Литургии месопотамские Литургия Святых Апостолов Фаддея и Мария Предисловие Чинопоследование литургии Святых Апостолов Фаддея и Мария Литургия Нестория Предисловие Чинопоследование литургии Нестория Приложение к третьему разделу древних литургий Св. Евтихий, патриарх Константинопольский Слово о Пасхе и Св. Евхаристии Раздел четвертый. Западные литургии греческого типа Литургия Галльская и Испано-готская Предисловие Чинопоследование литургии Галльской и Испано-готской Литургия Галликанская Предисловие Чинопоследование Галликанской литургии (в день Рождества Христова) Литургия Мосарабская Предисловие Чинопоследование Мосарабской литургии Литургия Медиоланская Предисловие Чинопоследование медиоланской литургии Приложение к четвертому разделу древних литургий Герман, епископ Парижский краткое изложение древней Галликанской литургии Раздел пятый. Западно-Римские литургии Литургия по сакраментарию папы Геласия I Предисловие Чинопоследование литургии Молитвы на литургии в ночь накануне св. Пасхи На литургии в воскресный день Пасхи Молитвы на литургии в праздник многих святых Другая такая же литургия Молитвы на литургии в воскресный день Другая такая же литургия Молитвы на литургии ежедневной Другая такая же литургия Литургия по сакраментарию папы Предисловие Чинопоследование литургии по сакраментарию папы Григория Великого Молитвы на литургии в святой день Пасхи Молитвы на литургии в праздник многих святых Молитвы на литургии в неделю по пятидесятнице Молитвы ежедневные Литургия Римско-католическая Предисловие Чинопоследование Римско-католической литургии Прибавление к пятому разделу Предисловие Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров Раздел 6. Евхаристическая молитва (Анафора)     «Собрание древних литургий» знакомит читателя с основными типами чинопоследования Божественной литургии на христианском Востоке и Западе. В качестве приложения «Собрание» дополняет классический труд И.А. Карабинова по истории формирования евхаристическою канона «Анафора, евхаристическая молит­ва».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 . Литургия из Евхологиона Серапиона Тмуитского 5 . АнафораСв Григория Богослова В. Литургии Персидские 1 . Несторианская литургия апостолов Фаддея и Мария 2 . Литургия Федора Мопсуестийского 3 . Литургия анонимная так называемый «Биккелев палимпсест» 4 . Литургия Нестория Г. Литургии Византийские 1 . Литургия Св. Василия Великого 2 . Литургия Св. Иоанна Златоуста Западные литургии И.А. Карабинов делит на три: 1 . Римская 2 . Галликанская 3 . Мозарабская Приложение 2. Структура евхаристического канона Возгласы диакона и свяшенника, чтение Анафоры Пение хора Станем добре станем со страхом вонмем, святое возношение в мире приносити – Милость мира жертву хваления Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами – И со духом твоим Горе имеем сердца – Имамы ко Господу Благодарим Господа – ДОСТОЙНО И ПРАВЕДНО ЕСТЬ ПОКЛАНЯТИСЯ ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ, ТРОИЦЕ ЕДИНОСУЩНЕЙ И НЕРАЗДЕЛЬНЕЙ Анафора Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, Дóндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии. Победную песнь поюще вопиюще взывающе и глагояюще – СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ, ИСПОЛНЬ НЕБО И ЗЕМЛЯ С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как несомненно то, что св. апостолы вместе с проповедью христианской веры передавали верующим и форму Евхаристического богослужения, так естественно было жителям Эдессы, Селевкии и всей Месопотамии соединять свою древнейшую литургию с именами первых своих просветителей Фаддея и Мария. Независимо от этого местного предания древность рассматриваемой литургии подтверждается многими внутренними и внешними признаками. Во-первых, то самое обстоятельство, что нет в ней никаких следов несторианского учения, доказывает ее существование до V христианского столетия, а то, что никем не указывается и нельзя указать ни данного времени, ни определенного лица, которому бы до V в. принадлежало ее составление после времен апостольских, подобно двум другим несторианским литургиям, оправдывает приписываемое ей название апостольской. Затем несомненный признак глубокой древности этой литургии заключается в особенном авторитете ее в церковной несторианской практике, то есть в том, что она у них есть главнейшая и самая употребительная и из нее заимствуется при совершении литургий Феодоровой и Несториевой многое, недостающее в их чинопоследованиях. Кроме того, краткость и простота молитв ее в сравнении с молитвами этих последних, а тем более в сравнении с новейшей несторианской литургией одного с ней названия, при отсутствии в ней каких-либо догматических выражений, установленных после первых трех веков, равно как многих принадлежностей литургий, вошедших уже в более позднее время, как-то: проскомидии, Великого входа со Святыми Дарами, чтения Символа веры и т.