Разделы портала «Азбука веры» Священное Предание – опыт Церкви Священное Предание: источник Православной веры еп. Каллист (Уэр) Предание и предания В.Н. Лосский Понятие о Св. Предании и Св. Писании иерей Олег Давыденков О Священном Предании игумен Петр (Мещеринов) О Священном Предании архим. Клеопа О Предании Церкви и сектантских преданиях Александр Дворкин Диспут с протестантом о предании А.И. Солодков О Предании Церковном свт. Василий Великий Священное Писание и Священное Предание: православный взгляд мит. Иларион Писание и Предание протоиерей Михаил Дронов Живое предание: Свидетельство Православия в современном мире протоиерей Иоанн Мейендорф Признаки истинного предания преп. Викентий Лиринский Священное Предание существовало до Священного Писания; это древнейшая форма хранения и передачи содержания Божественного Откровения. Священное Предание может пониматься в узком и широком смысле. В узком смысле под Священным Преданием подразумевается та часть апостольской проповеди, которая не была записана в писаниях, каковые впоследствии вошли в состав (канон) Священных Книг. Священное Предание, понимаемое в широком значении, включает всю апостольскую проповедь вообще, весь спасительный опыт апостолов, переданный Церкви, весь спасительный опыт Церкви. Священное Писание рассматривается в этом контексте, как часть Священного Предания. Даже в обыденной жизни мы сначала проживаем нечто опытно, а затем, в случае необходимости, фиксируем этот опыт материально, в тексте. О первичности Священного Предания по отношению к Священному Писанию свидетельствует само Писание. Господь учил апостолов словом, делом, образом жизни, а они, по Его повелению ( Мф.28:10–20 ), вверили спасительное знание (теоретическое и опытное) Церкви ( Деян.20:27 ). Первое время это знание хранилось в памяти верующих и передавалось «из уст в уста» (записанными были лишь Книги Ветхого Завета, но мы в данном случае разделяем понятия «Священное Писание» и «Священное Предание»). И лишь впоследствии, постепенно, часть этого знания была зафиксирована в Писаниях, которые затем были объединены в единый свод богодухновенных Книг, или канон.

http://azbyka.ru/1/svyaschennoe_predanie

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 24 1926 г. – Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви (союза) 36 I. Общие положения Ст. 1. Эстонская Апостольско-Православная Церковь , признающая своим Главой Господа Иисуса Христа, – союз всех находящихся в границах Эстонской Республики апостольско-православных приходов (религиозных общин), а также независимое, самоуправляемое учреждение с правами юридического лица и, как часть вселенской апостольско-православной Церкви, состоит в братских отношениях со всеми другими апостольско-православными Церквами. Ст. 2. Эстонская Апостольско-Православная Церковь является во всей своей полноте народной Церковью, ее члены – все находящиеся в Эстонии апостольско-православные приходы, которые принимают цели Церкви, основы вероучения и обязательные вероисповедные требы и объединяются в союз. Ст. 3. Цель Церкви – объединение приходов в истинной и живой вере в Бога посредством Слова Божия, богослужений, молитв, таинств и других вероисповедных треб, христианского просвещения, церковных законов и порядка, чтобы сообща продвигаться в трудах по спасению душ, просвещению духа и сердец, христианской морали и благотворительности, и в удовлетворении нужд Церкви и приходов. Ст. 4. В основе учения и деятельности Церкви лежат Священное Писание (Ветхий и Новый Завет), Священное Предание, основы учения (догматы) вселенской апостольско-православной Церкви, установления (каноны) святых апостолов, Вселенских Соборов Церкви, святых отцов и местные церковные законодательства. Ст. 5. Для удовлетворения религиозных и молитвенных потребностей верующих в Церкви имеются следующие обязательные религиозные чинопоследования: общественные богослужения – утреня, вечерня и обедня (литургия), таинства: крещение, брак (венчание), миропомазание, причащение, исповедь, рукоположение священства, елеосвящение, разнообразные молебны, погребение усопших и панихиды об их упокоении. Во время богослужений в предусмотренных церковным законодательством случаях звонят в церковные колокола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Содержание Предисловие к новому изданию Краткая библиография по истории литургии Основная литература, использованная в «Собрании древних литургий» Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Древние свидетельства о литургии Свидетельства священного писания Свидетельства мужей апостольских Свидетельства св. отцов и церковных писателей второго и третьего столетий Свидетельства, заимствуемые из правил апостольских и канонических посланий святых отцов Свидетельства из актов мученических Свидетельство проконсула Плиния младшего Раздел первый. Литургии Иерусалимско-Антиохийские Литургия Апостольских Постановлений Предисловие Чинопоследование литургии Апостольских Постановлений Греческая литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование греческой литургии Святого Апостола Иакова Сирийская литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование сирийской литургии Святого Апостола Иакова Греческая литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование греческой литургии святого Василия Великого Сирийская литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование сирийской литургии святого Василия Великого Литургия святого Иоанна Златоуста Предисловие Чинопоследование литургии святого Иоанна Златоуста Литургия святого Григория, просветителя Армении Предисловие Чинопоследование литургии Армянской церкви Приложение к первому разделу древних литургий Святой Прокл, патриарх Константинопольский Слово о предании Божественной литургии Раздел второй. Литургия эфиопского текста Апостольских Постановлений Чинопоследование литургии эфиопского текста Апостольских Постановлений Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Чинопоследование литургии Святого Апостола и Евангелиста Марка Коптская литургия святого Кирилла Александрийского Предисловие Чинопоследование коптской литургии святого Кирилла Александрийского Общая Эфиопская литургия Предисловие Чинопоследование общей Эфиопской литургии Приложение ко второму разделу древних литургий Иаков, епископ Эдесский, письмо к Фоме пресвитеру о древней сирийской литургии Раздел третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 214 2003 г. 27 октября. – Устав Эстонской Апостольско-Православной Церкви Константинопольского Патриархата 254 I. Введение 1. Общие положения. 1.1. Апостольско-Православная Церковь Эстонии является автономной Церковью, которая в соответствии с Патриаршим и синодальным Томосом от 7 июля 1923 г. через Вселенский Патриархат находится в церковном единении со всеми мировыми православными Церквами. 1.2. Апостольско-Православная Церковь Эстонии является частно-правовым юридическим лицом. 1.3. Наименованием религиозного объединения на эстонском языке является Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik. Сокращенное наименование на эстонском языке – ЕАÕК. Наименование Апостольско-Православной Церкви Эстонии на английском языке – Orthodox Church of Estonia, на французском языке – Eglise Ortodoxe d’Estonie, на русском языке – православная Церковь Эстонии. 1.4. Апостольско-Православная Церковь Эстонии в настоящем Уставе обозначена термином «Церковь». 1.5. Целью Церкви является оказание своим членам помощи в участии в принесенном Христом искуплении и воспитание Православия в учении, живой вере, твердой надежде и христианской любви через богослужения, таинства (сакраменты), слушание слова Божиего, религиозную образовательную и просветительскую работу, а также через благотворительность. 1.6. Основой учения и целенаправленной деятельности Церкви является Священное Писание (Ветхий и Новый Завет ), священное предание, основы учения православной Церкви (догматы), каноны святых апостолов и всемирных и местных церковных общин и отцов Церкви. Органы Церкви на основании настоящего Устава имеют право издавать административные акты, касающиеся деятельности Церкви. 1.7. Церковь имеет следующие обязательные религиозные службы: общие богослужения (утренняя, вечерняя, часовая служба, литургия); таинства (крещение, помазание, причащение (священная трапеза), исповедание грехов (исповедь), венчание, отпевание); различные молебственные службы, похороны умерших и заупокойные службы, водосвятие и церковные крестные ходы. Религиозные службы состоят из чтения Священного Писания, молебнов, песнопений и проповедей. Порядок проведения религиозных служб вместе с чтениями, молебнами и песнопениями предусмотрен Церковью в книгах о богослужениях, службах и песнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Священное Предание – 1) (в узком значении) та часть апостольской проповеди, спасительного апостольского опыта, переданного Церкви, которые не зафиксированы в текстах канонических Книг Нового Завета; 2) (в более широком значении) вся апостольская проповедь, весь спасительный апостольский опыт вообще, переданные Церкви; 3) (в самом широком значении) совокупность всех спасительных знаний, всего спасительного опыта Церкви; 4) способ сохранения и распространения Божественного Откровения .  « Древнейшим и первоначальным способом распространения Божественного Откровения является Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову » — говорится в Пространном христианском катехизисе. Поскольку Священное Предание по своему содержанию полностью соответствует  содержанию апостольской проповеди, и, следовательно, представляет собой богооткровенное учение, то оно называется также Апостольским. Священное Предание – непрерывная цепь передач в лоне Церкви спасительного знания и опыта от одного поколения людей к другому. При этом начальное звено этой цепи – в Боге . Механизм преемственного распространения Божественного Откровения засвидетельствован в Священном Писании , где говорится, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение ( 1Кор.11:23 ; Ин.17:8 ). Священное Предание – это не только видимая и словесная передача знания и исторических памятников, связанных с этим знанием, но и передача опыта духовной жизни и благодатного освящения. Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, войти в Церковь . Задача христианина – стать самому живым носителем Предания, сделаться звеном в непрерывной цепи передачи Богооткровенной Истины.

