Разделы портала «Азбука веры» Господь обещал апостолу Петру: « На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее » ( Мф. 16:18 ); « слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф. 3:21 ). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов ( Ин. 15:16 ), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: « Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви » ( Деян. 14:23, 6:6 ), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: « через возложение рук апостольских подается Дух Святой » ( Деян. 8:18 ). « Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства » ( 1Тим. 4:14 ). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: « Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » ( Тит. 1:5 ); « Рук ни на кого не возлагай поспешно » ( 1Тим. 5:22 ). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы. В итоге апостолами было основано 4 главных Поместных Церкви, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь. 1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов ( Деян. 2:1-41 ). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви. Список апостольской преемственности Иерусалимской Православной Церкви 2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел. Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви 3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

  ЦЕРКОВЬ Патриарх должен быть молитвенником! Алексей Рычков   Церковь – тело Христово, единство причастников Святого Духа. Единство в вере, таинствах и в молитве. " Продолжающаяся в веках Пятидесятница " . Не корпорация разномыслящих и разноголосящих миллионов. Патриарх в Церкви – первый епископ. Став первым, первым среди равных, он не перестает быть одним из них. Он продолжает нести епископское служение, дарованное ему по преемству через апостолов от Самого Христа. Служение руководства народом Божиим на пути в Небесное Царство. Служение передачи народу Божию благодатных даров. Служение слова. Служение молитвы. Ибо какое же учительство во Христе без молитвенного единения с Ним? Апостольское преемство – не одна лишь механическая чреда наследования административных полномочий. Это преемство в самом апостольском служении. Преемство даров Святого Духа – преемство в истинной вере, в истинном слове, в истинном деянии. И в истинной молитве. Ибо что за вера, что за слово и что за дело без истинного моления? " Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова " (Деян 6, 2-4). " Пещись о столах " – не дело предстоятелей Церкви. (Для этого избираются другие – однако и они должны быть исполнены Святого Духа и мудрости!) Дело апостольских преемников пещись о молитве и служении слова. " Право правящих слово Твоея истины " . Патриарх в поместной Церкви – первоверховный епископ. Первоверховный хранитель истинной веры. Ее блюститель. Не паства должна блюсти исповедание патриарха. Патриарх должен блюсти исповедание вверенной ему паствы. Он учитель веры. Но его учительство не может быть сведено к простому набору книжных знаний. Книжник, не наученный Царству Небесному, неизбежно погрешит в исповедании. " Богослов тот, кто чисто молится " , как бы высокопарно не звучал этот афоризм в наше время. Только настоящий молитвенник может быть богословом.

http://moral.ru/Prayer.html

С большим интересом ожидая Ваш ответ на озабоченность Автокефальной Православной Церкви Албании в отношении Предстоятеля новой Автокефальной Православной Церкви Украины, мы получили Ваше письмо от 20 февраля 2019 года и на заседании нашего Священного Синода 7 марта с.г. обстоятельно изучили его содержание. В силу огромной важности этого вопроса мы неизменно с искренним уважением обязаны дать некоторые объяснения и разъяснения. 1. В нашем письме от 14 января с.г. не было никаких сомнений в отношении ответственности и права Вселенского Патриарха предоставлять автокефалию всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. Наш вопрос касался, главным образом, процедуры и, в частности, одной крайне важной для православной экклесиологии проблемы. Очевидно, что содержание первых страниц Вашего ответного письма не имеет никакого отношения к сформулированному нами недоумению. И потому мы никоим образом не будем здесь упоминать о нем, а просто ограничимся тем, что, не находясь под каким-либо влиянием аргументации других автокефальных Церквей, отметим только три вопроса, которые имеют непосредственное отношение к духовной традиции и сознанию Православной Церкви: 1) Божественная Евхаристия; 2) апостольское преемство и 3) соборность. Наше беспокойство касалось, в частности, такой жизненно важной темы, как хиротонии епископов и апостольское преемство. А потому, прежде всего, была отмечена коварная роль самозваного «почетного Патриарха Киевского и всея Руси-Украины» Филарета и с богословской точки зрения выражена сдержанность в отношении законности совершенных им хиротоний, исходя из того, что божественная благодать не действует, когда совершителем является лицо, изверженное из сана, отлученное от Церкви и преданное анафеме, и что рукополагающий каноническим образом епископ действует не своей собственной силой, но от имени Церкви — единственной носительницы благодати Божией. Мы задаемся вопросом, а делает ли восстановление Филарета в каноническом чине автоматически законными совершенные им хиротонии?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5403659...