д., свидетельствуют о близости ее к самой первоначальной форме Евхаристического богослужения. «Литургия апостолов, – говорит о ней ученый Нил, – гораздо более отличается от других родов (families) литургий, нежели каждый из них друг от друга; это во всяком случае есть признак отдаленной древности; она проста, важна, совершенно чужда напыщенных изречений позднейших писателей и, по своему составу, очевидно не может (incapable) быть произведена от распространения или изменения литургии Кесарийской или Иерусалимской 1033 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что касается характерных особенностей, составляющих собственно месопотамский тип этих литургий, то, с одной стороны, нельзя ожидать, чтобы в них находились слишком резкие особенности от других древних восточных литургий, как по близости, если не всех, то, по крайней мере, главной из них, ко временам апостольским, так и по сопредельности несторианских областей с областями христианских обществ, употреблявших литургии антиохийско-иерусалимские и александрийские. Некоторые ученые даже решительно не соглашаются допускать отдельный вид месопотамских литургий или, по крайней мере, находить его у несториан 1028 , но, с другой стороны, можно находить типичные особенности этого вида при тщательном рассмотрении самих литургий и их сравнении с другими. Вопреки упомянутым археологам, другие положительно утверждают, что наравне с иерусалимскими и александрийскими надобно допустить особый большой отдел восточных литургий – эдесских (или месопотамских) 1029 , и существеннейшим отличием последних от всех других, кроме частностей, полагают то, что в них общее поминовение живых и умерших совершается не между призыванием Святого Духа на приготовленные Дары и молитвой Господней, как в литургиях Иерусалимско-Антиохийских, и не прежде слов Господа об учреждении Таинства Евхаристии, как в Александрийских, и не частью прежде, а частью после слов учреждения Таинства, как в латинских, но между словами учреждения Таинства Евхаристии и призыванием Святого Духа к пресуществлению приготовленных Даров 1030 . Важнейшая из несторианских литургий есть литургия святых Апостолов, как она называется в большей части сирийских списков, или литургия святых Апостолов Адея и Мария, как она надписывается в некоторых из них 1031 . В том и другом случае выражается твердое убеждение месопотамских христиан, что переданная св. апостолами форма совершения Таинства Евхаристии более или менее сохранилась в их литургиях, а последнее заглавие указывает на господствующее у них древнее предание о просвещении Месопотамии христианской верой одним из 70 апостолов Христовых Фаддеем, который разумеется здесь под именем Адея, и спутником его Марием, первым епископом Селевкийским и главным церковным правителем той области после апостола Фаддея, и другого его спутника Ахея, или Аггея 1032 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Весьма характерны для русского миссионерства слова начальника Урмийской православной миссии епископа Сергия (Лаврова): «Курд» стало синонимом «разбойника». И досадно, и жалко. В самом деле, кто когда-либо занялся воспитанием и облагораживанием курдов? Предоставленные самим себе, они, как плохие школьники, оставленные без призора: все низшие наклонности развиваются и удовлетворяются беспрепятственно. Курды ждут своего объединителя и воспитателя. Конечно, не турки, не татары, не персы могут сделать их людьми, ибо сами сохранили в себе много дикости, сами некультурны и негосударственны. Я подозреваю, что роль воспитывать курдов будет историей вручена России. А поводом будет проникновение Православия в среду сирийцев-несториан Курдистана...» 