А галилеяне еще больше предают нас в руки римлян, не стыдясь налагать на нас и на род наш кровь Иисуса, будто бы безвинно нами осужденного. Пусть же лучше погибнет большое число галилеян, а не это святое место и не весь род наш истреблены будут римлянами. Из двух зол надобно выбирать легчайшее, если нельзя избавиться от обоих. И стоящий пред нами ученик Иисуса достоин смерти. Пусть только наперед подумает, – даем ему на это время, желая не погибели его, а исправления. Пусть выберет он что-либо одно: или последует Закону, Богом данному чрез Моисея, и останется жив, или пребудет христианином и умрет. Так говорил первосвященник Анан; он надеялся, что Матфий одумается и оставит веру. Но св. апостол небоязненно отвечал: «О той вине, которую вы, братие, налагаете на меня, нет нужды много и говорить: что я – христианин, то не вина, но слава». – «Как же не вина? – воскликнул первосвященник. – Не вина – ни во что не ставить святый Закон, не почитать Бога, а слушать волшебные и пустые басни?» Матфий спокойно ответил: «Если выслушаете слова мои, то объясню вам, что проповедуемое нами – не басни и не волшебство, но самая истина, от века засвидетельствованная». Анан и все собрание выразили согласие выслушать апостола и ему позволено было говорить. Тогда св. Матфий начал приводить из Ветхого Завета те места, где многое в прообразах предвещено было об Иисусе Христе. Долго св. апостол изъяснял иудейскому собранию сказанное об Иисусе Христе в священных книгах еврейских. Наконец, первосвященник не вытерпел и с гневом воскликнул: «Так-то ты дерзаешь разорять закон? Разве не знаешь, что говорит писание?» и он привел место из 13 главы книги Второзакония, где заповедуется предать смерти ложных пророков, обольщающих ложными знамениями и чудесами и увлекающих от истинного Бога во след богов иных ( Втор.13:1–5 ). Но св. Матфий восторженно отвечал: «Тот, о Ком мы говорим, не только пророк, но и Господь пророков, Сын Божий. |
По некоторым же известиям святой Матфий проповедовал Евангелие и в 2 ], где нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого святым Апостолом учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения: кто выпивал ее, тот делался слепым. Но святой Матфий, выпив во имя Христово отраву, не потерпел от нее никакого вреда и даже ослепленных этою их было более двухсот пятидесяти исцелил, возлагая руки и призывая имя Христово. Диавол, не терпя такого поругания, явился язычникам в виде отрока, повелевая убить Матфия, так как он уничтожает почитание бесов; когда же они хотели схватить святого Апостола, то принуждены были в течение трех дней безуспешно искать его: святой Матфий, хотя и ходил среди них, был им невидим. Потом святой Апостол явился к искавшим его язычникам и добровольно предал себя в руки их; они, связав его, заключили в темницу, где явились ему бесы, с яростью скрежетавшие на него зубами, но в следующую ночь ему в великом свете явился Господь; ободрив святого Матфия и освободив от оков, Он открыл двери темницы и выпустил его на волю. Настал день, и Апостол снова встал среди народа, еще с большею безбоязненностью проповедуя имя Христово; когда же некоторые, ожесточившиеся сердцем, не веруя его проповеди и придя в ярость хотели убить его своими руками, внезапно разверзлась земля и поглотила их; оставшиеся же пришли в ужас, обратились ко Христу и крестились. вселенная и настоящее собрание знают, какую укоризну навлек на себя наш народ, и не по нашей вине, но по развращению некоторых, от нас же вышедших и по ненасытному скорее римских правителей; не следовало бы и упоминать об этих вводителях новых ересей, прельстивших столько тысяч народа: вы сами знаете, сколько из них побито римскими воинами; так погибли обольстители и обольщенные, покрывая позором наше племя; таковы родоначальники ересей: Иуда Галилеянин и Февда Волхв; с их погибелью уничтожилась и самая память о них. |
