После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. После этого апостола сослали в заточение на Патмос – небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря. По пути следования к месту ссылки Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к Иоанну всех жителей острова, которых апостол просветил светом Евангелия. Здесь он имел откровение, составившее содержание Апокалипсиса. Иначе эту книгу, в которой раскрываются тайны судеб Церкви и конца мира, так и называют – Откровение. Всего же Иоанном Богословом по Божественному вдохновению написаны пять книг Нового Завета: Евангелие по Иоанну, Апокалипсис и три послания. После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Евангелие по Иоанну отличается по стилю и содержанию от синоптических Евангелий, по своему содержанию во многом перекрывающихся и повторяющих друг друга. Евангелие по Иоанну, в соответствии с древней церковной традицией, называется Евангелием духовным (το ευαγγλιο πνευματικ), что, конечно, не означает будто оно более богодуховенно, чем другие три. Это характеристика не происхождения, но содержания Евангелия, которое, в чем-то, глубже и таинственнее, чем синоптические, открывает догматический и духовно-нравственный смысл евангельских событий. Само определение «духовное» в приложении к Евангелию по Иоанну принадлежит св. Клименту Александрийскому : «Иоанн, последний, видев, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное». Это свидетельство указывает, что Иоанн, по наитию Святого Духа, счел необходимым восполнить изложенное у синоптиков и что по преимуществу духовный характер Евангелия обусловлен именно Тем, Чьи действия так ясно представляет и описывает апостол Иоанн.

http://azbyka.ru/test/apostol-ioann-bogo...

Дальнейшие события, связанные с Иоанном Богословом, описываются в «Деяниях святых апостолов». Он вместе с Петром совершает при храме чудо исцеления хромого (Деян. 3,1-11). Их дерзновенная проповедь обращает многих к вере во Христа. Вместе с апостолом Петром он был дважды арестован, допрошен членами Синедриона, но отпущен ими из страха народного гнева (Деян. 4,15-23). Апостолы Петр и Иоанн были посланы к Самарянам, принявшим слово Божие, и по молитвам Апостолов те самаряне «приняли Духа Святаго» (Деян. 8, 17). После Успения Божией Матери апостол Иоанн по выпавшему ему жребию направился в города Малой Азии (территория современной Турции), где трудился над созданием церковных общин и распространением учения Христа. Он взял с собой своего ученика Прохора, апостола от 70-ти, который и стал впоследствии его первым агиографом. Они отправились в путь на корабле, который затонул во время сильной бури. Всем путешественникам удалось спастись, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Опечаленный Прохор, лишившись своего духовного отца и наставника, один пешком пошел в Эфес. На 14-ый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Эфес, один из религиозных и культурных центров античного мира, где апостол Иоанн стал непрестанно проповедовать язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. Так, например, в Эфесе он своею молитвою воскресил отрока Домна, умерщвленного бесом. В этом же городе он низверг капище Артемиды. В это время началось гонение на христиан императором Домицианом (81 – 96 гг.), которому поступил донос на апостола Иоанна. За исповедание своей пламенной веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был арестован, отправлен в Рим и заключен в темницу. Император приговорил его к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался жив; затем по приказанию императора был брошен в котел с кипящим маслом, которое не причинило ему вреда. Император решил, что апостол Иоанн бессмертен, и в 90-х гг. сослал его на остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/23/...

На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 - 68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине. Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. " Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель " (Откр.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/241...

– Посмотрим, правда ли это? В послании к Галатам мы читаем следующие слова апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо, говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать преимущественно «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языч. Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил безвыходно в Риме, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? ( Рим.15:20 ). Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы Римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом (см.: Гал.2:9 )? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви 1 , однако епископом в собственном смысле, т. е. управителем в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том пишет, " по данной (ему) от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь. Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая. Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя " сынов грома " - вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих. Теги: храм © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/241...

Апостол любви, как именует Иоанна Богослова церковь, был и апостолом Апокалипсиса. Пустынная гора, где Иоанн-Богослов молился с Прохором, вдруг заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. " Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель " (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге Господь раскрыл тайны судеб Церкви и конца мира. После длительной ссылки апостол Иоанн вернулся в Ефес, где около 95 года и написал свое Евангелие от Иоанна. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга, убеждал, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, который сбился с пути истинного и стал главарем банды, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, предводитель шайки попытался скрыться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он собрал своих учеников и повелел приготовить в земле крестообразную могилу. Святой старец лег в эту могилу и сказал ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Ужасен, как сказано в Апокалипсисе, будет приход Антихриста, но претерпевший до конца спасется. Все претерпеть же ему поможет любовь к Богу и к ближним, ибо как сказано в Первом Соборном послании от Иоанна - « БОГ есть любовь»! И еще говорил апостол Иоанн: - «Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а брата своего, который пред ним всегда,- он ненавидит». (1 Ин. 4, 20). Поэтому и мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Не возлюбивший же ближнего, не возлюбит и Бога. Возлюбим же Господа и своего ближнего!