47 . К началу XX века русские православные миссии существовали в Японии, Корее, Китае, Персии, Северной Америке. На миссионерское служение направлялись чаще всего иеромонахи с академическим образованием: предполагалось их всецелое посвящение себя делу, максимально приближенному к апостольскому. Духовное ведомство Российского государства действовало здесь в согласии с дипломатическим и военным. Кандидатуры миссионеров согласовывались с Министерством иностранных дел, и по делам миссий шла оживленная переписка между министром иностранных дел и обер-прокурором Синода. Русское миссионерство без принятых в политике и неизбежных для нее способов укрепляло русское влияние и русское присутствие нравственным, духовным преимуществом православной веры, ее учением о добре, любви, милосердии. Миссии были проводниками русской культуры в широком смысле: в издательской, общепросветительской работе, в быту. Из русских заграничных миссий Урмийская была самой молодой. Она возникла в 1898 году, хотя период, предшествовавший ее учреждению, длился почти всю вторую половину XIX века 48 . Миссия находилась в городе Урмия на северо-западе Персии, в пятнадцати верстах от Урмийского озера. Деятельность миссионеров протекала среди ассирийцев-несториан, потомков населения Древней Ассирии. В I веке ассирийцы одними из первых приняли христианство от апостолов Мар-Аддая и Мар-Мари (Фаддея и Мария), но в V веке отклонились в несторианскую ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Впрочем, при всей глубокой древности и своей оригинальности, рассматриваемая литургия в том виде, в каком она дошла до нас по спискам, подобно другим, так называемым апостольским, не может быть приписана вполне св. апостолам вообще или в частности св. Фаддею. Признавать ее подлинным их произведением во всей целости не позволяет уже то разнообразие молитв на один и тот же предмет и соединение неодинаковых возгласов при одном и том же священнодействии, притом различных по праздникам и простым дням, постам и другим временам богослужения, которое могло определиться только с течением довольно продолжительного времени. Поэтому достаточно будет сказать, что она имеет одно древнейшее начало с литургиями, считавшимися во Вселенской Церкви за апостольские, и в основе своей содержит относящиеся к этому богослужению предания, прямо произошедшие из апостольского источника. Ученый Ренодот, отдавая этой литургии предпочтение перед другими несторианскими, о ее древности и достоинстве говорит следующее: «Первая, которая служит для прочих некоторым образцом (canon) и из которой обыкновенно заимствуются многие общие молитвы, называется литургией святых апостолов; так несториане называют Адея и Мария (Adaeum et Marin), которых они именуют также учителями Востока и о которых повествуют многое в своих историях... О том, что Адей, или Фаддей, проповедовал Евангелие жителям Эдессы после Вознесения Господа и наставил в христианской вере всех жителей Месопотамии и вместе учредил у них чин священнодействия (то есть литургии) с учеником своим Аггеем (Agi, иначе Aghaeus или Achaeus), есть предание также и у яковитов. Итак, могло быть так, что та церковная дисциплина, которая относится преимущественно к совершению Таинств, издревле процветала в месопотамских церквах и несториане удержали ее как таковую, к которой туземные жители привыкли, ведь мы не видим, чтобы когда-нибудь православные или яковиты укоряли их за введение новой формы совершения Таинств, кроме одного Леонтия» 1034 . Приводя далее свидетельство Леонтия Византийского , или Иерусалимского, который укорял одного из первых несторианских учителей (Феодора Мопсуестийского или Нестория 1035 , между прочими противными православному учению нововведениями и в составлении новой формы литургии, несогласной ни с переданной св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6) Схема Рахмани 89 , униатского сирийского патриарха, открывшего и издавшего в первый раз так называемый «stamentum Domini nostri Jesu Christi» (1899). Литургии Византийско-Армянские. Литургии Халдео-Месопотамские. Литургии Александрийско-Эфиопские, к которым он причисляет и Римскую мессу, как родственную Александрийской. Наконец: 7) Схема Брайтмана 90 , которую дополняет Карабинов 91 . А. Литургия Сирийская, а именно: Литургия CA VIII. Литургия апостола Иакова, в греческой и сирской редакции, с которой близка и литургия, описанная св. Кириллом Иерусалимским и нами выше разобранная. Б. Литургии Египетские , а именно: Литургия ап. Марка. Литургия св. Кирилла Александрийского . Литургия Эфиопская свв. апостолов. Литургия из Евхологиона Серапиона Тмуитского . Анафора св. Григория Богослова . В. Литургии Персидские, а именно: Несторианская литургия апостолов Фаддея и Мария. Литургия Феодора Мопсуестийского. Литургия