Зачем нужен Всеправославный Собор и почему он не должен никого смущать (+видео) 31 мая, 2016. Инокиня Васса (Ларина) Как бы отреагировал православный интернет, если бы некрещеный император созвал первый Вселенский Собор сегодня? В своем популярном шоу «Кофе с сестрой Вассой» инокиня Васса (Ларина), член комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по каноническому праву и по вопросам Литургии и церковного искусства, отвечает на вопросы зрителей о предстоящем Всеправославном Соборе. Кому нужен Всеправославный Собор? Меня немножко удивляет этот вопрос. Но, действительно, задается такой вопрос даже нашими православными священниками — кому нужен вообще Всеправославный Собор? На самом деле, православным епископам нужно собираться на Соборы. Есть такой принцип в канонических правилах Православной Церкви с самых древних времен и вплоть до седьмого Вселенского Собора — начиная с первого Вселенского Собора и даже с апостольских правил. Можно назвать эти правила. Есть 5-е правило первого Вселенского Собора, что дважды в год должны собираться областные епископы. Есть 37-е апостольское правило, что также дважды в год должны собираться епископы. Конечно, те древние правила касались церковного устройства того времени. Но принцип этих правил таков, что епископы должны собираться не только на уровне поместной Церкви, но и на более высоком уровне. Если посмотреть 34-е апостольское правило, то есть такие вопросы, которые выходят из обычных границ епархиального устройства или даже вопросов поместной Церкви. И в наше время, конечно, есть такие вопросы. Например, вопросы о Таинстве брака, вопросы церковного устройства, особенно заграницей, где совместно присутствует не одна Православная Церковь, а разные поместные Церкви, например, в Америке. Так что вопросы автономии будут обсуждаться на предстоящем великом и святом Соборе. Вас не смущает, что этот Собор не похож на Вселенские? Можно в интернете прочитать, что некоторые называют этот Собор якобы Вселенским. Таких претензий у этого Собора нет. И вообще, история названия какого-либо Собора Вселенским гораздо более сложна, нежели кто-то назвал его так заранее, и все считали Собор — Вселенским. Нет, это более сложный вопрос рецепции. Так что тут не надо смущаться. И я не смущаюсь. Не надо смущаться тем, что этот предстоящий Собор тем или иным аспектом отличается от того, как созывались Соборы в древности.

http://pravmir.ru/zachem-nuzhen-vsepravo...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 4. Апостольский собор и возвращение в Антиохию Мы переходим к рассказу об Апостольском Соборе – событии, имевшем решающее значение для дальнейшего развития церковной миссии. Апостольский Собор узаконил тот способ принятия в Церковь язычников, который на практике уже применялся апостолами, но на него требовалась общецерковная санкция. Одновременно он сделал решающий шаг в сторону освобождения Церкви от влияния иудаизма, отказа от иудейских обычаев и становления христианства как самостоятельной, вселенской религии, не привязанной к тому или иному этносу, той или иной территории. Для восстановления хода событий мы должны обратиться к двум источникам: 15-й главе книги Деяний и 2-й главе Послания к Галатам. Как мы уже говорили, в отношении второго источника в науке существует разногласие: одни ученые полагают, что в нем описывается посещение Иерусалима во время голода, другие – что речь в нем идет о путешествии на Апостольский Собор. В настоящей главе мы сможем подтвердить вторую точку зрения при помощи сопоставления двух рассказов, выявляя то, что между ними общего, и то, чем они отличаются. 1. Апостольский собор: свидетельство Луки Созыв Собора Согласно книге Деяний, причиной созыва Собора в Иерусалиме стали серьезные разногласия между христианами, обращенными из иудаизма, и лидерами антиохийской общины, где в течение долгого времени велась миссионерская работа среди язычников. Ареной споров сначала стала Антиохия, затем они перекинулись в Иерусалим, а Павлу и Варнаве пришлось поехать туда, чтобы принять участие в дебатах: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу u Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела ( Деян. 15:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VII. Русская Православная Церковь в послевоенные годы К оглавлению Поместный Собор открылся 31 января 1945 года в храме Воскресения в Сокольниках. В деяниях Собора участвовало 47 епископов, и среди них митрополиты: Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) - митрополит Северной Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян. Собор 1945 года далеко превзошел Собор 1917 - 1918 годов по авторитетности и числу гостей от братских Православных Церквей. На Собор в Москву пожаловали: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос-Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха - митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимского - митрополит Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржешским Иосифом. После торжественного молебна Собор открыл его Председатель -Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Алексий. «По величию собрания и по составу собравшихся, - сказал он, - это поистине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, вся Православная Святая Соборная Апостольская Церковь. Но мы смиренно ограничиваем свои полномочия и будем обсуждать и решать дела лишь своей Русской Православной Церкви». Главными задачами Собора Местоблюститель назвал утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью» и избрание Патриарха. С приветствиями к членам Собора обратились Патриарх-Католикос Каллистрат, почетные гости из-за рубежа. С докладом о патриотической деятельности Церкви во время Великой Отечественной войны выступил митрополит Алексий. Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях по докладу выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского Института - профессор протоиерей Т.Д.Попов, профессор Г. П. Георгиевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

Вопрос о составе будущего собора есть один из важнейших вопросов, подлежащих решению при подготовительной работе к собору. Поднимается этот вопрос довольно редко и решение его для некоторых кажется очевидным: собор будет состоять из епископов русской Церкви и, быть может, нескольких архимандритов и протоиереев; миряне же на него не будут допущены. Но такое решение вопроса не соответствуя ни духу христианства, ни древней канонической практике, ни требованиям жизни, лишило бы собор значительной доли нравственного авторитета, нравственного влияния на общество и не привело бы к ожидаемому от собора обновлению церковной жизни. Собор епископов русской Церкви не будет собором русской Церкви. Он объединит и оживит только Иерархию, но ни народные распри, ни существующее разделение между мирянами и иерархией от этого не уменьшатся. Эхо будет коллегия иерархов-епископов, где-нибудь при закрытых дверях рассматривающая и решающая церковные вопросы, столь же непонятная и чуждая народу, как чужд и непонятен ему Св. Синод. Всякое разобщение между членами тела непременно ведет к ослаблению и даже к прекращению жизни тела. Поэтому сила и крепость Церкви, тела Христова. зависит от живого непосредственного общения между всеми ее членами. Главная причина подавленности, слабости, можно сказать, окаменелости нашей церковной жизни лежит в разобщенности не только отдельных членов иерархии и народа между собою, но и в разобщенности иерархии, как целого, от мирян. Иерархия у нас носит характер особой, чуждой народу организации с особыми, иногда противоположными интересам народа, интересами. Собор, состоящий из одних епископов, только санкционировал бы самым фактом такое положение вещей, и это в то время своего созвания, когда организация враждебных Церкви сил поражает своею стройностью и сплоченностью. «Где двое или трое собраны во имя Мое, – говорит Глава Церкви, – там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ). Христос обещает верующим пребывать среди них только тогда, когда они собраны во имя Его, так как только тогда они составляют Церковь ( Мф. 18, 17 , ср. Деян. 1, 4 по русск. тексту). Собранность, соборность есть, таким образом, существенный признак Церкви. Христос не определяет, кто должен составлять этот собор, эту Церковь . Он требует лишь, чтобы двое или трое собрались во имя Его, и следовательно, право участвовать в этом соборе имеет всякий, носящий имя Христово, всякий христианин. И в апостольской Церкви различие положения мирян и клира не вело к разделению их не вело к нарушению принципа соборности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Содержание Каноны Церкви О Значении Священных Канонов Дополнительные мысли О Книге Правил Епископ Никодим (Милаш) Основные правила О правилах святых Апостолов О правилах вселенских соборов О правилах поместных соборов О дополнительных правилах О правилах святых отцов Правила Святых Апостолов Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Правила Вселенских Соборов I Вселенский Собор II Вселенский Собор III Вселенский Собор Послание III Вселенского Собора к Памфилийскому собору IV Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 V-VI Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Сокращения Примеры Каноны и Церковная Жизнь (Прот. В. Цыпин) Значение канонов: вечное и временное Компетенция Соборов, их состав Церковное судопроизводство Приход, его границы Церковный и гражданский брак Правила Анкирского Собора Правила Неокесарийского Собора Правила Гангрского Собора Правила Антиохийского Собора Правила Лаодикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Сардикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Карфагенского Собора Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Послание Африканского Собора к Папе Келестину Правило Константинопольского Собора Правила Константинопольского Двукратного Собора Часть 1 Часть 2 Правила Собора бывшего во храме Премудрости Слова Божия Приложение Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в 1932 г. в Сремских Карловцах, Относительно Масонства О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) Действия, существенно