В кон. V в. новыми лидерами монашества и духовными учителями Палестины стали преподобные Савва Освященный (438/9-532) и Феодосий Великий (Киновиарх; ок. 424-529). Прп. Савва, выходец из Каппадокии, перебрался в Палестину в 456/7 г. и поселился сначала в лавре св. Евфимия Великого, затем в монастыре Сука, где игуменом был прп. Феоктист, сподвижник прп. Евфимия. Мон-рь был тесно связан с лаврой св. Евфимия и считался подготовительной ступенью для тех, кто хотели войти в число ее подвижников. В 474 г. Савва ушел в пустыни Рува и Кутила, в 478 г. поселился в пещере на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема, где к нач. 80-х гг. возле его пещеры сформировалась монашеская община. 12 дек. 490 г. патриарх Саллюстий (486-494) освятил соборный храм мон-ря и поставил игуменом прп. Савву. Образованная т. о. лавра св. Саввы Освященного (араб. Мар-Саба) со временем приобрела славу во всем христ. мире. Уже в ранневизант. период здесь подвизались выходцы из разных христ. стран; среди насельников было много грузин, позже получивших право иметь в обители свой храм. В завещании св. Саввы, а также в Житии прп. Феодосия Великого указано, что грузины в лавре и в мон-ре прп. Феодосия совершали богослужения на родном языке ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 222-223; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 320) (см. Саввы Освященного лавра ). Прп. Феодосий Великий. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Феодор Студит, Феодосий Великий и Ефрем Сирин». Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ) Прп. Феодосий Великий. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Феодор Студит, Феодосий Великий и Ефрем Сирин». Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ) Прп. Феодосий также был родом из Каппадокии и в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине. Под Антиохией он посетил прп. Симеона Столпника и получил благословение на подвижническую жизнь. Неск. лет он провел в мон-ре у башни Давида в Иерусалиме, затем переселился в лавру у пещеры Волхвов близ Вифлеема и, наконец, в мон-рь, основанный учениками прп. Евфимия Великого. Собственный мон-рь он основал ок. 479 г. восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы (араб. Дейр-Доси). Ко времени кончины прп. Феодосия его мон-рь был крупнейшим в Палестине; в нем подвизалось до 400 монахов ( Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 235-241). Ок. 493 г. патриарх Саллюстий поставил прп. Феодосия архимандритом всех киновийных мон-рей Иудейской пустыни, а прп. Савву - архимандритом лавр и отшельнических келлий ( I dem. Vita Sabae. S. 115; I dem. Vita Theod. S. 239).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Что касается Дейр-эз-Зора, то, учитывая, что дорога к нему от Пальмиры проходит по пустынным территориям, то там вполне можно развить успешное наступление. Чтобы, наконец, деблокировать окруженный ИГ гарнизон и взять город одноименный провинции под полный контроль. Вблизи него расположены нефтяные поля, весьма важные для ИГ. Что касается Ракки, то про это говорить еще рано. Если развивать наступление от Дейр-эз-Зора, то на пути - один из самых плотно заселенных регионов вдоль русла реки Евфрат. Там много застройки, инфраструктурных объектов и значительная концентрация сил ИГ. Было бы весьма опасным, не обеспечив тыл и фланги, сразу идти на Ракку. Однако директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семён Багдасаров считает, что, несмотря на риск, в нынешних условиях было бы эффективнее сразу перейти к штурму столицы «халифата». - После освобождения Пальмиры войска Асада получили выход к трассе M20, которая проходит по пустыне до города Дейр-эз-Зор. Сейчас многие эксперты говорят, что снятие окружения с Дейр-эз-Зора откроет дорогу на столицу «халифата». И судя по сообщениям с мест, войска Асада двинутся именно на Дейр-эз-Зор. Кстати, окружённая в городе группировка САА делает какие-то попытки продвигаться навстречу правительственным войскам в Пальмире. Однако я убежден, что военно-политическая ситуация в регионе диктует другое решение - следующим шагом должен быть именно штурм Ракки. С логистической точки зрения это возможно. Да, город Ракка серьезно укреплен, а в Дейр-эз-Зоре уже давно в окружении находятся подразделения САА. Однако напомню, что в середине января было официально объявлено о «новой стратегии Пентагона по уничтожению ИГ», которая предусматривает захват двух главных бастионов «халифата» - иракского Мосула и сирийской Ракки, причем в основном местными силами. В Ираке США начинают постепенно переходить к активной фазе штурма. На днях иракские войска, сосредоточенные в Махмуре (Иракский Курдистан), начали движение к Мосулу. Ополчение иракских курдов (пешмерга) и шиитская милиция примут участие в операции только в качестве поддерживающих сил, в сам город входить не будут - есть опасения, что они устроят расправу над суннитским населением. В Сирии же только в последнее время немного активизировалась сформированная Штатами коалиция «Демократические силы Сирии», основу которой составляют курды и отряды Сирийской свободной армии. Она освободила не менее семи селений на северо-востоке провинции Ракка и сейчас находится от столицы «халифата» в 27 км.

