Ему постоянно попадались фруктовые сады с самыми превосходными плодами. Всюду он видел зеленеющие нивы, обещающие домохозяину богатейший урожай. А каким роскошным, до поразительности разнообразным цветным ковром выглядели многие долины Галилеи и особенно „большая равнина“ ( τ πεδον μγα) Эздрилонская 73 . Тысячи всевозможных благоухающих цветов росли на них. Даже небесный Учитель указывал народу на эти красивые равнины 74 . Здесь взор паломника поражался замечательным разнообразием. Превосходные рощи дорогих деревьев чередовались с богатейшими зеленеющими нивами, роскошными кустарниками, лугами, пестревшими всевозможными цветами. Здесь паломник дышал благорастворенным, чистым, мягким приятным воздухом. Обширные навесы фиговых и гранатовых деревьев служили прекрасным местом отдыха для усталого путника. Здесь он не нуждался в воде, как в Иудее: почти постоянно ему встречаются, то горной поток с кристально чистою, освежающею водой, то река, то озеро, то хорошая цистерна. Реки: Леонтес, Айин, Белус, Киссон несли свои воды в Средиземное море, Сарон, Жалюд и другие в Иордан. Геннисаретское озеро представляло собою громадный резервуар чистой, прохладной, здоровой воды, весьма приятной на вкус. Роскошная природа Галилеи не подавляла путника, как природа Иудеи. Словом, это действительно был роскошный „Божий сад“, страна текущая молоком и медом 75 . Одна только северная её часть представляла исключение: она была несколько болотиста, со множеством ущелий и пещер. Так же описывали природу Галилеи и древние писатели Полибий, Тацит, Аммиан Марцелин, Плиний и другие 76 . Но на всем этом пространстве выделялись некоторые места, которые особенно поражали всякого своею красотою. Это нужно сказать о Геннисаретском озере с его живописными берегами. Это то самое озеро, на берегах которого протекли многие годы жизни Иоанна. Здесь он постепенно рос и развивался. Здесь он жил со своими глубокими думами и чувствами. Здесь он был призван Спасителем в число учеников. Здесь он был очевидцем многих чудес и дивных бесед Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

9) 14 . Мысль о Сыне Божием как субъекте ветхозаветного домостроительства Божия получила свое раскрытие в святоотеческом Предании. Но в настоящей связи важно, что Логос и до своего воплощения наталкивался на сопротивление сотворенного чрез Него мира. Однако и тогда уже Его служение миру приносило свои спасительные плоды. Впрочем, на ветхозаветном служении Логоса мысль евангелиста не задерживается. Полнота спасения как усыновления достигается служением воплощенного Логоса в Новом Завете. Она получает свое выражение в явлении благодати и истины в откровении Единородного Бога. Благодать и Истина. Первое общее указание ст. 14 на явлении благодати и истины (χρις και αλθεια) возвращается в этом же парном соединении, но уже с членами, в ст. 17. При этом надо отметить, что слово χρις, выражающее одно из основных понятий Павлова богословия, повторяется в нашем отрывке еще два раза (ст. 16) с тем, однако, чтобы больше никогда не возвращаться на страницах Иоанновских писаний 15 . Как его понимать? Отрицательный ответ подсказывается противоположением благодати и истины, происшедших чрез Иисуса Христа, закону, который был дан чрез Моисея (ср. ст. 17). Это то же противоположение благодати и закона, которое получило свое выражение в посланиях апостола Павла. В контексте Иоанновского Пролога оно возвращает нас к дару усыновления, противополагаемому, во втором концентре, естественному, плотскому рождению. Речь идет о Божием даре, не зависящем от человеческой заслуги или человеческого усилия. Напрашивается на сопоставление Павлово δωρεν, «даром», в учении о благодати Рим. III. 24. И благодать, раз данная, становится условием получения изобильнейшего дара: χριν ντ χριτος, славянское «благодать возблагодать», ст. 16. Я назвал этот ответ отрицательным потому, что, кроме предложенного в контексте Пролога сближения благодати с даром усыновления, понятие благодати никаким положительным содержанием не заполняется. Первое, что мы можем сказать о явлении благодати и истины через воплощение Логоса, есть отрицание в этом явлении всякого человеческого усилия и заслуги.

