели войти в город и решили изгнать императора. Диоклетиан с Романом скрылись. Тогда Василид попросил молодых людей не захватывать трон, а императору предложил выйти из убежища, что тот и сделал. После издания Диоклетианом эдикта о преследовании христиан Василид и Е. исповедали Христа и были посланы на смерть: первый - в Африку, второй - в Египет, где принял мученическую кончину в Коптосе (копт. Кебт), после того как его трижды убивали, но он воскресал. Согласно Мученичеству Иуста, он и Е. исповедали себя христианами перед Диоклетианом в Риме, затем были отправлены в Египет к префекту Армению, а оттуда на юг - к префекту Ариану, который и казнил их. Ист.: BHO, N 292; Les Actes des martyrs de l " Égypte tirés des manuscrits coptes de la Bibliothèque Vaticane et du Musée Borgia/Éd., trad. H. Hyvernat. P., 1886. P. 1-39. Лит.: O " Leary De Lacy E. The Saints of Egypt. L.; N. Y., 1937. P. 135-136; Orlandi T. Eusebius, St.//CoptE. Vol. 4. P. 1069-1070; idem. Justus, St.//Ibid. Vol. 5. P. 1386-1387. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/187330.html

е. приходивших от Бога с книгами, мухаммедане относят Адама, коему Бог дал 10 свитков, Сифа, получившего 50 свитков, Эноха с 80 свитками, Авраама с 10, Давида с Псалмами и других». Моисей с своим Законом, Иисус Христос с своим Евангелием считаются мухаммеданами великим в числе других расулей. Мухаммед же из всех расулей есть по преимуществу расуль (араб.). Это имя собственно и принадлежит только ему одному, по мнению мухаммедан, оно усвояется другим пророкам только по некоторому слабому сходству их с Мухаммедом. Внося в число своих пророков почти всех патриархов и многих святых ветхого и нового завета, мухаммеданская религия чтит память их особенными названиями. Так Адама называет она чистым в Боге (араб.), Сифа посланником Божием, Еноха 108 – возвышенным в Боге (араб.), Ноя – спасенным от Бога (араб.), Авраама – другом Божиим (араб.), Измаила – жертвою Божиею (араб.), Иосифа – праведником Божиим (араб.), Иова – страдальцем Божиим (араб.), Моисея – собеседником Божиим (араб.), Давида – халифом или наместником Божиим (араб.), Соломона – поверенным Божиим (араб.) и пр. И. Христа мухаммедане называют Духом Божиим (араб.). Мухаммеду же прописывают 99-ть имен, подобно тому, как самому Богу они приписывают 99 прекрасных имен. Вот некоторые имена Мухаммеда: Мухаммед (араб.) хвальный, Махмуд (араб.) славный, Хамид (араб.) хвалящий, Хамид (араб.) хвалимый, Гакиб (араб.) наместник, Хатим (араб.) судья, Сирадж (араб.) светильник, Мюнир (араб.) блистающий, Мюбашшир (араб.) возвещающий, Мюнзир (араб.) обетованный, Мюрсаль (араб.) посланный, Мюгтад (араб.) направляющий на прямой путь, Табиб (араб.) врач (неверия и нечестия), Мустафа (араб.) избранный, Каим (араб.) опора, Нур (араб.) свет, Бурган (араб.) доказательство, Худжжат (араб.) основа, Газиз (араб.) великий, Мютавассит (араб.) посредник, Авваль (араб.) первый, т. е. пророк по достоинству (а по мнению некоторых мухаммедан, первый человек по сотворению), Ахыр (араб.) последний, т. е. пророк по времени, Батын (араб.) проникающий в сущность, Шафиг (араб.) ходатай, Эмир (араб.) повелитель.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

460.  Созомен. «строить многие малые помещения». Дион. «сделай различные келии». Араб. «построй в твоем монастыре много келий». 461.  Созомен. «доме». Араб. «соединяй их за одним столом для еды». 462.  Созомен. «огражденные с обеих сторон». Араб. Просто: «низкие сидения». У Дионисия всего этого правила нет. 463.  Созомен. «кожаная одежда». Араб. «Дубленая кожа, овечья или козья». 464.  Араб.: «если пожелают в субботу или воскресенье принять св. тайны»; у Дионисия нет «в субботу или в воскресенье». 465. Нет в араб. 466.  Созомен.: «шерстяные шапочки». Дион. просто «кукули». Араб. «кукули, похожие на те, которые носят дети, не сделавшие зла»; по араб. они надеваются как будто только для принятия евхаристии. 467. Нет у Дионис. и в араб.; у Созомен..: «на шапочках сделать значки красного цвета (κντρον)». 468. У Созомена на такое практическое применение не указывается, а в араб. дается другое применение: «чтобы при посредстве формы буквы, назначенной им, они рассматривали свои дела, познавали свое поведение, предохраняли себя от дурных привычек и переносились в чин, обозначенный буквою йота, при помощи своего усердия и соревнования в поведении». 469. У Дионисия в качестве примера приводятся еще буквы α, ζ, λ, ρ, σ, но без указания их значения. В араб. ред.: «а что касается буквы ро, остерегайся ее и поступай соответственно знаку, какой она представляет». 470.  Араб.: «Ангел указал Пахомию, как лучше познакомить с этими знаками и духовных отцев». 471.  Созомен: «чужестранцу не позволяй есть вместе с ними, разве будет принят какой путешественник». Дионисий: «если бы пришел странник из другого монастыря, имеющий различный вид (habitum), никто с ним не должен есть, за исключением того, кто идя дорогой, не мог бы этого заметить (observare)». Арабск.: «не принимай брата, приходящего из другого монастыря, если он вообще приобрел привычки не одинаковые с твоими; но принимай странников, утешай из и оказывай милость бедным в особом месте твоего монастыря, так, чтобы не есть и не пить с ними».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010