http://azbyka.ru/predanie-svyashhennoe

Предание 1. Понятие и проблема Предание как богословское понятие имеет двойной смысл: назначение (Tätigkeit) и тема (Gegenstand). А) Предание – это непосредственное продолжение непрерывной передачи веры, paradosis 123 – живая передача Евангелия, непогрешимое провозглашение веры, которое началось с апостолов и с тех пор постоянно продолжается в Церкви. Б) Предание – это и само послание, которое в неизменном виде передается в Церкви веками с апостольских времен 124 . Первоначальная апостольская проповедь по существу была вероисповеданием, kerygma 125 – свидетельством об Иисусе как Христе, Господе, Kyrios и Спасителе, распятом, воскресшем и восхваляемом. Апостолы были первыми свидетелями Истины. Их исповедание было основано на вере. В него входили Личность и деяния Христа, а также свидетельство об исхождении Святого Духа. Распространение этого свидетельства было главной задачей и главным назначением Церкви как миссионерского оплота. Таким образом, Церковь внутренне связана Преданием. Предание является не только апостольским, но и церковным. Ибо в дальнейшем Церкви было даровано апостольское послание. Со временем апостольская проповедь стала записываться. Новый Завет есть некое собрание апостольских свидетельств о Kyrios Jesus 126 . Основополагающий и единственный авторитет Священного Писания общепризнан всеми христианами. Церковь – хранительница Священного Писания. Через ее свидетельство Писание было признано и удостоверено как Слово Божие, и был установлен канон новозаветных книг. Священное Писание обретает авторитет не от Церкви; он утверждается под влиянием Духа – однако Церковь оглашает содержание Писания и отвергает «апокрифические» тексты. Церковь не ограничивается простым чтением Священного Писания. Ее задача возвещать евангельскую Весть о Спасении и провозглашать силу Евангелия – viva vox evangelii 127 . Поэтому Церковь непрестанно занимается толкованием апостольской керигмы. Вследствие этого Церковь должна выйти за пределы «буквы», чтобы раскрыть «Дух», то есть открыть Благую Весть, переданную в словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Первый отдел первого периода: мужи апостольские (70 –140 г.) Под именем мужей апостольских разумеются те учители Церкви Христовой, которые были ближайшими учениками апостолов и первыми после них трудились в распространении благовествования Христова, посредством писаний ( Рим. 1:16 ). Хотя, один из мужей апостольских – Поликарп и говорит, что «ни мне, ни другому, подобному мне, не достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который ревностно и твердо преподавал слово истины», тем не менее, мужи апостольские имели то незаменимое преимущество перед всеми последующими отцами Церкви, что были непосредственными очевидцами деяний самих апостолов и слушателями их живых, устных наставлений. По выражению святого Иринея, они «еще имели проповедь апостолов в ушах своих, и предание их перед глазами своими». По близости духа мужей апостольских к духу апостолов, их писания имеют своими отличительными свойствами неподражаемую простоту и искренность святого воодушевления. Утверждаясь на внутренней силе самой истины, а не на человеческом мудрствовании, мужи апостольские при изъяснении догматов Евангелия и церковных установлений и защите их от лжеучителей редко употребляли доводы разума – главнейшим основанием и опорою их наставлений служило учение апостолов, как наставников – богодухновенных руководителей ( 1Кор. 11:1–2 ). Эти наставления, нередко бывшие также плодом особенных откровений свыше (например, книга Ерма ), могущественно воздействовали на умы и сердца людей. И по внешней форме своих писаний мужи апостольские являются точными последователями своих святых учителей. Почти все их творения, вообще, немногочисленные и небольшие по объему, подобно писаниям апостольским, изложены простым и безыскусным языком в форме посланий или писем к разным частным Церквам или общинам. Из писаний мужей апостольских до нас дошли таковые: святого Климента Римского , святого Ерма , а также, святителей Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского . В число отеческих творений включено и не принятое в канон Священного Писания Послание апостола Варнавы .