Спорливость В собеседованиях не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более чем дев (прп. Антоний Великий , 89, 68). Источник. Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву (прп. Антоний Великий , 89, 70). Источник. Не люби прений, чтобы не вселилось в тебя вселукавство (прп. авва Исаия , 89, 331). Не спорьте друг с другом ни о каком предмете (прп. авва Исаия , 59, 8). Источник. Не будь спорлив, чтобы не сделаться жилищем всякого зла (прп. авва Исаия , 59, 64). Источник. Все, что ненавидит Бог, обитает в душе человека спорливого и горделивого (прп. авва Исаия , 59, 136). Кто порабощен сей страстию , тот не хочет нести креста своего, а увлекается тщеславием (прп. авва Исаия , 59, 136). Эта страсть ниспровергает все здание добродетели и наводит на душу такой нрав, что она не может видеть света честности (прп. авва Исаия , 59, 136). Кто спорит с пустословом, тот обыкновенно сам ему уподобляется (свт. Василий Великий , 7, 30). Источник. Будьте уступчивы друг другу и не заводите споров о том, что ни к чему не полезно (прп. Ефрем Сирин , 30, 232). Источник. Лучше быть честно побежденным, нежели одержать победу со вредом и незаконно (свт. Григорий Богослов , 12, 76). Источник. Лучше, будучи мудрым, уступать по скромности, нежели, будучи невеждою, надуваться по дерзости (свт. Григорий Богослов , 12, 474). Источник. И мы, подражая Христу, можем иногда заграждать уста любопытным совопросникам и их неуместные вопросы решать вопросами же еще более неуместными (свт. Григорий Богослов , 14, 218). Источник. Не заботься во всем и всегда одерживать верх. Лучше уступить над собою победу с пользою, нежели победить со вредом. И у борцов почитается побежденным не всегда тот, кто лежит внизу, но часто и тот, кто остается вверху (свт. Григорий Богослов , 16, 206). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смирение Смирение – великая добродетель Святое смирение превыше естества, и неверный не может его иметь, и считает противоестественным... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 110). ...Как гордость и возношение ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо (прп. Антоний Великий , 89, 135). Источник. Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди – все труды такого тщетны (прп. авва Исаия , 59, 56). Смиренномудрие – сокровище-хранительница добродетелей (свт. Василий Великий , 9, 355). Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). ...Как начало и конец доброго – смиренномудрие, так начало и конец худого – высокоумие (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). Источник. ...Великий дар – смиренномудрие; велика слава, велик успех и велика честь приобретших оное. С ним непреткновенное течение, в нем всесовершенная мудрость (прп. Ефрем Сирин , 30, 52–53). Источник. Велико преспеяние и велика слава – смиренномудрие, и нет в нем падения (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. ...Как тело имеет нужду в одежде и когда тепло, и когда настает стужа, так и душа имеет всегдашнюю нужду в облечении себя смиренномудрием (прп. Ефрем Сирин , 30, 515). Источник. Прекрасное и превосходное приобретение – смиренномудрие; об этом знают все, непостыдно носившие на себе иго его. Предпочти лучше ходить нагим и необутым, нежели быть обнаженным смиренномудрия; потому что любящих оное покрывает Господь (прп. Ефрем Сирин , 30, 515–516). Источник. Все сокровища заключены в смирении; все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь, потому что в смирении есть все (прп. Ефрем Сирин , 33, 119). Источник. Смирение – стезя к Царству, дверь небесная, сад райский, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему (прп. Ефрем Сирин , 33, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сластолюбие Не будь сластолюбив, ибо сластолюбивых Бог не слушает (прп. Антоний Великий , 89, 112). Источник. Человек сластолюбивый (только приятного ищущий) ни на какое дело негож (прп. Антоний Великий , 89, 112). Если неразумные твари догадливы и искусны в попечении о собственном своем спасении, и если рыба знает, что ей избрать и чего ей бегать; что скажем мы, отличенные разумом, наставленные законом, побужденные обетованиями, умудренные Духом и при всем том распоряжающие своими делами не разумнее рыб? Ибо они умеют промышлять несколько о будущем, а мы, отринув надежду на будущее, губим жизнь в скотском сластолюбии (свт. Василий Великий , 5, 115). ...