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/08/...

От икон апостольского ряда сохранилось всего 8 . От левой части чина это апостол Пётр, апостолы и евангелисты Иоанн Богослов и Марк, а от правой части – апостол Павел, апостол и евангелист Матфей, апостолы Андрей, Симон и Филипп. Не сохранились иконы евангелиста Луки, апостола Иакова, Варфоломея и Фомы. В центре должна была находиться икона со Спасом на престоле, а по сторонам от центра – фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи (а может быть, и архангелов Михаила и Гавриила). Высота икон варьируется от 80,5 до 81,5 см, а ширина – от 36 до 36,5 см. Иконы подвергались реставрации, включая участки золотого фона. Однако масштабы поновлений сравнительно невелики, и потому удаётся составить суждение о первоначальной живописи. Иконы с первого взгляда опознаются как произведение русских, скорее всего московских иконописцев XV в.: по рисунку фигур, приёмам моделировки, переливам и блеску тканей, гармонии колорита, мастерству исполнения. Замечательная ритмическая организация сказывается в постановке фигур, позах, рисунке драпировок. Так, в иконе «Апостол Филипп», которая замыкала композицию справа, мы видим совсем особое положение широко расставленных ступней, дугообразные мотивы в рисунке фигуры, благодаря чему ритмическое движение всего чина словно останавливается этой «скобкой». Свиток в опущенной левой руке Филиппа играет в общей композиции ансамбля роль яркого белого горизонтального акцента ( ИЛЛ. 2 ). Перстосложение правой руки напоминает жест пророков, слышащих глас небес, и придаёт особый смысл и образу юного апостола, и всему чину. Иконография отдельных икон восходит к русской, а точнее – к московской традиции. «Апостол Пётр»   – ср. иконы из Успенского собора во Владимире, из Троицкого собора), из Кирилло-Белозерского монастыря, из Ферапонтова монастыря. «Апостол Павел» – ср. иконы из Владимира, из Ферапонтова монастыря, однако в иконе из Путны – широкий силуэт, яркие, эффектно переливающиеся одежды.  «Апостол Иоанн Богослов» – ср. иконы из Владимира, из Кирилло-Белозерского монастыря, хотя различается положение книги Евангелия.

http://bogoslov.ru/article/1504934

Во главе старейшей христианской общины – Иерусалимской встал сродник Господень, апостол Иаков, а после его убиения иудеями в 62 году – апостол Симеон, сын Клеопы. В Иерусалиме жила, по преданию, до своего успения Пречистая Дева со своим нареченным сыном, апостолом Иоанном Богословом; там часто пребывали и другие апостолы. Здесь же состоялся и первый апостольский собор 49 (51) года, который должен был решить вопрос о том, обязательно ли для христиан исполнение Закона Моисея ( Деян. 15 ). В книге «Деяний» двенадцать апостолов перечислены в таком порядке: 1 . Апостол Петр. Он проповедовал сперва иудеям. После 44 года, освобожденный чудесным образом из темницы, куда его заточил царь Ирод Агриппа, он оставил Иерусалим и благовествовал в Сирии и Риме. Тут, в Риме, он и принял мученический венец во время гонения на христиан при императоре Нероне. Он был, по преданию, распят вниз головой в 64 или 67 году (память 29 июня). 2 . Апостол Иаков Заведеев, брат ап. Иоанна, проповедовал Евангелие в Иудее и первый из апостолов принял мученический венец. Он был усечен мечом по приказу царя Ирода Агриппы около 42 года (память 30 апреля). 3 . Апостол и евангелист Иоанн Богослов после успения Божией Матери поселился в Эфесе и проповедовал Слово Божие в Малой Азии. При императоре Домициане он был после суда в Риме сослан на остров Патмос, где написал Апокалипсис. Освобожденный из заточения при императоре Нерве, он вернулся в Эфес, где написал свои послания и Евангелие. Скончался он в глубокой старости в начале второго века (память 26 сентября и 8 мая). 4 . Апостол Андрей Первозванный, брат. ап. Петра, проповедовал, по преданию, в Малой Азии, Понте, Армении и Скифии и принял мученический венец в городе Патрасе около 62 года. Он был распят на кресте в форме буквы X (память 30 ноября). 5 . Апостол Филипп проповедовал Христа, по преданию, в Галилее, Греции, Аравии и Эфиопии. Он был распят около 90 года 87-летним старцем в городе Иераполе после мучений и темничного заключения (память 14 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