http://zavet.ru/b/casbez/004.htm

А как же Он поступал? Был послушен Небесному Отцу, исполнил всякую правду, Сам совершал благодеяния естеству, исцелял болезни, научал покорных, порицал непокорных, ради покорных переносил оскорбления со стороны непокорных, плевки от негодных людей 13 , заушения, глумления, бичи и, наконец, позорную смерть, дав за нас Свою душу, чего нет ничего больше в деле любви. Посмотрим же и на Возлюбленного Ученика, Ученика на деле, потому что во всем он точно следовал учению Учителя, чудесам и страданиям, делами и словами оказывая всем благодеяния, и от тьмы выводя в свет и делая достойных из недостойных, сам же страдая ради нас. Смерть же не одну только он перенес за свидетельство об Иисусе и ради нашей пользы, а это то же, что сказать – ради любви к Богу и к людям, – но в течение всей жизни он предавал себя на смерть. Сколько раз он подвергался глумлению, сколько раз был избиваем, сколько раз терпел побиение камнями, сколько предстоял тиранам и князьям, подвергаясь допросу, и бывал приговариваем (к наказаниям и пыткам), он – сущий установитель благочестия! Суровейшим же тираном из тиранов, Дометианом, он был сослан на Патмос, радуясь и повсюду проповедуя учение Благого Владыки и Учителя. 7 . Побуждаемые этим, братие, будем и мы, насколько есть силы, поступать так, как поступал Христос и Его Возлюбленный Ученик, повинуясь своим отцам; «Сын покорливый, -говорится ( Притч.13:1 парафраза), -будет в жизнь, сын же непокорливый – в погибель», повинуясь не только отцам по плоти, но гораздо в большей степени – духовным отцам, а через них – Самому Высочайшему Отцу, «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:15 ), потому что та любовь и то послушание и повиновение, которые мы имеем по отношению к нашим духовным отцам, востекает к Богу, а не оказывающий им повиновения, наносит обиду Самому Богу отцов, как и Христос явил, говоря: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» ( Лк.10:16 ). «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

А как Он возлюбил нас, и как повелел нам любить друг друга? На это мы находим ответ в следующем Его изречении, сказанном, как и новая заповедь, в последней Его беседе с учениками: „Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» ( Иоан. 16, 26, 27 ). Бесконечная любовь Бога Отца, даровавшего Своего Единородного Сына для спасения нашего, и послушание Отцу от Сына, совершившего наше спасение, есть глубочайшее основание для нашей взаимной любви. Если Сам Отец любит нас, если Сын Его для Него возлюбил нас: то и мы должны любить друг друга прежде всего для Бога, т. е. в удовлетворение любви Божией к роду человеческому. Мы должны привлекать друг друга к Богу, как дети на громкий призыв отца, обращенный ко всем им, зовут и ведут к нему друг друга. Отсюда открывается обширное поле для подвигов любви к ближним – духовной. Сюда относятся все учреждения для просвещения наших ближних истинным богопознанием и полезными науками, для охранения их от заблуждений, для обращения ко Христу неверующих, для общественных молитв, для улучшения народной нравственности, для исправления преступников и т. п. Во всех этих видах любви не только заключаются верные средства для благоустроения нашей внутренней и внешней жизни, частной и общественной, но и открывается не иссякающий источник для удовлетворения материальных нужд наших ближних; так как любовь к Богу и сердечное желание послужить ближним во славу Его питает в душах наших любовь чистую, бескорыстную, наполняющую и услаждающую наше собственное сердце. Отсюда получают истинно нравственный характер, одухотворяются и все жертвы и учреждения для облегчения физических нужд и страданий наших ближних, каковы: больницы, богадельни, общества для попечения о раненых, слепых, прокаженных и т. под. В чем же состоит их одухотворение? В обращении призреваемых к вере в Бога и к благодарности Промыслителю, посылающему, в лице благотворителей, благовестников и служителей Его любви к человекам. Здесь невольно вспоминается древний христианский обычай просящих помощи и благотворителей обмениваться выражениями веры во Христа: „подай Христа ради! прими Христа ради»!