Если, по почину блаженного Иеронима (Прот. Геловид. гл. XIII), многие католические ученые (Корнелий а-Ляпиде, Минь, Корнели и др.), протестантские (Баумгартен, Лянге) и некоторые русские (митр. М. Филарет, архиеп. Черниг. Филарет, проф. И. В. Чельцов , проф. М. Д. Муретов ) отожествляли Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым – Апостолом из числа 12-ти, то и новозаветные данные и свидетельства церковного предания говорят против этого отожествления. В Евангелии братья Господа по плоти – Иаков, Иосия, Симон и Иуда – ясно отличаются от апостолов или первых и ближайших учеников Господа, напр., в Ин.2:12 : «после сего пришел в Капернаум Сам, и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его». Если здесь и в некоторых других местах Евангелия ( Мф.12:48 ; Mk III:31 ; Лk VIII:19 ) братья Господни стоят в стороне от учеников или апостолов Господа, то в Ин.7:5 определенно говорится, что сначала братья Господни не веровали в Господа Иисуса Христа, следовательно, не могли быть в числе апостолов, – и это тем более примечательно, что евангелист Иоанн сделал это замечание о неверии братьев Господних почти непосредственно после упоминания о составившемся уже и существующем круге 12-ти апостолов ( Ин.6:70–71 ). Даже после воскресения Господа, когда братья Господа уверовали в Него, они все-таки отличаются от апостолов ( Дeяh I:13–14 ), хотя иногда и сопоставляются с ними ( 1Kop IX:5 ). И древнее церковное предание, при всей своей неясности относительно братьев Господних, все же в большинстве случаев подтверждает, что Иаков, брат Господень, есть лицо, отличное от Апостола Иакова Алфеева. Так, в «Апостольских Постановлениях» Иаков, брат Господень, ясно отличается от апостолов из 12-ти. «Мы двенадцать, говорится в Пост. Ап. VI:12, собравшись в Иерусалиме, явились Иакову, брату Господню», а ниже, VI:14, в качестве возвестивших кафолическое учение называются сначала апостолы лика 12-ти (в том числе и Апостол Иаков Алфеев), а затем присоединяются еще «Иаков, брат Господень и епископ Иерусалимский, и Павел, учитель языков». Климент Александрийский у Евсевия говорит: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя от Самого Господа предпочтены были (другим ученикам), однако по вознесении Спасителя не стали состязаться о слове, но Иерусалимским епископом избрали Иакова Праведного» (Церк. Ист. II:1). Сам Евсевий в I:12 своей Ц. Ист. причисляет Иакова, брата Господня, к 70 апостолам, а в VII:19 говорит, что Иаков, брат Христов, «первый получил епископство над Иерусалимскою церковью от Самого Спасителя и апостолов», чем, в том и другом случае, Иаков, брат Господень, определенно выделяется из круга 12-ти апостолов. Наконец, и в Четьи-Минее под 23 октября, Иаков, брат Господень, причисляется к 70-ти апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1. По свидетельству священного Писания, и на основании священного предания, святой апостол Иаков Алфеев был сын Алфея, брат Левия Алфеева, или Матфея мытаря, бывшего впоследствии евангелистом. Подобно своему брату, Иаков самим Господом избран в число 12-ти Апостолов ( Мк. 3:18 ; Лк. 6:15 ; Мф. 10:3 ), и вместе с прочими был послан на проповедь ( Мф. 10 :). По вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа на Апостолов, святой Иаков Алфеев сперва совершал апостольские труды с прочими Апостолами в Иерусалиме ( Деян. 1:13; 6:2 ) и вообще в Иудее; потом, быв призван к проповеданию Евангелия язычникам, сопутствовал святому Андрею в Эдес, странствовал для благовестия Христова в Газу, Елевферополь и сопредельные места. Отсюда святой апостол Иаков Алфеев удалился в Египет и в городе Острацыне, после немалого в нем пребывания, запечатлел апостольские свои подвиги мученической смертью на кресте. 352 Канон святому апостолу Иакову Алфееву, поемый ныне православной Церковью, составлен в IX веке славным по своей учености и благочестию, святителем Феофаном, митрополитом Никейским. В этом каноне, и во всей службе, содержатся довольно ясные указания и на личность святого Апостола и на круг его апостольской деятельности. Так, он прямо называется сыном Алфея. «Верно торжествуем пречестный день твоея памяти, Иакове славне, не яко Алфеова тя сына, но яко апостола Христова почитающе, и проповедника Того неизреченнаго воплощения“. 353 " Не яко сына Алфеова, но яко ученика Слова разумеем тя Иакове, Апостолов славо. 354 Он восхваляется, как самим Господом избранный в число учеников, и именно в число двенадцати. «Сам тя Господь един святый честному лику учеников, блаженне, сочета. 355 – «Священному лику учеников Христовых счетался еси Иакове, исполняя число двонадесятных, с нимиже Владыце предстоя, нас поминай. 356 Как один из 12-ти святой Иаков Алфеев именуется верховным Христовым Апостолом, другом, собеседником, сообитателем и самовидцем Христовым. «Неизреченнаго света сияя светлостьми достойно, верховный Христов Апостоле прилежно молися о творящих память твою, славне, пречестную. 357 «избави от грехов рабы твоя, верховный Христов Апостоле. 358 – «яко ученик Христов и друг“, 359 – «яко собеседник и сообитатель быв Владыце“, 360 – «влекий ко свету незаходимому воплощшагося Единороднаго Сына. егоже самовидец и действенный слуга был оси, блаженне. 361 – «апостолов украшение. Христов самовидче. блаженне. 362 Упоминается, что св. апостол Иаков Алфеев, как один из 12-ти, получил «непобедимую власть и силу, о имени Христове, над демонами ( Мф. 10:1 ; Мк. 6:7 ; Лк. 9:1 )“, 363 а приняв Божественного Духа благодать, в виде огненного языка, «языческое отерновленное попалил безбожие. 364