анонимная, так наз., «Биккелев палимпсест». Литургия Нестория. Г. Литургии Византийские, а именно: Литургия св. Василия Великого . Литургия св. Иоанна Златоуста . Западные литургии Карабинов делит на три: 1. Римская, 2. Галликанская и 3. Мозарабская. С известными исправлениями, и мы будем следовать за этой схемой, замечая всё же при этом, что никогда ни одна схема и классификация не совершенны и не охватывают всех возможных деталей и особенностей изучаемого материала. Из рассмотрения предложенных классификаций видно, что, несмотря на кажущуюся, с первого взгляда, пестроту, во всех этих схемах есть много общего: так, например, существует основное деление на Западные и Восточные литургии; затем, более или менее прочное место во всех системах занимает литургия александрийского типа, как очень самостоятельная; так же, и своеобразность Римской мессы не позволяет ее не выделить в особую группу, хотя в последнее время и слышатся все чаще голоса, говорящие о сродности римского и александрийского типов, наконец, и антиохийско-византийская фамилия почти у всех исследователей занимает свое специальное положение. Надлежит теперь разобраться во всех этих тонкостях и изучить характерные черты каждой литургической группы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

апостолами, ни с составленной свт. Василием Великим , он рассуждает 1036 так: «Что разумел Леонтий под именем апостольской литургии, это нелегко узнать, если мы будем следовать преданию греков, ибо они не имеют такой литургии и употребляют только Василиеву и Златоустову, поэтому всего ближе разуметь под этим названием ту, которая есть первая и главная в несторианских списках, из которой должны заимствоваться многие общие молитвы, но которой, впрочем, Несторий, или кто-либо другой составивший под его именем литургию, пренебрег или мало уважал, когда приспособлял свою литургию к этому первоначальному образцу. Таким образом, если под литургией апостолов в словах Леонтия следует разуметь первую из тех, которые имеют несториане, то в ней можно признать древнюю форму сирийской литургии, каковая употреблялась в месопотамских церквах прежде разделения церкви несторианской ересью». Но кроме заметных в этой литургии изменений, относящихся к последующему времени, в ней и те основания, которые по преданию и по характеру своему имеют апостольское происхождение, к сожалению, не сохранились в надлежащей целости в руках несториан, увлекшихся нововведениями своих неправославных учителей. В ней есть такие черты, которые нарушают единство и стройность ее состава и препятствуют ясному представлению полного вида ее древнего чинопоследования. К таким неправильностям следует отнести: 1) неодинаковость молитв в одних и тех же местах богослужения по разным спискам этой литургии; иногда в известном месте по одним спискам читается одна молитва , а по другим другая, сравнительная древность которых и первоначальная подлинность не может быть с верностью определена в настоящее время; 2) во многих местах недостаток полноты и целости молитв, ектений и возгласов, от которых по всем древнейшим спискам сохранились одни только заглавия или первые слова, так что в настоящее время нет возможности судить о действительном содержании и характере следовавшего за ними продолжения, равно как о древности и подлинности приставленных к ним мыслей и выражений в позднейших списках той же литургии; 3) разделение ее как бы на два отдельных чинопоследования с особыми заглавиями, из которых одно надписывается над первой частью (литургией оглашенных) в таких выражениях: литургия святых Апостолов или чин таинств, а другое над второй частью (литургией верных) в таком виде: литургия блаженных Апостолов, составленная св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Собор начался 20 июня 1599 г. и продолжался неделю под председательством самого Алейшу де Менезеша. По его итогам были приняты решения, оказавшие существенное влияние на жизнь христиан в Индии. Индийская митрополия в составе Церкви Востока была выведена из ее состава и понижена в статусе до епархии в составе португальской архиепископии Гоа . Прекращалось каноническое общение индийских христиан с сирийской Церковью Востока. На руководство кафедрой, которую сами европейцы продолжали считать древним престолом апостола Фомы, стали назначаться католические епископы. Выбор и утверждение кандидата осуществлял лично король Португалии. Архидиакон Георгий стал номинально вторым человеком