http://ruskline.ru/opp/2016/mart/29/asad...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЙР-БАЛАЙЗЫ ПАПИРУС Дейр-Балайзы папирус [Deir-Balaizah Papyrus; в рус. литературе встречается устаревная форма: Дейр-Бализе], фрагменты литургической рукописи VI-VII вв. (Bodl. MS. Gr. liturg. c. 3 (P), d. 4 (P)), найденные У. Флиндерсом Питри в разрушенном мон-ре близ г. Асьюта (В. Египет), которые являются ценным источником по истории александрийского богослужения и христ. литургике в целом (также известен и др. литургический папирус из Дейр-Балайзы, содержащий фрагменты неких молитв, см.: van Haelst. 1976. N 738). Рукопись представляет собой 3 папирусных листа плохой сохранности размером примерно 26,5×17,5 см, происходящие из кодекса, вероятно являвшегося полным Евхологием . Написана по-гречески унциалом копт. типа и хранилась в мон-ре св. Аполлоса в Египте (Ibid. N 737). Содержит 2 молитвы (Fol. 1r - 1v, 2-я, вероятно, на лобзание мира), фрагменты анафоры (Fol. 1v - 2v), благодарственной молитвы после причащения (?; Fol. 3r) и Символа веры (Fol. 3v). 1-е издание Д.-Б. п. было подготовлено П. де Пунье ( Puniet. Fragments. 1909; см. также idem. Le nouveau. 1909), оно воспроизводилось в ряде работ 1-й пол. XX в. (в т. ч. с важными исправлениями в кн.: Schermann. 1912). Новое, существенно уточненное издание подготовили К. Робертс и Б. Капелль ( Roberts, Capelle. 1949), оно до наст. времени остается наиболее авторитетным. Свою реконструкцию Д.-Б. п. предложил Й. Хаммерштедт ( Hammerstaedt. 1999. S. 171-186). В Д.-Б. п. наибольший интерес представляет анафора, относящаяся к александрийскому типу. На рус. язык она переводилась в 40-х гг. XX в. ( Киприан (Керн). 1947. С. 93-96; перевод по изд. де Пунье) и в нач. XXI в. ( Желтов. 2003. С. 310-312; перевод по изд. Робертса и Капелля с учетом реконструкции Хаммерштедта). По свидетельству Робертса и Капелля, в XX в. эта анафора была одним из наиболее часто изучаемых литургических текстов христ. Египта ( Roberts, Capelle. 1949. P. 7). Она восходит к тому же источнику (или источникам), что и анафора из Серапиона Евхология : обе буквально совпадают друг с другом в Pre-Sancmus, Sanctus и Epiclesis I (в последнем случае следует говорить о совпадении начальной части Epiclesis I анафоры из Д.-Б. п. со 2-й фразой Epiclesis I анафоры из Евхология Серапиона), т. е. в тех частях, где анафора из Евхология Серапиона близка к анафоре литургии ап. Марка (главной александрийской анафоре). Но в первых 2 анафорах сохранилась такая архаическая черта, как указание на то, что серафимы, упоминаемые в рассказе о небесной литургии в Sanctus, закрывают «лик» (а не «свои лица», как в анафоре литургии ап. Марка - см.: Johnson. 1995. P. 205-206) - предположительно Божий. В обеих анафорах присутствует моление о собрании Церкви воедино, текстуально восходящее к 9-й гл. «Дидахе» (в анафоре из Евхология Серапиона оно отнесено только к хлебу; в анафоре Д.-Б. п.- и к хлебу и к чаше).