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

– Видите эти горы? Их осветит Божья благодать и будет построен здесь Великий Город и много церквей Божиих! И действительно, именно здесь в 988 году в водах Днепра крестился русский народ в православную христианскую веру, принесенную князем Владимиром. Здесь был построен первый православный храм на Руси, здесь был основан первый монастырь. Вернувшись из своих путешествий в Грецию, апостол Андрей продолжал проповедовать Христа. Начальник города, жена и брат которого стали христианами, долго и с ожесточением спорил с ним, пытаясь заставить его отречься от Христа, и в конце концов велел распять апостола на кресте. Крест этот был в форме буквы X. Молясь перед казнью, святой Андрей говорил: – Иду к тебе с радостью, Святой Крест! Возьми меня от людей и отдай меня Учителю, чтобы Он тобою принял меня! После того, как Русь приняла христианство , в Киеве был построен князем Всеволодом храм во имя святого Андрея. Крест же святого Андрея изображался на флагах всех русских кораблей. Святой апостол Иаков, брат Господень Евангелии и в Деяниях Апостолов несколько раз говорится об апостоле Иакове, «Брате Господнем». В то же время Церковь с самых ранних времен знала, что у Божьей Матери других детей не было. Поэтому Христос, умирая на Кресте, завещал своему любимому ученику Иоанну заботиться о Своей Матери. На еврейском языке можно называть братьями и двоюродных братьев. Многие богословы, в том числе и св. Иоанн Златоуст , считают, что Иаков был сыном брата праведного Иосифа – Клеопы и жены его Марии Клеоповой. Он считался поэтому двоюродным братом Иисуса Христа. По другой версии Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. После того, как на апостолов сошел Дух Святой, на пятидесятый день после Воскресения Христова, Иаков стал первым епископом церкви в Иерусалиме. Другие апостолы выбрали его, хотя он и не был одним из двенадцати апостолов. (Среди двенадцати апостолов было два ИаковаИаков Зеведеев, брат Иоанна, и Иаков Алфеев.) Праведный Иаков был председателем первого Собора Апостолов в 51 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Итак, апостол Иаков брат Господень, по словам Церкви, есть сын Иосифов, спутник его и Пресвятой Девы Марии в Египет; он же есть и Иаков Малый или Меньший. По воскресении Своем Господь удостаивает его Своим особенным явлением (1 Кор. XV, 7), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию Евсевия, от апостолов избран и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви — матери Церквей христианских. Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Ап. Петр после своего чудесного освобождения из темницы сказал: возвестите о сем Иакову и братиям (Деян. XII, 17). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифою и Иоанном столпами Церкви и между ними первым именем Иакова (Гал. II, 9). На соборе Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Р. X. для решения: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимшй, и его суждение принято было всем собором и утверждено ощутительным изволением Св. Духа (Деян. XV). Именем Иакова отличен брат его ап. Иуда (Лук. VI, 16. Деян. I, 13), который Соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1), и тем показывает особенную важность ап. Иакова в Церкви Апостольской. Даже еретики евиониты хвалились девством ради Иакова брата Господня. О великом всеобщем уважении к нему свидетельствуем особенно мученическая его кончина, которой обстоятельства с подробностию изображает Евсевий, на основании древних церковных преданий. Он пишет: «когда Павел, по требованию себе суда у Кесаря, отправлен был Фестом в Рим: тогда Иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему апостолы вверили епископский престол в Иерусалиме. Иаков, брать Господень, от времен апостолов и доныне всеми именуемый «праведным», был свят от утробы матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному дозволено было входить во Святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он один и его обретали там стоящим на коленах и молящимся об отпущении грехов народу. От непрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели. За сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом, что значит: защита или оплот народа и правда.