нужные для Российской Церкви Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие Заключение Примечания об Обер-прокуроре и Попечителе     Каноны Церкви Св. Василий Великий в девяностопервом правиле, взятом из двадцать седьмой главы его творения о Св. Духе, говорит: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания – по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания». В следующем, девяностовтором правиле Св. Василий вновь возвращается к значению предания: «Думаю, что это Апостольское правило, чтобы мы держались неписанных преданий, как говорит Апостол Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ), и в другом месте: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Коллектив авторов Состав апостольского и древних поместных соборов В I веке на апостольском Иерусалимском соборе кроме апостолов и пресвитеров («старцев») были «братия» или «вся церковь » ( Деян. 15:12, 22–23 ), следовательно первый христианский собор был всецерковным собранием. Во II веке по случаю ереси Монтана «верующие начали часто и во многих местах Азии собираться и, исследовав новое учение, объявили его нечестивым и отвергли как еретическое: тогда преданные ему отлучены были от церкви и лишены общения с нею» (Церковн. история Евсевия). Достопримечательно, что в древнейшем церковном номоканоне – апостольских постановлениях – самое слово «собор» употребляется для обозначения не церковно-учредительного собрания, а молитвенного, богослужебного 32 . Ясно, что в сознании христиан того времени собор, как учредительный акт, по составу лиц не отличался от собора, как богослужебного собрания, был как и последнее – всецерковным собранием. Одним термином «собрание» Тертуллиан в своей «Апологии» называет и молитвенные собрания и церковные суды и распорядительные собрания, и законодательные. В III веке, когда возник вопрос о том, как поступать с отрекшимися от Христа во время гонений и потом снова обращающимися к церкви, св. Киприан, архиепископ Карфагенский, заявил: «надлежит, составив общий совет с епископами, пресвитерами, диаконами, исповедниками и твердыми в вере мирянами, рассудить о деле падших». Было бы заблуждением думать, что здесь высказывается только личное мнение св. Киприана относительно состава собора: нет! Точно также рассуждали тогда и представители Римской церкви, с которыми сносился по этому предмету св. Киприан. На поместном Эльвирском соборе в 309 году, издавшем многие очень важные определения касательно церковной дисциплины, было 10 епископов, 26 пресвитеров, диаконов, и великое множество народа. Римский поместный собор 465 года под председательством папы Илария состоял из 98 епископов и всех пресвитеров и диаконов. Римский поместный собор при папе Геласии в 495 году состоял из 55 епископов, 58 пресвитеров, 2 сановников и неопределенного числа диаконов. Весьма многочисленный поместный Константинопольский собор в 536 г. при патриархе Мине имел в составе своем между другими членами и весь клир столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТЕРАНСКИЙ IV СОБОР (11-30 нояб. 1215), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XII вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием III (1198-1216). Подготовка Л. С. Папа Иннокентий III объявил о намерении созвать «всеобщий Собор в соответствии с прежним обычаем святых отцов» (generale concilium juxta priscam sanctorum patrum consuetudinem) в булле «Vineam Domini Sabaoth», опубликованной 19 апр. 1213 г. (PL. 216. Col. 823-827). Непосредственным поводом для созыва Собора могло стать успешное для папы Римского разрешение конфликта с кор. Англии Иоанном Безземельным (1199-1216). В нач. 1213 г. англ. послы в Риме согласились принять условия Иннокентия III, а король признал себя вассалом папы Римского. Однако, по мнению большинства исследователей, Иннокентий III намеревался созвать Собор еще с начала своего понтификата. Согласно регистрам папской канцелярии, экземпляры буллы «Vineam Domini Sabaoth» были разосланы архиепископам, епископам и настоятелям мон-рей в Зап. и Центр. Европе, Иерусалимском королевстве, Латинской империи (как лат., так и греч. прелатам) и на о-ве Кипр, а также армянам (с 1198 они состояли в унии с Папским престолом; см. Армянская Апостольская Церковь ) и маронитам . Впервые приглашения на Собор получили также мн. светские правители, в т. ч. почти все европ. монархи (кроме Иоанна Безземельного, отлученного от Церкви), руководители монашеских и духовно-рыцарских орденов. Основными задачами Собора провозглашались организация крестового похода для освобождения Св. земли и реформирование Церкви (ad recuperationem videlicet terrae sanctae ac reformationem universalis Ecclesiae). Открытие Собора должно было состояться спустя 2 с половиной года после издания буллы - 1 нояб. 1215 г. Т. о., Иннокентий III нарушил сложившуюся в XI-XII вв. традицию созывать Соборы в Риме в период 40-дневного поста или на Пасху. В Римской курии началась подготовка проектов соборных постановлений ( Baldwin. 1961). Участники Л. С.

http://pravenc.ru/text/Латеранский IV ...