http://pravenc.ru/text/171601.html

Погружение Мейтленд в историю Дейр-эль-Медина привело к открытию. Она поняла, что маленькая фигурка, изображенная на статуе, была не живым фараоном, а статуей фараона. Иконография более крупного человека, стоящего на коленях с распростертыми руками, перекликается с другими знакомыми изображениями египетской фигуры, преподносящей подношение. Мейтленд начала исследовать все другие скульптуры из Дейр-эль-Медины и нашла целую группу, в том числе фрагментарный, но красиво вырезанный экземпляр в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и несколько работ в Египетском национальном музее. Вывод Маргарет Мейтленд состоит в том, что самым высокопоставленным работникам Дейр-эль-Медина было разрешено не только строить гробницы правителей, но и предлагать статуи часовням в собственном храме Хатхор, изображая себя в самом тесном контакте с этими изображениями правителей, имевших божественную силу и авторитет. Этого не могло произойти без ведома царского двора; каждый аспект работы деревни регулировался и регистрировался, от поставляемых материалов до еды, которую они ели, и пива, которое они пили. Эти образы были взаимовыгодны, считает Мейтленд, укрепляя как верховную власть правителей, так и лояльность и статус деревенских чиновников и рабочих, столь тесно связанных с ними. Итак, кто же это – безликий мужчина и статуя ребенка-фараона? Коленопреклоненный даритель носит на голове гирлянду из цветов. Это было обычным явлением в статуях женщин, но очень редко в изображениях мужчин — за исключением периода правления фараона Рамсеса, как обнаружила Мейтленд. Рамсес II, известный как «Рамсес Великий», правил с 1279 по 1213 г. до н.э., что было вторым по продолжительности правлением любого древнеегипетского царя. Его изображение было вездесущим, поскольку он воздвиг больше храмов и статуй в честь своей славы, чем любой другой египетский правитель. Высшим должностным лицом деревни в Дейр-эль-Медине и прямой связью со двором Рамсеса должен был быть чиновник, но на статуе не изображены мантии, которые обычно носили такие высокопоставленные лица.

http://sedmitza.ru/text/10248454.html

108 Продолжительность боев за Басру указывается различно: три дня [Халифа, с. 281; Таб., II, с. 1071], четыре [Балаз., А., т. II, с. 349] или пять [Таб., II, с. 10661067]. Сказанное в предыдущем примечании позволяет, если считать, как арабы, по числу ночей, говорить о пяти днях сражения. 110 Так у ат-Табари [Таб., II, с. 1069]; ал-Балазури называет его главой администрации (или финансового ведомства – амил) [Балаз., А., т. II, с. 353]. 112 Один из участников сражения сообщает, что Ибн ал-Аш‘ас прибыл в Дейр ал-Джамаджим во вторник раби‘ I 83 г. х, а через 100 дней, в среду 14 джумады I, произошло сражение [Таб., II, с. 1094]. 100 дней боев упоминает и ал-Куфи [т. 7, с. 139]. 1 раби‘ I в 83 г. х. действительно приходится на вторник, но тем не менее год указан неверно: события около Басры, вне всякого сомнения, происходили в самом конце 81начале 82 г. х, известно, что ал-Хаджжадж пробыл в Басре сафар 82 г. х. и ушел к Куфе, да и сам ат-Табари помещает рассказ о событиях под Куфой среди других событий 82 г. х. [Таб., II, с. 10701077]. Кстати, упомянутая выше дата сражения соответствует 14 джумады II 82 г. х. 113 Таб., II, с. 1072, У ал-Куфи несколько иные данные: ал-Хаджжадж остановился в Дейр ал-Джамаджиме, а Ибн ал-Аш‘ас неподалеку от него, и ал-Хаджжадж приказал открыть водосброс [Куфи, т. 7, с. 136]. 119 Таб, II, с. 1094; Халифа [с. 284] датирует 14 джумады, без указания, какой именно. Ат-Табари, следуя своему источнику, относит сражение к 83 г. х, вопреки собственным сведениям о том, что сражение под Басрой произошло в мухарраме 82 г. х. [Таб, II, с. 1064], и повествует о расположении противников и диспозиции родов войск под 82 г. х. Слепо положившись на текст ат-Табари, автор статьи о Дейр ал-Джамаджиме датировал сражение 83/702 г. 127 Халифа, с. 288; Таб. II, с. 11121113; И. Абдрабб., т. 3, с. 1415. (Два последних – один и тот же рассказ самого аш-Ша‘би). 