Великая приманка ко злу есть сластолюбие, ради которого всего более мы, люди, падки ко греху, которым всякая душа, как угодою, увлекается в смерть (свт. Василий Великий , 9, 117). Источник. ...Кого не преклоняет к себе и не разнеживает сластолюбие, тот чрез воздержание преуспел вовсе избежать грехов (свт. Василий Великий , 9, 117). Источник. Как можно достигнуть того, чтобы не преодолевало сластолюбие в снедях? – Решившись предпочтение полезного иметь всегда вождем и учителем в том, что приемлется для употребления, будет ли это приятное, или неприятное (свт. Василий Великий , 9, 232). Убежищем от сластолюбия служит, во-первых, часто и трезвенно молиться, а потом предоставлять владычество уму и чистой мысли, не произносить бесчинного слова, несообразного с приличной потребностью, в той уверенности, что Господь есть непогрешительный Судия (прп. Ефрем Сирин , 30, 511). Источник. Как прекрасно преодолевать сластолюбие и быть выше плотских похотей! У кого в сердце есть страх Божий, того не коснется скверна сластолюбия (прп. Ефрем Сирин , 31, 76). Источник. ...Сластолюбие не ограничивается одною роскошью и телесными наслаждениями, но имеет место во всем, что любим по душевному произволению и пристрастно (прп. Ефрем Сирин , 32, 389). Источник. ...Услаждение вкуса... есть матерь всех по порядку зол. Ибо кому неизвестно, что корнем почти погрешностей в жизни служит заботливость о гортани? От нее зависят: роскошь, пьянство, чревоугодие, беспорядочное поведение, многоядение, пресыщение, разгульная жизнь, скотское и неразумное падение в страсти бесчестия (свт. Григорий Нисский , 18, 461–462).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Антоний Великий Антоний Великий     Воспоминание о прп. Антонии и Египте вызывает скорбь в сердце. Египет – родина монашества, поэтому всегда был тесно связан с Афоном. Связь с коптами была даже не физическая, а духовная.   Из русских христиан мало кто знает, что еп. Порфирий Успенский, приехав после Афона в Египет, посвятил свою оставшуюся жизнь соединению двух Церквей: Русской и Коптской. Изучив вероучительные тексты коптов, он обнаружил, что монофизитство коптов – это не более, чем  историческое недоразумение, к которому прибавлена фобия маловерных русских церковных чиновников.   Он составил доклад Синоду и готовил собор, призванный соединить Церкви….  Смерть его друга, коптского патриарха, остановила эти планы. К сожалению, русские дипломаты в Египте тоже считали себя богословами и имели свое мнение на этот счет, они с помощью интриг не допустили соединения Церквей в дальнейшем.   Сейчас русская Церковь-мать не хочет даже слышать о своей гонимой дочери, находящейся в беде и просящей помощи...  А что же еп. Порфирий Успенский?! Ему ставят памятники и пишут панегирики. Ну, что же, это русским людям знакомо…     Основателем монашества в Египте и во всем христианском мире считается св. Антоний Великий.   Святитель Иоанн Златоуст говорит, что  житие прп. Антония нужно читать всем христианам. «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, — пишет святой Афанасий, — однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чём однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в дёснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его — это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=45...