И поставиша два. Почему не многих? Чтобы не вышло большего нестроения; притом же и дело касалось немногих. Благовременно взывают в молитве к Сердцеведцу. Не говорят далее: избери, но: покажи, егоже избрал еси, зная, что у Бога все определено прежде помышления человеческого. Везде избрание называет жребием, показывая этим, что все происходит по Божию человеколюбию и по Божию избранию, и напоминая им о древних событиях; потому что как левитов, так и их Бог избрал себе по жребию. Что же за мужи были они? Может быть, они были из числа семидесяти, бывших с двенадцатью апостолами, и из других верующих, но более пламенно веровавшие и более благочестивые, чем прочие. Таковы были и Иосиф и Матфий. Называет же Иосифа и Варсавою и Иустом, быть может, и потому, что у них этими именами называлось одно лицо; но, может быть, и вследствие перемены образа жизни давалось новое название; наконец прозвание, может быть, присваивалось образу занятий. Отчего же не начинает слово Иаков, приявший епископство в Иерусалиме, но право говорить народу уступает Петру? Оттого, что он был проникнут смирением; тогда не думали ни о чем человеческом, но имели в виду пользу общую. По той же самой причине и апостолы уступают ему кафедру, и не соревнуют ему и не спорят с ним. Ити в место свое. Место, которое имел достойно занять Матфий, (Лука) называет своим, или собственным; потому что как Иуда еще прежде, чем испаде с него, с того времени, как заболел недугом сребролюбия и предательства, был уже отчужден от места сего, так точно еще прежде, чем Матфий занял это место, с того времени, как он соделал себя достойным такого дара, оно стало его собственностию. |
Ибо Помышление, отделившись от эона и в последствии получив образование от Христа и познание от Спасителя, и создав все вне Плиромы по подобию того, что внутри Плиромы, было, наконец, принято в Плирому, и, в силу сочетаний, соединено со Спасителем, Который образован был из всех (эонов), Иуда же, однажды изверженный, никогда не возвращается в число учеников, – иначе на его место не был бы поставлен другой. А Господь сказал об нем: «Горе человеку, которым Сын человеческий предается» ( ); и опять: «Лучше было бы ему не родиться» ( ), и назвал его «сыном погибели» ( ). Если же они говорят, будто бы Иуда есть образ не отделившегося от эона Помышления, а соединенного с ним страдания, – то и тут число двенадцать не может быть типом трех. Ибо в одном случае Иуда был извержен, и на его место поставлен Матфий, а в другом говорится, что эон был в опасности разложиться и уничтожиться, а также Помышление его и страсть; ибо они и Помышление отделяют от страдания, и полагают, что эон был восстановлен, Помышление получило форму, а страдание, отделенное от них, составило вещество. Итак, если здесь три – эон, Помышление и страдание, то Иуда и Матфий, как только двое, – не могут быть их типами. Глава XXI. Двенадцать апостолов не представляют собою эонов. 1. Если же они говорят, что двенадцать апостолов служат образом отдела тех двенадцати эонов, которых произвел Человек с Церковью; то они должны и для прочих десяти эонов, которые, как они говорят, происходят от Слова и Жизни, указать, во образ их, десять других апостолов. Ибо не сообразно, что младшие и потому меньшие эоны были назнаменованы Спасителем посредством избрания апостолов, а старшие и потому высшие их не имели таких образов; ибо Спаситель – если только избрал апостолов для того, чтобы чрез них означить эонов в Плироме, мог избрать еще десять апостолов, а прежде этого еще восемь других, дабы числом апостолов выразить первую и родоначальную Осьмерицу, и потом вторую десятерицу; ибо мы видим, что Господь наш, после двенадцати апостолов, послал пред Собою еще семьдесять других; семьдесять же не могут быть образом ни восьми, ни десяти, ни тридцати. |