Поражение арианства в пределах вост. части Римской империи было предопределено гибелью в битве при Адрианополе, 9 авг. 378 г., покровителя арианства, вост. имп. Валента. Православные на Востоке получили возможность восстанавливать свои позиции на основании закона от 378 г. зап. имп. Грациана о религ. свободе, к-рая давалась всем, кроме манихеев (см. ст. Манихейство), фотиниан и евномиан (см. ст. Евномий). В янв. 379 г. на переговорах имп. Грациана с военачальником Феодосием (впосл. имп. св. Феодосий I Великий), во время к-рых Феодосий был назначен вост. императором, несомненно речь шла и о церковных делах, о возможности нового Вселенского Собора. Глубокие раздоры православных 2 частей империи сделали невозможным их общий Собор. Но политика обоих императоров теперь была уже прямо направлена к торжеству Православия. Новый эдикт имп. Грациана от 3 авг. 379 г. дозволял исповедовать только Никейскую веру и запрещал все ереси. Имп. св. Феодосий 28 февр. 380 г. предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Петр, Александрийский епископ, муж апостольской святости, то есть чтобы мы веровали согласно апостольскому и евангельскому учению во единое Божество Отца и Сына и Духа Святого в равном величестве и во Святой Троице (sub pia Trinitate)» (CTh. 16. 1. 2). Арианские епископы Лукий Александрийский, Димофил К-польский и др. были изгнаны. Правосл. еп. Петр II Александрийский смог вернуться в Александрию. В К-поле правосл. община уже пригласила свт. Григория Богослова, но вся его паства могла поместиться в зале частного дома, где свт. Григорий устроил церковь. После торжественного входа в К-поль имп. св. Феодосия (24 нояб. 380) все храмы столицы были отданы православным; свт. Григорий описывает, как сам император в сопровождении множества воинов, при негодовании ариан, вводил его в собор Св. апостолов (Greg. Nazianz. De vita sua//PG. 37. Col. 1119-1121). Единство православных в К-поле было омрачено тем, что еп. Петр Александрийский пытался заместить на столичной кафедре свт. Григория Богослова своим ставленником, Максимом Киником. В Антиохию смог вернуться свт. Мелетий, еп. Антиохийский. Однако правосл. община сир. столицы была расколота. Если большая часть поддерживала свт. Мелетия, к-рого в свое время поддерживал свт. Василий Великий, истинный вождь православных в вост. части империи, за противника свт. Мелетия, еп. Антиохийского Павлина III, были Дамас I, папа Римский, и еп. Петр Александрийский. После смерти свт. Василия авторитетнейшим правосл. иерархом на Востоке стал свт. Мелетий Антиохийский, осенью 379 г. созвавший Собор 153 епископов. Этот Антиохийский Собор догматически предварил II Вселенский Собор, утвердив учение каппадокийцев о Св. Троице (божество Духа Св., Бог - «единая Природа в трех Ипостасях»). Имп. св. Феодосий, управлявший вост. частью империи, назначил открытие Собора вост. епископов в К-поле на май 381 г.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

ДЕЯНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА Подобным образом, в третий день ноябрьских календ, в то же консульство, в той же святейшей церкви, когда заседали прежде означенные знатнейшие и славнейшие сановники и тот же святой и вселенский собор, славнейшие сановники сказали: «необходимая забота об общественных делах государства оставлена, потому что высочайшею властью нам повелено на святом соборе постоянно заниматься верою. А так как нам невозможно надолго отвлекаться от необходимых дел государства: то, заботясь о скорейшем решении вопросов, просим святой собор прежде всего сказать, придумал ли он что лучшее о святейшей церкви ефесской, иного ли нужно рукоположить ей епископа, почтеннейшему ли Вассиану снова принять епископство, или почтеннейшему Стефану быть епископом? Ибо все, что их касается, как известно самому святому собору, вчерашнего дня достаточно было рассмотрено». Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «мне думается, если угодно и святому собору, что ни тот ни другой из них не может быть епископом этого города, но должно рукоположить другого, потому что они завладели епископством вопреки канонам; а они будут иметь только епископское достоинство и содержание от этой церкви». Пасхазин, почтеннейший епископ, занимающий место апостольского престола, сказал: «епископы Вассиан и Стефан, как показало дознание, оба нехорошим порядком овладели церковью ефесскою. Поэтому, если согласен весь святейший собор, по устранении их, пусть поставлен будет другой по канонам». Луценций, почтеннейший епископ, занимающий место апостольского престола, сказал: «незаконно обоим им оставаться». Юлиан, почтеннейший епископ косский, также местоблюститель, вместе с римскими, апостольского престола, сказал: «нет; оба они должны быть низложены». Славнейшие сановники сказали: «так как на неоднократные наши просьбы и требования – произнести мнение об епископстве святейшей церкви ефесской – решительного ответа от всех не дано, то пусть вынесено будет на средину святое и честное евангелие». После того как святое евангелие вынесено было (на средину), славнейшие сановники сказали: «мы снова предлагаем святому собору подобную просьбу, пред лицом достопоклоняемого евангелия, и просим вас – не оскорбить ни кого-либо из двоих, если кто из них достоин опять получит епископство, ни упомянутую церковь , если и тот и другой недостоин, но постановить определение, угодное Богу и достойное, приличное и полезное этой святейшей церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010