3. Об истинном священстве в Церкви Христовой Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры ( Еф. 4:11–12 ). Церковь Христова есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди – пастыри ее. Таким образом Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение чрез таинство священства. Что же такое таинство священства? Таинство священства это такое священное действие, в котором чрез епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от Св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий ( 2Тим. 1:6 ), то есть, благодать Св. Духа ( Деян. 20:28 ), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства. Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения; а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения. Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение не простой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий» ( 2Тим. 1:6 ), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). Где нет законно рукоположенного чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение священства, там нет и Церкви Христовой, там нет «совершителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ), нет благодати, а следовательно и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

I. Авторитет нашей современной церковной иерархии, ее права и полномочия именно как иерархии Богоучрежденной покоятся на историческом факте ее преемства от Апостолов. Таково учение Православной Церкви в настоящее время, таково было ее учение и в древности, в период Церкви " нераздельной " , как принято выражаться в богословской литературе Запада. Неудивительно поэтому, что и отделившиеся от Церкви инославные общества, не желающие порывать со своим церковным прошлым (как порывают протестанты), сохраняют это учение и очень дорожат апостольским преемством своей иерархии, если могут его доказать. Вопрос об апостольском преемстве неизбежно возникает и при всяких попытках воссоединения инославных обществ с Православной Церковью или, как любят ставить дело опять-таки на Западе, при суждении о правах той или другой самозарождающейся " Церкви " (старокатоличество и подобное) на признание в качестве составной части Церкви Вселенской. Об англиканской, например, иерархии имеется целая богословская литература, причем и противники признания этой иерархии, и защитники ее одинаково исходят из вопроса об апостольском преемстве: первые отрицают это преемство у названной иерархии, а вторые доказывают его. Спрашивается, как смотрит Православная Церковь на сохранившееся у инославных апостольское преемство иерархии? Имеет ли это обстоятельство в ее глазах какой-либо интерес, кроме исторического? Другими словами, влияет ли существенно наличие преемства на суждение нашей Церкви о данном инославном обществе, и в частности о его священстве? Существует мнение, отвечающее на поставленный вопрос решительным нет. Церковь Христова, говорят сторонники этого мнения, сознает себя единственной на земле сокровищницей спасающей благодати ( " верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь " ). Только у нее есть подлинно апостольская иерархия, раздающая спасительные Таинства. Отделившиеся от Церкви инославные общества, как бы они между собой ни различались, и имеющие якобы апостольскую иерархию, и не имеющие ее, и желающие иметь священство, и совсем священства не признающие, - все они сливаются для Церкви в одну общую, однородную массу лишенных благодати христиан только по неточному словоупотреблению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/380/...