129 Халифа [с. 285] указывает только месяц – шабан, аз-Захаби, который для раннего периода широко использовал Халифу, указывает день недели и число: воскресенье 14 или 15 шабана [Захаби, Т. II., т. 3, с. 232], число и день соответствует действительности, хотя не исключено, что «точная» дата могла появиться по аналогии с более известной датой сражения под Дейр ал-Джамаджимом. Ат-Табари не датирует сражение, лишь помещает рассказ о нем в разделе 83 г. х., что противоречит всему ходу событий.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

до Р.Х. связана, вероятнее всего, не с приходом израильтян, а с восточными походами египетских царей XVIII династии).   26. В 1967 г. в Дейр Алла, в Иордании, была найдена надпись, в которой несколько раз упоминается Ваалам, сын Пеора, тот самый Валаам, который был нанят Валаком, царем Моаба, чтобы проклясть израильтян, собиравшихся войти в Землю Обетованную. Текст состоит из 119 фрагментов штукатурки, исписанной черными и красными чернилами. Он был расположен в одну колонку и содержал не менее 50 строк. Здание рухнуло в результате землетрясения около 760 г. до Р.Х., в царствование Уззии (Озии), когда жил пророк Амос. Нижняя часть текста потерта, очевидно он какое-то время находился на стене до катастрофы. Написан он на арамейском, и начинается словами «Предупреждение из книги Валаама, сына Веора. Он был провидцем богов» (красными чернилами выделены это и другие наиболее важные места). Ссылка на «Книгу Валаама» говорит о том, что это не первоначальный текст, и что он скопирован с какого-то более раннего. Валаам излагает свои видения, говорит о предстоящей неизбежной Божьей каре и вступает в полемику со слушателями. Дейр Ала находится в 25 милях от того места, где стояли лагерем израильтяне (Числ. 22-24) на равнине Моаба, у Иордана, напротив Иерихона (свои обряды Валаам совершал на горе Фегор — евр. Пеор, западнее Есевона, с вершины которой мог видеть стан израильтян). Валаам происходил из «Пефора, который на реке», из чего обычно делали вывод, что он жил в северо-западной Сирии (возможно, что в тексте следует читать не «Арам», а «Адам», город в 7 милях к Ю-З от Дейр Алла). Однако по тексту же получается, что он жил недалеко от того места, где встали израильтяне, т. е. вполне вероятно, что в Дейр Алла (недаром его там почитали). Валаам был специалистом по проклятиям. Проклятиям посвящена и значительная часть найденного текста. Употребляется в надписи и термин боги—Шаддай, характерный для Трансиордании.   27. Стела найдена в 1896 г. Флиндерсом Питри в заупокойном храме Мернептаха в Фивах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Если «Хашд аш-Шааби» через эту линию коммуникаций начнет вводить подразделения в Сирию, то это, конечно, осложнит ситуацию и может стать большой проблемой для разрешения конфликта политическим путем. Но входит ли в планы шиитских групп двигаться в сторону Аль-Букамаля - вопрос. Возможно, что туда будут наступать уже подразделения сирийской армии в рамках параллельного продвижения в сторону заблокированного гарнизона войск Асада в Дейр эз-Зоре. В той же Пальмире сейчас помимо шиитских групп, палестинцев есть подразделения 5-го корпуса ВС САР. Не думаю, что наступление на Дейр эз-Зор, о котором так много говорят, будет осуществляться силами шиитских формирований. Пока у Асада нет сил на крупную операцию, но возможно, что действия в провинции Алеппо в будущем плавно перетекут в наступление на Дейр эз-Зор. Но даже если эти области будут взяты под контроль или сирийской армией, или курдско-арабским альянсом «Демократические силы Сирии», или альянсом «Революшн коммандо», или всеми по чуть-чуть, то у «Исламского государства» будет еще как минимум несколько лет для