Сравнительный анализ риторических особенностей рукописи «Слова к Владимирской пастве Преосвященного Феофана 1863–1866 гг.» 1 и ее типографского издания показал, что лексико-грамматические особенности рукописи и типографского издания различны. Для иллюстрации приведу в пример сравнительный анализ двух текстов. Обратимся к анализу лексико-фразеологических элементов, входящих в текст проповеди «В день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 8 Мая». Таблица 1 Рукопись Слова свт. Феофана Затворника «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 58] Типографское издание Слова «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 29–30] Абзацное членение текста имеет существенные отличия, которые обусловлены характеристикой пояснительного абзаца. Данный абзац объясняет, по какой причине святитель упоминает Евангелиста Иоанна Богослова. Типографский вариант имеет отличие в одно абзацное членение, поскольку святитель Феофан считает необходимым придать этому абзацу пояснительное значение. Таким образом, святитель Феофан обуславливает упоминание в своей проповеди святого Иоанна Богослова. В левой стороне единый текст, а в правом абзаце он имеет пояснительное значение. Типографский текст имеет стилистически нейтральное значение, упрощенную структуру, отсутствие риторического вопроса, ироничного содержания. Черновик изобилует тональными высказываниями, риторическими восклицаниями, сравнениями, метафорами, яркими образами, свойственными разговорному стилю повествования. Текст, доступный для понимания простолюдина, который и являлся основным прихожанином и слушателем святителя Феофана. Также стоит отметить, что святитель Феофан в типографском варианте избегает прямой речи, заменяя ее косвенной. Такой выбор характерен для толкования речи евангелиста. Святитель Феофан ссылается на евангелиста и при помощи риторического вопроса поясняет уроки св. Иоанна Богослова. Мы видим, что святитель Феофан изменяет текст в зависимости от читателей или слушателей. В рукописном варианте присутствуют слова, имеющие эмоциональную окрашенность, привлекающую внимание паствы к проблеме неверного понимания слов о Любви св. Иоанна Богослова, чего нет в типографском варианте текста. Также в рукописном варианте святитель Феофан использует термин «индифферентизм». Данное слово означает равнодушие и безразличие по отношению веры в Бога: «Как хочешь верь, – все равно, – только люби людей, как братьев, – благодетельствуй». В этом и обличает святитель Феофан приверженцев данной жизненной позиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ныне существующая на городском кладбище церковь, посвященная святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, построена по благословению Тверского архиепископа Платона (впоследствии Московского митрополита) купцом Иваном Иаковичем Морозовым и освящена была в 1782 году. Кладбище для затверецкой части (для прихожан Собора, Благовещенской, Воскресенской, Вознесенской, Пятницкой, Богоявленской, Георгиевской, Знаменской, Успенской и отчасти Сретенской, Климентовской и Иоанно-Предтеченской церквей), по ходатайству граждан г. Торжка было открыто в 1772 г. Побуждением для храмоздателя Ив. Ак. Морозова посвятить кладбищенскую церковь святому Иоанну Богослову, кроме того, что здесь существовал Иоанно-Богословский монастырь, было и то, что как он, так и его сын получили при святом крещении имя святого апостола. Кроме того, Императрица Екатерина II, во время проезда из Москвы в Санкт-Петербург, принимала г. Морозова, как известнаго Ей своею благотворительностию, выслала ему из Старицы для новостроющагося храма икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; икона эта помещена в иконостасе над могилой сына Морозова, 15-летняго отрока Иоанна, надмогильная плита коего находится ныне вне храма при южной двери, при входе в церковь. В воспоминание царскаго дара иконы (святого евангелиста Иоанна Богослова) ежегодно, 8 мая, совершается крестный ход из Борисоглебскаго монастыря в кладбищенскую Богоявленскую церковь. Длина Богословской церкви 11 1/2 саженей, шиоина - 8 саженей, высота 13 саженей. В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви. Кирпичный пол в церкви заменен деревянным; престол устроен из кипарснаго дерева. Все иконы (20), писанныя в 1781 году, за исключением только иконы преподобного Иоанна Дамаскина, были возобновлены живописцем за 1000 рублей. В благодарность Якову Уварову за возобновление им храма, испрошено разрешение у архиепископа Филофея освятить кладбищенскую церковь в честь святого апостола евангелиста Иоанна Богослова и брата его святого апостола Иакова Зеведеева, имя которого носил Яков Никит. Уваров; возобновленный храм был освящен 30 апреля 1867 года.