VII. Священномученик Ириней Лионский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Quasten. Сщмч. Ириней родился ок. 130 г. в Малой Азии. По его собственному свидетельству, в детстве он знал св. Поликарпа Смирнского. Жил в Риме (возможно, учился в школе Иустина Философа). После 177 г. он стал священником в Галлии, а с 190 г. был возведен в сан епископа Лионского (Лугдунского). Согласно Евсевию, он скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г.). Св. Ириней по праву считается первым из великих отцов Церкви. С одной стороны, он завершает первохристианство, а с другой - начинает эпоху великих христианских богословов. До нас полностью дошла его книга, известная под названием «Против ересей». Полное ее название - «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания». Вся аргументация св. Иринея против гностиков может быть выражена в двух словах - «апостольское преемство». Но св. Ириней толкует его шире, чем просто преемство одной иерархии. Он видит в нем единство веры и жизни, которое было передано от начала Самим Христом, единство Церкви и ее жизни во времени и пространстве. «Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание Церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мира. Но как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины». Это предание дано Церкви самими апостолами, каждый из которых в отдельности и все вместе обладали полнотой Евангелия. Св. Ириней отвергает гностические евангелия и перечисляет четыре подлинных Евангелия. Он уподобляет их четырем столпам, на которых держится здание Церкви. Его критерием была полнота веры Церкви. Евангелия гностиков ложны, т.к. они чужды апостольского свидетельства. «Только то Евангелие истинно, которое передано от апостолов и сохраняется от их времени православными епископами без прибавок и сокращений».

http://sedmitza.ru/lib/text/434673/

Об истинном священстве в Церкви Христовой «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры» ( Ефес. 4: 11–12 ). Церковь Христова есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди– пастыри ее. Таким образом, Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение чрез таинство священства. Что же такое таинство священства? Таинство священства это такое священное действие, в котором чрез епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий“ ( 2Тим. 1: 6 ), то есть, благодать Св. Духа ( Деян. 20: 28 ), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства. Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения, а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения. Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение – непростой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий“ ( 2Тим. 1: 6 ), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею“ ( Деян. 20: 28 ). Где нет законно рукоположенного, чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение, священства, там нет и Церкви Христовой, там нет домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4: 1 ), нет благодати, а следовательно и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Разделы портала «Азбука веры» Не прикасайтесь к помазанным Моим… ( Пс. 104:15 ) История религии знает следующий назидательный случай: в журнале “Eagle” в 1913 году был опубликован памфлет баптистского пастора Дж. Росса “Некоторые факты о самозваном пасторе Чарльзе Т. Расселе, основателе Общества Сторожевой Башни”. Рассел предъявил в суд иск за клевету, но в ходе разбирательства дела вынужден был признать, что его в пасторы никто и никогда не рукополагал. Казалось бы, Росс из зала суда вышел победителем, но ведь сам баптизм был образован Джоном Смитом в 1633 году, т.е. всего лишь на 237 лет раньше общества Чарльза Рассела (“Исследователи Библии”, 1870). Невольно возникает, по крайней мере, два вопроса: что такое законное рукоположение в Христианстве, а также: имеют ли баптистские пасторы апостольское преемство ? Обратимся к Библии. После сорокалетнего скитания по пустыне, вывел Моисей сынов Израилевых в землю обетованную. Но по воле Бога не дано было войти в неё Моисею. Умер пророк в земле Моавитской, оставив после себя преемника. Из Библии мы узнаём, что преемство благодати было установлено Самим Богом: “И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух и возложи на него руку твою… и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых” ( Числ. 27:18,29 ). Так и поступил пророк: “И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею” ( Втор. 34:9 ). Но как в Ветхозаветные времена Бог Сам избирал пророков Израилю, так воплотившийся Бог Иисус Христос даёт власть своим Апостолам: “…как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” ( Ин. 20:21-23 ). Эту власть Господь дал двенадцати ученикам и, впоследствии, апостолу Павлу. Последний подвизался в Христовой Церкви и не создал другую, скажем, для язычников. Другое дело, что в Пятидесятницу Апостолы были крещены Святым Духом: «…но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). Эти же дары получили в тот день ещё около трёх тысяч человек, крестившись во имя Иисуса Христа. Но власть прощать или оставлять грехи, поставлять священство от имени Бога, дана только Апостолам.

http://azbyka.ru/kto-prinimaet-vid-apost...