Каким же образом Иуда, по порядку двенадцатый, может быть типом и образом эона тридцатого? А что они говорят, будто погибший Иуда есть образ его то и тут образ не будет сходен с истиною, ему соответствующею. Ибо Помышление, отделившись от эона и в последствии получив образование от Христа и познание от Спасителя, и создав все вне Плиромы по подобию того, что внутри Плиромы, было, наконец, принято в Плирому, и, в силу сочетаний, соединено со Спасителем, Который образован был из всех (эонов), Иуда же, однажды изверженный, никогда не возвращается в число иначе на его место не был бы поставлен другой. А Господь сказал об нем: «Горе человеку, которым Сын человеческий предается» (Мф. 27:24); и опять: «Лучше было бы ему не родиться» (Мк. 14:21), и назвал его «сыном погибели» (Ин. 17:12). Если же они говорят, будто бы Иуда есть образ не отделившегося от эона Помышления, а соединенного с ним то и тут число двенадцать не может быть типом трех. Ибо в одном случае Иуда был извержен, и на его место поставлен Матфий, а в другом говорится, что эон был в опасности разложиться и уничтожиться, а также Помышление его и страсть; ибо они и Помышление отделяют от страдания, и полагают, что эон был восстановлен, Помышление получило форму, а страдание, отделенное от них, составило вещество. Итак, если здесь эон, Помышление и страдание, то Иуда и Матфий, как только не могут быть их типами. Гл. XXI. Двенадцать апостолов не представляют собою эонов Если же они говорят, что двенадцать апостолов служат образом отдела тех двенадцати эонов, которых произвел Человек с Церковью; то они должны и для прочих десяти эонов, которые, как они говорят, происходят от Слова и Жизни, указать, во образ их, десять других апостолов. |
Стараясь не раздражать своих соплеменников, апостол Матфий проповедовал о святости Моисеева закона и необходимости соблюдения заповедей. Одновременно он утверждал, что пророчества Моисея и других пророков нашли исполнение в Господе Иисусе – обетованном Мессии. Проповедь апостола имела большой успех – благодаря ей иудеи вступали в христианскую общину. Несмотря на осторожность апостола Матфия, его проповедь вызвала раздражение у первосвященника Анана – врага христианской общины. Он уже натравил ревнителей закона на Иакова Праведного, епископа Иерусалимского. По его приказу апостол Иаков был сброшен с кровли храма и затем забит до смерти. Узнав о проповеди апостола Матфия в Иудее и Галилее, первосвященник приказывает арестовать его и представить на суд синедриона. Апостол Матфий был схвачен и доставлен в Иерусалим. Там его ждал скорый и неправедный суд синедриона. Мученичество Первосвященник, собрав синедрион, на котором должны были судить апостола Матфия, обратился к судилищу с такими словами: вселенная и настоящее собрание знают, какую укоризну навлек на себя наш народ, и это – не по нашей вине, но по развращению некоторых, от нас же вышедших, и по ненасытному скорее римских правителей; не следовало бы и упоминать об этих вводителях новых ересей, прельстивших столько тысяч народа: вы сами знаете, сколько из них побито римскими воинами; так погибли обольстители и обольщенные, покрывая позором наше племя; таковы родоначальники ересей: Иуда Галилеянин и Февда Волхв; погибелью уничтожилась и сама память о них. Но среди всех подобных еретиков восстал ересиарх Иисус Назарянин: Он называл Себя Сыном Божиим и Богом и многих удивлял Своими волшебными знамениями и чудесами, привлекая к Себе сердца и проповедуя отменение закона; за что и принял суд по закону, который хулил. И что сказать? Разве мы не знаем, что закон дан был Моисею Самим Богом, что его соблюдали патриархи и пророки, которым Бог даровал силу совершать такие чудотворения, каких не мог Иисус: кто не знает Моисея с Богом, как с человеком беседовавшего? Кто не знает Илию, взятого в рай на огненной колеснице? Кто не слышал, что умерший, выброшенный на мертвые кости Елисея, ожил? |