http://sobory.ru/article/?object=02442

Можно с уверенностью сказать, что небесное покровительство апостола Иоанна Богослова имеет особое значение для всех учащих и учащихся Санкт-Петербургской Духовной Академии: трудно переоценить молитвенную помощь того, кого Святая Церковь удостоила звания богослова. Ведь Духовная школа объединяет людей, в определенный момент своей жизни решивших посвятить себя изучению Слова Божия и богословских наук. Каждый студент надеется, что проявленное в учебе, молитве и трудах усердие поможет ему обрести не только необходимые теоретические знания, но и духовный опыт, который позволит стать ближе к Богу и хоть в малой мере, но все же даст право тоже носить почетное звание богослова. Апостол был назван Церковью богословом за то, что написанные им Евангелия и послания отличаются возвышенностью, проникновением в тайны бытия и истории. Вся христианская Церковь глубоко чтит его, как тайнозрителя судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом - символом высоты полета его богословской мысли. После чтения Евангелия проповедь произнес священник Дионисий Харин . За Божественной литургией, после евхаристического канона, архиепископ Амвросий  рукоположил иподиакона Иоанна Никитина в диакона. В алтаре храма Владыка поздравил новорукоположенного диакона Иоанна и вручил ему ставленническую грамоту. В конце богослужения архиепископ Петергофский Амвросий поздравил всех молящихся с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и обратился с архипастырским словом: " Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний, дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с престольным днем нашего академического храма, с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В его доме мы живем, учим и учимся, здесь проходит очень важный этап жизни каждого из тех, кто призван трудиться на ниве духовного просвещения, делиться своими знаниями и жизненным опытом, передавать его молодому поколению. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы часто называем апостолом любви, он известен как возлюбленный ученик Христов. Но он наиболее любимый ученик Христов не потому, что Бог кого-то любит больше, а кого-то меньше, но именно потому, что Иоанн сам возлюбил Христа намного больше, нежели остальные апостолы. Поэтому он смог ту преизобильную любовь, не имеющую меры и исходящую от Отца светов, принять в той степени, в которой было открыто его сердце для слов Божественного Учителя и для любви, излившейся в его жизнь и в его сердце.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Первое упоминание о церкви Иоанна Богослова относится к 1702 году. В конце двадцатых годов ХХ столетия храм был закрыт. Здесь располагались клуб, типография, зал для занятия тяжелой атлетикой, восьмерик использовался как жилой дом. Потом храм стал пустовать и употреблялся лишь как распивочная и туалет. В 1990 году храм вновь был открыт для служения. Первоначально служились молебны в наиболее сохранившемся Петропавловском приделе. 21 мая 1991 года в день памяти святого евангелиста Иоанна Богослова в южном приделе храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла была впервые после длительного перерыва совершена с 1929 года совершена Божественная Литургия. http://www.podolskoe.ru/krasnoe/main.htm Церковь Иоанна Богослова построена в 1706 г., каменная. В прошении, поданном в Поместный приказ 6 мая 1703 г. от имеритинского царя Арчила, написано: «обещание сына моего Александра построить в Московском уезде, в подмосковной своей вотчине, в селе Красном, Пахово тож, церковь во имя Иоанна Богослова каменную, а к той церкви земли дает священнику с причетники 10 четвертей, да сенных покосов 10 копен», и просил, чтобы оную землю утвердить за оною церковью и об этом уведомить Патриарший казенный приказ. Вследствие этого прошения Поместным приказом 24 декабря того же года дано было знать Патриаршему приказу, что земля с сенными покосами утверждена к