Свобода Среди двух путей стоит человек, т. е. праведности и греха, и на какой хочет – вступает и идет по нему. Стезя же, которою он пошел, и ведущие его по ней, или Ангелы и люди о Боге, или демоны и злые люди доводят его до самого конца пути того и против желания. Добрые – к Богу и в Царство Небесное, а грешные – к диаволу и в вечное мучение. Но никто не причиною погибели, как только своя воля... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 11). ...Нам, еще по страху мучений и искушений любящим доброе, отнюдь неполезна свобода, но охранение себя и удаление от вещей; чтобы, хотя удалением от вредного, для нашей немощи, могли мы бороться с помыслами. Ибо начальствующих духов побеждают бесстрастные начальники, уже победившие постыднейшие страсти, а находящиеся в повиновении у отца духовного (подвизаются против) подчиненных духов (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 180). Свободными почитай не тех, которые свободны по состоянию, но тех, которые свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что такие суть рабы чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презрение привременного (прп. Антоний Великий , 89, 67). Источник. Свободен тот, кто не рабствует сластям (чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия и с полною благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно (прп. Антоний Великий , 89, 73–74). Источник. Бог, будучи благ и независтен (щедродателен), дал человеку свободу в отношении к добру и злу, одарив его разумом, чтобы, созерцая мир и что в мире, познавал он Сотворившего всяческая для человека. Но человек неправедный может желать и не разуметь этого, может, к своему несчастью, не веровать и мыслить противно истине. Такую имеет человек свободу в отношении к добру и злу! (прп. Антоний Великий , 89, 86). Источник. Не почитай себя свободным, доколе прогневляешь Владыку своего. Там свободы нет, где сердце вожделевает чего-либо принадлежащего миру... (прп. авва Исаия , 59, 79). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Стыд Почему ты нерадишь о себе, душа моя? Почему не стыдишься, согрешая перед Богом и Его Ангелами, как стыдишься людей? Увы мне, несчастному! Увы мне! Увы мне! Ибо не стыжусь я Творца моего и Владыки даже и так, как стыжусь человека. И перед одним человеком не могу согрешить, но употребляю все хитрости, чтобы показать себя поступающим праведно, но, стоя перед Богом, помышляю лукавое и говорю часто, не стыдясь. О (каково) безумие мое! Делая злое, не боюсь Бога, видящего сие, и одному человеку не могу сказать касающегося меня – для исправления (прп. Петр Дамаскин , 75, 67). Святое Писание удостоверяет, что стыд бывает двоякого рода: один, от которого рождается грех, а другой, от которого происходит слава и благодать (см.: Сир. 4, 3–25 ). Стыдение сделать грех есть истинный и спасительный стыд; стыд же, из которого рождается грех, есть стыдение, препятствующее приводить в исполнение заповеди Божии. Ничего не стыдись делать, что согласно с волею Божиею, и в деле истины не таись; не бойся возвещать учение Господне или словеса премудрости, и не стыдись грехи свои открывать духовному отцу своему (прп. Антоний Великий , 90, 58–59). Обучаешься ли какому рукоделию, советуйся с показывающим тебе, и не стыдись часто вопрошать его, говоря: «Окажи любовь, посмотри, хорошо ли я делаю или нет» (прп. авва Исаия , 60, 15). Источник. Не стыдись открывать старцу все борющие тебя помыслы, если ты хочешь найти отраду и облегчение: ибо для демонов нет большей радости, как когда человек скрывает свои помыслы, лукавые ли они, или благие... (прп. авва Исаия , 60, 28). Если во время пребывания твоего в келье будут всеваться в сердце твоем семена скверны (т. е. помыслы похоти плотской), то употреби все силы, чтобы они не укоренились и не возобладали тобою. Помни, что тебе соприсутствует Бог, перед Коим открыты все советы сердечные. Говори душе своей так: если ты стыдишься подобных тебе грешников и боишься, как бы не увидали твоих грехов, сколько более ты должен страшиться Бога, перед Которым все открыто. От сего размышления возбуждается в душе страх Божий, в коем утвердившись, пребудешь непоколебим против всех страстей, как и Писание говорит: надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится во век живый в Иерусалиме ( Пс. 124, 1 ) (прп. авва Исаия , 60, 29–30).