«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Символы веры раннего христианства Свидетельства веры ранней Церкви: Апостольский Символ веры, выдержки из творений Иринея Лионского, Тертуллиана, Григория Чудотворца, Дионисия Римского. Символы веры раннего Христианства Символ веры — краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином. Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей: – Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т. е. вера в Троицу. – Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения. – Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение. – Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем. Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из–за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры. Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь — это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это — дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4 :2–3). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова. Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух — это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух . Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКЕО-КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ Вероопределение II Вселенского Собора в К-поле (381); принят в качестве главного исповедания веры как правосл. Церковью, так и ориентальными нехалкидонскими Церквами и с добавлением Filioque - католич. Церковью и умеренными протестантами - англиканами и лютеранами, т. е. подавляющим большинством христиан. Древнейшее название Н.-К. С. в.- «вера 150 отцов» (по числу отцов Вселенского II Собора). Текст Символа: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло. Ради нас человеков и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, Царствию Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, вместе с Отцом и Сыном покланяемого и славимого, проглаголавшего чрез пророков. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь» (ACO II. Vol. 1(2). P. 276). В основу Н.-К. С. в. был положен Никейский Символ веры - Символ Вселенского I Собора , к-рый впосл. перестал употребляться, хотя еще Вселенский III Собор знает только его и не упоминает о Символе 381 г. (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 12-13; ДВС. Т. 1. С. 222). Мысль о необходимости восполнить Никейский Символ высказывалась отцами-каппадокийцами (см. Каппадокийская школа ). Свт. Василий Великий , неоднократно заявлявший о достаточности Никейского Символа ( Basil.

http://pravenc.ru/text/2565340.html

1. Наставление оглашенных в христианской вере Во время приготовления своего ко св. Крещению оглашенный обязан, согласно апостольскому наставлению, издревле принятому (Лаод. собора прав. 7) церковию в основание учения благочестия для вступающих в нее и указующему христианам в настоящей жизни преимущественно на веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему ( 1Кор. 13:13 ), изучить руководство в вере христианской – Символ, содержащий краткое изложение веры, необходимой всякому верующему; руководство к надежде христианской – молитву Господню или молитву верных и иные молитвы, особенно молитву ко Пресвятой Богородице, извлеченную из слов Архангела Гавриила, благовествовавшего Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия; наконец, руководство к любви христианской – заповеди Божии, заключающиеся в десятословии. Начало обычая произносить пред Крещением исповедание или Символ веры вкратце указано Самим Спасителем, установившим Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и апостолами, при которых крещаемый или призываемый в церковь Христову, «исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (Тим. 6:12). Так произнес пред Крещением исповедание веры евнух ( Деян. 8:37 ). Впоследствии в 364 г. 7 правилом Лаодикийского собора постановлено присоединять к церкви по изучении символа веры . Первоначально Символ веры пред Крещением произносили апостольский (Постановл. Апостол. кн. 7, гл. XLII. Тертул. в прещениях против еретиков, 13), а потом никео-цареградский, составленный первым и вторым вселенскими соборами в 325 и 381 годах. Отцы первого всел. собора, изложив Символ веры , говорили: «Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при оглашении и при восприятии Крещения, как научились божественных писаний: так веруем и теперь и представляем вам нашу веру» (Сократ, «Церковн. истор.», кн. 1, гл. 8). Об изучении молитвы Господней верующими свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. VII, гл. 25, 45). Тертуллиян в книге своей о молитве (О молитве, IX), св. Златоуст (Златоуст в XIX беседе на Мф., 5), бл. Августин (Августин в 42 слове говорит, что молитву Господню оглашенные начинали учить за неделю до Крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) I. Символы и исповедания веры ИБО Я ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПРЕПОДАЛ вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор 15, 3–4 ): эти истины представляют собой уже нечто вроде краткого Символа христианской веры. Есть и другие; как, например, утверждение: Иисус – Сын Божий; а также то, которое ясно выражено в финале Евангелия от Матфея (28, 19): Троичный Бог – Отец, Сын и Святой Дух. Собранные в краткие, точные определения, соединенные в единое целое, они составляют содержание первых исповеданий веры. Было совершенно нормально, что раннее христианство излагало суть Вести, которую оно должно было нести народам, в законченных формах. Оно делало это ради поддержания единства веры. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф 4, 5 ). Со временем к требуемому от катехумена исповеданию веры, к Символу, который он должен был знать и уметь повторить, добавятся новые формулы, полученные в результате исследований и дискуссий об основных истинах, а также уточнения, необходимость которых вызвана заблуждениями и ересями, посягавшими на эти истины. Не изменяя своей природы, проливая свет на некоторые аспекты, развивая некоторые важнейшие пункты, различные Символы продолжают утверждать ту же христианскую веру. Принятые Учительством Церкви, которая ввела Символы в литургию, сделав закон молитвы нормой веры, обнародованные Вселенским Собором, одобренные либо формально одним из пап, либо – молчаливо – епископами, Символы, со своими прямыми утверждениями, обладают бесспорной догматической ценностью. В этих внешне сухих формулах, чья сдержанность вызвана, однако, насыщенностью самих Тайн Божиих, проявляется жизнь Церкви, которая дорожит ими и ставит в центр всего христианского бытия. Апостольский символ В X в. этот Символ уже был в употреблении во всей Западной Церкви. Карл Великий ввел его в число законов своей империи. Сущностное тождество связывает его с одним текстом, упомянутым в проповеди Цезария Арльского (ум. 543), и с другим, цитированным епископом Маркеллом Анкирским в 340 г. Апостольское Предание, литургический канонический сборник, датируемый 215 г., позволяет, оставаясь в том же «русле», восстановить этот крещальный Символ. Можно вернуться еще дальше назад, поскольку один из литургических текстов конца II в., сообщенный папирусом из Дер-Бализеха, приводит исповедание веры в Троицу, объясняющее заключительные стихи Евангелия от Матфея (28, 19). Игнатию Антиохийскому (нач. II в.), Иустину (ум. ок. 165), Иринею Лионскому (ум. ок. 202) были известны подробности, касающиеся Христа, которые можно было бы связать с Credo Первого послания к Коринфянам (15, 3–5). Исповедания Троицы и Христа сливаются в одно в Символе, произносимом крещаемыми и являющемся для них знаком признания, единения и свидетельством взятой ими на себя ответственности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение второе. О вере и любви, яже о Христе Иисусе § 13 Через Христианскую веру означается оная спасительная истина, что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Мессия, Праотцам обетованный, Пророками предвещенный, Иудеями чаянный и посланный от Бога в мир удовлетворить правосудию Божию за грехи человеческие, возвестить людям путь правый, сказать суд грядущий и уверить их о жизни будущей. К сему о вере учению присоединяет Апостол Павел несомненное упование: вера, глаголет он, вера есть уповаемых извещение; ( Евр. 11:1 ) есть сильное удостоверение о Божиих обетованиях и твёрдое чаяние исполнения оных; есть источник всех тех возвышенных побуждений, коими смертные одушевляются чистейшим услаждением к произведению всякого блага на земли, к несомненному упованию воздаяния на небесах. Выше же, в § 2-м сказано, что создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем. Все сии спасительные предметы объемлем верою и упованием, по Апостольскому учению; таково же учение о вере и в Символе веры . § 14 Символ веры начинается так: Верую во единого Бога и проч.; и по числу трёх Божественных лиц можно разделить Символ веры на три части, то есть на науку о Боге Отце, на науку о Боге Сыне, и на науку о Боге Духе Святом, и на четыре прибавления: о Церкви, о Святом крещении и других благодатных таинствах, о воскресении мертвых, и о жизни будущей. § 15 Символ веры о Боге Отце внушает нам: что Он всех видимых и невидимых тварей Создатель, Вседержитель и Промыслитель: ecu о Нем живем, движемся, и есьмы. ( Деян. 17:28 ) Сии действия Божии всем трём Божественным лицам общие: но в Символе веры , для различия Божественных ипостасей, и внешними действиями к Богу Отцу относятся, яко первой в Божестве Ипостаси. § 16 Символ веры о Боге Сыне вещает нам: что Он от Бога Отца прежде век рожден, и есть Бог истинный от Бога истинного, яко свет от света, единосущен Отцу и Святому Духу; по пришествии своём на землю нас ради человек и нашего ради спасения от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, родился, и есть совершенный Бог и совершенный человек, Искупитель и Ходатай всемирный; во удовлетворение правосудию Божию за грехи всего мира страдал, умер, в третий день воскрес, по четыредесяти днях своего из мертвых воскресения вознесся на небо, и паки приидет в последний миробытия день судить живых и мертвых для достойного коемуждо по делам воздаяния. § 17