церкви Иоанна Богослова, которая будет построена в сельце Красном, Пахово тож. В декабре 1706 г. царь Арчил Вахтангиевич Имеритинский входил с прошением в Патриарший казенный приказ с прошением, в котором объяснял: «в прошлом, государь, 1703 г. по обещанию сына моего царевича Александра в Московском уезде, в подмосковной его вотчине, в селе Красном, Пахово тож, построил я церковь каменную во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, а та церковь еще не освящена», и просил дать ему из Патриаршего приказа освященную грамоту… В 1709 г. церковь Иоанна Богослова стояла не освященною, и когда она была освящена из документов не видно. Пахово по писцовым книгам 1627 – 28 гг. было сельцо на реке Пахре, Московского уезда, Лукомского стана, «поместье за князем Иваном Борисовичем Черкасским; в сельце двор боярский с деловыми людьми и двор конюшенный, да за рекою Пахрою, на перевозе, 3 двора бобыльских с 4 чел.», к сельцу принадлежали деревни: Горки и Гавриловка на реке Пахре и Страдань на речке Страдании. В 1646 г. этим поместьем владел племянник князя И. Б. Черкасского князь Яков Черкасский.

http://sobory.ru/article/?object=06087

Мф.4:21 .  И прешед оттуду, виде ина два брата, Иакова Зеведеева и Иоанна брата его, в корабли с Зеведеем отцем ею, завязующа мрежи своя, и воззва я. Из двунадесяти Апостолов Иаковами назывались два: один сын Алфеев, коего Евангелист Марко называет Иаковом малым; а другой сей, сын Зеведеев, брат Иоанна Богослова Евангелиста ( Мк.1:11 ). Приметь во-первых, что Евангелист Матфей не сказал: Иакова и Иоанна сынов Зеведеевых, но «Иакова сына Зеведеева, и Иоанна брата его», дабы дважды повторить имя сие – брат, и показать паки, что для того избираются два первые ученики Христовы братия, так как и два вторые, да и мы уразумеем, что всех в Него верующих долг есть любить друг друга, как брата. Приметь во-вторых, коликое было убожество Апостолов: ибо слово сие, «завязующа мрежи», значит то, что они своими руками починивали обветшавшие свои мрежи. В-третьих, что снискивали нужное для себя пропитание собственными трудами и потом, тем же питая и престарелого отца своего. Таковых-то убо мужей, призвав, Иисус Христос соделал учениками Своими, очевидцами и свидетелями жизни, чудес, страдания, погребения, воскресения, на небеса вознесения, сошествия Святого Духа, проповедниками Евангельских учений и всея вселенной наставниками и учителями. Мф.4:22 .  Она же, абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста. Виждь усердие, соответственное предведению Спасителя. Слышав Господне звание, тотчас оставили и мрежи, и корабль, и отца своего, и последовали охотно зовущему Христу. Но тогда ли токмо во первых видели они Христа? и тогда ли токмо их звал Христос? Вероятно, что еще прежде сего известно им было о Иисусе Христе; но тогда несомненным образом во первых еще звал их: ибо в сем токмо Евангельском пункте видим первое их звание, которое и Евангелист Марко таким же образом описывает. Для чего же они оставили отца своего? Так как, видно, он не веровал во Христа ( Мк.1:19 ). Посему они и последовали зовущему их Христу, не уверовавшего же отца оставили, Бога отцу своему предпочетши. Заметь притом, что по Христе грядущие, якоже Иаков и Иоанн, выходят из моря, то есть, из многомятежной мирской суеты; оставляют корабль и отца, то есть, непостоянные и многобедственные жизненные дела и плотские пристрастия, а не последующие Христу, якоже старик Зеведей, остаются на мори и на корабле, то есть колеблются волнованием мирской жизни и непостоянством земных вещей. Когда же Богочеловек призвал избранные сосуды и сотворил оных вселенскими учителями, тогда начал проповедь спасения и пречудные благодеяния Своего человеколюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В 1890 г., 27 августа, прихожанка, помещица сельца Грязей Александра Андреевна Орловская, пожертвовала в храм издавна хранившийся в семействе дворян Ямщиковых деревянный ларец (вышиною в 4 вершка, шириною 3 вершка), в котором под серебряной ризою находились часть ризы Господней, часть древа Креста Господня, риза Богоматери, вервь с кровию Иисуса Христа, камень Гроба Господня, камень - стопа Господня и части святых мощей: Иоанна Предтечи, евангелиста Матвея, евангелиста Марка, евангелиста Луки, апостола Андрея, апостола Иакова, святых Симеона, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Петра митрополита, Алексия митрополита, Ионы митрополита, Филиппа митрополита, Николая Чудотворца, Сергия Чудотворца, Кирилла Новоезерского; преподобных Зосимы и Савватия, святого Александра, Варлаама Хутынского, великомученика Георгия, великомученика Димитрия, мученика Артемия, мученика Никиты, святых мучеников Иоанна, Феодора Стратилата, Андрея Стратилата; Анны пророчицы, Анны матери Богоматери, великомученицы Варвары, мученицы Ирины, Марии Египетской, первомученицы Феклы и мученицы Пелагеи. Время и место приобретения этой святыни Ямщиковыми остались, за смертью их, неизвестными. Земли при храме было 36 десятин 456 кв. сажен. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика, казённого жалованья с 1902 г. они получали 550 рублей, процентов от церковного капитала - 119 р. 25 к. Приход составляли с. Горячкино (40 дворов), деревни Преображенское (22 двора) в 3 верстах, Сычи (15 дворов) в 5, Прасолово (17 дворов) в 5, Ершово (34 двора) в 3, Вельяшево (15 дворов) в 7, Рагозники (11 дворов) в 6, Тиунцево (17 дворов) в 6, Каменки (селом владела княгиня Евдокия Михайловна Одоевская, в 1773 г. с. Каменки переведено по просьбе крестьян из прихода храма Рождества Христова в с. Вешки Гжатского уезда Смоленской губернии), Рогачёво, Лыкшево, сельцо Грязи (33 двора) в 3-х, сельцо Псарьки (2 двора) в 4-х верстах, переведённое в Горячкинский приход по просьбе помещиц девиц Евдокии, Феодосии и Мавры Васильевых Коноплёвых.

http://sobory.ru/article/?object=46029

Проверяйте себя время от времени. Берите наугад какую-нибудь книгу Ветхого Завета и попытайтесь читать её, пытайтесь понять, что во Христе должно быть понятно нам из этих Писаний, что открывает нам Бог через эти священные буквы. Если вам ничего не понятно, то это знак того, что нужно трудиться и упражняться. Ну, и конечно, нужно читать Новый Завет. С него и начинать надо, потому что благодать открывается от силы в силу через написание Нового Завета. Ну и вообще, в День памяти какого-нибудь из священных писателей, например, Матфея или Луки, или Иоанна Богослова, или апостола Петра (у него есть в писании два соборных послания), или апостола Иуды (не Искариотского), брата Господня, или Иакова, или ветхозаветных писателей, Моисея, например, или Давида. Очень хорошо было бы взять себе за правило почтить память священного писателя чтением его книги в тот день, когда он поминается Церковью. Завтра, например, память Матфея. Не все смогут быть в храме Божием. Кто-то работает, милиционер, доктор идёт на дежурство, пилот будет управлять самолётом, машинист тепловоза будет вести тепловоз. Не каждый человек может прийти в храм, даже те, кто хотят. Как нам почтить святого евангелиста и ученика Господня, единого от двенадцати? Можно почитать в этот день Евангелие от Матфея. Таким образом, мы почтим святого Апостола и евангелиста, память которого совершается церковью. Мы прочитаем часть его книги, которая сохраняется в церкви и почитается как драгоценность. И потом, когда будет память  евангелиста Иоанна Богослова, или память Моисея, или память пророка Амоса, или Осии, или Исаии, или Иеремии, прекрасно было бы, если бы мы привыкли в день памяти этих святых находить их книги и читать их. В храме они должны читаться в виде паремий. Проповедовать нужно о жизни этих святых писателей и о смысле книг, которые они написали, и мы сами должны обязательно приклонить своё ухо к тем живым словам, которые они оставили нам на страницах Священного Писания. Я предлагаю вам сверять свою жизнь с церковным календарём.