партизанской войны в районах Сирийской пустыни. «СП»: - Как подобная ситуация увязывается с интересами России? Способны ли действия американцам угрожать линии Москвы в Сирии? - На самом деле, на юге страны речь идет о разборках с иранскими группировками, которые пытались пробить «коридор» в Ирак и с помощью которых была остановлена операция оппозиции против «Исламского государства» (хотя правительственные силы с тем же успехом могли двигаться к Дейр эз-Зору от Пальмиры и уже там выдавить оппозицию с каких-либо нефтяных месторождений). Насколько я понимаю, операция была инициирована Дамаском и Тегераном, которые, судя по всему, отказались включать районы Сирийской пустыни в зоны деэскалации, хотя все силы там находящиеся - не джихадисты. Возможно, что тогда Москва пошла на уступки союзникам и сейчас вынуждена вести переговоры с Вашингтоном в той же Иордании для создания другой или других зон деэскалации, где гарантами будут выступать уже Россия и США.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyun/19/mozh...

Однако хитроумный план Валака не удался – в момент магических волхвований Валаам, неожиданно для себя, встретившись с неведомым ему до того момента истинным Богом, вместо проклятия посылает народу Израилеву благословения. Расположение надписей в святилище Тель Дейр Алла Особенно замечательным является его четвертое благословение, в котором Валаам поэтически предсказывает пришествие могущественного израильского царя, «звезды от Иакова» и «жезла от Израиля» ( Числ. 24:17 ). Это пророчество о Мессии имело огромное значение для последующей жизни Израильского народа. Некоторые скептические комментаторы Священного Писания подвергали сомнению историчность личности Валаама. Надпись из Телль Дейр Алла не только отвергает этот скептицизм, но и демонстрирует, что в связи с известностью и популярностью месопотамского волхва у язычников Палестины, израильтяне, вероятно, узнали о пророчествах Валаама опосредованно, из уст язычников, которые были свидетелями валаамовых пророчеств. Этим и можно объяснить некоторое литературное сходство надписи из Тель Дейр Алла и библейского текста. Давид и дом Давидов Из артефактов последнего времени весьма интересной и важной является находка в 1993–1994 годах стелы в Тель Дане (Tel Dan), на холме в северной Галилее у подножия горы Ермон, у одного из рукавов Иордана. 31 Руководитель раскопок Аврахам Биран (Avraham Biran) и его археологическая группа из Школы библейской археологии Нельсона Глюка при Институте религий Еврейского объединенного колледжа работали здесь на протяжении 27 лет. 32 В 1993 году был найден первый фрагмент стелы – фрагмент А, летом 1994-го – части 1 и 2 фрагмента В. 33 Стела из Тель Дана, фрагмент А Стела палеографически датируется серединой или второй половиной IX века до Р. Х. и содержит выражения «дом Давидов» и «царь Израилев». Надпись на стеле – первый случай, когда имя Давида было найдено в древнем внебиблейском источнике. Особенно замечательно, что в надписи говорится не о «Давиде», а о «доме Давида», т. е. о династии великого израильского царя: 34 dwdtyb BYTDWD «Дом Давида» (строка 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Нередки были в это время на стенах храмов серии барельефов с краткими текстами, а иногда с надписями большого объёма – это как бы иллюстрированные издания на камне исторических или подобных им памятников. Известный нам официальный догмат о непосредственном божественном происхождении царей популяризовался стереотипной серией сцен и надписей, изображавшей чудесное рождение Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри) и Аменхотепа III (Луксор), подобно тому, как впоследствии она будет использована Птолемеями. Продолжением её служит коронационная серия, вероятно, также древнего гелиопольского происхождения – в Гелиополь должен путешествовать предназначенный в цари, чтобы получить от Атума диадему и царские