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Часть Первая. О Вере. О Символе веры вообще и о его происхождении. 66. ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ ВЕРЫ? Символ веры есть кратко и точно описанный предмет веры христиан. 67. КАК ЧИТАЕТСЯ СИМВОЛ ВЕРЫ? 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь. 68. КЕМ СОСТАВЛЕН СИМВОЛ ВЕРЫ? Учение о вере так изложили отцы первого и второго Вселенских Соборов. 69. ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР? Вселенский Собор — это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. 70. СКОЛЬКО БЫЛО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ? Вселенских Соборов было семь: 1-й — Никейский (325г.); 2-й — Константинопольский (381г.); 3-й — Ефесский (431г.); 4-й — Халкидонский (451 г.); 5-й — Константинопольский второй (553г.); 6-й — Константинопольский третий (680г.); 7-й — Никейский второй (787г.). 71. ОТКУДА ВЗЯТО ПРАВИЛО СОБИРАТЬ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ? Правило собирать Соборы основывается на примере апостолов, которые созвали Собор в Иерусалиме (см. Деян 15). Основанием для этого служит также изречение Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую силу, что нарушающий их оказывается лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор. “Скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф 18.17).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Во что мы верим? (Объяснение символа веры) В данной книге святитель Николай Сербский размышляет над строками Символа веры — самого краткого и емкого исповедания христианской веры. Символ веры читается крещаемым (или крестными) перед таинством Крещения, Символ веры поется верующими на Божественной литургии. основы православной веры   Святитель Николай Сербский   во что мы верим? (объяснение символа веры)   СИМВОЛ ВЕРЫ Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Верую во единаго Бога… Кто сеет семя доброе по целине? Одаренный словом так не делает. Одаренный словом сделает по Слову Божьему. Он сначала раскорчует ниву, расчистит ее от бурьяна и тогда только посеет семя доброе. Нива — это душа человеческая, бурьян — многобожие, доброе семя — вера во единаго Бога . Сегодня вам кажется, что веровать в одного единственного Бога совершенно естественно и просто, а верить во множество богов смешно и странно. Но так было не всегда. Были времена, когда на всем свете только несколько человек верили во единаго Бога ; затем наступили другие времена, когда только один народ веровал во единаго Бога . И все остальные народы, народы-язычники, смотрели с презрением богача на этих монотеистов, потому что у них только один Бог, будто бы этого слишком мало. А верующие в одного Бога между тем с удивлением и сожалением смотрели на идолопоклонников, потому что те, имея много, не имеют ничего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Искать и любить истину – это врожденная наклонность человеческого разума, равно как и не уметь найденною пользоваться и сохранять ее в чистоте составляет природный недостаток как простолюдинов, так и ученых. Такая слабость человеческого ума всегда заставляла людей опытных сознавать потребность в некоторых руководительных правилах, с которыми бы всякий мог безопасно соображаться в своем стремлении к истине. Особенно же правила сии необходимы для обуздания дерзости людей беспокойных, которые, доверяя собственному разуму более надлежащего и сами того не примечая, восстают против неопровержимых истин, или колеблют общепринятые начала. Таких людей в политике называют мятежниками, в нравоучении развратителями, в религии нечестивцами или еретиками и проч. Сколь опасны для благосостояния обществ подобные люди, это доказывают бесчисленные печальные опыты. И потому то все законодатели, все истинно-мудрые правители, всякий в своем кругу, стараясь о сохранении своих начал и истин в неповрежденной чистоте, для точнейшего понятия о них составляли образцовые правила, от которых бы всякое уклонение могло быть признано заблуждением или развратом. Подобно тому и православная христианская Церковь еще с самых первых веков для наставления верующих и предостережения их от заблуждений имела краткое образцовое исповедание своей веры, которое всякий вступавший в ее недра должен был знать, и по вступлении обязан был всегда искренно признавать и свято хранить. Исповедание это издревле известно в христианской Церкви под именем Апостольского Символа веры 1 . Со временем, когда кичливые умы, недовольные простотой апостольского учения начали простирать свое любопытство к сокровенным тайнам и своими неосторожными умствованиями о Богочеловеке уклонялись в неправые толки, св. Церковь некоторыми выражениями распространила Апостольский Символ на первом вселенском Соборе, бывшем против Ария в 325 году в Никее: от чего и самый Символ получил название Никейского. Заблуждения Македония в исповедании божества Духа Святого послужили новым поводом для православной Церкви на Константинопольском Соборе, бывшем в 381 году, распространить и этот член Апостольско-Никейского Символа новыми выражениями. Отчего и Символ Апостольский, распространенный на Никейском и потом на Константинопольском Соборе, и до ныне неизменно исповедуемый нашею православною Церковью , называется Константинопольским 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕРОУЧЕНИЕ совокупность догматических положений веры. В ранней Церкви не существовало точного аналога термину «вероучение»: истины христ. веры именовались «апостольским преданием» ( Iren. Adv. haer. III 3. 