http://radonezh.ru/analytics/28-11-2014-...

Еще раз повторим пролог Евангелия: Логос был Богом; Логос был с Богом (или можно перевести: «Логос был к Богу» – λγος ν πρς τν θεν). Согласно Евангелию, Божественный Логос как бы обращен к Богу, Он пребывает «Лицом к Лицу» с Богом. Логос и Бог сосуществуют в совершенном единстве, в любви. Через небольшой пролог Евангелия от Иоанна пробивается мощный росток тринитарного богословия. То есть росток учения о Пресвятой Троице : Отце, Сыне и Святом Духе. Евангелист Иоанн Богом называет Отца («Источник Божества»), а Логосом – Сына . О Святом Духе он напишет в Евангелии несколько позже (см.: Ин. 14: 16–17)… не всё сразу. Так, читая Евангелие от Иоанна, мы знакомимся с учением о Божественном триединстве. Почему Бог Сын назван Логосом? Апостол Иоанн обращается с проповедью к людям эллинистического мира и потому говорит о Христе как о Логосе. Что люди могли взять из его Евангелия? Для них понятие λγος было изрядно нагруженным: λγος – это и «разум», и «слово», и даже «отчет» финансовый . Евангелист Иоанн говорит о большем: Логос – Законодатель Вселенной, а не просто высший закон природы Греческий мир, развивавший свою философию, воспринимал понятие логоса в смысле закона Вселенной. Евангелист Иоанн говорит о чем-то большем: Логос, Который был у Бога, – Законодатель Вселенной, а не просто высший закон природы. «Всё чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло» (Ин. 1: 3). Разумный порядок во Вселенной происходит от Бога-Логоса. Он – Создатель и Устроитель всего мира. И это не какой-то закон, встроенный во все вещи, а Живая Личность Бога, Который выше всего и прежде всего. Всевышний Бог-Логос сошел на землю и стал Человеком, явился людям: «Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его» (Ин 1: 14). Для чего же Он пришел? Логос изначально был Богом; и вот Логос воплотился и стал Человеком, оставаясь по-прежнему Богом. Он стал как мы, чтобы мы стали Ему Своими, стали Ему подобны. Господь хочет нас усыновить и удочерить. Это никем не придуманная тайна, здесь дышит прямое богооткровение и таинственное богословие . С особой силой открывается оно апостолам в последние дни перед Голгофой. Об этом пишет Иоанн Богослов как можно подробнее. Практически половина его Евангелия посвящена этому (все главы, начиная с 12-й). Посмотрите на описание Тайной вечери . Так мог рассказать только «наперсник Христов», то есть самый ближайший, внимательный, любимый, «лучший» ученик.