Разделы портала «Азбука веры» Я выходец из протестантизма. И там существует учение, о Вселенской Церкви. Мол, есть поместные церкви (в которые христиане ходят), а есть Вселенская (невидимая) Церковь. К ней принадлежат все те, кто исповедует Иисуса Христа своим Господом и Спасителем (то есть все конфессии). Ересь ли это? Если ересь, как доказать несостоятельность этого учения? 5 Ответов Согласно Писанию, Господь Иисус Христос создал одну Церковь: не две, не множество, а именно одну. И именно эта Церковь является столпом и утверждением истины ( 1Тим.3:15 ). И именно эта Церковь является Телом Христовым ( 1Кор.12:27 ). Одним из признаков этой Церкви является истинность хранимого и проповедуемого ею спасительного учения. Другим признаком является древность происхождения: от апостолов. Третий признак: преемственность церковной иерархии. Католическая Церковь имеет древнее происхождение, соблюдает принцип преемственности иерархии, однако, её учение не соответствует апостольскому, так как она неоднократно вносила в него существенные изменения, изобретая и утверждая новые догматы. Протестантские деноминации не соответствуют критерию древности, не соблюдают принцип преемственности иерархии, не имеют не только всецело истинного, но даже и просто единого вероучения (следовательно, не соответствуют названию “столп и утверждение истины” ( 1Тим.3:15 ), характеризующему именно истинную Церковь (истина не может противоречить сама себе)). Истинная Церковь, созданная и возглавляемая Христом, издревле и называется Вселенской. Она, как “столп и утверждение истины” усвоила себе это название. А если какая либо религиозная община, не составляющая часть Вселенской Православной Церкви, присвоит это название себе или закрепит его за каким-ли воображаемом ею религиозным сообществом, это не сделает её или другое сообщество той действительно истинной и спасительной Церковью, которая создана Христом и о которой Он сказал, что врата ада её не одолеют. См. подробней об этом вопросе здесь: Нужен ли православному экуменизм?

http://azbyka.ru/vopros/chto-oznachaet-t...

Апостольская Церковь, по изображению ее в книге Деяний Апостольских Игнатия, Архиеп. Воронежского I. Общий состав Церкви Все вообще члены, составляющие Церковь , именуемую, – как сказано в Символе Веры , между прочим, – Апостольской, назывались внутри своего общества Верующими, Святыми, Учениками, Избранными, Братиями, Христианами; а вне общества сторонними называемы были по большей части Христианами и изредка – Назореями. Они составили царство Божие на земле не из одного только народа, не из иудеев только, но из всех народов, без всякого различия племен, полов, возрастов. Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ Богоугождения, единство Божие, единство Святителя исповедания нашего, Иисуса Христа, единство способа оправдания, единство упования. Впрочем, все сие, чем сделалась Церковь Христова, не есть какое-либо учреждение новое, неожиданное, но древнее, предопределенное свыше, предсказанное Пророками, началом своим касающееся самого начала мира, и оттуда, сквозь весь ряд древних Божественных учреждений Богоугождения, дошедшее до своего времени, как истина, заключавшаяся в образах. См. «Беседы Апостола Петра, в Иерусалиме и Кесарии бывшия». По таким-то понятиям Церковь в Символе веры именуется единою, святою, Соборною, Апостольскою. II. Священноначалие Особое сословие в общем составе Церкви представляют священные служители ее. Вся жизнь апостола Петра – свидетельством тому. Здесь особо упомянуть должно о том только, что такое служение сделалось передаваемым, и способ сообщения оного, друг другоприимательный или преемственный, вполне раскрыт в самом обществе Апостольском, как то видно в нем избрание в апостольство рукоположение в епископство, рукоположение в диаконство, рукоположение в пресвитерство. Полный состав служителей Церкви Апостольской представляется в лице а) Апостолов, потом епископов, б) пресвитеров и в) диаконов, сперва только юношей, по-гречески νε τεροι, по соответствию с именем пресвитеров. Это три различные степени священноначалия, в порядке друг-другоприимательном. Об Апостольской не говорим; она была чрезвычайна. Называем звания степенями, по ясным словам Писания и по самой действительности, из которой видно, что не все священнодействия равно предоставлены были всем служителям Церкви, но некоторые из священнодействий были исключительно совершаемы только высшими служителями, как то сперва самими Апостолами, а после – епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010