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В братство принимается каждый христианин, согласный с Уставом общины и готовый посильно выполнять его. Для вступления необходимо ручательство братчика и единодушное согласие всех после личного знакомства с кандидатом. Брат или сестра считается членом общины после участия в евхаристическом собрании общины. За каждым братчиком признается право в любое время покинуть братство, если он сочтет это необходимым. При выходе из общины брат или сестра призваны хранить молчание о ней. Братчики призваны не оставлять без должного внимания покинувшего общину и не исключать его из молитвенного общения. Возвращение того, кто пропадал и нашелся, есть общая радость. Братство считает необходимым заботиться о должной подготовке вновь поступающих. 5. Об открытости общины Братство сознает себя открытым Господу, Пречистой Деве Марии, святым бесплотным силам, всем святым, церковной иерархии и всем ищущим спасения. Однако община осуществляет свои собрания в тайне от мира и не открывает свое существование тем, кто может нарушить тайну или соблазниться о ней, став вольно или невольно соучастником духов злобы и насилия. Община считает обязательным для себя делиться за пределами общины всем тем лучшим, чему научаются они в отношениях друг с другом. Братчики считают важным условием нормальной жизни общины ничего не бояться в мире, кроме греха, и быть готовыми к страданиям за исповедание Господа нашего Иисуса Христа. Заключение Братство радостно приветствует всякое уточняющее дополнение Устава или новое изложение его, если это поможет лучше выявить цель бытия общины – единение со Христом или полнее выразить в слове Тайну Церкви. Выше Устава братчики ставят жертвенность Любви Христовой, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает ( 1Кор 13: 4–8 ). Молитва Просим Тебя, Христос Учитель, сделать сердца наши чистыми от всякого страха человеческого, ибо в страхе неправда. Да будем свободны по воле Твоей, да будем свободны в любви Твоей, свободны во всех путях наших к Тебе, не уклони, Господи, путей наших. Дай нам крепость сердца, силу жизни и вольное дерзновение даже до смерти. Пошли изгоняющую страх совершенную любовь, совершенную любовь пошли нам, Господи, Упование и Радость мира. Господи, помоги нам, протяни руку каждому из нас и не дай погибнуть тому, что было. Укрепи соединение наше, скуй цепь нашу крепче, чтобы ничто не могло разорвать ее. Веди нас, куда знаешь, но не покинь в пустыне. Научи нас жить в Тебе, служить Тебе и умереть ради Тебя. Себя, друг друга и всю нашу жизнь научи, Господи, Тебе предавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Говорят: в ветхом завете повелено было требовать „глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» ( Исх. 21, 24 ). Таков действительно закон Моисеев об увечье. Но еще раньше Моисея дан был закон Ною об убийстве: „кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» ( Быт. 19, 6 ). Что же значат эти законы? То же, что во всяком законодательстве, т. е. требование правды и воздаяния за преступление, потом угроза людям развращенным и предупреждение преступлений. Они, очевидно, направлены на вразумление обидчиков, а не заключают в себе повеления потерпевшему непременно за зуб, вырванный у него, вырывать у ближнего зуб, и за руку и ногу повреждать ему те же члены. Но откуда же видно, что они исключают во всяком случае прощение обидевшему со стороны обиженного и всякое проявление сострадания и жалости к людям, впадшим в преступления? Нигде не запрещается милосердие. Говорят: в ветхом завете Бог повелел истреблять с жестокостью народы земли ханаанской и другие соседние племена; но какая этому причина? Невозможность терпеть на земле народы, плодящие только зло и преступления, в которых не осталось и признаков духовной жизни, а одни животные инстинкты. Так были истреблены люди допотопные, жители Содома и Гомморы и пр. ( Быт. 6, 5–7. 12 ). Затем, – охранение народа Израильского, носителя истинного богопознания и обетований Божиих о спасении рода человеческого от развращения примером народов языческих. Сами благочестивые евреи понимали это, как нельзя лучше, так как они видели, что их соотечественники „смешивались с язычниками и научались делам их, поклонялись истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сынов своих и дочерей своих в жертву бесам» ( Псал. 105, 35–37 ). Но, говорят, что Бог не щадил и народа своего и поражал его тяжкими казнями. И эту строгость понимали, как должно, сами избранные евреи, подвергавшееся наказаниям за неверность Богу Израилеву. Они сознавались, что род их „упорный и мятежный”, что они льстили Ему устами своими и языком своим, лгали пред Ним; сердце же их было не право пред Ним и они не были верны Завету Его ( Пс. 77, 8, 36, 37 ). И израильтяне молились во дни гнева Его: „страшный в правосудии, услыши нас Боже Спаситель наш” ( Пс. 64, 6 ), и видели плоды постигавших их наказаний: „Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро» ( Пс. 65, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

