Глава 5. Распространение Благой Вести Действие Святого Духа. Чудесное сошествие Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы преобразило их как людей. И Апостол Петр стал человеком, не знающим страха и сомнений. Он не только любил Господа Иисуса Христа, не только всем сердцем был Ему предан, но и его вера теперь стала глубокой и продуманной, научила его понимать смысл всех произошедших событий. Страдание и смерть Господа Иисуса на кресте, Его Воскресение и Вознесение приобрели для него новый смысл, предсказанный еще в писаниях Ветхого Завета. И его вера стала проявляться с новой силой. О проповеди Апостолов и о жизни первых христиан рассказано в той части Нового Завета, которая является продолжением повествований четырех Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Книга эта называется – Деяния Апостолов. Первое чудо. Однажды Петр и Иоанн шли в Иерусалимский Храм, где часто собирались уверовавшие в Господа Иисуса. По дороге они встретили нищего, увечного с рождения, которого его друзья выносили на дорогу просить милостыню. Нищий пристально смотрел на Петра и Иоанна, надеясь, что они ему что-нибудь дадут. Петр взял его за руку и сказал: – Серебра и золота у меня нет, а что я имею, то даю тебе. Во имя Иисуса Христа, встань и ходи. И вдруг укрепились ноги нищего калеки, и он, вскочив, стал ходить, восхваляя Бога ( Деян.3:1–10 ). Это первое чудо Апостола Петра произвело очень сильное впечатление. Люди почувствовали в этих последователях Господа Иисуса Христа особую силу. К церкви в Иерусалиме стало присоединяться все больше и больше людей, а вера в чудотворную силу Апостолов была так велика, что больных выносили и клали на дорогу, чтобы тень проходившего Петра осенила их ( Деян.5:15 ). Первое преследование. Успех христианской проповеди сильно раздражал иудейских начальников и священников. Как могли, казалось им, простые неученые люди обладать такой силой? Как могли они побуждать народ верить в Иисуса, Которого их суд признал виновным и казнил страшной казнью? Это подрывало их авторитет, это было нестерпимо и это надо было прекратить. Апостолов стали преследовать, им запрещали говорить с народом об Иисусе. Но Петр был теперь совсем другой, чем в ту ночь, когда он в страхе отрекся от Иисуса Христа и говорил, что не знает Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что значит следовать за Господом издали Слово на Пассии. Евангелие от Марка 07.04.2024 85 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников Апостол Петр — пример катастрофического падения и самых страшных нравственных страданий. Можно было бы проследить, как это происходит с ним во всем Евангелии. Но достаточно одной фразы Евангелия: «Петр же следовал за Ним издали». Он следовал за Господом издали — прежде всего в самом буквальном смысле. Но здесь присутствует также духовный смысл, и все святые отцы сходятся в определении его как «теплохладности». Теплохладность — это отказ от любви. Мы все помним известные слова Апокалипсиса: «Знаю дела твои, ты ни холоден, ни горяч — о, если бы ты был холоден или горяч — но как ты ни холоден, ни горяч, извергну тебя из уст моих» (Апок. 3, 15—16). «Извергну тебя из уст Моих». В Евангелии от Луки, почти сразу же после притчи о блудном сыне, Господь употребляет почти те же слова. Он говорит фарисеям, что они — «мерзость перед Богом» (Ин. 16, 15). Мы должны почувствовать, что означают эти слова: тошнота, рвота, омерзение. Вы Мне отвратительны, омерзительны, вы вызываете у Меня рвоту. «Я изблюю вас». Вот что такое равнодушие. Когда общаешься с молодежью в семинарии, видишь, как они бывают остро чувствительны, когда кто-то произносит святые слова формально. Теплохладность, как учит великий духовный наставник IV века преподобный Кассиан, — это уныние, духовная леность и тяжесть человеческой жизни. Это охлаждение, одряхление любви. Нет ничего печальней этого. Любовь, оказывается, может стареть, люди не могут сохранить ее столь же юной, как она когда-то была. Больно видеть это в отношениях супругов, близких друзей. В мире, где из-за умножения беззаконий охладевает любовь, мы призваны явить, что есть подлинная христианская жизнь. Оттого что Петр следовал за Христом издали, он пришел к отречению от Него. Для этого достаточно оказалось небольшого разговора с обыкновенными, ничего не значащими людьми — вроде привратников, служанок, сторожей. Некоторые из них узнали его. Петр сразу же обозначил дистанцию между собой и Христом. «Он следовал за Ним издали». Он выдерживал расстояние, чтобы избежать риска быть арестованным как Его ученик. И внезапно это расстояние становится бесконечным. «Я не знаю Его», — говорит он. Отречься от кого-либо — значит отрицать его. Отрицать его — значит желать, чтобы его не было. «Не знаю этого Человека», — что это значит? Это значит, что этот Человек для меня не существует, я хотел бы, чтобы Он не существовал.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/07/ch...