http://lib.cerkov.ru/authors/91

После вознесения Господа Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа, св. апостол Иаков на 34-м году своей жизни был поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви, по свидетельству предания избранный к этому и посвященный Самим Христом во время Его земной жизни 29 . По словам древних христианских писателей, ближайших ко времени апостольскому ( Климент Александрийский ), по вознесении Спасителя, Петр, Иаков Заведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали Иакова, брата Господня, прозванного за его добродетельную жизнь праведным, епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви 30 . В этом случае они действовали, конечно, не без воли Господа. Отсюда можно видеть, как Христос любил праведного Иакова и как его уважали св. апостолы. И в последующей истории апостольской Церкви мы видим св. Иакова, брата Господня, во главе апостолов, несмотря на то, что он не принадлежал к числу двенадцати учеников Христовых. Каким глубоким уважением пользовался в первенствующей Церкви св. Иаков, брат Господень, – можно видеть из свидетельств Нового завета. Ап. Павел называет его вместе с апостолами Петром и Иоанном «столпами Церкви» и между ними первым поставляет Иакова ( Гал.2:9 ). Именем Иакова отличен брат его, апостол Иуда, называвшийся «Иаковлевым» ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ), который соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова ( Иуд.1:1 ), и тем показывает особенную важность апостола Иакова в Церкви апостольской. На соборе апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Рождестве Христовом для решения вопроса: должно ли обращающихся принуждать к обрезанию и соблюдениям ветхозаветного закона обрядового, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский. После долгих споров и рассуждений, после речи ап. Петра и рассказа Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, св. Иаков заключил соборные рассуждения своей речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение по поднятому вопросу: «Мужи братия! Послушайте меня, – сказал он собранию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Иаковне предпринимал далеких путешествий апостольских для проповеди Евангелия. Однако ему достался жребий едва ли не самого трудного апостольского служения. Из всех народов, современных апостолам, самый упорным в неприятии Христа оставались иудеи, из всех городов - Иерусалим. В этом городе и народе оставлен был св. Иаков, брат Господень, блюстителем веры и юной Церкви Христовой, всеми гонимой. Великий и тяжкий подвиг предлежал ему. Необходимы были не только высокие духовные дарования, но и видимые знаки власти иерархической. Поэтому он был избран на служение епископа или Самим Господом Иисусом Христом, как думал св. Иоанн Златоуст, или собором и избранием апостолов. Его Иерусалимская Церковь называлась Матерью всех Церквей. Его кафедра сделалась точкой соединения для всех пребывающих в лоне юной Церкви. К Иакову обращались в письмах или же приходили лично апостолы и посланцы из разных земель и народов с донесением об успехах проповеди Евангелия и для решения встречавшихся недоумений. Иаков первый предпринял труды для утверждения благочиния и порядка в церковном богослужении: он положил основание чину Божественной литургии, который получил в дальнейшем его имя. Эта литургия впоследствии легла в основу литургических чинов св. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. Доныне ее совершают христиане в некоторых Поместных Церквах. Не выходя из Иерусалима, св. апостол и брат Господень умел действовать, как лицо вселенское по своему значению в Церкви. Служение и жизнь св. Иакова были такими яркими и праведными, а совершаемые им чудеса - такими славными, что вызывали восхищение не только у христиан, но даже и у врагов христианства. Талмудисты говорят о св. Иакове как о чудотворце и даже указывают на селение Шеханию, где он якобы проживал. Вот их свидетельства. «Раввина Елеазара, сына Дамагова, ужалила змея; и пришел Иаков, муж родом из мызы Шехании, исцелить его во имя Плотника». «Приступил Иаков из мызы Шехании исцелить его во имя учителя своего Иисуса». Знаменитый автор «Иудейских древностей» - Иосиф Флавий, не упоминая о других апостолах, отмечает, однако, мученическую кончину св. Иакова, брата Господня. Св. Епифаний Кипрский, Егезипп, Никифор, Блаженный Иероним и другие христианские авторы изображают св. апостола величайшим подвижником. Он был девственником и строгим асектом. Св. Иаков находился в особо тесном общении и дружбе с апостолом Иоанном Богословом. Иаков ходил босиком, не пил вина и сикера, не умащивал тело елеем и не мылся в бане, не брил бороды и не стриг волос, носил простую льняную одежду. Пищей его были хлеб и вода. Молитвы и коленопреклонения его были так часты и продолжительны, что от них кожа на коленях сделалась твердой, как у верблюда. Подобно св. пророку Илии, он сводил с неба дождь во время засухи.