http://pravoslavie.ru/70837.html

Но явно, что Лице, описываемое в Евангелии, существовало до земного рождения. Посему один евангелист (Иоанн) говорит о небесном Его существовании. Забудем, - так приглашает святитель Златоуст к чтению Иоанна Богослова, - на время все земное, перенесемся на небо и посмотрим, нет ли там того Лица, Которое евангелист описывает. Лице это существовало от вечности (Ин. 1; 1-14). Первые четыре стиха первой главы Евангелия Иоанна можно назвать как бы предисловием или вступлением ко всем четырем евангелистам. Это -введение в небесную историю Иисуса Христа. Здесь как бы разверзаются небеса, и является Слово, представляется Творцом, приходит «к своим», и тем, кои принимают Его, дает «область» чадами Божиими «быти» (Ин. 1; 12). Это - сокращение всей жизни Иисуса Христа, цель Его явления. Потом подробнейшим образом рассказывается у евангелистов, как это все было, и вечное Слово здесь только представляется во всей ясности. При подробном описании жизни Иисуса Христа будет виден только Сын Человеческий, а Слово как бы скрывается. Можно сказать, что небеса как бы снова скрываются. В Иудее и Риме как бы снова распространяется мрак. Только просвечивалось нечто светлое, Божественное, в Иудее через закон, а в Риме через некоторые познания. Потом следует повествование евангелиста Луки (1; 5). Слово, описанное Иоанном, наподобие молнии, осветило все, и потом снова скрывается и заставляет идти как бы ощупью. У святого Луки представляется как бы поприще деятельности этого Слова. Что за люди Захария и Елисавета в сравнении с кесарями и вельможами римскими, что ими занимается евангелист? Здесь как бы сбывается то, что сказал апостол: «и худородная мира и уничиженная избра Бог» (1 Кор. 1; 28). Почему не сделали описания, подобного Иоанну, первых три евангелиста? Они остановились на земных событиях, а Иоанн начинает с неба. Конечно, потому, как говорит апостол, что всякому «дается явление Духа на пользу» (1 Кор. 12; 7). Дух Святый дает дарования «коемуждо якоже хощет» (1 Кор. 12; 11). Но неужели Дух Святый в раздаянии даров не сообразуется ни с какими законами? Нет! Различие даров Его зависит от различия умственных и нравственных сил лиц приемлющих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Конечно, самый факт пребывания ап. Иоанна в Малой Азии, сам по себе, как только факт биографический, для отрицателей его достоверности не имеет особенной важности; но он имеет особенное значение по своим последствиям, именно по тому, что от такого или иного решения его зависит такой или иной ответь на другие весьма важные и существенные вопросы. Этими-то побочными, но тесно связанными с ним вопросами, и вызван вопрос о достоверности малоазийского предания об ап. Иоанне, ими он поддерживается, от них получает свою важность и значение. Это – вопросы о происхождении и подлинности тех канонических новозаветных писаний, которые с древнейших времени христианства признавались принадлежащими ап. Иоанну. Так называемое 4-е каноническое Евангелие, Апокалипсис и первое послание Иоанна носят на себе все признаки своего происхождения в Малой Азии и притом в I христианском веке; поэтому понятно, какое важное значение имеет вопрос о достоверности малоазийского пребывания ап. Иоанна; с отрицанием этой достоверности сами-собою падают подлинность и апостольское происхождение выше названных и приписываемых ап. Иоанну новозаветных писаний. При этом нужно заметить, что хотя подлинность Иоанновых произведений отрицалась еще я в древней церкви 7 и, особенно, в новейшее время, однако никто не отрицал малоазийского пребывания ап. Иоанна. До Лютцельбергера, или вернее до Кейма было три партии по вопросу о подлинности Иоанновых произведений: одна признавала Иоанна только евангелистом, другая – только апокалиптиком, третья, наконец, и евангелистом и апокалиптиком. Естественно, что при таком положении вопроса относительно подлинности писаний ап. Иоанна, пребывание этого апостола в Малой Азии каждою из указанных, партий подразумевалось само собою и самая постановка вопроса об этом была не возможна до тех пор, пока не явилась новая, четвертая партия, совершенно противоположная последней из упомянутых выше, именно партия, отвергающая подлинность всех произведений, приписываемых ап. Иоанну. Но чтобы доказать происхождение и Евангелия и Апокалипсиса помимо ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010