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 13 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 К 20-летию научной деятельности архимандрита Макария 1 I Явившись Своим ученикам после воскресения, Христос Спаситель послал их проповедовать Евангелие по всему миру. Апостолы пошли и благовествовали, выполняя завет Христов, и все, кроме Евангелиста Иоанна Богослова, пострадали на этом поприще. Апостол Марк был замучен в Александрии, где он основал Церковь. К нему восходит преемство предстоятелей Александрийской Церкви. Они с самого начала достославно исповедывали истину и мужественно свидетельствовали о ней даже пред судилищем языческим, но до святого Петра 2 (†311) Церковь Апостола Марка не возглавлял мученик 3 . Время и место рождения святого Петра, как и других святителей и предстоятелей того времени, неизвестны. Но весьма вероятно, что “святой Петр, если не по происхождению, то по воспитанию и должности был александриец” 4 . В это время Александрийскую богословскую школу возглавлял епископ Серапион, а Церковь — епископ Феона. После смерти первого святой Петр становится начальником школы 5 . Это была замечательная должность в Александрийской Церкви и, несомненно, кандидат на нее должен был обладать незаурядными качествами. Дело в том, что Александрия того времени была центром всего Востока, или вторым городом в империи после Рима. “В цветущее время число ее жителей доходило до полумиллиона человек” 6 . В духовном отношении Александрия была центром иудейской диаспоры. Здесь, как говорят святые Отцы, еще до Рождества Христова был сделан перевод книг Священного Писания с еврейского языка на греческий 7 . В Александрии находился музей, библиотека, насчитывавшая до 400 тысяч книг. “При духовно богатой и разнообразной жизни города, который был центром языческого культа и эллинской философии, христианство должно было вступить в живое общение со всем содержанием древнего мира. При таких обстоятельствах выступила Александрийская школа” 8 . Помимо внешних причин, способствовавших становлению школы, существовали проблемы внутреннего характера, на которые также нужно было реагировать, — это ереси.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Скачать epub pdf Слово в день праздника св. первоверховных апостолов Петра и Павла О любви ко Христу и решимости следовать Его заповедям Весь смысл и все счастье нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, заключаются в нашей любви к Богу, в нашей любви ко Христу через исполнение Его Божественных заповедей. Вот почему Господь сказал: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, ... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится» ( Ин. 15,10–11 ). Отсюда понятно: насколько мы являемся обладателями истинного счастья, и временного, и вечного. И наоборот: насколько мы удаляемся от Христа, настолько мы погружаемся в бездну великого несчастья. А полное отсутствие в нас любви ко Христу знаменует собою не что иное, как страшное бедствие и подпадание под проклятие, временное и вечное. Недаром апостол сказал: «...Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» ( 1Кор. 16:22 ). Поэтому все свои силы мы должны, возлюбленные о Христе братья и сестры, употреблять главным образом на приобретение любви ко Христу, если хотим достигнуть истинного счастья, истинной Божественной радости. К этой любви нас всегда призывает св. Церковь . Призывает она к сему великому благу и ныне, вдень памяти св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Св. Церковь влечет нас к сей любви к Богу, указывая на деяния этих апостолов, о чем так много говорит нам Священное Писание и церковное предание. Как любил Христа св. ап. Петр, это видно прежде всего из Евангелия. В то время, как все ученики оставили Христа в саду Гефсиманском, правда, по Его собственному повелению, ап. Петр не мог превозмочь своей пламенной любви к Господу и последовал за Ним во двор Архиерейский. Да, не получивши еще благодати Св. Духа и предоставленный своим силам, он пал – отрекся от Христа. Но тут же, после падения, ап. Петр стал каяться и проливать горькие покаянные слезы. За это покаяние Господь простил его и опять включил в число своих учеников. И вчера за утренним евангельским чтением вы слышали, мои возлюбленные о Христе чада, как соответственно трикратному отречению ап. Петра Господь три раза спрашивал