http://zavet.ru/news/0210/n24-2.htm

По свидетельству Оригена (с. Cels. 1:25), заимствованному у того же Флавия, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны иудейской, произвела такое впечатление на умы евреев, что последовавшие за ней бедствия войны с римлянами (66–70-й годы) и сама война считалась наказанием за эту смерть (в известных ныне рукописях и изданиях Флавия этого места нет). Примечание. Католические писатели и большая часть протестантских считают Иакова, брата Господня, за одно лицо с Иаковом Алфеевым и опираются в этом мнении как на предание (Егезипп у Евсевия 3:11; 4:22; толкование Феофилакта на Послание к Гал.1:19 ), так и на некоторые места Священного Писания . [Главным из мест Писания служит указание святого Иоанна ( Ин.19:25 ) на стоявшую при Кресте Иисуса Христа сестру Матери Его, Марию Клеопову, которая в параллельных местах Матфея ( Мф.27:56 ) и Марка ( Мк.15:40 ) считается или заменяется Марией, матерью Иакова и Иосии, так как имя Клеопы считается тождественным с именем Алфея, причём предполагается, что Клеопа ( Κλεπας) есть только греческая транскрипция еврейского имени Халпай – Алфей. Другие указания на Иакова, как на апостола ( Гал.1:19 ), подкрепляются теми соображениями, что Иаков, брат Господень, имеет братьями Иосию, Симона и Иуду ( Мк.6:3 ), и Иаков Алфеев окружается лицами, у которых подобные же имена ( Лк.6:15–16 ; Иуд.1:1 ; Мф.27:56 ), и что допущение разности между Иаковом Алфеевым и Иаковом, братом Господним, должно повести к исчезновению из предания церковного одной группы имён, так как об Иакове Алфееве и других соприкосновенных с ним лицах – Иуде, Иосии – предание почти ничего не говорит. Притом же остаётся непонятным, говорят, каким образом Иаков, брат Господень, не бывший в числе 12-ти апостолов, мог так скоро возвыситься после Вознесения Господа и сделаться главой Церкви иерусалимской. Но как вовсе нельзя основываться на более, чем соблазнительном тождестве имён Клеопы и Алфея и с другой стороны нельзя ничем доказать, что Мария Клеопова есть одно и то же лицо с Марией, матерью Иакова, так трудно согласиться и с тем, чтобы находящиеся в числе 12-ти апостолов Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда (очевидно сын, а не брат иаковлев), были братья между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Выслушав рассказ апостола Петра о том, как обращаются ко Христу язычники, он посоветовал Собору не требовать от них исполнения еврейского закона, и Собор согласился с ним. Сам же праведный Иаков с молодости очень строго соблюдал еврейский закон и в посте и в молитве, и его уважали даже необратившиеся ко Христу евреи. Именно из-за того, что народ внимательно слушал проповедь праведного Иакова, первосвященники еврейские решили погубить его. В один из пасхальных дней, когда вокруг храма толпилось много народа, первосвященники поставили праведного Иакова высоко на крыше храма и велели ему сказать поучение народу о том, что Иисус Христос не Сын Божий. Но апостол Иаков громко исповедовал свою веру во Христа, в Его Воскресение и в то, что Он снова придет судить живых и мертвых в конце мира. Тогда книжники и фарисеи сбросили его с крыши храма на каменный двор. Разбитый и израненный апостол Иаков, поднимая руки к небу, молился: «Господи, прости им грех этот, потому что они не знают, что делают!». Фарисеи стали побивать его камнями, хотя один из них воскликнул: «Остановитесь! Что вы делаете? Праведник молится за вас, а вы его убиваете!» Так умер праведный Иаков, брат Господень, в 63 году после Рождества Христова. Апостол Иаков первый установил порядок святой Литургии, то есть порядок псалмов, молитв и чтений из Священного Писания для подготовки к Таинству Причастия. Ар нашего времени сохранилась эта Литургия, которая совершается в Иерусалимской церкви раз в год, 23 октября, в день памяти апостола. За последние годы эта Литургия была переведена на славянский язык, и в некоторых церквах ее тоже совершают в день памяти апостола Иакова. По этой Литургии легче