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской «Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской» — одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Прп. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «Матери пустыни» сейчас трудно воспринимается. Однако, «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодо-ры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы» хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами Антонием, Арсением и Пименом. «Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской» ложно приписывается свт. Афанасию Великому. Житие и наставления преподобной Синклитикии Александрийской Как великий Антоний явился основателем пустынной отшельнической жизни, так святая Синклитикия была начальницею пустынного общежития для дев и жен. Жития святых подвижниц Восточной Церкви/Преосв. Филарет (Гумилевский). СПб. 1885. С. 8. Часть первая Б лаженная Синклитикия родилась в Александрии. Семейство, к которому она принадлежала, вело свой род из Македонии, было уважаемо и богато. Услышав об особом благочестии александрийцев, предки преподобной оставили Македонию и переехали в Александрию, где нашли искреннюю веру и истинную любовь к Богу. В родительском доме святая получала все, что только может именоваться превосходным и полезным в мире сем. Но блаженная тяготилась этим, потому что сердце ее уже пламенело желанием к горнему и любовью к Богу. Удручало ее и сугубое попечение о теле, так принятое в богатых домах и презираемое ею. Самым опасным врагом она считала свое прекрасное молодое тело и всячески утесняла его, смиряя постом, трудами и бдением. В семье, кроме Синклитикии, было еще два сына и дочь. Младший брат блаженной умер в детстве, сестра ее была слепа, а старший брат, отказавшись от женитьбы, ушел в пустыню, потому единственной надеждой родителей на сохранение рода было замужество Синклитикии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=904...

Самоукорение Ничто не производит так скоро болезнования души, как мысль о смерти, и – невидимого преуспеяния, как самоукорение и отсечение своих хотений... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 150). Источник. ...Самоукорение есть невидимое преуспеяние, потому что человек хорошо совершает путь свой и не замечает этого... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 67). ...Кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет Бог (прп. Антоний Великий , 89, 136). Не будем ждать обличителя, но ранее займем его место и, таким образом, своею откровенностью сделаем Судию более милостивым (свт. Иоанн Златоуст , 44, 32). Источник. ...Самоукорение... умеет избавлять душу от самоугодия, тщеславия и гордости (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 197). Источник. Главная причина всякого смущения, если мы основательно исследуем, есть та, что мы не укоряем самих себя. Оттого проистекает всякое расстройство, оттого мы никогда не находим покоя. И нечего удивляться, когда слышим от всех святых, что нет другого пути, кроме этого. Мы видим, что никто, минуя этот путь, не обрел покоя; а мы надеемся получить спокойствие или полагаем, что идем правым путем, никогда не желая укорять самих себя. Поистине если человек совершит и тьмы добродетелей, но не будет держаться этого пути, то он никогда не перестанет оскорбляться и оскорблять других, теряя через то все труды свои. Напротив, какую радость, какое спокойствие имеет тот, кто укоряет самого себя! Куда бы ни пошел укоряющий себя, как сказал авва Пимен, какой бы ни приключился ему вред, или бесчестие, или иная какая-либо скорбь, он уже предварительно считает себя достойным всякой скорби и никогда не смущается. Есть ли что беспечальнее такого состояния? (прп. авва Дорофей , 29, 90–91). Источник. Если мы во всем, что с нами ни случается, считаем виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние. И тем более (должны мы это делать), что ничего не бывает с нами без промысла Божия (прп. авва Дорофей , 29, 92). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Своеволие Великое делание инока в том и состоит, сказано в старчестве, чтобы, когда враги предлагают одно, он предлагал другое, а когда они другое, он это ставил на вид, зная, что в жизни сей отнюдь ничего нет неизменного, но претерпевый до конца, той спасен будет (ср.: Мф. 10, 22 ), а желающий, чтобы дела совершались, как он хочет, не знает, куда идет; но как слепой, колеблемый всяким ветром, что с ним случится, тому весь совершенно и предается, и как раб боится печального, как пленник порабощается самомнению, думая, по неразумной радости, что он знает то, чего никогда не знал, – что это такое, и откуда; если же говорит, что знает, тогда еще более ослепляется. Это бывает от неукорения себя, что называется самоугодием и есть незаметная погибель; как говорит святой Макарий в главах об иноке, который погиб после того, как, молясь с другими братиями, был в восхищении ума и видел горний Иерусалим, (погиб) потому, что счел себя достигшим сего, а не большим должником. Ибо как весьма страстные, даже и того не видят, от тумана страстей, что явно многим, так и бесстрастные многим недоведомое знают, по чистоте ума (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 171–172). ...Везде можем спастись, если оставим свои хотения; если же не сделаем этого, то не будем иметь покоя и не можем познать и исполнять Божественной воли. Ибо наша собственная воля есть преграда, отделяющая нас от Бога, и если не разрушится преграда, то мы не можем познать и исполнять угодного Богу, но находимся вне этого и бываем насилуемы врагами по неволе, и не хотя (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 202–203). Многие, долгое время пребывая в монашестве и девстве, не научились... науке чистоты, потому что, презрев наставления отцов своих, последовали желаниям сердца своего; по какой причине взяли над ним верх злые духи-душегубители, поражая их скрытными стрелами ночь и день и не давая им покоя ни в каком месте, так что сердца их заняты то гордостью, то тщеславием, то нечестивою завистию, то осуждением, то гневом и яростию, то сварами и другими премногими страстями. – Таковых часть будет с пятью юродивыми девами за то, что неразумно проводят все время свое – не обуздывают языков своих, не хранят чистыми очей своих и тел от похотей, и сердец своих от нечистот, и других вещей, плача достойных, потому что они нечисты, – довольствуясь одною одеждою льняною, которая есть только образ девства: почему лишаются и елея небесного для возжжения лампад своих; и Жених некогда не отворит им дверей чертога Своего, и скажет им, как сказал в притче девам юродивым: аминь глаголю вам: не вем вас ( Мф. 25, 12 ) (прп. Антоний Великий , 89, 52).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Снисходительность Уха своего не подставляй, чтобы услышать худое (о других), но будь снисходительно жалостлив к людям, и жив будешь (прп. Антоний Великий , 89, 114). Источник. ...Более сильным надобно щадить имеющих нужду в пощаде, как немощные члены, и таким образом исполнять долг духовной любви. Ибо и нога в теле не восстает против руки, не принуждает ее к своим делам, и целая рука не накладывает на мизинец тяжести своей работы: но каждый член действует тою силою, какую получил от природы, поддерживая члены слабые. Когда такой порядок будет соблюдаться в обществе духовном, тогда окажется, что мы поистине тело Христово, и уди от части ( 1Кор. 12, 27 ), всегда сохраняющие стройное согласие и безмятежное единение друг с другом... (свт. Василий Великий , 9, 387). Подражай в образе жизни святым – кому в благоговении и страхе Божием, кому в смиренномудрии, кому в самоуничижении и самоосуждении, кому в безмолвии, кому в кротости... кому в приятности обхождения, приветливости и снисходительности... (прп. Ефрем Сирин , 90, 442–443). Будь справедлив в снисходительности: находишься ли в пути, или на корабле, или в келье; живешь ли вместе с юным или со старцем. Трудись с ведением и рассуждением, чтобы ничего не пропало из сделанного тобой (прп. Ефрем Сирин , 30, 493). Источник. ...Взирай на тех, которые со страхом и доброй совестью служат Господу, и их подражай жизни... Я говорю тебе это не как выдающий себя за праведника и неукоризненного в делах, потому что осуждены дела мои и исполнены бесчестия. Напротив того, привел я себе на память... каким опасностям подвергаются новоначальные от недозволенного обращения с другими и от нерассудительной снисходительности... (прп. Ефрем Сирин , 32, 67). Если ты ни в чем не виновен перед Богом и ничем не заслужил наказания, то не имей сострадания и к тем, которые виновны перед тобою. А если сознаешь себя виновным перед Богом, то оказывай снисходительность и сам, потому что у Бога милость взвешивается милостью (свт. Григорий Богослов , 16, 206). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010