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Скачать epub pdf 1. Старое и новое в православном понимании Предания 1.1. Традиционное понимание. В 1915 году профессор Петербургской Духовной Академии Николай Сагарда издал книгу «Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви» 1 . Это сборник святоотеческих цитат, «по-профессорски» квалифицировано подобранных к различным богословским темам и, в том числе, к теме «Священное Предание». Тематическую классификацию учения святых отцов профессор Николай Сагарда провел на основе традиционного систематического или, что то же, схоластического богословия. При этом он исходит из понимания Предания как источника вероучения равного по достоинству Писанию, то есть исходит из того понимания, которое было традиционным для схоластического богословия. Согласно традиционному для школьного богословия представлению, многое из того, чему учил Христос, не было записано и передано апостолами устно 2 . Предание, тем не менее, не сделалось излишним и после появления Писаний, включивших в себя «все потребное для жизни и благочестия». Оно продолжало играть свою роль в жизни Церкви, не меньшую чем Писание. Да собственно, если Предание и Писание это одинаковые источники Христова учения, то удобнее считать (и к этому католицизм в схоластике пришел), что само Писание является частью более обширного, хотя менее концентрированного Предания. Предание, не вошедшее первоначально в Писание, впоследствии также было зафиксировано в различных формах церковной письменности. Проф. МДА канонист Владимир Иванович Талызин разделяет формы, в которых выкристаллизовалось устное Предание, на основные исторические источники учения Церкви 3 : 1) Древние символы веры , 2) Правила апостольские, записанные мужами апостольскими или их приемниками, 3) определения и правила Вселенских и некоторых поместных соборов, 4) Древние Литургии, 5) акты мученические, 6) древние церковные истории, 7) творения отцов и учителей, 8) древняя практика Церкви: посты, воскресные и праздничные дни, устройство храмов, богослужебные чинопоследования. 1.2. Осмысление православными Предания в XX веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Глава III. История источников церковного права А. На Востоке §9. Апостольские постановления и правила Первыми законодателями христианской церкви были Апостолы. По смерти их, христианские общины управлялись своими епископами по тем нормам, которые даны были в посланиях и преданиях апостольских и которых все держались с неизменною верностью, как общего и необходимого канона церковной жизни и дисциплины. Когда христианские церковные общины распространились далеко за пределы римской империи и когда поэтому возникла опасность забвения или искажения церковно-юридических норм, открылась потребность письменного изъяснения их, в форме положительных обще-обязательных правил: в конце III или начале IV вв. появляется несколько канонических сборников, содержание которых усвоялось самим Апостолам. Наиболее важными из них являются Апостольские постановления (Διαταγαс των υγων Αποστλων) и Апостольские правила (Καννες των γιων " Αποστλων). Апостольские постановления, в настоящем своём виде, представляют сборник из 8 книг, в котором соединены в одно целое три самостоятельных сборника, происшедшие в разные времена и от разных авторов. Первоначальное зерно постановлений Апостольских заключается в первых шести книгах. 