на кафедре, но в отличие от системы управления, существовавшей во времена, когда первое лицо индийской Церкви назначалось Церковью Востока, никакой реальной власти в его руках сосредоточено не было. Первым из католических архиепископов стал Франсиско Рос, каталонский иезуит, прибывший в Индию в 1584 г. С самого начала отношения между индийским архидиаконом и португальским назначенцем носили антагонистический характер, что особенно усугубилось в 1630–1640-х гг., когда католическим архиепископом был Франсишку Гарсия Мендеш, а представителем местных общин в епархиальном управлении — архидиакон Фома, впоследствии сыгравший существенную роль в противостоянии католической экспансии. Другим решением Диамперского Собора были внесены изменения в литургическую практику. На Соборе рассматривалась литургия Фаддея и Мария (один из видов литургий восточно-сирийского обряда), некоторые фрагменты которой были объявлены «нечестивыми, святотатственными и проистекающими из несторианской ереси» и исключены. Изменения были внесены в ектении, песнопения, возгласы и даже в евхаристические молитвы. Решением Диамперского Собора было осуждено множество религиозных и социальных практик, распространенных в индуизме, в частности связанных с перерождением, предопределенностью судьбы и индуистской астрологией. Были запрещены имеющие индуистские корни традиции свадебных обрядов, рождения ребенка, похорон и другие обряды, распространенные, в том числе, среди христианского населения.

http://bogoslov.ru/article/6192662

Такое предположение опровергается как известным убеждением самих несториан в необходимости нового освящения хлеба и вина во время каждой литургии, так и чинопоследованиями других несторианских литургий, употребляемых наравне с настоящей, апостольской. Поэтому существование такого недостатка в одной этой последней всего проще и ближе может объясняться невнимательностью переписчиков и недостаточной заботой несторианских священнослужителей о сохранности переданной им от времен апостольских святыни Евхаристического богослужения, как действительно и объясняет это опущение ученый Ренодот на основании находившихся в его руках списков литургии. Сирийские списки, с которых сделан и издан Ренодотом перевод рассматриваемой литургии св. апостолов, по словам его, не слишком древние и принадлежали частным лицам, но приняты им в основание единственно по недостатку более древних. Таковы списки, принадлежавшие Диарбекирским священникам Илие и Исе, и написанный патриархом католических несториан Иосифом I в конце XVII в. Впрочем, достоверность этих списков в том отношении, что они представляют подлинное древнее богослужение несториан или халдеев, не подлежит сомнению, а латинский перевод, изданный в его собрании восточных литургий, отличается простотой и верностью (simplicissima et fidelissima) 1042 . Он же перепечатан Даниелем в его издании литургий 1043 и принят для предлагаемого перевода литургии на русский язык. Чинопоследование литургии Святых Апостолов Фаддея и Мария Сначала: Слава в вышних Богу. И: Отче наш, сущий на небесах. Молитва 1044 Укрепи, Господи и Боже наш, немощь нашу милостию Твоею, чтобы нам совершить святое Таинство, которое преподано для обновления и спасения уничиженного естества нашего щедротами возлюбленного Сына Твоего, Владыки всего. В простые дни: Да будет поклоняемо, прославляемо, хвалимо, исповедуемо, превозносимо и благословляемо на небе и на земле достопоклоняемое и славное имя Твоей Троицы 1045 , всегда славной, Владыка всего. В простые дни говорят псалом: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем (см. Пс. 14 ), весь с своим чином (установленным) при священнодействии Таинств 1046 . Возвышенным голосом: Кто будет воссылать хвалу, и проч. Молитва 1047 Перед преславным престолом величества Твоего, Господи, и высоким и превознесенным местом славы Твоей и страшным седалищем державы любви Твоей, и перед умилостивительным жертвенником, который поставила воля Твоя в селении паствы Твоей, с тысячами Херувимов, прославляющими Тебя, и тьмами Серафимов, святящими Тебя, мы приступаем, поклоняемся, исповедуем и славим Тебя всегда, Владыка всего. В дни памяти 1048 и в простые дни. Твое великое и святое, преславное и благословенное, блаженное и непостижимое имя преславной Троицы Твоей, и благодать Твою к роду нашему мы должны во всякое время исповедовать, почитать и прославлять, Владыка всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010