представить себе, как совершалось это Таинство в ранние христианские времена. Святые мученики за веру Христову С самого начала христианам пришлось страдать за свою веру. Сначала их преследовали иудейские власти, потому что иудеям казалось, что христиане – плохие евреи, что они прибавляют что-то новое и неправильное к закону, данному в Ветхом Завете пророком Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Об апостольской деятельности святого Иакова Алфеева в священных песнопениях провозглашается, что он «прошел землю, просвещая якоже солнце, и вся страны научи, 365 – что он, как «орган добре составлен, – Божественным окормлением, – языков званию вверился, к познанию Христову наставляя словесы и деянии. 366 – что он, премудрый, «яко гром, всем странам возвестил свое вещание, воплощенное Слово достойно проповедуя. 367 – что он, богодухновенный, «мудрость истинно Учителя имев, научающую сущым паче ума, мудрость объюродил еллинскую, и был светильник языкам божественный, благочестия словесы направляя безумныя; 368 – «священноученик, небесным научен истинно таинством, прошел всю вселенную, проповедая велегласно слово веры Христовы. 369 Наконец, в похвалу святого апостола Иакова Алфеева воспевается то, что он, «просветив молниями проповедания во тме седящия неведения, и показав их сынами Владыки и Бога, веры ради, «поревновал Его страстем и смерти (крестной), и славы был наследник, яко мудр и богоглагольник, яко ученик истиннейший, 370 – «скончавший божественные подвиги страданиями и муками различными, и предавший душу свою Христу. 371 Паремии на всенощном бдении, Апостол и Евангелие в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, 9 (22) октября, положены общие Апостолам. Кроме 9 (22) октября сему святому Апостолу вторично празднуется 30 июня (13 июля), в соборе святых 12 Апостолов. Нельзя также не заметить здесь, что 26 мая (8 июня) православной Церковью совершается память «святого апостола Алфея, отца святым двоим Апостолом, иже от 12, Иакову Алфеову и Матфею Евангелисту. 372 Празднуемый Церковью 23 октября (5 ноября), святой апостол Иаков брат Господень, по преданию, был сын святого Иосифа Обручника, от первой его жены, и есть родной брат упоминаемых в Евангелии Иосии, Иуды и Симона ( Мф. 13:55 ; Марк. 6:3 ). Во время младенчества Господа Иисуса Христа он, по преданию, был спутником святого Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии, когда они с Богомладенцом удалялись в Египет. Впоследствии он причтен к лику 70-ти Апостолов Христовых, которые в отличие от 12-ти иногда называются меньшими. Имя малого или меньшаго усвоено Иакову брату Господню ( Мк. 15:40 ), в особенности для отличия от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, празднуемого 30 апреля, и от другого Иакова – Алфеева, из 12-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Это свидетельство лежит в основе церковного таинства Елеосвящения. Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов. Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов. Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами. По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Как писал еще  в III веке Ориген, «существует отпущение грехов... через покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое... В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя... » (Гомилии на Книгу Левит, II. 4). По словам святителя Иоанна Златоуста, священники «не только возрождают нас [в Крещении], но и имеют власть прощать грехи, сделанные после того: Болит ли кто в вас — сказано, — да призовет пресвитеры церковныя... » (О священстве III. 6). Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению [Святых Таин] и получившему прощение от [духовного] отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет [Иаков,] брат Господень» (Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72). Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней.

http://patriarchia.ru/db/text/2674617.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010