его, когда явился ученикам по Своем воскресении: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» И ап. Петр три раза засвидетельствовал Ему о своей любви к Нему ( Ин. 21,16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В прошедшей беседе я сказал вам, слушатели, что в книгах Свящ. Писания содержится слово Божие. Что это действительно так, – об этом говорит нам само Свящ. Писание. Св. апостол Петр во втором послании говорит: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой: но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом святым» ( 2Пет.1:21 ). Здесь Апостол говорит о пророках, которые, по его словам, предсказывали по внушению Духа Божия. Подобно Пророкам говорили по внушению Духа Божия и Апостолы. Иисус Христос говорил апостолам: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:20 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня», следовательно, сам Иисус Христос свидетельствует, что апостолы будут говорить по внушению Духа Божия, и что слова их равны Его собственным словам, так что слушать их значит то же, что слушать Его Самого и наоборот – пренебрегать словами их, значит то же, что пренебрегать словами Его Самого. Поэтому и апостолы ясно сознавали, что их учение не человеческое, но Божие. «Мы непрестанно благодарим Бога», писал апостол Павел к Солунянам, «что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине» ( 1Сол. 2:13 ). Коринфянам тот же апостол писал: «возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» ( 1Кор. 2:13 ), и Ефесянам: «тайна Христова открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:5 ). Апостолы и пророки получали откровение от Святого Духа не только тогда, когда говорили, но и тогда, когда записывали его. Поэтому и говорит св. апостол Павел: " все Писание богодухновенно» ( 2Тим.3:16 ). Итак, слушатели, свящ. книги написаны по внушению Духа Божия и содержат в себе истинное слово Божие. Об этом говорят нам сами св. писатели и мы должны верить им, потому что они были близки к Богу. Они были людьми не простыми: Бог дал им дар пророчества и силу творить чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Изданный в 1958–1964 гг. в Тюбингене коллективный двухтомный труд «Новозаветные апокрифы» (Э. фон Хеннеке и др.) безусловно может представлять немалый интерес для нашего читателя. В книге публикуется комментированный перевод на немецкий язык ряда текстов ранне-христианских апокрифов. Если содержащиеся в первом томе апокрифические Евангелия нам уже в основном известны, то приведенные во втором томе псевдо-апостольские писания, апокрифические Деяния и Апокалипсисы все еще не переведены на русский язык в полном объеме. В данном издании публикуются и комментируются: «Керигма Петра», «Керигмы Петра», «Послание (Павла) к Лаодикийцам», «Переписка апостола Павла с Сенекой», «Послание Тита», «Деяния Иоанна», «Деяния Петра», «Деяния Павла», «Деяния Андрея», «Деяния Фомы», «Псевдо-Климентины», «Вознесение Исайи», «5 и 6 книги Ездры», «Христианские Сивиллы», «Книга Эльхасаи», «Апокалипсис Павла», «Апокалипсис Фомы», «Псалом Наасенов», «Соломоновы оды». Долгое время в среде исследователей раннего периода церковной истории бытовало мнение, что новозаветное апостольское служение имело свой прототип и прообраз в ветхозаветном понятии Шалиах, основные принципы которого и переняли первохристиане, дав движению нового провозвестничества греческое название aphanóstoloV. Однако, по убеждению авторов книги, ветхозаветная параллель понятию апостольства сложилась несколько позже, чем считалось до сих пор. Кроме того, апостол Павел, самый первый по времени из авторов, свидетельствующих об апостольском служении, о такой преемственности ничего не говорит. Авторы считают, что в христианской среде изначально существовали некоторые различия в понимании самого смысла апостольского служения. Так, апостол Павел утверждает, что апостолы прежде всего – вестники Евангелия; служение апостолов таким образом носит «богословский» характер. Павел же говорит и о том, что апостол, хотя и призывается на проповедь непосредственно Спасителем, не обязательно должен быть свидетелем всего периода служения Иисуса. Апостол Лука ( Деян 1:21–22 ), в отличие от Павла, говорит, что апостол – в первую очередь именно свидетель жизни Иисуса от Его Крещения и до Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pe...