За точным исполнением учебных планов и программ были обязаны наблюдать, согласно «Положению», ректор и инспектор Академии и Семинарии. За тем, как исполняются типовые учебные планы и программы и как ректоры и инспекторы выполняют свои обязанности, внимательно наблюдал Учебный Комитет, который посылал для ревизии семинарий представителей академий. Уроки в Московской Духовной Академии и Семинарии владыка посещал каждый раз, когда приезжал в Москву (т.е. раз в две недели приблизительно), а ревизовал сам. В процессе выработки и изменения учебных планов (открытие заочного сектора в ЛДА и др.) утверждались новые редакции «Положения» об академиях и семинариях. При наличии установочных документов и разрешений от властей, открытие семинарий по епархиям в дальнейшем целиком зависело от понимания правящими архиереями важности данного вопроса, их желания и организаторских способностей, так как дело устроения школы – трудное и многосложное. Нужно было найти здание, добиться разрешения его занять, обеспечить общежитием, инвентарем, библиотекой и др., и содержать. Корпорации в основном подбирал Учебный комитет. Ленинградские духовные школы были созданы владыкой и находились под его непосредственным руководством. За всеми сторонами жизни Ленинградской Духовной Академии и Семинарии наблюдал непосредственно митрополит Григорий: выбор и ремонт разрушенного бомбежкой здания прежней Духовной Семинарии, создание строительного комитета, назначение ректоров и подбор членов корпорации, разработка типового учебного плана и программ предметов преподавания семинарий и все вообще стороны жизни школы. Ректоры прот. Иоанн Богоявленский (еп. Исидор), еп. Симеон (Бычков) и прот. М.К. Сперанский делали доклады владыке по вторникам. Инспекторы, которых также сменилось несколько, – по пятницам. Библиотека Ленинградской Духовной Академии постоянно пополнялась, к 1948 году составляла 100 тыс. экземпляров и делилась с библиотекой Московской Духовной Академии, имевшей тогда только 25 тысяч экземпляров, библиотеками Саратовской и др. семинарий. Владыка писал Патриарху: «3 декабря 1948 г. […]. На днях какие-то лютеране посетили нашу Академию, знакомясь с ее устройством, и ушли в полном изумлении от того, что они видели, не ожидая грандиозности того, что нашли, и особенно от громадности библиотеки».

http://bogoslov.ru/article/1151751

Здесь он видел, как по волнам этого озера шел раз Спаситель, будто по земле, как с рыбачьей лодки Петра Он учил народ, как на этом озере утишил бурю, устрашившую его учеников 77 . Это большое озеро с его чудными берегами по справедливости может быть названо самым лучшим местом из всей Галилеи. Никуда так не стремились люди, как к берегам этого озера. Нигде не было столько оживления, как здесь. Даже свое название „Геннисаретское озеро“ оно получило отчасти от красоты природы и окружающих его местностей 78 . Геннисаретское озеро представляет собою большой овальный резервуар воды, помещенный в желтых известковых и базальтовых горах. Оно было 19 – 20 верст в длину и 11 – 12 в. в ширину. Нужно шесть часов времени, чтобы проехать от места впадения Иордана и до места его выхода, и три, чтобы переправиться с одного берега на другой 79 . Эта спокойная величественная синяя поверхность вод покоится глубоко погруженная между горами. Её поверхность более чем на 100 футов ниже поверхности Средиземного моря. Замечательна та рамка, в которую как бы вставлено это озеро. Западный берег его достигает почти 2000 футов высоты. Он состоит из гор совершенно обнаженных, изрытых глубокими пропастями. Громадные базальтовые скалы величественно свешиваются над водой, отражаясь в ней со всеми своими причудливыми очертаниями. То там, то здесь горы почти перпендикулярно высоко и мощно поднимаются из воды, образуя собою громадную стену. Весь этот берег однообразен и печален. Всюду на нем царила торжественная тишина, не развлекающая человека. Это было прекрасное место для уединения, молитвы и созерцаний. Вот отчасти почему Спаситель не раз удалялся в эту область, когда нужно было сосредоточиться и помолиться 80 . Западный берег менее высок, чем восточный. Благодаря большому углублению, в котором находится это озеро, воздух здесь почти тропический. Это чувствует почти каждый путешественник, спускающийся с высоких равнин Галилеи. Теплый воздух, обилие влаги, хорошая почва сделали то, что здесь растительность представляла собою тропический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