В 1500 году Педро Кабрал встретил христиан Церкви Востока в Кранганоре и Квилоне. В то же время португальцы поняли, что Васко да Гама ошибся, и правитель Калькутты не был христианином. Путь флотилии Кабрала обратно в Европу пролегал мимо Островов Зеленого Мыса, где она повстречалась с кораблем, на котором плыл Америго Веспуччи. 4 июля 1501 года Веспуччи написал правителю Флоренции Лоренцо Медичи, что португальцы сообщили ему о якобы виденной ими в индийском городе Энпарликате гробнице апостола Марка. В июле 1501 года Мануэл писал королю Испании о визите Кабрала в Кочин: «В каждом из туземных королевств живет множество истинных христиан, обращенных в веру апостолом Фомой. Их священники ведут строгую апостольскую жизнь, не владея ничем и питаясь милостыней. Они пребывают в полном целомудрии, имея храмы, в которых они служат мессу на пресном хлебе и вине, каковое получают из изюма и воды, поскольку иного способа они не знают. В их храмах нет иных изображений, кроме креста, христиане же носят одежду апостольскую и никогда не стригут волос и бороды. Кабрал собрал достоверные сведения о нахождении мощей апостола Фомы. Это место расположено в 150 лигах по побережью, в городе, именуемом Мальяпор… Он также узнал, что великое множество христиан живет за пределами той страны. Они совершают паломничества к так называемому дому святого Фомы». Иосиф из Кранганора, один из трех христиан, отправившихся в 1490 году к католикосу Церкви Востока, вместе со своим братом по имени Матфий в конце июня 1501 года смог достичь Европы. В их планы входило посетить Иерусалим и Рим. Матфий умер вскоре после их прибытия в Лиссабон. Иосиф прожил в Лиссабоне еще полгода, после чего побывал в Венеции и Риме, где он рассказывал об индийских христианах. |
Если в воскресной школе скачают эту книгу, то детям, возможно, захочется сделать поделки не только по Ветхому Завету, на что ориентирует диакон Илья, но и по Новому Завету. В данной книге в контексте темы об Иуде-предателе дается задание – сделать кошелек с 30-ю монетами, что фактически означает поставить себя на место Иуды. Попробуйте догадаться, какое отношение к теме «Пятидесятница» имеют изображения в рабочей тетради: шляпа и рука, опускающая в нее бумажку (подпись «лотерея»), три спички (подпись «короткая спичка»), рука, подбрасывающая монету (подпись «орел или решка»), три руки (подпись «камень, ножницы, бумага»)? Вместо отпавшего Иуды-предателя нужно было избрать другого апостола из числа тех, кто был со Христом. Помолившись, апостолы бросили жребий, и был избран апостол Матфий. В учебном пособии для III курса диакон Илья пишет о том, что апостолы помолились перед жребием. А вот в рабочей тетради избрание апостола представляется азартной игрой: «Библия не сообщает, каким образом бросали жребий, но мы сами знаем немало способов. Первый мы уже упоминали – в некий сосуд или шапку кладут бумажки (или мелкие вещи, принадлежащие разным людям), потом перемешивают и наугад вынимают. Назовем этот способ лотереей. Можно также вытягивать спички – проигрывает тот (те), кто вытянул короткую спичку. Еще можно подбрасывать монету и загадывать: орел или решка? Наконец, можно вспомнить игру «камень, ножницы, бумага», которая тоже, как разновидность жребия, предполагает случайность выбора. Что лишнее? Подумай, какие из перечисленных способов жеребьевки могли существовать в евангельские времена, а какие нет?» (с. 108). Помимо совершенно неоправданного внимания к «способам жеребьевки» автор делает подспудный вывод – апостол Матфий был избран случайно, а не по внушению свыше после общей усердной молитвы святых апостолов. |