12 К этому сборнику впоследствии были присоединены два других, в виде седьмой и восьмой книг его. Последний сборник (8-я книга), как самостоятельное целое, озаглавливаете: «Постановления св. Апостолов о расположениях»; по этому заглавию весь сборник из восьми книг получил название Апостольских постановлений. По времени происхождения первые 6 книг относятся ко второй половине III в., а две последние к IV веку. Церковные писатели IV в. (свв. Афанасий, Епифаний) говорят уже об Апостольских постановлениях, как об общеизвестной книге, и хотя не причисляют её к каноническим, однако же рекомендуют для чтения и объяснения в церквах. В 692 г. Трулльский собор, заметив, что в догматическом учении Ап. постановлений встречается нечто привнесённое еретиками, постановил, ради ограждения христианской паствы, «Климентовы постановления благорассмотрительно отложить» (прав. 2). Тем не менее составители церковно-юридических сборников продолжали пользоваться Апостольскими постановлениями, особенно 8-ю книгою их, в которой всего более содержится канонического материала. Отрывки из этой книги из греческих номоканонов перешли и в нашу печатную Кормчую. – На Западе Ап. постановления были мало известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Св. Евангелист Лука по свидетельству Евсевия 72 и блаженного Иеронима , 73 был уроженец Антиохии Сирской, главного города восточных владений Римской Империи. Антиохия славилась в то время цветущим состоянии наук и искусств. И св. Лука не был лишен, образования. Апостол Павел называет его врачом ( Колос. 4:14 ; сн. Евсевия Hist. Lib. III. сар. 4); блаженный Иероним замечает, что, по мнению древних, sermo ejus tam in Evangelio quam in Actibus Apostolorum camitior est et secularem redolet eloquentiam; 74 а древнее предание говорит, что он был вместе живописец, написавший изображения Апостолов Петра и Павла и три иконы Божией Матери. 75 Ориген замечает (в толковании на Рим. 16:21 ), что в его время некоторые считали св. Луку сродником Апостола Павла, упоминаемым в Послании к Римлянам (16:21) под именем Лукия или Люция. Древнее предание (у св. Епифания Haeres. LI.) ставит св. Луку в лик семидесяти учеников; это предание подтверждается тем, что из евангелистов один Лука упоминает об избрании семидесяти учеников ( Лук. 10:1–25 ). Таковое же предание (у Феофилакта), и на подобном же основании считает Луку спутником Клеопы из Иерусалима в Еммаус, когда воскресший Спаситель объяснял им находящиеся в писании предсказания о Мессии ( Лук. 24:13–35 ). 76 В книге Деяний Апостольских св. Лука о себе, как спутника Апостола Павла, начинает говорить с десятого стиха шестнадцатой главы, именно с того времени, как Апостол из Троады отправился в Македонию. Отсюда очевидно, что Лука вступил в общество спутников Павловых если не в Антиохии, откуда Апостол предпринял второе свое путешествие и откуда был родом сам Лука, то в Троаде. С сего времени т. е, с 51 или 52 по Р. X., Лука сделался неотлучным спутником Апостола Павла, именно из Троады через Македонию до Иерусалима, из Иерусалима в Рим на суд Кесаря ( Деян.16:10–28, 31 ). Св. Лука находился при Апостоле во время первых его уз в Рим, как видно из посланий, писанных в это время ( Кол. 4:14 , Филим, 24). И во время вторых уз Павла. Лука находился при нем, как ревностнейший и преданнейший ученик ( 2Тим. 4:10 ). Но с окончанием сказаний книги Деяний Апостольских жизнь и подвиги Луки становятся почти совершенно неизвестны, по причине разногласия свидетельств древних церковных писателей. Св. Епифаний (Haeres LI) думает, что Лука проповедовал Евангелие в Далмации, Галлии, Италии и Македонии. Священномученик Ипполит (у Миллия в предисловии на Евангелие Луки говорит, что Лука распят в Пелопоннезе; другие говорят, что он пострадал в Риме вместе с Апостолом Павлом; 77 иные говорят, что Лука умер в глубокой старости около 70 года по Р. Хр., на 84 году своей жизни, в Ахаии; с таким мнением согласен и блаженный Иероним, 78 когда о Евангелисте Луке засвидетельствовал, что он погребен в Константинополе, а в сей город кости его вместе с останками Апостола Андрея перенесены из Ахаии на двенадцатом году Констанция. § 34. Время написания Евангелия от Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010