И слово Господне останется навсегда истинным и неотменным: всегда нищия имате с собою (Мат. 26, 11), потому что никогда совершенно не истребится грех в роде человеческом, и потому не переведутся люди слаборожденные, больные, малоумные, расточительные, порочные и в своих пороках неисправимые. Уничтожение нищенства – вопрос, как ныне говорят, „мировой», и разрешение его посильно только всемогущему Богу – Промыслителю. Его – то и разрешает нам Иисус Христос с ясностью и простотой чистой истины. Он разделяет нищих на невольных, порабощенных грехом него последствиями, и добровольных, приемлющих на себя подвиг добровольной нищеты, умеренности, воздержания, смирения и простоты жизни: блажени нищие духом, яко тех есть царство небесное ( Матф. 5, 3 ). Эта добродетель духовной нищеты в христианском учении определяется одним словом: „смиренномудрие». В ней заключается средство вечного спасения, в ней же и неисчерпаемое богатство средств для благотворения. : У каждого из нас, при смиренномудрии, останется от расходов на себя и свою семью нечто и для нищих, так как и сострадательные нищие делят друг с другом милостыню; а у людей богатых – и большая часть расходов может быть сокращена с великим прибытком для нуждающихся. Современная жизнь, с ее новыми потребностями и удобствами, роскошью, тщеславием, прихотливыми произведениями и сооружениями во имя развития и поощрения искусств, поглощает миллионы, назначаемые Промыслом Божиим для бедных. Социалисты исказили это божественное учение, заменив добровольную нищету для Бога и ближних – насильственным отнятием состояния у богатых под предлогом справедливости в разделе имуществ, получающим характер ограбления. Но если вы обладаете значительным состоянием, или только не бедны, рассуждайте о себе смиренно, и найдете для себя достаточным дом без лишних украшений, стол без изысканных блюд, одежду без щегольства, прием гостей и число служителей без тщеславия, воспитание детей без причуд и изнеженности; и вы удивитесь, как много останется у вас для бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Может быть и не совсем ясно, но она чувствовала и понимала, как будет хорошо в том Царствии Божием, о котором постоянно говорил Спаситель. А понимая это, она не могла не желать исполнения своих заветных дум. Таким образом, не честолюбие только заставило ее так говорить, но и глубочайшая, беззаветная преданность Спасителю, горячее желание всегда видеть своих сыновей не только вместе с Ним, но и рядом с Ним. Это желание так сильно, что она забывает даже о других учениках и других людях, достойных быть вместе с Ним, забывает весь мир 232 . Строгий ответ Спасителя на эту просьбу, в котором слышался упрек, не смутил Саломию; она не перестала и после этого следовать за Ним. Напротив, она стала еще более преданной Спасителю. Начиная с этого времени она не оставляет Его в самые тяжелые минуты Его жизни. Она видела ужасный суд над Спасителем, видела разъяренную толпу Евреев, кричавших: „распни, распни Его! Да будет распят! Кровь Его на нас и на детях наших“. Она шла вместе с толпою на Голгофу, куда вели Спасителя, оплакивая Его. Она не могла оставить этой горы и в то время, когда здесь началась страшная казнь. Саломия оставалась на ней до последнего вздоха Спасителя. Но вот кончено все. Но и теперь еще она не хочет оставить Голгофу: Саломия присутствует при снятии Спасителя с креста, смотрит, как полагают тело Его. Она спешит вместе с другими женами отдать Ему последний долг. Вместе с другими мироносицами покупает дорогие ароматы, чтобы идти и помазать Его тело. Как ни торопились они, однако не успели сходить ко гробу, потому что наступила суббота, день покоя. На другой день рано, еще до восхода солнца, вместе с некоторыми мироносицами она уже идет по пустынным и темным улицам спящего Иерусалима в загородный глухой сад. Для них теперь не страшно ничто. На дороге они заботятся о том, кто отвалит им камень от дверей гроба, который был очень велик. Приходят и видят, что камень отвален от гроба, и тела Спасителя уже нет в пещере. Сколько недоумений, сожалений и глубокой скорби! Но вот является Ангел Господень и разъясняет им все.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010