Содержание второго соборного послания святого апостола Иоанна Апостол пишет это послание как старец (пресвитер) избранной госпоже и детям ее. Повод к посланию был следующий. Апостол видел, что дети госпожи той хорошо живут по вере, а между тем многие обманщики обходят и говорят, что пришествия Христова во плоти нет. Посему апостол пишет настоящее послание. В нем он, во-первых, хвалит детей госпожи той за то, что они хорошо ведут себя; потом учит, что таинство нашей веры не ново; снова убеждает к любви и к тому, чтобы они пребывали в преподанном им учении; наконец, учит, что кто говорит, будто Христос не пришел во плоти, тот антихрист, и заповедует, чтобы никто не принимал таких людей в дом и не говорил им приветствий, и затем оканчивает послание. Оглавление второго послания святого апостола Иоанна После вступления говорится о правой жизни в любви к Богу, при неизменном сохранении благочестивой веры; здесь же и о том, что еретика не должно принимать дом или приветствовать, чтобы не сделать греха. Обещание лично прибыть, в надежде быть полезным. ТОЛКОВАНИЕ Старец - набранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Некоторые думали, что настоящее послание, как и следующее за ним, принадлежит не Иоанну-возлюбленному ученику Господа, но другому лицу, ему соименному; потому что в том и другом послании писатель называет сам себя пресвитером, и одно послание пишет к одной женщине, а другое - к Гаию, снова к одному, что не подходит посланию, называемому соборным; притом начало этого послания не такое, какое в первом послании. На это мы скажем следующее. В первом послании он не сделал такого начала, какое здесь, потому, что писал его не к определенному лицу или к церкви известного места (как сделал апостол Петр, определенно означив, что он пишет к иудеям, находящимся в рассеянии, и прежде него апостол Иаков), но обращался с речью ко всем вообще верным, собранным ли или находящимся в рассеянии, и потому опустил это начало. Здесь называет себя пресвитером, а не апостолом, ни рабом Иисуса Христа, как прочие апостолы. Не называет себя апостолом, быть может, потому, что он не первый проповедовал Евангелие в Азии, но после Павла, и не проходом, как тот, но постоянно оставаясь там. Не назвал себя рабом Иисуса Христа, потому что при сильной своей любви надеялся быть вне страха рабства. Пресвитером же (старцем) только он соизволил назвать себя или потому, что писал эти послания уже в старости или потому, что именем пресвитера обозначил свое епископство, так как в то время имя пресвитера обыкновенно употреблялось и о епископах. Пишет к верной женщине, и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский (Гал. 3,28). Пишет к одному Гаию, по примеру апостола Павла, который пишет к Титу, к Тимофею и к частному лицу - Филимону. Это о начале послания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1055...

Указатели Имен Августин (Augustin). Авраам (βpαμ). Адам Карл (Adam K.). Аквилонов Е. Александрия см.: Alexandria. Алмазов А. И. Аммоний. Анаклет. Анастасий Синаит . Аникита. Апеллес. Аполлинарий. Аполлоний. Аристид. Асклепиодот. Афинагор. Баур (Baur). Белоликов 476. Богдашевский Д. И. Болотов В. В. Бриллиантов. Валентин. Варнава. Варух. Василид. Василий Великий . Воронцов Е. А. Воскресенский Г. Гай. Гарнак (Harnack A.). Гермоген. Герье В. Главкий. Глубоковский Н. Н. Голль Карл (Holl Karl) Гольцман (Holzman H. I.). Горский А. В. Григорий Нисский . Гусев. Диогнет. Дионисий Александрийский . Дионисий Коринфский. Диотреф. Дружинин. Дюшен. Евдоким. Евсевий (Eusebius). Егезипп. Езник (Warder Eznik von Kolb). Епифаний. Ерм. Ефес. Ефрем Сирин. Жданов А. Заозерский Н. А. Зарин С. М. Зефирин. Иаков, апостол. Иванцов-Платонов А. М. Игнатий Богоносец Иезавель. Иероним. Иерусалим. Икумений. Иларий Пиктавийский . Иоанн, апостол. Иоанн Дамаскин. Иоанн Златоуст. Иоанн Лествичник . Иоанн Постник. Ипполит Римский . Ириней Лионский . Исидор Пелусиот . Иустин Философ. Кай. Каллист Римский. Карташев А. Касицын Д. Ф. Катанский А. Кердон. Керинф. Кипарисов В. Киприан Карфагенский . Климент Александрийский . Климент Римский . Клитин А. Корнелий. Курганов Ф. Кутепов Н. Лебедев А. П. Мазурин К. М. Майорин. Мансветов И. Марк, евангелист. Маркион. Марк, евангелист. Марр Н. (N, Marr). Марциал. Матфей, евангелист. Матфий, апостол. Мефодий Патарский . Мильтиад. Минуций Феликс. Молчанов Алексей. Монтан. Муретов М. Д. Мышцын В. Н. Неандер. Немезиан. Никанор, архимандрит (архиепископ). Новат. Новациан. Оптат. Ориген. Павел, апостол. Павлов А. С. Пантен. Папий. Пармениан. Пациан. Петерс (Peters Johanes). Петилиан. Петр, апостол. Писарев Л. Победоносцев К. П. Покровский А. И. Поликарп Смирнский . Поликрат Ефесский. Попов И. В. Пошманн (Poschman Bernard). Преображенский П. Рим. Ричль А. (Ritschl Albrecht). Родон. Руфин. Сагарда Н. И. Серапион. Серапион Антиохийский. Сильвестр, архимандрит. Симон. Смирна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Часть вторая. Экзегетическая Приветствие 1Тим. 1:1–2 . Пαλος πστολος Χριστο ησο κατ πιταγν θεο σωτρος μν κα Χριστο ησο τς λπδος μν. Τιμοθ γνησ τκν ν πστει χρις λεος ερνη πο θεο πατρς κα Χριστο ησο το κυρου μν. Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. Свои послания, кроме послания к Евреям, св. Ап. Павел, обыкновенно, начинает приветствием, выражая его или от одного своего лица, или вместе – и от своего лица, и от лица своих сотрудников, как первое и второе к Коринфянам, к Филиппийцам, Колоссянам, первое и второе к Фессалоникийцам и Филимону. Тимофея приветствует св. Павел только от своего лица и при этом, именует себя Апостолом, т. е. таким именем, которым указывает на свое высшее служение в Церкви и право составлять канонические писания. Следовательно, то, что написано Апостолом, – есть неизменное правило: в послании к Тимофею св. Апостол начертал образ исправления им своего служения в Церкви и этот образ Тимофей должен воплотить в своей жизнедеятельности. Называя себя Апостолом, Св. Павел, в то же время, указывает и на божественность своего служения: κατ πιταγν θεο... Обыкновенно, для показания последнего, он довольствуется словами: Апостол волей Божией, раб Божий и Апостол, Апостол призванный и избранный к благовестию 862 , в послании же к Галатам, и первом послании к Тимофею, он с особой силой выражает божественность своего призвания на апостольство. В послании к Галатам, Ап. Павел делает это для ограждения себя и своих учеников от лжеучителей, которые старались поколебать истину учения апостольского и уже успели ввести Галатян в заблуждение 863 . Точно также и в первом послании к Тимофею указание на божественность апостольского звания служит оборонительным оружием против нападения лжеучителей и имеет целью: утвердить в учениках Тимофея уважение к нему, как поставленному властью божественно-апостольской;

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Проступок и преступление В чем же различие поступков Иуды и Петра? Почему Иуда Искариотский стал бывшим апостолом, символом окончательного и бесповоротного падения, а апостол Петр не только пребывает в орбите любви Божьей, но и является первоверховным апостолом? 1 апреля, 2009 В чем же различие поступков Иуды и Петра? Почему Иуда Искариотский стал бывшим апостолом, символом окончательного и бесповоротного падения, а апостол Петр не только пребывает в орбите любви Божьей, но и является первоверховным апостолом? Страстная Седмица особенна не только строгостью постового воздержания, продолжительностью и практически непрерываемой чередой богослужений. Это дни сопереживания всех перипетий Евангельской истории. Вместе с Христом мы вступаем в Иерусалим, слышим последние притчи Христа, раскрывающие цели Его воплощения, присутствуем на Тайной Вечерне и наблюдаем развитие мерзостного решения Иуды Искариотского о предательстве своего Учителя. Казалось бы предсказанное Спасителем отречение бывшего апостола уже показало всю глубину падения человека в сердце которого вселился грех, но то, что завершает ночь на Страстную Пятницу до сегодняшнего дня вводит нас в смущение… Отречение Петра. Того, кого Христос назвал «камнем», кто первый исповедал Христа, как Бога; на вере которого Господь обещал создать Церковь, которую не одолеют врата адовы мы видим слабым духом и говорящим ложь. Сердце отказывается сравнивать отречение Петра с предательством Иуды, мы невольно ищем оправдания апостолу, но рациональный ум все же стучит в душу молоточками сомнений: неужели падение, отречение и предательство стали неотъемлемой частью нашего земного бытия? Неужто, в наших душах царствует только зло этой ночи и все стремления к Богу, любви, спасению тщетны и иллюзорны? Несколько лет назад пришлось мне служить в «чистый Четверг» вместе с нашим Владыкой. Проповедь на ней говорил молодой священник, недавно окончивший Академию. Он несколько раз, рассказывая о евангельских событиях страстной Седмицы, сказал о «предательстве апостола Петра». Никогда ранее не видел гневающегося Владыку. Здесь же грозно застучал архиерейский посох по мраморным алтарным плитам, резко прозвучала и была всеми услышана его реплика: « Не предавал Петр! Он не Иуда!»

http://pravmir.ru/prostupok-i-prestuplen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010