имена. Тутмос III этим не удовольствовался – он поднялся за поставлением на самое небо, где коронованный Атумом представился Амону в присутствии Тота и Сефхетабуи, историографов царей. Затем уже следует земная коронация со сценами и длинными надписями: царь-отец собирает двор, объявляет о своём решении короновать наследника; двор и народ признают его и выражают свою радость; всё заканчивается указом жрецам провозглашать пять официальных царских имён. Это стереотипное официальное произведение было известно ещё в эпоху Среднего царства, когда его использовал Аменемхет III в своём храме в Крокодилополе. Высказывалось предположение, что и знаменитая пунтская галерея Хаштепсут в Дейр-эль-Бахри также не вполне самостоятельна и находится в зависимости от изображений и текстов, находившихся в храме Ментухотепа III в той же местности и такого же архитектурного характера. Доказать это не представляется возможным, во всяком случае барельефы храма Дейр-эль-Бахри. изображающие их тексты, представляют один из самых важных культурно-исторических памятников человечества. Литературный интерес их также велик. Здесь и в слове, и в образе представлено отправление египетского флота, тропическая Африка с её населением, жилищами и произведениями, принесение последних Амону и т.п. Здесь же и две больших надписи от имени царицы и бога Амона, обменивающихся приветствиями, причём в уста бога влагаются сведения о прежних сношениях с Пунтом. Таким образом, перед нами как бы драма, увековеченная на стенах храма, где переданы и разговор моряков, и приветствия африканцев, и речи царицы, и благосклонные вешания божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Для иллюстрации этой мысли ниже рассмотрены несколько ярких примеров археологических открытий последних 50 лет, имеющих значение для изучения Священного Писания. Ветхозаветная библейская археология Свидетельство о Валааме В марте 1967 году на востоке Иорданской долины, на холме под названием Телль Дейр Алла (Tell Deir ‘Alla) голландская экспедиция во главе с профессором Хенком Фрэнкеном (Henk J. Franken) производила раскопки древнего языческого святилища (капища). Этот телль был идентифицирован некоторыми учеными как библейский Сокхоф ( Быт. 33:17 ), другими – как Пенуэл (Бы. 32:30). 20 Холм Тель Дейр Алла В святилище была обнаружена обрушившаяся со стен во время одного из землетрясений штукатурка с надписью на древнем диалекте арамейского языка. К 1972 году слипшиеся куски штукатурки были аккуратно отсоединены друг от друга, и восстановлен исходный текст, который распадается на два больших фрагмента, имеющих совершенно различное содержание. 21 В 1976 году текст был впервые опубликован, 22 но его восстановление и уточнение продолжилось. Слипшиеся фрагменты надписи Валаама Культурный слой, в котором находилась штукатурка с надписью, был датирован VIII веком до Р. Х. по керамике и IX-VIII вв. – радиоуглеродным методом. Палеографический анализ надписи окончательно дал окончательную датировку – середина VIII в. до Р. Х. 23 Однако особенности арамейского языка надписи показывают, что, прежде чем текст был написан на стене святилища, он претерпел определенную редакцию в течение долгого времени – возможно, нескольких сотен лет. 24 Фрагмент I замечателен тем, что в нем говорится о личности, известной прежде только из Священного Писания Ветхого Завета – о Валааме, сыне Веоровом (rA[B.B, [ " l.Bi, Билам бен Беор), который почитался в данном святилище как прорицатель. 25 Уже первые слова фрагмента I, написанные красными чернилами и являющиеся подзаголовком части текста, гласят: «Книга [или: слова] [Ва]лаама, [сына Веорова], человека, который был боговидцем». 26 Надпись Валаама в святилище Тель Дейр Алла Как и повествование книги Чисел в 22–24 глав, надписи описывают Валаама в качестве прозорливца и называют его «боговидцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010