100 Впрочем, чудо не вразумило гонителя и Апостол был сослан в Патмос, пустынный остров Эгейского моря, где заживо погребены были в рудокопнях и каменоломнях преступники, нетерпимые даже в развратном мире языческом. Всех их, по свидетельству предания, Апостол приобрел Христу. Впрочем, не одним обращением заблудших памятно для Церкви пребывание Иоанна на острове Патмос. В один воскресный день Апостол получил там Божественные откровения, изложенные в Апокалипсисе ( Апок. 1:9–11 ), По смерти Домициана (последовавшей в сентябре 96 г. по Р. X.) Нерва, его преемник, даровал свободу всем заточенным от Домициана; тогда и Иоанн получил свободу и возвратился в Ефес (в 97 г. по Р. X.), где и скончался, по общепринятому мнению, в царствование Траяна (цар. 98–117 год по Р. X.), в глубокой старости, по мнению Евсевия (in Chronico) ста двух лет, по мнению Златоуста – ста двадцати лет, 101 а по свидетельству александрийской летописи – через семьдесят два года по воскресении Господнем. В Ефесе св. Иоанн и погребен, по свидетельству Дионисия Александрийского , 102 блаженного Августина 103 и отцов собора Ефесского. 104 По высоте учения о таинстве св. Троицы ( Ин.1:1–14; 15:26 ) Церковь наименовала Иоанна Богословом и присвоила ему знак орла применительно к характеру написанного им Евангелия. А по содержанию и отличительному свойству сочинений Иоанна, его можно назвать проповедником любви Христовой. Блаженный Иероним (in Galat. 11) сохранил для нас предание, что когда, от старости, Апостол Иоанн не был в состоянии говорить много, то вместо всех поучений повторял: Чадца, любите друг друга. Когда же спросили, почему он повторяет одно и то же наставление, то Апостол присовокупил, потому, что это Господня заповедь, и если вы исполните оную, то и не нужно будет ничто другое». Поводом к написанию Евангелия послужило умножение так называемых гностиков, которые, по свидетельству св. Иринея еписк. лионского, 105 утверждали о себе, что они знанием превосходят всех, даже св. апостолов, и что они одни напоены силою такого неизреченного ведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Третий уровень – это евангельский уровень. Это, конечно, церковный уровень, новозаветный, и он включает в себя первый и второй. Поэтому если христиане становятся членами Церкви, они включают в себя и первую – человеческую, натуральную (то, что по совести нужно делать), и по закону Ветхого Завета, то они не становятся автоматически лучше других людей. Но христиане – нечто большее. Они имеют благодать. Но благодать новозаветная еще не полнота. Это залог, это предвкушение, это антиципация Царства, еще неполнота. Иногда бывает провал благодати, – как у Ефрема Сирина , Симеона Нового Богослова , святого Серафима, Иоанна Кронштадтского , – проявляется полнота, переизобилие, даже эсхатологическая полнота – того, что Бог давал апостолам и иногда некоторым святым. Но самое важное, что ни первая, ни вторая, ни третья ступени, и даже четвертая – эсхатологическая, которая в полноте Царства Божия, но иногда бывает тут, на земле, она проявляется частью. Вот, скажем,апостол Павел дошёл до третьего неба. Что значит «третье небо», мы можем долго думать, но словами выразить нельзя. Немного шутки: один богослов пошёл на Афон, он был ученым академическим, и говорил: вот, вы знаете, апостол Павел то и то говорит (он думал, что он имеет кредит от апостола Павла, вроде он сам апостол Павел). А один афонец, простой монах, говорит: «А святой Варсонофий не так говорил». Ученый богослов говорит: «Апостол Павел дошел до третьего неба». Отвечает: «А Варсонофий на седьмом небе был». Я хочу сказать, что эта эсхатологическая полнота проявляется иногда здесь, на земле, и есть такие святые, как Иоанн Богослов, скажем. Или такого рода, как Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский . Но это не значит, что ушло время этой эсхатологической полноты. Благодать никогда так не дается, что просто открываешь кран и берёшь, когда хочешь. Она сживается с нами. И Бог так руководит нами, даже и святыми, что их подвиг нужен, чтобы больше и больше открываться благодати. Поэтому они не перестают быть людьми, но по мере, по которой они общаются с Богом и живут в общении, а это общение – Христос. Я именно так говорю: общение человека с Богом – это Христос. Христос не просто один индивидуум, так сказать, Он не индивидуум, Он – персона, личность. Но и простор всех наших отношений с Богом и Бога с нами –это Христос, это Церковь . Поэтому Церковь и Христос отождествляются. При этом Христос, конечно, не перестает быть особой ипостасью, особой личностью, но Он в какое-то время, в каком-то смысле становится и коллективной личностью. Церковь – именно та коллективная личность, собор всех святых. Это Христос говорит иногда во множественном числе в Евангелии, и апостол Павел тоже отождествляет Христа и Церковь . Христос тоже говорит Павлу (Савлу): «Почему ты Меня гонишь?»

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010