2) или «преданием истины» (Ibid. III 4. 1). Данные наименования предполагали не просто сумму знаний, передаваемых от апостолов, но полноту благодатной жизни во Христе, харизматическое «помазание истины» (Ibid. IV 26. 2; ср.: 1 Ин 2. 27), полученное Церковью в день Пятидесятницы (ср.: Деян 2. 1-4) и обретаемое христианами в опыте веры. Для сщмч. Игнатия Богоносца (II в.) понятия «учение Господа и апостолов» (τ δγματα το κυρου κα τν ποστλων - Ep. ad Magn. 13), «вера Божия» (πστιν θεο - Eph. 16) и «ведение Божие» (θεο γνσιν - Ibid. 17) синонимичны, а их началом и средоточием является Христос и «тайна Его смерти» (Ep. ad Magn. 9). Однако в условиях миссии и борьбы с ересями В. Церкви выражалось в словесных формулировках - т. н. символах веры. «Предание истины» получало т. о. внешние очертания и становилось «правилом веры» (лат. regula fidei) или «законом веры» (lex credendi). Отделяя истину от ереси и будучи обязательным условием церковного общения, символы служили своего рода средством самоидентификации для членов кафолической Церкви и являлись исповеданием веры для вступающих в нее через Крещение. На основе нек-рых, по всей видимости, палестинских Крещальных символов IV в. ( Петр (Л " Юилье), архим. Замечания о Символе веры//ЖМП. 1969. 1. C. 75) на Вселенских I и II Соборах был сформирован Никео-Константинопольский Символ веры, имеющий в правосл. Церкви непререкаемый вероучительный авторитет. Вместе с уточняющими его определениями последующих Вселенских Соборов Символ веры представляет собой общеобязательное «правило веры». Однако это не означает, что сформулированными догматическими положениями исчерпывается «все вероучение, к-рое жизненно содержится Церковью» ( Булгаков. С. 223). Различаются В., к-рое Церковь изначально содержит во всей полноте, и В., сформулированное ею в силу исторической необходимости. Последнее есть лишь «конспект» целостной и неделимой христ. истины, хранимой в церковном опыте.

http://pravenc.ru/text/158182.html

Введение в догматику 1 . Догматика есть систематическое изложение христианского вероучения. Вероучение христианское представляет собой состав истин, данных Богом для нашей веры: данных, потому что человек теперь не может видеть Бога телесными очами. Как апостолы познавали в Иисусе Христе Бога больше очами веры, при воззрении на Его дела, и в собственном смысле познали Его уже по вознесении: так, по настоящему своему состоянию, человек не может видеть лицо и Бога Отца, а необходимо должен верить, потому что без веры, по словам ап. Павла, не возможно угодить Богу. По этому необходимости веры, Бог открыл нам Себя столько, сколько нам возможно вместить. Откровение это есть нечто сосредоточенное и приведенное к единству: потому и самое вероучение также может быть приведено к единству. Правда, мы не можем сказать, как обширна область веры, потому что не можем знать пределов и своего знания. Черта, составляющая границу нашей веры теперь, временная, потому что самый предмет веры – Бог , духовный мир, будущая жизнь – бесконечен: потому Свящ. Писание говорит, что можно восходить от веры к вере, доколе она не преобразится в видение. Нельзя положить пределов также и самому откровению. Но верой мы можем принимать только то и столько, что и сколько Богу угодно было открыть нам чрез Иисуса Христа. 2 . Все, открытое Иисусом Христом для нашей веры, заключено, главным образом, в Символе веры апостольском; следовательно, Символ веры есть состав тех истин, которые составляют основание нашей духовной жизни. Самые эти истины называются δγματα, что собственно значит вообще учение; на церковном же языке под этим термином разумеется учение христианское (хотя и еретические и эллинские мнения у писателей церковных называются также догматами). В частности, догмат означает или все вероучение христианское, или всякую истину вероучения порознь; в последнем отношении слово догмат употребляется в более и менее обширном смысле: можно и целый член символа веры назвать догматом, а можно назвать так и малейшую его часть. Всякое же более точное определение известной истины называется у отцов церкви δροζ: так надписывают свои определения вселенские соборы. Отсюда, эти два слова, δγματα и δροζ, в совокупности будут значить, что под именем догмата разуметь должно не всякую истину, относящуюся к христианскому учению, а истину определенную собором всей церкви, как закон веры, – истину, которой уже нельзя ни изменить, ни отменить. Таким образом, в вероучении христианском все, что нужно для нашего спасения, для нашей веры, определено церковными соборами; если же некоторые предметы веры не определены соборами, то определены они общим преданием церковным, что равносильно определению соборному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010