В опровержение Штрауса Зонтаг 20 ) справедливо указывает на то, что в ту смутную эпоху, при частых мятежах в Палестине, бунтовщики с одинаковыми именами были не редкость. Так напр. Иосиф называет 3-х Иуд, 4-х Елеазаров, 5-х Симонов и пр. Почему не могло быть и двух Февд, из которых об одном говорит Иосиф, о другом Лука? Молчание Иосифа об одном из бунтовщиков объясняется их многочисленностью, так что Иосиф ограничивается общим о них замечанием, что «их было не малое количество» 21 ). Впрочем Зонтаг находит указание на Февду Деяний в Иосифовом Симоне, которой являлся по смерти Архелая, при Валерие Грате, не задолго до Квириниева ценза и бунта Иуды Галилеянина 22 ). Но сопоставление Февды с Иудою и апостолами предполагает, что он был религиозным деятелем, а не обыкновенным плутом, каким изображается у Иосифа Симон. – Правдоподобнее гипотеза Визелера, что Февда Деяний есть лицо тожественное с Матфием, который, по Иосифу, вместе с Иудою Сарифеем, увлеченный лживым слухом о смерти Ирода, ревнуя о святости и чистоте отечественных законов, возбудил нескольких молодых учеников своих поднять мятеж против Иродовых нововведений и сорвать с храмовых ворот поставленного на них Иродом золотого орла 23 ). Приверженцы Матфия были немногочисленны, что соответствует Деяний, так что храмовая стража рассеяла их, а сам Матфий вместе с Иудою Сарифеем, по повелению Ирода, подверглись сожжению на костре (ср. Дн. и Имя Февды Визелер 24 считает греческим переводом еврейского: matijar 25 – образовано по аналогии с 26 ) и др. Что Евреи того времени имели обычай носить два имени – еврейское и греческое, это доказывается употреблением в Новом Завете имен: и и и и др. 27 ) Лука предпочитает еврейским именам греческие 28 ). – Но если Матфий Иосифа есть Февда Деяний, то мы находим полную параллель между этим мятежником и Иудою Галилеянином. Оба являются фанатическими ревнителями отеческих законов и революционерами религиозного характера. Точно также оба бунтовщика поднимают мятеж во время ненавистной для иудеев народопереписи: первый во время народопереписи, бывшей при Ироде, – второй во время римского ценза при Квиринии. Таким образом, соответствие между обоими бунтовщиками получается полное, не только в характере поднятых ими мятежей, но и в побочных обстоятельствах, содействовавших мятежникам. |
В особенности часто замена Матфия Матфеем происходила в разных версиях совместных «Деяний апостолов Андрея и Матфия». Так, на самом деле главным действующим лицом апокрифического Мученичества М. (CANT, N 267; BHG, N 1224-1225), известного в греч., лат., арм. и церковнослав. вариантах, является ап. Матфий ( Vinogradov. 2008). Ряд мотивов (отказ апостола идти в свой удел, его чудесное перенесение на облаке, влачение за веревку по улицам города) роднит с «Деяниями Андрея и Матфия» еще одно апокрифическое произведение - «Деяния Матфея в городе Кахенат» (CANT, N 268) и заставляет предполагать, что первоначально в качестве главного персонажа здесь подразумевался Матфий, а не М. Однако в сохранившейся арабской версии BHO, N 738 (и ее эфиоп. пер. BHO, N 739) этих актов речь идет о евангелисте М. В начале «Деяний Матфея в городе Кахенат» М. рассказывает апостолам Петру и Андрею Первозванному о своей проповеди в стране блаженных - Феракомносе, где до его прихода некоторое время пребывал Христос и куда арх. Гавриил перенес 440 400 младенцев, убитых Иродом. Жители Феракомноса не знали золота и серебра, не ели мяса, не пили вина, а воду брали из эдемских источников, одевались не в кожаные одежды, а в листья, были моногамны и посвящали первенцев церкви, все умирали в свой срок и дружили с хищниками, страна их овевалась райскими ветрами и имела умеренный климат. После рассказа М. является Господь и велит ему отправляться в г. Кахенат (т. е. букв. «священников»). М. не хочет идти туда, но его относит в Кахенат чудесное облако. Перед городом М. встречает Иисуса в образе пастуха, к-рый велит ему переодеться в местные одежды, сбрить волосы и бороду и взять в руку пальмовую ветвь. |
|